Полная версия
Тонкое строение человека
Читатель: Другими словами, вы предлагаете мне стать послушником какого-то монаха?
Автор: А почему бы и нет? Это очень серьезный шаг!
Читатель: В этот раз вы не такой, как раньше, в вас что-то поменялось. Во время прошлых бесед вы меня ни к чему не склоняли, а в этой пошли какие-то намеки!
Автор: Поверьте мне, я вас не принуждаю к принятию наставника, я просто говорю, при каком условии ведическое знание способно проникнуть в разум и поменять жизнь человека.
Читатель: Но почему вы так категоричны в своем утверждении, разве не существует других мнений по этому вопросу?
Автор: Наверное, вы заметили в моем голосе пугающую вас убежденность, потому что я проверил это на собственном опыте. Пока я не начал следовать словам своего наставника, в моей жизни особых перемен не происходило. Однако с того момента, как я в силу своих возможностей начал выполнять все наставления моего духовного учителя (гуру), в моей жизни начали происходить потрясающие перемены.
Читатель: Браво, но к этому я еще не готов. Пока что, изучая Веды, я и сам понимаю, что нужно делать и как правильно поступать. Так что я предпочитаю общаться, сохраняя за собой право на свое мнение.
Автор: Ничего, это со временем пройдет.
Читатель: Я понял ваш ответ как намек на истинную причину, по которой ведическое знание пока еще находится у меня в уме. Похоже, вы считаете меня зазнайкой. Ну хорошо, допустим, я стал смиренным, принял наставника, и ведическое знание вошло в мой разум. Вы должны объяснить, что реально изменится в моей жизни от этого. Чтобы делать столь серьезные шаги, я должен хорошо представлять себе последствия от них. Если ведическое знание способно совершить в человеке значительные перемены, то опишите мне их. Опишите последовательно все перемены в моем характере и во взглядах на жизнь, которые произойдут после того, как я обрету смиренное отношение к этой древнейшей мудрости.
Автор: Последовательность перемен в характере и во взглядах на жизнь человека, разум которого преисполнился ведической мудрости, описана в сжатом виде в «Бхагавад-гите» (13.8–12). Там описаны двадцать этапов перемен в сознании, которые должны произойти. Вы увидите, что принятие истинного духовного учителя является одним из закономерных этапов на пути этого прогресса. Попробую описать вам своими словами все те перемены, которые происходят в сознании человека, занимающегося очищением разума:
• сначала человек обретает полную покорность высшему знанию;
• затем он обретает смирение перед всеми окружающими его людьми – как хорошими, так и плохими;
• обретя его, он обретает способность сначала понять, а затем победить свою ложную гордость;
• эта победа приводит его к отказу от насилия, благодаря чему в нем пробуждается способность – довольно редкая – считать самого себя причиной всех своих проблем;
• поведение в духе ненасилия развивает в человеке истинное терпение, когда он, претерпевая различные трудности, не испытывает зла, а наоборот, пребывает в состоянии спокойствия;
• далее, полностью освободившись от агрессивности и предвзятости, человек обретает истинную простоту (имеется в виду не наивность, а способность осознавать свои грехи);
• благодаря этой простоте человек обретает способность глубже понять возвышенные качества святых личностей, и он, вдохновленный этим, смиренно обращается за помощью к истинному духовному учителю;
• возвышенное общение постепенно очищает его разум;
• очистившись, разум обретает способность к пониманию высшего счастья, что развивает в человеке непреклонную целеустремленность к постижению высшего духовного знания;
• у целеустремленного человека развивается самодисциплина, что обеспечивает ему стойкий прогресс;
• самодисциплина приводит человека к полной отрешенности от объектов чувственного наслаждения;
• после того как отречение разовьется в высшей степени, человек обретает способность полностью отказаться от ложного эгоизма и становится по-настоящему бескорыстным;
• отказавшись от эгоистических представлений о жизни, человек осознает, что рождение в материальном мире – это зло, которое приводит к греховной деятельности и – как результат – к болезням, старости и мучительной смерти;
