Полная версия
Полный курс русской литературы. Литература первой половины XX века
В процессе отчуждения личности от общества Андреевым прослеживается принцип обратной связи – личность страдает от равнодушия окружающих, от этого еще больше замыкается и вследствие излишней погруженности в себя тоже становится равнодушной к людям. Особенно ярко это отобразилось в рассказе «Большой шлем», где равнодушие людей друг к другу доведено до абсурда: партнеры, в течение полугода регулярно проводившие вечера за карточной игрой, не знают друг о друге даже элементарных вещей, они живут в иллюзорном, призрачном мире карточной игры, и когда один из партнеров умирает, даже не знают, кому сообщить о случившемся и собираются искать его квартиру через полицейский участок. Эта же идея прослеживается и в «Рассказе о Сергее Петровиче» – товарищи главного героя после его кончины задумываются о том, что если бы они вовремя обратили внимание на несвойственное ему поведение и дали бы телеграмму его родителям в Смоленск, то приезд матери или хотя бы ее письмо могли бы предотвратить трагическую развязку, так как у Сергея Петровича появилось бы чувство нужности кому-то.
Андреев своим творчеством продолжает чеховские традиции. Тема разорванности бытия, равнодушия к ближнему, отчужденности личности от мира находят отражение в его произведениях.
Урбанистические мотивы прослеживаются в рассказе «Петька на даче». Город медленно убивает мальчика, он порождает не только внешнее уродство (парикмахерская, грязные улицы, помойки и проч.), но и внутреннее (Николка, ругающийся скверными словами, рассказывающий непристойные истории). Стремление уйти из этого мира преследует Петьку постоянно. Дача в рассказе предстает как своего рода миф о загробной жизни, образ лучшего, прекрасного мира, призрачного и недостижимого, куда можно заглянуть лишь на мгновение, но о котором потом можно мечтать всю жизнь (рассказы Петьки о даче Николке). В изображении города Андреев продолжает традиции, заложенные еще Достоевским (образ «желтого Петербурга»).
Иуда Искариот
Иисуса Христа постоянно предупреждают, что Иуда из Кариота – «человек очень дурной славы, и его нужно остерегаться». Он бросил жену в бедности, у него не было детей, так как Бог не хотел потомства от Иуды.
У Иуды «досадно-жидкий и неприятный для слуха» голос, череп, «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось так же и лицо Иуды»: один его глаз – живой, хитрый, второй – слепой, неподвижный. Ученики Христа относятся к Иуде с брезгливостью, Петр сравнивает его с осьминогом, расположение учеников к Иуде неискренно. Иуда постоянно злословит: по его рассказам, каждый человек совершает в жизни преступление или хотя бы дурной поступок; хорошие люди умело скрывают свои дела и мысли. На вопрос о родителях Иуда отвечает, что отец его был козел или Сатана. Впрочем, Иуда уверяет учеников, что искренне любит Христа. Нечто вроде дружбы завязывается между Иудой и Фомой, в котором Иуда возбуждает сильное любопытство.
Иисус поручает Иуде вести хозяйственные расходы – собирать пожертвования и проч. Перед каждым селением, в которое направляется Иисус с учениками, Иуда поносит жителей, уверяет, что они дурно истолкуют учение после ухода Христа, предвещает беду. Однажды Фома решает проверить предчувствие Иуды, возвращается в селение и убеждается в его правоте. В другой раз жители деревни встречают Христа враждебно, собираются побить учеников камнями. Иуда спасает Иисуса, отвлекая внимание на себя шутовскими выкриками, угрозами, мольбами. Однако Иисус ни разу не хвалит Иуду.
Во время одной остановки ученики состязаются в силе (бросают вниз с горы тяжелые камни). Самым сильным признается Петр, пока не появляется Иуда и не побеждает Петра.
Во время беседы в доме Лазаря Иуда стоит в дверях, пристально глядя на Иисуса. Матфей словами писания требует, чтобы Иуда отошел в сторону. Иисус поднимается со своего места и идет прямо к Иуде, словно желая что-то сказать ему, – однако проходит мимо в широко открытую дверь.
