bannerbanner
Случайности не случайны
Случайности не случайныполная версия

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

***

Британцы и индийцы, когда готовили план спасения Далай ламы, не предполагали, что восстание в Тибете придётся как раз на время проведения тайной операции. Но Мойры и Парки развернули кровопролитные события именно в эти даты.

Горели дома и машины. Разъяренные повстанцы громили китайские магазины. Улицы усеяны трупами. Люди и животные в смятении бежали куда глаза глядят. Тибет захлебнулся в крови.

Моторизированным «туристам» ничего не оставалось, как на бешеной скорости проскочить через эпицентр сражения и мчаться в Лхасу, к резиденции Верховного правителя Тибета.

Виктор двигался в колонне мотоциклистов и думал, что ему делать после обмена с Далай ламой? Куда податься? Вокруг война: полыхают дома, лачуги, целые улицы. Единственная артерия, соединяющая Тибет с остальным Китаем – это та самая национальная автомобильная трасса 219, по которой они ехали сейчас.

Китайцы, наверняка, уже объявили военное положение. С минуту на минуту сюда прибудет вооруженная до зубов Национальная армия. Англичанина-одиночку арестует первый попавшийся патруль. Обосновать пребывание в зоне военных действий будет весьма проблематично…не реально!

«Поставят к стенке, чтобы не возится…Опять паника? – одёрнул себя Виктор, – Может быть, это – шанс выбраться из этакой передряги?»

Осознанный выбор

Путники прибыли в Лхасу.

Мотоциклы приблизились к резиденции Его Святейшества. Горели факелы. Было светло, как днём. Байкеров встретили охранники и попросили ждать.

Храмовый комплекс Далай ламы воздвигнут на горе. Террасы, площадки, башни, лестницы, крепости, дворцы, замки. Архитектурное совершенство красоты и гармонии поражало воображение…

Прошло полчаса. Несколько человек, одетых во всё европейское, приблизились к мотоциклам. Охранники, на ломанном английском языке, объяснили, что эта группа людей и есть цель «географической экспедиции».

Виктор, рассматривая «европейцев», сразу понял, кто из них Далай лама. К молодому человеку, возраста Виктора, было особое отношение – почтительное. Верховный правитель Тибета был молод, высок и красив.

Натан Бернард поймал на себе его пристальный взгляд. Улыбнулся, сделал широкий жест рукой и пригласил Далай ламу к себе на мотоцикл.

Глаза юноши засветились! Он ответил улыбкой и направился к Натану Бернарду. Следом засеменила свита. Приближённые пытались что-то объяснить Верховному правителю и эмоционально отговаривали его от выбора. Но Далай лама был непреклонен! Он объявил окружению, что желает ехать только с Натаном Бернардом. Сопровождающим ничего не оставалось, как принять выбор и помочь Его Святейшеству устроиться на сидении, за спиной у Виктора.

Свита заняла пассажирские места, позади других байкеров. Мотоцикл с Далай ламой был поставлен в центр колонны. Едва успели двинуться, как показалась бортовая машина с китайскими солдатами и преградила путь. Национальная китайская гвардия пожаловала!

Между китайцами и дворцовой охраной завязался кровавый бой.

Кто-то крикнул: «Дави на газ!» и мотоциклы с рёвом ринулись в обратный путь – туда, откуда прибыли – к пограничному переходу на китайско-индийской границе.

***

За время, пока британцы выуживали Далай ламу, народный фронт Тибета добрался до пограничного поста с Индией и стёр его с лица земли– границы больше не было.

Колонна мотоциклов беспрепятственно минула Тибет, соляную пустыню и к утру была за перевалом. Дальнейший путь экспедиции продолжался на джипах.

Через неделю путники достигли Дхарамсалы, в новой резиденции тибетского правительства в изгнании. Путешествие было завершено. Цели достигнуты. Далай лама XIV доставлен в Индию.

***

На первой полосе «The Times of India» от 29 марта 1959 года была помещена статья, что в честь прибытия Далай ламы XIV в Индию, губернатор штата Пенджаб устроил торжественный приём.