• в результате этого озарения человек обретает редкий дар – невероятно сильное устремление к духовной жизни и истинное самоотречение от всех радостей материального мира;
• в свою очередь это порождает правильное отношение к своим близким, к своему долгу и обществу, быстро сжигая всю плохую карму человека (отрешенный человек никого не бросает);
• освободившись от тяжелого груза кармы, человек обретает уравновешенность, невзирая на окружающие его счастье или горе;
• пребывая в глубоком состоянии спокойствия, он ясно видит, что истинное предназначение жизни – в непоколебимой, бескорыстной преданности Богу;
• как результат у человека появляется сильное стремление поселиться в святом месте и заниматься там исключительно духовной практикой;
• столь возвышенная жизнь приводит к острому пониманию необходимости избегать неблагоприятного общения и искать возвышенного общения; – избрав исключительно возвышенное общение, человек полностью осознает необходимость всю жизнь заниматься исключительно самосовершенствованием;
• в конечном итоге человек, преисполнившись величайшего энтузиазма, посвящает всю свою жизнь поиску Абсолютной Истины – своих вечных отношений с Богом, то есть тому главному, что и является целью человеческой жизни.
Дальше в «Бхагавад-гите» говорится, что все эти изменения судьбы возникают только благодаря истинному знанию, а если жизнь развивается в каком-то другом направлении, то несомненно, что это проистекает из невежества, ложного знания и ложного понимания счастья.
Читатель: Получается, что, как только у человека появляется преданность Богу, он немедленно желает все бросить и уехать в святое место?
Автор: Пожалуйста, не воспринимайте сказанное слишком поверхностно. Достичь перечисленных в священном писании ступеней духовного прогресса очень трудно в этом мире. Если человек действительно доходит в своем понимании до семнадцатого уровня, тогда его жилище само по себе становится местом паломничества. Так что он может уезжать в святое место или не уезжать, в любом случае он будет жить, как святой.
Читатель: Значит, первое, что приходит к человеку, – это полное принятие высшего знания. Такой полной покорности авторитету Вед у меня нет.
Автор: Замечательно! Хорошо, что вы склонны делать выводы о своем уровне совершенства.
Читатель: Похоже, что я не добрался даже до первого пункта самосовершенствования. Значит, мой разум еще настольно грязен, что ведическое знание пока что и не собирается входить в него. Теперь понятно, почему в моей жизни ничего не меняется!
Автор: Это значит, что все у вас еще впереди.
Читатель: Чтобы все действительно было впереди, я должен серьезно обсудить с вами одну важную для меня тему. Вы сказали, что, если в жизни не происходит прогресса, то судьба такого человека обусловлена влиянием на его разум ложного знания. Пожалуйста, опишите все виды знания, которые оказывают влияние на счастье и судьбу человека, а также все ступени ведического знания. Только после детального изучения этого вопроса я смогу выбрать для себя ту ступень самосовершенствования, которой смогу реально следовать. Так в своем постижении счастья я смогу сдвинуться с мертвой точки.
Автор: Это разумное понимание вещей. Хорошо, мы поговорим на эту тему при следующей нашей встрече, а сейчас подведем итог нашей беседы.
ВЫВОД: В этом мире самая могущественная сила – это сила времени. Она является орудием Господа, направленным на поддержание законов справедливости в этом мире. Никто не сможет избежать влияния этой силы или противостоять ей. Единственное, что мы можем сделать, – идти в ногу со временем. Как помощь, так и противодействие со стороны высших сил приходит к нам через влияние на нас могущественных сил Вселенной, называемых гунами материальной природы.
Вся Вселенная является полем деятельности для живущих в ней существ. Каждая ее точка насыщена вполне определенным видом счастья. Все живые существа в зависимости от своего понимания счастья и в зависимости от своих поступков получают после смерти тела новый тип тела (новую форму жизни). Каждое живое существо рождается в строго определенной части Вселенной, соответствующей образу жизни (виду счастья), который оно заслужило.