Иуда крадет несколько динариев, Фома придает дело огласке, ученики упрекают Иуду в воровстве. Иисус же говорит, что Иуда может не стесняться в средствах, если ему нужно, так как нет ни своего, ни чужого. Иуда рассказывает Фоме, что отдал деньги блуднице, которая два дня не ела, так как с ней был Иуда.
По очереди Петр и Иоанн спрашивают у Иуды, кто из них будет первым возле Иисуса в царствии небесном. Каждому из них Иуда льстит, но когда Петр и Иоанн вместе задают Иуде тот же вопрос, Иуда отвечает, что первым возле Иисуса будет он сам.
Иуда отправляется к первосвященнику Анне. Тот встречает его сурово, не хочет брать Иисуса, опасаясь заступничества учеников и верующих. Иуде приходится несколько раз посетить Анну, прежде чем он убеждает его в необходимости предать Христа. Когда речь заходит о вознаграждении, Иуда долго и мелочно торгуется, но в конце концов соглашается на сумму в 30 серебряников.
В последние дни жизни Иисуса Иуда окружает его трогательной лаской и заботой, предугадывает любые его желания (приносит и передает через женщин весенние цветы, сажает на колени к Иисусу маленьких детей, покупает дорогое вино, наводит разговор на милую сердцу Иисуса Галилею). Иуда предупреждает учеников о необходимости беречь Иисуса и с этой целью достает где-то два меча.
Иисус вступает в Иерусалим. Он предчувствует недоброе, говорит о близком предательстве. Ночью в Гефсиманском саду Иуда просит Иисуса приказать ему остаться, не идти предавать его. Иисус в ответ молчит. Появляются стражники, Иуда предает Иисуса целованием. Ученики теснятся, как «кучка испуганных ягнят», они даже не пытаются вступиться за учителя и бегут. Через несколько часов Петр трижды отрекается от Иисуса. Иуда следует за Христом по пятам, но до самой казни не видит вблизи ни одного из учеников. Все с презрением, ненавистью и страхом называют Иуду Предателем. Иуда приходит на суд Пилата, встретив там Фому, просит его отбить Иисуса, но испуганный Фома не способен к решительным действиям, он слишком доверяет «праведному суду». Иуда видит, что единственный человек, который все понял про Иисуса, – Пилат, но он бессилен против толпы, требующей распятия, и публично умывает руки.
Иуда следует за Христом на Голгофу. До последней минуты он надеется, что люди «поймут» и Христос не будет распят.
После распятия Иуда предстает перед синедрионом. Анна и Каиафа пытаются выставить его, дают еще денег. Иуда заявляет, что предал невинного, а стало быть, предал синедрион «позорной смерти, которая не кончится вовеки». Иуда швыряет деньги горстями в лица судей. В это время ученики Иисуса сидят в грустном молчании и боятся, что придут стражники за ними. К ним приходит Иуда, упрекает их в предательстве, ученики проклинают его. Иуда заявляет: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать!.. Жертва – это страдания для одного и позор для всех… Вы на себя взяли весь грех… Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?» Иуда сообщает ученикам, что идет вслед Иисусу, зовет их с собой. Петр собирается последовать за ним, но остальные удерживают его. Растерянный Петр плачет, не зная, куда ему идти.
На горе, высоко над Иерусалимом, Иуда останавливается, обращается с речью к Христу, просит встретить его ласково, не сердиться, говорит, что очень устал. Иуда уверяет, что ради своей любви к Иисусу готов идти в ад. Он вешает веревку над обрывом, чтобы, если она не выдержит, разбиться внизу о камни. На другое утро приходят люди, вынимают Иуду из петли и бросают в глухой овраг.
Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот»
В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл «Иуду Искариота» «нечто по психологии, этике и практике предательства». Андреев поднимает проблему идеала и его претворения в действительность. Идеалом признан Иисус, его идеи призваны нести народу ученики. Однако вера и любовь одиннадцати учеников является лишь платой за будущий вход в царство небесное и за место рядом с Иисусом Христом (спор Иоанна и Петра: «кто больше любви заплатил»). Ученики брезгливо относятся к Иуде, как и к другим отверженным. Апостолы заняты лишь самосозерцанием и самосовершенствованием. Иуда же является посредником между Христом и людьми (кража денег для голодной блудницы), любовь его деятельна (спасает Христа от расправы разъяренной толпы).