На торжественном мероприятии Натана Бернарда, в числе других участников экспедиции, наградили медалью «Вир Чакра» («За героизм»).

Завод по сборке мотоциклов и мототехники

С момента появления Натана Бернарда в Шимле, консервативный ум нотариуса начал привыкать к неожиданностям, которые преподносил ему неуёмный молодой хозяин. Мистер Джонсон нисколько не удивился ни его внезапному отъезду, ни появлению фотографии на первой странице «Times», ни скорому возвращению.

Нотариус отреагировал и принял, как само собой разумеющееся, когда Бернард уже на второй день, после экспедиции, заключил договор подряда на строительство предприятия по сборке мотороллеров и велорикш со строительной компанией мистера Джексона.

Через неделю площадка под строительство цеха была расчищена. В считаные месяцы возведены стены и закрыта кровля. Заказано и получено оборудование.

– Куда Вы так спешите? – однажды спросил Джексон Натана Бернарда.

– Увеличиваю скорость оборота капитала! – ответил он.

– Вы прирожденный бизнесмен, Натан! – воскликнул мистер Джексон, – кто Ваш отец, по – профессии?

Прирождённый бизнесмен! – ответил Натан Бернард.

В июле сборочный цех начал выпускать первую продукцию, большая часть которой шла в погашение обязательств с правительством штата Пенджаб.

Стажировка Виктора подошла к концу. Дальнейший путь его пролегал по маршруту: Шимла -Дели- Каир- Лондон- Москва.

Глава 5. Почти как с Далай -ламой

Досье

В мае 1959 года начальник отдела кадров областного управления КГБ по г. Усть-Каменогорску, подполковник Исаев Руф Арсеньевич получил задание из Москвы – подготовить досье на гражданку Сергееву Таисию Ивановну, уроженку с. Александровка, Восточно – Казахстанской области.

Изучая собранные документы, Исаев не мог понять предмета интереса спецслужб к простой деревенской девушке. Этот факт настораживал подполковника. Он знал, что выполнение задания «вслепую», без ясного представления «политических» предпосылок, обычно ни к чему хорошему не приводит. Исходя из своего гигантского опыта, он был твёрдо убеждён, что исполнитель должен понимать цели и знать предысторию вопроса, чтобы качественно выполнить поручение.

Руф Арсеньевич – старый кадровый сотрудник, тридцать лет верой и правдой отслуживший на благо Родины, как никто другой понимал, что любая человеческая жизнь с её эмоциями и переживаниями, с ошибками и стремлением их исправить, неизменно должна содержать «скелеты в шкафу». Это нормально!.. Но случай с Сергеевой, судя по всему, был исключением из правил.

Все документы, добытые для досье, были, на удивление – идеальны! Но Исаев был твёрдо убеждён, что так не бывает! Но, как бы он ни старался, не смог обнаружить ни единой дурной зацепки её биографии фельдшера-акушера. Таисия Сергеева имела абсолютную оценку «отлично» по всем предметам в школе и училище. Характеристики с места работы, подготовленные совершенно посторонними, не связанными между собой людьми, словно под копирку, были с самыми хорошими отзывами.

Учёба, работа, увлечения, контакты полностью соответствовали образу советского человека- строителя коммунизма.

Единственный биографический штрих, что Таисия была внучкой дьякона, репрессированного и расстрелянного, как врага народа, вряд ли мог быть существенным и порочащим её прошлое, после ХХ съезда КПСС. К тому же, год назад дьякона реабилитировали.

Перебирая бумаги по второму кругу, Исаев наткнулся на справку, подготовленную Уколовым Д.М. – начальником военного гарнизона по г. Усть – Каменогорску, из которой следовало, что Сергеева Т.И. во время учёбы в медицинском училище в городе Усть-Каменогорске служила на пол-ставки санитаром в военном госпитале, совмещая работу с учеником 10 «а» класса средней школы № 39 г. Усть – Каменогорска, гражданином Звонцовым В.В.

