bannerbanner
Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток
Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток

Полная версия

Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8
5) Господство гиксосов

Непосредственное правление гиксосские фараоны осуществляли только на севере. На юге, в Фивах, во все время их владычества царствовала своя собственная XVII династия (1650–1552 гг. до Р.Х.), иногда подчинявшаяся гиксосам, а иногда воевавшая с ними.(Еще южнее, возможно в Куше, в 1650–1540 гг. правила загадочная, XVI династия, как можно предположить, имевшая гиксосское происхождение). Среди потомков Шалика наиболее могущественными фараонами были Хиан (1612–1592 гг. до Р.Х.) и Апопи I (1592-? гг. до Р.Х.). Их владения простирались от первых нильских порогов на юге, до Евфрата на севере и включали в себя кроме Египта Сирию и Палестину. Приемники Апопи I не сумели сохранить это влияние. При Апопи II (?-1551 гг. до Р.Х.) гиксосам пришлось иметь дело с возросшим могуществом фиванских фараонов. Ок. 1552 г. до Р.Х. фиванцы взяли столицу гиксосов Авар и изгнали захватчиков из Египта.

6) Семнадцатая династия

Судя по бедным памятникам XVII в. до Р.Х., фиванские правители поначалу влачили весьма жалкое существование. Но постепенно силы их окрепли, и в первой половине XVI в. до Р.Х. они смогли возглавить национальную борьбу египтян против захватчиков. Война началась при фараоне Секненре-Таа II (1573–1558 гг. до Р.Х.), который выступил против гикосского фараона Апопи II, но потерпел поражение и сам погиб в бою. Его сын Камос (1558–1552 гг. до Р.Х.) тем не менее решил продолжать борьбу. Как следует из царской надписи в храме Амона, фараон созвал сановников и объявил, что не в состоянии дальше делить власть над Египтом с гиксосами и намерен освободить страну от иноземного ига. Однако вельможи отклонили царский призыв к войне с севером. Не встретив поддержки со стороны сановников Камос наперекор им «по приказу» бога Фив Амона все-таки выступил против поработителей, и успех за успехом вел его начинания. Прежде всего он разгромил союзника гиксосского царя князя Тети. Потом нанес поражение самим гиксосам. Их фараон Апопи II отступил в свою столицу Авар. Египтяне начали осаду города, не смогли его захватить, но зато предали разгрому все его окрестности. Вообще, Камос предстает перед нами в своих надписях безжалостным мстителем: он приказывает смести с лица земли дружественные азиатам города и страшно опустошает среднюю часть страны. Апопи II умолял о помощи другого гиксосского царя, правившего в Куше, но поддержка с этой стороны так и не пришла. Камос с триумфом возвратился в Фивы, где его встретил ликующий народ. Вскоре после этого он умер. Его дело завершил брат Яхмос (1552–1527 гг. до Р.Х.), который считается основателем XVIII династии.

Интерлюдия 6. Иероглифическое письмо

Когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т. п.). Поэтому уже на ранней стадии истории письма в число пиктограмм стали входить особые условные значки, обозначающие определенные понятия (например, знак скрещенных рук символизировал обмен). Такие значки называются идеограммами.

Идеографическое письмо возникло из пиктографического, причем можно вполне отчетливо представить себе, как это произошло – каждый изобразительный знак пиктограммы стал все более обособляться от других и связываться с определенным словом или понятием, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился, что примитивные пиктограммы утратили свою прежнюю наглядность, но зато обрели четкость и определенность. Процесс этот занял долгое время, быть может, несколько тысячелетий. Высшей формой идеограммы стало иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте.



Египетские иероглифы – пример высокоразвитого идеографического письма. Знаки обозначали не только предметы и действия, но также сложные абстрактные понятия, признаки предметов и признаки действий.

