bannerbanner
Православный пост. Рецепты постных блюд
Православный пост. Рецепты постных блюд

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Патриарх IX века из Антиохии Феодор Вальсамон более категорично ставит вопрос о соблюдении апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Блаженный же Симеон Фессалоникийский говорит, что пост был установлен в честь апостолов, ведь именно через них мы достигли многих благ, именно они стали нашими учителями, учителями поста, почитания и воздержания.

Окончательно этот пост устоялся во времена постройки храмов имени первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Храм в Константинополе был освящен в день памяти Петра и Павла 29 июня (или 12 июля, по новому стилю), и с этих времен эта дата приобрела статус торжественного праздника, как на Востоке, так и на Западе. Православная Церковь взывает к прихожанам о подготовке к этому празднеству с молитвой и постом. Этот день – день завершения Петрова поста, неизменная его дата. Что касается дня начала поста, то она чрезвычайно подвижна, так как зависит от времени празднования Пасхи, так что пост длится от недели и одного дня до шести недель.

Петров пост начинается после окончания Триоди, или же за неделей Пятидесятницы. Заканчивается он 28 июня (при условии, что день святых Петра и Павла не попадает на среду или пятницу).

В народе Апостольский пост получил название «Петровка» или «Петровка-голодовка». Причиной такому названию послужила сама жизнь народа: Петров пост попадает на начало лета, когда прошлый урожай уже подошел к концу, а новый еще не успел созреть.

Именование этого поста Апостольским неудивительно, ведь апостолы всегда готовили себя к службе тщательным постом и воздержанием.

«Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род (злой дух) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Марк, 9:29). Словосочетание «Петропавловский пост» было неудобным для произношения, поэтому название Апостольского поста сократили до «Петров пост».

О первоверховных апостолах Петре и Павле

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными. Церковь прославляет святого Петра как исповедника Иисуса Христа, сына Божьего и святого Павла как трудившегося больше прочих и причисленного к лику высших из апостолов Святым Духом. Первого Церковь славит за твердость, второго – за мудрость.

Апостолы Петр и Павел были совершенно разными. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного. Простой, необразованный рыбак, Петр отличался от Павла, сына зажиточных родителей, римского жителя и ученика «книжника и фарисея» Гамалиила.

Апостол Петр до своего призвания носил имя Симон, был обычным рыбаком, имел дом, жену и двух детей. Как говорил святой Иоанн Златоуст, это был простой, неимущий, некнижный человек, но страстный и убедительный. К Господу его привел его младший брат Андрей, и Господь дал ему имя Кифа, или по-гречески Петр, что означало «камень». После избрания Петра и включения его в число учеников божьих, Иисус посетил дом Петра и исцелил его больную тещу.

«Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им» (Мк. 1: 29–31).

Апостол Петр стал одним из трех учеников, удостоившихся того, чтобы узреть Божественную силу во время воскрешения дочери Иаира, Божественную славу на горе Фавор и человеческое унижение в Гефсиманском саду.

Петр отрекся от Иисуса и омыл свое отречение горькими слезами, он первым вошел в усыпальницу Христа при Его воскрешении и первым из учеников увидел воскресшего Учителя.

Петр был прекрасным проповедником и оратором. Он обращал ко Христу тысячи человек. При его словах падали замертво обличенные преступники, воскресали умершие и калеки вылечивались от одной только тени апостола. Святой Петр проделал пять путешествий, во время которых он проповедовал, распространял Евангелие и обращал новых прихожан. Среди прочих его деяний известно обличение Петром обманщика Симона волхва, выдающего себя за Иисуса и обращение в Христову веру двух любимых жен Нерона.

Но не было ни капли неравенства в отношениях Петра с другими учениками Христа. Все дела решались на общем голосовании апостолов, а Собор посылал Петра на служения, как и других.

По приказу древнеримского императора Нерона 29 июня 67 года ученик Христа Петр был распят. По его собственному желанию он был распят вниз головой, дабы показать различие между собой и своим Божественным Учителем.

Не менее интересна история обращения в веру святого Павла.

