bannerbanner
Массаж внутренних органов. Славянский стиль
Массаж внутренних органов. Славянский стиль

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Славянские предания гласят, что дуб людям даровали боги, поэтому это дерево было посвящено одному из главных славянских богов – Перуну. Без разрешения волхвов нельзя было даже сломать дубовую ветку. Под ветвями дубов у славян проходили собрания, судилища, ритуальные и свадебные обряды. В лечебных целях использовались молодая кора ветвей, листья, желуди. В коре содержатся кислоты, смолы, пектин, сахар. В желудях – белковые и дубильные вещества, крахмал, жирное масло, сахар. В листьях – дубильные вещества и красители, пентозаны. Кору дуба употребляли преимущественно как вяжущее, противовоспалительное и заживляющее средство. В сочетании с другими лечебными растениями дуб использовался для врачевания колитов, гастритов, болезней печени, селезенки и внутренних кровотечений. Отвар коры применялся при фарингите. Концентрированные отвары использовались для заживления колотых и резаных ран.

Еще одним деревом, широко применяемым славянами, была береза. Березовый деготь и уголь использовались при чесотке и дезинсекции. Особым лечебным свойством обладают березовые почки, которые заготавливаются ранней весной. В них содержится в огромном количестве эфирное масло, которое имеет чрезвычайно приятный запах. Оно является кладом тех элементов, которые подавляют рост всего нежелательного и вредного.

В юго-восточных регионах расселения славян имели распространение средства животного происхождения (бобровая струя, жиры, мозг). Также медицине были известны панты – ценный медицинский товар из высушенных рогов молодого пятнистого оленя. Обычны были в народной медицине такие операции, как вправления вывихов, лечение переломов, разрезание абсцессов и даже ампутация конечностей, не говоря уже о вырывании зубов. При хирургическом лечении применяли обезболивающие средства, такие как опий, корни мандрагоры и т. д. Для лечения радикулитов использовали змеиный яд, который смешивали с бараньим салом, и получали мази для наружного применения.

История медицины славян. Медик как отдельная профессия существовала у славян-язычников 3000 лет до н. э. Сейчас в России медиков называют «врач», «доктор», а тысячу лет назад это были знахарь, знахарка, костоправ, бабка-повитуха, бабка-шептуха, лекарь, травник, травница, целитель, целительница, колдун, колдунья, маг, ведун, ведунья, ведьма, волхв и т. д. С этих «профессий» началась медицина на Руси. Целительство на Руси возникло задолго до распространения православия. Древняя языческая Русь славилась своими целительными обычаями, которые передавались из поколения в поколение ведунами и знахарями. Волхвы были знатоками зелий, т. е. лекарственных растений. Они успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при родах, лечили бесплодие; их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным» больным. В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врачь», «лечець», «зелейник», «чародей». По древнерусскому представлению, волшебство – это высокое искусство в лечении, мастерство («влъшебная хытрость»), а волхв есть «премудр», человек с большим опытом и знаниями по медицине. Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов». Основой славянского целительства выступала фитотерапия (траволечение), а также колдовство, проведение специальных обрядов с заговорами, реже массаж и костоправие. У славян-язычников не было письменности. Врачи передавали знания своим ученикам устно. До нас народные целители донесли лечебные приемы славян. Психиатрия и психотерапия брали истоки в знахарстве и колдовстве языческой Руси. Такими знаниями обладали только ведуны, целители, волхвы. Ведуны в лечении использовали специальные заклинания и заговоры. Целители Древней Руси были одновременно и массажистами (трихами), и фитотерапевтами (травниками), и акушерами (повивальными бабками), и психотерапевтами (шептухами, шептунами), и мануальными терапевтами (костоправами). Такое разнообразие деятельности лекарей в древней русской медицине было почти до 1500 г., т. е. в раннем Средневековье. Истоки своих знаний ведуны черпали из самой природы, веря в ее чудодейственную силу, которая была олицетворением языческих славянских божеств. Славяне верили, что душа человека при смерти переходит из бренного тела в вечное загробное существование. Заговоры знахарей больше похожи на стихи; используя свои «энергетические вибрации» голоса, ведомые только им, волхвы прогоняли из тела человека хворь и недуги. В процессе лечения таким способом применялась специальная техника звуковой терапии, что-то вроде хорового пения. После принятия русскими христианства лечением души (психотерапией) широко занялись православные священники.

