
Полная версия
Ибо крепка, как смерть, любовь… или В бизоновых травах прерий
Элизабет невольно вспомнила того бравого лейтенанта, которого она впервые увидела в прерии. Думали ли она, знала ли она тогда, что это была судьбоносная, счастливая встреча? Улыбнулась и представила, как однажды ко входу храма подойдет с ним за руку такой похожий на него светлоголовый малыш, остановится, серьезный и спокойный, и точно также, как он, вскинет голову и осенит себя крестным знамением. И рядом светлокосая девочка с такими же серо-голубыми глазами. Но всему ведь свое время.
Элизабет спохватилась. Как незаметно утекают мысли! Мечтания, образы, картинки… Но прочь, все прочь! «Возненавидь „всяк путь неправды“, и направишься „ко всем заповедем Господним“ (Пс. 118:128). Путь неправды – беседа с помыслами и мечтание…»26 Она не может. Она не должна. «Не мал подвиг, и продолжается он не один день, но до последнего дыхания. Посему вооружимся сладчайшим именем Иисусовым, чтобы не было для диавола места в нашем сердце. Но и чтобы иметь память Иисусову, необходимо немалое тщание, понуждение, вера, надежда, постоянство, терпение и время»27.
А малыш подрастет. Потихоньку, в меру возраста, все поймет. «Церковь, Богослужение, вообще молитва есть родная жизненная стихия души, в которой, как рыба в свежей воде, как птица в воздухе, душа истинно живет, покоится, наслаждается, укрепляется, играет и веселится, где «и верится, и плачется, и так легко, легко!»
«Но «надо войти во вкус молитвы… и богослужения, иначе молитва не принесет нам пользы ощутительной. И во всем так»28.
Вместо эпилога
Вслед за Сколкзом и Текамсех тоже приехал из Канады навестить своего друга. И это был замечательный летний день, когда они выбрались за пределы Минннеаполиса и оказались среди загородных далей. Решили побывать по старой дружбе. Синее небо поднималось над обрывом реки, великолепное и великое синее небо прерий…
Зеленые травы колосились вокруг. Зеленые травы без конца и без края во все стороны снова вставали в памяти, снова шумели в сердце.
«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней…» (Пс.23:1) Текамсех теперь тоже знал. Эти великие и почему-то такие родные слова. Словно даль оставленных прерий. И все равно, как меняется тогда время, меняются судьбы. А мир лежит во зле и суете, и не знает, и не видит, как восходят рассветы в небо по городским крышам. Дальними, тайными отблесками тех зорь, какие вставали здесь когда-то над прериями. Как и все в этом мире – ведь всего лишь слабые, отдаленные отблески и отсветы другого измерения жизни, где Царство Небесное, уготованное святым, и тьма кромешная и гнев Божий злым.
Это была словно какая-то новая страна, эта жизнь под сению православного креста, невольно вспомнил и подумал сейчас Текамсех. «Что, между прочим, совершается в этой чудной стране? Там непримиримая война, там непрестанные битвы, сечи кровавые между Израильтянами и народами иноплеменническими. В числе иноплеменников восстают на Израильтян и исполины, сыны Енановы, – скорби, – приводящие нас в страх, в расслабление, в отчаяние…
Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с сынами Енановыми – мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее, поглотить ее:
1) слова: «Слава Богу за всё».
2) слова: «Господи! Предаюсь Твоей Святой Воле! Буди со мной Воля Твоя».
3) слова: «Господи! Благодарю Тебя за всё, что Тебе благоугодно послать на меня».
4) слова: «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
«Эти краткие слова, заимствованные, как видите, из Писания, употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против помыслов печали. Отцы нисколько не входили в рассуждение с являвшимися помыслами; но, только что представал пред ними иноплеменник, они хватались за оружие чудное, и им – прямо в лицо, в челюсти иноплеменника!.. При явлении печального помысла или тоски в сердце начинайте от всей души, от всей крепости вашей произносить одно из вышеозначенных предложений; произносите его тихо, неспешно, не горячась, со вниманием, во услышание одних вас – произносите до тех пор, доколе иноплеменник не удалится совершенно… По времени иноплеменник опять начнет приближаться к вам; но вы опять за оружие и, как завещал своим воинам гениальный полководец Цезарь, метьте прямо в лицо врага: ни в какую часть тела так не тяжки, так невыносимы удары, как в лицо. Не подивитесь странности, ничтожности по видимому оружий Давида! Употребите их в дело – и увидите знамение! Эти оружия – палица, камень – наделают дела более, нежели все вкупе собранные глубокомысленные суждения и изыскания богословов-теоретиков, сказателей букв – германских, испанских, английских, американских!»29.
Натаниэль тоже вздохнул. Но Текамсех стоял рядом. Друг и брат. Через все расстояния и испытания. Великодушный и отважный старший брат. Зеленая трава и синее небо. Пока будет стоять мир, все равно где-то всегда будут зеленая трава и синее небо… «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?..» (Пс.115:3)
Ветер рванул его ворот, ветер напомнил:
«Кто вольней, чем Шингебисс?»
Вместо послесловия
Однажды я нашла большую стопку тетрадок и вспомнила: это я когда-то придумывала книгу.
