bannerbannerbanner
Власть и государство при социализме и при капитализме
Власть и государство при социализме и при капитализме

Полная версия

Власть и государство при социализме и при капитализме

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Власть и государство при социализме и при капитализме


Андрей Николаевич Яшник

© Андрей Николаевич Яшник, 2020


ISBN 978-5-4498-9007-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Если есть теория, то можно анализировать прошлое, оценивать настоящее и прогнозировать будущее, а если её нет, то вспоминать прошлое, наблюдать настоящее и мечтать о будущем

Аннотация

С разработкой «Общей теории экономических систем», «Теории социализма и капитализма», «Философии экономики социализма и капитализма» стало возможным на базе этих работ посмотреть, что представляет власть и государство в этих двух ОЭФ, что в них общего, а что разъединяет, и уже читателю придётся определять, какая (какое) из них лучше. В литературе, авторы, не владея теорией, рассматривают их с позиции «мне так кажется», в книге впервые они будут показаны в виде абстрактного представления как объекта исследования, – с которого начинается любая научная теория. Впервые раскрыто такое явление как «демократия» и показано, что она не имеет структуры, и будет существовать только при коммунизме. Рассмотрено соотношение власти и государства, «разделение властей» и выявлено, что форма власти при капитализме имеет аморфное состояние. Показано, что мировое и российское научное сообщество экономистов и философов имеют донаучное представление о власти и государстве, а в работе будет впервые разрешена эта проблема, поскольку каждое из них имеет своё внутренне строение и особенности. Сделана попытка с позиции современных научных представлений провести анализ работ В. И. Ленина «Государство и революция» и И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», что они сумели сделать, а чего не смогли. Приведены причины 37-х годов и победы в Великой отечественной войне. Почему страны Европы легли под фашистов, а советский народ под руководством ВКП (б) победил.

Книга будет полезна экономистам, философам, политологам и студентам, планирующим работать в государственных структурах.

Введение

Будем рассматривать власть и государство при различных общественно-экономических формациях (ОЭФ). В работе не ставится цель найти их лучшую, а просто посмотреть на эти два слова с позиции открытой автором теории социализма и капитализма, а именно, дать абстрактное представление этих явлений общественной жизни. Показать их сущность.

Власть – это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Из Википедии. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Не будем рассматривать и развитие понимания власти и государства в историческом аспекте – это можно найти в учебниках, например, «Происхождение власти» https://studfile.net/preview/967695/page:2/. Будем исходить из системного представление власти как ее трактовки в виде отношений между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При таком подходе внимание акцентируется на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. Эти отношения возникают в процессе производства материальных благ, а значит в процессе экономических отношений. Эти отношения изучаются такой наукой как теория экономики. Увы, современных «теорий» экономики насчитывается свыше 50 и есть ещё 11 направлений по разработке теорий экономики. Фундаментом, на котором базируются все эти теории, является набор слов: производство, распределение, обмен и потребление.

Не трудно представить происхождение этого фундамента. Представим: древнее племя завалило мамонта (в процессе производственных отношений), вождь (власть уже тогда) распределил добычу, между членами племени в зависимости вклада каждого, члены племени обменялись доставшимися кусками (у кого-то, возможно, болели зубы) и потребили. Как видим, древность этого фундамента восхищает и она, как известно, устраивает даже некоторых заведующих кафедрой «теория экономики» в ВУЗе – (из рецензии на статью автора).

Возможно, и не менее древним является введённое в обиход древнегреческим стратегом Периклом в изложении тоже древним историком Фукидом в его «Истории», выражение «демократия», что переводе с греческого языка звучит как «власть народа». И пошло гулять это слово по миру с различными определениями: демократия рабовладельческого строя, демократия феодализма, пролетарская демократия и в конечном итоге оно пришло к выражению коммунистическая демократия (что верно!). Однако, замечу сразу, что такое коммунистическая демократия, автор не знает.

Тоже относится и к государству, элементом которого является власть, рассуждения о котором, уходят в древность. Вот определение государства в Википедии.

Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация

публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». Есть ещё определение государства. « Государство – это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Государственность проникает во все отношения народа, в его нравы и сознание его граждан.

