Полная версия
Детская Кулинарная Школа от А до Я
Наш проект работает точно так же. Сначала появляется вспышка, идея, возможно, не очень оформившаяся. Вы начинаете ей тлеть, разгораться… Идея начинает обретать все новые и новые детали. Вырисовываются цели и вытекающие из них задачи. Появляется обобщенный бизнес-план, который пошагово детализируется…
Моментом истины будет трата первой значительной суммы – это как положить шампуры с нанизанным мясом на мангал. Если угли слишком горячие, то мясо может снаружи обуглиться, оставаясь внутри сырым. Если углей мало или они остывают, то мясо может просто высохнуть. В обоих случаях, приложив определенные усилия, вы можете добиться сносного результата. Т.е. люди за ваше кулинарное действо заплатят деньги. И то, насколько их ожидания совпадут с тем, что вы им предложите, определит, будут ли они готовы прийти к вам снова и снова.
Приходящим хорошо бы предложить некоторый выбор – наш клиент жаждет разнообразия. Поэтому приходится вводить в меню новые блюда. А в истории с проектом – новые форматы и формы проведения занятий. Хотя ничего не мешает сконцентрироваться на чем-то одном. И быть в этом лучшим. Каким путем пойти – решайте сами.
А знаете, что самое сложное в таком «шашлычном» деле? Вкус? Да, конечно, он важен. Но самое сложное, на мой взгляд – обеспечить достойное качество на протяжении всего срока существования вашей «шашлычки». Вы должны изо дня в день делать это. Без выходных и проходных. Невзирая на ваше внутреннее состояние и внешние катаклизмы.
И вы будете делать это по-настоящему хорошо только в одном случае – если вам это нравится. Нравится кормить людей, смотреть на их едва заметные улыбки и кивки друг другу в тот момент, когда они пережевывают первый кусочек мяса и понимают его вкус. Нравится узнавать абсолютно незнакомых вам людей, но заезжающих с какой-то периодичностью. Перебрасываться с ними малозначащими фразами о погоде и здоровье любимого ишака.
Вам будет очень важно людское одобрение. Но еще больше вам будет важно понимание, что вы честно отработали день, месяц, год. Себе самому соврать невозможно. Клиент может не заметить, что сегодня мясо не того качества и потому жуется чуть хуже. Но вы-то это знаете! И постараетесь купировать это маринадом и специями, изменив немного температуру или технику обжарки… В этом и будут те самые ответственность, профессионализм и уважение.
А еще будет важно осознание того, что то, что вы делаете, не идет в разрез с вашими жизненными и моральными принципами. Не общественной моралью, а моралью вашей личной. Конечно, такое заявление, мягко говоря, антисоциально. Но если вы будете вынуждены день за днем переступать через себя, то рано или поздно вы сломаетесь. Либо вам придется это принять, и тогда ваша мораль слегка эволюционирует.
И еще. Нормальному человеку свойственно сомневаться. И зачастую это сомнение – не проявление слабости (а если и слабости, то минутной). Это нормальная тревожность перед первым шагом в неизвестное. Даже если вы открываете каждую неделю новый проект, такое чувство будет присутствовать. Точнее, оно должно присутствовать – несмотря на отлаженность технологии, вы каждый раз будете открывать НОВЫЙ проект. И каждый раз условия будут разными.
Не нужно бояться сомнений – это дополнительный источник возможности посмотреть критически на проект со стороны, еще раз взвесить свои силы.
Единственное, это не должно превращаться в процесс ради процесса. Т.е. нельзя перманентно пребывать в состоянии сомнений – нужно что-то делать, принимать какие-то решения. Помните тот старый анекдот, когда героиня, обращаясь к оппоненту, восклицает: «Мужчина! Вы уже определитесь! Вы туда или сюда?!» Со случаем «туда» нам все понятно – надо смело двигаться вперед.
А если «сюда»? Возможен ли возврат? Не является ли проект тем самым чемоданом без ручки, который нести невозможно и бросить жалко?
Не разводя долгих дискуссий, скажу, что да, возврат возможен.
