bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Г.Н. Пантелеев

Детский дизайн

Моим вдохновителям и помощникам – жене, сыну и внукам

© Г.Н. Пантелеев, автор, 2006.

© Г.Д. Егоров, вёрстка, дизайн, 2006.

© ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Предисловие

В этой книге автором представлено новое направление художественного воспитания – детский дизайн, освещены некоторые его культурологические и воспитательно-образовательные аспекты.

Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Что в этом отношении может дать детям дошкольного и младшего школьного возраста культура дизайна? Какие качества личности, какие способности у ребёнка формирует педагог, владеющий основами этой культуры? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель сможет получить, прочитав эту книгу.

Как дать ребёнку первые сведения о прекрасном в природе, дома, произведениях искусства, сформировать предпосылки его эстетического отношения к действительности? Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребёнка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.

Благоустраивая своё кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера… Знакомые им с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность являются предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.

Настоящее пособие – первая, по существу, книга о дизайн-культуре для дошкольных работников, что определяет её воспитательную направленность и стиль изложения. Автор обращает внимание на общие проблемы дизайн-культуры и интегративного творчества, поскольку считает осведомлённость педагога в этих вопросах важным условием успешности работы по созданию эстетики быта в дошкольном учреждении и приобщению детей к дизайн-деятельности.

Педагогу (воспитателю, музыкальному руководителю, методисту) необходимо овладевать культурой дизайна, знать и, главное, уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания. С этой целью в книге даются примерные конспекты занятий с детьми, советы, которые помогут в оформлении игр, быта, помещений к праздникам, выставок детского творчества и в организации дизайн-студии. Родителям и близким ребёнка небезынтересно будет познакомиться с рекомендациями по созданию условий для детского дизайна в семье. В книге обобщён многолетний опыт автора – художника-дизайнера и педагога-исследователя по изучению основных направлений в дизайн-культуре. Работа проводилась в детских садах г. Москвы №№ 252, 300, 315, 406, 867, 1642, 1951 и др. (1965–2000 гг.). В работе принимали участие сотрудники НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР (лаборатория эстетического воспитания) и ГОУ Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (МДО) (лаборатория эстетического развития).

Первое направление – роль дизайна в эстетизации всей среды жизнеобеспечения людей. Второе – профессиональный дизайн, направленный на благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребёнка, – так называемый «дизайн для детей», создаваемый взрослыми. Третье – «детский дизайн», т. е. непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.

Новые направления в дошкольной педагогике: «дизайн для детей» (художники – детям) и «детский дизайн» (дети-художники) образуют интегративную совокупность развития ребёнка, которое может быть реализовано при чутком и грамотном руководстве взрослым на базе доступного освоения детьми азов прекрасного в продуктивном творчестве.

Читатели пособия познакомятся с практикой приобщения детей старшего дошкольного возраста к полезной и увлекательной деятельности создания «целесообразной красоты»: фито-дизайн, моделирование одежды и декоративно-пространственный дизайн.

Новое в этой деятельности – её содержание, типы занятий, формы общения детей с педагогом, использование новых технологий и материалов, ориентация детского изделия на непосредственное полезное использование в жизни ребёнка, детского сада и семьи.

В структуре детского дизайна (в соответствии с классификацией, принятой в профессиональном дизайне) автор определяет его типологию: 1) дизайн плоскостной (аппликативно-графический); 2) объёмный (предметно-декоративный); 3) пространственный (архитектурно-декоративный)[1]. Предлагаемая автором классификация рассматривается в контексте трёх способов восприятия детьми окружающей среды – кукольно-игровой, детской и взрослой.

Развитие старшего дошкольника в среде декоративного дизайна рассматривается в единстве формирования его эстетического отношения к окружающему и развития художественных способностей. Исходя из этого работа с детьми строится таким образом, чтобы ребёнок получал яркие впечатления, стремился и мог выражать свои впечатления художественно-выразительными средствами, приобретал многоаспектный опыт художественно-эстетической деятельности, научился творчески применять его в своей жизни.