Монастырская медицина. Славяне в эпоху до нашей эры были язычниками, верили в то, что окружающей природой управляют боги Перун, Хорста, Ярила и др. После крещения Руси самой грамотной прослойкой населения были священнослужители и купцы. Поэтому первыми врачами стали монахи. Большую роль в истории монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (возник в ХI в.), который для того времени был своего рода первым медицинским университетом. Иноки Печерского монастыря пришли с Афинской горы, где при монастыре Святого Афанасия была устроена «больница больных ради», и принесли с собой врачебные знания. Летописец Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижниках монастыря, прославившихся своим врачебным искусством. Мы встречаем в записях: «На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и врачевания больных, как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др.». Антоний – этот “пречудный врач”, как именует его монастырская хроника, – лично ухаживал за больными, которых он лечил, давал им “вкушать” исцелявшее их “зелье”. Служением ближнему преподобный Антоний снискал горячую любовь, как у простых людей, так и у князей. После излечения Антонием великого князя киевского Изяслава тот «подарил обители гору над пещерами, а игумен же и братия заложили церковь велику и монастырь… И оттоле началась зваться Печерский монастырь…» – отмечает летопись. Агапит, прозванный страждущими киевлянами «врачом безмездным», лечил бесплатно и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев, массаж, элементы мануальной терапии и, конечно, молитвы. Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, к нему созвали всех известных врачей-иностранцев, живших в Древнерусском государстве, но их лечение не помогало, болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. «Тот прискакал на коне в Чернигов, смотрел [ставил диагноз], мял [массажировал], а после дал испить князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился и в заключении лечения парился в бане». Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку, но тот раздал их нищим.

В позднем Средневековье все медицинские специальности были сконцентрированы в одной медицинской профессии – «лекарь», «целитель», «знахарь». Это был в одном лице монах, костоправ, акушер, травник, фармаколог, психотерапевт и предсказатель судьбы (ведун, экстрасенс). В современной медицине есть деление на специальности: массажист, мануальный терапевт, хирург, психиатр, гинеколог, офтальмолог, дерматолог, фармаколог и т. д. Целители сами диагностировали болезни, сами делали лекарства, сами сушили веники и парили ими больных славян в бане. Сами массажировали, принимали роды, вправляли вывихи суставов, лечили переломы костей, занимались «молитвенной» психотерапией. Вот почему в эту книгу вместе с массажной техникой включены два метода лечения целителей, которые, по современной классификации, относятся к мануальной терапии. Также описан один оригинальный массажный метод лечения плохого зрения (офтальмология).

Уровень развития анатомии у православных монахов-лекарей. Древние письмена не донесли сведений о системе анатомических знаний славян-язычников, которые населяли Русь 100—1000 лет до н. э. Непонятно, какими были их анатомические знания в период до возникновения православия в Киевской Руси. Какие были психотерапевтические приемы в виде колдовства? Какие растения для лечения использовали травники? Как массажировали живот и вытягивали позвоночник древние трихи (массажисты) в банях? Однако можно не сомневаться, что большое количество представлений об анатомическом составе человека переняли православные монахи Киево-Печерского монастыря от целителей языческой Руси. Монахов надо было учить лечебному искусству по каким-то учебникам. Монахи-преподаватели такие учебники писали от руки и дополняли текст (для иллюстративности и наглядности) рисунками (см. рис. 1).


Рис. 1. Анатомический атлас монастырского учебника «Веды лекаря», ХI в.


В древней летописи этого периода «послойная» анатомия человека монахами именовалась «стогия» от слов «стог сена» – высокая куча сена, которая при создании возрастает слой за слоем. Иноки и монахи набирались из крестьян. Для крестьянина сочетание «анатомический слой» было непонятно, а «стог сена» – понятно. Крестьяне на практике знали, что сначала в основание расстилали базовый слой сена, который определял форму стога, потом на него укладывали еще десятки слоев. В конце концов, накладывая сено слой на слой, крестьянин создавал пирамиду в виде стога. Медицинское понятие слова «стогия» – это «послойное анатомическое расположение органов человеческого тела». Тело человека, по представлению монахов-лекарей, состояло из несколько крупных и мелких слоев-царств.

«Алмазное (жемчужное) царство» – туловище человека (с включением головы, но без включения рук и ног). «Алмазное царство» охватывало все жизненно важные органы, без которых человек не может жить. Можно ампутировать ногу – и человек продолжит жить. Можно ампутировать руку. Но если отсечь голову, вырезать сердце, печень, кишечник, почки, то человек обязательно погибнет. Пока человек жив, в «алмазном царстве» живет душа, поэтому оно выглядит как «населенный живой пузырь» душой и жизнью. Когда человек умирает, то душа покидает тело, тогда «алмазное царство» превращается в «пустой пузырь». В свою очередь, «алмазное царство» делилось на составляющие: «золотое царство», «медное царство», «серебряное царство».