Позже иероглифическая письменность была широко распространена на Дальнем Востоке – в Китае, Японии и Корее. С помощью идеограмм можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен. Каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Реально на это уходило несколько лет постоянных упражнений. Поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Любая развитая идеографическая письменность содержит в себе элементы слогового письма. Например, в Древнем Египте наряду со значками, обозначавшими целые понятия и слова, существовали и другие знаки, обозначавшие слоги и даже отдельные звуки. Потребность в таких знаках очевидна, так как не все можно выразить в виде изображений (прежде всего это касается личных имен). В этих случаях египтяне превращали слова-иероглифы в буквы-иероглифы, из которых и составлялись слова, подлежащие передаче на письме согласно их звучанию. Например иероглиф хт – изображение дома – сделался двухбуквенным иероглифом, обозначающим звук [хт], иероглиф мн – изображение шахматной доски – стал иероглифом, обозначающим два звука [мн] и т. д. На первых порах значение фонетических иероглифов было вспомогательным, но со временем их роль все более возрастала и в последние века существование египетской письменности значение фонетических иероглифов стало господствующим. Но к чисто фонографическом письму (то есть, такому, где каждый знак обозначает отдельный звук или букву) египтяне так и не перешли. Это важное усовершенствование было сделано в письме других народов.


Имена царей «Птолемей» и «Клеопатра», записанные иероглифами. Каждый знак обозначает отдельную букву.


Люди далеко не сразу научились членить свою речь на простые элементы – звуки (фонемы). Гораздо легче речь делится на отдельные слоги. Поэтому во 2 тыс. до Р.Х. сложилось несколько видов письма, в которых каждый знак обозначал отдельный слог (это письмо называется слоговым; классические примеры его – критское (минойское) письмо и письмо майя).

Интерлюдия 7. Боги Древнего Египта

В каждом египетском номе складывался свой пантеон и культ богов. Вокруг них формировались местные циклы мифов. В дальнейшем почитание некоторых божеств сделалось общеегипетским. Другие сохранили сугубо местное значение. Часто бывало и так, что к одному и тому же божеству в разных номах существовало различное (иногда до противоположности) отношение. Вследствие этого, дошедшие до нас сказания о египетских богах представляют из себя причудливое собрание мифов, не связанных между собой единством сюжета и действующих лиц. Это – не фрагменты некоего грандиозного целостного произведения, а отдельные повествования.

Борьба правителей отдельных номов завершилась образованием двух государств – Нижнего Египта (район нильской дельты) и Верхнего Египта (Южная часть нильской долины). В конце 4 тыс. до Р.Х. один из фараонов (царей) Верхнего Египта завоевал Дельту. Кто был этот царь – не известно. Можно утверждать только, что победители почитали верховным богом Гора, а побежденные – Сета. В результате Гор в позднейших общеегипетских мифах стал наделяться всеми возможными добродетелями, а Сет превратился в злобного бога пустыни, носителя зла.

В последующие века могущество фараонов неуклонно возрастало. В XXVII–XXVI вв. до Р.Х., в годы правления Третьей династии, оно сделалось абсолютным. Разбирая религиозные представления этой поры, следует помнить, что отношения к фигуре царя в глубокой древности существенно отличались от тех, что бытуют в наше время. Фараон для жителей Египта был не просто человеком, обличенным высшей государственной властью. Его воспринимали как воплощение бога, как сына бога или даже как подлинного живого бога. В руках фараона сосредотачивалась власть не только над людьми, но и над стихиями. Поэтому с личностью фараона связывалось множество магических обрядов, от которых напрямую зависело благополучие страны и народа. Он совершал торжественный обход белой стены Мемфиса, предохраняя Египет от вражеских козней. Весной фараон проводил первую борозду плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом о начале разлива. Зримым подтверждением колоссального могущества фараонов по сей день остаются знаменитые египетские пирамиды, строительство которых началось при правителях Третьей династии. Погребая под этими исполинскими сооружениями своих умерших владык, современники старались и после смерти обеспечить для них существование достойное бога.

На основании материалов, полученных в результате раскопок, мы имеем достаточно точные сведения о том, как представляли себе египтяне потустороннюю жизнь. Они верили, что человек помимо физического тела (оно называлось хат – этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Прежде всего с телом особым образом был связан ка – духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что ка мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обитало в ка и обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что по природе и веществу оно было эфирной субстанцией. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни и при его возвращении в тело, оно оживало. После смерти фараона тело его пребывало в преисподней, ба – на небе, куда, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни – Солнцем-Ра, а дух ка жил в гробнице. В следствие этого, основной целью заупокойного ритуала являлось магическое воскрешение хат умершего. Для этого следовало, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице, а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее. Все это достигалось мумификацией трупа, сооружением гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.

Строительство гробницы было главной заботой тех египтян, средства которых позволяли иметь собственный вечный дом. Фараоны начинали строить пирамиду с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. Поэтому надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а – домом. Художники и скульпторы стремились изобразить на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг. На стенах тянулись красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; живопись воспроизводила виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.

