Полная версия
История первой Кавказской войны. Султан-Мут Великий
Об авторитете шамхалов Тарковских говорит то, что среди четыре: мест, отведенных для самых почетных гостей во время торжества в шахском дворе, одно место отводилось для шамхалов Тарковских, с целью еще более укрепить связь с ними (Кандауров А. А.К вопросу о происхождении кумыков. Махачкала, 1995. С. 27). Отдельные представители шахской семьи вступали с шамхалами и в родственные связи. Выходцы из них занимали отвественные посты при шахском дворе. Так, например, Фатх Али-Хан (1675- 17 Г, гг.), внук Ильдар шамхала Тарковского в начале XVIII века был великим-везирем (по современному премьер министром) Ирана. О союзнических отношениях шамхалов в определенный период истории свидетельствует участие в 1668 году объединенного кумыкско-персидского флота в составе 70 кораблей против России на Каспийском море (Там же).
Говоря о шамхалах Тарковских, необходимо отдать должное известному дагестанскому ученому Камилю Алиеву, который внес большой вклад в освещение истории династического дома шамхалов, правившего на Восточном Кавказе почти тысячу лет. В 2001 году автором была издана книга «Таргу —наме. Лексикон», а в 2008 году «Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной». Эти труды стали результатом исследования арабских, персидских, тюркских (кумыкских, татарских, турецких и др.), русских, европейских хроник и первоисточников, работы современных ученых.
Ниже представляем часть публикации Камиля Алиева, посвященной взаимоотношениям шамхалов Тарковских с Ираном:
«Несколько поколений принцев шамхалов Тарковских воспитывалось при дворе сефевидских шахов Ирана, находилось у них на службе, некоторые из них порой возносились на вершину власти, творили историю, заслуживали хвалу и хулу иоставили в ней свой неизгладимый след.
Тарковские шамхалиды (принцы Дома шамхалов Тарковских) в истории Ирана начинают фигурировать со второй половины XVI века.
Сефевидские шахи предоставляли им титул «Вали (наместников) Дагестанских». Они также «получали от персидских монархов золотую печать и грамоту при восшествии на управление».
Первый из тарковских шамхалидов впервые упоминающийся уже в эпоху правления Тахмаспа Первого, долгие годы возглавляет его личную гвардию. Отметим только, что в сефевидских исторических источниках он стал известен под именами «Асгари-Шавхал», «Чергес-Шавхал», «Авшар-Шаухал-Чаргазма».
Наиболее крупной и весьма влиятельной фигурой в сефевидской иерархии во второй половине XVII века стал Алхас-Мирза, сын Эльдара-шаухала Тарковского, воспитанный аманатом при дворе Шаха-Аббаса Великого, женатого на дочери Сурхай-шаухала Тарковского.
Алхас-Мирза (Сефи Кули Хан) сделался известным при дворе Шах Сефи I (1629—1642 гг.), отсюда его второе имя Сефи Кули Хан, и быстро выдвинулся, став одним из его приближенных. Алхас-Мирза был назначен беглербеком (правителем) Эривана и части Ширвана и долгое время управлял ими.
Фатх Али Хан Дагестани (1680—1720 гг.), сын Сефи Кули Хана (Алхас-Мирзы), выдвинулся при Шахе Гусейне в Главные визири (премьер-министры) шахского Двора. Еще при жизни он получил сан «визирь аземан» – «великий визирь». По словам посла Петра I в Иране А. Волынского, «его еще называют Везир Аземан (Великий везирь. – К. А.), а больше только ханом. Породою он из шефкалов, именем Фет Али хан… Лет имеет 34». Шах, по свидетельству современников, почти не занимался государственными делами, передоверив их своему первому министру Фетх Али-хану.
«Во дворе шаха Султана Хусейна не было второго такого талантливого государственного деятеля», – отзывался о нем польский посланник Тадеуш Крушински. Его подпись стоит под договорами, заключенными в 1715 г. Ираном с Францией и Россией. Слава же Фатх Али Хана росла, и шах, боясь усиления его власти и по внушению врагов Фатх Али Хана, завидовавших карьере и славе чужака, казнил его.
