bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Драматический контекст – побег vs борьба

Подумайте о том, чтобы поместить нас в момент с главным героем (героями), чтобы мы могли реагировать так, как реагируют они… Если мы станем опережать персонажей, будет скучно. Второй вопрос, конечно, заключается в том, что если мы находимся в моменте с персонажами, то на них оказывается давление, чтобы они реагировали убедительно и не были глупее зрителей.

Скотт Ридер Маллен, редактор сценариев, Лос-Анджелес

Еще одна вещь, которая характерна для триллеров, – это их драматический контекст. Этим они схожи с фильмами ужасов, отсюда порой и возникает путаница у некоторых сценаристов. Вы слышали поговорку, что «у каждой истории есть две стороны»? Это наиболее верно для триллеров, которые обычно предлагают своей аудитории два аспекта борьбы главного героя на протяжении всего повествования.

 Побег (невовлеченность) – это, как правило, первая половина истории, где главный герой решает НЕ вступать в контакт с текущей ситуацией и пытается обойти проблему (часто – в буквальном смысле).

 Борьба (вовлеченность) – вторая половина, когда протагонист вынужден начать борьбу с ситуацией, или все потеряно (опять же – часто в буквальном смысле), а следовательно, должен бороться с обстоятельствами, непосредственно драться с антагонистом или сражаться с ним иным образом.

Часто драматический контекст побега занимает даже не половину, а три четверти повествования, а борьба становится завершающим моментом (хотя, опять же, это зависит от конкретной истории и ее исполнения). Такой переход обычно четко обозначен для зрителей – в конкретной сцене или моменте, ну, и прежде всего, в монтаже «приготовиться к бою». Такой прием часто можно наблюдать в боевиках и классических триллерах о существах, например в фильмах «Чужие» (Aliens, 1986) и «Хищник» (Predator, 1987).

Почему именно эта история?

Сильная концепция является ключевой. Работа над персонажами может быть сделана хорошо, должна быть сделана хорошо и (без сомнения) будет сделана хорошо в любом жанре. Но основа, на которой держится драма, может как принести успех, так и привести к провалу на любом этапе – и когда сценарий попадает к потенциальным соавторам, и когда фильм уже смотрят зрители.

Стив Рассел, продюсер, Loves Me Not Films & Scripts (@LovesMeNotFilms)

На рубеже нулевых годов прошлого века на рынке сценариев было много очень достойных личных драм. В наши дни жанр – это главное. Триллер занимает вершину популярности благодаря своей универсальности – как для малобюджетных режиссеров, так и для зрителей. При скромном бюджете сейчас, как правило, используют цифровую пленку, чтобы снизить затраты, и фильмы, снятые за несколько сотен тысяч фунтов, могут выглядеть так, как будто на них потрачен миллион, если они сделаны правильно. Инди-продюсеры тоже научились у голливудских коллег нескольким приемам, чтобы их работы имели успех у публики: как и их коллеги из Тинсельтауна, они хотят видеть сценарии с сильным сюжетом и коммерческой перспективой для привлечения известных актеров, ведь это практически гарантирует легкую продажу фильмов дистрибьюторам.

С появлением социальных сетей зрители голосуют руками и ногами, поддерживая инди-фильмы больше, чем когда-либо. Это означает, что у вашего малобюджетного сценария триллера сегодня больше шансов, чем когда-либо, на то, что его снимут и покажут по всему миру. Аналогично, даже крупнобюджетный, эпический, в стиле блокбастера сценарий триллера может открыть двери для независимого сценариста. Хотя у последнего мало шансов на успех, если он совершенно неизвестен, но бывают удивительные исключения – некоторые тематические конкурсы, особенно американские, порой любят открывать для себя новые имена среди сценаристов. Кроме того, агенты и продюсеры, как известно, рассматривают их сценарии в качестве образцов для оценки потенциала и нередко предлагают таким сценаристам другие проекты. Так чего же вы ждете? И все же, прежде чем погрузиться в работу над сценарием триллера, спросите себя: «Почему именно эта история?» Есть, конечно, множество вариантов развития событий в жанре, я обычно беру один из следующих:

• Мужчина-антагонист против мужчины-протагониста; ситуация «малого масштаба», например мужчина ищет пропавшую жену, в исчезновении которой его подозревают. Это, как правило, нелинейный сюжет. Сценаристы, жаждущие новаторства, часто выбирают женщину-протагониста и мужчину-антагониста, коим выступает обычно доктор-психопат или ученый, и вот уже наш протагонист ищет свою подругу, которая часто посещала странного доктора «по какой-то причине».

