Полная версия
История первой Кавказской войны. Султан-Мут Великий
Это был успех горцев в борьбе за свою независимость (Умаханов М.-С. К. Указ. соч. С. 128). Воевода Хворостинин пережил свое несчастие и привел обратно на Терек едва ли не четвертую часть своего отряда (ПоттоВ. А. Кавказ до Петра… С. 5). Из Терских и Гребенских казаков, как говорят предания, вернулось домой не более 300 человек (Потто В. А.Два века Терского казачества… С. 58). Поход А. Хворостинина в Дагестан закончился крупным поражением царских войск (Акбиев А. С. Общественный строй кумыков в XVII—XVIН вв. Махачкала: «Новый день», 2000. С. 139). Но в ходе этой жестокой кровопролитной войны Эндирей, Тарки и близлежащие к ним села очень сильно пострадали. Погибли сотни, тысячи людей, в том числе и мирных жителей. Значительный урон был нанесен хозяйству населения данной местности. Завоеватели сжигали посевы, угоняли скот, пленили людей и т. д.
Поражение царских войск в шамхальстве в 1594 г. и осложнение политического положения Русского государства – считает проф. М.-С. К. Ума-ханов – почти на десять лет нейтрализовали политику самодержавия в Дагестане (Умаханов М.-С.К.Указ. соч. С. 128). Россия, хотя и по прежнему благоволила Грузии, все же после 1594 г. предприняла попытки наладить взаимоотношения с шамхалом. Но, эти переговоры, – пишет Е. Н. Кушева, – к успеху не привели“(Кушева Е. Н.Указ. соч. С. 18). После победы одержанной над царскими войсками Султан-Мут совершает ряд набегов на земли тех владельцев, которые участвовали в походе Хворостинина на стороне царских войск. Согласно документам, в 1595 г. был убит Ших-Мурза Ишемиров – феодал „Окоцкой земли“ кумыкским бием Ахматханом „с братьею“ за то, что „он Ших-Мурза прямил и служил блаженной памяти прежним московским государям. Так как Ахмат хан являлся младшим братом Султан-Мута, факт убийства им окоцкого владетеля легко объясним. Видимо по указанию старшего брата, Ахмат хан вторгается в окоцкие земли и убивает правителя Ших-Мурзу (Акбиев А. С.Указ. соч. С. 139).В результате этого земли «Окоцкого владения» попали в зависимость от Султан-Мута (Там же).
Царь Федор Иванович, скончался 7 января 1598 года бездетным, и вместе с ним пресекся царский род Рюрика. На царство сел Борис Годунов (Потто А. Два века Терского казачества… С. 59).
В 1598 году к шамхалу приехал посол турецкого султана Аспан-бек, привез ему жалованье и вел переговоры, чтобы в устье Койсы, вместо русского острога, поставить турецкую крепость (Веселовский Н. Н. Указ. соч. С. 4, 49). Персидский посол сообщал Москве: «Хотят деи турские люди идти к Астрахани и на Терку и к Койсе (Там же. С. 22, 27). В 1599—1600 гг. между Ираном и Россией велись переговоры «о дружбе и любви (Гаджиев В. Г.Роль России в истории Дагестана. Москва: «Наука». 1965. С. 81).В начале XVII в. Северный Кавказ стал приобретать все возрастающее значение в международных отношениях.
Во внешней политике таких государств как Россия, Иран, Османская империя северо-кавказский регион с народами его населяющими, занял немаловажное место и как выгодный плацдарм для ведения военных действия и как источник материальных и людских ресурсов. В свою очередь и местные феодальные круги, демонстрируя свою политическую независимость, вмешивались в отношения великих восточных держав и России, связанных с Кавказом, вносили порой существенные коррективы в их внешнюю политику – пишет Я. З. Ахмадов (Ахмадов Я. З.Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI—XVII вв. Грозный, 1988. С. 61).
Шах Аббас обещал уступить России Дербент и Баку, где стояли турецкие гарнизоны, за помощь в борьбе с османами (Юдин П. Первые русские города на Тереке // Терские ведомости. Владикавказ, 1912. №238). В целом, «кавказская политика московского государства и в начале XVII в. продолжала преследовать те же цели, что и раньше – установление на Кавказе политического преобладания Москвы и упрочения ее положения на Кавказских путях…"(Полиевктов М. Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений 1615—1640 гг., Тбилиси, 1937. С. 21—22).