Лютф Али Хан Дагестани (сын Мехр Али Хана сына Сефи Кули Хана) служил у шаха Султана Хусейна Сефеви (1694—1722) военачальником. Был талантливым командующим, успешно противостоял нашествиям афганцев. Освободил от афганского правителя Махмуда Афгана (1717—1725) провинции Систан и Керман и дошел до Кандагара (Афганистан). В 1720 годах, в связи с опалой дяди Фатх Али Хана Дагестани (главный визирь шаха), попал в немилость к шаху и был отстранен от государственной службы. Известен и как поэт. Персидские антологии сохранили и донесли до нас его отдельные поэтические произведения
Мухаммад Али Хан (? -1715), сын Мехр Али Хана, также занимался гражданскими и военными делами при шахе Султане Хусейне Сефеви (1694—1722). В 1714 году Мухаммад Али Хан был назначен шахом беглербеком (правителем) Эривана. Он был наделен поэтическим даром, писал стихи. В 1715 году он умер, похоронен в Нахичевани.
Али Кули Хан Дагестани (сын Мухаммада Али Хана, сына Мехр Али Хана) (1712—1756). Более известен под литературным псевдонимом Вапих. В 1718 году окончил одно из исфаханских медресе, где изучал Коран, персидскую литературу, историю и другие предметы. В годы учебы начал писать стихи, увлеченно занимался литературным творчеством.
В эпоху правления шаха Надира стал амиром Шахджаханабада (Старый Дели). Знал несколько восточных языков: арабский, тюркский, урду, фарси. Его перу принадлежат сборник стихов на персидском и турецком языках, состоящий из 4 тысяч бейтов, и антология восточной поэзии «Рийаз аш-Шуара» (1748). В этот уникальный труд включены биографии и образцы поэзии 2594 персидских поэтов Х-ХVIII веков. Среди них такие выдающиеся поэты, как Низами, Хафиз, Рудаки, Навои, Джами, Дехлеви и др. Похоронен в Индии.
В истории сефевидов известна и Хадидже-бегим Али-Султан (? -1748/1754), дочь Хасана Али Хана Дагестани (правнучка Алхас-Мирзы, сына Эльдар-шамхала). В некоторых персидских антологиях указано, что она дочь Хусейна Али-хана Дагестани, в других она названа дочерью Капб Али-хана Дагестани. Была нареченной Али Кули Хана Валиха. Она была образованной, талантливой женщиной. Ее стихи приводятся во многих персидских тазкере (антология).
Следует отметить еще одну известную поэтессу из рода Тарковских. Эта- Гюнай-бегим Дагестани (XVIII в.), дочь Али Кули Хана Валиха Дагестани. Она получила прекрасное образование и воспитание. Персидские антологии характеризуют ее как красивую, державшую себя с большим достоинством женщину. Была замужем за Гази ад-дин-хан Бахадуром, первым визирем («И'тимад ад-довле» Ирана). Писала талантливые стихи. Они вошли в энциклопедии.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем заключить, что тарковские шамхалиды, отданные на воспитание к шахскому двору (или вступившие там на военную службу) и впоследствии кооптированные в среду высшей административной элиты сефевидского государства, сыграли, вне всякого сомнения, видную роль в истории Ирана XVI—XVIII вв. (К. АЛИЕВ. Тарковские в истории Ирана. //Газета «Елдаш» Времена 26.12.08г. №173). Примерно со второй половины XVI в. начинается процесс дробления Тарковского шамхальства на отдельные самостоятельные владения (бийлики) (Гаджиева С. Ш.Указ. соч. С. 48). Первым выделяется Буйнакское владение, к которому относятся земли от Буйнака до границ Кайтагского уцмийства на юге. Правители Буйнака носили титул «крым-шамхалов» или «ярым шамхалов» (наполовину шамхалов). Имеются сведения о том, что еще в 1557 г. крым-шамхал Буйнака как самостоятельный владетель обратился через астраханских воевод к московскому царю с просьбой принять в свое подданство» и защитить от всех сторон», чтобы его «торговым бы людем дорогу пожаловал государь» (Там же; Кабардино-русские отношения в XVI—XVII вв. М.: АН СССР, 1957. т. I. С. 5).