• Банда друзей-преступников работает на какую-то крупную шишку; один из банды решает уйти, и его приятели должны убить его по приказу босса. Иногда сценаристы пытаются переиначить эту историю в стиле «Сексуальной твари» (Sexy Beast, 2000), используя сны, воспоминания и другие нелинейные приемы, но они почти никогда не фокусируются на женщинах-гангстерах или персонажах из различных этнических или сексуальных меньшинств, что я нахожу весьма интересным.

• Женщина переезжает в дом с привидениями, обычно после смерти своего ребенка. Она будет видеть призраков, мертвых людей, кровь, текущую из крана, и так далее, но, конечно, муж не верит и хочет отправить супругу в сумасшедший дом, пока сам не сталкивается с потусторонними силами в действии «по какой-то причине». В последние годы сценаристы поменяли гендерные роли местами, так что главным героем может быть и мужчина, которого, к огорчению скептической жены, преследует их умерший ребенок и прочая чертовщина.

Конечно, нет никаких причин для того, чтобы ни один из вышеперечисленных вариантов не сработал: я читала несколько отличных сценариев, которые следуют одной из этих трех сюжетных линий или являются их вариациями. Однако если вы хотите выделиться из огромного количества подобных работ, гораздо легче сделать это, если ваш сценарий будет легко отличить от других. А для этого имеет смысл использовать историю, которую среднестатистический зритель не видел миллион раз до этого. Задумайтесь: «Почему именно эта история?» – вместо того чтобы слепо следовать первой же идее, лежащей на поверхности. Это и позволит выяснить, действительно ли ваша история лучшая из возможных или вы топчетесь на поле, которое уже миллион раз возделали до этого.

Виды триллера

Убедитесь, что вы знаете мир, в котором находитесь. Изучите форму, чтобы знать каждый его нюанс. Вы можете сделать это, только наблюдая в деталях, как другие использовали это до вас. Нельзя надеяться, что знаете жанр, а тем более сможете сделать свою историю уникальной, если не будете изучать триллеры регулярно. Будьте неразборчивы и уделяйте внимание каждому такому фильму, который увидите на полке.

Габ Нил, продюсер (@GubNeal)

Сценаристы часто пытаются писать триллеры, не просмотрев все фильмы, попавшие им в руки и похожие на историю, которую они пытаются рассказать. Это безрассудно. Знание того, что уже было создано ранее в киноиндустрии, является ключевым моментом при написании как малобюджетного триллера, так и сценария блокбастера. Если у продюсеров, руководителей или агентов, которым вы будете представлять свой триллер, не останется вопросов по существу, они могут спросить: «На какой фильм больше всего похож ваш сценарий?» или «Чем ваш сценарий отличается от сценария (этого фильма)?». Более того, если вы не знаете, что было раньше, как собираетесь создать что-то новое в жанре? Важно определить, какое именно место ваша история занимает в ряду триллеров и как она работает в сравнении с другими киноработами.

Приведенный ниже список ни в коем случае не является исчерпывающим; многие из упомянутых фильмов могут существовать в двух, трех и даже более под- и кросс-жанрах, к тому же новые взгляды на триллеры появляются постоянно. В центре внимания этой книги – голливудская модель жанра, то есть фильмы с сильной зацепкой и высококонцептуальным сюжетом, в том числе оказавшие значительное влияние на британский кинематограф, особенно после 2000 года, с появлением цифровых технологий. Также стоит рассмотреть, как кино из других культур влияет на ваше собственное повествование. Например, восточные и европейские авторы создали несколько культовых триллеров, а коллеги из американских продюсерских компаний рассказывали мне, что их учили смотреть эти фильмы, чтобы уметь избежать старых избитых голливудских штампов. Но для начала посмотрите вот эти фильмы, необязательно в таком порядке:

 ЭКШЕН-ТРИЛЛЕР – это воплощение захватывающего, вот почему люди сразу же вспоминают именно их, говоря о хороших триллерах. Этот поджанр изобилует масштабными декорациями: автомобильными погонями, взрывами, опасными трюками. Вкупе с тщательно продуманной хореографией боевых сцен это позволяет зрителю получить максимальное удовольствие от просмотра. Загадочные герои-мужчины доминируют в этом виде триллеров: Борн и Бонд – самые очевидные, не говоря уже о таких супергероях, как Бэтмен, Супермен, Человек-паук, Железный человек и другие (хотя фильмы с ними тоже можно считать приключенческим экшеном). Мускулистые звезды Сталлоне и Шварценеггер и иконы боевых искусств Джейсон Стэйтем или Джет Ли сделали себе имя как раз на этом поджанре триллеров. Далее идут актеры, с которыми у нас ассоциируются крутые шутки: Брюс Уиллис во франшизе «Крепкий орешек»; Харрисон Форд из серии «Индиана Джонс» (Indiana Jones); Мэл Гибсон в фильмах «Смертельное оружие» (Lethal Weapon); Уилл Смит в «Плохих парнях» 1 и 2 (Bad Boys); Шайа Ла Баф в «Трансформерах» (Transformers). Все они заметно моложе, чем наш среднестатистический герой (хотя, возможно, только потому, что герои 1980-х гг. уже в том возрасте, когда их пора считать дедушками). Время от времени нам показывают женщин – главных героинь, например Эвелин в фильме «Солт» (Salt, 2010) или Мэллори из «Нокаута» (Haywire, 2012). Экшен-триллеры в наше время часто становятся шпионскими триллерами, хотя в прошлом последние нередко относились к психологическому и/или криминальному поджанру.

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР. Это фильмы, сюжет которых будоражит зрителя, что логично, психологическим аспектом, а не масштабными декорациями или сценами насилия. Фильмы в этом поджанре исследуют темы идентичности и потери, погружая главных героев в битвы разума или путешествия, где предстоит узнать, кто они на самом деле, часто с использованием большого разоблачения в конце.

Долгое время психологические триллеры строились на том, что и антагонист, и протагонист были одним и тем же человеком, как в «Бойцовском клубе» (Fight Club, 1999), «Идентификации» (Identity, 2003) и «Палате» (The Ward, 2010), сейчас такое уже считается немного старомодным. Психологическая составляющая может использоваться в любом количестве сценариев, и опытному сценаристу неплохо бы выяснить, что будет дальше.

 КРИМИНАЛЬНЫЙ ТРИЛЛЕР. В то время как экшен-триллеры преимущественно эпичны и масштабны, представители криминального поджанра, наоборот, нередко бывают малобюджетными, психологическими, совсем как инди-фильмы. Зачастую в центре таких сюжетов находится детективный персонаж, например как Леонард Шелби (Гай Пирс) в фильме «Помни» (Memento, 2000). Но в криминальных триллерах есть и обычные люди, которые могут быть вовлечены в преступление, как, например, в «Неглубокой могиле» (Shallow Grave, 1994) или картине «Простой план» (A Simple Plan, 1998). В этом поджанре главная роль также может быть отдана злодейской паре, как, например, Бонни (Фэй Данауэй) и Клайд (Уоррен Битти) в одноименном фильме 1967 года; Кит (Мартин Шин) и Холли (Сисси Спейсек) в ленте «Пустоши» (Badlands, 1973); Кларенс (Кристиан Слэйтер) и Алабама (Патриша Аркетт) в «Настоящей любви» (True Romance, 1993); Микки (Вуди Харрельсон) и Мэллори (Джульетт Дьюис) в «Прирожденных убийцах» (Natural Born Killers, 1994). Конечно, триллер о серийном убийце также относится к криминальному поджанру, но это настолько популярное направление, что заслуживает отдельного раздела.

 ТРИЛЛЕР О СЕРИЙНОМ УБИЙЦЕ. Нередко жанр триллера граничит с фильмом ужасов, где невольный протагонист или группа персонажей противостоит всемогущему кровожадному убийце, как во франшизе «Пила» (Saw), или группе убийц, как в фильме «Корпоративка» (Severance, 2006). Вероятно, отличие ужасов от триллеров заключается в том, как представлен убийца. Является ли он человеком с собственной личностью/поведением/мотивами? Или это чудовищное, безликое и непостижимое нечто, почти сверхъестественное в своей способности выслеживать персонажей и убивать их одного за другим? Если в вашем случае это первое, то я бы предположила, что у вас скорее триллер, чем ужасы, особенно если присутствует «гонка со временем» в попытке прекратить злодеяния. Самые известные триллеры о серийных убийцах включают все воплощения доктора Ганнибала Лектера, от «Охотника на людей» (Manhunter, 1986) и «Молчания ягнят» (Silence of the Lambs, 1991) до «Ганнибала» (Hannibal, 2001), «Красного дракона» (Red Dragon, 2002) и «Ганнибала: Восхождение» (Hannibal Rising, 2007). Хотя, конечно, существует огромное количество других триллеров о серийных убийцах, включая один из моих (и не только) любимых фильмов «Психо» (Psycho, 1960). Трудно поверить, что ему уже более полувека!

