Полная версия
КОРПОРАЦИЯ ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
А тут появляется какой-то остряк и произносит
– А муравьи считают себя разумными существами?
Мы все засмеялись.
– И над чем вы смеялись. Проясните, прошу вас.
– Мы смеялись над тем, что как странно люди относятся к разуму. Разум создавший вселенную должен вызывать ужас. А они относятся к нему как, доброму Дедушке Морозу.
– И в этом есть причина того, что вы не верите в Бога.
– Хотелось бы верить, но он умер
– Расскажите мне об этом поподробнеё.
– Ну как это вам это сказать. Для подлинной веры Бог настолько трансцендентен, он создан, для того чтобы люди боялись его. Но когда понятие Бога изводится до моральной химеры, каким его изображают христиане то он уже мёртв. Смешно верить в моральный кодекс христианина и верить в творца этой вселенной. Вы знаете притчу Бертрана Рассела
– Не знаю. Расскажите
– Знаменитому богослову доктор Таддеусу как-то приснилось, что он умер и отправился на небеса. Весь путь он проделал без всяких трудностей, так как богословские занятия научили его запросто ориентироваться в небе. Когда же, наконец, он прибыл к месту и стал стучаться в небесные ворота, то был удивлен подозрительностью, с которой его встретили. – Прошу впустить меня, – обратился он к привратнику.– Я благонамеренный человек и всю свою жизнь посвятил трудам во славу божью. – Человек? – удивленно переспросил привратник.– А что это такое? И потом, как может такое странное, я бы сказал, потешное существо, как вы, поддерживать чем-либо славу божью?
Доктор Таддеус был поражен. – Вы не можете не знать о человеке, – настаивал он.– Вам должно быть известно, что человек – это высшее творение создателя. – Мне очень не хочется обидеть вас, – сказал привратник, – но то, что вы говорите, совершенная новость для меня. И я сомневаюсь, слыхал ли кто-либо у нас здесь о таком существе. Однако, раз вы так настаиваете, я позову нашего библиотекаря, и вы можете справиться у него. Появившийся вскоре библиотекарь оказался большим шаровидным существом, у которого было не менее тысячи глаз и один-единственный рот. Несколькими десятками глаз он уставился на знаменитого богослова. – Что это? – спросил он у привратника. – Да вот прибыл к нам и заявляет, – пояснил привратник, – что он из породы, которая называется человек, и живет в месте, называемом Земля. При этом у него какие-то странные представления. Он утверждает, будто создатель проявил особый интерес к их месту и к их породе. Я подумал, быть может, вы что-нибудь знаете об этом? – Вы не могли бы объяснить мне, где находится то место, которое вы называете Землей? – весьма любезно обратился библиотекарь к богослову. – О, – воскликнул д-р Таддеус, – это же часть Солнечной системы! – А что такое Солнечная система? – спросил библиотекарь. – Ох, – несколько смущенно сказал д-р Таддеус, – моя область – Священное писание, а то, о чем вы спрашиваете, относится к мирским наукам. Однако от моих друзей, сведущих в астрономии, я слышал, что Солнечная система – это часть Млечного Пути. – А что такое Млечный Путь? – тут же спросил библиотекарь. – Млечный Путь – это одна из галактик, которых, как мне говорили, насчитывается что-то около ста миллионов. – Раз их так много, – сказал библиотекарь, – то странно, что вы могли предположить, чтобы я помнил об одной из них. Но я припоминаю, что само слово «галактика» мне приходилось слышать. Действительно, среди наших помощников библиотекарей есть один, который специально занимается галактиками. Надо послать за ним, и, может быть, он сумеет помочь нам. После недолгого ожидания появился помощник библиотекаря, занимающийся галактиками. Это было существо в виде двенадцатигранника. Когда-то оно было светлым и блестящим, но пыль с книжных полок, постоянно оседавшая на нем, сделала его тусклым и мрачным. Библиотекарь подробно рассказал ему, что вот прибывший к ним д-р Таддеус, пытаясь объяснить свое происхождение, упоминает галактики, и в связи с этим хотелось бы надеяться, что надлежащая информация может быть получена от секции библиотеки, занимающейся этим вопросом. – Все, что можно, будет сделано, – ответил помощник библиотекаря. Однако прошу иметь в виду, что существует сто миллионов галактик и о каждой на полке стоит один том. Поэтому потребуется некоторое время, чтобы получить нужную справку. А какую именно галактику просит найти эта странная молекула? – Она часть Млечного Пути, – заискивающе пояснил д-р Таддеус. – Хорошо, – сказал помощник библиотекаря, – я постараюсь найти ее. Через три недели помощник библиотекаря вернулся и сообщил, что только благодаря тому, что в их секции имеется исключительно полная, хорошо составленная картотека, они смогли наконец разыскать требующуюся галактику под номером XO 321762. – Все пять тысяч клерков секции галактик занимались этой работой, добавил помощник библиотекаря и предложил: – Может быть, вы хотели бы переговорить с тем клерком, который отыскал эту галактику и специально занимался ею?