Собственно социальная субстанция немыслима без определенной сращённости жизни людей в государственном составе целого. А такая жизнь предполагает, чтобы личная добродетель стала в той или иной степени всеобщим мерилом собственно человеческого бытия. Основная сущность государства, в понимании Гегеля, может быть определена так: это конкретное единство эмпирически дискретного множества людей. Так, первое условие наличности государства есть существование человеческих индивидуумов. Без этой обычной и общедоступной видимости, наивно характеризуемой как «много разных отдельных людей», государство невозможно. Люди, входящие в него, ведут конкретно-эмпирическое существование; они подвержены принципам пространственного разъединения, изменчивости во времени и природной необходимости». https://fil.wikireading.ru/63593

Такое длинное цитирование понадобилось затем, чтобы показать, из чего в, общем, состоит государство, ведь можно было ограничиться просто – государство – это «много разных отдельных людей». Эта выдержка – одна из многих, показывает, что государство – это сложнейшая конструкция. Наука же предполагает, чтобы были показано из всей этой сложности, абстрактное представление власти и государства как объекта исследования. Причём и при социализме, и при капитализме, ибо, как было заявлено в самом начале – они разные.

Поэтому вначале будут рассмотрены философские проблемы власти и государств обеих общественно экономических формаций. Разберёмся с такими явлениями как демократия – «власть народа». Поскольку сущностью государства является «много людей», а уже из этих людей «вырастает» власть, то попытаемся понять, имеет ли сущность – элементы и связи между ними, демократия. Разобравшись с этим, определим демократию в жизни общества, не отбрасывая её, а используя то, что накопило человечество за пару тысяч лет её существования только уже в другом контексте. При этом будем опираться на работы автора, как в философии, так и в теории экономики, которые позволили впервые разрешить кризис в экономической теории и впервые разработать философию не абстрактной экономики, которая строилась на фундаменте производство, распределение, обмен и потребление, а философию экономики социализма и капитализма.

Далее будем разбираться с сущность государства и покажем, что сущностью государства и при капитализме, и при социализме является народ, а отличие этих сущностей рассмотрим, опираясь на пирамиду потребностей Маслоу и на результаты исследований профессора ТвГУ Ю. И. Шорохова. Получается, что сегодня (и уже 30 лет) в Российских Вузах и школах готовят студентов и школьников эгоистов, людей, работающих только в интересах получения максимальной прибыли себе любимым и готовых нанести ущерб другим (конкуренция). При этом забываем, что сегодняшние школьники и студенты – это завтрашние строители, инженеры, преподаватели, а послезавтра среди них есть и Президент страны, и Председатель правительства. На этой основе рассмотрим известное выражение К. Маркса – «общественное бытие определяет сознание». Оно справедливо для капитализма, а для социализма должно читаться наоборот. Именно в таком его порядке, оно явилось глубинной основой, наряду с наличием партии (ВКП (б)), победы СССР в Великой отечественной войне. Государства Западной и Центральной Европы, где был капитализм, и действовало Марксово выражение, «легли» под фашистскую Германию максимум за 40 дней. По мнению автора, именно в такой трактовке не рассматривались причины победы СССР в Великой отечественной войне и проигрыше всех остальных.

Определившись с основными философскими понятиями власти и государства, перейдём к их основным составляющим. При этом исследователи часто социализм в СССР и Китае определяют как «государственный капитализм». Покажем, что это просто фейк и безграмотность исследователей. Наряду с «государственным капитализмом» так же будут рассмотрены вопросы соотношения власти и государства. При этом будет использована теория нечётких множеств и будет построена функция принадлежности соотношения власти в государстве. Будут рассмотрены вопросы о собственности при социализме, о кризисах, коррупции и о партиях в государстве. Будет показаны место и роль партий в экономике при социализме и капитализме и раскрыты причины не понимания многими философами, экономистами и политологами места и роли партий в жизни общества.

Дальше рассмотрим, какие есть мифы о государстве и в частности такой миф как «социальное государство». Будут приведены устройства (структуры) социалистических и капиталистических государств и рассмотрены вопросы управляемости в таких государствах. Нам везде говорят, что в государствах существует разделение властей и это идёт со времён средневековья – Ш. Монтескье. Попробуем понять, что это такое в социалистическом и капиталистическом государствах. Впервые будут представлены формы власти при социализме и при капитализме, а также устойчивость власти в разных формациях. Тут же в конце будут даны определения, что такое социализм, и что такое капитализм.