 ТРИЛЛЕР О СУЩЕСТВАХ. Нередко тесно связан с триллерами-боевиками и зачастую переходит на территорию фильмов ужасов. Так называемые существа могут быть потусторонними в прямом смысле слова (пришельцы и инопланетяне) или сверхъестественными (вампиры, призраки и другие жуткие персонажи). И «Чужие», и «Хищник» (Predator, 1987) являются скорее вершиной триллеров, чем ужасов. Хотя эти фильмы содержат ужасающие элементы: сложно забыть колониста в коконе: «У-убейте меня…» или мертвых солдат, растерзанных заживо. В обоих триллерах авторы поставили перед собой задачу в первую очередь поразить зрителей, а не ужаснуть.

Рассмотрим фильм «Чужой» (Alien, 1979) и его сиквел «Чужие» (Aliens, 1986). Сегодня фильмы «16+», а иногда «12+» содержат чрезмерное количество насилия и жестокости, поэтому «Чужой» может показаться нам довольно причудливым. Но фильм был снят более 30 лет назад, когда люди еще не видели ничего подобного. Вид вылезающего из груди монстра, не говоря уже о существе, в которое он вырастает, приводил в ужас зрителей семидесятых. Некоторые другие сцены первого фильма, например с убитым в грузовом отсеке Бреттом, выброшенным в вентиляционное отверстие Далласом, двойной гибелью Ламберта и Паркера, находятся на одном уровне насилия и в сочетании с моментами затишья одновременно будоражат и нервируют, ведь мы ждем следующего удара зверя. Сиквел «Чужие» – это захватывающее зрелище, начиная с момента взрыва груди Рипли и заканчивая падением на планету, не говоря уже о неожиданном гнезде и появлении героя на бронетранспортере для спасения выживших морпехов. С этого момента каждый эпизод становится все напряженнее и напряженнее, пока мы не сталкиваемся с Королевой чужих во всей ее красе. Но на этом все не заканчивается, Рипли в конце концов сражается с Королевой в роботе-погрузчике. Это нарастание к кульминационной развязке делает «Чужих» триллером, в то время как «Чужой» – это определенно фильм ужасов.

«Хищник» следует практически по тому же пути, так что к моменту кульминации для Датча, более-менее единственного выжившего, мы знаем, что все, что ему остается, – это только противостоять твари в рукопашном бою, что герой и делает. Но в отличие от Рипли, которая тупо выбрасывает существо из шлюза во второй раз, Датч должен использовать ум, а не грубую силу, чтобы победить чудовище.

 КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР. Более психологический, чем боевик-триллер. Обычно сюжет строится на том, что протагонист-одиночка должен выступить против высшей силы (чаще всего это правительство или полиция), чтобы спасти свою жизнь и, возможно, жизни других людей. Преимущественно в центре повествования находится мужчина, хотя иногда появляется женщина-протагонист, как, например, Дарби Шоу в фильме «Дело о пеликанах» (Pelican Brief, 1993). Триллеры, посвященные теории заговора, часто отличаются напряженным сюжетом и включают в себя сложные моменты, которые можно и пропустить, они редко имеют ключевое значение для основной сюжетной линии А то, что действительно важно для аудитории, очевидно: удастся ли нашему герою: а) уйти с концами и б) разоблачить злодеев, которые стоят за всем этим? В конспирологических триллерах иногда используют твист-энд, как в фильме «Нет выхода» (No Way Out, 1987), то есть они часто заканчиваются тем, что герой оказывается в каком-то далеком месте, наслаждаясь своей вновь обретенной анонимностью, после того как стал врагом номер один, как в лентах «Идентификация Борна» (The Bourne Identity, 2002), «Код доступа “Кейптаун”» (Safe house, 2012). Другие фильмы в этом же ключе: «Беглец» (The Fugitive, 1992), «Теория заговора» (Conspiracy Theory, 1997) и «Враг государства» (Enemy of the State, 1998).

