Полная версия
Приключения деда Пахома
Глеб решил, что ему пора уже обойти комнату со своим приборчиком, пока хозяйка не вышла из кухни, а если что, у него есть наготове вопросы к Софье Сергеевне. Все спокойно, прибор ни разу не мигнул, а звуковой сигнал, Глеб предусмотрительно отключил. Теперь хорошо бы попасть в кабинет. Какой бы предлог придумать?
– Софья Сергеевна, а вы случайно не помните, каких богинь изображали с двумя детьми?
– Разве, что славянскую Ладу с Лелем и Полелеем. – Хозяйка выглянула из кухни. – В европейской культуре богинь с двумя детьми я не припомню. Да, что голову ломать. – Софья Сергеевна быстрым шагом прошла в кабинет, увлекая за собой Глеба. – Вот на этой полке посмотри, должен быть «Словарь сюжетов и символов в искусстве», там все найдешь. А я пойду, поджарю гренки, и будем пить чай.
Глеб быстро нашел нужную книгу и с книгой подмышкой обошел весь кабинет. Слава богу, и здесь чисто. Осталась кухня, но это уже пустяки. Пора заглянуть и в «Словарь». Славянских богов тут нет, а с ребенком изображали только Деву Марию. А с копьем? Кого изображали с копьем? Минерву, Диану, а еще богиню источников из Угарита – Анат, гнева которой боялись даже боги рангом пониже. Главным в Угарите был бог Илу, у якутов его называли Ил. В 5 веке Анат объединили с Афиной – это богини воительницы. Богини воительницы? Ну конечно Амазонки. Ладно, я с ними дома разберусь. А пока будем считать, моя миссия успешно выполнена. От удовольствия выпить с хозяйкой душистого чаю с горячими, поджаристыми гренками, Глеб отказаться не мог. До конца рабочего дня запланировано много дел, и кто знает, удастся ли поесть до ужина, да и когда настанет этот ужин, тоже никто не знает.
Сколько было золотых Баб?
В Воскресенье, 16 апреля, за овальным столом собралась вся команда. Софья Сергеевна и Вера Никитична смастерили большую куклу и две куколки поменьше, нарядили их в «золотые» платья, чтобы иметь представление, как выглядела Золотая Баба.
-
На роль Золотой Бабы претендует хорошо всем известная египетская богиня Исида и основательно забытая Сива-Славуня. – Геннадий Андреевич определил тему для очередного обсуждения. – Историографы нашей славяно-русской мифологии, современники известного собирателя сказок А.Н. Афанасьева, считали, что наш русский народ все позабыл; и Сива, и алтари ее для народа великая тайна, то о чем никто никогда уже не вспомнит. Но то, что забыто в европейской части России, еще хорошо помнят в Сибири. Надеюсь, сегодня нам удастся раскрыть тайны Золотых Баб. Начнем с того, что их было несколько. – Напомнил Геннадий Андреевич. – Только арабский путешественник и писатель Масуди описывает четыре храма. Один храм с кумиром «Сатурна» находился в Минусинской котловине. Второй, с идолом из золота и статуей девушки, – в районе Таймыра, третий на Урале, четвертый на полуострове Ямал, это святилище славянских богов, которое разграбили викинги. Казаки, пришедшие с Ермаком, рассказывали о Беловодской Золотой Бабе, которая находилась в тайном капище при впадении Иртыша в Обь. В сказаниях сибиряков упоминается ещё один Кадымский Идол, в 1933 году его видели геологи, Кадым правый приток Нижней Оби, а что стало с идолом неизвестно. Получается шесть святилищ в разных местах, три из них на Оби.
– Мы не нашли приток Кадым, – Коля с помощью лупы успел прочитать самые мелкие надписи на карте.
– Это Алтайское название Катуни, царство владычицы гор принцессы Кадын. На современных картах это название не найдете. – Вера Никитична засомневалась. – Может изваяние вовсе и не Золотая Баба, а принцесса Кадын?
– Владычица гор имеет больше прав назваться Золотой Бабой, чем речные богини. – Тая не успевала делать записи в свою тетрадь.
– Арабский ученый Ибн-Мукаффа, живший в 8 веке, называл жителей Минусинской котловины славянами. В 10 веке здесь побывал Абу Дулеф и писал о почитании аборигенами Сатурна и Венеры. – Геннадий Андреевич напомнил про арабский след Золотых Баб.
