bannerbanner
Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток
Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток

Полная версия

Человечество: История. Религия. Культура Первобытное общество Древний Восток

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8

Что до носителей палеобалканских языков, то от последних вскоре отделились фракийцы (заселяли северо-восток Балкан и земли, прилегающие с запада к Чёрному морю). Потом выделились греки, близкие к ним по языку и культуре македонцы и проживавшие на территории будущей Македонии бриги.

В XIII веке до Р.Х. бриги (известные по ассирийским источникам как мушки) переселились в Малую Азию и дали начало фригийцам. Часть бригов двинулась дальше, на Армянское нагорье, заселенное в то время урартами, хурритами и лувийцами. Пришельцы этнически растворились среди аборигенов, но сохранили свой язык. На этой сложной основе к VI в. до Р.Х. сформировались армяне.

6) Древнеевропейцы

Прародиной всех древнеевропейцев была область к северу от Альп в центральной Европе между Рейном и Дунаем. Между 1800 и 1500 гг. до Р.Х. от них отделились италики. Они мигрировали за Альпы на территорию Апеннинского полуострова двумя волнами: сначала переселились протолатины (предки фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров, сикулов и др.), а потом, несколькими веками позже, – носители умбро-оско-сабелльских языков.

Вероятно, чуть позже италиков от древнеевропейцев отделились иллирийцы, заселившие северо-западную часть Балканского полуострова.

В бронзовом веке (не позже 1200 г. до Р.Х.) обособились балты, заселившие обширную область, простиравшуюся от юго-восточного побережья Балтийского моря на западе до Среднего Поднепровья и верховьев Оки на юге и востоке.

В первой половине 1 тыс. до Р.Х. началось расселение кельтов (примерно в VII в. до Р.Х. они заняли Галлию и Британские острова, в VI в. до Р.Х. – Иберийский полуостров, в V в. до Р.Х. распространились на юг, перешли Альпы и вторглись в Северную Италию).

Вплоть до начала 1 тыс. до Р.Х. сохранялось единство северных древнеевропейцев, завершившееся около VII в. до Р.Х. с разделением их на германцев и славян.

Интерлюдия 11. Металлургия меди

Переход от каменных орудий к металлическим имел колоссальное значение в истории человечества. Пожалуй, никакое другое открытие не привело к таким значительным общественным сдвигам.

Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь. Постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зеленые или зеленовато-серые куски самородной меди. В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда (куприт). Поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом. Вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка ее твердость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. Таким образом вошли в употребление приемы холодной обработки металла или примитивной ковки. Затем было сделано другое важное открытие – кусок самородной меди или поверхностной породы, содержавшей металл, попадая в огонь костра, обнаруживал новые, не свойственные камню особенности: от сильного нагрева металл расплавлялся и, остывая, приобретал новую форму. Если форму делали искусственно, то получалось необходимое человеку изделие. Это свойство меди древние мастера использовали сначала для отливки украшений, а потом и для производства медных орудий труда. Так зародилась металлургия. Плавку стали осуществлять в специальных высокотемпературных печах, представлявших собой несколько измененную конструкцию хорошо известных людям гончарных печей. Вообще говоря, медь мягкий металл, сильно уступающий в твердости камню. Но медные инструменты можно было быстро и легко затачивать. (По наблюдениям С. А. Семенова при замене каменного топора на медный скорость рубки увеличивалась примерно в три раза.) Спрос на металлические инструменты стал быстро расти. Люди начали настоящую «охоту» за медной рудой.

Оказалось, что она встречается далеко не везде. В тех местах, где обнаруживались богатые залежи меди, возникла их интенсивная разработка, появилось рудное и шахтное дело. Как показывают открытия археологов, уже в древности процесс добычи руды был поставлен с большим размахом. Например, вблизи Зальцбурга, где добыча меди началась около 1600 г. до Р.Х., шахты достигали глубины 100 м, а общая длина отходящих от каждой шахты штреков составляла несколько километров. Древним рудокопам приходилось решать все те задачи, которые стоят и перед современными шахтерами: укрепления сводов, вентиляции, освещения, подъема на гора добытой руды. Штольни укрепляли деревянными подпорками. Добытую руду плавили неподалеку в невысоких глиняных печах с толстыми стенками. Подобные центры металлургии существовали и в других местах.

Интерлюдия 12. Колесо и повозка

Одним из величайших открытий в истории человечества было изобретение колеса. Считается, что его прообразом, возможно, послужили катки, которые подкладывались под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Может быть, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел. Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно и его не заносило в сторону. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными. Таким образом получилось приспособление, которое теперь называется «скатом». В ходе дальнейших усовершенствований в этом направлении от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось. Позднее их стали изготовлять отдельно, а затем жестко скреплять между собой. Так было открыто колесо в собственном смысле этого слова и появилась первая повозка. В последующие века множество поколений мастеров потрудились над усовершенствованием этого изобретения.



