bannerbanner
Три взгляда в бесконечность
Три взгляда в бесконечность

Полная версия

Три взгляда в бесконечность

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

Один раз мы с ним пошли заготавливать дрова на зиму. Он был так слаб, что у него еле хватало сил держать топор. Всю дорогу мы вели с ним беседу о взаимосвязи плоти и духа. Он объяснял нам, что дух всегда творит себе форму. «Некоторые святые, – говорил он, – могли даже представать в разных обличьях, если это было душеспасительно для других людей. У очищенного от греха человека тело полностью послушно приказаниям души». Он рассказал нам историю о том, как святой Иоанн Богослов, будучи немощным стариком, однажды гнался в горах за молодым здоровым человеком. Этот юноша отпал от веры и ушёл в разбойники. Когда божественный старец нашёл его, тот испугался и стал убегать, а святой Иоанн долго преследовал его и умолял покаяться. В конце концов юноша не выдержал, остановился, бросился на колени перед преподобным и заплакал. В скором времени он вновь вернулся в спасительное лоно Церкви…

Прервавшись на недолгое время, чтобы срубить старый дуб, старец продолжил свой рассказ. «Видишь, Григорий, какова благодать Божия, как она изменяет всего человека: и душу его, и тело. Воистину, любовь может творить чудеса. Ей всё подвластно: она и молодость может дать человеку, и здоровье, если это действительно ему нужно для своего спасения или для спасения ближних. Но иногда и так бывало: если святой знал, что какому-то человеку душеспасительнее видеть его старым, немощным и больным, то он и становился таким на время, лишь бы только не искусить брата своего».

Отец Пётр замолчал, и мы вместе стали распиливать дерево на чурбаны. На секунду мы отвлеклись от работы, чтобы откинуть волосы со лба, и машинально подняли глаза на старца. И вдруг нам показалось, что перед нами стоит не дряхлый седой старик, а черноволосый юноша с гладкой кожей и сияющими молодыми глазами. Мы просто онемели от изумления и сразу же зажмурились, чтобы проверить, не снится ли нам всё это. Открыв глаза, мы вновь увидели знакомое морщинистое лицо старца. Мы вздохнули с облегчением. Привидится же такое! Слава Богу, это была обычная галлюцинация! Переработали мы, наверное, вот и примерещилось невесть что…


Последний абзац надо вырезать. Он к житию никакого отношения не имеет. Какие-то личные эмоции…


Ко времени нашего с ним знакомства, старец переехал жить в небольшой домик, находящийся примерно в двух километрах от монастыря. Убранство его жилища было довольно скромное. Но всё было так хорошо продумано, что создавалась атмосфера домашнего уюта. Когда мы в первый раз попали к старцу в гости, то очень удивились, увидев в углу диван. Мы думали, что подвижник спит на камнях или, в крайнем случае, в гробу. Узнав, что отец Пётр спит в обычной постели, мы даже немного в нём разочаровались. Но пообщавшись с ним непродолжительное время, мы простили ему этот грех.

Келья старца находилась в лесу и, естественно, там водились разные дикие звери. Как и все преподобные, отец Пётр водил знакомство с медведем. Возможно, вам покажется удивительным, что в N-ской области всё ещё водятся эти животные. Местные «зелёные» утверждают, что их всех уничтожили уже сто лет тому назад. Однако факт остаётся фактом: один медведь всё-таки был. Мы сами тому свидетель.

Как-то рано утром мы со старцем гуляли по лесу и вели беседу об ангелах. Нас в то время очень интересовал вопрос: могут ли грешные люди видеть ангелов. Старец ответил, что в экстренных случаях, конечно, могут. Только весь вопрос в том, как они их видят?

– То есть, что это значит, как? – спросили мы.

– Да то и значит, что ангелов можно видеть по-разному!

– А разве не все их видят как юношей в белых одеждах и с крыльями?

– Конечно, нет! – засмеялся отец Пётр. – Одни их видят так, как ты описал, другие в виде животных или явлений природы, да мало ли ещё как! И далеко не все видят их истинную сущность.

– Истинную сущность? А какая она?

