Полная версия
КОРПОРАЦИЯ ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Итак, лишь те учения имеют шансы на успех, которые способствуют осуществлению плана эволюции. Если мы рассмотрим под этим углом зрения общепризнанные в настоящее время духовные ценности и принципы общественной жизни, то увидим, что все они самым тесным образом связаны с нашим пониманием плана эволюции, фактически могут быть выведены из него. Это и есть общий знаменатель этических учений, внесших конструктивный вклада историю человечества.
Но между этим объективным и бесстрастным воззрением на этические принципы и решением следовать им – еще большое расстояние. В самом деле, почему это Я должен заботиться о плане эволюции? Какое мне до него дело?
Здесь на сцену выступает важнейший факт, касающийся человека, факт, осознание которого есть исходная точка очеловечивания: человек смертен. Мысль о неизбежности смерти создает для разумного существа мучительную ситуацию, из которой он ищет выхода. Протест против смерти, против распада своей личности присущ всем людям. Он-то и является, в конечном счете, тем источником, из которого черпают все этические учения необходимую им волевую компоненту.
Человек, воспитанный на идеях современной науки, не может поверить в бессмертие души в традиционной религиозной формулировке, как бы ему этого ни хотелось; простейший лингвистический анализ показывает полную бессодержательность этого понятия. Воля к бессмертию в сочетании с нарисованной выше картиной мира может привести его лишь к одной цели – внести свой личный вклад в космическую эволюцию, увековечить свою личность во всех последующих актах мировой драмы. Этот вклад, чтобы быть вечным, должен быть конструктивным. Так мы приходим к принципу: Высшее Благо – конструктивный вклад в эволюцию Вселенной. Традиционные духовные и общественные ценности могут быть в своем главном выведены из этого принципа. В той степени, в которой они ему противоречат, они должны быть отброшены так же безжалостно, как безжалостно подавляем мы животные инстинкты во имя высших ценностей.
Человек каким-то образом продолжает жить в своих творениях:
Нет! Весь я не умру! Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Что такое душа? В научном аспекте этого понятия – форма, или организация, движения материи. Так ли уж важно, воплощается ли эта организация в нервах и мускулах, или в камне, или в буквах, или в образе жизни потомков? Пытаясь докопаться до самой сердцевины своей личности, разве не приходим мы к убеждению, что не повторяющийся поток ощущений, не регулярное пережевывание пищи составляют ее сущность, но некоторые неповторимые, глубоко индивидуальные творческие акты? Но материальные результаты этих актов могут далеко выходить за пространственные и временные границы нашего биологического тела. Так мы начинаем ощущать глубокое единство с Космосом и ответственность за его судьбу. Это ощущение, вероятно, одинаково у всех людей, но выражается разными словами в разных религиозных и философских системах. Этому же чувству учит искусство, возвышая человека до уровня космического явления. Итак, научное мировоззрение приводит к этике, которая указывает Высшие Ценности и требует от нас ответственности и активности в их достижении. Как и всякая этика, она включает волевой акт, который мы назвали волей к бессмертию. Если человек не может или не хочет совершить этого акта, то никакое знание, никакая логика не заставят его принять Высшие Ценности, сделаться ответственным и активным. И бог с ним! Обывателя, твердо решившего довольствоваться своим убогим идеалом, решившего жить смиренным рабом обстоятельств, не возродит ничто, и он бесследно сойдет со сцены. Кто не хочет бессмертия, тот и не получит его. Подобно тому, как животное, лишенное инстинкта размножения, не выполнит своей животной функции, человек, лишенный воли к бессмертию, не выполнит своей человеческой функции. К счастью, этот случай исключение, а не правило (если только оставить в стороне искусственную кастрацию). Воля к бессмертию – не привилегия отдельных «великих» людей, а массовое свойство человека, норма человеческой личности, служащая источником нравственной силы. В какой степени этические идеалы, которые мы вывели из научного мировоззрения, окажутся убедительными и приемлемыми для широких кругов людей – наших современников и потомков? Не звучат ли все эти рассуждения уж как-то абстрактно, бесчувственно? Способны ли они увлечь, воздействовать на эмоции? Способны; это показывают многие примеры. Идеи эволюции и личного участия в мировом космическом процессе овладевают воображением, придают жизни глубину и смысл. Но в обмен они требуют смелости в выводах, готовности жертвовать привычным и принять неожиданное и жутковатое, если к нему неумолимо приводит логика и мужества.