Послали за клерком, и вскоре к ним вышел восьмигранник, у которого на каждой грани было по одному глазу и всего лишь один небольшой рот. У него был смущенный вид, он щурился от непривычно яркого света, так как обычно всегда находился в мрачной полутьме своих книжных полок. Овладев собой, он обратился к д-ру Таддеусу: – Что вы хотите знать об этой галактике? – довольно робко спросил он. – Мне бы хотелось знать, что вам известно о Солнечной системе, – громко и самоуверенно заговорил д-р Таддеус.– Она как раз находится в той галактике, что вы нашли, и в ней небесные тела вращаются вокруг одной звезды, которая называется Солнце. – Гм! – пробормотал клерк.– Было весьма трудно отыскать одну из миллионов галактик, но несравненно труднее найти какую-либо звезду в этой галактике. Я знаю, что в ней около трехсот миллиардов звезд, но как их различать одну от другой, я не знаю. Мне известно, однако, что по указанию нашей администрации были как-то составлены списки всех этих трехсот миллиардов звезд, и они хранятся в подвалах. Если вы считаете, что стоит заняться поиском звезды, которая называется Солнцем, то для этого придется привлечь значительное количество сотрудников из других отделов. В конце концов, решили, что, поскольку вопрос уже возник, а прибывший д-р Таддеус находится в беспокойном состоянии и очень мучится, поиски звезды, которая называется Солнцем, следует предпринять. Через несколько лет сильно утомленный, унылого вида четырехгранник явился к помощнику библиотекаря, ведающему секцией галактик. – Мне удалось отыскать звезду, которая называется Солнце, – сказал он. Но я совершенно не могу понять, чем вызван такой особый интерес к ней. Она такая же, как и большинство других звезд в этой галактике. Среднего размера, со средней температурой и окружена небольшими телами, их называют «планеты». В результате исследования я обнаружил, что на некоторых планетах имеются микроорганизмы, и думаю, что вот это прибывшее к нам существо, толкнувшее нас на эти поиски, должно быть, одно из них. В этом месте д-р Таддеус не выдержал и разразился горькими и негодующими сетованиями. – Почему, ох, почему, – восклицал он, – создатель скрыл от нас, бедных обитателей Земли, что он создал без нашего ведома огромное множество других небес?! Всю свою долгую жизнь я усердно служил ему, веря, что он заметит мою службу и вознаградит меня вечным блаженством. А теперь оказывается, что он даже и не подозревал о моем существовании. И к тому же вы заявляете, что я какое-то бесконечно малое микроскопическое существо, обитающее на крошечной планете, вращающейся вокруг одной из незначительных звезд, которых только в нашей Галактике насчитывается триста миллиардов. Нет, я не могу вынести этого, и не могу больше восхвалять моего создателя. – Очень хорошо, – сказал привратник.– В таком случае вам следует отправиться в другое место. И тут знаменитый богослов проснулся. – Власть дьявола над нашими сновидениями поистине ужасна, – в большом смущении пробормотал он.
Вот такая притча, – рассказала я
– Интересная притча – сказал Алекс – но из этой притчи не следует, что ты не веришь в Бога. Просто Бог другой.
Пауза
– Я не вижу смысла верить в такое божество- промолвила я
– А какое божество имеет смысл в него верить.
– Ну то которое дает нам космическую этику..
Психотерапевт откинулся на кресло и сказал
– Тогда у меня к вам вопрос, а не было у тебя религиозного опыта.
– Я атеист.
– Я знаю, что вы атеист. Но понимаете ли вы в чем дело бывают случаи, когда человек переживает мистический опыт и не распознает его.
– Я не испытывала его. И вообще что такое мистический опыт.
– Что ты испытываешь, смотря на звездное небо.
– Бесконечность и вечность. Страх и в то же время восторг.
– В вое ветров
В бесперерыном нарастании волн
И в этой песне стихий
В беспредельном дыхании миров
Растаять
Исчезнуть
Себя забыть
О восторг!!!!
