Полная версия
Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей
Танцы, музыка, театр, кино, живопись. Искусство в целом.
Свобода творчества.
Охрана авторских прав.
Запрет на разжигание расовой, национальной, религиозной и социальной розни.
Свободный допуск граждан к достижениям культуры.
Материальная поддержка творческих коллективов, важных для государства направлений искусства в форме грантов и прямого финансирования.
Государственный заказ на творческие работы в сфере искусства.
Содержание государством объектов культуры: библиотек, музеев, театров, детских творческих школ.
Спорт
Государство поощряет занятия спортом, содержит спортивные сооружения, обеспечивает бесплатную подготовку спортсменов к соревнованиям.
Занятия в спортивных школах, секциях и кружках до совершеннолетия бесплатны. Отказ от записи в спортивные секции не допускается.
Физкультура
Государство вводит обязательной производственную гимнастику на всех предприятиях, а также в организациях всех форм собственности на основе рекомендаций Минздрава по времени и количеству в зависимости от условий труда.
Задание 23. Философия Канта. Феномены и ноумены
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) считал, что познаваемы только явления – феномены (то, что мы видим, осязаем, например, цвет, вкус, образы вещей), так как они – произведения самого человека. Вещи сами по себе – ноумены (умопостигаемые вещи – то, что производит явления) не могут быть даны нам в опыте и поэтому непознаваемы. Например, мы видим свет разного цвета, но что такое электромагнитные волны мы не знаем. Мы их рисуем в виде синусоид, но что же там так колеблется, нам неизвестно. Мы чувствуем вкус соли. Даже знаем, что молекула соли состоит из двух атомов, а атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов, но в конце концов упираемся в наше незнание, и Кант оказывается прав.
Укажите феномены и ноумены в следующих отраслях знаний и деятельности.
Физика
Феномен: фотография пара по траектории полёта элементарных частиц в пузырьковой камере (см. снимки в учебнике физики). Ноумен: взаимодействие элементарных частиц.
Феномен: сближение физических объектов. Ноумен: гравитация.
Феномен: потёртая о ткань стеклянная палочка притягивает клочки бумаги. Ноумен: электрические силы.
Феномен: вращение генератора приводит к свечению лампочки. Ноумен: электромагнитная индукция.
Феномен: порошок железа на бумаге двигается металлическим предметом под бумагой Ноумен: магнитное поле.
Феномены: радуга. Ноумены: электромагнитные волны разной длины проходят через капельки дождя.
Феномены: звуки. Ноумены: колебания воздуха.
Феномен: мелодия. Ноумен: повторяющиеся сочетания ритмических колебаний воздуха.
Химия
Феномены: кучи различных веществ. Ноумены: совокупность большого количества молекул.
Феномены: сладость во рту. Ноумены: взаимодействие молекул сахара (фруктозы, сахарина и т.д.) с нервными окончаниями во рту.
Биология, зоология, ботаника
Феномен: растёт дерево. Ноумен: происходит деление клеток и реализуется генетическая программа.
Математика
Феномены: операции с числами и формулами. Ноумены: количественное измерение объектов мира.
Психология
Феномен: поведение человека. Ноумен: внутренний мир личности.
Педагогика
Феномены: поведение ученика, учителя и окружения. Ноумены: процесс обучения и воспитания.
Техника
Феномен: новое техническое устройство в действии. Ноумен: реализация замысла проектировщика.
Строительство
Феномены: здания и сооружения. Ноумены: замыслы архитектора.
Бизнес
Феномены: реклама деятельности банков и предприятий и их готовая продукция. Ноумены: реальные цели бизнесменов.
Политика
Феномены: политические программы партий, лидеров. Ноумены: реальные цели политических партий, лидеров.
Право
Феномен: законные действия правоохранительных, судебных и исполнительных органов. Ноумен: их реальные цели.
Феномен: писанные законы. Ноумен: общественные отношения выраженные в них.
Театр, кино
Феномены: то, что видит зритель на сцене или на экране. Ноумены: замыслы автора пьесы или сценария, режиссёра, актёров.
Феномены: фрукты, овощи, вино, помещения в кино и на сцене театра. Ноумены: бутафория (папье-маше, подкрашенная вода, картон, фанера и т.д.).
Музыка
Феномены: мелодии исполненные музыкальными инструментами. Ноумены: мелодии в голове музыкантов.