Дети учатся находить сходство и различие в целесообразной красоте форм природы, окружающих предметах, в своей продуктивной деятельности они учатся бережному отношению к материалам, умению находить и использовать в своей работе признаки эстетического единства в окружающей среде (сервиз, гарнитур, ансамбль). Это новое отношение, новая дизайн-деятельность формируются на базе и в недрах традиционных для детского сада занятий изобразительным искусством, конструированием и рукоделием. Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности – пространственное воображение, проектно-образное мышление. Дети начинают осознавать своё соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду.

Интегративные возможности, энергетика и динамизм деятельности детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребёнка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиоза, близорукости и др.). Появляются новые возможности экологического и нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье, решаются задачи преемственности образования детей в детском саду и в школе.

Структура пособия позволяет педагогу использовать его разделы автономно и решать воспитательные задачи последовательно: от простого к сложному, от обучения к творчеству.

Пособие знакомит читателя с содержанием и методами предварительной работы с детьми по отбору тематики дизайн-проектов, организацией и проведением обучающих занятий и творческих заданий с учётом воспитательных задач и местных условий.

Уважая индивидуальность и самостоятельность педагогов, работающих с детьми в области художественного воспитания, автор надеется, что его опыт поможет педагогам создавать и свои оригинальные дизайн-программы развития детей.

Автор пособия – художник и педагог, а в художественном воспитании искусство и педагогику сближает общая позиция творческого подхода к решению поставленных педагогических задач. Известно, что К.Д. Ушинский считал педагогику не столько наукой, сколько искусством воздействия на душу и разум ребёнка. Важно, чтобы и сам воспитатель получал от своей работы удовлетворение, радость новых открытий в своих питомцах.

О культуре и искусстве дизайна

История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, её флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Новое направление науки – бионика – помогает конструкторам, дизайнерам, архитекторам, художникам-прикладникам в создании объектов «второй», рукотворной природы, они заимствуют идеи у матушки-природы, улавливая в ней гармонию, целесообразность форм, цвета, пропорций и т. п. Так вертолёт напоминает стрекозу, авиалайнер – акулу, павильон – ромашку, небоскрёб – пчелиные соты, планировка города – паутину, авторазвязка – клевер, светильники – гроздь, ковш – утицу и т. п. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. По общепринятому представлению, «дизайн» (англ. design – проектировать, конструировать) – конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты. Практика дизайна, техническое и художественное проектирование понимаются как синонимы, теорией же дизайна занимается техническая эстетика.

Сегодня приобретают особую роль визуально-информативные системы: компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. И дизайн-культура в этом аспекте является интегративным способом познания мира.

Истоки дизайн-культуры уходят в прошлое человечества. Период проникновения дизайн-культуры в Россию (XVIII – начало ХХ века) назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им природным художественным вкусом создавали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности. Практика и теория искусства облагораживания предметно-вещной среды (дизайн) возник в Германии на рубеже XIX–XX вв., где была школа Баухауз, которая занималась проектированием предметов быта. Вскоре и в России (20-30-е гг. ХХ в.) появились последователи этого движения (Родченко, Татлин, Лисицкий).

Сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится на том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда и т. п., ландшафтное озеленение, малые архитектурные формы на площадке). К пространственным видам относят архитектуру и монументально-декоративные объекты (ансамбли, памятники, интерьер и экстерьер зданий и ландшафта). К изобразительно-станковым – произведениям, выполненным на станках (мольберты, вертушки, подиумы, печатные станки, фотостудии), относят живопись, скульптуру, графику и художественную фотографию. Особое значение для дизайна имеет декоративно-прикладное искусство с его многочисленными подвидами и направлениями (народное, современное). Зрелищную культуру – театр, цирк, маскарады, ярмарки, фестивали, кино и телевидение, рекламу и т. п. облогораживает оформительское, декоративное искусство.