– Точно. Я боюсь себя потерять – сказал я, поняв, что стихи затронули самую мою сущность.
– Что для вас понятие атеизм.?
– Можно для прояснения ситуации я скажу вам мнение одного безбожника Истинный Мир атеиста— не имеет с этим ничего общего. Видимо, ощутить этот Мир изнутри для Вас так же невозможно, как мне – ощутить изнутри Мир христианина. Мир атеиста – это Мир, детерминированный законами природы, и только ими, принципиально лишённый чего бы то ни было внешнего по отношению к нему, Мир, которого частицей являемся и мы сами. Мир, в принципе познаваемый и понимаемый нами. Этот Мир творит сам себя, и никто внешний не вмешивается в него и не наблюдает его, будь то сострадающе или равнодушно. И радостно сознавать, что мы, частица этого Мира, – в силу одного этого! – тоже непрерывно участвуем в этом акте самотворения Мира! Каждый из нас, если хотите, немножко демиург. Верно и то, что эту функцию творения Мира мы разделяем и с любой иной частицей этого Мира. Но в отличие от неё мы, во-первых, сознаём эту свою функцию демиургов, а во-вторых, способны ставить себе цели творения. Таковы особенности человека. Этим он не «хуже» и не «лучше» всего прочего материального Мира. Просто он таков есть. В этом его функция. Он, если хотите, орган самопознания Мира.
Не знаю, сумела ли я сжато изложить, что такое Мир атеиста. Видимо, нет. Я этот Мир вижу изнутри, а Вы неизбежно будете смотреть на него со стороны. Но для меня этот Мир не ужасен, а радостен. Человек в этом мире заслуживает уважения, ценен сам по себе не потому, что он творение Бога, создан по Его образу или подобию или вступает через Богочеловека в некую мистическую связь с Ним. Человек ценен автономно только в силу того, что он Человек.
– Можно я резюмирую это в стихах- сказал Алекс.
Мой мир
Я прихожу, оттого что люблю
Я прихожу, чтобы смеяться
И плакать горькими слёзами
Мечтать и смерти бояться..
Моя радость подобна весне
Вместе с нею распускаются цветы
На всех тропинках жизни
Боль моя подобна слёз реке
Ибо я люблю тебя Земля
Мы приходим, чтобы творить
Как творит нас бог или земля
Любить и творить
Творчество все вокруг нас
И люди и природа и земля
И какой смысл верить в творца
Ибо творению нету конца…….
И нет на свете творца этого света
ибо нет на свете ничего кроме творца
– Точно – воскликнула я – как глупо говорить о Боге и его отсутствии. Если тут нужен поэт…. Обычный язык не может передать это. А богословы говорят об этом словами.. если ты не можешь это передать словами, то передавай это путем поэзии. А если не сможешь, молчи.
–Но из этого определения выводится то что мы должны относиться к друг другу как частицам божественного света то есть видеть в каждом творца..
–Да, и не растворяться в бесконечности…
Психотерапевт почесал затылок и потом спросил меня
– Обычно, каков человек, каков и его Бог. У вас необычное понимание Бога. Какой вы тогда человек, представляющий такого жутковатого Бога. Понятно почему вы не хотите в него верить..
–Но не жуткий, он сверхразумный. Если бы он существовал, то он бы выглядел бы вот таким. Если быть достаточно честным. И верить в него не имеет смысла.
–Вы как я понимаю допускаете существование сверхразумных цивилизаций. Но я не очень понимаю что вы вкладываете в понятие верить.
–Верить в то что они нас любят.. мы для них были бы как подопытные кролики.
–Ну а вы как к ним относитесь..
Тут я засмеялась..
– Понимаю, иногда я тоже отношусь к людям как к подопытным. Каков его Бог таков и человек..
–Но вам страшно.. Вы не можете просто описать случай когда вы относились к людям как к подопытным.
Я подумала и потом я сказала.
– У меня были такие люди к которым я относилась точно так же. Несколько лет тому назад я уволилась из одного заведения. Там содержались дети-идиоты. Они не вызывали никаких чувств. Они просто лежали на кроватях. Теперь я работаю в школе для одаренных детей.
–Интересно.
–Я решила уволиться из этой работы потому что я считала что работая с ними я не принесу никакой пользы. Мне предлагали место работы в колонии, для несовершеннолетних преступников.
–Понимаю, вы считаете что надо делать людям пользу. Поэтому вы работаете в школе для одаренных детей. Что вы вкладываете в понятие польза..