Способность быстро менять в лучшую сторону свою судьбу зависит от решимости человека изменить себя и от груза его плохой кармы. Решимость в свою очередь зависит от послушания человека и среды его общения, от цели его жизни и его веры, от того знания, которому он следует, от его питания, способности совершать благостные аскезы, желания совершать пожертвования и культивировать в себе молитвенное настроение. Склонность прогрессировать или деградировать находится в зависимости от направленности разума, который в свою очередь подвержен влиянию того вкуса к счастью, который человек в себе культивирует. Направленность разума в сторону прогресса меняется в результате смиренного общения человека с мудрыми людьми. Укрепление разума в правильном направлении возникает в результате честного и стойкого следования наставлениям мудрецов. Такое следование приводит к трезвому пониманию цели человеческой жизни. Понимание цели жизни ведет разумного человека по его жизненному пути, пока он не достигнет ее.
Высшие силы понуждают каждого человека в материальном мире идти дорогой своей судьбы. Это три могущественные и непреодолимые силы Вселенной – гуна благости, гуна страсти и гуна невежества.
Гуны материальной природы помещают нас в определенные жизненные рамки, согласно нашим прошлым поступкам и желаниям. Так, например, если человек гордится своими – пусть даже возвышенными – познаниями, то он не сможет вырваться из-под влияния гуны благости и достичь духовной платформы. Гуна страсти сковывает нас, побуждая к чрезмерной деятельности, лишая свободного времени, столь необходимого для работы над собой. Гуна невежества приводит человека в состояние безумия, это ослепляет разум и не позволяет ему работать над собой.
Для того чтобы избавиться от влияния гуны невежества нужно раскаяться в грехах и осознать необходимость общения с духовно развитым человеком, которое вдохновит на работу над собой и очищение сознания. Для того чтобы избавиться от влияния гуны страсти необходимо понять, что такое бескорыстие. Для очищения от влияния гуны благости надо постичь истинное смирение и таким образом признать высший авторитет наставника и духовной науки, которую он несет людям.
Без квалифицированного духовного наставника сжигание грехов и очищение разума протекает у человека очень медленно, а порой это практически невозможно.
Знание – сила
Автор: Похоже, сегодня нам предстоит серьезная беседа. Согласитесь, большинство людей считает, что для того чтобы быть счастливым и здоровым, нет смысла углубляться в постижение сложных вопросов высшего знания. Бытует мнение, что не нужно морочить себе голову этими вопросами. Многие просто уверены, что достаточно уметь переключаться, чтобы чувствовать себя счастливым. Так, например, достаточно иногда бросить все дела, отдохнуть, порадоваться жизни и позаниматься своим здоровьем. И тогда успех в достижении счастливой и здоровой жизни гарантирован.
Читатель: А почему бы и нет? Я теперь тоже склонен так думать. Вчера мы с женой съездили на природу и хорошо отдохнули. У нее в результате прошла головная боль, которая не поддавалась лечению ни таблетками, ни упражнениями. Я побегал с сыном по лесу, поиграл в футбол и, вы знаете, моя спина тоже перестала болеть. Кстати, ваши упражнения по хатха-йоге мне не помогали.
Поэтому я вчера вечером вправду задумался: зачем все так усложнять? Может, жить, как жили, просто от своих дел иногда отдыхать. Полноценно отдохнувший организм всегда найдет в себе силы к восстановлению. Веды же придумали зачем-то закон кармы, и, оказывается, даже ребенка по попе просто так не ударишь, за все нужно отвечать. Поймите, ведь жизнь намного проще, в ней столько приятного. Зачем из всего делать сплошной самоконтроль, если простой отдых на природе лечит гораздо эффективнее, чем все эти заумные йоговские упражнения и релаксации.