«Золотое царство, или София Премудрость Божья» – это орган мышления человека – голова, где рождается мудрость (мысль). Голову назвали золотым царством по той причине, что при малейшем ее повреждении (ранении мозга на войне, психическом помешательстве) уничтожается человек как личность, как разумный деятель. Человек теряет рассудок, и это быстро приводит его к гибели. В материальном отношении каждому славянину дорога золотая монета, а не серебряная и тем более не медная. Так и в анатомии человека у монахов самым важным органом является голова, которую славянин должен приравнять к золоту, должен беречь голову от «травмы, огня и холодной воды». Далее «золотое царство» делится на три анатомических слоя: колород, чело, и горло. С этого момента начинался процесс послойного деления органов, послойная анатомия человека, т. е. «стогия».

«Колород» – верхний слой головы (мозг, волосистая часть), который отвечает за психическую функцию человека. Эту часть славяне называли колородом по той причине, что при рождении ребенка первым показывается из родовых путей матери волосистая часть головы – «колород». Считалось, что при психическом заболевании мозга («колорода») в человека вселяется демон, черт, и, чтобы выздороветь, больной человек должен целыми сутками молиться и просить Господа избавить его от «лукавого». В монашеской медицине огромное количество заболеваний центральной нервной системы (неврозы, шизофрения, слабоумие, маниакально-депрессивный синдром, инсульт и т. д.) объединялись диагнозом «повреждение колорода». Монахов-лекарей учили, что при заболевании «колорода», т. е. при душевных болезнях, надо лечить пациента молитвами, успокоительными травами и сном. Например, до сих пор бабки-шептухи излечивают рожистое воспаление молитвами. Монахи-лекари заучивали наизусть сотни молитв, которые применялись при той или иной болезни. Болезни человека истолковывались как «кара Господня за прегрешения вольные и невольные» (т. е. за грехи, совершенные сознательно и бессознательно).

«Чело» – средний слой головы (лоб, глаза, верхняя губа). Барину православные люди часто подавали письменные прошения и жалобы, что в летописях звучало, как «били челом», т. е. кланялись барину до прикосновения лба к полу. Со временем слово «чело» в славянском языке стало означать понятие «лицо» – это голова без волосистой части. Следовательно, славянское слово «человек» состоит из двух слов: «чело» – лицо и «век» – 100 лет или просто «время». В понятии славян человек является лицом, а лицо человека изменяется со временем: ребенок имеет гладкое лицо, а лица стариков становятся морщинистыми. Со временем («с веками») вид лица меняется.

«Горло» – нижний слой головы (рот, ротовая полость, нижняя губа, нижняя челюсть, шея). Лечение «горла» состояло из примочек, хирургического вскрытия гнойников, полоскания травяными растворами.

«Медное царство, или Дева Обида» – это грудная полость (сердце и легкие). При сильной обиде, злости, стрессе люди чувствовали «ком в груди», возникали боль в сердце, одышка, краснела кожа лица. Особенно часто происходили эти вегетативные проявления эмоций у женщин, реже у мужчин. Исходя из этих практических наблюдений, монахи-лекари назвали грудную полость Девой Обидой. Сердце и легкие сравнивали с дешевой медью по причине того, что (по их мнению) эти органы редко поражались болезнями, а поэтому можно не обращать много внимания на их сохранность. «Медное царство» имеет два слоя (две «стогии»): «середку» (срез от верхнего края грудины до ее середины) и «ярло» (линия от середины грудины до конца мечевидного отростка).

«Серебряное царство, или Дева Боль» – это брюшная полость, включающая 18 органов (печень, поджелудочную железу, селезенку, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, две почки, мочеполовые органы). В Средние века у русских очень часто возникали воспалительные заболевания органов брюшной полости. Самый распространенный симптом – это боль. Особенно частые боли в животе испытывали беременные женщины до и во время родов. Исходя из этих практических наблюдений, монахи-лекари назвали брюшную полость Девой Болью. «Серебряное царство» имеет два слоя (две «стогии»): «живот» (полоса на человеческом теле от мечевидного отростка до лобковой кости) и «зарод» (слой от поверхности лобковой кости до наружных половых органов), где расположены органы размножения у мужчин и женщин.

Интересно отметить, что целители языческого периода все болезни пытались лечить травами, прогреванием в бане, массажем, мануальной терапией. После превращения Руси в православное государство монахи-целители пытались лечить болезни в первую очередь молитвами. Как можно вылечить молитвой радикулит, аппендицит, перитонит, язвенную болезнь желудка? Каждый здравомыслящий медик скажет, что такое лечение равносильно отсутствию лечения. Фактически после принятия православия русский народ лишился эффективной медицинской помощи. Следовательно, можно сделать однозначный вывод о том, что медицина языческого периода развития славян была лучше, нежели медицина ранней православной Руси, в которой преобладал необоснованный приоритет религии над медициной.