Боги играли в жизни египтян огромную роль. Многочисленные изображения в гробницах и храмах, а также позднейшие тексты вводят нас в пестрый и яркий мир египетских мифов. Наиболее значительные из них – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Они дошли до нас в нескольких редакциях, наиболее древняя из которых – мемфисская.

Считалось, что изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Творцом всего сущего в Мемфисе считали Птаха. В другом важном центре – Гелиополе (сами египтяне называли этот город Иуну) эта роль отводилась поначалу Атуму, а потом – Ра.

Нун. Этот египетский бог один из древнейших и наиболее загадочный. Принято считать, что Нун олицетворял первородный водный хаос, из которого произошло все сущее, а прежде всего – божества. В нем соединялись три ипостаси: творца Вселенной, отца богов и духовной силы. В некоторых мифах Нун обретает облик первого бога, сотворившего свою жену Наунет, олицетворявшую небо. Этой парой богов были рождены другие боги. Нередко Нуна называли «отцом богов».

Птах. Относился к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем Мемфиса. В период Древнего царства он считался главным богом Египта. Мемфисцы верили, что он породил богов, создал города, основал храмы и учредил жертвоприношения. Позже Птаха отождествляли со многими другими богами, прежде всего с Нуном. Обычно его изображали в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем все его тело, кроме кистей рук. Он считался покровителем ремесел, искусств, а также богом истины и справедливости.

Атум. В раннем гелиопольском цикле Атум – бог солнца и создатель мира. Его изображали человеком с двойной короной на голове и награждали эпитетом «владыка обоих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта. Согласно мифу, Атум «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса – Нуна (которого иногда называют отцом Атума) как первозданный холм. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов близнецов воздух – Шу и влагу Тефнут, от которых произошли земля Геб и небо Нут. Впоследствии Атум стал рассматриваться как одна из ипостасей бога Ра. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем.

Египтяне почитали несколько солнечных богов. Утреннее солнце они называли Хепри. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее – Атум. Сам по себе солнечный диск именовался особо: Атон. Скорее всего эта множественность объясняется наложением друг на друга различных традиций. Наиболее известный солнечный бог – Ра далеко не сразу приобрел первенство в небесном пантеоне. Произошло это только в середине III тыс. до Р.Х., когда возвысилась Пятая династия Древнего царства, происходящая из Гелиополя. Тогда отправление культа Ра сделалось особенно торжественным и пышным, а титул «сын Ра» стал неотъемлемой принадлежностью имени каждого фараона.

С этого времени Ра был окончательно признан создателем мира и людей. Но каким образом возник он сам? В одном из мифов говорится, что из первозданных вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя – солнце-Ра, «осветившее землю, пребывающую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».

Ра принадлежала главная роль в поддержании космического миропорядка. Существовало представление, согласно которому небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому солнце днем обтекает землю. Каждое утро Ра выплывает на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Со своей барки Ра видит все, что делается на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения, а бог мудрости Тот, являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет, отправляется в подземный мир вечного мрака и плывет со своей свитой по подземному Нилу. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами, главным из которых считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло.

Тот. Бог мудрости, счета, письма, магии и чародейства. Центром его культа считался город Гермополь (Шмун). Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса». Верили, что он владеет всеми знаниями – человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, «что возник мир». Тота изображали человеком с головой ибиса. На рисунках он часто держит пальмовую ветвь – символ его власти над временем. Ведь именно он первый выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил людей отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи. Особо почитали Тота представители интеллектуальных профессий. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Ему также принадлежала ведущая роль в культе мертвых. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков и астрологов.

Апоп. Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Считалось, что Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинал плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивал из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра неизменно выходил победителем и заставлял его изрыгнуть воду обратно.

В эпоху, последовавшую после распада Среднего царства (в XVIII–XVI вв. до Р.Х.), культ Ра стал постепенно приходить в упадок. Каждый правитель нома старался связать этот образ с местным солнечным богом. Ра стали отождествлять с Гором, Амоном, Птахом, Осирисом. Этот процесс нашел свое отражение в более поздних мифах, повествующих о том как Ра ушел на покой, переуступив свою власть более молодым богам. Рассказывают, что когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-отца и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра созвал совет богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать непокорных. На них напустили любимую дочь Ра – Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем внука – бога земли Геба (который считался сыном Шу и Тефнут) – отстранился от земных дел.