 МАФИОЗНЫЙ ТРИЛЛЕР. Часто ловкие, крутые и явно американские по тону мафиозные триллеры являются высокобюджетными. В них протагонист либо выступает против высшей силы, которой является мафия в буквальном смысле, как во франшизе «Крестный отец» (The Godfather) или «Славных парнях» (Goodfellas, 1990), либо он действует, как они. Очень важно, что протагонист (как правило, это мужчина) часто является инсайдером или аутсайдером, привлеченным скорее добровольно, в отличие от триллера с теорией заговора. В мафиозном триллере главный герой почти всегда умирает, как в фильмах «Лицо со шрамом» (Scarface, 1983) и «Отступники» (The Departed, 2006), либо становится совершенно очевидно, что он не сможет вернуться к прежней жизни. Женщины могут играть важную роль в мафиозных триллерах, причем не всегда в качестве простого украшения, например создают реальные проблемы для главного героя, как младшая сестра Тони Джина в фильме «Лицо со шрамом». Хотя мафиозные триллеры и не обязательно должны быть историями взлета и падения, они часто являются именно таковыми.

 ГАНГСТЕРСКИЙ ТРИЛЛЕР. По сравнению с мафиозными гангстерские триллеры обычно с характерным британским оттенком – менее бюджетные и более мрачные, с быстрыми диалогами и нецензурной лексикой и, как правило, с незначительным количеством женских персонажей. Фильмы в этом поджанре часто начинаются с волевого главного героя, который радуется новому богатству и преступной жизни. Драматический контекст в первой половине сценария показывает его восхождение по карьерной лестнице. Во второй половине описывается падение протагониста «по какой-то причине»: или потому, что он хочет оставить этот род деятельности и наслаждаться покоем и свободой, или потому, что стал невольным двойным агентом для полиции или конкурирующего гангстера. Типичные фильмы в этом поджанре: «Братва» (Hard Men, 1996), «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock & Two Smoking Barrels, 1998) и «Сексуальная тварь».

 ТРИЛЛЕР ПРО КИЛЛЕРА / НАЕМНОГО УБИЙЦУ. В таких фильмах положительный герой мало отличается от злодея, за исключением того, кто из них на чьей стороне. Почти всегда это киллеры или мужчины-убийцы (тут присутствуют элементы связи с экшеном и конспирологическим триллером), хотя иногда встречаются и женщины-убийцы, несомненно вдохновленные фильмом Люка Бессона «Ее звали Никита» (La Femme Nikita, 1990), который был переснят в США под названием «Убийца» (Point of No Return, 1993). Иногда появляются элементы комедии, как, например, в фильме «Мистер и миссис Смит» (Mr and Mrs Smith, 2005). Триллеры о киллерах часто бывают грубоватыми, стилизованными или, наоборот, более реалистичными, особенно в плане графического изображения насилия, по сравнению с гангстерскими лентами, поэтому меня всегда удивляло, что в Британии не так много национальных триллеров про киллеров. Вот почему я была так рада принять участие в фильме «Убийца» (Assassin, 2015), в котором есть одинокий герой, похожий на главного персонажа из «Драйва» (Drive, 2011), и не один, а сразу два толковых женских персонажа, ну и вдобавок привычный набор мафиози и крутых мужчин.

 ТРИЛЛЕР С ОГРАБЛЕНИЕМ. Ограбления составляют значительную часть поджанра, иногда с использованием комедийных элементов, как в фильме «Ограбление по-итальянски» (The Italian Job, 1969) или трилогии про Денни Оушена (Ocean’s Eleven, 2001; Ocean’s Twelve, 2004; Ocean’s Thirteen, 2007); жестким насилием, как в «Бешеных псах» (Reservoir Dogs, 1992), и/или двойным обманом, как в фильме «На грани» (Man on a Ledge, 2012). Банды и заговорщики часто состоят только из мужчин, и нередко такие ленты граничат с гангстерскими триллерами, хотя время от времени появляются сюжеты, где женщины тоже участвуют в ограблениях или даже возглавляют их, как Мартина в фильме «Ограбление на Бейкер-стрит» (The Bank Job, 2008), которая, что очень важно, вовсе не является главной героиней.

