bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 31

Вершина Великой революции. К 100-летию Октября

(под редакцией Бориса Славина и Алесандра Бузгалина)

Библиотека журнала «Альтернативы»


© Коллектив авторов, 2017

© ООО «ТД Алгоритм», 2017

* * *

Предисловие

О чем эта книга

Читатель, у тебя в руках книга, посвященная 100-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Ее авторы – известные современные обществоведы: историки, философы, экономисты, политологи, как правило, разделяющие взгляды современного критического марксизма. А это означает, что они оппонируют в данной книге не только разным представителям современной буржуазной науки, но и сторонникам так называемого догматического марксизма, господствовавшего долгое время в советском обществе. В эту книгу также включены статьи и фрагменты из работ выдающихся творцов Октября, известных современников революции и мыслителей постреволюционного советского времени.

Желающие прочитать эту книгу смогут познакомиться в ней с теорией революции, политическими взглядами предшественников Российской революции и социализма – Герцена и Чернышевского. Они смогут также прикоснуться к творчеству великих основателей научного социализма Марксу и Энгельсу, понять их мировоззрение и взгляды на такой уникальный исторический феномен, как «русская община». В частности, они получат их однозначный ответ на вопрос: был ли у нее исторический шанс дожить до общества реального социализма?

Во многом разделяя ленинское видение социалистического характера Октябрьской революции, авторы книги уделили должное внимание выяснению ее идейных предпосылок и своеобразия социальных движущих сил. В этом смысле они стремились обосновать и показать сложную диалектику перерастания Февральской буржуазно-демократической революции в Октябрьскую социалистическую революцию, ставшую вершиной или апофеозом единой Великой российской революции, включившей в себя фактически три социальные революции первых десятилетий XX века. Авторы книги считали своим долгом обязательно познакомить читателя со взглядами на эту революцию таких выдающихся мыслителей и политических деятелей, как Плеханов, Ленин, Троцкий, Люксембург, Мартов, Грамши и др.

Статьи и материалы книги призваны воссоздать противоречивую картину не только революционных событий, но и постреволюционных десятилетий советской истории. Мы стремились преодолеть характерные крайности её современных трактовок, представленных сторонниками либеральных, консервативных и сталинистских взглядов, которые, будучи формальными антиподами, сходятся в том, что социализм и сталинизм по сути одно и то же. Только либералы такой «социализм» низвергают, а ортодоксы – возвеличивают.

Отсюда пристальное внимание авторов к освещению борьбы Ленина со Сталиным за научное понимание становления демократической модели социализма и связанной с ней критикой бюрократизма, приведшего к зарождению и становлению диктатуры бюрократии в СССР. В этой связи в книге воспроизводятся малоизвестные тексты лидеров левой и правой оппозиций, работы таких полузабытых, но ярких политических представителей большевизма, как Мартемьян Рютин и Федор Раскольников.

В то же время авторы книги убеждены, что сталинский тоталитаризм, как бы ни хотели этого некоторые историки и идеологи, не может заслонить и тем более подменить собою всю сложную и противоречивую советскую историю. Он лишь часть этой истории, притом такая ее часть, с которой постоянно вели борьбу преданные идее социализма советские люди, где бы они ни находились: на воле или в ГУЛАГе, в стране или за границей. История в их лице, конечно, одержала моральную победу над сталинизмом.

Бюрократическая модель власти была антиподом социализма, но для того, чтобы закрепиться в советской действительности, она была вынуждена приватизировать, а иногда и защищать явно противоречащие ей ленинские идеи и те завоевания Октября, которые на деле были первыми живыми ростками социализма и коммунизма. Эти «ростки» проявлялись в ходе Гражданской войны, присутствовали как уклад в экономике, воплощались в массовом социальном и культурном творчестве 1920-х годов, зарождались в коммунистических субботниках и на комсомольских стройках 1930-х, 1950-х и 1960-х гг., реализовались в победоносной войне с фашизмом и в решениях XX съезда партии, нанесших первый удар по сталинизму. Их можно наглядно увидеть в политике «оттепели» и деятельности «шестидесятников», в советской космической эпопее и даже в противоречивых явлениях застойного времени, наконец, в непонятых и недооцененных до сих пор демократических преобразованиях перестройки, которую часто отождествляют с «постперестроечным» временем с его «шоковой терапией», приведшей к абсолютному обнищанию большинства советских людей.

