Полная версия
Тонкое строение человека
Читатель: Это ужасно, разве можно так искажать древнее знание?
Автор: В этом мире все возможно, поэтому каждый человек должен хорошо понять – какому знанию он следует, и какого результата можно ждать от этого.
Читатель: Согласен, именно по этой причине мне недостаточно поверхностного объяснения разных видов знания, якобы приводящих к счастью. Пожалуйста, остановитесь на этой классификации более подробно.
Автор: Знание в целом подразделяется на две большие группы: материальное знание и духовное знание.
Духовное знание всегда способствует прогрессу и избавлению от страданий, материальное знание может привести не только к прогрессу, но и к деградации. Только то материальное знание, которое находится в благости и используется для самосовершенствования, ведет к счастью. В целом все виды знания, которые, так или иначе, касаются нашей жизни, можно квалифицировать следующим образом:
1. Материальное знание
1.1. Знание, находящееся под преимущественным влиянием гуны невежества:
• знание, которое приводит к деградации личности;
• знание о нанесении вреда человечеству и всему живому;
• отвержение разумного (божественного) устройства этого мира, атеизм.
1.2. Знание, находящееся под преимущественным влиянием гуны страсти:
• знание о разного вида развлечениях и наслаждении сексом, едой, сном, комфортом;
• знание о достижении богатства;
• знание о достижении высокого положения в обществе;
• знание о достижении славы.
1.3. Знание, находящееся под преимущественным влиянием гуны благости:
• знание о правилах лечения, о профилактике и восстановлении организма;
• знание об этических нормах поведения и правилах чистого питания;
• знание о выполнении своего семейного и общественного долга;
• знание о строении тонкого тела, самосовершенствовании и развитии разума;
• знание о законах мироздания и укладах благочестивой жизни (варнашраме);
2. Духовное знание
2.1. Знание о деятельности вне влияния гун материальной природы.
2.2. Знание о достижении освобождения от материальных страданий.
2.3. Знание о душе.
2.4. Знание о том, как научиться служить Богу и всему живому.
2.5. Знание о Боге.
2.6. Знание о вечных взаимоотношениях души и Бога.
Читатель: Великолепно, теперь, пожалуйста, прокомментируйте столь подробную классификацию!
Автор: Как вы уже поняли, невежественного знания нужно избегать, так как оно отравляет нашу судьбу страданиями и деградацией. Знание, которое находится под влиянием гуны страсти (о гунах см. «Законы счастливой жизни» т. 2, 3, 4), тоже постепенно лишает нас счастья. Только знание, которое находится под влиянием гуны благости, и духовное знание действительно нужны и полезны каждому из нас.
Читатель: С невежественным знанием все понятно, но, простите, насчет страстного знания я не согласен. Если не знать, как заработать себе на жизнь, то никакое воспитание характера не поможет.
Автор: Знание о том, как прокормить себя и свою семью, относится к благостному знанию «о выполнении своего семейного и общественного долга».
Читатель: А чем это благостное знание о выполнении своего долга отличается от страстного знания о зарабатывании денег?
Автор: Отличие в целях. Благостный человек не стремится зарабатывать деньги, они к нему приходят в результате совершения добрых дел. Если целью человека является не богатство, а желание выполнять свои обязанности перед Богом, обществом и близкими, то в этом случае он и действовать будет правильно и сможет реально сделать всех счастливыми. Если же человек ставит своей целью обогащение, то это делает его жадным, отчего его хорошие отношения в семье и с другими людьми портятся, а здоровье ухудшается. Мы с вами уже много говорили об этом в прошлых беседах. Живя ради денег, мы не сделаем счастливыми ни себя, ни своих близких, ни кого-либо еще.
Читатель: Значит, в принципе неважно, какую специальность ты хочешь приобрести. Я так понимаю: главное – чтобы она тебе нравилась, а твоей целью было бы принесение блага не себе, а обществу?
Автор: Нужно выбирать ту специальность, которая тебе нравится. Следует настраиваться не зарабатывать на специальности деньги, а своим трудом культивировать в себе заботу об окружающих людях и обществе в целом. Кроме того, следует знать, что не всякая специальность помогает людям стать счастливыми. Так, например, согласно ведическому знанию, человек не должен учиться следующему: убийству неповинных людей, а также животных, торговле наркотиками, производству спиртного и сигарет, разврату, демонстрации своего голого тела, теневому бизнесу, выбиванию из людей всеми путями честно заработанных ими денег, обману, насилию, жестокости, жадности, вредным привычкам.