– Можно, я дополню ваш рассказ? – Маша воспользовалась минутной паузой. – Небольшая историческая справка. Так будет понятнее, что же у нас в Сибири происходило. – Получив одобрение, Маша, не торопясь, с выражением стала рассказывать.
– Как ни странно история Шумера и история Китая начинаются одновременно. Как гласят китайские предания восемь тысяч лет назад, «сто семей черноголовых» поселилось на берегах рек Янцзы и Хуанхе. В это время в междуречье Хуанхе и Янцзы температура воздуха была на два градуса теплее, чем в окрестных районах.
– «Черноголовые»? Кажется, так шумерские боги назвали помощников, которых они себе создали по просьбе полубогов-игигов. – Софья Сергеевна не очень уверенно высказала свое предположение. Память ее не подводила, просто она не была уверенна уместно ли ее замечание. – Не менее удивительно, что по-хакасски – «харапас» значит «черноголовый». И, Хараппа, именно так называлось первое цивилизованное поселение в Индии. При таком стечении фактов по неволе поверишь в реальное существование виртуальных Мудрых Старцев или вмешательство инопланетян.
– Русоголовые тохары, словно предвидя дальнейшее ухудшение климата, заранее расселяли свой народ в пригодные для жизни места. Как правило, эти земли были расположены между реками. – Тая, теперь хорошо представляла кто, где и когда, поселялся на территории от Урала до Тихого океана. Они с Машей разобрали все до мельчайших деталей, а потом собрали вместе, составили подробную хронологическую таблицу, в нее внесли изменения климата, и пролет комет. Каждое событие в истории нужно рассмотреть во взаимодействии всех факторов, тогда становятся понятными мотивы и логика поступков наших предков.
– Я читал, что между двумя реками любили селиться еще первобытные охотники. Они загоняли стадо в узкое место у стрелки, где две реки сходятся вместе. Там перепуганные животные, начинают топтать друг друга. – Андрей вспомнил историю, которую они с дедушкой читали ему еще в детсадовском детстве.
– Подождите не торопитесь, – остановила желающих высказаться друзей Маша. – В четвертом – третьем тысячелетиях до нашей эры на просторах Сибири появляются племена афанасьевской культуры. Это европеоиды и перемещаются они с востока на запад. В учебнике по истории так прямо и сказано: «Хакасия – рубеж, перекресток и убежище разных культур». Здесь живут самые развитые племена: освоившие мотыжное земледелие, ткачество из шерсти и крапивы, изготовление войлока и вышивку. Появляется керамика, колесо, сети, лодки. В Хакассии приручили лошадь, конь стал верным помощником, всадники могли гораздо быстрее перемещаться в пространстве, осваивать соседние территории. Археологи и историки часто упоминают Окуневскую культуру в Хакассии, одно из главных достижений которой было приручение коня.
Почему Золотую Бабу называли Славуней или Венерой?
– Судя по «Велесовой книге» Славуня была дочерью первого человека Мана. Славуня и Богумир были родителями первых людей. О подлинности «Велесовой книги» идет много споров, но суть преданий повторяется в мифах Индии, с разными вариациями в Китае и многих других стран.
– Самое интересное, – Машу перебил Глеб, – что предания с древнейших времен передавались устно из рода, в род, а только в 8 веке как по команде скифские, славянские, скандинавские, да и индийские мифы, саги, былины стали записывать.
– Почти три тысячи лет назад, в Минусинской котловине проживали славяне. – Маша сообразила, что не только детям, но и Тае надо объяснить, что такое археологическая культура. – Спасибо Глеб, ты мне напомнил, что изначально складывались устные сказания. О том, где и как жили люди на земле, историки судят по находкам археологов, по ним судят, каким богам поклонялись предки, что они умели делать.
Древним славянам, которые жили в Минусинской котловине, принадлежала тагарская археологическая культура. Тагарцы были отменными горняками, металлургами и кузнецами. Особое почтение со стороны творческой элиты того времени, уделялось атрибутам войны, странствия, поединка, что свидетельствует о формировании нового мировоззрения, новой идеологии. Подобные изменения происходят во всей Центральной Азии. Рождается новый, героический мир. Начинается другая скифская эпоха, ранний железный век.
Наступает время мощных племенных перемещений. Под напором кочевых племен угров и кетов, тагарцы ушли из района верховий Енисея, на восток и на запад.