От тех, кто занимается наукой, естественно ожидать положительного отношения к построению этики научного мировоззрения. И эти ожидания в основном оправдываются. Много у ученых и «попутчиков». Но много и врагов или, по меньшей мере, недоброжелателей. В некоторых кругах (особенно среди гуманитарной интеллигенции) модно ругать ученых за «сциентизм» – стремление построить всю жизнь на научной основе, «подменив» наукой все остальные формы духовной жизни. Эти настроения (которые вряд ли можно признать оправданными) порождаются в основном страхом перед тем неизвестным будущим, к которому нас неудержимо (и стремительно!) влечет развитие науки. Страх усиливается из-за непонимания. Ибо ни широкая публика, ни представители гуманитарной и художественной интеллигенции, как правило, не понимают сущности современного научного мышления и роли науки в духовной культуре.
– Но это так атеистично…………… – усмехаясь, сказал Родион.
– И вы думаете, что атеисты не способны ощущать нуменозное.. я думаю, что наука это и есть окончательная иерофания Атеисты воспринимают его в чистой форме и поэтому когда нибудь человечество придет к тотальному атеизму, потому что атеизм это и есть истинная религия. Говорят, что развитие науки вытесняет религию, я бы сказала иначе, наука замещает религию. У науки есть своеобразная религия.… Сам по себе мир может быть другим, он может быть театром абсурда, но наука дает ему вот такую чисто религиозную окраску. Не смотря на то, что способы выражения разные, но они говорят об одном и том же.
– Но тут то нас ожидает проблема. Представим себе, что план существует, и место в нём то определено. Вы узнаем этот план и в таком случае мы можем подогнать всех под одну линейку. Но это создаёт условия для появления своего рода тоталитаризма. В силу этого я то предполагаю, что и поэтому господь и не открыл нам свой план. Он остаётся в тайне и лишь только таинственные подсказки из нашего подсознания о добре и зле говорят нам об этом.
– Да зачем-то нужна свобода. Перед этим планом я испытываю священный ужас. Он похож на страх смерти.
– Смотри как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывёт.
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежно тая,
Они плывут к одной мете.
Все вместе – малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все – безразличны, как стихия,
Сольются с бездной роковой!..
О, нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье,
Не такова ль судьба твоя – продекламировал Родион Раскольников стихи Тютчева.
– Но мы то не знаем для чего мы здесь, но наше понимание добра и зла зависит в мёртвой степени от того, как мы представляем этот мир.
– Но мы то свободны. Мы то не знаем для чего мы здесь. Но как совместить свободу с нравственностью. Нравственность зависит от представления, что мир имеет ту или иную цель в своём развитии. Но когда мы точно узнаем что мир имеет особую цель, то это тоже будет безнравственно. Мы просто потеряем свободу.
– Ну и ну ты ставишь крайне сложные вопросы Валя.
– Если тебя припирает к стене невроз. И патологический страх потери слуха ты становишься с волей не волей философом.
И тут я проснулась. Но когда я проснулась я задумалась над вот таким вопросом
Если исходить из того что запрет на убийство создала природа, а не общество как я думала раньше то зачем это было сделано.. Что это значит для нас людей…?
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИ КОНЕЦ НЕВРОЗА ИЛИ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ФОРМЫ НУМИНОЗНОГО
– тот кого не знает ни одна вещь, тот кто не находится ни в одной вещи, но все вещи объемлет, тот кто изнутри ими управляет, одна единственная реальность твоя – Брахман.