Танцы
Феномены: танцы, видимые зрителями движения. Ноумены: замыслы хореографа.
Живопись
Феномены: изображения на полотне, бумаге. Ноумены: образы в голове художника.
Спорт
Феномены: состязание спортсменов. Ноумены: состязания культур.
Физкультура
Феномены: движения занимающихся физкультурой. Ноумены: желание сохранить здоровье.
Задание 24. Философия Канта. Априорные формы
По Канту рассудок подгоняет явления под три априорных закона: а) закон взаимодействия субстанций; б) закон сохранения субстанций и в) закон причинности. Априорное (с лат. a priori – «от предшествующего») – это не врождённое, а знание, полученное до познания; знание, в котором никто не сомневается и оно воспринимается как аксиома. Например, студент принёс в группу пачку евро. Все просят показать, мол, ни разу не видели. Самого его попросили отвернуться. После просмотра он поворачивается – пачки нет. Все хором: «Надо же – испарились!» В это никто не поверит, в том числе и вызванный полицейский, который попросит вывернуть карманы, потому что все априори уверены: пачка находится в помещении (закон сохранения), её взял кто-то из присутствующих (закон взаимодействия) и поэтому её можно найти (закон причинности). Эта уверенность существовала ещё до начала проверки полицейским.
Априорные знания – это своеобразные очки, через которые познающий человек видит мир.
Укажите априорные формы в следующих видах познания.
Физика
В естествознания априорными могут быть разнообразные знания, добытые наукой и разделяемые большинством учёных. Они выступают как аксиомы для последующих выводов из данных опыта. Например, при бета-распаде (превращение протона в нейтрон и позитрон или превращение нейтрона в протон и электрон) физики обнаружили, что сумма энергии новых частиц была меньше начальной. В 1930 году, руководствуясь аксиомой сохранения энергии, физики предположили, что недостающая энергия уносится какой-то незаряженной частицей очень малой массы. В 1956 году её открыли и назвали «нейтрино» (то есть маленький нейтрон). Сегодня известно, что через каждый квадратный сантиметр поверхности за одну секунду проходит 60 миллиардов нейтрино, которые могут пролететь расстояние в 100 световых лет, ни с чем не взаимодействуя.
При смене научной рациональности, меняются и априорные знания. Так в классическом типе рациональности (её образец – физика Ньютона) априорными были представления об однородности пространства и времени; в неклассической картине мира пространство и время зависят от точки отсчёта и вычисляются по формулам специальной теории относительности.
Химия
Алхимики искали способ получения золота из обычных веществ, априори предполагая, что это возможно. Современные химики в качестве априорных знаний используют таблицу Менделеева.
Биология
Биологи исходят из того, что живое имеет естественное происхождение, их состав не отличается от химического состава окружающего мира, а многообразие живого мира – результат генетических изменений и естественного отбора.
Зоология
Зоологи исходят из того, что все живые существа от самых маленьких до самых больших состоят из клеток, что все они рождаются, питаются, растут, и умирают.
Ботаника
Ботаники уверены, что у растений должны быть корни для обеспечения синтеза органических веществ минеральными веществами из почвы, воды и даже воздуха, как некоторые орхидеи.
Математика
Априорные формы в математике – это аксиомы и доказанные теоремы.
Психология
Как и в других науках, развитие психологических знаний основано на априорных законах рассудка и на ранее полученных теориях.
В развитии психологии тоже происходила смена научных рациональностей, а следовательно, происходила и смена априорных установок. В классический период психологи исходили из того, что одинаковые стимулы должны давать одинаковые реакции; в неклассический – одинаковые стимулы вероятно вызовут одинаковые реакции; в постнеклассический – одинаковые стимулы никогда не дадут одинаковых реакций. (См. в youtube лекцию Юрий Петрович Зинченко декана психологического факультета МГУ.)
Педагогика
Педагоги исходят из того, что обучить и воспитать в нужном направлении можно любого здорового человека.
Техника
Главным для создателей техники является обеспечение её надёжности, поэтому техника проектируется с большим запасом прочности, поэтому эксплуатационники уверены, что качественный уход за техникой (своевременный осмотр, смазка и регулировка) обеспечат её надёжную работу в течение всего срока эксплуатации.