– Маша, а что вызвало такое перемещение всех народов? Почему Угры и кеты вдруг стали занимать земли тагарцев? – Коля не понимал, почему хорошо развитые и вооруженные тагарцы не стали защищать свои земли.
– Началось интенсивное таяние льдов Ледовитого океана, в преданиях это время запомнилось, как Всемирный Потоп.
Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и на Южном Урале. Смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать на просторах Сибири. Но следы присутствия славян еще в 14 веке отметил Эломари секретарь при Египетском султане, который жил в первой половине 13 века: «фигуры их совершенство создания по красоте, глаза у них голубые и удивительной прелести, волосы русые».
– Это были потомки или родственные племена белоголовых тохаров из Урумчи. – Задумчиво произнес Андрей.
– В Минусинской котловине были впервые обнаружены следы андроновской культуры, у старинного села Андроново, но жили андроновцы и на территории нашей области. Следы их пребывания сохранились у деревни Вахрушево Коченевского района. Более поздние по времени поселения обнаружены в устье реки Ирмень в Ордынском районе, у села Красный Яр Колыванского района и в Чановском районе. У местных мастеров того времени значительно возросла техника литья. Эту культуру называют по месту нахождения артефактов «ирменьской» или «карасукской». В пятом веке до н.э., наряду с бронзой стали применять железо.
– Как представительница воинственной тагарской культуры Золотая Баба могла быть с копьем. Но причем здесь Сатурн и Венера? – Удивился Никита. – А это мы с Колей расскажем. – Обрадовался Андрей. Им было, что доложить ведь они провели настоящее расследование. – В Европу первые сведения об Уральских кумирах принесли викинги в 1016 – 1028 годах, когда неоднократно грабили Идола похожего на финикийскую Астарту. Итальянский историк 15 века Юлий Лета, высказал гипотезу, что Медные статуи угров, живших близь Ледовитого океана, появились после разграбления Рима армией Алариха. – Коля сделал выразительную паузу.
– Когда воевал Аларих? Это, кажется, 410 год. – Возмутился Глеб, словно его лично уличили в краже римского трофея. – Учтите, в Риме статуи делались из мрамора и бронзы, весьма внушительных размеров. Как вы себе представляете это мероприятие? Усталые после походов угры, которые больше приспособлены к ведению партизанской войны с применением «башен на колесах», да еще после того, как оказались в непривычных климатических условиях, тащат на себе через тайгу и болота тяжеленную статую чужого божества? Кстати, основная масса гуннов не вернулась назад, они так и осели в Европе, бодричи и ободрита потомки гуннов.
– Эта версия чаще других встречается в Интернете. – Спокойно объяснил Андрей.
– Надо признать, Интернет не самый достоверный источник информации. – Посетовал Глеб. – Иногда не мешает собственные мозги включать. Не забывайте, истинные сибиряки всегда отличались честностью.
– И скромностью, сами себя они не расхваливают, поэтому о сибирских богах и богинях пишут все кому не лень. – Маша решила внести ясность. – Описания сделаны с чужих слов, а такие детали, как копье и способность издавать звуки, могут быть обычными ошибками перевода. Что-то, недослышали, что-то недопоняли, вот и превратилась сибирская Сорни-Эква или Сорни-Най в Золотую Бабу. С копьем в руках, потому что в слове – «сибирская», послышалось – «сибина», что значит «охотничье копье, рогатина». Другим послышалось «сибило» – «шипеть, свистеть, шикать», третьим почудилось – «сибис» – «хитрый». Вот и изображают Золотую Бабу с копьем, да рассказывают, что издает она разные звуки и охраняет ее хитроумная система защиты. Надо объяснять, откуда появились названия изваяний Венеры и Сатурна?
– Системы защиты вовсе не выдумка. – Возмутилась Вера Никитична. – Все святилища в тайге и на болотах окружены «насторожками». Ловушками, да самострелами. Все экспедиции ходили по тайге только с местными проводниками, чтобы ненароком не попасть в западню.
Баба в позе Будды.
– Про самострелы мне рассказывал кто-то из больных. – Виктор Михайлович припомнил историю, связанную с Золотой Бабой. – Сразу после окончания института я тоже работал на прииске «интерном», к старательским байкам относился с иронией. Но эта история запомнилась.
