Полная версия
От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник)
Периоды любой экспансии в истории человечества приводили в действие факторы, сокращавшие расстояние между народами или классами, до этого жестко отделенными друг от друга. Даже сомнительные выгоды войны – в наши дни они даже более чем сомнительны – сводятся к тому, что конфликт между народами по крайней мере вовлекает их во взаимодействие, побуждая тем самым учиться друг у друга и расширять свой горизонт. Путешествия, экономические и торговые контакты в настоящее время уже довольно сильно преуспели в разрушении внешних барьеров, приводя народы и классы в более тесное и приносимое более ощутимые плоды взаимодействие друг с другом. Мир стал меньше. Теперь остается наполнить это физическое уничтожение пространства интеллектуальным и эмоциональным смыслом.
2. Демократический идеал
Оба элемента выдвинутого критерия имеют четкую демократическую направленность. Первый не только означает наличие более многочисленных и разнообразных общих интересов, но и опирается на признание их в качестве фактора управления обществом. Второй элемент подразумевает не только более свободное взаимодействие между социальными группами (некогда изолированными и с тех пор сознательно сохранявшими изоляцию), но и изменение социальных привычек, непрерывное приведение их в соответствие с реальным миром посредством знакомства с новыми ситуациями, возникающими в разнообразных взаимодействиях. Именно эти две черты характеризуют демократически устроенное общество.
Мысли на поляхИменно с самоизоляцией связаны жесткость и формальность внутренней организации жизни сообщества, статичные и эгоистические идеалы, культивируемые внутри групп. Не случайно для диких племен слова «чужой» и «враг» – синонимы. Это происходит потому, что они жестко ограничили свой опыт необходимостью следовать обычаям предков.
Чем разнообразнее контакты человека с окружающей средой, тем живее и разностороннее его интеллектуальная жизнь, но это не менее справедливо в области социальных контактов, хотя на это часто не обращают внимания.
Даже сомнительные выгоды войны… сводятся к тому, что конфликт между народами по крайней мере вовлекает их во взаимодействие, побуждая тем самым учиться друг у друга и расширять свой горизонт.
Оба элемента выдвинутого критерия (общность интересов внутри группы и степень взаимодействия с другими группами) характеризуют демократически устроенное общество.
Что касается образования, отметим прежде всего, что установление такой формы социальной жизни, в которой интересы переплетаются и взаимопроникают, где прогресс или перестройка являются важным фактором, делает демократическое общество более чем какое бы то ни было другое заинтересованным в целенаправленном и систематическом образовании. Приверженность демократического правительства к образованию известна. Поверхностное объяснение этого факта состоит в том, что всенародно избираемая власть может успешно работать только в том случае, если те, кто избирает своих правителей и подчиняется им, образованны. Поскольку демократическое общество отвергает внешнее принуждение, ему приходится искать опору в добровольном благорасположении и интересе, которые могут быть созданы лишь посредством образования. Есть, однако, и более глубокое объяснение.
Демократия – нечто большее, чем просто определенная форма правления. Прежде всего, это форма совместной жизни, форма взаимообмена опытом. При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных. Все это способствует разрушению барьеров класса, расы и национальной территории, которые не дают людям осознать до конца смысл своих действий. Более многочисленные и разносторонние контакты означают большее разнообразие стимулов, на которые человеку приходится реагировать и которые, в свою очередь, заставляют его разнообразить свое поведение. Они высвобождают силы, остающиеся невостребованными, когда побуждения к действию носят односторонний характер, как это бывает в группах, подавляющих многие интересы во имя сохранения своей замкнутости.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вентцель К.Н. Цепи невидимого рабства. – М., 1906. – С. 11.
2
Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 207.
3
Корчак Януш (1878–1942) – польский педагог, детский писатель, врач, общественный деятель.
4
Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие./Пер. с польск. – М., 1991. – С. 22.
5
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. – М., 1981. – С. 92.
6
Бим-Бад Б.М. (р. 1941) – д-р пед. наук, академик РАО.
7
Бим-Бад Б.М. Образование как преступление // Корнетов Г.Б. Введение в педагогику. – Ч. 1. – М., 2006. – С. 93.
8
Миллер А. Вначале было воспитание / Пер. с нем. – М., 2003. – С. 21.
9
Иллич И. (1926–2002) – священник, непримиримый критик школы.
10
Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (Фрагменты из работ разных лет) / Пер. с англ. – М., 2006. – С. 25.
11
Дурылин С.Н. Идеал свободной школы: Избр. пед. произв. – М., 2003. – С. 30, 31.
12
См.: Рогачева Е.Ю., Цветкова М.В. Реформаторские проекты Джейн Адамс и Джона Дьюи // Историко-педагогическая ретроспектива теории и практики образования / Редактор-сост. Г.Б. Корнетов. – М., 2006.
13
Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. – Владимир, 2005. – С. 83.
14
Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. – Владимир, 2005. – С. 83.
15
См.: Малинин В.И. Джон Дьюи в оценке прогрессивной русской педагогики // Советская педагогика, 1976. – № 6.
16
Шацкий С. Предисловие // Дьюи Д. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. – М., 1921. – С. 5.
17
Дьюи Д. Впечатления о Советской России / Пер. с англ. // История философии, 2000. – № 5. – С. 247.
18
Там же. – С. 233–234.
19
См.: Дьюи Д. Индивидуальная психология и воспитание // Общественно-активные школы: Образование ребенка как субъекта демократии. – Владимир, 2007. – С. 130.
20
Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. – М., 1924. – С. 38.
21
Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема человека / Пер. с англ. – М., 2003. – С. 119, 122, 124.
22
Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. – М., 2000. – С. 85.
23
Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема человека / Пер. с англ. – М., 2003. – С. 158.
24
Там же. – С. 157, 159.
25
Дьюи Д. Свобода и культура / Пер. с англ. – Лондон, 1968. – С. 89.
26
Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. – М., 1923. – С. 33.
27
Дьюи Д. Мое педагогическое кредо / Пер. с англ. // Свободное воспитание. – 1913–1914. – № 1. – С. 15.
28
Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. – М., 2000. – Гл. 7.
29
Это ключевые мысли Д. Дьюи, отражающие суть каждой его работы, которую читатель быстро поймет, пробежав глазами по полям.