Полная версия
Педагогические поэмы. «Флаги на башнях», «Марш 30 года», «ФД-1»
– Конечно, есть, так это не для всех.
Алексей Степанович не обратил внимания на ответ Игоря. Он начал перелистывать книгу, помолчал, протянул скучновато:
– Та-ак… Днепрострой, что это такое?
– Как?
– Днепрострой… ты знаешь, что такое Днепрострой?
– Днепрострой? Это… это станция.
– Какая станция?
– Станция… мост и… там станция.
Бегунок восторженно пискнул в ладошки, которыми прикрыл рот…
– Виноват… там, кажется, нет моста.
Игорь видел, с каким трудом Бегунок прикрывает ладонями губы, чтобы не засмеяться. На лице Воленко не было улыбки, но еле заметно вздрагивала нижняя губа.
Алексей Степанович кивнул головой над книгой:
– Стыдно! Просто стыдно! Культурный человек! Окончил семь классов – говорит такие глупости. Надо себя больше уважать, товарищ Чернявин.
– Я забыл, товарищ заведующий…
– Что забыл?
– Забыл… вот… Днепрострой.
– Днепрострой – такая вещь, о которой нельзя забывать. Понимаешь, нельзя! А кроме того… ты сказал… старшие классы не для всех. Это тоже… не блещет остроумием.
– Я в том смысле сказал…
– Смысла мало. Такое количество смысла меня не устраивает. Мало смысла, понимаешь?
Алексей Степанович глянул Игорю в глаза, и Игорь увидел, что у заведующего нет ничего холодного, ничего скучноватого: у него было живое, требовательное лицо. Игорь ответил:
– Да, понимаю, товарищ заведующий.
– Ага! Это уже лучше. Это гораздо умнее сказано. Теперь еще один вопрос: ты хороший товарищ?
Глаза Алексея Степановича смотрели сейчас иронически, как будто в его вопросе был нескрываемый подвох. И поэтому Игорь переспросил:
– Хороший ли я товарищ?
– Да. Хороший товарищ или… так себе?
Этот вопрос, в сущности, был для Игоря легким вопросом, он ответил уверенно и охотно:
– Да, я могу сказать: товарищ я неплохой.
Алексей Степанович улыбнулся вдруг просто и дружески, и в его улыбке было что-то такое задорное, почти мальчишеское, только у детей так свободно, беззастенчиво открываются губы, у них не остается никаких узких щелей и углов.
– Молодец! Нет, знаешь, ты далеко не глупый человек, это очень приятно. Ну… хорошо. Ты познакомишься с нами ближе. Витя, у нас где место?
– Есть место в восьмой бригаде.
– Хорошо. Будешь в восьмой бригаде. Бригадир Нестеренко – человек основательный. Ты немного зубоскал, правда?
Игорь чуть-чуть покраснел.
– Немножко.
– Это ничего, а то в восьмой бригаде много серьезных. Отдохни, а там и за дело. Бежать не будешь?
Почему-то Игорь не захотелось сказать «там будет видно», но он помнил свой ответ Вите и посмотрел на него. Свободно, просто и уверенно Витя ответил за Игоря, чуть-чуть улыбаясь одними глазами:
– Нет, Алексей Степанович, он бежать не собирается.
– Добре. Значит… Воленко, действуй.
Воленко вытянулся.
– Есть!
12
Полное недоверие
Все вышли из кабинета, кроме Володи Бегунка. Володя снял локти со стола:
– Алексей Степанович!
– Ну?
– До зарезу нужно тридцать копеек на мазь.
– Тридцать копеек? Хорошо, я скажу завхозу.
Все в Володе оставалось в положении «смирно», только шея вытянулась и в глазах появилось обиженно-убедительное, страстное выражение.
– Да он не купит! Честное слово, он не купит… Он будет говорить…
– Ладно. Вот тебе тридцать копеек на мазь, а это двадцать на трамвай.
– Сейчас можно?
– Можно… до четырех часов.
Очень радостно, громко, с молниеносным салютом Бегунок сказал:
– Есть, Алексей Степанович!
Он выскочил из комнаты, потом приоткрыл дверь, просунул голову.
– Спасибо!
По коридору мимо часового Володя пролетел с предельно скоростью, но и пришлось с такой же скоростью возвратиться, чтобы спросить у часового:
– Куда дежурный пошел? Воленко?
Часовой, опираясь на свою винтовку, нахмурил брови:
– Воленко? А он туда пошел, с этим чудаком… туда.
Часовой показал направление.