– А вот этого я сказать тебе не могу! Это словами не опишешь. Можно, конечно, сказать, что они состоят из света, но и это будет не совсем правильно. Они ведь духовные существа, а значит их земными терминами нельзя определить. Да и вообще, воспринимают их не глазами, а душой. Точно описать словами духовное ви́дение невозможно. Когда это делаешь, неизбежно вкрадываются ошибки, и в итоге образ получается искажённым и плоским.

Тем временем мы как раз вышли на лесную полянку. Вокруг неё росли огромные сосны, утро только начиналось, и весь этот пейзаж напомнил нам известную картину Шишкина. Только мишек не хватало. И тут вдруг из-за одного особенно большого дерева вышел медведь. Шёл он вперевалочку на задних лапах. Мы очень удивились, испугались и уже собрались было залезть на какую-нибудь сосну, но старец остановил нас. «Не бойся, дурачок, – сказал он нам, – он совсем не опасный! Разве что для грешников, но мы-то с тобой не из таких, так ведь, Гриша?» При этих словах отец Пётр хитро подмигнул нам. Потом он достал хлеб из котомки и отдал медведю. Зверь съел предложенную ему пищу и довольно заурчал. Надо сказать, животное было неправдоподобно большого размера и глаза его странно светились. От одного взгляда на них нас вдруг обуял такой страх, что мы грохнулись на землю лицом вниз и даже на какое-то время потеряли сознание. Очнувшись, мы увидели склонившееся над нами улыбающееся лицо старца, медведь же бесследно исчез. Мы, естественно, тут же стали расспрашивать отца Петра об этом удивительном событии, но тот отвечал на наши расспросы весьма неохотно. В конце концов он сказал, что, кроме него и нас, никто и никогда этого медведя больше не видел и не увидит. На этом он прекратил разговор, и мы молча пошли домой.


Отец Пётр всегда был человеком очень серьёзным. Хотя он часто всем улыбался, но смеха и шуток себе никогда не позволял. Наоборот, мы нередко видели слёзы на его утомлённом трудами и подвигами лице. Он полагал, что христианин должен держать себя с достоинством и особенное внимание уделять внешнему благочестию. Вообще, старец считал делом первостепенной важности выполнять все церковные предписания и уставы.

Однажды мы спросили сего святого мужа:

– Батюшка, почему при входе в храм ты сегодня перекрестился не три раза, как положено, а один?

Старец посмотрел на нас внимательно и сказал:

– Да потому, Григорий, что сегодня ночью мне сон приснился, будто стою я на лугу, а рядом корова пасётся. Вдруг она мне и говорит человеческим голосом: «Пётр, ты сегодня, когда в храм зайдёшь, крестись один раз, а то беда большая может случиться!» Ну а я, как ты знаешь, человек суеверный и снам всегда верю. Но ты, смотри, без такой же уважительной причины церковный устав никогда не нарушай! А то Бог может прогневаться и страшно покарать тебя, Григорий. Господь ведь наш однажды так и сказал: «Любой грех и хула простятся человекам, а неисполнение церковных предписаний не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем». Вот так-то!

После этих страшных слов нас пробрало до глубины души, а тут ещё мы вспомнили, что сегодня не дочитали своё утреннее правило. Мысли о каре Божией не давали нам покоя всю оставшуюся Службу. Старец же, глядя, как мы переминаемся с ноги на ногу и поминутно то бледнеем, то краснеем, прослезился от жалости – видимо, он каким-то образом узнал о нашем смертном грехе (да-да, любой грех может привести к духовной смерти!). Когда Служба наконец-то закончилась, мы пулей выскочили из церкви и побежали за молитвословом. За нашей спиной слышались безудержные рыдания отца Петра.