Брихадараньяка – упанишада.
На следующее утро я была у Алекса. Я рассказала ему про свой сон, и он сказал.
– Для разрешения вашей проблемы надо посмотреть на учения тех философов, которые учили что жизнь бессмысленна.
– Логично если я боюсь потерять свободу, то нужно посмотреть на учения других философов, которые утверждали свободу, даже ценой отказа от смысла
– Ницше трезво понимал, как атеист, что смерть Бога не оставляет, возможностей для истолкования мира. Более того, он даже создал особую теорию, чтобы окончательно разделаться с возможностью истолкования мира,
Представь себе – однажды днем или, быть может, ночью тебя в твоем уединеннейшем уединении неожиданно посетил бы злой дух и сказал бы тебе: «Эту жизнь, которой ты сейчас живешь и жил доныне, тебе придется прожить еще раз, а потом еще и еще, до бесконечности; и в ней не будет ничего нового, но каждое страдание, и каждое удовольствие, и каждая мысль, и каждый вздох, и все мельчайшие мелочи, и все несказанно великое твоей жизни – все это будет неизменно возвращаться к тебе, и все в том же порядке и в той последовательности… Песочные часы бытия, отмеряющие вечность, будут переворачиваться снова и снова, и ты вместе с ними, мелкая песчинка, едва отличимая от других! Разве ты не рухнул бы под тяжестью этих слов, не проклинал бы, скрежеща зубами, злого духа? Или тебе уже довелось пережить то чудодейственное мгновение, когда ты, собравшись с силами, мог бы ответить ему: «Ты – бог, и никогда еще я не слышал ничего более божественного!»
– Но это бессмысленно. Нет цели нет смысла – ответила я
– Тогда мы должны искать смысл и цели в самом себе. Ты Бог.
– Я Бог. Я не Бог, а человек – произнесла я спокойно – и меня заставило обратиться к вам, что я поняла, что этика зависит от представления о человеческом бытии и цели этого мира. Но мы не знаем этого, поэтому я вынуждена изобрести другой способ. Испокон веков это было представление христианства, что мир идет к концу, я тоже так думала, ибо мой смысл жизни заключался в том, чтобы приблизить к той или иной цели.
Утилитаризм, который идёт на смену этому христианству внушает ужас.
– Люди должны страдать.
– Да люди должны страдать. Если мы дадим возможность усыплять людей, которые родились, с какими то пороками, то мы потеряем стимул для развития медицины и науки. Но тут я спокойна человек не сможет убить себе подобного так как это противно его биологической породе.
– Значит, приветствуем рождение нового бога – это наука. Вы хотите сохранить больных, чтобы ученые не теряли стимула для развития.
– Нет, я хочу, сохранит науку. Если мы разрешим утилитаризм, то наука потеряет стимул для развития.
Тут я заплакала. Огромная тяжесть упала с моего сердца. Я с удивлением обнаружила, что наука вполне может, заменить полностью религию без остатка.
Так я полностью стала сциентистом. Раньше я никогда не замечала, какие духовные силы вызывает наука, но сейчас я поняла, что наука сама по себе не может существовать без определённых сил.
– А почему нужно сохранять науку.
– Ах, наука так интересна. Пройдут годы, мы сможем открыть другие миры отправится к звёздам. Мы лишим всего этого, если допустим эвтаназию..
– Мне это понятно. Вы сказали, что космос или эволюция хоть и имеет стохастических характер, но это привело к появлению разума на нашей планете.
– Этот разум мы должны сохранять любой ценой. Познание это великая радость. И блаженство.
– А где свобода – спросил, усмехаясь Джеймс
– Из потребности в познании вытекает потребность в свободе. Ведь познавать, возможно, только тогда когда мы свободны и не скованны догмами.
Мы всё подвергаем сомнению.
– Ну что неплохо – добродушно усмехнулся Джеймс – мне нравится твоё мировоззрение.