Володя побежал догонять. По плиточному тротуару он повернул за угол и выбежал на широкий двор, обставленный хозяйственными постройками. В самом центре двора он увидел Воленко и Чернявина, направляющихся к кладовой. Володя, запыхавшись, обогнул их и пошатнулся, останавливаясь перед дежурным:
– Товарищ дежурный бригадир! Товарищ Захаров разрешил в город до четырех.
Воленко удивился:
– В этом костюме?
– Нет, не в этом. Я только говорю. А я надену парадный. Я сейчас надену.
Воленко отправился дальше:
– Ты переоденься и приди показаться.
У Бегунка на этот раз даже руки вышли из положения «смирно».
– Так, Воленко! Я же не какой-нибудь новенький. Другие дежурные всегда отпускают и то… доверяют. Я хорошо оденусь.
– Я посмотрю.
Володя несколько увял, опустил плечи, неохотно и сумрачно сказал «есть» и уступил дорогу. Игорь Чернявин смотрел на дежурного с уважением.
Через пятнадцать минут, когда Воленко вел Игоря в баню, Володя стал перед дежурным:
– Товарищ дежурный бригадир! Я могу идти?
Воленко уже занес ногу на ступеньку, но оглянулся, внимательно осмотрел Володю, тронул его пояс, бросил взгляд на ботинки, поправил белый воротник. Румяное личико Бегунка над белым воротником сияло совершенно неизъяснимой красотой. Большие карие глаза ходили по следам взглядов дежурного и постепенно меняли выражение, переходя от смущенного опасения к победоносной гордости. Тюбетейки Воленко не тронул, но сказал возмущенно:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов, М. Д. Виноградова. Т.6 – М.: Педагогика, 1983. С.101.
2
Литературный современник, 1938, № 12. С.226–227.
3
Литературное обозрение, 1939, № 1. С. 9–14.
4
См.: Литературная газета, 1938 г., 15 декабря.
5
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.7. С. 204–205.
6
Там же. С. 200.
7
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.6. С. 98.
8
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1. С.262.
9
Там же. С. 265.
10
Там же. С.266.
11
Ты научила меня плакать… (переписка А. С. Макаренко с женой. 1927–1939). В 2-х томах /Составление и комментарии Г. Хиллига и С. Невской. Т.2. – М.: Издательский центр «Витязь», 1994. (Серия «Неизвестный Макаренко). С. 194, 195.
12
Там же. С. 200.
13
Там же. С. 208.
14
Там же. С. 196.
15
«Береги себя!!!» Переписка Г. С. и А. С. Макаренко с сыном (1927–1939 гг.) // Составители С. Невская, Г. Хиллиг. – Марбург, 2001. С.40.
16
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким //Под ред. Г. Хиллига, при участии С. Невской. – Марбург, 1990. С. 76.
17
Там же. С. 74–75.
18
Там же. С. 73–74. В письме речь идет о пьесе «Мажор», которая летом 1933 года во время похода будет потеряна навсегда.
19
Там же. С. 74–75.
20
Ты научила меня плакать… (переписка А. С. Макаренко с женой. 1927–1939). В 2-х томах / Составление и комментарии Г. Хиллига и С. Невской. Т.2. – М.: Издательский центр «Витязь», 1994. (Серия «Неизвестный Макаренко). С. 209.
21
Там же. С. 210.
22
Там же. С. 218.
23
Там же. С. 220.
24
Там же. С. 222.
25
Переписка А. С. Макаренко с М. Горьким // Под ред. Г. Хиллига, при участии С. Невской. – Марбург, 1990. С.90.
26
Там же. С. 91–92.
27
Там же. С. 94–95.
28
Там же. С. 95.
29
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.8. С.70–71.
30
Там же. С. 72.
31
Там же. С. 83.
32
Там же. С. 98.
33
Там же. С.50.
34
Там же. С. 49.
35
Там же. С. 47–48.
36
Там же. С. 96.
37
Там же. Т. 7. С. 191–192.
38
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 487, л. 123.
39
РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 487, лл. 97–98, 108, 124.
40
Терский В. Н. Великий педагог // Сб. А. С. Макаренко. – Львов, 1956. С.135–136.
41
Архив ЦВР им. А. С. Макаренко.
42
На разных берегах… Судьба братьев Макаренко. / Сост. и коммент. Г. Хиллиг. М.: Издательский центр «Витязь», 1998. С. 51–53.
43
Там же. С. 53.
44
Там же. С. 54.
45
Там же.
46
РГАЛИ, ф. 332, оп. 5, ед. хр. 104.
47
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.2. С.80.
48
Там же. С.161.
49
Там же. С.83.
50
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.8. С. 139.
51
Там же. С. 183.