Эта книга задумывалась как повествование в стиле Фенимора Купера или Лизелотты Вельскопф-Генрих с ее «Сыновьями Большой Медведицы». Сначала я решила немедленно выкинуть и уничтожить все эти свои ненужные и глупые сочинения.
Однако горящего очага в городской квартире не оказалось. Тогда я открыла этот увесистый фолиант и начала читать. Наверное, это было просто случайное впечатление от страниц из дома моего детства, дома с жаром в печи и ближним лесом за околицей, но с этих забытых тетрадных листов словно потянуло дальними далями, зелеными типчаками прерий и палящим ветром… Жалко все-таки стало книги.
Вот так и возникла мысль оставить все так, как есть, просто добавить, переписать или заменить какие-то главы. Так появилась эта книга. Правда, сначала у нее было другое название. «В бизоновых травах прерий. Исторические приключения».
Потом, когда я после большого перерыва во времени взяла и попробовала снова перечитать написанное, то опять подумала о том, как же это всё можно читать. Лучше снова попробовать переписать и переделать.
А еще появились мысли, откуда все эти стереотипы на мальчиков, что они обязательно должны драться, задирать друг друга, сносить и разносить все вокруг? Может быть, из советских книжек с тем дворовым детством, предоставленным самому себе, пока родители были заняты строительством коммунизма? Но вот в одном из писем святителя Игнатия Брянчанинова: «В благовоспитанных мальчиках преобладающее чувство – невинность и нежность».
Среди произведений поэта русской эмиграции Николая Туроверова есть строчки:
Учился у Гумилева
На все смотреть свысока,
Не бояться честного слова
И не знать, что такое тоска.
Но жизнь оказалась сильнее,
Но жизнь оказалась нежней,
Чем глупые эти затеи,
Чем все разговоры о ней.
Наверное, как-то вот так и получилась новая книга. Теперь это будет историческая повесть-сказка. Сказка – потому что в сказках ведь всё бывает. Натаниэль Лэйс. Сказочная страна дакотов, где только мир и дружба. И еще сказки дарят надежду. Как дарят ее и маленькие дети.
«Дети – маленькие ангелы в теле человеческом. В каждом много неба, много небесного. Ребенок? – Смотри, это частица неба на земле; смотри, это частица небесной истины, частица небесной правды, частица небесного бесстрастия. На это указывают чудесные слова Спасителя: ибо таковыхъ есть Царство Небесное… Спаситель благословил детей и молился Богу о них, ибо жизнь – слишком серьезная и скорбная тайна, чтобы дети могли без Бога войти в нее и жить ею» 30 .
•13 июня 2004 —17 сентября 2009
•Май 2017 – 5 июня 2019
•Июнь 2022 – 5 мая 2023
Примечания
1
Свт. Игнатий Брянчанинов.
2
Свт. Игнатий Брянчанинов.
3
Как селезень одолел северный ветер.https://www.indiansworld.org/Articles/kak-selezen-odolel-severnyy-veter.html#.ZB8cI3ZBzIU
4
Митрополит Антоний Сурожский. Воспитание детей в вере.https://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhskijj-vospitanie-detejj-v-vere#
5
«Мысли о детях в Православной Церкви сегодня».https://predanie.ru/book/68748-mysli-o-detyah-v-pravoslavnoy-cerkvi-segodnya/#/toc19
6
Митрополит Антоний Сурожский. Воспитание детей в вере.
7
Митрополит Антоний Сурожский. Воспитание детей в вере.
8
Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Приводится по: Азбучные истины о детях. Сборник. – М: Терирем, 2022.
9
«Мысли о детях в Православной Церкви сегодня».https://predanie.ru/book/68748-mysli-o-detyah-v-pravoslavnoy-cerkvi-segodnya/#/toc19
10
Почему кукуруза и фасоль растут вместе.https://www.indiansworld.org/Articles/pochemu-kukuruza-i-fasol-rastut-vmeste.html#.ZB8gXHZBzIU
11
Свт. Григорий Богослов.
12
Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о поучении или памяти Божией.
13
Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о поучении или памяти Божией.
14
Свт. Игнатий Брянчанинов.
15
Свт. Василий Великий. «На день святых четыредесяти мучеников».
16
Прп. Антоний Великий.
17
Свт. Игнатий (Брянчанинов).
18
Свт. Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Письмо второе.
19
Ефрем Святогорец. «Отеческие советы».
20
Свт. Димитрий Ростовский.
21
Свт. Игнатий Брянчанинов.
22
Из последования венчания.
23
Как был зарыт томагавк. https://www.indiansworld.org/Nonmeso/america_indians_myths43.html#.ZB4SfnZBzIU.
24
Свт. Игнатий Брянчанинов.
25
Свт. Феофан Затворник. Сборник проповедей «Небесный Покров над нами». Глава 11. Святой Предтеча всею жизнию своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sbornik-propovedej-nebesnyj-pokrov-nad-nami/#0_11
26
Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.
27
Ефрем Святогорец. «Отеческие советы».
28
Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле. /по творениям свт. Иоанна Кронштадтского/https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/nebo-na-zemle/
29
Свт. Игнатий Брянчанинов.
30
Прп. Иустин (Попович). Толкование на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.19:13