Вывод. Представления монахов-лекарей об анатомическом строении человеческого тела были очень примитивные. Хорошо была известна функциональная роль мышц, связок и костей. Они знали, что мозг – орган мышления. Лекари хорошо понимали: сердце перекачивает кровь по артериям; легкие увеличивают объем грудной клетки при дыхании; желудок и кишечник всасывают пищу в кровь, а отходы пищи выделяются в окружающую среду как кал; мочевой пузырь собирает мочу для последующего избавления от нее. Функциональная деятельность печени, селезенки, поджелудочной железы, надпочечников, щитовидной железы и других органов была им непонятна. Лекари-монахи знали, где находятся внутренние органы человека, массажировали их при воспалении, но не знали, зачем они нужны в организме. Современные врачи-целители – это люди, которые, с одной стороны, получили знания народного лечения от дедов и бабушек, а с другой – у них уже достаточно глубокие знания анатомии и физиологии, а некоторые из них имеют медицинское высшее или среднее образование. Поэтому современные методы лечения более совершенны, несмотря на то, что основа проведения лечения взята из языческой и монастырской медицины.

§ 2. Классификация основных видов массажа

Народы разных стран используют массаж с незапамятных времен. Массаж (от фр. maser – растирать) – это совокупность приемов (поглаживание, растирание, разминание, сотрясение), посредством которых оказывается дозированное механическое воздействия на мышцы, ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. При массаже стимулируются определенные нервные рецепторы, которые передают сигналы в спинной и головной мозг, а оттуда сигналы ответной реакции возвращаются к органам, мышцам, сосудам и т. д. Таким образом объясняется нервно-рефлекторный механизм действия массажа: улучшается кровоснабжение кожи и мышц, т. к. расширяются капилляры, происходит повышение поверхностной температуры кожи, улучшается лимфатическая циркуляция. Лечебный массаж применяется для лечения болезней. Терапевты лечат массажем язвенную болезнь желудка и диабет. Гинекологи массажем улучшают вегетативную иннервацию малого таза женщины, что, в свою очередь, приводит к ликвидации сальпингитов, овариитов, и даже рассасываются небольшие миомы матки и кисты яичников. Травматологи лечат массажем артриты, воспаления и растяжения связок и мышц. Хирурги массажем растягивают кишечные спайки. В зависимости от локализации внутреннего органа врачом подбирается соответствующая техника проведения массажа. Лечебный массаж головы будет проводиться не так, как массаж спины, а массаж голени будет отличаться от массажа живота.

Оздоровительный массаж – ежедневный массаж с целью хорошего самочувствия пациента на протяжении дня. Это механическое воздействие на кожу, подкожную клетчатку, скелетные мышцы, внутренние органы давлением и растиранием.

Определение лечебного массажа как «воздействие массажиста только на мышечную ткань» является принципиально ошибочным, т. к. массажем воздействуют на периферическую нервную и вегетативную системы, вены и артерии, органы грудной и брюшной полостей. Как уже было сказано выше, лечебный массаж имеет совершенно другую технику исполнения, нежели оздоровительный массаж типа косметического, спортивного, гигиенического. Славянский стиль массажа относится к чисто лечебному массажу. Лечебный массаж требует установления диагноза, определения локализации воспаленного органа, определения степени утраты функции больным органом, что подразумевает наличие глубоких медицинских знаний. Только после этого выбирается соответствующая тактика лечения. Если у пациента опухоль (рак желудка или прямой кишки), острая микробная инфекция (флегмона, перитонит, рожистое воспаление кожи), то применение лечебного массажа может привести к ухудшению состояния здоровья пациента. Поэтому необходимо сначала установить наличие заболевания, запрещающего лечение. Вот почему лечебным массажем могут заниматься только врачи, окончившие медицинский институт, или опытные целители, имеющие хорошие знания анатомии и физиологии человека. В лечебном массаже редко допускается самомассаж. Оздоровительный массаж – это массаж здорового человека определенными шаблонными методами: поглаживанием, растиранием, разминанием и т. д. Такой массаж никак не угрожает здоровью и жизни пациента, поэтому его может делать человек без специального медицинского образования. Каждый может делать оздоровительный массаж сам себе.

Массаж классифицируют по системам, видам, методам и формам.