Затем перейдём непосредственно к проблемам роста российской экономики, которые автор рассматривал, раньше занимаясь анализом взглядов различных и не последних экономистов в России. Это таких как А. Л. Кудрин, С. Ю. Глазьев, Е. Т. Гурвич. В России почти каждый год проходили экономические форумы как в регионах – Красноярск, Петербург, так и в Москве. На них поднимались вопросы экономического роста, но их участники ни к чему не приходили, вплоть до того, «роста нет, и не надо» (Красноярск). Что удивительно, собирались тысячи людей, абсолютно не владеющих современной теорией экономики, и заключавших миллиардные контракты. Тогда – это были просто сорочинские ярмарки, но с громким названием. Будет так же рассмотрено то, о чём на форумах не говорилось – об экономических платформах, о малых и средних предприятиях и проч.

Затем автор по-другому взглянул на итоги развития экономики в России за 20 лет. К счастью ему не пришлось искать это по различным статистическим сборникам – это сделал Е. Т. Гурвич. Автору пришлось только анализировать итоги и в частности понять, откуда произошло изречение, что государство не эффективный собственник и согласится с либеральными экономистами, что при той структуре экономики, которая существует в России, они правы. Если экономикой государство не управляет, то оно не эффективный собственник. Затронут вопрос, что делать и куда двигаться России.

В какой-то мере разобравшись с властью и государством в рамках одной страны, будут рассмотрены место и роль России в мирохозяйственном комплексе. Будет приведено абстрактное представление этого комплекса. Если место России – её географическое положение задано «свыше», то роль ещё надо добыть, предлагая что-то новое для мирового сообщества. В конце будет рассмотрен бичь экономики – это рынок ценных бумаг и предложен вариант его реформирования с целью понудить его работать на экономику cтраны.

С позиции теории социализма и капитализма будет сделана попытка рассмотреть работы В. И. Ленина «Государство и революция» и И. В. Сталина «Экономические проблемы экономики В СССР». Некоторым проблемам поднятым в этих работах будет дано научное обоснование. Будут рассмотрены вопросы прекращения в СССР изучения теории социализма, а также рассмотрены события 1937 г. с позиции необходимости защиты страны от надвигающейся войны. Последующие исследования советских, а затем и российских учёных не продвинулись в области открытия законов капитализма и социализма. Они сосредоточились на переписывании работ К. Маркса и В. И. Ленина в этой области. В конечном итоге будет сделана попытка ответа на вопрос – является ли марксизм-ленинизм теорией.

В книге нет заключения, автор считает его лишним. Если кому-то что-то надо найти, то открываете оглавление, находите интересующий Вас вопрос, затем страницу и читаете.

1.Философия власти и государства при социализме и при капитализме

Практически все современные философские рассуждения о власти и государстве начинаются с анализа высказываний на эту тему древних философов: Конфуция, Платона, Аристотеля, Монтескье и так до современных философов из Института философии РАН. К этому же периоду относится и внедрение в сознание человека (древнего грека) такого понятия как «демократия», что в переводе на современный язык звучит как «власть народа», т. е. эти пары («власть и государство» и «власть народа») как бы развивались параллельно.

Однако все их рассуждения на эту тему не опирались на какую-либо теорию в классическом понимании этого слова (абстрактное представление объекта исследования), а отображали наблюдаемую ими объективную реальность. Сейчас другие условия решения данной проблемы, а именно разработаны:

: «Основы теории экономических систем»,

Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing

(2014-10-21). 80 с. – ISBN-13: 978-3-659-60735-6

https://www.ljubljuknigi.ru

«Проблемы федерализма и пути их решения»

(идеология, религия, экономика),

Издательство ридеро, 2017. 238 с. ISBN-978-5-4483-5316-1

«Теория социализма и капитализма»

Издательство ридеро, 2017. 276 с. ISBN-978-5-4490-1265-4

«Философия экономики социализма и капитализма»

Издательство ридеро, 2019. 291 с. ISBN978-5-44966647-5

Появление этих работ привели к разрешению проблемы кризиса в теории экономики. Были предложены абстрактные представления экономик социализма и капитализма и соответствующие им государств. Поскольку они относятся к любым государствам на Земле, то теперь наука располагает законами развития экономик и устройства соответствующих государств. С позиции философии, то разрешена проблема множественности экономических законов и теорий (свыше 50 – ти), которые и были тормозом в её развитии.