Звание правителя Буйнака предоставлялось старшему в роде после шамхала, и он предназначался наследником титула и власти его (ССКГ… С.56).Крым-шамхалы часто интриговали против настоящих шамхалов и иногда успевали отнимать от старших братьев владение. Передача шамхальского достоинства происходила не по прямой линии (от отца к сыну), а давалась старшему в роду (Акбиев А. С. Общественный строй… С. 157).
До нашего времени дошло несколько описаний выборов в шамхалы. Адам Олеарий сообщает, что шамхал избирается бросанием яблока. «Все мурзы или князья собираются в круг, а мулла бросает в них позолоченное яблоко, в кого оно попадет, тот и становится шамхалом. Священник, однако, хорошо знает, в кого он должен бросить» (Олеарий А.О Дагестане… //Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XII—XVIII вв. / Сост. Маршаев Р. Г. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. С. 115).
В отписке терских воевод М. П. Пронского и др. от 1635 г. (август) в Посольский приказ рассказывается об избрании шамхалом Айдемира, сына легендарного Султан-Мута: «…а ездил де он (Султан-Мут) в Казыкумыки для обирания на шевкалъство сына его, Айдемира -мурзы, и давал в Казикумуке кабацким узденям подарки – лошади и быки и овцы, где даетца по их обычаям шевкалъство, а то де у них истари, повелось, что от шевкалъства подарки делают всяким людям и до последнего уздени (»«Русско-дагестанские отношения XVII -первой четверти XVIII вв. /Сост. Маршаев Р. Г. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. С. 135—136).
12 марта 1763 г. в письме кумыкского воеводы Алиша Хамзина говорилось об избрании в шамхалы Тишсиз Магомеда, произошедшем в Тарках. По свидетельству А. Хамзина, сюда съехались «губденцы и карабутцы и все кумыцкие народы». Они дали избранному правителю присягу следующего содержания: «ныне де владелец наш -ты, и ты де что будешь нам приказывать, мы служить будем, и мы де приятелям будем приятелями, а неприятелям неприятелями. И оные народы дали ему аманат. И живущие по той стороне Койсу все присягали ему, чтоб послушными быть»(ЦГА РД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 543, л. 26).
Описание данной церемонии имеется и у Я. Рейнеггса, который писал: " …Когда новый наследник вступает во владение сего княжества, то он после многих церемоний приемлет на себя имя шамгала. Старейшие из его народа и послы всех прочих дагестанских князей воздают ему почести, осыпая его множеством учтивостей, они возлагают ему на голову новую
большую шапку (колпак) и восклицают: «Да будет шамхал благополучен…"(Рейнегс Я.…// Дагестан в известиях… С. 268).
Вступление в шамхальское достоинство происходило всенародно. При этом присутствовали и представители акушинцев. По окончании церемонии свидетельствует А. Тихонов, «шамхал …дарит их (акушинцев) по его рассмотрению и в то же время уже признан будет от всех народов шамхалом»(Гаджиев В. Г.Роль России в истории Дагестана. Москва: «Наука», 1965. С. 25).
Ряд дореволюционных исследователей отрицали существование феодализма в Дагестане и изображали Дагестан, как совокупность родовых обществ. Они усиленно подчеркивали все то, что являлось показателем наличия родовых отношений (Тамай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана // Революционный восток. №6 (34). Москва, 1935. С. 116). Наиболее выдающийся из них М. М. Ковалевский этот взгляд на общественный строй Дагестана сумел распространить и в западноевропейской исторической науке (Ковалевский М. М.Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. т. II. С. 137; Этнографическое обозрение, 1890, т. I. С. 1). Дагестанские феодальные владетели были полноправными хозяевами на своей земле. Они имели право сбора налогов и верховного суда. Феодалы разбирали споры, объявляли войну и заключали мир (Гасанов М. Р.История Дагестана с древности до конца XVIII в. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. С. 100).
