Полная версия
Детский дизайн
Детский дизайн ориентирован на выполнение этой задачи в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребёнка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Как деятельность продуктивная и эстетически содержательная, дизайн-деятельность имеет свои цели, образовательные принципы и развивающие ребёнка методики. Дети играют в «ряжения кукол», в «дочки-матери», обустраивают игровые комнаты и домики, строят «крепости» и «замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам. Всё это можно делать не только с интересом, но красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях праздников и в быту. В этом случае уже можно говорить о том, что ребёнок занимается проектированием, истоками дизайн-деятельности, ещё не вполне это осознавая.
Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому её называют дизайн-рукоделием (Япония, Италия, США, Франция и др.). В содержание понятия «детский дизайн» автор включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный (этапный) и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн). При проектировании объекта профессионального дизайна обычно изучается его прикладная функция и условия эксплуатации (зачем, где и как), прорабатываются варианты его композиционно-конструкторских решений с оптимальным сочетанием материалов и эстетической отделки, его эргономические показатели (учёт антропологии, гигиены и моторики ребёнка). В деятельности детского дизайна, не предполагающей техническое проектирование и, тем более, производство, всё намного естественнее, доступнее и творчески свободнее. Данная деятельность, как справедливо считают зарубежные педагоги, работающие с малышами, – это, в основном, детское декоративное рукоделие, однако, при достаточно ограниченных возможностях дошкольника, но при грамотном руководстве она вполне может быть нацелена на поэтапное решение ряда доступных им творческих задач.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников (по стилистике, манере-почерку).
Взрослый художник, прежде, чем что-то создать, делает эскизы, много рисунков для ткани, предметов одежды, игрушек, бытовых изделий и т. п. Ребёнок же склонен представлять некую общую картину, он не обучен ещё расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своём сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки (плана помещения, выкройки одежды). Однако чертеж, рисунок, эскиз, графическая схема какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с четырёх лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Обычно, получая задание, дети обдумывают пути его выполнения, используя подручные средства. Если младший дошкольник выполняет задание обычно методом «проб и ошибок», то старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия. Как проектно-поисковая, такая деятельность является деятельностью «детского экспериментирования» (Н.Н. Поддъяков и др.). Проигрывая практически и «в уме» варианты решений (выбирая, сравнивая, меняя, пробуя), ребёнок достигает результата, и тем быстрее, чем интереснее задание, ярче его способности и богаче опыт дизайн-рукоделий. Наш опыт работы выявил предпочтения детей одного возраста, но разного пола при выполнении одного и того же задания: девочки стремятся к декорированию изображаемого, к украшательству, яркости палитры и аккуратности исполнения; мальчики же склонны к сюжетным интерпретациям темы, некоторой небрежности в работе.
В содержаниях понятий «дизайн для детей» и «детский дизайн» прослеживаются определённые сходства и различия. Дизайн для детей требует от его исполнителей определённых способностей и профессиональных умений. Ребёнок последним, естественно, не обладает. Вместе с тем, схватывая суть замысла (функцию, идею, сюжет), он со всей непосредственностью, присущей детям, воплощает задуманное в своём продукте. Детский дизайн может быть деятельностью, в которой творческие идеи («проекты») вызревают постепенно, реализуются в течение длительного времени, результат творческих поисков появляется не сразу.
Известно, что в создании дизайн-продукта вместе с художником участвуют инженер, технолог, конструктор, психолог, педагог и другие специалисты. Группа детей также может создавать свой общий оригинальный продукт при разделении труда и обязанностей каждого, или он изготавливается поэтапно разными группами детей. Взрослый (музыкальный руководитель, воспитатель, дизайнер) выступает в этом случае как главный дизайнер (дирижёр) проекта.
Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материалами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же материалы и инструменты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и фломастеры, глину и пластикаты, клей, природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны и трафареты, детский пантограф, изготовленные макеты изделий и т. п.
Использованная продукция дизайн-индустрии подлежит промышленной утилизации: это позволяет экономить материалы, обеспечивать воспроизводство товаров, не нарушать экологию. Ребёнка также можно научить бережно обращаться с исходными материалами, привить ему навык использования остатков материалов, утилизируя при изготовлении изделий «бросовый» материал.
Дизайнерские изделия должны быть исполнены на высоком художественном уровне, обладать высокими эргономическими качествами. Дизайн для детей охватывает широкую область от дизайна игрушки до дизайна интерьера и ландшафта. Детский дизайн также многообразен по своим проявлениям: дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппликаций и коллажей, в конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве (плетение, ткачество, вышивание). Появляются перспективные направления детского дизайна: игровой и декоративно-пространственный дизайн, моделирование предметов одежды, создание новых аранжировок для одежды, её аксессуаров и оформление игрового, бытового и праздничного интерьера.