«Вот это номер!» – воскликнул Руф Арсеньевич, увидев фамилию своего шефа. Почувствовав разгадку интереса спецслужб именно в этой справке, он немедленно позвонил Уколову. Начальник гарнизона рассказал романтическую историю любви сына начальника управления КГБ и гражданки Сергеевой Т.И.

Тем самым внёс абсолютную ясность в вопрос.

Последнее письмо

Виктор вернулся в Москву в конце июля 1959 года. Получил пачку писем от Таси и копии «своих» ответов к ней. Начал читать с последнего её письма.

Здравствуй, моя любовь, нежность, несбыточная мечта, мой ненаглядный Витенька!

Моё сердце разбивается о твои холодные, на машинке писаные слова. Не знаю, не пойму, что же случилось? Хотя… прошло так много времени в разлуке, что, наверное, мы, навсегда, потеряли друг друга.

Вчера меня засватали. Бабушка и мама дали согласие на мой брак с этим человеком. Он знает, что я люблю тебя, но уверен, что «стерпится – слюбится». Свадьба назначена на 02.08.1959 г.

У меня осталась последняя надежда, что ты успеешь забрать меня отсюда. Обещал ведь приехать в июле! Буду ждать тебя до самого последнего дня!

Твоя Тася. 02.05.1959 г.

Письмо выпало из рук Виктора.

Ильин день

Весь июль стояла засуха. Ждали дождь на Илью19, но второго августа с утра, на небе – ни облачка. Трифон почистил скотный двор, проводил коров в стадо.

Пришёл Андрей с семьёй, чтобы вместе ехать в Выдриху, на свадьбу к Тасе. Матушка повела внуков поить парным молоком, а мужики вышли за ворота в ожидании, когда бабы окончательно соберутся. Стояли – курили.

Левицкий для доставки совхозников на свадьбу и обратно, выделил бортовой ГАЗик. Люди собрались и стояли с ведрами, полными солонины и домашней выпечкой. Ждали машины и рассматривали подарки для молодых. Дядя Яша, в предвкушении радостного события, был навеселе. Сидел на табуретке, в середине дороги и развлекал собрание виртуозной игрой на гармошке. Настроение у всех было весёлое – свадебное.

В переулке показались клубы пыли. Ожидающие выстроились в очередь. Приготовились грузиться.

Оказалось, что это не ГАЗик! В переулок повернула «Победа»20. Подъехала, затормозила и остановилась у ворот дома Сергеевых. Распахнулись двери. Из машины вышел Звонцов Виктор, прежний жених Таськи. Следом появился военный и красивая дама, средних лет.

Виктор поздоровался с людьми, обратился к Трифону:

– Где Тася? Дома у них нет никого!

–Твоя Таська сегодня замуж выходит за председателя Выдрихинского колхоза. Мы на свадьбу к ним собрались, – ответил Трифон.

Евдокия Васильевна увидела нежданных гостей, всплеснула руками: «Проходите в горницу!»

Сельчане обступили кругом Виктора. Вздыхали, наперебой сочувствовали: «Что же ты, парень! Такую девушку упустил! Сколь лет тебя ждала! Ни на кого ни разу не посмотрела! Гришка сам ей навязался!»

Виктор стоял в центре толпы, в лице ни кровинки. Взглянул прямо в глаза брату Таси и попросил:

– Я люблю её, и она любит меня! Трифон, помоги вернуть Тасю! Век такой помощи не забуду!

Трифон молчал. Стоял. Думал.

– Что, Трифон Аникеевич, свадьбы- то, видать, не будет? – остановил игру на баяне дядя Яша.

– Свадьба – будет! – твёрдо ответил Трифон. И тут же скомандовал Виктору и брату своему, Андрею:

– Живо в мотоцикл!

Кто-то из народа деловито изрёк: «Ну, готовься, земляки, вместо гулянки, кажись, будет у нас знатная драка!»