Причин, заставляющих вас бросить проект, может быть различное количество, и обсуждать их бессмысленно – у каждого они свои, начиная от банального «я больше не хочу». Кстати, это очень серьезный, даже, пожалуй, самый серьезный аргумент. Значительно более серьезный, чем кажется. Это примерно как осознание, что вы больше не любите человека, каким бы близким до этого он ни был – вы больше не можете к нему относиться по-прежнему.
Задумываясь о возможности прекращения проекта, оцените потери, как фактические, так и потенциальные. Отбросьте мнение окружающих – мысль, что вас будут считать «слабаком», не такая уж ужасная, нежели случай, когда вы приведете к банкротству всю семью – своими действиями вы продемонстрируете обычное здравомыслие.
Более того, ВОЗВРАТ ВОЗМОЖЕН В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ПРОЕКТА. Но каждая из точек буде характеризоваться разными издержками. Вот и все.
Не принимайте эмоциональных решений. «Переспите» с проблемой, это известное русское «утро вечера мудренее» – не простые слова.
Но если вы приняли решение – любое – смело идите вперед. Как говорится, Бог любит пехоту! И мы обязательно победим.
Что почитать
Перечень профессиональной и художественной литературы, которая поможет вам в формировании представлений о кулинарной школе, в т.ч. детской.
Так как этот параграф вынесен выше формирования целей и задач, то вполне резонно предположить, что речь здесь пойдет не только и не столько о еде, сколько о подходах к проекту. Литературы мало, информацию придется собирать по крупицам. Но в этом тоже есть свой кайф – вы становитесь первопроходцем, первооткрывателем. Более того, вы задумываетесь над тем, чтобы открыть СВОЮ студию, которая будет олицетворять ВАШЕ представление о том, как должно быть. А значит, в каждой книжке вы увидите что-то свое, то, на что, возможно, большинство и внимания не обратит.
Итак…
● Осознаю, что будет выглядеть очень нескромно, но предложу просмотреть свою книжку «Кухня Кулинарного Клуба: как открыть кулинарную студию». Понятное дело, что книги коррелируют, но не пересказывают друг друга. Более того, с момента написания первой книги прошел почти год, а это большой срок для подобных проектов.
● В 2015 году вышел первый сезон аниме Shokugeki No Soma («Кулинарная битва Сомы»). Как пишут в отзывах, это «смесь сёнэна, кулинарных рецептов и близких к хентаю изображений». Для нас же важно, что: а) в центре событий кулинарная школа и подростки; б) за всем этим повествованием стоит серьезная бригада консультантов; в) это аниме, а значит, присутствует визуальный ряд, который можно анализировать. Например, посмотрите, как скомпонованы столы для занятий – духовой шкаф находится сбоку стола. Очень умное решение, которое можно реализовать в своей студии. И таких мелочей в этой книге (если ее так можно назвать) пруд пруди. Важным моментом является наличие переведенной печатной версии. Она немного отличается от фильма. Плюс в ней есть рецепты некоторых блюд, которые готовят участники, и это тоже можно использовать.
● В части развивающей очень полезной считаю книгу Али Бузари «Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества». Это не химический справочник и не книга рецептов. Работа дает много ответов на вопросы, начинающиеся со слов «почему» и «как». А именно такого плана вопросы вам будут задавать ваши потенциальные посетители. Кстати, эту книгу можно будет рекомендовать для прочтения и им.
● Хорошо написанная книга Тинатин Мжаванадзе «Сихарули. Рецепт грузинского счастья» пригодится для понимания как можно рассматривать регионоведение в разрезе гастрономии. В ней есть и рецепты, но это не главное. Автор умудряется мотивировать посмотреть те места, о которых она пишет. Естественно, если внимательно приглядеться, то можно найти и интересные методические приемы, которые можно использовать в работе, а так же логистику приготовления блюд.
● Для организации гастрономических туров может быть полезной книга Марины Мироновой «Еда без границ: Правила вкусных путешествий».
● Так как это проект, который имеет экономическую составляющую, то посмотрите книги Максима Батырева. Первая из них, «45 татуировок менеджера», на мой взгляд, наиболее толковая. Хотя и в оставшихся двух «татуированных» книгах есть рациональные зерна, которые реально могут помочь в реализации проекта.