Строительство
Строители стремятся к тому, чтобы априори быть вверенными в надёжности зданий и сооружений. Эту надёжность им гарантирует качественный фундамент, надёжная конструкция и качество строительных материалов.
Бизнес
Бизнесмены уверены, что чем больше прибыль, тем лучше.
Политика
В политике в целом аксиомами считается, что демократия – это хорошо, авторитаризм – плохо, а тоталитаризм – очень плохо.
В принятии решений политическими партиями априорными идеями, являются идеологические идеи класса или социальной группы, интересы которой выражает партия. Например, у буржуазии – политическое равенство и защита частной собственности, у рабочего класса – равная оплата за равный труд и имущественное равенство (за исключением неравенства справедливого).
В обществе господствующими являются идеи господствующего класса. При их смене меняется и система априорных идей.
Право
Законодатель исходят из того, что все отношения в обществе могут регулироваться законом, что закон есть высшая справедливость.
Театр
Искусство в целом и каждый его вид исходит из аксиомы, что художественными средствами можно выразить любую идею. Театр выражает свои идеи через игру актёров. Они должны играть роли так, чтобы зритель поверил: он видит то, что происходит на самом деле. Отсюда, априорное убеждение сценариста, режиссёра и артистов в том, что «зазор» между игрой актёров и реальностью может быть ликвидирован.
Музыка
Композитор исходит из того, что любое чувство можно выразить звуками и у каждого звука есть чувственный аналог.
Многочисленные жанры музыки тоже имеют собственные априорные установки.
Танцы
Танцы, как и музыка призваны выражать разнообразные чувства человека. Отсюда, априори предполагается, что их можно выразить в танцевальных движениях. Тем более, что при взаимодействии с музыкой такая уверенность усиливаются.
Живопись
В разных жанрах живописи существуют свои априорные установки. Например:
– в реализме – обязательно точно изображать действительность;
– импрессионизм – необходимо как можно точнее выразить впечатление;
– абстракционизм – изображение должно быть вообще лишено объекта.
Кино
Несмотря на то, что кино является самостоятельным видом искусства, оно включает в себя все остальные виды: литературу (сценарий), театр (игра актёров, декорации), живопись (цветовые эффекты), музыку (музыкальное сопровождение) и т. д. А это значит, кино при изображении мира опирается на их априорные установки. При этом кино имеет и свои собственные. Они следующие.
Все изображения в кино должны быть в движении. И хотя при съёмке фильма на плёнку всё кино – это сумма слайдов, на экране они показывают движение. Движение передаётся и развитием изображаемых событий и с помощью движения камеры во время съёмки. При этом каждый жанр кино (трагедия, драма, мелодрама, комедия, детектив, боевик, триллер и т.д.) реализует свои априорные установки. Кроме того, кино может иметь и национальные особенности, а значит, содержать априорные идеи, связанные с ними.
Спорт
В спорте априорными являются представления о том, что результат зависит от физических данных спортсмена и от количества и качества тренировок.
Физкультура
Занимающиеся физкультурой убеждены, что правильно подобранными комплексами упражнений можно избавиться от болезней.
Задание 25. Философия Канта. Субъективность знаний
Кант назвал своё учение «коперниканским переворотом» в философии: как Коперник доказал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца, так и Кант доказал, что наши знания, которые мы считали объективными, на самом деле носят субъективный характер. Почему?
Наши знания о явлениях выражаются в суждениях, которые бывают аналитические (путём логического вывода) и синтетические (выводы на основе опытов). Аналитические Р. Декарт считал достоверными. По Канту же, они хотя и достоверны, но не дают нового знания. Новое знание – это синтез, и его могут дать только синтетические суждения. По Бэкону они получаются в результате индукции чувственных данных. По Канту, такие суждения не могут быть достоверными, так как опыт никогда не может быть закончен. Например, встретив тысячу белых лебедей, мы сделаем неверный вывод о том, что все лебеди белые.
Значит, достоверными могли бы быть только априорные синтетические суждения. Априорные – это не врождённые знания, а приобретённые ранее, но не чувственным опытом, а действиями ума. Субъективность наших знаний объясняется тем, что при познании данные опыта подгоняются нами под уже готовые априорные формы. При этом получаются априорные синтетические суждения. Истинность этих суждений обеспечивает всеобщность априорных форм (они у всех людей одинаковы). Эта истинность относится не к самому миру, который не познаваем, а к нашим знаниям. Не формы нашего познания сообразуются с миром природы, а, напротив, мы согласуем мир природы с формами нашего познания. Мир – хаос, из которого с помощью априорных форм мы вырываем лишь субъективные картинки и формулируем наши теории.