Случилось это еще до войны. Что искали геологи: железо, уголь, нефть уже и не важно. Район, обозначенный для обследования, считался у аборигенов заповедным, из местных они не нашли проводника, никто не осмелился тревожить своих кумиров. Решили идти по абрису, только группа солдат сопровождала геологическую партию. С компасом и картой, ходили они кругами, трижды возвращались к приметному дереву. Решили найти реку или ручей и сделать привал, солнце клонилось к закату. Неожиданно солдаты набрели на пещеру, в которой находилось святилище местного кумира. У входа в пещеру на солдат обрушился поток стрел. В ответ они из ружей расстреляли все мелькавшие тени, и зашли в пещеру. К своему удивлению там они не нашли ни кого: ни живых, ни мертвых, ни раненых. Обшарили всю пещеру и в самом дальнем темном углу нашли небольшую литую из золота фигурку странного большеголового существа, которое сидело, свернув ноги калачиком, а перед ним лежало на деревянной колоде круглое, около полуметра в диаметре металлическое блюдо или щит. На совершенно гладкой поверхности было два выступа, решили, что для крепления ремней. Когда попробовали перевернуть это блюдо, оно оказалось невероятно тяжелым, больше ста килограммов. В центре, на выпуклой стороне, был изображен большой глаз в треугольнике.
– Как на долларе? – спросил Андрей.
– Может быть и такой, сам-то я не видел этого блюда. И никто больше этого блюда не видел. Дело в том, что оно оказалось таким тяжеленным, что шестеро солдат с трудом его приподняли и перевернули. Говорят, это блюдо было покрыто пылью с вирусами сибирской язвы. Все, кто был в отряде, заразились и в течении двух дней умерли от очень опасной легочной формы болезни. Только врач выжил. Он до этого переболел этой болезнью, в легкой форме и у него выработался иммунитет. Это была загадочная пещерная болезнь, ее еще называют «Проклятьем фараонов». Неведомый вирус вызывает паралич легких, причем избирательно. Болезнь появляется только у тех, кто грабит святилища и гробницы, или вскрывает их с корыстными целями.
– А из какого металла было это блюдо? Наверняка из золота, раз оно такое тяжелое. – Спросил Коля.
– Оно было не только тяжелое, но и очень крепкое, нож на нем не оставил царапин. Какой-то металл с синеватым отливом, говорили, что осмий. – Виктор Михайлович старался припомнить подробности. – Но, насколько я знаю, осмий очень тугоплавкий металл, откуда ему взяться в глухомани.
– Осмий легче золота. – Вера Никитична прикинула, из какого металла могли сделать этот пещерный щит. – Я думаю, что не обошлось без иридия, он в десять раз тяжелее осмия. Из сплавов платины с родием и иридием делают посуду для химической промышленности. Родий серебристо голубоватый металл и тоже довольно тяжелый, пожалуй, в пять раз тяжелее осмия, а из молибдена или из сплава с ним было покрытие на щите. Такие сплавы используют для изготовления ракетных двигателей.
– Средневековое божество и рядом щит из сплава для ракетных двигателей? Не слишком смелая фантазия? – Засомневался Глеб.
– «Молибден» – название этого металла переводится как «глыба, в которую ударила молния». – Перевела Люба.
– Вот. В Сибири аборигены особенно почитают такие места и устраивали там святилища. Не ты ли нашел описание способа с помощью линз плавить платину? А это все металлы платиновой группы, они и в рудах встречаются вместе. – Возразила Вера Никитична. – Вы лучше объясните, причем тут глаз в треугольнике?
– Глаз это всевидящее око. Он символизирует бога Отца, а глаз в треугольнике символизирует троицу. Не обязательно христианскую. Шива – одно из проявлений троицы богов Тримурти и сам Шива трехглазый. – Софья Сергеевна сообщила первое, что ей пришло в голову.
– Напишите имя Шивы латинскими буквами. – Младшие Рыцари тут же склонились над листами бумаги для заметок, которые лежали перед каждым участником Овального стола, выполняя просьбу Глеба. Остальные наблюдали, еще не понимая, к чему Глеб клонит. – А теперь прочтите по-русски!
– Получилось Сива. – Андрей посмотрел на Глеба. – Почему в скандинавских мифах богиня Сиф и у славян Сива женщины, а в Индии божество с тем же именем стало мужчиной?
– Почему у меня на «языке» все время вертится слово «штифт», я даже не знаю, что это такое, что-то вроде гвоздя? – Люба пыталась разобраться сама, со странным наваждением, но решила обратиться за помощью к друзьям.