Шамхал периодически собирал на мажлис (совет) своих советников,
крупных и влиятельных вассалов и принимал решения при их непосредственном участии (Аджаматов Б. А.Указ. соч. С. 9).Исторические документы свидетельствуют о наличии в Тарковском шамхальстве везиров, назира, главы военной силы – «черивбашы», советников и т. д. (Гаджиева С. Ш.Указ. соч. С. 132—133).
В источниках начала XIX века нет упоминаний о главе вооруженных сил, о везире и т.д., зато встречаются «дворецкий», «сотник», «городовой» и т. д. И.Н. Березин, например, пишет, что для наблюдения за общественным порядком в Тарки существует кала-бек (городничий), а при нем находятся юзбаши (сотники) и чауши (городовые). Вассальную службу несли не только нукеры, но и баи и беки, управляющие своими уделами. В нужных случаях по требованию шамхала последние должны были явиться со своими военными отрядами, состоявшими из нукеров и ополченцев, и во время войны или похода непосредственно предводительствовать ими (Березин И. Н.Указ. соч. С. 67). Дружина шамхала выполняла и полицейские обязанности. У главных ворот шамхальского дворца находилась тюрьма – глубокая яма, в которую спускали ослушников.
Эвлия Челеби упоминает в своем сочинении о должности кадиаскера – верховного судьи при дворе шамхала. На приемах или ханских советах они сидели ниже шамхала, но выше знати (Эвлия Челеби. Книгапутешествия… С. 106). Выбирался он из числа духовенства. На местах власть принадлежала бегам и картам (старейшинам). Последние избирались из наиболее уважаемых членов общества. В помощь картам выбирались турчаки и чауши. Карты вершили суд по адату, а – кадии по шариату. Шамхальский двор представлял как бы центральное правительство. Члены шамхальского рода занимали ряд важнейших постов в центре, из них же выдвигались местные правители (Там же).Во время войны созывались также ополчение и союзники. Союзников у шамхалов было немало – это в основном акушинцы, койсубулинцы и некоторые другие общества в чью обязанность по договору с шамхалом входило присылать военные отряды на случай войны (Акбиев А. С.Кумыки… С. 99).
Дипломатическую переписку в шамхальстве вели писцы, переводы осуществляли толмачи. В 50-е годы XVII в. в Тарках дворы приезжим послам отводил пристав шамхала, прием происходил в гостиной комнате (Там же. С. 99—100). Доходы шамхала в этот период состояли из податей с непосредственно подвластного ему населения. Первое место занимала натуральная рента с посевов и пастбищ (Кушева Е. Н.Указ. соч. С. 51). Характеризуя повинности у кумыков в XVIII в., Д. И. Тихонов пишет, что своим владельцам «должны жители один день в лето работать, хлеб пахать и прочее», что владельцы берут «в зиму за один кутан по 200 баранов» и т. д.
(Тихонов Д. И.Описания Северного Дагестана 1796 //История, география и этнография Дагестана… С. 51).
Обращает на себя внимание и характер воинской повинности. «Ежели случится надобность ему в войске, то они (его подданные) должны идти без всякого отлагательства; кто ослушается, того разоряют весь дом и грабят имение» (Там же).Значительное место в доходах феодальных владетелей занимали пошлины (гюмрюк) с провозимых через их территорию товаров. Так, при перевозке товара с Кумыкской плоскости в Дербент или нагорную часть Дагестана его трижды или четырежды облагали пошлиной (Брюханов П. А. Социально-экономические отношения народов Дагестана в первый период его завоевания Россией и походы Ермолова А. П. в горы. РФ ИИАЭДНЦ РАН, д. 1193. С. 72).