Также в нашей памяти остался ещё один удивительный случай, настолько впечатливший нас, что мы долгое время не могли спать по ночам. К батюшке пришла женщина и стала спрашивать его, бывают ли перевоплощения душ. Она сказала, что у неё проснулась память того, как она была фавориткой Людовика XIV. Старец внимательно выслушал её и сказал: «Ну конечно, перевоплощения бывают! Это ничуть не противоречит учению Церкви. Да вот я сам, к примеру, не раз уже перевоплощался. Был и разбойником, был и блудницей, был и мытарём. А ты, матушка, если не будешь в Бога верить и не перестанешь свою похоть оправдывать, то очень скоро перевоплотишься в свинью, а то, может, во что и похуже! Так что ты уж лучше почаще Евангелие и святых отцов читай!» Женщина хотела что-то ответить отцу Петру, но почему-то хрюкнула. Она попыталась исправиться, но у неё изо рта вырвался только свинячий визг. Тогда она по-настоящему испугалась и стала метаться по комнате, громко хрюкая и визжа. Мы стояли и со страхом взирали на эту ужасную картину, старец же горько плакал. Наконец женщина остановилась и со слезами упала батюшке в ноги. Она прохрюкала отцу Петру все свои грехи. Он, видимо, всё понимал, так как по ходу её рассказа задавал вопросы, а в конце предостерёг от повторения прошлых ошибок. После этого к женщине снова вернулся дар человеческой речи, и она ушла домой с радостной улыбкой на устах. Мы же от страха целые сутки не произносили ни слова, боясь потерять контроль над собой и уподобиться скоту несмысленному.

Учение старца

Отец Пётр часто беседовал с нами о различных положениях нашей веры. Мы считали своим долгом конспектировать все эти разговоры. Из множества этих записей мы выделили самые важные и приводим их здесь практически неизменёнными. Естественно, темы наших бесед со старцем часто вызывались нашей собственной нуждой. То, что говорил старец, не было плодом его размышлений, а было продиктовано исключительно откровениями Божиими. Ведь святым нет необходимости пользоваться такими низкими инструментами для постижения высших божественных истин, как рациональное познание и логическое мышление. Их внутренний процесс совершенно иной, они всё узнаю́т вдруг, сразу, без каких-либо усилий с их стороны. Поэтому все слова старца действительно богодухновенны. Мы всегда принимали их без рассуждения, как непреложную истину, и советуем нашим читателям так же подходить к ним, если они не хотят подвергнуться осуждению за хулу на Духа Святого.

Об еретиках и иноверцах

Отец Пётр всегда очень строго относился к любым проявлениям ересей, а тем более к иноверию. Он считал, что спастись могут лишь православные, да и то только те из них, кто регулярно посещает храм Божий, не нарушает постов, часто исповедуется и причащается. «Истина в Православии, в этом можешь не сомневаться! – категорически заявлял он. – Я познал это на собственном опыте. Церковь Соборная и Апостольская одна, как и Христос один. И вне Церкви нет спасения, но войти в неё может всякий, кто всем сердцем возжелал жизнь свою посвятить Христу. Дух Святой наставит такого человека на всякую истину и Сам поведёт его по пути спасения к Царству Небесному!» Про других же людей, тех, кто не удосужился войти в спасительный корабль Православной Церкви, возьмём на себя смелость выразиться так: да погибнет злой зле! Братья, запомните раз и навсегда: еретики не спасутся! Инославные, обращаюсь к вам: вера ваша – блуд, у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь!

Мы часто беседовали с батюшкой по поводу различных ересей, и он всегда был непреклонен. «Григорий, – говорил он нам, – если ты не выбросишь из головы все свои дурацкие измышления и еретический вздор, то скоро отпадёшь от Церкви Христовой и погибнешь! Неужели ты думаешь, что ты первый христианское учение выдумал? И до тебя, небось, умные и верующие люди были. Опомнись! Читай больше святых отцов, у них всё так ясно и понятно написано!»

А однажды у нас, грешного и убогого послушника Григория, было видéние от Господа (что подтвердил сам старец). Во сне мы видели различных ересеначальников в аду, где все они подвергались различным ужасным истязаниям: у одних лезли изо рта черви, у других гнило тело, у третьих – отваливались руки и ноги. В своей книге «Спасение для православных» мы более детально описываем это видение. Здесь же стоит упомянуть лишь о том, что гибнущих на самом деле гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Когда мы наутро после видения пришли к батюшке, он сказал нам: «Знаю, знаю, это я сам просил Господа, чтобы показал тебе, к чему могут привести все твои заблуждения! Только смотри, толкуй это видение правильно – духовно, а не по-плотски, и прилагай всё, что там видел, к себе самому. А людей не осуждай!» После этих слов мы и написали вышеупомянутую книгу в поучение и назидание грядущим поколениям христиан. В ней также описаны и другие наши видения и откровения.