Советская история – это не только результат острой политической борьбы различных социальных сил, вышедших из революции. Она представляет собой огромное поле возникшей после революции уникальной советской культуры, ставшей зеркалом выдающихся достижений советского народа, его побед и трагедий. Авторы книги стремились показать, что советская культура в ее лучших проявлениях раскрывает величие того социального проекта, у истоков которого стояла Октябрьская революция, впервые поднявшая к свободе и социальному творчеству миллионы простых людей.

Советская культура потому и вошла в мировую культуру, что глубоко и блестяще отразила эти невиданные раньше новые явления и процессы постреволюционной эпохи. По справедливому мнению одного из авторов книги – философа культуры Людмилы Булавки-Бузгалиной, эта культура стала «идеальным» проявлением того принципиально нового общества, которое создавалось борьбой и трудом советских людей. Это был их настоящий исторический подвиг. Именно этих людей нынешние псевдолибералы, по известным идейным причинам, презрительно называют «совками». Но суть дела в том, что без этих «совков» не было бы ни поэмы «Двенадцать» А. Блока, ни многих произведений М. Горького, ни стихов В. Маяковского и С. Есенина, ни «Тихого Дона» М. Шолохова, ни произведений И. Бабеля и А. Платонова, ни «Броненосца Потемкина» С. Эйзенштейна, ни песен военных лет, ни «Теркина» А. Твардовского, ни правдивой лейтенантской прозы о войне, ни таких кинофильмов, как «Чисто небо», «Девять дней одного года», «Летят журавли», «Коммунист», ни пьес В. Розова, М. Шатрова и А. Гельмана, ни скульптур В. Мухиной и художественных полотен Б. Неменского, ни фантастических романов И. Ефремова, ни философских произведений М. Лифшица и Э. Ильенкова. Отсюда понятно, что совсем неслучайно гуманизм советской культуры и литературы, ее жизненная правдивость и идейная направленность притягивают сегодня к ней множество людей в России и за ее пределами.

Книгу завершают тексты, посвященные анализу уроков и современному прочтению Октябрьской социалистической революции. Читатель в этой главе снова возвращается к анализу и пониманию этого поистине эпохального события в мировой истории. Здесь читатель найдет глубокую и прозрачную по форме статью известного философа – эстетика Михаила Лифшица о нравственном значении Октябрьской революции, познакомится с мнением современных зарубежных историков и философов о влиянии этой революции на развитие современного мира, прочтет дискуссионные статьи о социальной природе СССР и критике тех исследователей и идеологов, которые пытаются всячески умалить значение исторических завоеваний Октябрьской революции и советского общества.

Подчеркнем, главной темой данной книги является выяснение реального исторического смысла и характера Октябрьской революции. В этой связи хочется особенно привлечь внимание читателя к острейшей сегодня проблеме: растущей мифологизации этой поистине Великой революции, которая все чаще воспроизводится во многих устных выступлениях и письменных текстах ее идейных противников.

Одним из ее проявлений является утверждение об устарелости и, следовательно, неактуальности темы Октябрьской революции в современную эпоху. Однако, вопреки этому мифологическому утверждению, уже сама подготовка наступающего 100-летнего юбилея Октября показывает, что вопросы смысла и значения этого великого события в истории страны и мира не только не устаревают, а, напротив, становятся все более актуальными. Даже официальная российская власть сегодня вынуждена по-своему реагировать на это событие, организуя соответствующие выставки, «круглые столы» в центральных музеях и других залах Москвы и России и участвуя в их проведении. Правда, в отличие от советского прошлого, идеология этих акций подчас направлена на то, чтобы идейно приуменьшить или даже дискредитировать это великое событие в общественном сознании людей. Но тем важнее вся та работа, которую делали, делают и будут делать сторонники красной линии, в том числе авторы этой книги, в прздновании этой даты.

Характерной чертой дискредитации Октября выступает и подмена ее научного понимания еще одним мифом, имеющим сегодня широкое распространение. Так, в последнее время особенно частым является утверждение, что России якобы всегда была нужна эволюция, а не революция. Эту мысль сегодня разделяют не только отдельные историки, но и многие известные политики. Вот лишь некоторые их фразы: «Нам нужна эволюция, а не революция» (Г. Явлинский); «лимит на революции уже исчерпан» (Г. Зюганов); цикл смены революций и контрреволюций «закончен», в будущем «не будет ни революций, ни контрреволюций!» (В. Путин) и т. д. Тем не менее, несмотря на известный высокий статус авторов подобных высказываний, последние не выдерживают объективной научной критики.

Дело в том, что развитие вообще и историческое в особенности не может обойтись без революций, которые являются необходимым условием радикальных изменений в обществе. Эволюция в живых и общественных системах всегда содержала и содержит внутри себя революционные моменты, благодаря которым и происходят качественные изменения биологических и социальных организмов. Одним словом, мыслить эволюцию без революции невозможно ни в биологии, ни в обществе.