В вое ветров
В нарастании волн
В этой песне стихий
В беспредельном дыхании миров
Растаять
Исчезнуть
Себя забыть
О восторг!!!!
– Но мы сохраняем себя как личности в силу того, что мы имеем точно такую же беспредельность. Наше бытие есть тайна. Но внутри нас есть свобода.
Сказав это я ясно и четко ощутила, что страх потерять слух исчез. Теперь я могла спокойно спать.
Я поняла странную и четкую зависимость от того, что Ницше назвал любовью к вещам и призракам.
– Возникает вопрос, а что удерживает человека от полного растворения в целом
– Ответ есть у Ницше
Ницше хотел испытать божественность, когда бог умер. И это ему удалось. Именно этому атеисту удалось открыть новую форму нуменозного. Нуменозное бьёт из его книг. Но сознавал ли он или нет. Чтобы понять, что это такое давай прочитаем несколько отрывков из него одной из самых великих книг Так говорил Заратустра..
О любви к ближнему
Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.
Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше «бескорыстие».
Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но ещё не Я: оттого жмётся человек к ближнему.
Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего!
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше ещё, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам.
Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, прекраснее тебя; почему же не отдаёшь ты ему свою плоть и свои кости? Но ты страшишься и бежишь к своему ближнему
«Не нужно никогда упускать из виду, что антитеза между эгоизмом и альтруизмом ни в коем случае не исчерпывает всей совокупности мотивов наших действий. Фактически мы объективно заинтересованы в осуществлении или неосуществлении известных событий или состояний, и притом вне всякого отношения к их последствиям, затрагивающим какого-либо субъекта. Нам важно, чтобы в мире царила гармония, чтобы в нем воплотились известные идеи, чтобы осуществилось что-либо ценное, и мы чувствуем потребность содействовать этому, отнюдь не задаваясь всегда вопросом, полезно или приятно это какой-либо личности, какому-либо мне или тебе… Во многих случаях сознание цели нашей деятельности останавливается в мире объективного, не заимствуя моральной ценности от каких-либо субъективных соображений… Это-несомненный психологический факт
Приведенное указание на существование мотивов объективных, не подходящих под рубрики эгоизма и альтруизма, можно было бы иллюстрировать подавляющим множеством примеров. Мыслитель, жизнь которого направлена на открытие истины, вне всякого соображения о пользе или надобности ее для кого-либо; художник, стремящийся воплотить художественный образ, не задумываясь о том, кому полезно или приятно его дело; человек, мстящий за поруганную справедливость или честь и достигающий этого, быть может, путем гибели и своей и своего противника, – вот первые, наудачу выбранные примеры, которые даже как типы, конечно, отнюдь не исчерпывают всего разнообразия мотивов этого рода. Во всех этих и им подобных случаях люди не руководятся, очевидно, ни себялюбием, ни любовью к людям: движущим мотивом их является стремление к достижению известного объективного состояния, вне всякого отношения к чьей-либо выгода или к чьему-либо удовольствию. Мы не знаем более меткого и удачного обозначения подобного рода стремлений к отвлеченным, обладающим внутреннею данностью моральным благам, как несколько фантастический, на первый взгляд, термин Ницше: «любовь к вещам м призракам». Понятие «вещи» имеет здесь тот смысл, что целью действия в подобных побуждениях бывает не человек, не субъект, а нечто всечеловеческое, объективное; понятие «призрака» необыкновенно тонко характеризует особенность этих объектов: это не реальные, материальные предметы, это-с психологической точки зрения вымыслы, продукты субъективной душевной жизни, которым, однако, придается характер объективного, субстанциального существования: истина, справедливость, красота, гармония, честь – вот некоторые из этих «призраков», любовь к которым издавна служила и служит одной из самых могучих движущих сил человечества.
– Но это опять отдает очень сильно религией хоть и атеистической.