Эти виды деятельности находятся под влиянием гун (сил) страсти и невежества и потому приводят к страданиям и деградации.
Читатель: Хорошее дополнение. А чем плохо знание о достижении высокого положения в обществе и славы? Разве нам не нужны руководители и видные деятели? Мне кажется, без них не сможет развиваться ни одно государство.
Автор: Это правильно, однако стремление к славе или власти само по себе никому не поможет. Поймите, не всякий человек достоин управлять другими. Если невежественного человека обучить тому, как добиться хитрым образом высокого положения и управлять людьми, то он, достигнув определенного положения в обществе, будет приносить лишь проблемы и страдания.
Согласно ведическим представлениям человек, у которого имеется склонность управлять другими, должен развивать в себе те качества характера, которые позволят обрести ему это право. Тех, кто стремится к власти, следует обучать нравственности, совершенствованию характера и тому, как правильно заботиться о людях. Обучать руководству людьми и тому, как добиться высокого положения в обществе, следует только наиболее талантливых юношей и девушек. Если главным критерием при отборе кадров на руководящие посты не станет нравственная чистота, то не останется никаких шансов правильно управлять страной.
Читатель: Это хорошие идеи, но от умных слов в жизни страны ничего не изменится.
Автор: Возможно, вы правы, однако долг ученого человека не скрывать знание, а давать его. Как будут поступать с этим знанием люди, это уже их личное дело. В вопросах донесения чистого знания допускаются две основные ошибки: его пытаются навязать людям, что вызывает естественный протест с их стороны; желая, чтобы знание было принято, его сознательно искажают, снижая стандарты.
Оба эти пути приводят к страданиям как того, кто пытается передать знание, так и тех, кто им пользуется. Знание должно всегда передаваться смиренно, без искажений и в доступной для людей форме.
Читатель: Есть ли какая-то закономерность в перечне пунктов благостного знания и как они взаимодействуют между собой? Мне кажется, что с каждым пунктом важность знания возрастает.
Автор: Вы очень наблюдательный человек. Действительно, знание о правилах лечения, о профилактике и восстановлении организма менее значимо для людей, чем знание об этических нормах поведения и правилах чистого питания. Если человек будет правильно вести себя в обществе и соблюдать все принципы чистоты, то большинство болезней пройдут у него сами по себе.
Читатель: Большинство еще не значит, что все. Значит ли это, что какие-то болезни останутся?
Автор: Да, это так.
Читатель: Таким образом, полное соблюдение этических правил еще не исключает необходимости знания о проведении лечебных мероприятий.
Автор: Вы правы, даже те люди, которые ведут себя правильно и соблюдают правила внешней и внутренней чистоты, могут в какой-то момент времени заболеть. Это связано с самим принципом влияния на нас могущественного времени. Сила времени влияет таким образом, что выводит из глубокого ума какую-то часть груза нашей прошлой кармы. В результате многие страдания, которые мы испытываем, приходят в нашу жизнь как следствие совершенных в прошлом ошибок. Часто бывает, что поступки, которые мы совершили в прошлых жизнях, наваливаются на нас в виде болезней и страданий. По этой причине мы часто не понимаем, за что страдаем.
Читатель: Вот сами же вы и подтвердили, что хотя знание об этических нормах нужно поставить на первое место, но знание о восстановлении здоровья как более важное не уступает ему.
Автор: Если согласиться с этим, то читатели подумают, что лечиться – более важное занятие, чем работать над собой.
Читатель: Ну и пусть так думают, ведь так оно и есть. Допустим, у человека случился острый инфаркт; если он немедленно не вызовет скорую помощь, а начнет работать над собой, то ему придется сыграть в ящик.
Автор: Ваш суровый аргумент принят, но не полностью. Если человек понял, как следует вести себя в экстренных ситуациях, то он хорошо знает, что при опасной для жизни ситуации нужно обращаться к экстренной медицине. Итак, знание о правилах поведения выше и важнее. Поэтому оно должно занять в нашем списке более важное место.
Читатель: Ну хорошо, а почему знание о правильном поведении ниже знания о выполнении своего общественного долга?
Автор: Потому, что, если человек не понял, в чем состоит его долг, то как он сможет правильно себя вести. При неправильном понимании своего долга человек ставит перед собой слишком низкие цели, что неизбежно приводит его к разочарованию в жизни, пассивности и безволию в поведении.
Читатель: Не забывайте про примерчики!