О «прелести»

Батюшка часто рассказывал нам о так называемой «духовной прелести». Этот грех состоит в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достойным и достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения», т. е. сновидения, голоса, видения наяву. Обычно такое состояние начинается с принятия загадочного сна или видения, полного какого-нибудь сумбура, за мистическое откровение или пророчество. Человек в прелести вскоре взращивает в себе гордое мнение, ложное, лестное понятие о своём духовном состоянии. Причина всего этого – недостаток образования и отсутствие церковной культуры, а также некритическое принятие всех своих видений и состояний и непослушание своему духовному отцу. К счастью, мы сами благополучно миновали этот опасный период благодаря тому, что всегда прислушивались к советам отца Петра и хранили полное ему послушание. Мы совершенно искренне считаем себя грешным и никчемным рабом Божиим, не имеющим никаких духовных дарований. Все наши видения были исключительными откровениями Божиими и были посланы нам по особой милости нашего Господа для того, чтобы мы сообщили их людям и тем самым предупредили их от многих роковых ошибок на трудном и полном опасностей пути духовного развития. Мы вовсе не гордимся ими и готовы даже полностью отказаться от похвал и людского одобрения ради воцарения на Земле[3] истины и правды.

К сожалению, многие наши братья по монастырю с недоверием и даже враждебностью отнеслись к этим пророчествам и откровениям. Они смеялись над нами, придумывали нам разные прозвища. Часто называли нас то Горгонием, то Гордианом, то Гордием, а то и Горгулием. Но мы терпеливо переносили все эти испытания, зная, что «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня». К тому же мы считаем, что отвечать этим брехливым псам, ополчившимся на нас из зависти и злости, просто ниже нашего достоинства.

О мире

Отец Пётр был истинным монахом и большую часть жизни провёл в уединении и молитве. Он ушёл от мира, будучи ещё молодым человеком, и к старости весь его внутренний субъект был словно пропитан неотмирностью и отрешённостью от всех дел и забот людских. Естественно, он считал очень важным для спасения человека выход его из мира. Всем христианам известно, каким злом являются такие вещи, как общение с неверующими людьми, смотрение телевизора, чтение неправославной литературы, использование интернета и тому подобные вещи. Если ты хочешь спастись, немедленно выбрось всё это из своей жизни! Лучше всего уйти в монахи, но если ты уже обременён семьей, то надо отказаться от всех удовольствий, сменить работу (лучше устроиться при храме или монастыре), весь день посвящать чтению молитв, душеполезной литературы и посещению всех Служб. Запомните, возлюбленные во Христе братья и сёстры, наша вера не совместима с такими бесовскими вещами, как рок-музыка, кинематограф, СМИ, спорт, и другими атрибутами современной цивилизации. Весь путь, по которому прошла и идёт эта разрушительная культура, направляя короткой дорогой огромные толпы молодых людей в кромешный ад – весь он покрыт срамом самых гнусных, самых страшных смертных грехов. Идя по нему, человек неизбежно начинает блудить, прелюбодействовать, рукоблудить, заниматься свальным грехом, кровосмешением, мужеложеством, скотоложеством, труположеством и другими гнуснейшими извращениями. Помните, о люди, весь мир вскоре ожидает участь Содома и Гоморры! Пыль и пепел, солёное мёртвое море – вот какое страшное надгробие воздвиг гнев Божий над могилой развратившегося народа, вот – памятник греху, напоминание о тех муках, которые ждут грешников в аду, вот сколь мерзки подобные грехи перед Богом! А ведь к ним приводят все нынешние так называемые «культурные» развлечения. Последствиями же их являются аборты, различные болезни, разводы, самоубийства, а в итоге – вечная смерть. Поэтому, чтобы не допустить такого страшного падения, лучше сразу пресечь всё, что исходит из мира. И бегство в данном случае совершенно необходимая и единственно возможная реакция на подобные искушения.