В образе Иуды подчеркивается двойственность: как во внешности, так и в характере. Это объясняется той двойственной ролью, которую играет Иуда, формально – он предатель, по сути – единственный преданный Христу человек.
Иуда одинок в мире, он не верит в людей, в доброе начало в них. Именно это неверие толкает его на эксперимент – Иуда предает Христа, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собственной жизнью для спасения учителя (Иуда приносит апостолам оружие, предупреждает о грозящей Христу опасности, уже после смерти Христа предлагает ученикам последовать за учителем).
Между Христом и Иудой много общего. Иуда не без основания предполагает, что любой человек в этом мире одинок, даже такой, как Христос. Таким образом, эксперимент Иуды – это попытка проверить, истинно ли то, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество.
М. П. Арцыбашев
Краткие биографические сведения:
Арцыбашев Михаил Петрович
1878. 24. 10(5.11). – родился на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии в семье бывшего гвардейского офицера, ставшего исправником. Отец принадлежал к оскудевшему роду дворян, известному с XVI века, мать была полячка. После окончания пятого класса Ахтырской гимназии Арцыбашев некоторое время учится в Харьковской школе живописи и рисования.
1895—1897 – служит письмоводителем у земского агента.
Начало 90-х – пишет набросок «Моя автобиография», где в ироничной манере описываются поиски жизненного пути, которые привели автора в литературу. Ранние рассказы Арцыбашев опубликовал в газете «Южный край» («Из рассказов офицера», 1895; «Под лунным светом», 1896; «Бал», 1898). Критики сразу отметили в его манере традиции Гоголя, Лермонтова, Чехова.
1898 – приезд в Петербург, появление его первого «серьезного», по авторской оценке, рассказа «Паша Туманов». Среди высоко оценивших талант Арцыбашева был А. Блок. Позже критика не была столь благосклонна (начиная с романа «У последней черты»), в связи с этим произведением Горький писал Короленко: «Я не люблю Арцыбашева, он – талантлив, конечно, но мне кажется неумным и болезненно злым… франт, но – весь в чужом! Нахватал у Толстого, у Достоевского… все искажает, мнет, и, кажется, делает это только для того, чтобы перелеонидить Андреева в пессимизме».
1907 – пишет скандальный роман «Санин», который был обвинен в проповеди аморализма, сексуальной распущенности.
1908—1912 – пишет романы «Смерть Ланде», «Миллионы», «Рабочий Шевырев», «У последней черты».
10-е гг. – пробует свои силы в драматургии: «Ревность» (1913), «Война» (1914), «Муж» (1915).
1917 – к Февральской революции писатель отнесся восторженно. С мая 1917 года публикует в газете «Свобода» «Записки писателя», в которых откликается на текущие события, ведет агитационную работу в армии, пророчествует неминуемую катастрофу. Октябрьская революция подтвердила его мрачные предчувствия. Закрывается газета, писатель прекращает литературную работу. Арцыбашев пишет роман о будущем «Под солнцем», опубликовать который в то время было невозможно.
1923 – Арцыбашев с советским паспортом выезжает из страны и прибывает в Варшаву. Он объявляет себя эмигрантом и разворачивает борьбу против Советской власти в продолженных им «Записках писателя».
1927 – умер в Варшаве.
Санин
Санин возвращается домой в небольшой провинциальный городок, где не был много лет. Жил он до сих пор как придется, ничем не занимаясь и не увлекаясь. Сестра выдумала себе героический образ брата. Однако, слушая его рассказы о прошлом житье, она разочаровывается в его жизни, поскольку не видит в ней основополагающей идеи. Мать Санина пытается наставить сына на путь истинный. Однако на вопрос, как он собирается жить, она лишь слышит от него: «Как-нибудь!»
Санин готов жить просто: наслаждаться солнцем, зеленью, голубым небом и вообще брать от жизни все, что она предложит ему. Мать говорит сыну резкие вещи, пытаясь спровоцировать на ссору. Однако Санин видит в речах матери лишь ходячее общественное мнение, не обращающее внимания на неповторимую человеческую индивидуальность.
К Санину приходит Новиков, доктор, жалуется на свою жизнь, на то, что работа врача ему надоела. В ответ Санин предлагает ему сменить жизненную концепцию и пойти в босяки. Кроме того Санин заявляет, что все беды Новикова – реакция на то, что его не любит Лида.