В XVIII в. дагестанские правители, в том числе и кумыкские владельцы, берут пошлины с проезжающих восточных и русских купцов уже не натурой, как прежде («со вьюка по киндяку (киндяк – ткань, кумач, в данном случае, вероятно, кусок какой-нибудь дорогой материи) да по бязи лощеной» или со вьюка по 3 киндяка), а деньгами. По сведениям Д. И. Тихонова, ежегодные доходы тарковского шамхала, кроме жалованья от царского правительства, в конце XVIII в. составляли по 80 000 рублей (Тихонов Д. И.Указ. соч. С. 135). Большой доход шамхалам приносили солевые озера, из коих соль использовали для продажи и собственных нужд (ТамайА. Указ. соч. С. 135). Сверх того, доход шамхала составляли обширные пастбищные места, отдаваемые на откуп горцам (Ковалевский М. К., Бларамберг И. Ф.Описание Дагестана, 1831. // ИГЭД. С.308). «Доход ему приносили и некоторые села подаренные ему в Шемахинской, Кубинской и Бакинской провинциях (Бутков П. Г.Сведения о Кубинском и Дербентском владениях, 1 798. //ИГЭД. С.210—211).
Шамхал получал также доходы и с 12 сел Улусского магала Дербентского ханства, переданного генералом Гудовичем Мехти – шамхалу Тарковскому в 1806 г. В 1818 г. Мехти-шамхал получил во владение и значительную часть Мехтулинского ханства (Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К. Указ. соч. С. 217).
Тарковское шамхальство занимало стратегически важную позицию в проходивших в Дагестане политических событиях, войнах, восстаниях, а также в торгово-экономических связях с другими феодальными владениями Дагестана, с Россией и с другими государствами (Там же. С. 219). В целом можно сказать, что внутренняя политика тарковских шамхалов была направлена на упрочение своих экономических и политических позиций в шамхальстве. Внешняя их политика также носила продуманный, прагматический характер (Там же. С.221).В различные периоды своей истории, в зависимости от складывающейся внешне-политической ситуации шамхальство Тарковское находилось под протекторатом Турции, Ирана, России.
Во второй половине XVI – начале XVII веков шамхальство Тарковское, вело многочисленные войны с Россией, став надежным заслоном на пути ее экспансии на Юго-Восточном Кавказе. Об этом говорят исторические, архивные документы. Завоевав Казань и сблизившись с Кабардой, Россия предприняла активные военные действия против Тарковского шамхальства. С 1560 по 1605 годы в течение 45 лет Россией было предпринято 10 походов: 1560 г. под предводительством воеводы Черемисова, 1569 г. – выводы Шадры, 1587 г. – Астраханского воеводы, 1589 г. – воеводы Засекина, 1591 г. -московских войск, 1594 г. – воеводы Хворостинина и т. д. Решающее сражение произошло в 1605 году. Выдающийся полководец Султан-Мут сын шамхала Чопана нанес сокрушительное поражение русской армии под предводительством воевод Бутурлина и Плешеева.
Согласно свидетельству и признанию Н. М. Карамзина, победа Султан-Мута приостановила завоевательные походы России на более чем 100 лет. Русская армия отступила, оставив на поле брани 6—7 тысяч человек убитыми. Спустя 118 лет, весной 1722 года, Петр I начал свой так называемый Персидский поход. Когда войска переходили Сулак, Петра I посетил Аксаевский владетель Султан-Махмуд, представители Тарковского шамхала Адиль-Гирея, владетеля Буйнака Магомета и другие.
Петр I был торжественно принят шамхалом Адиль-Гиреем в Тарках, причем царю были предложены военные силы (Гаджиева С. Ш.Указ. соч. С. 58). Однако, некоторые феодальные правители, в частности Эндиреевский и Отемышский встретили Петра I враждебно. Они выступили против войск Петра I и даже одержали в первых сражениях ряд побед. Армии Петра 1 был нанесен значительный урон. Но, в дальнейшем в силу большого численного превосходства русских им пришлось отступить. Села Эндирей и Отемиш (Утамыш) были сожжены.