В 1600—1601 гг. в Иране пребывало русское посольство А. Засекина с объявлением дружеских чувств и с сообщением о якобы успешных завоеваниях в Дагестане, Эндирейском владении и о подданстве грузинского (кахе-тинского) царя Александра. Посольство А. Засекина вернулось в Москву в апреле 1601 г., а в августе того же года следует посылка И. А. Нащокина и И. Леонтьева в Грузию с объявлением царю Александру о принятии «Иверской Земли» под покровительство России и для заключения договоренности о новом наступлении на Шамхала (Ахмадов Я. З.Указ. соч. С. 61—62).Заключив мир с крымским ханом Гази-Гиреем в 1602 г., добившись согласия Ирана и содействия Грузии, правительство Бориса Годунова обеспечило внешнеполитические условия для проведения наступательных действий на Северном Кавказе. Началась работа российской дипломатии по привлечению союзников из числа горских феодалов (Там же. С. 62).
В 1601—1603 гг. Андий, Кафыр-Кумухский владелец, Тарковский Сурхай и Эндирейский Салтан-Магомед (Султан-Мут), прислали в Москву послов с предложением подданства; послы были отпущены с жалованьем (Кушева Е. Н.Указ. соч. С. 18—19). Царский двор оказал горцам благоприятный прием; в августе-сентябре 1603 г. они выехали из Москвы с богатыми подарками, кроме того, были посланы дары ряду кабардинских, ногайских, брагунских, казикумухских, ерпельских владельцев и их узденям на сумму 1674 рублей (Ахмадов Я. З.Указ. соч. С. 63).Исследователи полагают, что эти обращения в Москву со стороны независимых горских феодалов «были вызваны стремлением… предотвратить поход царских войск в шамхальство, о подготовке которого они, по всей вероятности знали» (Умаханов М.-С.К.Указ. соч. С. 137).
Однако формальное признание сюзеренитета России северо-кавказскими владетелями царское правительство не устраивало. В самом начале XVII века горцам Дагестана пришлось снова отстаивать свою независимость. Воспользовавшись занятостью Ирана и Турции, возобновившейся в 1603 году между ними войной за господство на Кавказе, царское правительство сделало еще одну попытку утвердиться в плоскостной части Северного Дагестана (Там же. С. 129). В 1604 году в ходе русско-грузинских переговоров в Москве было принято окончательное решение об оказании военной помощи Александру путем разгрома шамхальства и строительства трех русских крепостей в районе Тарков, Тузлука и Буйнака. Таким образом, был взят курс на захват и подчинение шамхальских земель военными средствами (Ахмадов Я. З.Указ. соч. С. 63—64).
Политическая обстановка на Северном Кавказе накануне нового крупномасштабного вторжения царских войск на шамхальство была сложной. Так, к началу 1604 г. сообщение по суше между крепостями Койсу и Терки, а также и с Астраханью, было прервано из-за «татар» (т.е. горцев), а на море пиратствовали османы (Какаш и Тентандер. Путешествие в Персию через Московию. 1602—1603 гг. М., 1896. С. 40—41).
К лету 1604 г. к российским властям на Тереке стали «поступать сведения о намерении «кумыцких людей» соединиться с турками и разгромить русские крепости; «умышление с кумыцкими людьми с одново» имели кабардинские князья Шолох и Казый. Как пишет Я. З. Ахмадов, горцы уже знали о выступлении царских войск из Москвы: «А про рать де и твою государеву в Кумыках слух есть», – сообщал Терский воевода Борису Годунову (Ахмадов Я. З.Указ. соч. С. 64).
Во время торжественного отпуска грузинского посольства из Москвы 21 апреля 1604 года было объявлено об установлении протектората России над Грузией и, что «по его челобитью (царя Александра) на недруга его на Шевкала князя посылаем рать свою окольничего и воевод наших Ивана Михайловича Бутурлина с товарыщи и велели Шевкалову землю воевати и городы ставити»(Там же. С.65)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.