Святой апостол Павел, носивший до своего обращения имя Савл, был воспитан в иудейском законе и ненавидел учение Христа и его последователей. Он вымолил у синедриона разрешение преследовать и наказывать христиан.

«А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3).

Однажды Савл пришел к первосвященнику и выпросил у него письма для путешествия в Дамаск, чтобы всех, кого он найдет по дороге, верующих во Христово учение, приводить в Иерусалим. Он уже подходил к Дамаску, когда его залил небесный свет и голос спросил его: «Савл, Савл! Зачем ты гонишь меня?». Савл задал вопрос «Кто это?», и голос ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь». Савл спросил, что же ему делать, и Господь ответил: «Иди в город, там тебе сказано будет, что надобно делать». Те, кто шел с ним, застыли в оцепенении, ведь они никого не видели и слышали лишь голос. Савл поднялся, и, открыв глаза, никого не смог видеть. Его за руки привели в Дамаск, и он ничего не ел, не пил и не видел три дня.

После этого происшествия ярый противник христианства становится его последователем, и ничего не могло ослабить его веру: ни гонения, ни опасности, ни мечи, ни сама смерть.

Он постоянно путешествовал в разные страны для совершения проповедей иудеям и язычникам. Петру сопутствовали непрестанный труд и сильнейшее терпение. За свои старания апостол немало терпел, и в 67 году, в то же время, что и апостол Петр, он мученически скончался в Риме. В отличие от Петра, Павел был римским гражданином, и поэтому его обезглавили мечом.

Церковь славит Петра и Павла как свет во мраке, Церковь прославляет непоколебимость и верность Петра и мудрость Павла и возносит их как символ раскаяния и исправления: Петра, отрекшегося и после раскаявшегося, и Павла, угнетающего Церковь и после уверовавшего. Петр и Павел – слияние твердости и разума – важных христианских черт. Это ученики, не получившие веру в готовом виде, но обретшие и отстоявшие ее.

Питание в Петров пост

Праздник святых Петра и Павла частью поста не является, но если он попадает на среду или пятницу, пост соблюдается даже в праздничный день (допускается лишь небольшое послабление).

Итак, протяженность поста разнится из года в год. Так, в 2007 году Петров пост длился чуть больше пяти недель (с 04 июня по 11 июля), в 2008 – две с половиной недели (с 23 июня по 11 июля), в 2009 протяженность поста составляла почти четыре недели (с 15 июня по 11 июля), а в 2010 пост длился целых шесть недель (с 31 мая по 11 июля).

Петров пост менее строг, нежели Четыредесятница, но все же определенный набор ограничений есть. Согласно Типикону[10], на протяжении Петрова поста трапеза выглядит следующим образом:

Понедельники, среды, пятницы – сухоядение раз в день после девяти часов, согласно богослужебному суточному кругу,[11] воздержание от рыбы, масла и вина;

Вторники и четверги – дважды в день вареная постная еда без масла;

Субботы и воскресенья – дважды в день вареная пища с маслом, рыба (то же меню – в дни памяти какого-нибудь великого святого или в праздники). (См. табл.)

Молитвы во время Петрова поста

Молитва на праздник святых первоверховных Петра и Павла

Боже, освятивший сей день мученичеством Свв. апостолов Твоих Петра и Павла, подай Церкви Твоей следовать во всем наставлениям тех, от которых приняла начало веры. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 13–19.

Молитвословия святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Тропарь, глас 4-й

Апостолов превопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.


Кондак, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.


Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1

Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.


Икос 1

Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.

Молитва на благословение трапезы в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла

(Читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, яко даровал еси нам, поприще поста святых апостолов прешедшим, достигнути праздника славных Первоверховников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющаго все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день.

Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов православной Церкви, самый непродолжительный, но один из самых строгих. Он устанавливается перед большими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Он начинается 14 августа и длится две недели, заканчиваясь праздником Успения. В народе он также получил название «Госпожинки», или «Спожинки».

Во время Успенского поста на Руси были особо строги запреты на веселья, различного рода маскарады, балы и карнавалы. Сейчас же во время Успенского поста, кроме говения телесного, не стоит также и проявлять шумную деятельность, ссориться, предаваться бурному веселью.