Лида игрива и кокетлива, она постоянно окружена толпой поклонников. Даже Санин сожалеет, что он – ее брат.
Новиков признается Лиде в любви и предлагает выйти за него замуж, однако получает отказ. Тайную власть над Лидой имеет Зарудин. И хотя она осознает его ничтожество, все же не может ничего с собой поделать. Зарудин просит Лиду прийти к нему ночью, и она соглашается. Санин слышит этот разговор, и несмотря на то, что считает Зарудина отъявленным негодяем, не препятствует этой связи.
Линия другой семьи, Сварожичей, начинается с приезда в отчий дом Юрия, студента, высланного из Петербурга за участие в подпольной деятельности. Отец Юрия, Николай Егорович Сварожич, помещик, имеет звание полковника, он не понимает сына. Юрий представляет собой печального и задумчивого человека, который полагает, что провинция способна лишь загубить его таланты. Он пытается обсудить с Семеновым, студентом университета, больным чахоткой, новую статью Бебеля, однако тяжелобольной Семенов думает только о своей близкой смерти.
На пикнике, устроенном Новиковым, собирается молодежь. Все веселятся. Зинаида Карсавина, подруга Людмилы (или Ляли, как ее все зовут), сестры Юрия, очаровывает всех своим голосом, Лида же сердится, что любуются не ею. На пикнике начинается роман Юрия и Зинаиды.
После близости с Зарудиным Лида понимает, что потеряла уважение к себе. Она горько плачет оттого, что не может быть прежней, стыдится своего нового состояния.
Юрий пишет картину «Жизнь», но у него выходит нечто серое и безликое. И тогда он меняет название на «Старость». Жалуясь на свою «несчастную» судьбу Карсавиной и ее подруге, он чувствует, что его плохое настроение исчезает.
Приходит неожиданное известие – умирает Семенов. Юрий с горечью вспоминает последнюю встречу с ним. На поминках Санин размышляет о бессмысленности человеческой жизни. Юрий не соглашается с Саниным, рассуждая о совершенстве природы и человека. Однако все последующие события убеждают Юрия в обратном. Вместе с Рязанцевым, женихом Ляли, он едет на охоту, наслаждается красотой ночного леса, однако по возвращении Рязанцев предлагает Юрию развлечься с женщинами. Тот поражен до глубины души, ибо полагает, что Рязанцев предает этим свою невесту. Ляля, узнав об этом, вначале рыдает, однако на другой день, увидев Рязанцева, все прощает ему. Юрий с презрением относится к ее мещанскому представлению о счастье.
К Зарудину приезжает Павел Львович Волошин, петербургский чиновник, развратный человек, охотник до сплетен, который с удовольствием наблюдает интригу, разворачивающуюся у него на глазах. К Зарудину приходит Лида. Она в отчаянии, так как беременна, Зарудин кажется ей единственным человеком, которому она нужна. Однако, в глазах Зарудина, она видит нескрываемую ненависть. Лида уходит, испытывая к своему любовнику презрение. Зарудин же в это время сожалеет о потере «вкусной» любовницы. Лида, не видя другого выхода из создавшегося положения, решает покончить жизнь самоубийством. Она пытается утопиться, однако ее спасает Санин. Впрочем, он тут же жалеет о своем благородном поступке, так как не знает, что же с теперь делать с девушкой. Он пытается ее утешить, уговаривает выйти замуж за Новикова. Постепенно Лида приходит в себя, в ней вновь пробуждается жажда жизни.
Зарудин расхваливает Волошину свою бывшую «необыкновенную» любовницу. Тот уговаривает приятеля познакомить его с Лидой. Однако Санин выгоняет их из дома. Оскорбленный ротмистр вызывает Санина на дуэль. На это Санин хладнокровно отвечает отказом, не желая рисковать своей жизнью. Зарудин, встретив Санина на бульваре, замахивается, чтобы ударить его хлыстом, но Санин опережает удар и бьет ротмистра по лицу. Избитый, в крови, Зарудин представляет жалкое зрелище. Он явственно осознает свое полное одиночество. Вскоре становится известным, что Зарудин застрелился.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.