Евдокия Васильевна воскликнула: «Люди добрые, да ведь они поубивают друг друга, с Григорием-то! Сынок, Триша! Не пущу-уу!»

Но было поздно!

Трёхколесный «Урал» летел в пыли проселочной дороги к пешеходному мосту, через Убу: «В круголя не успеем! Напрямки – всего-то десять километров!» – прокричал Трифон, сквозь рёв мотора.

Бревенчатый мост через реку узкий – шириной не более чем разминуться двум встречным людям. Его, как временный переход из Александровки в Выдриху ставили на лето. Зимой ходили по льду. Чтобы мост не унесло весенним половодьем, ближе к заморозкам, его вытаскивали на берег. Сооружение не только обеспечивало возможность быстро добраться до ближайшего села, но и было излюбленным местом деревенской детворы: с него ныряли, ловили рыбу, на нём загорали.

Высадив пассажиров, и разогнав ребятишек, Трифон потихоньку поехал по брёвнам моста. Виктор и Андрей следом шли пешком. Вдруг одна из лесин, сорвавшись со скобы, отошла от общего массива. Колесо люльки, в мгновение ока, оказалось в воде, и грозило потащить за собой мотоцикл, вместе с водителем.

Все трое, как по команде, правильно сориентировались. Трифон соскочил с седла и подтянул руль на себя. Виктор и Андрей, в чём были, прыгнули в реку, и принялись поддерживать колесо снизу. Кто-то из них, чудом, нащупал ногой дно, получил спасительную опору, и приподнял люльку вверх.

Мотоцикл миновал мост и продолжил путь. На всех парах влетел в Выдриху. Подкатил к фельдшерскому пункту, с обратной стороны которого, последние три месяца, жила Тася.

Настоящая свадьба

«Успели, Слава Богу!» – облегченно выдохнул Трифон, когда увидел распахнутую дверь жилища.

Комнатушка была полна народу. Дым коромыслом. Готовились к свадьбе. Появлению Трифона никто не удивился: Сергеевых давно поджидали.

– Тася, подойди ко мне, милая!» – позвал сестру Трифон, – скажи, любишь ли ты жениха?

– Я Витю своего люблю! Только какое это имеет теперь, значение? – со слезами ответила Тася.

– Ты сестренка, моя дорогая, выйди на улицу и поймешь, какое это имеет значение! – едва успел договорить он, как она, стремглав, бросилась во двор.

Все поспешили за ней.

Мокрый, весь в пыли и грязи, счастливый Виктор обнимал Таську.

Трифон стоял на крыльце. Курил. Смотрел то ли на них, то ли куда-то вдаль. Думал о вечных вещах, на которых держится жизнь человеческая. О том, что насильно никого осчастливить нельзя. У людей должна быть свобода выбора. Брак – это не тюрьма. Люди должны любить и быть любимыми.

Агафья Емельяновна смотрела на дочь со слезами.

– Ну, надо же, Виктор-то, успел, приехал…Трифон, что ты наделал?! Увезет он теперь доченьку, золотку мою единственную, в свою Москву!» – произнесла она, расплакалась и ушла внутрь избы.

– Григория Васильевича жалко! Человек хороший, – молвила Пистимея Васильевна, глядя на внучку с женихом.

– Чего его жалеть? Он что, инвалид? – вступил в беседу Трифон Аникеевич, – найдёт себе другую невесту, которая будет его любить… Наоборот, повезло Григорию, что всё кончилось, не начавшись. Мог искалечить жизнь и себе, и Таисии. Всё правильно произошло! Как надо!

– Неудобно всё-таки получилось, с Григорием-то! – растерянно продолжала Пистимея, – Таисии, наверное, нужно повиниться перед ним.

– Не в чем, и не перед кем Таисии виниться, тетка Пистимея, – возразил Трифон, – при мне вся эта история разворачивалась! Тася в первый день сказала ему, что у неё есть жених. Это он развёл… бурную деятельность. Сам влез, куда не звали… Но отношения с ним поправить надо – это да.