– Нет, это не религия. Это реальный факт. Потребность в познании это ужасающая действительность. Познание мира требует жертв. Познавая, мы страдаем, от ужасов познания. Но то, что мы продолжаем познавать говорит мне о том, что познание это великая радость. Даже в большей степени, чем религия, если мы всё-таки мы отреклись от церковной теории что мы центр земли.
– Потребность в познании порождает потребность в свободе. А что порождает потребность в свободе.
– Права личности, на свободу убеждений. Вот оно Сциентистское представление о мире. Но люди, к сожалению, не понимают этого.
С неврозом было покончено. Теперь я могла не опасаться, что меня усыпят за инвалидность.
То что меня мучило это была просто совесть.. я была сама виновата в том что я уволилась
Сеанс был окончен. На прощание Джеймс Фергюссон мне подарил необычную поэму которая резюмировала то что мы пришли.
Потом я нашла благотворительные организации в интернете и перевела им 20 процентов своего дохода.
Так я решила поступать каждый месяц. И теперь каждый месяц я отсылаю 20 процентов своего дохода больным детям..
Формально я осталась Атеистом. Я не могу поверить в бред шестидневного творения, и в прочие чудеса Библии. Но теория эволюции необычным образом у меня приняла свойства которые приписываются Богу.
Ведь если не было врождённого запрета на поедание и убийство себе подобного то как могла бы развиваться жизнь на земле хоть и путём естественного отбора…
Короче говоря если нет естественного отбора, то всё дозволено…
ПОЭМА, ПОЯСНЯЮЩАЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ И МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ РАЦИОНАЛИЗМА, АТЕИЗМА, СКЕПТИЦИЗМА И ПРОЧИХ АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА
Песня христианского милосердия
К страданию к страданию друзья
Ты сострадаешь, сострадаю я
И сострадания сорадость родится
И радостью наполнится земля.
Всем калекам и несчастным
Любовь бескорыстную даю я
У всех есть одна мечта
Чтобы земля в мире жила
Ученый (Дионис) (Эйнштейн)
Мы заглянем в бездны бытия
Устремимся к далям звездным
Пусть ничтожны, будем мы
Да мы сознаем, что мы умрем.
И что нет, ни ада и не рая
Но есть упоенье в грозном бою
И стоять на крае вечной бездны
Не боюсь я холода познания
Да я знаю, что вселенная вечна
Но сознаю это я и сознанием этого
Над вселенной возвышаюсь я
Мы знаем, что эволюция вечна
И вселенная к нам равнодушна
Но я сознаю это и сознанием этого
Над вселенной возвышаюсь я
Сотни миллиарды лет природа
К нам в мучении и крови шла
Пока не появился высший цвет
Это грешный земной человек
Есть упоенье на поле боя
И стоять над грозной бездной
Смотреть на дали звёздные
ПОП (папа римский Иоанн Павел 2)
Да грешный земной человек
И его всегда грызёт вера
Что высший земли ты цвет
Ученый
Да крепка вера в знание моя
Но не знаю, откуда она у меня
Мистик (Аполлон) (Шанкара)
Тайна тянет в глубь, О вечная тайна моя
Ничто не существовало ни ясное небо
Ни величья свод, над землёй простертый
Что же покрывало всё? Что ограждало?
Что в тайне вечности скрывало
Были то бездонные глубины вод
Не было смерти, и бессмертия не было
Не было границ меж днём и ночью
Лишь Единый в своём дыхании без вздоха
Нечто другое не имело бытия
Царил мрак, и всё было сокрыто изначала
Кто тайну познал? Кто её возвестил?
Откуда, откуда это творенье многообразно
Или сами Боги были рождены позднее-
ТО откуда величье творения возникло
Его ли воля создала, или была безмолвна
Великий Ясновидец на вершинах неба
Он знает, но кто знает есть ли он???
Тайна тянет вглубь, О вечная тайна моя!!!!
Ученый.