Автор: И аюрведа, и я того же мнения. Древняя наука тоже за отдых на природе. Вы знаете, как ни странно, но вчера я тоже был в лесу, занимался хатха-йогой и дыхательными упражнениями. Аюрведа советует проводить как можно больше времени в местах, отдаленных от объектов цивилизации. Если человек ведет себя на природе правильно, то она способствует успокоению ума, приносит мир и спокойствие. Активный отдых на природе, направленный на постижение истины, – это вещь очень хорошая, и впредь советую вам поступать так же, как в прошедший выходной. Занимаясь дыхательными упражнениями и хатха-йогой, вступая таким образом в гармонию с природой, человек очищает свой ум. А это, естественно, приводит к скорому выздоровлению от психических и физических болезней.
Читатель: Опять вы про этот ум. У меня после наших бесед по «Законам счастливой жизни» и вашего неожиданного экзамена при одном лишь упоминании о времени, уме, разуме и карме начинается учащенное сердцебиение. Похоже, что если мы опять будем говорить на те же темы, то после сегодняшней беседы весь эффект от моего отдыха будет сведен на нет.
Автор: Да, да, вы правы, отдых – такая вещь, что после него на серьезные темы говорить не очень хочется. Мне тоже подумалось во время медитации в лесу: опять завтра нам предстоят эти сложные беседы. Мне тоже захотелось просто жить, медитировать и на все, что с нами происходит, закрыть глаза. Согласитесь, что после отдыха многим людям кажется, что в ближайшее время все будет хорошо, что не будет болезней, ссор и каких-либо других проблем. Много ли человеку надо, чтобы забыть обо всех опасностях, которые нас подстерегают? Достаточно немного отдохнуть, ум успокаивается, и жить становится легче.
Читатель: Так давайте жить легко и радостно, зачем все усложнять, а то ведь живем, как на сковородке!
Автор: Вы знаете, это хорошее сравнение. Веды тоже считают, что наше существование в материальном мире похоже на жизнь на раскаленной сковороде, хотя мы и имеем весьма радужные представления о своей жизни в материальном мире. В Ведах образно говорится, что весь мир – это большая сковородка. Солнце – огонь под сковородкой, дни и ночи – это дрова, которые мы подбрасываем в огонь, месяцы и годы – поварешка, а время – это повар.
Читатель: А при чем тут мы с вами?
Автор: Разве вы не догадались? Мы с вами на этой сковородке поджариваемся!
Читатель: До начала нашей беседы я не поджаривался, а жил хорошими впечатлениями от проведенного отдыха. Теперь чувствую, что начал поджариваться. Вот спасибо за ценную информацию, настроение испорчено и весь отдых насмарку! А ведь мне с семьей в лесу было так хорошо. Вы хоть и были, как я, на природе, но, похоже, так и не поняли, что лучше забыть обо всех проблемах и, не углубляясь в премудрости древнего знания, просто взять и стать счастливым. Это же так просто!
Автор: Да, конечно, вы правы, мы должны отдыхать. Но согласитесь, что все же придется вернуться к обсуждению наших проблем. Для достижения счастья мы должны сначала обозначить проблему, затем ее вскрыть и после этого, используя древнее знание, понять, как разрешить ее.
Читатель: Надеюсь, что, положив меня на сковородку вашего понимания реальности, вы уже полностью вскрыли проблему. Теперь можно, не углубляясь во все детали нашего поджаривания, приступить к ее решению.
Автор: На самом деле человек, который понимает, что только возвышенное знание способно принести ему счастье, даже на отдых настраивается как на возможность углубиться в понимание тех или иных вещей. Такие люди не боятся соприкосновения с реальностью. Во время отдыха нужно стремиться не к наслаждению, а к тому, чтобы в тишине природы сосредоточиться на высшей истине. Призвав в свой ум голос совести и обратившись к высшим силам, постараться понять, сколько грехов накопилось внутри и, раскаиваясь в них, задуматься над тем, как дальше жить правильно. Такой трезвый отдых не выбивает из колеи. В результате человек после общения с природой обретает трезвый взгляд, знание и силы для разрешения своих проблем.