 ГОРОДСКОЙ ТРИЛЛЕР. Как правило, представляет собой вариацию гангстерского, грабительского и/или шпионского триллера. Это могут быть как размашистые эпопеи, так и крошечные, мрачные постановки. Иногда действие таких триллеров происходит в городской антиутопии. В последние годы в Британии сформировался здоровый рынок подобных фильмов. «Ловкач» (Shifty, 2008), и «Заточка» (Shank, 2010), и «4.3.2.1» (2010), и «Неблагоприятные кварталы» (Ill Manors, 2012) – лишь некоторые из них. В большинстве городских триллеров действуют персонажи из разных этнических групп, находящихся на низком экономическом уровне. Насколько захватывающими являются эти сюжеты, можно только догадываться, так как многие из них по факту – это просто хорошо продаваемые драмы. Тем не менее фильм «Чужие на районе» (Attack the Block, 2011) является отличным примером триллера, который опирается на очевидную классику научной фантастики – «Терминатора» (Terminator, 1984) и «Дрожь земли» (Tremors, 1989), но при этом остается урбанистическим и явно британским.

 ВОЕННЫЙ ТРИЛЛЕР / ВЕСТЕРН. В этих историях часто во главу угла ставится внешний конфликт, преимущественно Первая или Вторая мировая война, или конфликт, связанный с контролем над городом в начале существования Америки (иногда действие происходит в Австралии или Новой Зеландии, как в фильмах «Предложение» (The Proposition, 2005) и «Медальон» (Stolen, 2012). Как правило, главный герой – мужчина борется с внешней угрозой открыто или скрыто, одновременно пытаясь решить какую-то личную проблему: устраивает побег, ищет что-то или кого-то (в фильмах о войне); желает отомстить за смерть любимого человека (в случае вестернов). Военные триллеры часто бывают спокойными и мрачными, в них нет места для комических элементов, что прямо противоположно вестернам, для которых характерен уместный юмористический посыл. В военных триллерах почти всегда доминируют мужчины, но некоторые вестерны запомнились тем, что в них главная роль принадлежала женщине. Среди них отмечу «Быстрый и мертвый» (The Quick and the Dead, 1995) и ремейк братьев Коэнов на фильм «Железная хватка» (True Grit, 2010). Современные вестерны нередко часто сочетаются с другими жанрами. Например, «Почти стемнело» (Near Dark, 1987) – вестерн и вампирский триллер, а «Драйв» – вестерн и криминальный триллер.

 КОМЕДИЙНЫЙ ТРИЛЛЕР. Смешение комедии и триллера казалось странным для зрителя в нулевые годы, поскольку комедийные триллеры тогда уже вышли из моды, как и приключенческие боевики. Но Арнольд Шварценеггер в 1980-х – начале 1990-х гг. сделал себе имя на таких фильмах, возможно, наиболее заметным из них был «Детсадовский полицейский» (Kindergarten Cop, 1990). Полиция часто фигурирует в американских комедийных триллерах – такие франшизы, как «Полицейский из Беверли-Хиллз» (Beverly Hills Cop), «48 часов» (48 Hours) и «Час пик» (Rush Hour), хорошо шли в прокате. Когда снимают британцы, комедийные триллеры, как правило, получаются гораздо менее масштабными, и преимущественно это так называемые черные комедии, как «Молчи в тряпочку» (Keeping Mum, 2005) и «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges, 2007).

 ТРИЛЛЕР О ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕ. Истории, в которых злодей одержим главным героем, создали небольшой, но тем не менее значительный сегмент на жанровом рынке. Антагонисты в этом поджанре часто женщины, а главный герой – другая женщина, как, например, в фильмах «Одинокая белая женщина» (Single White Female) и «Рука, качающая колыбель» (The Hand hat Rocks the Cradle), оба 1992 года. Когда главный герой мужчина, его преследователем нередко становится женщина, с которой он разорвал отношения и которая не может с этим смириться, как, например, Алекс в фильме «Роковое влечение» (Fatal Attraction, 1987). Ключевыми в триллере о преследователях могут быть темы чужаков, как в фильме «Фото за час» (One Hour Photo, 2002). Триллер о преследователе может граничить с триллером о серийном убийце, как, например, в фильме «Наблюдатель» (The Watcher 2000).

На страницу:
2 из 4