Шу. В гелиопольском цикле сын Ра, бог воздуха, разделяющий землю и небо. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которым он поддерживает небо над землей. Он также считался одним из судей над умершими.

Тефнут. В гелиопольском цикле дочь Ра, богиня влаги. Иногда ее именовали Хатор. Один из мифов сообщает, что Тефнут-Хатор поссорилась с отцом Ра, царствовавшем тогда в Египте, и в образе львицы удалилась в Нубию. В стране наступила сильная засуха. Чтобы вернуть дочь в Египет Ра послал за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они сумели увлечь ее за собой пением и танцами. Вернувшись в Египет, Тефнут вступила в брак со своим братом Шу. Засуха кончилась, природа вновь возродилась. Праздник возвращения любимой дочери Ра каждый год отмечался в Египте с большим размахом. В египетских календарях он назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила». Подобно Шу и Тоту население встречало богиню песнями и плясками.

Геб. В гелиопольском цикле воплощение земли. Сын Шу и Тефнут. Считалось, что Геб – добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода. Он также играл важную роль в заупокойном культе и считался одним судей в царстве мертвых. Одно время Геб почитался как правитель Египта. Он принял престол от Ра, а от него трон перешел Осирису.

Нут. Дочь Шу и жена-сестра Геба. В гелиопольском цикле – небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба, точнее сказать – космоса. В «Текстах пирамид» ей посвящены следующие возвышенные строки: «Могуче сердце твое…, о Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит перед тобою – ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Детьми Нут считались звезды, движением которых она управляла. Нут ежедневно проглатывала их, а потом рождала снова. Согласно одному из мифов, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх.


Богиня неба Нут, изогнувшаяся над землей – Гебом. Рисунок на папирусе. Ок. 1000 г. до Р.Х. Лондон. Британский музей.


Сехмет. Богиня войны и палящего солнца. Дочь Ра и жена Птаха. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Считалось, что Сехмет находится во время битвы рядом с фараоном и повергает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека, напустив на него болезнь. Вместе с тем, она считалась богиней-целительницей, покровительницей врачей.

Культ Геба никогда не имел в Египте такого значения как культ Ра. Гораздо большей популярностью пользовался его сын Осирис. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему, стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли». Во второй день родился Хор. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился как положено в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей). На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний – Нефтида. Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис – Исиду.

Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис унаследовал от Геба власть над Египтом. Он был мудрый правитель – следуя его наставлениям народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению. Когда Египет благодаря Осирису стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить его власти и при помощи хитрости убил Осириса.

Произошло это следующим образом. В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, к нему явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется в пору (а саркофаг был специально построен по мерке Осириса). Ничего не подозревавший Осирис лег в ящик. Сет со своими приспешниками быстро захлопнул крышку и заколотил ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако, Исида сумела разыскать саркофаг с телом мужа и спрятала его в потаенном месте в дельте Нила. Сет узнал об этом. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. С немалым трудом Исида опять собрала их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но без результата. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса.

Суд проходил на заповедном Внутреннем острове, причем Исиде запретили туда являться. Но она приняла образ старухи и подкупила перевозчика золотым кольцом, после чего тот переправил ее на остров. Здесь Исида превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну. Боги вынесли решение в пользу сына Осириса. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако Осирис не пожелал возвращаться на землю – он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.

Исида. Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила, где центром ее культа был город Буто. Тогда она рассматривалась как богиня неба, но потом, в гелиопольском цикле, эта роль перешла к ее матери Нут. В классический период Исида считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды, ветра и магии. Она в совершенстве владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны были служить надежной защитой для тех, кому она покровительствует. Популярность магии в египетском обществе сопровождалась широким распространением культа Исиды. Почти на всех магических предметах – амулетах – ставилось ее имя. Хотя Исида действует во многих мифах, наиболее значительную роль она играет в цикле, связанном с Осирисом. Отношение Исиды к Осирису и Гору считалось в Египте, а затем и в античном мире, поучительным примером семейных добродетелей. На протяжении многих поколений на Исиду смотрели как на идеал любящей жены и матери. Любопытно, однако, что такое восприятие богини сложилось не сразу. Сохранилось глухое воспоминание об Исиде, выступающей на стороне Сета, которого она защищает как своего брата и кровного родственника. В этом варианте мифа Гор, разъяренный предательством матери, отрубает ей голову.

На страницу:
7 из 8