Не менее часто сегодня можно слышать высказывания о том, что Октябрьская революция на самом деле была не великим историческим событием, а «настоящим преступлением» большевиков. Об этом постоянно говорят многие либералы, консерваторы и воинствующие национал-патриоты, доказывающие якобы «незаконный» и «нелегитимный» характер «Октябрьского переворота» и Советской власти. Что можно сказать по этому поводу? Только одно: любая крупная социальная революция есть нарушение законов прежней власти, но от этого она не может считаться преступлением, ибо в ходе такой революции прежние законы лишаются главной основы легитимности – массовой поддержки народа. Напротив, подлинная социальная революция, в отличие, например, от так называемых «цветных революций» и различных «майданов», всегда легитимна, ибо получает поддержку абсолютного большинства граждан страны. Именно таким явлением и стал Октябрь 1917 года, утвердивший Советскую власть, которую поддержало абсолютное большинство российского народа. Причем эта поддержка была не только политической: позднее Советскую власть защищали с оружием в руках миллионы рабочих и крестьян в Гражданской войне. Такова правда истории, и ее невозможно изменить никакими мифологемами и фальсификациями.

В настоящее время особенно распространен миф о том, что Октябрьская революция была не революцией, а простым «переворотом» кучки заговорщиков, являющихся агентами германской либо англо-американской разведки. Сюда же относятся утверждения о том, что Ленин якобы делал революцию на немецкие деньги, а Троцкий выполнял указания американо-сионистского капитала. И это говорится о людях, которые были наиболее радикальными противниками капитализма и национализма, о революционерах, чьи идеалы определялись коренными интересами трудящихся России и всего мира.

Данный миф сегодня активно навязывается общественному мнению многими историческими передачами по ТВ, хотя он давно опровергнут серьезными отечественными и зарубежными учеными. (См. работы Р. Кеннана о коллекции Сиссона, Г. Соболева о тайне немецкого золота, В. Логинова о записках Платтена и др.) Не обошли его своим критическим вниманием и авторы данной книги, показавшие полную беспочвенность таких утверждений. Заметим в этой связи: сторонники этого мифа, считающие себя, как правило, патриотами России, не понимают, что подобными утверждениями они сводят роль русского народа в истории до уровня простой марионетки, которой можно крутить кому угодно и как угодно. Чего стоит тогда их патриотизм?

Октябрьская революция, конечно, не заговор и не переворот кучки левых экстремистов или зарубежных агентов, а мощное народное действие, стихийно возникшее и, по сути своей, не зависевшее ни от отдельных вождей, будь они семи пядей во лбу, ни от партий, ни даже от желания отдельных классов. Еще Маркс говорил о том, что ни одна революция не может быть совершена партией, она совершается только народом. Аналогичную мысль неоднократно высказывал и Ленин, предостерегая: «Одной из самых больших и опасных ошибок коммунистов (как и вообще революционеров, успешно проделавших начало великой революции) является представление, будто бы революцию можно совершить руками одних революционеров»[1].

Октябрьская революция была бы невозможна, если бы к главному ее творцу – пролетариату, составлявшему активное, но меньшинство российского общества, не присоединилось крестьянство – пусть относительно пассивное, но большинство населения страны, если бы его не поддержала значительная часть «разночинной» интеллигенции и выдающихся деятелей науки и культуры, если бы на ее защиту не встали солдаты и офицеры России. Вот почему любые разговоры о том, что Октябрь породили какие-то революционные экстремисты, отдельные «инородцы» или зарубежные агенты, не стоят и гроша.

Могут сказать, что Октябрьская революция называлась «переворотом» у самих революционеров и что этот термин часто использовали в своих работах В. Ленин и Л. Троцкий. Согласимся: политический переворот был. Но означает ли этот бесспорный факт, что Октябрь 1917 года не был революцией? Конечно, нет. Если не вдаваться в языковые тонкости, революция – всегда переворот, но не всякий переворот – революция. Революция – это не только политический переворот, но и качественный сцоально-экономический и политико-идеологический скачок, ведущий к смене классов у власти, к смене общественного строя. Таким переворотом и была Октябрьская революция, впервые приведшая к власти на долгое время трудовые низы общества – рабочих и крестьян и связанную с ними интеллигенцию. В этом, в частности, и состоит ее величие и непреходящее историческое значение.