Автор: Допустим, если мать не понимает, что, воспитывая своего ребенка, не должна ставить любовь к его тельцу выше любви к Богу, то она никогда не воспитает ребенка правильно. Если она считает главной целью своей жизни не любовь к Богу, а любовь к ребенку, тогда и ребенок будет считать себя главной целью жизни. Другими словами, он вырастет эгоистом и тем самым вызовет у материи разочарование и депрессию. Если же мать постоянно думает о Боге и к этому же приучает ребенка, то ребенок вырастет бескорыстным, чем будет постоянно вдохновлять свою мать на правильные поступки. Таким образом, правильно поставив перед собой цель, человек легко сможет избежать многих проблем и в самых трудных ситуациях будет вести себя правильно.
Читатель: Этот пример не убедителен. Любая мать желает своему ребенку добра и потому инстинктивно понимает, как исполнять свой долг перед ребенком. По этой причине любая мать, воспитывая ребенка, ставит перед собой благородные цели. Однако ребенок часто не ценит этого и вырастает неблагодарным.
Автор: Разве неблагодарный ребенок может считаться воспитанным?
Читатель: Наверное, нет.
Автор: Ну вот, тогда сами делайте вывод, как матери следует настраивать себя, чтобы у нее были силы вести себя правильно, и правильно воспитывать своего ребенка.
Читатель: Ну хорошо, пусть часто родители, неправильно выбрав свою цель в жизни, воспитывают детей не так, как надо. Однако я все равно не понимаю, почему все-таки в большинстве своем дети по отношению к своим родителям остаются неблагодарными?
Автор: Потому что они вырастают невоспитанными эгоистами. Если человек воспитывается правильно, то он не станет эгоистом. Поймите, отсутствие эгоизма и есть главнейший признак хорошего воспитания (как и правильного настроя родителей).
Читатель: Не говорите загадками, а прямо скажите, почему ребенок вырастает эгоистом?
Автор: Часто в воспитании детей родители подчиняются тому настрою, который подсказывает им природа. Так, природа матери подсказывает ей поставить свое чадо самой главной целью. Поэтому ее поведение сводится к тому, что она стремится наслаждаться ребенком и тем самым балует его. При таком отношении к воспитанию мать, если ребенок не наслаждает ее чувства, начинает злиться на него. Как злость на ребенка, так и попустительство приводят к одинаково плохому результату, и ребенок в результате вырастает невоспитанным эгоистом.
Правильный настрой родителей на то, чтобы самим заниматься самосовершенствованием и приучать к тому же своего ребенка, вызывает в их поведении добрую строгость. Такая добрая строгость возможна только тогда, когда ребенка не ставит главной целью своей жизни.
Читатель: Вы же говорили до этого, что главной целью человек должен ставить не любовь к себе, а к своему ближнему?
Автор: Это так, но любовь к ближним всегда проверяется тем, насколько человек выполняет перед ними свои обязанности. Выполняя эти обязанности, мы часто привязываемся к тому, что они, наши близкие, становятся нашими должниками. Чтобы такого настроя не возникало, главной целью жизни нужно поставить не любовь к близким, а любовь к Богу. В противном случае чрезмерная привязанность к родственникам приведет к упомянутым выше крайностям. Веды говорят, что нужно настраивать и вести себя не так, как вздумается, а так, как учит мудрое знание. Всем, кто хочет научиться вести себя правильно, Веды рекомендуют сосредоточиться на том, чтобы правильно выбрать цель жизни.
Читатель: Но, извините, ведь любой матери свойственно больше всего на свете любить своих детей! Что же ей теперь, ради личного прогресса отказаться от своего естественного чувства к ребенку?
Автор: Да, это так, матери свойственно больше всего на свете любить своего ребенка. Однако Веды учат, что больше, чем ребенка, она должны любить и уважать своего мужа. Но больше, чем мужа, женщина должна полюбить Бога. Только соблюдая эти принципы, женщина добьется от ребенка бескорыстия. Переняв умонастроение матери, он вырастет воспитанным и честным человеком. Если мать не интересуется тем, в чем состоит ее главный долг, то она обрекает себя иметь эгоистически настроенного, неблагодарного ребенка, который вызовет в ней только разочарование.
Читатель: Ага, теперь понятно, почему наш сын растет эгоистом. Значит, вся причина кроется в моей жене, которая так и не смогла понять, что главное в ее жизни – это научиться уважать мужа. Сегодня у меня будет серьезный разговор с ней. Я не позволю издеваться над своими детьми!
Автор: И над своей женой!
Читатель: Что значит: над своей женой; что за намеки?
Автор: Я просто дополнил вашу мысль, что и над своей женой вы не позволите издеваться.