Первоначально сплошные колеса жестко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При качении по ровной дороге такие повозки были вполне пригодны для использования. Но на повороте, когда колеса должны вращаться с разной скоростью, это соединение создает большие неудобства, так как тяжело груженая повозка может легко сломаться или перевернуться. Сами колеса были еще очень несовершенны. Их делали из цельного куска дерева. Поэтому повозки были тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно и обычно в них запрягали неторопливых, но могучих волов. Одна из древнейших повозок описываемой конструкции найдена при раскопках в Мохенджо-Даро.


Повозка со сплошными деревянными колесами. Индия. 3 тыс. до Р.Х.


Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок – вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Каждое из них составило эпоху в жизни человечества. Их совокупное воздействие на жизнь людей было так велико, что без всякого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и «на колесах» она помчалась в несколько раз быстрее.


Древняя повозка-платформа. Крит. 2 тыс. до Р.Х.


Интерлюдия 13. Керамика. Гончарный круг

Пластические свойства глины были известны человеку уже в глубокой древности. Она легко мялась и под умелыми руками быстро принимала такую форму, которую было очень трудно или даже невозможно придать другим известным материалам. Тогда же было обнаружено, что глиняные изделия после обжига их в огне удивительным образом меняют свои свойства – обретают твердость камня, водонепроницаемость и огнестойкость. Все это сделало глину наиболее удобным сырьем для изготовления посуды и кухонной утвари.

Как и все ремесла техника керамики прошла долгий и сложный путь. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множества их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали примешивать различные добавки, улучшающие качество изделий (например, крупный или мелкий песок). Одновременно древние гончары осваивали различные способы лепки. Придать куску сырой глины форму кувшина или, хотя бы, простого горшка было нелегко. Обычно гончар, взяв комочек глины, путем выдавливания средней его части и осторожного сдавливания боков, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки. В конце концов выходил грубый сосуд, пригодный после обжига на костре к приготовлению в нем пищи.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным. Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Потом пришли к мысли, что процесс лепки значительно упроститься, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой – так был изобретен простейший ручной гончарный круг. Он представлял собой диск, углубленный посередине примерно на половину своей толщины. Своим углублением диск насаживался на выступавший и несколько закругленный конец деревянного стержня, плотно укреплявшегося в земле. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное в общем приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня настоящего искусства. Благодаря нему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который вошел в употребление во 2 тыс. до Р.Х. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки. Основные отличия нового круга были следующие. Веретено (ось вращения) было удлинено. Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена).

Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении. Наконец, к нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята.


Гончарные круги: неподвижный, ручной и ножной.


Одновременно с усовершенствованием гончарного круга шло усложнение техники обжига глины. В древности обжиг производился прямо на открытом огне при температуре в 300–400 градусов. Позже его стали производить в специальных печах. Уже первые примитивные печи позволяли вдвое увеличить температуру нагрева. Частички глины стали лучше сплавлялись друг с другом, прочность изделий заметно возрастала. На смену прежним толстостенным сосудам приходят сосуды с тонкими как яичная скорлупа стенками (до 3 мм). Изобретение печей имело огромное значение для истории техники, так как положило начало сооружению высокотемпературных устройств, получивших затем распространение и в других отраслях хозяйства (прежде всего в металлургии). Печь строилась следующим образом: из тонких стволов делали деревянный каркас, который обмазывался толстым слоем глины, только местами оставляя небольшие отверстия. Этот каркас ставили над углублением, представлявшим собой место для разжигания костра. От сильного огня деревянные части сгорали, а глина обжигалась и образовывала плотный под с отверстиями. При обжиге под и стенки печи раскалялись до красна и тоже начинали излучать жар. Благодаря концентрации тепла внутри печи температура в ней могла подниматься до 800 и даже до 900 градусов.


Гончарная печь для обжига.


Интерлюдия 14. Пиктографическое письмо

Нет нужды говорить о том, какое великое значение в истории человечества имело изобретение письменности. Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы существовать.


Сообщение эскимоса-охотника об удачной охоте. Пример простейшего пиктографического письма.


Первые формы письменности в виде особым образом начертанных знаков появились около 4 тысяч лет до Р.Х. Но уже задолго до этого существовали различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных систем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Например, древние инки изобрели оригинальную систему «записи» с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде «письмо» посылалось адресату.

Существует мнение, что инки с помощью их «узелкового письма» научились фиксировать свои законы, записывали хроники и стихи. «Узелковое письмо» отмечено и у других народов – им пользовались в древнем Китае и Монголии.



Письменность в собственном смысле слова появилась лишь после того, когда люди для фиксации и передачи информации изобрели особые графические знаки. Самым древним видом письма считается пиктографическое. Пиктограмма представляет собой схематический рисунок, который непосредственно изображает вещи, события и явления, о которых идет речь.

Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов.

Интерлюдия 15. Плуг

На протяжении нескольких тысячелетий земледелие оставалось мотыжным. В тех областях, где почвы были мягкими (например, в долине Нила или Месопотамии), мотыгой можно было хорошо возделывать поле. Поэтому земледелие здесь стало бурно развиваться еще в глубокой древности. Однако производительность труда земледельца была незначительной. К тому же столь благоприятные условия являлись редким исключением. Обычно крестьянам приходилось подымать целинные луга, поросшие многолетними травами, с мощным переплетением корней. Для человека, вооруженного одной мотыгой, эти почвы были трудным, часто непреодолимым препятствием. Ощущалась нужда в таком орудии обработки земли, с помощью которого можно было бы не вскапывать, а подрезать пласты дерна снизу. Этим орудием и стал в конце концов плуг.