Если качество изделий влияет на успех дизайн-фирмы, карьеру дизайнера, на воспитание художественного вкуса у потребителя, то ребёнок не ставит качество изделия целью своей деятельности, а лишь стремится к этому, самовыражаясь, развивает свои умения, учится на собственных ошибках. Однако продукция детского дизайна вполне может занимать своё место на рынке продуктов художественного творчества, что и подтверждают многие специалисты.
Воспитательная роль детского дизайна
Из истории проблемы
Творческое рукоделие ребёнка, обустраивающего свой быт, можно определить как занятия детским дизайном. Опираясь на этот посыл и бытующее среди специалистов мнение о воспитательной продуктивности дизайн-рукоделия малышей, проследим, как развивались представления об этой деятельности в зарубежной и отечественной педагогике.
Позитивный взгляд на предметный мир, окружающий малыша, как на средство воспитания, появился уже в эпоху Возрождения. В Италии был основан «Дом радости», в котором красота архитектуры и окружающей обстановки призвана была вызывать «благостное состояние души» и способствовать развитию детей. Позднее в своём труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский писал, что среда ребёнка должна быть приятной внутри и снаружи. Время меняло вектор взглядов на воспитательную роль дизайна среды. На рубеже XV–XVIII веков поощрялось воспитание детей в природе (Ж.Ж. Руссо), их взаимоотношения со средой быта (Я.А. Коменский), особенно приветствовалось самостоятельное изготовление детьми игрушек, вещей (Д. Локк). В XVIII–XIX веках предметная среда осознаётся как важное средство развития ребёнка в коллективе (И. Песталоцци и др.).
Вопросы эстетического воспитания детей волнуют многих специалистов за рубежом (Германия, Англия, Франция, Америка, Италия). Разрабатываются педагогические идеи и методики: сенсорно-дидактические системы «даров» (Ф. Фребель), автодидактические (М. Монтессори); «жизненные» материалы (О. Декроли) и др. При этом в системе упражнений и игр с использованием природных и искусственных материалов учитываются возрастные особенности ребёнка, его мышления и деятельности. Детей нужно готовить не к школе, считала М. Монтессори, а к жизни, предоставляя им естественный «жизненный» материал, который развивал бы осязательные чувства ребёнка, – бумагу, картон, лоскуты, нитки, древесину, металл, стекло и т. п., «волшебные мешочки», наполненные различными природными материалами – песком, камешками, травкой и др., – помогают развитию зрения, осязания, слуха, обоняния, моторики ребёнка. Традиции, существующие в детском саду, должна перенять школа, считала М. Монтессори, придавая большое значение развитию сенсорных чувств, трудовых навыков и организации достойного быта малышей. О необходимости особых помещений, мебели, игрушек, посуды для детей говорил Р. Штайнер (Вальдорфская педагогика), предлагая воспроизводить в них знакомые детям образы «природосообразные» предметы лекальных (обтекаемых) форм из естественных материалов, фольклорные мотивы в быту – деревянные игрушки, тряпичные куклы «без лица» (вроде крестьянской куклы-«оберега») с предметами одежды для игр будоражат воображение ребёнка, считали педагоги рассматриваемого направления, побуждая его тем самым думать и творить. Некоторые рациональные идеи и методики прошлого педагоги используют и в современных условиях.
Рукодельная культура получает новую перспективу, богатые возможности своего развития в детском дизайне: малыши благоустраивают, украшают свой быт, мастерят полезные и красивые изделия. Ткани, обои, клеёнка, выполненные по детским рисункам, посуда и игрушки тиражируются и пользуются высоким спросом. Дети совместно со взрослыми оформляют среду для своих занятий и игр, разрабатывают одежду для кукол. В зарубежных странах (Япония, Франция, Германия, Италия, Финляндия и др.) успешно сочетают на занятиях дизайном изобразительное творчество, конструирование, знакомят детей с новыми материалами и технологиями их использования.
В Японии, к примеру, в течение последнего полувека бурно развивалась дизайн-культура для детей. В немалой мере этому способствовало следование традициям семейного уклада, декоративно-прикладных ремёсел, народным обычаям и творческой переработке мировых достижений в науке и технике. Государственная политика страны провозгласила приоритеты преемственности в воспитании у подрастающего поколения гражданственности поведения и профессиональной ответственности за порученное дело. Не принято при всех негативно оценивать детскую работу. Взрослые уважают в ребёнке личность, рассматривают его занятия творчеством как нечто, работающее на общую культуру. Поощряя дух соревнования, японские педагоги не делят детей на «первых» и «последних»: все должны быть отмечены. Чаще награждают не отдельного ребёнка, а команду, коллектив. Взрослый исправляет детские ошибки тактично, не навязывая своего мнения. Уделяется особое внимание организации среды ребёнка. Популярен ручной, эстетически содержательный труд. Для изготовления различных поделок на прогулках вместе собирают природный материал. Взрослый предоставляет ребёнку качественный выбор материалов из отходов быта и производства, знакомит с использованием безопасных инструментов. Дети делают модели-макеты из глины и пластикатов, бумаги и картона; собирают конструкции из дерева; изготавливают куклы и театральные игрушки, используют в поделках ткани и нитки, ленты и сутаж для плетения; вместе со взрослыми участвуют в оформлении бытового и праздничного интерьера.