Следовательно, получены всеобщие закономерности, которым подчинены развитие общественно экономических формаций, мышление человека и процесс познания. Поэтому разрешение проблем всеобщих закономерностей развития власти и государства, которые являются элементом указанных общественно экономических формаций, является актуальной. Однако, прежде всего разберёмся с таким тысячелетия существующим понятием как демократия – «власть народа», поскольку название нашей работы «власть и государство».

1.1. Сущность «власти народа» – демократии

О «власти народа», что в переводе на греческий язык «демократия», говорят на каждых выборах, в каждом СМИ, в конечном итоге с каждого динамика. Казалось бы, что нового можно добавить в разрешение проблемы власти народа. Поскольку первым словом в названии книги стоит слово «власть», то и рассматривать начнём именно с власти. Причём именно с «власти народа» – демократии. Однако если о проблеме говорят 2500 лет, значит, в этой проблеме что-то есть и с ней надо разобраться. Реально нет в мире государства, в котором не было бы власти. Значит власть – это объективная реальность, которая отражается в сознании человека.

Вот как о ней говорили древние греки: «Мы живем свободною политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и которые, будучи не писанными, влекут (за нарушение их) общественный позор».


Уважаемый читатель, когда это было сказано? Ответ – две с половиной тысячи лет тому назад. Это выступление знаменитого греческого стратега Перикла (490—429 гг. до н. э.) на могиле молодых лакедемонян погибших в начале Пелопонесской войны.


Теперь снова возвратимся вглубь веков. Да, в греческих городах – полисах собирались свободные граждане, которые избирали своих правителей. Как гласит история ходили на эти выборы немногие, до 30%, а в наше время, чтобы избрать власть достаточно явки 20—25%. Увы, история не сохранила нам избирательные технологии древних греков. Хотя и тогда была такая технология как изгнание из города «инакомыслящих» путем преданию их остракизму. Тех, кто не ходил на выборы и собрания, но имел право голоса, называли «идиотами». Были в древней Греции и рабы, которые работали на свободных граждан и обязаны были давать в суде показания только под пытками. Следовательно, уже древние одних считали демократами, а других никем. Много ли было среди свободных граждан грамотных – нет, таких было не много. В общем, как и греки, так и весь древний мир был не очень грамотным. Во власть же избирали естественно грамотных и умных, хотя и по- своему.

Следовательно, уже в древности возникла необходимость объяснять с одной стороны, почему у власти должны быть грамотные и богатые, а с другой, что они избраны всем народом, представляют интересы народа и равны избравшему их народу. Для справедливости следует отметить, что иногда избирали и простых (это когда выборный орган входило до500 человек) граждан и им даже жалование платили. Время требовало найти способ убедить народ, чтобы он поверил, что это его власть, она его представляет. Поэтому возникновение демократии связано, прежде всего, с необходимостью донесения до человека как мыслящего индивида, видимость окружающей действительности. Человек, отправляясь от анализа


фактов, доступных непосредственному восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Воспринимая реально то, что у власти находятся грамотные и богатые люди, человек, за счёт только ему одному присущего мышления должен был воспринимать, что так и должно быть.

Для полноты картины приведём современное понимание всех атрибутов демократии.

Признаки (принципы) современной демократии:

– демократия опирается на идеи свободы, равенства и справедливости. Гарантирована защита прав и свобод государством, признается верховенство закона над всеми гражданами;

– народ признается источником власти. Власть осуществляется для народа и от имени народа; принцип равноправия всех граждан, т. е. равные возможности для участия в политической жизни;

• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Большое влияние на общество оказывает власть интеллекта и власть средств массовой информации (СМИ);

• принцип оппозиции. Граждане могут противостоять власти: организовывать оппозиционные партии, агитировать и популяризировать свои взгляды;

• принцип политического плюрализма. Плюрализм (от лат. множество) допускает множество различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;

• принцип гласности и выборности. Гласность – открытость и подконтрольность действий государства и государственных органов. Выборность – граждане могут участвовать в выборах на основе всеобщего, прямого, равного голосования.