Так что на отдыхе не нужно убегать от своих проблем, напротив, на природе самое подходящее время для правильного их решения. Еще лучше, чем в лесу, провести отдых в каком-нибудь святом месте. Святые места еще больше отрезвляют и помогают все переосмыслить в своей жизни.
Читатель: Что у вас опять за новые идеи! При изучении законов счастливой жизни Вы все время учили меня позитивному мышлению – сознанию пчелы, которая постоянно ищет один только нектар. Теперь же вы призываете меня даже на природе думать о трудностях. После наших прошлых беседы я стал твердым сторонником позитивного мышления, выхожу теперь со всей семьей на природу и вовсе не собираюсь концентрироваться на проблемах.
Автор: Это все хорошо, но, похоже, сама идея позитивного мышления и отдыха понята вами несколько превратно. Просто так мы не можем отказаться от изучения трудностей нашей жизни, поскольку могущественное время, не спрашивая, хочется нам того или нет, каждую секунду нашей жизни ведет нас путем нелегкой судьбы. Поэтому трудности постоянно наваливаются на нас, как снежный ком. Я согласен, что легче просто закрыть на все глаза, но с течением времени к нам приходят страдания, болезни, нужда, раздоры и без спроса разрушают нашу счастливую жизнь.
Читатель: Если это так, то объясните мне простыми словами, почему мы должны концентрироваться на трудностях, а не на приятном?
Автор: Мы встречаем вокруг себя так много людей, разочаровавшихся в жизни из-за пассивного их отношения к трудностям. Что же привело их к потерянности, депрессии и ощущению, что они никому не нужны? В основном виной тому бездумное, практически животное, понимание вещей: просто живи, ничего не меняй, все будет со временем хорошо, надейся на счастье, и оно само придет. Однако время не стоит и каждую секунду ставит перед нами новые, часто непреодолимые трудности. Поэтому нам необходимо научиться прилагать ежедневные усилия, для того чтобы обретать знание и силы жить счастливо. Правильное понимание проблемы – вот наша надежда на счастье, знание – наша сила, а энтузиазм в борьбе за высшее счастье – ключ к успеху. Итак, конечно, можно было бы иногда закрывать на все глаза, но проблема в том, что могущественное время не шутит с нами, и потому мы должны постоянно работать над собой.
Читатель: Но согласитесь, что изучение проблем нашей жизни – вещь довольно сухая, непрактичная и скучная.
Я слышал о стольких теоретиках, которые всю жизнь просидели за столами, все время изучая что-то, но так и померли за своими столами.
Автор: Я тоже знаю таких теоретиков. Но настоящее знание призывает к активной жизни, а не к сухим рассуждениям.
Читатель: Что означает столь заумная фраза? Если знание учит жизни, то тогда тем более нужно просто жить, и это я уже понял. Зачем изучать то, что ты и так уже понял?
Автор: Знание – это главная сила, способная переменить нашу жизнь. Настоящее знание – это знание о жизни, но не о той, которая течет по инерции. Настоящая жизнь подразумевает практику самосовершенствования. Позитивное мышление – это не сознание страуса, который при виде льва прячет голову в песок. Жить нужно счастливо, этому учит истинное знание, но счастья без борьбы за него не бывает. Тот, кто правильно подходит к постижению этого знания, осваивая его, получает вдохновение, чтобы проверить полученное знание на практике. Без практического его освоения наша жизнь потечет по своему прежнему несчастному руслу. Поэтому тот, кто действительно стремится к счастью, не станет следовать двум крайностям:
• бездумно жить, не задумываясь и не рассуждая, по принципу «как получится», закрывая глаза на все проблемы, или
• только мыслить, рассуждать и не предпринимать никаких попыток к активной жизни.