В 1725 году Адиль-Гирей Тарковский, спустя три года, недовольный проводимой в дальнейшем политикой России укрепиться на землях шамхальства (строительство крепостей) начинает выступление против русских и с 30-тысячным войском осаждает крепость Святой Крест на Сулаке (Гербер И.-Г. Указ. соч. //ИГЭД. С. 74—75). За «измену» России шамхал был строго наказан Петром I, арестован (Там же. С.72) и сослан в Сибирь, где и умер. Достоинство шамхальское после этого было временно ликвидировано, и восстановлено лишь десять лет спустя (Гаджиева С. Ш.Указ. соч. С. 59).
«По заключении с Персией в 1735 году мирного трактата при Гяндже, шамхальское достоинство было восстановлено Шахом Надиром в лице Кумыкского князя Хасбулата»(Указ. соч. С. 300). Хасбулат с сыном в июле 1742 г. были приняты под Российскую протекцию, а в 1743 г. они присягнули на верность России. Осознавая, что дальнейшее продолжение борьбы при большом численном превосходстве противника может привести к истреблению народа, шамхалы Тарковские сочли целесообразным пойти на союз с Россией и укрепить с ней политические и экономические отношения. Это было оправдано и играло прогрессивную роль. Взаимный интерес в усилении торгово-экономических отношений способствует развитию края, росту производительных сил, а также в немалой степени укреплению русско-дагестанских отношений.
Систематически проводя политику укрепления своих политических позиций в Дагестане, царское правительство в дальнейшем, в первую очередь опиралось на шамхалов Тарковских. Шамхалы стали получать от русского царя большое жалованье, чины и т.д.Так, Баммат-шамхал, именуемый в русских источниках Магомед-шамхалом Тарковским, владетелем Буйнакским и Дагестанским, грамотой императрицы Екатерины II был утвержден в шамхальском достоинстве. Он же пожалован бриллиантовым пером для ношения на шапке в знак шамхальского достоинства (Там же). Сын Магомед-шамхала Мехти продолжил внешнюю политику отца, наследовал его титулы и был признан во всех правах царской грамотой от 2 мая 1797 года. Ему платили из казны в год 6 тысяч рублей. За услуги царскому правительству в начале XIX в. Мехти-шамхал был произведен в генерал-лейтенанты. Ему также указом императора Александра I от 10 сентября 1806 г. было пожаловано «достоинство Дербентского хана…", с правом сбора налогов в свою пользу, за исключением собственно Дербента (Шамхалы Тарковские // ССКГ… С. 62).
В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией Тарковское шамхальство было ликвидировано. Одна часть ее территории – Засулакская Кумыкия – была включена в Терскую область (бывший Кумыкский округ), другая часть – Шамхальство Тарковское – подчинена Дагестанской области Кавказского наместничества Российской империи (Алиев К. Кумыки: история и современные проблемы // Кавказ. Баку, 1997. С.34).
Герб Шамхалов Тарковских
Дворец Шамхала Тарковского
Тарки
Шамхал Тарковский – Чопан
Джума- мечеть им. Шейха Султан-Мута, пос. Тарки
Мраморная плита на стене Таркинской джума -мечети
Памятник Султан —Муту Тарковскому у въезда в пос. Тарки
Мемориальная плита на стене дома Магомедовых в пос. Тарки
П. Тарки. Установление мемориальной плиты Султан-Муту Тарковскому
Надмогильные плиты шамхалов Тарковских в пос. Тарки
Вид на верхнюю часть пос. Тарки с шамхальского кладбища
Надмогильные плиты шамхалов Тарковских в пос. Тарки
Князь Нух-Бек Тарковский
Поэт Арсений Тарковский (из рода шамхалов)