– Штифт это ось. Я не уверен, что восемь тысяч лет назад земляне имели представление о том, что Земля шар, у которого есть ось вращения, и эта ось описывает воображаемый круг. А вот представить, что купол неба это раскрытый зонтик, а ручка от этого зонтика медленно меняет наклон можно, даже считая, что Земля плоская как блин.
– В Китае, в храме Небесного свода ступенчатая пирамида обнесена оградой из 260 столбиков, которые соответствуют числу градусов, на которые астрономы разделяли небесный свод. – Наташа во время путешествия по Китаю не поняла, с чем связано такое странное деление Звездного неба, но число почему-то запомнилось.
– А, поподробнее, об этом храме ты можешь рассказать? – Глеб насторожился, возможно, он, наконец, поймет логику странного летоисчисления народа майя.
– Я постараюсь, – Наташа мысленно перенеслась в другое время и другую страну. – Храм Небесного свода похож на большой синий раскрытый зонтик с золотой макушкой. Здание круглое, высотой примерно 20 метров, а диаметр немного больше арены, метров пятнадцать. Снаружи храм обнесен толстой сплошной стеной, если, повернувшись к стене, негромко произнести слово, то вдоль всей стены можно ясно расслышать эхо. Эта стена «Кружащихся звуков» была сооружена в 1743 году. Но это еще не все чудеса. Перед ступенями, ведущими в Храм Небесного Свода, лежат каменные плиты «камень троекратного эха». Если встать на первую каменную ступеньку и хлопнуть в ладоши, то услышишь однократное эхо, на вторую – двукратное, а на третьей – трехкратное. Сам Алтарь Неба это круглая пирамида, состоящая из трех суживающихся к верху ступеней из ослепительно белого мрамора. Эта пирамида окружена 260 столбиками со скульптурными украшениями в основном в виде драконов и фениксов. В центре Алтаря размещена большая каменная плита, вокруг нее выложены кольца из плит меньших по размеру. Плиты это таблички с текстами обращения к небу и духам предков императоров. Самым главным был бог Шанди – верховный владыка неба. Следом по иерархии шел дух Солнца, Большой Медведицы, пяти планет, 28 созвездий, и еще духи Луны, ветра, дождя, туч и грома. В жертву приносились шелковые ткани и нефрит, ну и как у всех, зажаривались жертвенные животные.
– Вот и объяснение странному счету времени, принятому в американском племени майя. Луна ровно 13 раз успевает обернуться вокруг земли, пока земля совершает полный круг вокруг солнца. Число 13 умноженное на 20 составляет радиальную градусную сетку, по которой, земная ось скользит, как стрелка часов. Для наблюдателя с земли Полярная Звезда 13 тысяч лет поднимается вверх над горизонтом и столько же лет опускается. В круговом календаре майя тринадцать кругов, вот и получается 26 тысяч лет полный цикл. Земная ось по сто лет находится в каждом секторе. За 72 года положение оси смещается на один градус по горизонтали. Теперь число 13 обрело свой смысл. – Глеб довольный потирал руки. – Надо идти в планетарий. Все мифы имеют космическое происхождение, и без карты звездного неба нам многое будет не понятно.
– Предложение принято, я договорюсь, и для нашей группы проведут специальную экскурсию. – Вызвался Никита.
– Во всех святилища Сивы – сивиллы, следили за Полярной звездой, а значит и за положением земной оси. Менялся наклон земной оси, менялся климат. – Никита сам удивлялся, как долго они, словно слепые котят, ходили у миски с молоком, пока не уткнулись в нее носом. – А двигает эту ручку от зонтика божество, например Шива. Внизу на земле у самого входа в мир мрака эту ось охраняет подруга Шивы – Кали богиня времени. А на верху, где живут самые светлые боги, эту ось удерживает вторая жена Шивы Ума, справедливая, приносящая счастье. – В Сибири Умай одна из древних и самых почитаемых богинь. – Наташа поддержала Никиту. – В Китае в простонародье небесные божества называют – «Небесными старцами» («Лао-Тянье»), а божество земли – «Земной бабушкой» (Ди Му-Най-Най»).
– На нашей копейке изображен древний сюжет – Георгий Победоносец поражает Дракона. Это символ противостояния сил зла и добра. – Только Андрей сделал паузу, чтобы набрать по больше воздуху, как его перебил Коля.