Старец не раз повторял нам, что мир – это сон, майя, к нему нельзя привязываться, его нельзя любить, все его проявления надо блокировать. Мир лежит во зле, им правит сатана. А так как мир – это зло, то надо от него быстрее избавиться, не иметь с ним никаких точек соприкосновения. Чем скорее он погибнет, тем лучше. Зачем осквернять святыню, бросать её на поругание псам, пытаясь изменить что-то к лучшему на этой Земле. Это приводит только к разочарованию и полному провалу. Сыны погибели пусть ещё предаются плотским похотям, им недолго осталось блаженствовать, скоро пробьёт их час. Нам же ни к чему думать об их спасении, лучше позаботиться о своей собственной душе. Христианам надо жить только небесным, стремиться оторвать свою душу от всего земного и устремить её ввысь, к Богу. Тело – это тоже наш враг на этом пути, его надо сломить, уничтожить. Все проявления так называемых «естественных» потребностей необходимо постепенно искоренить. Тогда мы станем чисты перед Богом и сможем с победным знаменем войти в небесные обители.

О молитве

Старец много времени проводил в молитве. Он молился за весь мир и учил, что надо любить и жалеть всех людей на Земле (конечно, кроме атеистов, иноверцев и еретиков). В этом он старался подражать таким великим преподобным, как Макарий Египетский и Антоний Великий. Отец Пётр не раз говорил нам: «Запомни, Григорий, и всегда повторяй себе: “все спасутся, один я погибну”. Это помысл Антония, и тебе надо учиться носить его в себе, хоть это и очень трудно». Мы достаточно быстро (не в похвалу себе будет сказано) усвоили этот помысл и старались всё время его повторять.

Однажды мы пожаловались отцу Петру, что один послушник во время Литургии всё время переминается с ноги на ногу и этим отвлекает нас от молитвы за весь мир. Вместо ответа батюшка покачал головой и сказал: «Даю тебе задание. Узнай, почему Макария Великого называли земным богом». К сожалению, у нас не было времени, чтобы копаться в литературе, ведь мы следим за порядком в монастыре. Сейчас появилось так много небогобоязненных людей, которые даже в святом месте ведут себя непристойно! Нам приходится их вразумлять, иногда даже выгонять из храма. Ведь иначе монастырь может из дома молитвы превратиться в про́клятое бесовское логово. Если мы, благочестивые христиане, не будем очищать храмы и монастыри от нечестивых людей, то кто сделает это за нас?

Батюшка также объяснял нам, что очень важно молиться не только за живых, но и за усопших. Ведь их участь в вечности ещё не решена, и мы своими молитвами можем им помочь. «За усопших, – говорил он, – можно молиться и утром, и вечером, и дома, и в пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа». От себя добавим, что мы не можем молиться только за тех, которые умерли в упорном неверии и отошли в мир иной без признаков раскаяния и без христианского приготовления. Такой человек – хулитель Духа Святаго, он наверняка попадёт в ад. А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, причастившись и соборовавшись перед смертью, надо молиться, и можно быть смело уверенным, что молитвы наши облегчат их участь.

Однажды отец Пётр сказал нам странную вещь: «Знаешь, Гриша, а ведь горящая любовью душа молится и за врагов спасения!» «Что ты подразумеваешь, отец?» – спросили мы, но батюшка не ответил нам впрямую, сказав, что когда мы дорастём в меру истинного воина Христова, то сами всё поймём. Но мы, конечно, не настолько тщеславны, чтобы стремиться к совершенству. Это удел немногих избранных, поэтому нам, смиренным и грешным рабам Господним, не стоит даже и задумываться о столь высоких вещах.

О России

Отец Пётр никогда не замыкался только на монастырской жизни. Он был в курсе всех событий как в России, так и за рубежом. Однако при этом он никогда не смотрел телевизор и не читал газет. Так что, судя по всему, информацию он получал непосредственно от ангелов. Его анализ политической, экономической и культурной жизни страны был безупречен, прогнозы всегда сбывались. Казалось, он активно участвует во всех сферах светской жизни. Однако он не придавал своей чудесной прозорливости большого значения. По своему смирению он говорил о том, что любой христианин понимает истинную причину и подоплёку всех событий, происходящих в мире; что христианину не нужно прочитывать кипы газет или смотреть различные аналитические программы, чтобы достаточно верно оценить настоящее положение вещей и даже частично предсказать будущее.