1. Системы современного массажа: европейская (русский массаж, шведский, финский стили), восточная (китайская и японская школы), индийская (Пакистан, Иран, Ирак, Турция).

2. Виды массажа: лечебный и оздоровительный (гигиенический, спортивный, косметический и др.).

3. Способы массажа: ручной, аппаратный, комбинированный.

4. Формы массажа: общий (массируется все тело), частный (местный, т. е. массаж проводится только на отдельных участках тела), самомассаж.

Итак, по отношению к лечебной практике все классификации массажа можно свести к двум видам: лечебный (с целью излечения какой-то болезни) и оздоровительный (с целью общего оздоровления, спортивный, косметический, гигиенический, антицеллюлитный и т. д.). Поскольку книга посвящена лечебному массажу при различных заболеваниях внутренних органов, то оздоровительный массаж подробно рассматриваться не будет. Показания к назначению массажа зависят от многих факторов: фазы заболевания, состояния человека на данный момент, наличия сопутствующих заболеваний и т. д.

Лечебный массаж. Существуют сотни техник лечебного массажа: китайский толчковый, славянский послойный, славянский по секторам, славянский массаж живота, массаж вегетативной нервной системы, соматических нервов, глубокий, поверхностный, массаж пальцами, ладонью, локтем, с применением массажных мазей, дыхательные виды, массаж внутренних органов диафрагмой, восстановительный, реабилитационный, висцеральный, японский шиацу, китайский точечный, китайский скребковый гуа-ша, воздействие на мышцы с целью их перерастяжения (изометрическая миорелаксация), аппаратный и т. д. В зависимости от характера и тяжести заболевания каждый из видов массажа применяется в самых разнообразных модификациях и имеет свою методику. На практике выделяют несколько разновидностей лечебного массажа: классический (проводится вблизи пораженного участка или непосредственно на нем), рефлекторный (массируются определенные зоны, удаленные от места патологического поражения), соединительнотканный (воздействие оказывается на соединительную ткань и подкожную клетчатку), периостальный (вызывает рефлекторные изменения в надкостнице путем воздействия на нее давлением), точечный (происходит локальное воздействие на биологически активные точки или зоны соответственно показаниям). Массаж можно проводить аппаратом или массажером. Массажем хорошо лечится патология периферической нервной системы (неврит, невралгия, радикулит, остеохондроз, ганглионит и т. д.), внутренних органов, связок, суставов.

Оздоровительный (гигиенический) массаж (общий, в сауне, спортивный, аппаратный, гигиенический, косметический, антицеллюлитный, эротический и т. д.). По статистике, в настоящее время основная масса людей (83 %) получают какой-то вид оздоровительного массажа в массажных кабинетах, и лишь немногие (17 %) получают массаж с целью лечения определенной болезни (в поликлиниках и клиниках). При выполнении общего оздоровительного массажа массируется все тело или большая его часть, при локальном (частном) массаже – отдельные области и участки тела (кисти, спина, голова, нижние конечности). Гигиенический массаж – эффективное средство для профилактики заболеваний и сохранения работоспособности. Он применяется для поддержания жизненного тонуса, укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Гигиенический массаж усиливает крово- и лимфообращение, нормализует психоэмоциональное состояние и подготавливает человека к выполнению предстоящей работы. На общий гигиенический массаж отводится 15–30 мин. При этом следует придерживаться определенной последовательности. Сначала массируют шею и спину, затем ноги, грудь, живот и в последнюю очередь руки. Общий массаж выполняют 2–3 раза в неделю, а частный – ежедневно.

Особенности славянского массажа. Старославянский массаж – это разновидность массажа с воздействием рук целителя на внутренние органы, а не на мышцы и суставы, как это происходит при выполнении европейского, восточного и индийского видов массажа. По традиции массаж в Древней Руси делали в бане, когда мышцы живота предельно расслаблены и целитель мог массажировать через переднюю стенку живота все нужные органы. Живот считали средоточием жизни; само слово «живот» означало «жизнь», «живой». Китайцы и сейчас рассматривают живот как место расположения основных жизненных энергетических центров и придают ему такую же роль в сохранении общего здоровья, как и позвоночнику. Массаж живота применяли для лечения в Китае, Таиланде, Индии, Тибете и на Филиппинах. В Древней Руси знахари руками «правили живот», «ставили его на место», вправляли пупочные и паховые грыжи, лечили болезни печени и почек, устраняли завороты кишечника, опущение внутренних органов, помогали женщинам избавиться от бесплодия. Лечение живота с помощью рук в настоящее время обрело свое второе рождение как один из видов старославянской медицинской культуры.

На страницу:
2 из 3