Полезные знания и умения дети продолжают накапливать в школе: их знакомят с живописью, способами печати на бумаге, тканях, с различными иллюстрациями, шрифтами, плакатами, с керамикой, с процессом изготовления декораций, доступным им рекламным и промышленным дизайном, разработкой деталей костюма, проектированием интерьера, декоративным зодчеством. В детских учреждениях на обтянутых цветным сукном стенах часто меняют детские рисунки и аппликации, прикрепляют к ним поделки из бумаги и природного материала; со стропил потолка свисают забавные рыбки, дракончики, журавлики, голубки, красочные гроздья бумажных и пластиковых фонариков, гирлянды листьев и цветов в технике «оригами» и другие детские поделки из отходов тарной упаковки. Дети воспитываются на определённых традициях оформления японского жилища (обычно представляющего собой «навес над пустотой») – они усваивают своеобразную национальную философию жилища, традиции своей страны. Для помещений характерно отсутствие загромождённости, что создаёт условия для организации и проведения коллективных подвижных игр и работы в группах.
Популярность дизайна для детей и собственно детского дизайна возрастает в других развитых странах. В помещениях и на пленере устраиваются ярмарки, выставки-продажи изделий народного творчества (игрушек бумажной пластики и продуктов фитодизайна, гончарных изделий, тканых полотен, изделий, выполненных в технике батика, аранжировок и сувениров). Такие мероприятия охотно посещаются семьями. Заказываются у мастеров заготовки изделий, на которые затем наносится выполненный малышом рисунок, надпись или его фотопортрет. Большим спросом пользуются поделки детей, выполненные здесь же в присутствии взрослых. Юные дизайнеры за длинными столами увлечённо рисуют и лепят, что-то мастерят. Можно вылепить или приобрести нерасписанный «белок», к примеру, необычной формы посуду (чашку, бокал, блюдце, вазочку), забавную зверушку, автомобильчик и другую игрушку-сувенир, а затем самому расписать слепок яркими красками. Мастер-гончар кладёт его в печь, и вскоре малыш получает своё, ещё тёплое, изделие. Дети наблюдают, как при обжиге изменяются краски на керамике, и могут повторить рисунок в новой работе уже соответствующими красками.
В живописных местах – Боженце (Болгария), Дубровник (Югославия) и др., а в последние годы во многих регионах России, на выставках-ярмарках народного искусства создаются авторские изделия – тканые и вязаные пояса, салфетки, сумочки, тряпичные и соломенные куклы; а также керамические изделия и игрушки, резные деревянные скульптуры, гравюры по металлу и многое другое.
Приобщение детей к дизайн-культуре – благородное, но трудное и длительное дело, которое под силу педагогическому коллективу с высоким уровнем профессионализма. Такими, к примеру, признаны педагоги детских садов «Реджио Эмилия» (Италия, г. Болонья)[3], созданных под руководством педагога Лориса Малагуцци (1962 г.), поставившем задачу воспитания новой личности в естественной среде обитания. Здесь педагог воздействует на каждого ребёнка в коллективе: наблюдает за ним, беседует с ним, проводит экскурсии, организует предметную среду, обогащает полезной информацией, обеспечивает его природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами и т. п. Взрослый наблюдает за тем, что ребёнка интересует, придумывает для него занятия, окружает его «домашней» мебелью, создавая уют (комоды, этажерки, корзины, зеркала, ящички и др.). Помещения оборудуются современной и безопасной для детей техникой, специальным освещением, крупноблочными сборными игровыми элементами и т. п. Повсюду размещаются детские работы: они имеют разные форматы, размеры и выполнены в разных материалах, техниках и стилистиках. По сути – это близкая ребёнку философия убранства детского интерьера, отличная от принятых, нередко формальных требований к общественному учреждению, каким является детский сад. Эта тенденция полнее отражает демократические принципы воспитания детей: им не запрещается играть, экспериментировать, они чувствуют себя хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно его осваивающими.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. таблицы 1–3 «Типы и виды детского дизайна» (с. 50–54).
2
Ю. В. Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, И. А. Прилуцкий, В. С. Смирнов, Н. И. Молодова, Б. С. Столяров. См.: «Альбом комплексного художественного оформления и оборудования детского сада». – М.: Просвещение, 1962.
Сборники и статьи автора пособия в журнале «Дошкольное воспитание» и др.
3
Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. «Дошкольное и начальное образование за рубежом». – М.: «Академия», 2001. – С. 58.