В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность – все средства, которыми мастер достигает выразительности.

Образ как форма специфического отражения, типизации действительности, преломляясь в воображении художника, материализуется средствами цвета, пластики, звука, слова, жеста в творческом продукте. Художественный образ произведения всегда индивидуален и своеобразен, соответствуя характеру своего героя (добрый, робкий, злой, упрямый и т. п.), поэтому художник, автор «одевает» своего героя в соответствующие тому или иному образу костюмы, помещает его в соответствующую среду обитания. Наиболее ярко изображают своих персонажей художники-карикатуристы и мультипликаторы, иллюстраторы и оформители спектаклей и, конечно же, поэты и прозаики. Вспомним образы Винни-Пуха – забавного пушистого комочка и Чебурашки – лохматого и глазастого «нечто». У каждого образа – свой характер. Запоминающимися являются образы старухи Шапокляк – худой вредной дамы, Зайчика-«очкарика» или доброго поросёнка Хрюши, – розового толстячка с бантиком. Художники-карикатуристы, используя гротеск, наделяют своих персонажей запоминающимися чертами характера.

В структуре эстетической ценности искусства дизайна декоративность как доступная ребёнку форма проявления красоты является стержневым условием при оценке продукта дизайна, создаваемого взрослыми для детей. Декорировать (лат. «decorate» – украшаю) значит украшать, что-либо убирать, наряжать, орнаментировать. Образы, стилистика, колорит, мотивы изделий декоративно-прикладного искусства проистекают из фольклора и питаются его традициями.

Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.

Самым, пожалуй, выразительным качеством декоративности и экспрессивным приёмом в искусстве является контраст – к примеру, соседство светлых и тёмных тонов, малых и больших величин, сочетаний плавных и ломаных линий и т. п. Гармония в произведениях искусства может быть построена как на контрастах, так и на сходстве (оттенках, нюансах) выразительных средств. Явления контраста наблюдаются в музыке и слове, театральном и изобразительном искусстве. Полярность свойств хорошо улавливается детьми. Это знают и используют в своей работе художники и педагоги. Понятия добра и зла являются для ребёнка уже с 4-х лет фундаментальными и ассоциируются с понятиями «красиво» (добро, свет, тепло) и «некрасиво» (зло, темно, холодно).

Дети старшего дошкольного возраста принимают как иллюзорность, так и декоративность в изобразительном искусстве при условиях объективности и художественной образности отражения действительности. Произведения реалистического искусства, в отличие от абстрактных, доступнее ребёнку; если он что-то и не поймёт в сюжете, то обязательно почувствует настроение, «уловит» то, что хотел сказать о жизни талантливый архитектор, художник, писатель, композитор, драматург. Сможет потому, что импульсом чувств ребёнка являются эмоции, заложенные (опредмеченные) творцом в произведении. И воспринять идеи и чувства художника детям поможет опыт, который они приобретают в жизни и на занятиях художественной деятельностью.

Итак, дизайн сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно-пространственных искусств дизайн, как отмечалось, не имеет резких границ: здесь, образно говоря, музы ходят хороводом, а дизайнер, как дирижёр, привносит порядок и гармонию в дело жизнеустройства. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду или посуду, изделия из текстиля, бижутерии и т. п. В дизайне задействованы специалисты в области полиграфии и телеинформации, дизайном занимаются художники по интерьеру и ландшафтной архитектуре; в области зрелищных искусств реализуют себя дизайнеры-сценографы и декораторы, осветители и костюмеры, визажисты и парикмахеры и др. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры и фотографии, литературы, музыки и театра; возникают и новые жанры: озвученная графика, электронная цвето- и свето-музыка; новая драматургия выставочных и музейных экспозиций и т. п.