Еще в 450 году, в беседе Льва Великого, упоминалось об Успенском посте: «Для каждого времени года есть свой закон воздержания: так расположены церковные посты. В весну мы соблюдаем пост в Четыредесятницу, летом – в Пятидесятницу (Петров, или Апостольский пост), осенью – пост в седьмом месяце (Успенский), зимой – зимний пост (Рождественский)».

Успенский пост был установлен в честь Матери Божией. Когда Богородица узнала о своей миссии, она постилась и молилась за всех людей, готовясь к тому моменту, когда ее душа через Божественный дух соединится с ее сыном. В честь Святой Матери Божьей православные постятся, подражая ее жизни, подвигу и пробуждая Ее для молитвы за всех.

Есть версии, что Успенский пост установлен в честь праздников Происхождения, Преображения и Успения. Во всяком случае, и эти праздники являются неотъемлемой составляющей православной жизни.

Праздник Происхождения

Праздник Происхождения, или Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечается 14 августа и ознаменовывает начало Успенского поста.

Установление этого праздника относится к IX веку, окончательно же он закрепился в православной церкви в XII–XIII веках. Известен также под названием Медовый Спас, это – первый из трех Cпасов. Истоки этого праздника определяются следующим образом: из-за участившихся болезней, которые почему-то случались именно в августе, в древнем Константинополе появилась традиция выносить Святой Крест и освящать им дома, улицы, площади для отвращения болезней. С числа 14-го каждого августа и до Успения Богородицы совершались повсеместно литии, а Крест предлагали всем для поклонения. Так и появился праздник «Предъисхождения Животворящего Креста».

14 августа принято вспоминать семерых мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до Рождества Христова за веру. Имя Маккавей носил вождь иудеев Иуда, который сражался до победы с сирийским правителем Антиохом Епифаном. Имя Маккавей означает «Кто уподобится тебе среди богов, Господь». Этим именем стали называть всех потомков Иуды Маккавея.

Святые мученики Маккавеи сопротивлялись пыткам веры, отказываясь нарушать свои религиозные традиции. Так, законоучитель Елеазар принял мучительную смерть, отказавшись есть свиное мясо, предпочитая гибель нарушению Закона Божьего, произнеся в предсмертной агонии «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом». Семь братьев Маккавеев погибли за отказ от поклонения языческим богам. Их мать, Соломония, распростерла над трупами сыновей руки, вознесла молитву Богу и тоже скончалась. Вдохновленный религиозными подвигами семи братьев Иуда Маккавей поднял восстание против царя Антиоха и изгнал с Божьей помощью язычников из Иерусалимского храма.

По уставу Православной Церкви в этот день совершается освящение воды. Из престола накануне, во время утрени, выносится украшенный цветами с благовониями Крест и ставится архиереем или священником на середину храма. В этот день освящается не только вода, но также цветы, маковые зерна и мед. В народе считается, что к этому дню пчела уже перестала приносить мед и соты уже можно доставать. В этот день на Руси принято печь плюшки, булочки, пышки и пироги с маком и медом.

Праздник Преображения, или Яблочный Спас

Этот праздник отмечается 19 августа в честь представления Силы Божьей человеку и явления Господа Иисуса Христа на горе Фавор.

В конце своей земной жизни, незадолго до горы Голгофы, Иисус взял с собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова для совершения путешествия на гору Фавор. Утреннее солнце палило им плечи, а песок забивался в сандалии. Ученики следовали за своим Учителем и недоумевали, в чем цель их пути, поднимаясь все выше по склонам горы. Молчание было ответом на все их вопросы: за время восхождения Иисус не проронил ни слова. Добравшись до вершины, ученики спрятались от палящего солнца в тени маслины. Петр, расположившись на камне, оперся лбом о свой посох и задремал.

Вдруг апостолы услышали шум листвы и почувствовали порывы ветра. «И преобразился пред ними [Иисус]: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:2–3).

Апостол Петр, увидев Христа в неземной красоте и божественном свете, радостно произнес: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). И в то время, когда он это говорил, учеников осветило облако неземного света и голос произнес: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»(Мф. 17:5). Апостолы, услышав божественный голос, упали, ужаснувшись, на землю, потому как никогда не слышали столько Силы в голосе чьем-нибудь. Внезапно все стихло. Иисус сказал: «Встаньте, не страшитесь. Никому не рассказывайте об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет».