Трифон надел кепку, подошёл к мотоциклу и продолжил диалог:

– Андрей Аникеевич останется здесь и утрясёт с Григорием все дела… Он у нас парторг, значит, дипломат. Ему это и по должности положено. Да и глядишь, побоятся местные с парторгом-то драться – представитель власти! Я увезу Виктора с Таисией отсюда, от греха подальше. Сегодня – их день…Матушка моя – Евдокия Васильевна–принимает у нас дома родителей Виктора. Другая свадьба нас ждёт, настоящая, по любви. Поспешите!.., – сказал Трифон Аникеевич.

Завёл мотоцикл и повёз молодых тем же путем, через пешеходную переправу.

Начался ливень. Он хлестал, растворял горечь расставаний и ожиданий. Всё кончилось, Слава Богу! Дождь – это хорошо! Дождь – это на счастье!

***

В районном Александровском загсе субботний рабочий день подходил к концу. Трифон обратился к заведующей:

– Зарегистрируй, ради Бога, Татьяна Ерофеевна, брак этих вот молодых! Я свидетелем буду! Иначе они ещё сто лет будут себя испытывать – холостыми ходить, пока не состарятся!

Новость, что Трифон Аникеевич привёз из Выдрихи «настоящих» молодожёнов, а похищение невесты обошлось без драки, вмиг облетело всю Александровку. Во дворе дома молодожёнов ожидал пир.

Тосты, звонкие крики «горько» не стихали на свадьбе Виктора и Таисии Звонцовых. Развернулось народное гуляние.

Ближе к ночи присутствие жениха и невесты потеряло актуальность. Разгулявшееся веселье существовало само по себе и не нуждалось в главных героях. Агафья Емельяновна прошептала дочери, что постелила им на сеновале, и жених с невестой сбежали от застолья.

Их встретила поветь, с пьянящим ароматом душистых трав, прогретых теплом уходящего лета.

Два сердца бились в ночи, тела впивались друга в друга с непостижимой жаждой и жадностью. Наступало короткое забытье, но тут же сменялось новым жарким отчаянным желанием…

Они не слышали, как в сарае сопел теленок, проснулись куры, пропел петух.

Рассвет. Вставало солнце. Багрянцем покрывался восток. Таинство брака – священный постулат слияния двух душ воедино, божественное превращение мужчины и женщины в одного человека – произошло! Сделан шаг к цели, во имя продолжения жизни вечной!

Наступило первое утро новой жизни.

В оформлении обложки использована авторская работа Полтараниной Дарьи Дмитриевны,@d.poltaranina, ИП Полтаранина

Примечания

1

Речь В.В. Путина, посвящённая 95 -летию нелегальной внешней разведки РФ.

2

Википедия: Кержаки́ – этноконфессиональная группа русских. Представители старообрядчества. Носители культуры северорусского типа. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области.

3

Мелководный (глубина до 1,5 – 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.

4

Крупнейший производитель обуви в Советском Союзе

5

районный союз потребительских обществ –предприятие советской торговли

6

Википедия: Тазовое предлежание плода – продольное расположение плода в матке с обращенными ко входу в малый таз ножками или ягодицами

7

Оболочка плода у беременных

8

Помещение под навесом на крестьянском дворе

9

Крайняя доска при продольной распилке бревна, с одной стороны, выпуклая.

10

Продукт, получаемый в процессе сепарирования, после отделения сливок из цельного молока

11

Советское хозяйство. Совхозники являлись государственными работниками, им платили заработную плату и выдали паспорта

12

Рабочий кооператив

13

Коренник – центральная лошадь

14

Седьмая и последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе

15

Википедия по запросу: Далай – лама

16

Википедия: «Британская жемчужина Востока»

17

Википедия: Элвис Пресли –  американскийпевец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. В США также известен как «король рок-н-ролла» (или просто «король» – The King).

18

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тибетский_буддизм

19

Ильин день – 02 августа по православному календарю.

20

Легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 годах.

На страницу:
6 из 6