Покажите в чём заключается субъективность знаний в следующих отраслях деятельности и научного познания.
Физика
Мы убеждены, что физические теории объективны. Но по Канту физические теории – результат трёх априорных законов, под которые мы подгоняем явления. Эти законы заставляют нас связывать явления, которые возможно никак не связаны: закон сохранения субстанции, закон взаимодействия и закон причинности.
Например, астрономы в 2011 году обнаружили, что Вселенная разбегается с ускорением. Теория Большого взрыва объясняла разбегание, но ускорение противоречило ей. И тогда появилась гипотеза о тёмной материи. То есть учёные её придумали, чтобы согласовать видимые явления с априорным законом причинности. Так же и Ньютон придумал закон всемирного тяготения, чтобы объяснить приближение тел друг к другу. Возможно, что между телами нет никакого взаимодействия и притяжения, но априорные законы заставили Ньютона выдумать условие, которое объясняет, почему яблоко падает на землю. Эйнштейн засомневался в объективности этого закона и придумал новое условие, при котором это событие может происходить – искривление пространства из-за находящихся в нём масс. Оказалось, формулы Эйнштейна обеспечивают более точное измерение пространства. Но так как искривление пространства – только предположение Эйнштейна, то можно ожидать появление новой теории, которая объяснит сближение тел по-новому, а затем появится другое объяснение.
Математика
Мы не сомневаемся в объективности математических формул. Как они вообще могут быть субъективными?! Но Кант обосновал субъективность математики следующим образом.
Чувства человека имеют две априорные формы: пространство и время. То есть, в реальности пространства и времени нет, это только формы чувств, через которые человек упорядочивает хаос внешнего мира. Не будь их, мы не смогли бы ни считать, ни измерять. Например, в комнате три окна. Мы не можем сказать, что их два, так как чувство времени говорит нам, что мы одно окно ещё не посчитали. Не можем сказать и то, что их 4 или 5, или 6, потому что в этом случае нам пришлось бы продолжить счет, показывая на окна, которые мы уже посчитали. Без чувства времени мы бы даже не знали, что такое считать, а без чувства пространства не знали бы, что измерять. Вывод: математика – порождение человека, его чувств.
То, что в математика имеет чувственное основание говорит и такой пример. В одной из школ ребята во время перемены соревновались в делении трёхзначных чисел на 17. Один ученик проверял на калькуляторе. Сначала даже примерно не могли назвать целое число, но после некоторого времени мгновенно делили любое число с точностью до сотых долей. Понятно, что разум здесь не участвовал.
О субъективности в математике говорит и наличие разных систем исчисления (шестидесятиричная из Междуречья, латинские цифры, десятиричная с арабскими цифрами, двоичная система – 0, 1).
Химия:
Казалось бы объективный характер таблицы Менделеева не вызывает сомнений. Она подтверждена практикой, предсказывает свойства ещё не открытых элементов и веществ. Но вся химия пронизана математикой (а выше мы уже говорили о субъективности математики), и если её удалить из химии, то её, как науки, не будет.
Кроме того, возможна другая классификация химических элементов, помимо таблицы Менделеева, просто ещё никто её не придумал.
Биология, зоология, ботаника
Эти науки естественные. В их основе тоже лежат априорные законы. Их субъективность проявляется в разном понимании, что считать живым. Известно субстратное определение жизни, как способа существования белковых тел, но есть и функциональное определение жизни по основной функции живого – борьбе с энтропией (беспорядком): «жизнь – это борьба с энтропией путём самоорганизации». Неживое, напротив, только увеличивает энтропию, превращая все виды энергии в тепловую.
Психология
Психология как наука стремиться к объективности, которую добивается через эксперименты, через обращение к математике, отсюда, по Канту, она имеет те же признаки субъективности, что и все естественные науки. Кроме того, о субъективности психологии говорит наличие разных теорий, объясняющих с разных позиций проявление психического.