● Бочкарев А., Кондратьев В., «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя» – очень полезная книга. Несмотря на то, что кулинарная школа в целом и детская школа в частности проект не большой, изложенные в книги методы и методики могут сильно облегчить жизнь.
● Ковалев В.В., «Финансовый менеджмент: Теория и практика». Хм… издание специальное. Поправляет голову. Подсказывает. Предостерегает. Предполагает наличие некоторых знаний. Но, в любом случае, очень полезное (посмотрите, например, вопросы бюджетирования или создания резервов).
● Еще более специализированная книга – Андрей Гарнаев, «Microsoft Excel 2###: разработка приложений». Книга поможет превратить обычную таблицу Excel в серьезно облегчающее жизнь приложение. При условии, что вы понимаете, чего бы вам хотелось от этого самого приложения.
Естественно, что существует огромное количество литературы, от общемотивирующей до обсуждающей исторические корни волшебной сказки15 (кстати, вполне имеющие отношение к кулинарии). Обязательными для прочтения в нашей многоконфессиональной стране являются Библия (и Ветхий, и Новый заветы), Кицур Шульхан Арух (иудейская традиция), Типикон (традиция православная), Коран. Хорошо бы еще «зацепить» Бхагавад-Гиту – все это формирует ваше отношение к проекту и, в конечном итоге, отношение к вам со стороны ваших посетителей. Чем вы более эрудированны, тем интереснее вы родителям ваших учеников. И, возможно, интереснее самим ученикам.
Читайте!
P.S. Литература, необходимая для формирования разговорных клише при проведении занятий, есть в моей книге «Кухня Кулинарного Клуба: как открыть кулинарную студию». (Почти смеюсь.)
Что посмотреть
Художественные и документальные фильмы, передачи, ознакомление с которыми может повлиять на ваше представление о проекте
До начала проекта у вас в голове должна сложиться картинка, как все должно выглядеть в ВАШЕЙ школе. От вешалки до места для мытья посуды. Для облегчения складывания этой мозаики можно воспользоваться рядом видеопособий. Есть, правда, маленькое «но» – эти движущиеся картинки снимались не как специализированное пособие по организации кулинарных студий.
В связи с этим возникает вопрос: на что смотреть?
Начните с общей организации пространства. Вы, конечно, понимаете, что в вашей школе должны быть несколько (возможно, неявно) обособленных зон:
● демонстрационная, в которой происходит основное действо при проведении мастер-класса;
● зона для приема пищи, оборудованная соответствующими столами, стульями и вспомогательным оборудованием, например, кофе-машиной;
● входная зона, где ваши посетители оставляют верхнюю одежду, переобуваются и т.д.;
● технологическая – она может быть открытой или закрытой, с местами для мытья посуды и хранения продуктов.
Понятно, что подобное деление очень условное. Вы можете предложить самому себе, выделить зону отдыха – почему нет? А теперь просматривая видеоряд, обратите внимание, как это было организовано в той или иной студии. Попробуйте условно разметить пространство, разместить технику, понять на какое количество участников все это рассчитано.
Далее – основная часть студии, зона проведения мастер-класса, или, как я ее называю, демонстрационная зона. Наибольший интерес представляют столы для работы. Посмотрите, как они организованы: оцените количество и размеры варочных поверхностей, высоту стола и размер пространства для работы, попробуйте представить, сколько человек может за этим столом работать одновременно. Как стоят приборы и инструменты, необходимые для работы? Где предполагается включать электроприборы вроде блендера или ручного миксера? Какое расстояние между столами? Как они подключены к электрической сети? Что с освещением, вытяжкой?
Зона для приема пищи. Столы, их общий вид и вместимость. Накрыты ли скатертями? Каково пространство между столами? Удобно ли, на ваш взгляд, переставлять готовые блюда с демонстрационных столов? Если нет, то что мешает? Какова сервировка?
Технологическая зона. Компоновка. Количество того или иного оборудования (например, холодильников или морозильных камер). Проходы. Возможность изолирования от посетителей.
