Полная версия
Еврейская мудрость всех времен
Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.
* * *Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
* * *Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
* * *Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.
* * *Понимание – начало согласия.
* * *Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
* * *В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.
* * *Страх возникает вследствие бессилия духа.
* * *Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
* * *Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.
* * *Деление сущего на действительное и мысленное ложно.
* * *Удовольствие – переход человека от меньшего совершенства к большему.
* * *Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.
* * *Достоверность не находится в вещах.
* * *В желании выражается сущность человека.
* * *Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
* * *Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
* * *Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
* * *Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
* * *Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть.
* * *Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
* * *Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
* * *Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
* * *Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
* * *Одно дело – исследование природы вещей, другое – исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.
* * *Соревнование – это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.
* * *Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
* * *Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
* * *Тоска – это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.
* * *Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
* * *Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
Еврейские притчи
Однажды сапожник спросил у раввина:
– Как мне быть с обязательной утренней молитвой? У меня много клиентов, и все они бедняки, имеющие по одной паре обуви. Поэтому я беру их башмаки поздно вечером и чиню их по ночам. Нередко к рассвету я не успеваю все закончить, а ведь хозяевам башмаков уже нужно отправляться на работу. Так как же мне быть с утренней молитвой?
– А как ты поступал до сих пор? – спросил раввин.
– Ну я просто молился поскорее и возвращался к работе. А иногда вовсе не молился, и тогда у меня на душе было очень тяжело, и, орудуя шилом и дратвой, я словно слышал вздох своего сердца: «Как жаль, что у меня совсем нет времени на утреннюю молитву!»
– Если бы я был Богом, – ответил раввин, – то этот вздох мне был бы дороже самой молитвы…
* * *Однажды молодой еврей спросил раввина:
– Говорят, давным-давно можно было увидеть Бога и даже поговорить с Ним. Почему же сейчас Он не приходит на землю и не является нам?
Старый раввин ответил:
– Сын мой, Бог и сейчас там, где был всегда. Просто люди забыли, как низко нужно склониться, чтобы увидеть Его.
* * *Молодой раввин спросил у старого:
– В те часы, когда я занимаюсь изучением Торы, я словно ощущаю свет. Но когда я заканчиваю свое занятие, все прекращается. Почему?
Старый раввин ответил ему:
– Ты как тот, кому нужно было идти через лес ночью. Поначалу его сопровождал друг со светильником, а потом они расстались, и первому пришлось идти во тьме. Вот если бы у тебя был свой светильник, ты бы не боялся темноты.
* * *Пришел еврей к учителю и спросил:
– Рабби, что мне делать? Я исполняю все заповеди, кроме одной: мне никак не удается возлюбить Бога, то есть почувствовать, что я люблю Его.
Раввин ответил:
– Значит ты не исполняешь и другую заповедь: возлюбить ближнего как самого себя. Когда по-настоящему исполнишь ее, сможешь и возлюбить Бога.
* * *В один из праздничных дней на площади было гулянье с музыкой: играл оркестр, выступали певцы, и все люди пели и танцевали или просто раскачивались под музыку. Только один человек, глухой от рождения, удивлялся, глядя на это, и думал: «Почему так странно ведут себя все эти люди? Одни что-то делают со своими инструментами, другие качаются, подпрыгивают, машут руками…» Ему недоставало слуха, чтобы почувствовать прекрасный звук и гармонию. Это удовольствие ему было недоступно.
Можно только посочувствовать глухому, который неспособен наслаждаться звуками музыки. Но гораздо страшнее обладать глухим сердцем.
Давид Рикардо
1772–1823
Рикардо был последователем экономического либерализма и его убеждения основаны на том, что государство не должно вмешиваться в экономику, а оставить ее на плечах предпринимателей. Его беспокоили вопросы не только свободной торговли, но и честная цена продуктов, которая должна определяться количеством затраченного труда на ее создание. Не смотря на то, что родители Рикардо отреклись от него в 21 год, это не помешало ему стать успешным финансистом и уже в 42 года отойти от активной работы, начав жизнь богатого землевладельца.
* * *Капитал страны является или основным, или оборотным в зависимости от степени своей долговечности.
* * *Вода и воздух чрезвычайно полезны, они прямо необходимы для существования, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Напротив, золото, хотя полезность его в сравнении с воздухом или водой очень мала, обменивается на большое количество других благ.
* * *Не следует упускать из виду, что все продукты страны потребляются, но неизмеримо большое различие заключается в том, потребляются ли они теми, кто воспроизводит другую стоимость вновь, или же теми, кто не воспроизводит таковой. Если мы говорим, что доход сберегается и прибавляется к капиталу, то мы подразумеваем, что та доля дохода, о которой говорится, что она прибавляется к капиталу, потребляется производительными рабочими вместо непроизводительных.
* * *Соразмерно уменьшению капитала страны необходимо уменьшится и её производство; поэтому если такие (непроизводительные) расходы народа и правительства продолжаются и если годовое воспроизводство постоянно уменьшается, то ресурсы народа и государства будут падать с возрастающей быстротой, и результатом будут нищета и разорение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.