Полная версия
Народные предания и первая Киевская Русь
А темъ часомъ Канышъ-Царь приказалъ скотину резать да въ воду кидать, чтобъ нигде враги не могли напиться. А то вышлетъ козаковъ конныхъ, те поскачутъ, врага подразнятъ, а коли врагъ выскочитъ, за нимъ погонятся, побегутъ, остановятся, на врага кинутся, а изъ кущей пешіе бегутъ, подъ конь враговъ кидаются, черева конямъ портятъ! И летятъ враги головой на земь, а имъ Деды наши шеяки режутъ, а имъ Пращуры руки, ноги рубятъ! Испугался Дурь-Царь, что нигде войны нету, а что кажный день людей убиваютъ, что ни спать, ни отдыхать некогда, а ни есть, ни пить нигде нету. Повернулъ Дурь-Царь войско свое несметное, пошелъ назадъ, на полудень Руське, а тутъ Деды за нимъ, а тутъ Пращуры вдогонъ, и уже не бояться, уже близко гарцують, а войны все нету, битвы неякой, а такъ все герци да герци, да посмешище, да носы показують Царю Дурю издалека. Разозлился Царь Дурь, приказалъ стрелять, а Деды-Пращуры пули16 въ дохлятину намочили, да какъ выстрелютъ разъ, кого ранили, тотъ и померъ на другой день! Какъ и не было!
Пошли Вайлы Царя своего покидать, почали сами бежать съ Земли Руськой, а Деды ихъ бьють, а Прадеды ловять, руки-ноги ломають, мертвечиной кормлять! Побежалъ самъ Дурь-Царь назадъ, до Земли своей, а тутъ Деды наши, Прадеды, степы запалили да огнемъ его, Царя-Дурія того, какъ свинью къ Рождеству, осмалили добре, ажъ волосья на немъ погоріли совсемъ. Покидавъ Царь Дурь станъ свой съ вояками, забралъ конницу да самъ съ ней и потекъ, поскорей, поскорей, на полудень, будто за нимъ самимъ тысяча чертовъ на коняхъ злыхъ прогонялася! Побіжалъ Дурь-Царь, вояковъ бросилъ, а те возы покидали, добро разное, ноговици свои поскидали да бегли, валенки съ головы сдирали, кидали назадъ, побросали свои глечики, сброю свою, якъ могли, тикали, еле дышали.
А Канышъ-Царь на возу сидитъ, кнышъ естъ, а коли ведутъ къ нему полонъ большой, говоритъ такъ Дедамъ нашимъ: «Добре, добре! А то – дело ваше пришло. Мое дело уже ушло. Накормите ихъ, напойте, домой пустите, пускай они Дуря-Царя дома приголубять! А мое дело – войну кончилъ да за кнышъ! А чего жъ больше? Гэй, хлопце! Пива дай! Тащи меду жбаникъ, гусятины, поросятины! Канышъ-Царь войну кончилъ? Выпить надо! Эге! Добре пиво! Поздоровъ, Боже!» Сидять полонники, едять, пьють, Каныша хвалять, а Дуря-Царя клянуть, щобъ ему ни дна не было, ни покрышки, дурню такому! Да еще пьють, едять, да домой, на полудень собираються.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Т.е. поэтический.
2
Тиражом менее 100 экз.
3
И другие, всего 22 тома.
4
На основе издания 1990 by Mrs. J. Mіroluboff, Heіnrіchsallee 35, Aachen, West Germany.
5
В др. месте – Ойрази.
6
В Веде Словена это Край-Земля, т.е. «Страна на краю».
7
Санскр. река.
8
Мануш (санскр.) человек (от «ману» думающий, мудрый, умный; Ману).
9
Ки́шка (малорус. / укр. кі́шка – кошка) – Кишка (букв. Кошка), Дед
10
Т. е. Предков.
11
Т. е. Предки.
12
Т. е. Предков.
13
Имя, похоже, греческое или грецизированное.
14
Т. е. Предки.
15
Т. е. Предками.
16
Т.е., конечно, стрелы.