Еще раз подчеркнем: социальная революция тем и отличается от политической, что в ней происходит, как уже отмечалось, смена власти одного класса другим. Это положение чрезвычайно важно, без него нельзя ничего понять в социальной революции. Возьмите Великую французскую буржуазную революцию: мы увидим эту смену классов, когда власть аристократов-землеволадельцев была заменена властью буржуазии. То же самое мы видим в Октябрьской революции, где на смену буржуазно-монархической власти пришла власть рабочих и крестьян. Именно они, их Советы, взяли власть при помощи большевиков, и никакие последующие деформации советской власти не отменяют этого исторического факта.

Без классовой точки зрения невозможно понять социальное содержание революции. Что же касается политических революций, то ими в большинстве случаев оказываются именно перевороты, причем в узком смысле этого слоя – смены всего лищь политических элит в рамках одного и того же господствующего класса. Вот почему уже упомянутые «цветные революции» на постсоветском пространстве являются сугубо политическими революциями, по сути дела не более чем переворотами. Конечно, и в социальных революциях происходит смена политических элит, но элит, принадлежащих к разным классам. Любая революция по форме является политической, ибо ведет к изменению власти, но понять суть этой революции невозможно, не поняв, в чьих социально-классовых интересах она совершается.

Октябрьская революция была великой не только по своим социальным, но и мировым последствиям. Именно она открыла революционную эпоху перехода многих стран к социализму, породила в мире две социально противоположные системы, определившие ход исторического развития в XX веке, способствовала началу крушения колониальной системы и появлению новых стран «третьего мира».

Существует еще один давний миф, распространенный в свое время меньшевиками, – о том, что Октябрь на деле был не социалистической, а буржуазно-демократической революцией. На первый взгляд, это утверждение соответствовало действительности. Первые шаги Октября – «Декрет о мире» и «Декрет о земле», в основу которого был положен известный крестьянский наказ эсерам, – действительно были сугубо демократическими акциями, не выходящими за пределы требований буржуазно-демократической революции. Все так. Но, как известно, на этом Октябрьская революция не остановилась. Решив демократические задачи походя, она пошла дальше, утвердив Советы как власть рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, проведя национализацию земли, превратив в государственную собственность железнодорожный транспорт, наиболее крупные банки, заводы и фабрики, придав законодательные функции Госплану и т. д.

К сожалению, в наши дни, как и десятки лет назад, тезис о том, что это была, по сути дела, буржуазно-демократическая, а не социалистическая революция, снова и снова озвучивается в научной среде. Не будем долго останавливаться на этой проблеме: она достаточно подробно освещается во многих разделах данной книги. Отметим лишь один из аргументов данной точки зрения. Это аргумент о якобы исторической «неготовности России» к социалистическим преобразованиям. Сначала отошлем читателя к разбору этого аргумента у Р. Люксембург в ее полемике с К. Каутскими и у Ленина в его полемике с меньшевиками[2]. Здесь же отметим только одно: он связан с неверным пониманием самих предпосылок социалистической революции, что в свою очередь определяется вульгарно-экономическом прочтением марксизма, от которого в свое время отмежевывался сам К. Маркс.

На мой взгляд, исследователи, отказывающие Октябрьской революции в ее социалистическом характере, игнорируют тот неопровержимый факт, что она была одновременно способом решения двух исторических задач, а не одной. С одной стороны, она решительно доделывала до конца буржуазно-демократическую революцию, с другой – шла дальше, решая собственно социалистические задачи. Выступая по поводу четырехлетия Октября, Ленин говорил: «Но чтобы закрепить за народами России завоевания буржуазно-демократической революции, мы должны были продвинуться дальше, и мы продвинулись дальше. Мы решили вопросы буржуазно-демократической революции походя, мимоходом, как «побочный продукт» нашей главной и настоящей, пролетарски-революционной, социалистической работы. Реформы, говорили мы всегда, есть побочный продукт революционной классовой борьбы. Буржуазно-демократические преобразования – говорили мы и доказали делами мы – есть побочный продукт пролетарской, то есть социалистической революции»[3]. По его мнению, вожди международной социал-демократии так и не поняли «такого соотношения между буржуазно-демократической и пролетарски-социалистической революциями. Первая перерастает во вторую. Вторая, мимоходом, решает вопросы первой. Вторая закрепляет дело первой. Борьба и только борьба решает, насколько удается второй перерасти первую.

Советский строй есть именно одно из наглядных подтверждений или проявлений этого перерастания одной революции в другую»[4].

Можно было бы и дальше приводить ленинские слова о взаимоотношении двух видов революции в России, но и сказанного достаточно, чтобы думающие люди поняли, о чем идет речь.