И вот так разбираете по частям каждое видео. Понятно, что глаз не сразу привыкает «цеплять» нужное. Но по мере погружения в процесс, вы начнете находить для себя все новые и новые нюансы.
Итак, что имеет смысл смотреть…
Разного рода кулинарные шоу:
● «Правила Моей Кухни»;
● «Великий пекарь Австралии»;
● «МастерШеф», лучше нероссийская версия;
● «МастерШеф. Дети»;
● «Адская Кухня»16, британская версия.
Мультфильмы. Да-да, по нынешним временам, за созданием хороших мультфильмов стоят очень серьезные консультанты (например, всем известный «Рататуй» консультировал обладатель трех звезд «Мишлен» Томас Келлер): в аниме Shokugeki No Soma («Кулинарная битва Сомы» или «В поисках божественного рецепта») – можно насмотреть очень много разного. В динамике лучше смотреть видеоряд. Статику – смотрите картинки, они почти дублированы.
Художественные фильмы:
● «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту», США, 2009 г.;
● «Повар на колесах», США, 2014 г.;
● «Шеф Адам Джонс», США, 2015 г.;
● «Повар для президента», Франция, 2012 г.;
● «Пряности и страсти», США, 2014г.
Документальные фильмы:
«Мечты Дзиро о суши». При просмотре этой ленты сделайте поправку на восточную ментальность главного героя – это существенно.
Смотрите не торопясь. Ведите какие-либо заметки. Делайте зарисовки. Все это очень полезно.
Куда съездить посмотреть
Школы и студии, представляющие интерес с точки зрения формата занятий, выбора помещения, организации пространства и пр.
А вот теперь несколько слов о том, где можно что посмотреть. Вообще смысл имеет смотреть любую работающую студию – попробуйте глянуть на нее сквозь призму, предложенную в предыдущем параграфе. Точно так же попробуйте структурировать увиденное. Отмечайте то, что бы вы хотели перенести в свою студию. А равно чего бы вы не сделали никогда. Постарайтесь поговорить с персоналом, объяснив, что тоже задумываетесь над открытием студии – как правило, если вы не пытаетесь это делать в этом же городе и не стараетесь обсуждать экономику17, вам пойдут навстречу.
В первую очередь я бы рекомендовал посмотреть организацию детских занятий в студии Юлии Высоцкой в Химках. Отдельные столы. Высокий уровень насыщения техникой. Грамотный персонал. Зонирование. Все это очень интересно.
Если вы недалеко от Новосибирска, то заезжайте в гости в «Кулинарный Клуб», т.е. к нам. Хотите полноценной беседы – предварительно позвоните и предупредите об этом. В остальном – каждое воскресенье в 11:30 мы начинаем занятие детской кулинарной школы. Программа занятия на сайте. Следите за возрастными ограничениями (шучу).
В Санкт-Петербурге имеет смысл съездить в «Кулинарную школу №1» на Лесном проспекте – обратите внимание на зонирование пространства.
В Казани – студия «Тарелка». Хорошая работа персонала.
В Нурсултане – студия Артема Канцева. Настоятельно рекомендую посмотреть на зонирование. И работу самого Артема – он действительно хорош.
Если удаляться еще дальше, то Стамбул, студия CookIstan – лучшая методическая подготовка и работа персонала. Никаких лишних движений. Все выверено до минуты. Практически идеальные мастер-классы.
Посещение «чужих» студий – очень хорошая практика. Это позволяет посмотреть на свой бизнес со стороны и, возможно, приглядеть что-то новое для себя – если можно не изобретать велосипед, то лучше этого не делать, т.к. это, по меньшей мере, отнимает время. Но если у вас есть это время и желание, то почему нет?
Осознание и формулировка целей и задач
Два главных вопроса, на которые нужно ответить в первую очередь самому себе при реализации данного проекта звучат так: «Зачем?» и «Как?». Первый вопрос характеризует цели, которые вы ставите перед собой, влезая в это. А второй – как вы собираетесь эти цели достичь. Важным моментом является то, что цели и (как следствие) задачи в процессе работы могут меняться.