Часто у людей одна из этих крайностей сменяют другую, и в результате до осознанных действий по улучшению своей судьбы дело не доходит. Поймите, что настоящее счастье достигается исключительно с помощью осознанной жизни, и никак иначе. Осознанное существование начинается с осознания в себе грехов и обращения к голосу совести.
Читатель: Похоже, своими рассуждениями вы меня совсем заинтриговали, теперь вам придется объяснять, что плохого в этих двух полярных позициях.
Автор: Бездумная, инертная жизнь, постоянное стремление к отдыху приятны только лишь первое время. Все это неминуемо приводит к накоплению проблем и, как следствие, к страданиям и болезням.
Сухие рассуждения о здоровье и счастье, за которыми не следует практического применения, делают человека всего лишь мечтателем, который со временем перестает верить в свои силы, чтобы поменять что-либо в своей жизни. На самом деле тот, кто не проверяет все на практике, не знает ничего об истинном счастье, а только рассуждает о нем. Люди этого типа, как и те, чьей практикой является одно лишь стремление к наслаждению, не выдержат испытания временем и будут обречены на страдания.
Читатель: Каким образом можно избежать этих крайностей? Где взять силы на осознанное стремление работать над собой?
Автор: Мы уже говорили, что разуму для обретения сил нужно выбрать правильное общение. Правильно выбранное общение – вот единственная сила, укрепляющая разум, наполняющая человека энтузиазмом и решимостью строить свою жизнь правильно. По этой причине следует искренне общаться с теми людьми, которые не просто постигают знание о здоровье и высшем счастье, но и следуют ему. Смиренно общаясь с такими людьми, человек постоянно испытывает сильное вдохновение. Оно не проходит даже в самые трудные периоды жизни. Такое вдохновение поможет ему без особых усилий, решительно, осознанно и неуклонно изменить свою жизнь.
Читатель: Я уже давно понял, что нужно выбрать правильное общение, и уже пытался это сделать, но при общении меня одолели большие сомнения. Как не ошибиться при этом: ведь сейчас существует столько разных систем прогрессивной жизни, столько видов знания?
Автор: Выберите для общения тех людей, которые стремятся к Богу, изучают под руководством наставника писания, проверенные временем, никогда не критикуют тех, кто выбрал какой-то другой путь, и живут дружной, бескорыстной и счастливой жизнью. Вот критерии для выбора правильного общения.
Читатель: А если просто выбрать круг интеллигентных, ученых людей, будет ли такое общение правильным?
Автор: Не всегда. Согласно ведическим писаниям, не всякое знание для нас является жизненно важным. Так, например, не всем нужно углубленно знать математику, физику и химию. Конечно, для овладения специальностью нам придется освоить разные науки. Однако существуют разделы знания, которые предназначены исключительно для постижения счастья, и Веды рекомендуют каждому из нас изучить их. Если говорить о знании в целом, то оно бывает невежественным, страстным, благостным и духовным.
Невежественное знание ведет к деградации и его нужно остерегаться, страстное знание на первый взгляд нужно и практично, но постепенно оно также приводит к проблемам и страданиям. Только благостное и духовное знание достойны пристального внимания и ежедневного изучения. Так, например, то знание, к которому мы обратимся в этой беседе, – аюрведическое; находится оно в благости и при правильном применении приведет человека к духовному прогрессу.
Читатель: А что, его можно применять неправильно?
Автор: Да, таких примеров сейчас сколько угодно. Некоторые аюрведические врачи докатились до того, что советуют людям, которые уже встали на путь вегетарианства, употреблять мясо и другие продукты, полученные путем насилия. Они мотивируют это тем, что мясо сильно укрепляет плоть. Однако таким аюрведическим горе-врачам невдомек, что подобными неквалифицированными советами они низвергают стремящихся к благости людей в гуну невежества. За такие советы им самим придется в следующей жизни страдать на низших планетах Вселенной.