Объект психологии – психика. Субъективность психики очевидна. Субъективны ощущения, так как в самой природе нет ни красного, ни зелёного, ни сладкого, ни солёного. Субъективны и восприятия. Например, есть картинка, на которой можно увидеть и молодую женщину и старуху. И то, что видит конкретный человек в данный момент, зависит от него. Другой пример. На ковре со сложным рисунком можно увидеть изображения животных, портреты известных людей, причём каждый зритель видит свои рисунки. Представления людей тем более субъективны. Даже один и тот же предмет разные художники нарисуют по-разному.
Педагогика
Педагогика, как наука, стремится к объективному познанию педагогической действительности, её рекомендации носят научный характер, но все педагогические теории базируются на разном понимании человека. Тем более субъективна педагогическая практика, причём настолько, что её считают искусством. Даже уроки одного и того же учителя по одной и той же теме с одними и теми же методическими установками в разных классах проходят по-разному, тем более различаются уроки, проведённые разными учителями в тех же условиях.
Техника и строительство
Субъективных характер техники и строительства означает не только удовлетворение потребностей людей, что само собой разумеется, но и влияние свойств человека на их развитие.
Например, автомобили долгое время копировали кареты: расположение двигателя, форма кузова, сидения.
Если автомобили хотя бы движутся с гораздо большей скоростью, чем кареты, то в сельском хозяйстве до сих пор многие технологии рассчитаны на скорость лошади: пахота, сев, жатва. Мощности техники растут, а скорости те же. Конечно, в этом виноват субъективный фактор – человек не может быстро оторваться от старого, привычного.
В строительстве – почти то же самое: субъективизм проявляется в обслуживании потребностей человека. Но и объективные причины играют существенную роль. Например, крыши зданий с загнутыми вверх углами в виде башенки или головы дракона в России не возможны из-за снега – сломаются. А крыши из черепицы на Западе делают более острыми, чтобы снег не задерживался и не поломал крышу.
Проявлением субъективного в архитектуре является и наличие разных стилей: романовский, готический, национальные, авторские стили и т. д.
Бизнес
Производственный бизнес даёт объективное знание о потребностях общества в разнообразных товарах. Экономические прогнозы дают их субъективную оценку. Банковский бизнес оценивает эти данные количественно, где единицами измерения являются деньги. В основе расчётов – математика, поэтому все характеристики субъективности математики касаются и бизнеса.
Есть и собственные признаки субъективизма. В истории изучения бизнеса существовали разные экономические теории. Наиболее известные: меркантилизм, трудовая теория стоимости, экономическая теория Маркса, маржинализм. Все они имеют собственные основания и дают разные практические рекомендации.
Политика
Политика – это субъективная деятельность политических лидеров и партий, которая, если желает быть успешной, должна отражать объективные интересы социальных групп, от имени которых они действуют.
Политология, как наука, стремиться быть объективной. Но, в силу особенностей общественной жизни (здесь нет повторений событий) трудно сделать объективные выводы на основе единичных фактов. Поэтому политологические теории носят субъективный характер.
Право
Субъективность права следует из независимости депутатов законодательных органов: при принятии законов каждый голосует единолично. Партийная дисциплина членов депутатских фракций вносит элемент объективности, но сами партии тоже выражают субъективные интересы той социальной группы, частью которой она является (понятие «партия» – от латинского слова «часть»). Тем более, когда партия представляет собой партию одного лидера.
Театр, кино
Субъективность искусства очевидна. Вне субъективного изображения мира искусства не существует. Здесь, скорее, надо доказывать наличие хоть какой-то объективности.
В театре и кино субъективными являются выбор темы и идеи автором сценария, реализация сценария режиссёром и актёрами, субъективное восприятие фильма или спектакля зрителем.
Объективность произведений искусства оценивают критики. Критика – это форма научного анализа произведений. Цель критики – найти доказательства объективности созданных образов или её отсутствия. Но критик, как бы он ни стремился быть объективным, он тоже выражает собственные взгляды. И если естественные науки субъективны, то искусствоведение – тем более.
Музыка
Субъективность музыки несомненна: музыка – это создание образов мира, которые носит исключительно субъективный характер. Даже воспроизводя реальные природные звуки, музыка вызывает у разных людей неодинаковые образы. У музыки всегда есть конкретный автор. В музыке, наоборот, приходится доказывать её объективность.