Предложение почитать/посмотреть/съездить до начала серьезной работы над проектом было сделано неслучайно – это большая подготовительная работа, которая поможет вам, возможно, посеять зерно сомнения в желании заняться этим. А если зерно это не прорастет, то внятно ответить самому себе на вопрос: «ЗАЧЕМ Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ ЭТО?»
Выделение заглавными буквами вопроса не должно восприниматься как крик души, нет, конечно. Это лишь подчеркивает как важность самого вопроса, так и значимость ответа.
И еще один существенный момент – нужно в первую очередь дать ответ самому себе. А потом еще раз придумать ответ на этот же вопрос, но для окружающих. Я сознательно подчеркиваю возможность разных ответов на вопрос. Но начните с себя.
Ответ на вопрос: «Зачем?» фактически является формулировкой целей. И совершенно очевидно, что эти самые цели могут быть различными:
● стремление заработать денег;
● желание решить социальную задачу и обучать кулинарному искусству детей;
● необходимость реализовать подобный проект18, возможно как часть более крупной комплексной задачи;
●…
● охота быть владелицей/владельцем собственной кулинарной школы (это круто!);
● поиск высокорентабельных проектов для инвестиций;
●…
● скука и есть свербение в некоторых частях тела чем-то себя занять…
Ответ на вопрос может быть любым и должен быть адекватно вами воспринят. Адекватность, в данном случае, предполагает согласие потратить на эту затею ваше время, которое, в свою очередь, могло бы быть употреблено для чего-то другого.
Зафиксированная на бумаге цель создания проекта фактически знаменует начало работы над ним. Потому что далее вы начнете постепенно детализировать проект, разбивая его на более мелкие подзадачи.19
Кстати, небольшая ремарка: в процессе реализации цель может меняться. При этом изменения могут происходить как постепенно, так и скачкообразно – отнеситесь к этому спокойно. Просто пересмотрите перечень решаемых задач на соответствие изменившимся целям. И при необходимости «подработайте» их.
Итак, после того как вы ответили на вопрос: «Зачем?», – следует задаться поисками ответов на вопрос: «Как?». Это как раз и будет перечень задач, которые нужно будет решить в процессе работы над проектом.
Задачи могут быть ранжированы по реализуемости, временным затратам и т.д. Более того (и скорее всего) перечень задач будет непрерывно корректироваться (читайте – «вспухать как хорошее легкое дрожжевое тесто»).
Важный момент: документируйте процесс. Фиксируйте на бумаге или другом носителе все мысли, даже те, которые в настоящий момент кажутся вам бредовыми – из них порой вырастают очень интересные решения. Например, желание занять детей в перерывах (а они периодически возникают в процессе мастер-класса) может привести к изготовлению небольшой настольной игры в формате «кинь-двинь». А кто сказал, что она не может быть продана как отдельный продукт?
Далее. Вам к этому моменту уже наверняка понятно, что организовать студию как площадку для занятия с детьми еще даже не полдела. Важно эту студию наполнить. И это отдельная задача. Эта ремарка нужна тем, кому кажется, что главное – найти помещение и оборудовать его для работы, и, соответственно, все внимание концентрируют именно на этом.
А может быть имеет смысл собрать первичную маркетинговую информацию и оценить возможность достижения поставленной цели? Т.е. сможете ли вы при имеющихся представлениях загрузить проект настолько, чтобы заработать желаемую сумму денег? Есть ли вообще дети, которые интересуются кулинарией, и родители, готовые за обучение ребенка заплатить деньги? Достаточно ли высока рентабельность этого проекта в соотношении с альтернативными?
Пишите, рисуйте, откладывайте, снова возвращайтесь. Ужасайтесь обилию работы.20 Откладывайте. И снова возвращайтесь.
Это – нормальный процесс, у которого есть небольшой секрет: им надо заниматься постоянно. Тогда будут результаты. В противном случае каждый новый возврат требует как минимум большего времени – нужно хотя бы вспомнить, на чем остановился в прошлый раз.
***
Вы сформулировали цель и наметили первые шаги к ее достижению. Идем дальше?
Ревизия ресурсов на начало проекта
Для реализации задуманного необходимы ресурсы, т.е. время, жизненная энергия, знания, навыки, деньги. И это, на мой взгляд, очень правильный рейтинг. Отсутствующие знания и навыки можно купить, пригласив нужных специалистов. Если не хватает денег, то их можно занять. Но если у вас нет времени или сил заниматься проектом, лучше его не затевать.