Где-нибудь там над небесами
Сидел я и играл с костями
Со всеми мертвыми богами
Да мертвы сейчас все боги
Но богами стали люди
О боги не бессмертны вы
Подобно нам вы страстны
А значит, смертны, как и мы
ПОП
Ну, так не верите в Бога вы
А потом говорите вы
Что Богами стали мы………………
Ученый
Одна вселенная
Бескраен космос
Океан глубок
И мириады звёзд.
Окружают нас
ПОП (обращаясь к мистику)
Я бы с цикадой длинноногой
Его сравнил, что пляшет много
Прыжок туда, скачок сюда
Но к той же травке льнет всегда.
Мистик (саркастически)
Нет за смертью ни ада, ни рая
Атеизм это учитель бесстрашия
Мы смотрим в бездны бытия
Не проклиная и не восхваляя
Но к этому к истине воля привела
И вечная, глубокая тайна бытия……
Поп
О Бог….
Мистик
Так что такое бог, небо и земля
Все сокрыто в бездне изначала
Как и для чего живу здесь я
Как, для чего, зачем и куда иду я
Мы не знаем и не узнаем никогда
Но меня гложет великая тоска
Узнать о смысле земного бытия
Но узнать о смысле бытия
Запретил нам грозный Кант
Вера нам, мол, в утешение дана
Остается верить, но не знать
Ученый
Нет, мы можем знать вере трижды нет
В одном мгновенье – видеть вечность
Огромный мир в зерне песка
В единой горсти – бесконечность
И целый мир в чашечке цветка
Мистик и ученый вместе
Одна вселенная
Бескраен космос
Океан глубок
И мириады звезд
Окружают нас
Мы ничтожны
С грозной силой
Породившей нас
Бог или природа
Церковь защищает
От осознания кошмара
Земного бытия
Поп
Или это он и есть Господь…………………………………………
СТРАННОЕ ДЕЛО
Я рассказала эту историю, почему я ходила к психиатру, так как она имела отношение к тому что что я пережила, без этой истории понимание событий у читателей будет не полным.
Но на следующее утро, ко мне пришёл один мой старый колега. Это был Иоганн Кранц. Мы с давно работали вместе. Он позвонил мне в квартиру. Я приоткрыла дверь на цепочку. Он протянул мне газетную вырезку из бульварного издания, в которой было написано про письма с того света.
– . Мы пришли чтобы защитить вас от банды убийц.
–Вы хотите сказать, что моя жизнь в опасности.
–Да- коротко ответил колега.
В комнату зашёл человек в пальто и шляпой. Он был усат и крепко сложен.
Выслушайте одно из загадочных дел, а потом вы последуете за мной в программу защиты свидетелей.
–Что это значит- спросила я..
Это значит если вам жизнь дорога тебе придётся поменять место жительства, смыться подальше. Я говорю тебе как друг.
–Можно я приготовлю кофе. И зачем мне вас слушать, если вы хотите меня спасать..
–Правомерный вопрос. Дело в том что тут нужна ваша помощь как эксперта.
–Я не понимаю если вы собрались меня спасать, то зачем вам нужна моя помощь.
–Да неисповедимы пути следствия, дело в том, что вы может быть поможете нам разгадать загадку.
–Я слушаю
–Однажды мы следователи получили список с именами по электронной почте. Это был просто список с именами фамилиями и отчествами и номерами их паспортов.. Спустя через некоторое время люди которые, были указаны погибли. Потом мы опять получили список такой же. Люди погибли. Всё это оказалось подозрительным и было проведено следствие. Выяснилось вот что.
Иоганн открыл чемодан и вытащил стопку бумаг.
–Это ксерокопии писем с того света как мы их называем..
Я взяла их. И просмотрела их. Там было написано про то что они покойные родственники их любят и дают указания как дальше жить или указания как поделить наследство..
–Все кто получил эти письма сам отправился на свет тот, в течении года.. И эти люди были указаны в списке..
–Моя интуиция не обманула. Я анонимно опубликовала своё наблюдение аномального… иначе они меня бы достали.
–И вот мы получили список в котором указанно ваше имя. Что мы будем делать..
– У следствия есть версии того что случилось.