Ценности демократии – это человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. Высшей ценностью демократии является человек, его права и свободы. Права и обязанности бывают: уполномочивающие (право на труд, на отдых, на образование); обязывающие (гражданские и трудовые обязанности); запрещающие.

Институты демократии – формы демократии, с помощью которых реализуются ценности и принципы демократии: выборность государственных органов и главы государства; их ответственность и подотчетность перед избирателями; сменяемость после истечения срока полномочий.

Выборы – избирательный процесс. В результате выборов народ голосует за кандидатов в выборные государственные органы (Государственную Думу, на пост Президента). Избранные в результате выборов кандидаты должны осуществлять волю народа и способствовать благоденствию страны и общества.

Избирательное право – право всех граждан (с 18 лет) участвовать в выборах независимо от их пола, расы, национальности и вероисповедания. Не могут участвовать в выборах лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, или граждане, признанные недееспособными.

Политическая активность – участие граждан в политической жизни (в партиях, в выборах, референдуме). Важным достижением демократии является референдум – голосование всего населения страны за принятие важнейших законов.

Это взято из http://www.k2x2.info/obshestvoznanie/obshestvoznanie_shpargalka/p45.php

Вот собственно, зачем и была придумана «демократия» – то в чём должен верить конкретный человек за счёт своего, высшим образом организованной материи – мозга. Назвать тем то, чем в принципе оно не является и его невозможно представить в виде некоторого объекта. Демократия существует, как бы виртуально она как бы есть и её как бы нет.


Это слово настолько древнее, что оно родственник таких религий как даосизм, брахманизм, зороастризм и уж старше таких «молодых» религий как христианство и ислам. Если за ранними верованиями стоит либо светлое, либо темное, а в более поздних верованиях уже нечто, что имеет облик человека. Демократы же верят в народ, собственно даже не в народ, а в то, что источником власти является народ, власть должна в государстве представлять народ и защищать некие демократические ценности. Тем не менее, они – демократы, защищая власть, как правило, все время ее критикуют.


Тогда возникает законный вопрос – зачем слово «демократия» надо переводить прямо «народовластие». А если так не поступать? Тогда это загадка. Если говорим, например, висит груша – нельзя скушать. Понимаем, что это лампочка, но не начинаем же обсуждать, что это – стекло, можно порезаться и вообще это не съедобный предмет.


Ведь и власть не представляет весь народ, а только его часть – хватит и 25% как и у древних греков. В тоже время власть пытается убедить, что она народная, она от народа и это ей, в общем, то удается. Во власти всегда умные, грамотные люди, а иногда даже и честные, преследующие им одним известные цели. В демократию многие верят, а другие, что у власти, понимают, что надо поддерживать эту веру. Так что же такое «демократия»?


Дальнейшие рассуждения о демократии без определения, что под этим понимается, снова и снова приведут к анализу политических и экономических ситуаций в нашей ли стране, или в какой либо другой. Однако как раз от этого хотелось бы и уйти. Это можно сделать только в том случае, если уйдем от прямого включения в определение перевода этого слова с греческого. Следовательно, имеется тысячелетняя история, ценности, принципы, в нее верят многие люди, распространение по всему миру. Отбросить это просто так тоже нельзя. В свете сказанного определим демократию как РЕЛИГИЮ ПРОСВЕЩЕННЫХ. Если перейти к современности, то это четвертая мировая религия, стоящая над первыми тремя – буддизмом, христианством и исламом. Причем она мирно уживается со всеми (хотя это и довольно условно). Она в себе не имеет облика человека, как бы восходит к еще более древним религиям и носит скорее ритуалистическое, философское и можно сказать аскетическое направление. Хотя у нее и нет явно выраженных ритуалов и других атрибутов, присущих всем другим религиям. Зато у нее есть некие демократические ценности, которые она, как и другие религии стремиться проповедовать, насаждать, внедрять – это уж как кому нравится. Вот, что еще характерно, люди, верящие в демократию, «настоящие демократы», как правило, не верят ни в какую другую религию. Другие же, будучи верующими – верующими в одну какую-либо религию, наоборот считают себя и «демократами». В этом сила демократии как религии. Способность её стоять над другими религиями и быть в других.

На страницу:
1 из 5