В настоящее время считается, что существует четыре вида ресурсов: деньги, энергия, знания и время.21 Они качественно несводимы друг к другу, однако им присуще свойство ограниченной взаимозаменяемости. Например, отсутствие денег человек иногда может компенсировать своим энтузиазмом и трудом, то есть своей личной энергией и своим временем, и наоборот – нехватку времени и знаний компенсировать деньгами, наняв других людей, которые вместо него будут тратить своё время и использовать свои знания. Однако полностью конвертировать один ресурс в другой невозможно.
Я бы предложил другое ранжирование значимости ресурсов для реализации проекта:
● время;
● жизненная энергия;
● знания и навыки;
● деньги.
Почему так? Да потому что если у вас нет времени или жизненных сил заниматься проектом, то смысла с ним затеваться нет. Обратите внимание, что время и энергия (жизненные силы) идут в очень тесной связке, т.к. это два наиболее ограниченных и уязвимых ресурса. Отсутствие здоровья не даст вам возможности в полной мере реализовать задуманное или насладиться плодами вашего труда – все время вы будете концентрироваться на поддержании или восстановлении жизненных сил. Отсутствие времени, выделение его малыми дозами не дает нужного внимания к деталям, которые, как будет показано ниже, «играют» весь проект, дают ему свое абсолютно неповторимое лицо.
Поэтому для начала поймите, есть ли у вас время и силы. Если нет, то все написанное ниже можно читать по диагонали и в конечном итоге выбросить книжку или поставить ее дальнюю полку.
Давайте теперь пообсуждаем знания и навыки. Я считаю, что бесполезных навыков и знаний не существует. Просто они не всегда успевают пригодиться. Проект кулинарной студии в целом и детской кулинарной школы в частности будет требовать от вас практически ежедневного «блеска чешуей» – подростки изначально отрицают любые авторитеты, и для того, чтобы занять это место, вам придется потрудиться. Весьма и весьма напряженно. Вам придется доказывать собственную состоятельность в тех или иных вопросах каждый день.22
И это только кажется, что можно быть слабо эрудированным – мол, вкусная еда все спишет. А вот не спишет. Родители будут смело приводить своих детей к вам на занятия только в том случае, если будут уверены, что вместе с навыками владения ножом или венчиком они узнают что-то новое. Возможно то, чего не знают сами родители.
Знания, увы, добываются до боли простым и нудным способом – приходится учиться, учиться, учиться. Читать. Посещать мастер-классы. Ездить в гастрономические и прочие поездки. Размышлять. Обсуждать увиденное и услышанное. Проверять это на практике. И снова читать и размышлять.
Я воздержусь от составления списка литературы для факультативного/дополнительного чтения – у каждого он свой. Как и лицо его студии.
А вот с навыками… Давайте пообсуждаем.
Опыт публичных выступлений. Любое занятие детской школы требует коммуникации. Как групповой, когда вы (или проводящий занятие шеф) обращаетесь ко всей группе. Так и персональной, когда вы обращаетесь к конкретному подростку. Ваша речь должна быть правильной, свободной от «возрастных»23 шуток и идиом. Боже упаси от использования «крепкого словца».24 Естественно, вы должны быть в курсе предметной области. А равно и в достаточно широкой ее окрестности. Готовы включиться в беседу фактически с пол-оборота и так же легко из нее выйти– вы же понимаете, что на занятии стоит перманентный гул (подростки, так же как и их родители, приходят, в том числе, и пообщаться). И гул этот стихает ненадолго, когда начинается дегустация. Все остальное время нужно быть готовым говорить. О еде. Не о еде. Музыке. Живописи. Балете. Истории. И так далее. Старайтесь, чтобы ремарки, которые вы отпускаете, были по делу, а рассказываемые истории и анекдоты носили притчевый характер.25 Будьте готовы говорить, говорить, говорить…26 Два часа непрерывной коммуникации очень выматывают. Но это – обязательная составляющая каждого занятия.