52
Там же. Т. 6. С.288.
53
Там же.
54
Там же. С. 172.
55
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.2. С. 38.
56
Лукин Ю. Вступительная статья //Макаренко А. С. Флаги на башнях. – М.: ГИХЛ, 1958.
57
Макаренко А. С. Флаги на башнях. – М.: ГИХЛ, 1939. С.5–6.
58
Там же.
59
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов, М. Д. Виноградова. Т. 7. М.: Педагогика, 1983. С.292.
60
Журнал «Красная новь», № 6–8, 1938. Тексты проверены также по рукописям. См.: РГАЛИ, фонд 332, опись 1, ед. хр. 15–17.
61
Здесь и далее текст, выделенный курсивом, был исключен из отдельного прижизненного издания книги.
62
В оригинале «на солнышке».
63
В оригинале «У Вани чистое, бледное личико. По натуре он человек веселый и живой, но сейчас подошла трудная минута».
64
В оригинале «парнишка».
65
В оригинале «-У тебя нечего пошамать?»
66
В оригинале «-Это твои деньги».
67
В оригинале «рот».
68
В оригинале «подскочил».
69
В оригинале «глазенки».
70
В оригинале «малые».
71
В оригинале «отдает».
72
В оригинале «вывернул свою».
73
В оригинале «пропал».
74
В оригинале «Какое имя!»
75
В оригинале «Мне некуда ехать».
76
Редакторская правка: «Но Ванда посмотрела на Игоря испуганно:».
77
Редакторская правка: «замолчала».
78
В оригинале «неудача».
79
Редакторская правка «конечно».
80
Далее редакторская правка «– Люди все работают, – с края платформы отозвался Ваня».
81
В оригинале «замолчи».
82
В оригинале «не дал».
83
В оригинале «– Ты чего зубы показываешь? Он тебя защищать не будет».
84
Редакторская правка «Ты…»
85
Далее редакторская правка «Игорь подошел к Ванде. Глядя в пол платформы, спросил: – Верно?»
86
Далее редакторская правка «Ну и что ж, верно! А твое какое дело?»
87
Редакторская правка «Она плачет?»
88
Редакторская правка «Неважно!»
89
В оригинале «заканчивая присядку».
90
В оригинале «его».
91
Редакторская правка «осмотрелся».
92
Редакторская правка «– сказал клиент».
93
Редакторская правка «– Молодец.»
94
В оригинале «Такие порядки, да? Такие порядки?»
95
Редакторская правка «Всегда…»
96
В оригинале «хорошо».
97
В оригинале «– Я тебе дам сорок пять копеек. Тебе сорок пять копеек и мне сорок пять копеек. Хорошо?»
98
В оригинале «дедушка».
99
Первоначальное название «Только одна слеза».
100
В оригинале «на горбике».
101
В оригинале «за ними».
102
Вариант диалога: «– Несовершеннолетний! Считается, что он, значит, ничего не понимает. Чудаки там… сидят…
– А где они сидят?
– Кто?
– А эти… чудаки?
Рыжиков потянулся сладко, зевнул:
По закону, где полагается, там и сидят… больше бабы. Они ничего… так себе… а есть и злые.
Ваня под самым стогом, наклонившись, устраивал для себя гнездышко.
– А я пойду в колонию.
– Ну, иди… ложись уже!
– И буду там жить. У нас на станции сторож такой… так он умер, а тот, Мишкой его зовут, так он тоже в колонии Первое мая. И он писал письмо.
– Первое мая. – Рыжиков разгреб солому, помял ее ногами, растянулся. – Ложись лучше!
– Я ложусь.
Ваня замолчал и долго думал о чем-то. Потом улегся уютнее. На небе горели звезды, соломенные пряди по ним казались черными, большими конструкциями».
103
В оригинале «много соломинок».
104
Редакторская правка «надо идти».
105
В оригинале «новеньким».
106
Редакторская правка «раньше».
107
Далее редакторская правка: «– Неудобное устройство! – Что неудобное?»
108
В оригинале «Козел имел».
109
В оригинале «ранги».
110
Корреляция – взаимосвязь. По утверждению педологов, между различными психологическими функциями ребенка существует постоянная предопределенная связь, данная раз и навсегда.
111
Редакторская правка «над крышей».
112
В оригинале «парнишек».
113
В оригинале «строго».
114
В оригинале «прямоугольную».
115
В оригинале «прошептал».
116
В оригинале «строгие».
117
В оригинале «Витя обладал быстрым, острым, сдержанно насмешливым взглядом».
118
В оригинале «заключалось».
119
Далее редакторская правка «огляделся».