Спаситель показал апостолам не просто свое Преображение на горе Фавор, он позволил смертным лицезреть недостижимый Божественный свет.

В этот день совершается освящение плодов, в народе 19 августа называют праздником Яблочного Спаса. В церкви в этот день освящаются яблоки, груши, сливы, виноград, а также злаковые колосья. Этот обычай уходит корнями в древние времена. Еще в VIII веке существовала традиция освящать колосья и виноград, выражая тем самым любовь к Богу (колосья – хлеб – плоть Иисуса, виноград – вино – кровь Христа). Человек возносит хвалу Господу за урожай, по словам Иоанна Златоуста, «Земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога, взращающаго оные». Но кроме этого, освящение плодов имеет и потаенный смысл, относящий нас к ветхим временам грехопадения Адама и Евы через плод яблока. Таким образом, освящая плоды, мы очищаем их и очищаем себя.

Этот праздник относится к двунадесятым великим праздникам. В этот день в храме совершается праздничная литургия, озвучиваются паримии,[12] а также поется канон, подчеркивающий величие и значение Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот день – белый, как символ божественного света на горе Фавор.

Успение Богородицы

Успение Богородицы – праздник, установленный во имя воспоминания смерти Матери Божьей. Это один из двенадцати великих праздников, который отмечается 28 августа и становится окончанием Успенского поста.

Смерть Богородицы – событие, окрашенное печалью о ее уходе, но печалью светлой, ведь смерть матери Божией означала ее соединение с Сыном.

В Библии ничего не говорится об Успении Богородицы, но рассказ об этом сохранился в церковных иконах и службах.

В Священном предании говорится, что после вознесения Иисуса Богородица осталась на попечение Иоанна Богослова. После того, как царь Ирод развернул гонения на христиан, Матерь Божия уехала на родину апостола Иоанна, в город Эфес, где жила в доме его родителей. Там она беспрестанно молилась, чтобы Господь поскорее взял ее к себе.

Во время одной из таких молитв, которую Матерь Божия совершала на месте вознесения ее Сына, пред ней предстал архангел Гавриил и объявил, что через три дня ее молитвы найдут ответ, то есть через три дня Господь заберет ее к себе. Богородица хотела перед смертью увидеть всех апостолов, которые разошлись по разным краям с проповедями. Чудесным образом все апостолы очутились в Иерусалиме через три дня для того, чтобы проститься с Богородицей. Позже всех прибыл апостол Павел, а не явился лишь апостол Фома.

Как говорится в Священном писании, в назначенное время в храме горело много свечей, все апостолы окружали ложе, на котором лежала Богородица и молилась в ожидании своего исхода. Она просила своего Сына и Господа об ограждении Ее от злых сил и мытарств. Вскоре свечи погасли, все вокруг залил свет, с неба сошел сам Христос в окружении ангелов, и Матерь Божья радостно передала свою душу в Его руки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Алексий Чумаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Лос-Анджелес, клирик Русской Православной Церкви за рубежом.

2

«Как возник Великий пост?» – Иерей Константин Пархоменко.

3

Говение – воздержание от какого-либо вида пищи.

4

Седмица – календарная неделя.

5

Неделя – в церковном календаре: воскресный день.

6

Триодь – богослужебная православная книга, содержащая трипесненные каноны.

7

Кондаки – жанр византийской гимнографии.

8

Минея – общее название некоторых церковнослужеб-ных и предназначенных сугубо для чтения книг.

9

Молитва перед едой, а также последующие 7 молитв подходят для чтения в любой из дней православного поста.

10

Типикон – (Tupikon), или Устав, церковно-богослужебная книга, которая содержит указание порядка и правильности совершения православных церковных обрядов.

11

Богослужебный суточный круг – последовательность богослужений, совершающихся на протяжении суток.

12

Паримия – элемент литургии, в котором содержится хвала какому-либо святому, или пророчество о предстоящем великом событии.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3

Другие книги автора