Читатель: Подумайте, как можно издеваться над тем, кто сам над тобой издевается? Она должна научиться уважать меня, вы сами только что об этом сказали!
Автор: Согласно Ведам невозможно уважать того, кто требует к себе уважения. Уважения достоин лишь тот, кто видит в своем сердце недостатки, а не преимущества перед окружающими людьми. По-настоящему твердо и честно бороться со своими недостатками может лишь тот, кто каждый день с помощью молитвы наполняет свое сердце духовным блаженством. Такой человек способен быть очень критичным к себе и всегда видит проблемы в себе, а не в других. Это вызывает к нему естественные симпатии и искреннее уважение. Если мужчина настроен бескорыстно, то каждую секунду жизни он способен дарить своей жене теплоту и заботу. Разве в этом случае она откажется уважать вас? Если уважения не хватает, значит, вы что-то ей недодали!
Читатель: Может быть, вы и правы. А если я стану к ней более заботливым и добрым, где гарантия, что она поменяет свое отношение ко мне?
Автор: Женщина имеет очень чуткое сердце, и если она заметит, что ее муж стал добрым и мужественным, научился обвинять в проблемах семьи себя самого, то с каждым днем она станет уважать его все больше и больше.
Читатель: Вы предлагаете мне всегда говорить жене, что во всем виноват я, а не она?
Автор: Нет, так говорить не нужно; так нужно думать. Если вы так настроите себя, то ваша речь станет непритязательной и доброй. Только с помощью ласковых слов и внимательного отношения к жене можно объяснить ей, как она должна относиться к ребенку. Однако ни в коем случае не нужно говорить ей, как она должна относиться к вам. Это она должна понять сама.
Читатель: Понятно, но как мне быть, если она совсем не уважает меня, неужели она когда-нибудь переменит свое мнение обо мне?
Автор: Человек, который сам себя научился уважать, источает силу, которая понуждает других относиться к нему уважительно. Такому человеку не придется заставлять кого-либо уважать его.
Читатель: Вы меня совсем запутали: то нужно научиться уважать себя, то нужно научиться уважать жену. Кого же все-таки нужно научиться уважать?
Автор: Истинное уважение к себе проявляется в том, что сам человек способен искренне уважать других. Истинное уважение к себе всегда основывается на следующих моментах: на видении собственных недостатков и сильном желании исправить их, а также на прощении другим их недостатков.
Благодаря культивированию в себе этих черт характера человек непроизвольно начинает уважать себя. Это – правильное самоуважение, и оно не имеет ничего общего с тщеславием, порожденным из спеси и гордости.
Читатель: Понятно. Опять выясняется, что все в своей жизни я делаю неправильно! Иногда своими рассуждениями вы очень больно бьете по моему истерзанному сердцу, но к этому я уже начинаю привыкать. Теперь настало время объяснить, почему знание о строении тонкого тела выше, чем знание о правильном выполнении своего общественного долга.
Автор: Простите, я не хотел причинить вам боль. Знание о строении тонкого тела, о самосовершенствовании и развитии разума стоит выше потому, что объясняет природу психики человека и главенствующую роль разума в структуре психических функций. Человек, который понимает главенствующую роль разума, осознает, что его главный общественный долг состоит в очищении и укреплении разума. Свой разум можно укрепить только в том случае, если научиться жить согласно слову возвышенного знания. Если мы всегда будем поступать правильно, разум от этого сам по себе станет чистым и смиренным. Поступая так, мы сможем принести высочайшую пользу и обществу, и себе самому.
Читатель: А причем тут смирение?
Автор: Смирение – это наиболее верный показатель истинного знания, которое, в свою очередь, является главным признаком чистоты разума.
Читатель: А почему знание является главным признаком чистоты разума?
Автор: Потому что главным признаком оскверненного разума является гордость своими познаниями, противоположная смирению. Гордость своими познаниями возникает, как правило, из-за проникновения в разум эгоизма, в то время как истинное смирение указывает на то, что эгоизма в разуме нет.
Читатель: Припоминаю, вы уже говорили об этом раньше. Сверхдуша, находящаяся в нашем теле рядом с душой, может высветить нашему сознанию любую истину. Поэтому все открытия свершаются по милости Бога. Тот, кто приписывает все заслуги себе, находится в полном заблуждении. Избежать подобных заблуждений можно с помощью наставника, который быстро заметит у ученика даже незначительные признаки гордыни. Только слушая наставления постигших истину людей, служа им и считая, что все знания приходят только по их милости, можно быстро прогрессировать, избегая падений.