Завершая Предисловие к данной книге, отмечу лишь ряд особенностей ее появления и изложения в ней основных исторических тем.

Инициатива ее написания возникла за три года до 100-летнего юбилея Октября. Она принадлежала ученым-единомышленникам: недавно ушедшему от нас известному экономисту Солтану Сафарбиевичу Дзарасову и его сыну Руслану Солтановичу, врачу-гуманисту и академику РАН Андрею Ивановичу Воробьеву, доктору исторических наук Зоре Леонидовне Серебряковой, дочери рабочего и ближайшего соратника Ленина – Леонида Серебрякова, наконец, автору этих строк.

Инициаторы создания данной книги несколько раз собирались вместе, обсуждая концепцию и план книги. Все сходились на том, что книга не должна быть догматичной, т. е. книгой, сделанной в устаревших, по сути дела, сталинистских традициях, часто основанных на фальсификациях исторических фактов и явлений. Напротив, она должна быть книгой творческой, т. е. представлять строго научную альтернативу и сталинистской версии Октября, и советской истории, и господствующим ныне различным либеральным и консервативным трактовкам Великой революции, искажающим ее изначальную подлинно народную природу.

В этой связи ее авторы стремились приводить как можно больше новых и малоизвестных фактов и принципиальных теоретических обобщений. Именно на таких идейных началах и был в итоге создан коллектив авторов данной книги. Тем не менее общее идеологическое единство авторов книги не означает полного тождества их научных взглядов. Между нами немало разногласий, ведущих нередко к взаимной полемике по конкретным проблемам истории революции и советского общества.

Уже в начале подготовки юбилейной книги ее инициаторы обратились к главному редактору журнала «Альтернативы» Александру Владимировичу Бузгалину с просьбой поддержать работу по созданию и возможной публикации данного труда. С его стороны эта просьба не только получила полную поддержку, но и превратилась в активное участие в ее создании. Так А.В. Бузгалин стал одним из реадакторов книги.

Книгу к публикации готовили не только два ее редактора, но и другие ученые, вошедшие в редакционную коллегию, где огромная работа была проделана ее ответственным секретарем Гульнарой Шайдулловной Аитовой.

Завершая Предисловие, повторюсь: структурно данная книга состоит из Предисловия, Введения, посвященного теории коммунистической революции, и пяти крупных разделов, связанных с освещением исторических предпосылок и важнейших революционных событий 1917 года. В ней также даются анализ и понимание основных тенденций советской истории, показаны ее крупные социально-политические завоевания и не менее значительные ошибки.

Помимо отдельных авторских статей в книге публикуется стенограмма научного «круглого стола», организованного А.В. Бузгалиным на тему «Великая Октябрьская социалистическая революция: предпосылки, природа, результаты».

Особо хочется отметить материалы, опубликованные под рубрикой «Слово творцам революции», в которой воспроизведены тексты из наиболее значимых работ видных революционных деятелей первой половины XX века. Эти тексты, на мой взгляд, помогут современному читателю не только лучше понять, но и почувствовать идейную и политическую атмосферу того неповторимого исторического и революционного времени.

В заключительной главе книги, как уже отмечалось, раскрывается идейное, политическое и нравственное значение Октября, его революционное влияние на жизнь трудящихся нашей страны и всего современного мира. Авторы книги уверены, что богатое наследие этого поистине эпохального исторического события будет еще долго вдохновлять трудящихся в их борьбе за полное социально-экономическое и политическое освобождение от власти олигархического капитала, несущего человечеству социальные и национальные конфликты, войны и разрушения.

В конце книги ее редакторы сочли уместным поместить Приложение, в котором дается Заявление редакции журнала «Альтернативы», посвященное столетнему юбилею Октября, а также впервые представлен для общественного обсуждения Проект Манифеста левых сил современной России «Время альтернатив».

Авторский коллектив надеется, что результаты его работы, содержащиеся в книге, найдут соответствующий отклик у коллег по научному сообществу, будут с интересом встречены представителями левых течений и организаций, а также широкой читающей публикой, проявляющей интерес к большим революционными событиями и дискуссионным проблемам отечественной и мировой истории.


Борис Славин

Введение

Алесандр Бузгалин

Революция. Очерк теории[5]

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

К. Маркс, Ф. Энгельс. «Манифест Коммунистической партии»

Революция.

Для меня это слово было и остается чем-то гораздо большим, нежели категорией социальной философии. Оно обращено не только к разуму, но и к сердцу. Оно есть импульс и вызов и для мысли, и для действия.

На страницу:
1 из 31