Основой (технологией) проектного творчества в дизайне принят метод моделирования – создания моделей и макетов: в графическом дизайне – это макеты: книги, журналы, рекламы; в конструктивном и архитектурном – объёмно-пространственные макеты и модели. Макетирование является поиском наиболее конструктивно-выразительной формы, цветовой и композиционной гармонии дизайн-продукта. Макет – это внешняя копия изделия, предмета, здания и т. п., что позволяет, сравнивая макет с оригиналом, исправлять ошибки и качественнее решать проектные задачи. Макеты выполняются в двух- (плоскость) и трёхмерных измерениях (объём). Макетирование делится на проектное, учебное и выставочно-демонстрационное.

При создании эксклюзивных изделий, «тиражируемых» образцов, работая с мастерами производства и смежных специальностей, проектировщики учитывают факторы целостности содержания (функции) и формы (отделки) дизайн-изделий, закономерности сочетания величин, пропорций цвета и композиции, используют выразительные средства изо-пространственного искусства при создании ансамбля дизайн-продукта (сервиз, гарнитур, гардероб, интерьер, экстерьер и т. п.). Являясь продуктом инженерного и художественного проектирования (конструирования), дизайн формирует наши вкусы ежечасно и повсеместно. Продукция хорошего дизайна всегда практична: красивая ваза для цветов должна быть устойчивой, красивый силуэт самолёта – повышать его лётные качества и безопасность, одежда – удобной и т. п.

Дизайн-продукцию классифицируют на инженерно-техническую (приборы, станки, машины, бытовая техника); архитектурно-художественную (здания, сооружения, интерьер); ландшафтную (сады, парки, акватории и др.); предметную (изделия декоративно-прикладного искусства и предметы быта); торгово-промышленную (витрины, реклама, оборудование); графическую (промграфика, упаковка, плакаты, реклама); экспозиционно-зрелищную (музеи, мемориалы, выставки, пиротехника, светодизайн), компьютерную (графическое моделирование, игры-тренажёры); информационную (СМИ, теле-, видео- и т. п.) и др. Различают дизайн плоскостной (полиграфия, реклама и т. п.), предметный (одежда, мебель и т. п.), пространственный (интерьер, экстерьер), смешанный (оформление празднеств и т. п.). Выделяют направления художественного конструирования (проектирования изделий) и системного дизайна – организация предметно-пространственной среды. Последний нами определяется как декоративно-простраственный дизайн в работе с детьми.

Дизайн для детей и детский дизайн

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребёнка, вырабатывает культуру гардероба, причёски и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе и детей.

Программу дизайна для детей условно можно рассматривать с позиций искусствоведческого анализа достижений проектировщиков, но важнее, на наш взгляд, осветить её педагогические аспекты, пути пропедевтики и проведения занятий собственно детским дизайном.

Творчество ребёнка условно можно принять за элементарный образец «протодизайна»: оно также питается природосообразностью чувства красоты, национальными традициями, к которым взрослые его приобщают, опытом семейного воспитания малыша.

Чтобы эффективнее приобщать ребёнка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества. На экскурсиях и в музеях он рассматривает образцы старинной архитектуры (избы, палаты, особняки, терема, усадьбы, дворцы) и современного зодчества (типового и оригинального); знакомится с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец, фронтонов, крыш), с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо, стекло и т. п.). На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их гардероб.

Необходимо любоваться с детьми природными ландшафтами родного края, отмечая его флору и фауну – это самые первые и потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребёнка.

Дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художественного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребёнка, то, что он воспринимает в окружающей его среде прежде всего визуально и перцептивно-эмпирически: ощупывая, поглаживая разные фактуры поверхностей, малыш тактильным обследованием закрепляет свой зрительный опыт. Ребёнок сядет и на невзрачный, но более устойчивый стул, однако заинтересуется ярким и назовёт необычным стул-треножник. Он возьмёт игрушку, декоративно раскрашенную, предпочитая цвета тёплой, солнечной гаммы (жёлтый, красный, оранжевый), и не обратит внимание, к примеру, на бумагу мрачных тонов (коричневый, тёмно-синий, чёрный). Малыши любят обтекаемые силуэты и формы, остерегаясь острых. Дети улавливают в окраске предметов цвета и оттенки, которые есть в природе: «морковный цвет», «солнечная краска». В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в непривычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально.