–Очень просто, одаренные дети вырастут и создадут хорошие новые лекарства и методы лечения, а занимаясь с идиотами я просто потеряю время. Они просто лежат в кровати.
–Значит между твоим понимаем Бога и тобой есть гораздо большее общего. У вас есть своеобразный ценз на разумность. Обладающие разумом ценятся больше чем не обладающие.
–Можно сказать и так. – ответила я немного подумав – ничего удивительного нету ведь мы травим тараканов дома.. только одного я не понимаю как это связано с моей проклятой фобией.
–Понятно, то есть вы так сильно любите разум. То вы хотите им пожертвовать и любовью. Но вот давай представим вот такую ситуацию вы полностью потеряете слух и вы станете инвалидом. Сильно изменит ли у вас это мировоззрение или нет.
–Какое отношение имеет глухота, к тому что человек умен или нет. Мы любим людей вне зависимости от его физических недостатков.
–И вы поменяли место работы.
–Оттого что они не разумны. Моему Богу неинтересны неразумные люди. Я начинаю кое что понимать..
Я помолчала несколько минут, а потом сказала
– Да я кое-что от себя скрывала, я поменяла место работы оттого что мне было просто неинтересны инвалиды.. конечно я закрыла от себя эту причину. Мол я принесу больше пользы.. я просто напросто убегала от совести. Странная вещь это совесть..
–Если воспользоваться пользой то можно натворить очень многое…
–Понимаю, …. если исходить из того, что благо, это польза.. то почему не усыпить всех этих инвалидов.., наркоманов, повесить преступников.
–И разрешить все проблемы…
– В такой философии я сама являюсь жертвой, я если потеряю слух то я недостойна жить вообще. То в таком случае в чём смысл страдания, создаваемым инвалидами и преступниками.
– Да ответ надо поискать…
Время сеанса окончилось.
Психотерапевт на прощание сказал мне вот такую цитату
– Ваши проблемы типичны для современной цивилизации. Отношение к ним похоже на отношение людей к собственной смерти. Они отрицаются Вы в силу огромной сензитивности просто почуяли раньше, чем обычные люди. И нередко люди просто заболевают, оттого что они начали решать проблему раньше, чем обычные люди. Нет возможности опереться. Но такие люди подобные вам являются волноломами. Когда проблемы эти встают валом эти же люди показывают способы решения этих проблем.
НОЧЬ КОШМАРОВ
Возлюби ближнего своего как самого себя.
Евангелие
Так гласит моя любовь к самым дальним. Не щади ближнего своего – человек это есть нечто что должно преодолеть
Так говорил Заратустра.
Параллельно с этой проклятой фобией у меня начались сниться кошмарные сны.
Из долгого списка кошмарных снов я выделяю один особо кошмарный сон. Эту ночь я не забуду до конца моей жизни. Настолько жуткой она у меня была.
Началось это всё довольно тихо. Я выпила стакан молока и затем умылась, одела ночную пижаму и легла спать. Смотреть сны.
СОН ПЕРВЫЙ
Мне снилось, что я иду вдоль железнодорожной ветви. Ветвь разветвляется и идет через мост.
Я ясно и отчетливо вижу, что по этим путям идут, люди высокая насыпь не даёт им возможности слезь с них. А если спрыгнут то они расшибутся насмерть, эти идиоты воспользовались железнодорожным мостом идя через пропасть, ибо не было возможности воспользоваться обычным мостом.
Я вижу, что на одном пути, идут десять человек, а на другом пути один человек. Перебежать они не могут.
Я, оценив ситуацию за считанные доли секунд перевожу поезд на путь где находится один человек, путём нажатия на рычаг. Поезд врезается в человека и последнее что я вижу это как перерезанное туловище с перерезанными ногами и руками и отрезанной головой летит в страшную пропасть. Я кричу благим матом и просыпаюсь.
Встав, я иду вытирать холодный пот на лбу. Накапав себе валерьянки в граненый стакан, я выпиваю его и иду опять спать.
СОН ВТОРОЙ
Мне снится, что я являюсь хирургом одно клиники.
Я сижу в кабинете и читаю преступление и наказание Достоевского
Читаю место, где Раскольников замышляет убийство.
– Да ведь она и тебе нравится? – засмеялся офицер.
– Из странности. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху
убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, – с жаром прибавил студент.
Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!
– Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, – загорячился студент. —
Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая,
бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и,
напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
– Ну, понимаю, – отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.
– Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на
ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощи посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь
этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!
– Конечно, она недостойна, жить, – заметил офицер, – но ведь тут
природа.
– Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого
пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», – я ничего не хочу говорить против долга и совести, – но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!
– Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
– Ну!
– Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?
– Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…
– А по – моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и
справедливости! Пойдем еще партию!
Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, все это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в
собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут
какое-то предопределение указание…… … … … … …..
Вдруг открывается двери в и туда вбегает медсестра.
– Доктор! Санитарная машина только что доставила пять человек все они в критическом состоянии. Двое из них имеют повреждение почек, один повреждение в области сердца у одного сильно травмировано лёгкое, наконец, у последнего – разорванная печень. У нас нет времени искать доноров для органов, но сейчас в приемной стоит один молодой человек. Мы можем спасти всех этих пятерых человек, если мы возьмём эти органы у этого молодого человека
Посыпаюсь я, опять проклиная всё на свете. Встаю, завариваю чай. И начинаю философствовать
– Ни в каких условиях нельзя убивать человека. Но почему, же так странно выходит, что моё нравственное чувство в первом сне говорит мне, что тут было допустимо, а в другом не допустимо. Значит нравственное чувство не рационально. А я то считала что где разум там и нравственность.
Я замолчала во мне бушевали сомнения вызывая невыносимые мучения.
– но в случае с Раскольниковым мне понятно как различить тех, кто относится к избранной породе людей, а остальные к плебсу. Если этого не будет, то каждый может взять топор и рубать голову.
Но чем различаются первый и второй случай. В первом случае мы всего лишь только поворачиваем переключатель, и поезд поворачивает на путь. Во втором случае мы вынуждены убить человека, вскрыть грудную клетку и вытащить органы человека.
– Хм интересно узнать, а смог ли Гитлер убить человека. Одно дело убить человека на поле боя, а другое дело убить человека, если мы не видим его. Одно дело отдать приказ об убийстве другого человека, но другое дело осуществить казнь.
Но почему нравственное чувство предупреждает нас о том, чтобы мы не делали кровавого убийства, а не убийства путем поворота рубильника.
Я замолчала и спустя некоторое время вспомнила одного знакомого солдата, который долгое время после участия в вооруженном конфликте лечился от неконтролируемых приступов ярости.
–Так вот в чем дело наше нравственное чувство просто предупреждает нас о том, что мы можем озвереть от таких кровавых убийств.
Я пошла дальше спать. Идя к кровати, я сделала ещё один вывод. Но последний вывод я напечатаю большими буквами.
ЕСЛИ У МЕНЯ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ТОМ ЧТОБЫ Я НЕ УБИВАЛА КРОВАВЫМ СПОСОБОМ ТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ИНСТИНКТИВНЫЙ ЗАПРЕТ НА УБиЙСТВО.
РАЗБОР СНА У ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ ЭТИКА РАЦИОНАЛЬНА
Я рассказала сон психотерапевту. Потом я рассказала вывод логический Алекс усмехнулся и сказал.
– Хорошо. Но у меня лично возникает несколько вопросов. У меня есть своё более логичное объяснение, почему ваше нравственное чувство предупредило о том, что убить человека для органов более вредно для своей совести, чем переключить тумблер поезда.
– Какое
– В том, что действия врачей могут войти в систему. В конце концов, умирают все люди. Если мы позволим врачам убивать, то никто не сможет жить спокойно. Логично. А случай с поездом это редкость.
– Логично. Но меня ко что не удовлетворяет. У меня волосы дыбом встают когда я вспоминаю что мне пришлось убить одного человека чтобы спасти пятерых людей.
Я не ожидала что убить будет так тяжело.
И при этом человек единственное существо убивающее своих…
–А что делать с беременной женщиной которая вынашивает ребёнка с генетическим мутацией. Например с синдромом Дауна.
Аборт – сказала я усмехнувшись – ведь этот инстинктивный запрет создан для того чтобы продолжалась эволюция. Естественный отбор не смог бы создавать новые виды живых существ если бы каждое существо охотилось на себе подобных.. а мы то ведь разумны существа…
Но тем не мене большинство женщин оставляют беременность даже если они знают что вынашивают больного ребёнка. А по каким критериям ты определишь какие будет жить, а какие не будут.
Я замолчала. Мне было известно что эволюционная теория утверждает что необходимо разнообразие видов чтобы продолжалась эволюция. Мне было известно нет ни хороших и ни плохих мутаций. Те мутации которые мы воспринимаем как плохие или хорошие могут дать повышенную жизнеспособность в изменившихся условиях биосферы. Например дальтоники хорошо видят в темноте.