Мы не раз слышали от отца Петра о необходимости любить своё отечество. «Любовь к родине должна быть в каждом христианине! – говорил он нам. – И, естественно, любовь эта должна быть действенная. Мы обязаны защищать своё отечество от врагов, как внешних, так и внутренних, не жалея сил, и даже, возможно, ценой собственной жизни. Однако надо всегда помнить о том, что эта наша родина является только образом той единственной, настоящей, реальной страны, небесной нашей Родины, к которой мы должны всегда стремиться. Поэтому все государства и города на этой Земле – лишь слабое отражение неба в падшем мире!» Услышав это из уст старца, мы сразу поняли, что у России – особое призвание. В его словах заключено пророчество о будущей великой миссии, к которой призвана наша страна. Россия – великая держава, она должна править всеми государствами на Земле, именно из её лона восстанет Царь всей вселенной. Остальные народы и страны – лишь отрыжка, слюна, блевотина. Ничего хорошего из них выйти не может. Истинной веры больше нигде не осталось, даже в Греции. Только Россия может спасти мир! Но для этого надо собрать в одном месте все иконы Пресвятой Богородицы и пройти с ними крестным ходом по всем монастырям. Тогда свершится чудо: Россия воспрянет из пепла и воцарится рай на Земле! А иначе совсем скоро будет Конец Света и Земля сгорит в огне и жупеле! Русские, мы в ответе за весь мир! Давайте объединимся и станем спасать людей от гибели! (Подробности о том, куда отсылать деньги и где состоится наш следующий митинг вы найдёте в журнале «Русская изба»).

Старец часто повторял нам, что надо быть всегда готовым к встрече с Богом, чтобы Его приход не застал нас врасплох. Поэтому следует также принять меры предосторожности на случай, если наше спасательное предприятие провалится. Всем православным следует переехать в деревню, а также запастись провизией и тёплой одеждой на случай, если придёт Антихрист. Запомните, братья, ни в коем случае нельзя принимать ИНН и покупать товары со штрих-кодом! Это всё – от диавола! Таким образом он вербует себе рабов. Берегитесь его уловок! Бодрствуйте, люди!

О вере

Отец Пётр считал верующими далеко не всех, кто так себя называет. Чтобы превратиться в настоящего воина Христова, по его словам, надо преодолеть определённый барьер. Это, как мы поняли, похоже на некую инициацию, по прохождении которой человек становится избранным сосудом Божиим. Старец называл этот переход «познанием Святого Духа». Из слов батюшки мы уяснили, что познав Святой Дух, христианин переходит на качественно иную стадию взаимодействия с Богом, где всякая духовная брань исчезает, и человек становится святым и непогрешимым. Однако для нас осталось загадкой, как же определить, прошёл человек этот этап или нет. Ведь, по словам старца, ты можешь ходить в церковь, причащаться, поститься, но если при этом ты не познал Дух Божий, то значит ты ещё не стал настоящим воином Христовым. Нас долго мучил вопрос, относимся ли мы сами к избранным, прошли ли мы успешно этот экзамен.

На наши вопросы батюшка отвечал, что человек всегда знает, бывал ли он когда-нибудь в Духе Божием или нет. Но такие ответы не удовлетворяли нас, мы хотели более точной информации. Тогда отец Пётр стал сетовать на то, что люди совсем забыли, что это такое – бывать в Святом Духе. Он сказал, обращаясь к Серафиму Саровскому: «отче Серафиме, никто не помнит твои слова! Многие сейчас думают, что Дух Святой – это абстракция, не имеющая никакого отношения к нашей жизни. Помоги нам опять вспомнить, что Дух Святой – это воздух, без которого мы задыхаемся и умираем!»

Однако мы осмелились прервать молитвенный порыв старца и вновь спросили его:

– Батюшка, наверное, только избранные могут познать Дух Святой? Простым людям это не дано?

На страницу:
4 из 6