Нельзя при этом не учитывать стихийный опыт ребёнка в познании окружающего. Дети любят всё необычное: принимают самые неожиданные положения, чтобы иначе увидеть привычное. Например, лёжа на коврике, они осматриваются вокруг, закидывая голову: «Как в космосе, я лечу на корабле – всё наоборот». Рассматривая групповую комнату через проёмы макета игрушечного замка или окон кукольной комнатки, они чувствуют себя Гулливерами. Ребёнку с колыбели присуще целостно образное восприятие явлений жизни. Малыши живо воспринимают движущиеся объекты, мобильные конструкции: вращающиеся элементы предметов, различные перевёртыши, качающиеся растения, звери, птицы – всё это привлекает внимание детей, им нравится смотреть на движущиеся игрушки-самоделки, подвесы (звёзды, шары, снежинки, гирлянды и т. п.), действовать с игрушкой динамичной конструкции. Трансформация оборудования (складируемое, сборное, откидное, раздвижное, распашное и др.) вызывает у ребёнка интерес и активность. Эстетическую информацию дети получают от цвето-световых эффектов: местный подсвет, локально направленное освещение (стол для рукоделия, доска для рисования, картина, декор настенный и т. п.). В театрализованных представлениях, на утренниках и в развлечениях они испытывают восторг от таких эффектов, как пульсация света, бегущее, нарастающее и лучевое освещение (фейерверки, салют и др.). В современных постройках для детей потолочные пространства пытаются использовать полезнее: на стропилах и перекрытиях подвешивают физкультурные снаряды, там же размещают детские поделки, свободно вращающиеся на разных уровнях, – фонарики, шары, гирлянды, силуэты и фигурки животных.

Если дизайнер учитывает интересы и возрастную специфику детей дошкольного возраста, то его продукция имеет спрос и, задействуя скрытые творческие импульсы ребёнка, помогает педагогам детского сада и родителям в воспитании и образовании малышей. И это подтверждает та работа, которую проводили и проводят специалисты и в том числе автор настоящего пособия.

В России в 1961 году впервые группой московских дизайнеров и архитекторов была успешно реализована проектная («пилотная») разработка художественного оформления и оборудования дошкольных учреждений; выдвинутый молодыми специалистами принцип комплексного проектирования был воплощён в жизнь во многих новостройках страны и одобрен специалистами[2]. Дизайнеры воспротивились безликости и однообразию типовых зданий и интерьеров детских учреждений. Новые идеи и проекты были ориентированы на оригинальность в оформлении возрастных групповых ячеек (игровая-столовая, спальня, раздевальная, санузел) и других. помещений (зал, вестибюль, коридоры, лестницы и др.). На специфику детских игр и разнообразных занятий стал ориентироваться дизайн интерьера. Проводился опрос старших дошкольников и персонала детских садов г. Москвы, городов и областей Российской Федерации.

К пожеланиям детей стал прислушиваться проектировщик «дизайна для детей», не ограничивая требования к интерьеру лишь принятыми нормативами. Красивая разнообразная цветовая отделка помещений, комплектная мебель для детей и взрослых, текстильный декор, новые интерьерные крупные игрушки и обеспечение детской деятельности современными пособиями и материалами привлекли внимание педагогов и дизайнеров к этим поискам. Творческие работы детей и воспитателей стали занимать достойное место в оформлении интерьера, являясь визитной карточкой каждой возрастной группы. Многие дошкольные учреждения и сегодня используют опыт комплексного, художественно-образного подхода в оформлении и оборудовании среды для ребёнка, кардинально изменившего на многие десятилетия практику дизайн-убранства детского сада. Итак, дизайн для детей как создание для ребёнка комфортной, материальной среды – одно из важных условий педагогической работы.

На страницу:
1 из 2