Автор: Я не перестаю удивляться вашей памяти и эрудиции. Мы действительно поднимали эту тему в беседе об иллюзорном влиянии на нас низших гун.
Читатель: Да, Бог дал мне хорошую память, но что толку от этого, мое понимание вещей от этого не улучшается: чем больше я изучаю Веды, тем сильнее во всем запутываюсь.
Автор: Я не пойму, вы о чем?
Читатель: Ну, например, я помню, что вы говорили о варнашраме. Цитируя писания, вы говорили, что каждый из нас по своим качествам и роду занятий принадлежит к той или иной варне (ученые, руководители, бизнесмены, рабочие) и ашраму (ученичество, семейная жизнь, отход от дел и отречение). Деление общества на варны и ашрамы неизбежно, ибо так уж устроен этот мир. Мы вынуждены выполнять свои обязанности, предусмотренные варнашрама-дхармой (божественным устройством общества), подобно тому, как бык вынужден слушаться погонщика, который управляет им с помощью веревки, продетой быку в нос.
Автор: Отлично!
Читатель: Ну и что толку? Я все равно не могу понять, почему вы квалифицируете это знание как самое благостное!
Автор: Потому, что, действуя согласно своей природе и не привязываясь к плодам своего труда, человек тем самым попадает под защиту Бога, который и дал миру это божественное устройство общества. Встав под защиту Бога, человек легко достигает и всех остальных видов благостного знания, которые мы уже перечислили.
Читатель: Как же это происходит на практике?
Автор: Главным признаком следования божественному устройству общества является следование наставлениям мудрых людей, которые уже постигли мудрость и осознали глубину священных писаний. Это непреклонное следование мудрецам – истинным ученым – немедленно прививает человеку и знание о правилах лечения, и знание об этических нормах поведения, и знание о выполнении своего семейного и общественного долга, и знание о строении тонкого тела, о самосовершенствовании и о развитии разума.
Тот, кто подчинил себя варнашраме, пребывает под преимущественным влиянием гуны благости. Шаг за шагом, возвышая свое сознание, осознавая существование Бога, такой человек со временем становится на путь духовного совершенствования.
Читатель: Хорошо, но почему знание о деятельности гун материальной природы и времени стоит даже выше самосовершенствования, развития разума и считается духовным?
Автор: Разве человек, который находится под влиянием гун, может до конца осознать их влияние на него? Это под силу только тому, кто находится на духовной платформе. Такой мудрый человек уже не находится под влиянием тонкого материального тела и осознает себя уже как вечную духовную душу. Если знание приводит его на более высокий духовный уровень, значит, оно имеет духовную природу, а иначе как бы оно открыло перед ним столь сокровенные истины.
Читатель: А что означает: человек способен действовать на духовной платформе?
Автор: Если человек развил в себе истинное смирение и бескорыстие, то постепенно он начнет понимать в реальной жизни, какое именно занятие и какой настрой никогда не принесут страданий.
Читатель: И каков же тот настрой, который никогда не приносит страданий?
Автор: Это – смиренный настрой и бескорыстная деятельность, направленная на служение высшей божественной истине. Как только, отбросив чувство личной выгоды, человек начинает жить бескорыстной жизнью, направленной на достижение абсолютной истины, он немедленно осознает себя как духовную душу. С этого момента разум и ум такого святого человека становятся чистыми и полностью одухотворенными. Такой мудрец обретает способность учиться действовать на духовной платформе. Поступая правильно (бескорыстно), он быстро избавляется от своих грехов и, следовательно, от всех страданий этого мира. Поэтому какие-либо проявления эгоизма тонкого или грубого тела постепенно перестают оказывать на него влияние. Это избавляет его от мирских беспокойств. Избавившись от грехов и посвятив всю свою жизнь духовной деятельности, он избавляется от влияния закона кармы. В итоге для него исчезает необходимость совершенствовать свое тонкое тело и изучать материальное знание.
Читатель: Как же он сможет жить, не взаимодействуя с тонким телом? Разве такое возможно: продолжать жить в материальном теле и действовать, не используя тонкое тело, которое собственно и управляет материальным телом?
Автор: Это непросто понять.
Читатель: Пока я не пойму этого, нет никакого смысла о чем-либо рассуждать еще!
Автор: Грешная душа же живет в материальном теле, хотя напрямую и не соприкасается с ним. Почему же чистая душа не может жить в материальном теле, если это доступно даже для грешной души? Разве с очищением сознания наши возможности ограничиваются, а не расширяются?