– Вот именно противостояния. Мы с Андреем, когда искали, откуда родом Исида встретили египетский вариант этого противостояния: Гор с головой сокола сражается с крокодилом Себеком. Я тогда еще подумал, глупость какая-то получается, ведь Себек божество, отвечающее за разливы Нила, если его победит Гор наступит засуха. Теперь понятно, что это изображено равновесие сил Огня и Воды, а копье – это Земная ось. – Коля, посмотрел на Андрея, ища поддержки.
– Как у китайцев переплетены знаки стихий Воды и Огня, Инь и Янь. На темном поле есть светлая точка, на светлом поле – темная. Это значит, что в огне всегда присутствует хоть капелька воды, а в воде кроется огонь. – Андрей, сказал, что хотел.
– У алтайцев и шорцев миром управляет Ульгень – Творец Вселенной, он живет на Девятом небе за Месяцем и Солнцем далеко на востоке, где солнце выходит из-за Золотой Горы. – Вера Никитична вспомнила про небесный огонь, который не связан ни с кометами, ни с молниями. – Ульгень создал весь мир. Очень редко этого бога изображали в виде сияющей косматой головы, но это не Солнце. Помощники Ульгеня не рождались, а откалывались от него. Это были огоны сгустки энергий, обладающие силой и разумом, как часть Ульгеня.
Хозяином на Земле Ульгень сделал человека кости из камыша, тело из глины, в помощь человеку смастерил собаку. Огоны могут вселяться в тело шамана, если огон хранил дух рыбы, то шаман, носитель этого духа может опускаться под воду. Духи шаманов охраняют весь род, всех потомков. Могут огоны вселяться в скалы, в деревянных идолов, в статуэтки бурханы, похожие на сидящего Будду.
Огон, Огненный петух и птица Бар.
– События, описание которых я нашел в Интернете, случились в 12 веке до н.э. Произошло заметное изменение климата. – Никита стал читать. – «Громадные приливные волны стали обрушиваться на побережье Северного моря. На территориях современной Англии, Германии, Голландии и Франции начался голод. Чтобы выжить, племена двинулись на юг к Средиземному морю. Шли целые народы вооруженные бронзовыми мечами, копьями, круглыми щитами, в рогатых шлемах. На фресках египтян и греков встречаются изображения рослых, воинственных северян. Они захватили Афины, Малую Азию, дошли до Египта, где были уничтожены войсками фараона Мернептаха в 1219 году до н.э. Вскоре на Египет напали «народы моря» – это индоевропейские народы, которые проживали на Балканах и на берегу Эгейского моря. Этих пришельцев окончательно победил в 1170 году до н.э. фараон Рамзес III, а у народов Средиземноморья появились легенды о гипербореях».
В имени фараона Мернептаха присутствует имя бога Птаха, а фараоны XX династии все носят имя Рамсес. Название яркой звезды Аль Рами из созвездия Стрельца, а звезды в этом созвездии имеют обыкновение периодически взрываться.
– Это время так называемой «Троянской войны». Афины построят только в V веке до н.э. А когда возник культ Исиды? – Решил уточнить Глеб.
– Осирис и Исида раньше почитались в Стовратных Фивах, это одно из сакральных мест в Египте, где «открываются звездные порталы». В 11 веке до н.э., когда произошло «нашествие народов моря». – Подсказала Тая. – Жрецы из Фив захватили на некоторое время престол в Египте и установили обряд почитания своих богов. – При Рамзесе II на границе с Нубией были выстроены величественные храмы, посвященные фараону. При Рамсесе III эти колоссы стали почитать как Исиду и Осириса. Там в священный месяц хойяк, который соответствует нашему декабрю, проводят священный обряд воскрешения Осириса. Это самый секретный обряд, везде о нем написано полунамеками, но дело в том, что в разных рукописях эти намеки разные, если их сопоставить еще и с рисунками в гробнице жреца Петросириса, то можно понять, что в обряде использовалось золото, из которого был сделан бог солнца Хепри и животворная сила воды. Из нильского песка и ила, смешенного с ячменем и благовониями, лепили фигурку Осириса. Ее ежедневно поливали и зерна прорастали. Египетские жрецы верили, что ячменные зерна и есть воплощение тела Осириса. Превращение неживого песка и ила в живые ростка рассматривалось как неведомое таинство, совершаемое разливом Нила. Возвращение к жизни Осириса символизировало часть великого космического цикла природы.