Плуг развился из особого инструмента древних земледельцев, которое современные ученые окрестили «бороздовой палкой». С помощью этой палки земледелец прокладывал в поле борозды, делящие его на гряды.

Отличительной чертой этих палок была рабочая часть, направленная под острым углом к рукоятке. Использование их подало мысль древним земледельцам, что почву можно обрабатывать не копанием, как это делалось раньше, а волочением. Тогда, видимо, и появился прообраз плуга – раздвоенная палка с заостренным концом (здесь уже видны в зародыше дышла и лемех). Впрягшись в такое устройство, земледелец тащил его за собой, проделывая борозду. Конечно, использовать такое орудие можно было лишь на очень мягких почвах, уже взрыхленных многолетней обработкой, где не было ни камней, ни дерна. Для того, чтобы пахать более твердые почвы, необходимо было усилить давление на лемех. Так была изобретена рукоятка.


Различные типы «бороздовых палок» – предшественники ранних плугов. (4 тыс. до Р.Х.).


Дальнейшее усовершенствование "бороздовых палок" можно наблюдать в одном древне-ассирийском памятнике. Это был уже в полном смысле плуг, имевший все три его основные части: дышло, лемех и рукоятку. В такой форме он требовал двух работников: один тащил плуг, а другой направлял его и держал в земле. Все первые плуги приводились в движение силой человека. Разумеется, крестьянина тяготила такая работа и, спустя некоторое время, он стал запрягать в плуг быков. Поначалу люди просто привязывали плуг к рогам волов, позже появились ярмо и примитивная упряжь. Скорость обработки земли сразу возросла в несколько раз, а сама работа облегчилась.


Пахота плугом с помощью людей в Древнем Египте.


Первые плуги изготовлялись из корневищ дуба, бука, клена и некоторых других деревьев и представляли собой цельные куски дерева. Затем лемех стали укреплять металлом.


Ранние плуги, обнаруженные в торфяниках Ютландии и Германии.


Распространение плуга произвело кардинальный переворот в земледелии. Плужное земледелие преобразовало сельское хозяйство, явилось его высшим достижением и в немалой степени способствовало возникновению многих цивилизаций Старого Света. Преимущество плужного земледелия перед мотыжным было настолько очевидно, что в представлении древних людей его изобретение было делом богов. Египтяне считали плуг даром Осириса, греки – Афины-Паллады, индийцы – Агни, в Китае – божественного Шенпунгу.

II. Египет

1. Древнее царство

1) Додинастическая эпоха

Начало египетской истории теряется в глубине веков. Ее события можно восстановить лишь приблизительно и в самых общих чертах. Предками древних египтян, вероятно, были племена, родственные позднейшим берберам. Но, вообще говоря, вопрос этот сложный и далеко не разрешенный. По мере высыхания североафриканских степей и превращения их в бесплодную пустыню, их обитатели заселяли долину Нила, единственное место, где было возможно земледелие. В 4 тыс. до Р.Х. здесь образуются первые государства, об истории которых нам ничего не известно. Немного больше сведений о следующем периоде, когда страна делилась на две части – Нижний (район Дельты и Приморья) и Верхний (Южный) Египет. Сосуществование их было очень долгим, по край ней мере, совершенно отчетливое воспоминание об этой эпохе сохранилось у египтян и много веков спустя. В конце 4 тыс. до Р.Х. один из фараонов Верхнего Египта завоевал Дельту. Кто был этот царь – не известно. Древнейшая дошедшая до нас древнеегипетская летопись, так называемый Палермский камень, содержит в себе имена трех последних царей додинастической эпохи: Скорпиона, Ка и Нармера, но все они изображены с венцами Верхнего и Нижнего Египта, то есть уже как владыки всей долины Нила. Столицей этих царей, по свидетельству Манефона, был город Тин (позже здесь действительно открыли царские гробницы – древнейшие из всех найденных по сей день на территории Египта).

2) Первые четыре династии

Основатель I исторической династии (2950–2770 гг. до Р.Х.) Аха (Мин древнегреческих авторов) перенес столицу из города Тина во вновь отстроенный Мемфис. Его приемники, судя по всему, были могущественными царями, которые не только безраздельно владели всем Египтом, но и вели завоевательные войны в Нубии (так называлась область, располагавшаяся выше по течению Нила, на территории современного Судана). Наивысший расцвет царство пережило при фараоне Дене, правившим более тридцати лет. При его приемнике Аджибе видны еже следы упадка (его гробница самая убогая).

При последнем фараоне II династии (2770–2640 гг. до Р.Х.) Хасехемуи произошло мощное восстание в Нижнем Египте. Перебив до 50 тысяч повстанцев, Хасехемуи окончательно объединил страну в единое целое.

Об обстоятельствах, приведших к власти III династию (2640–2575 гг. до Р.Х.), нам ничего не известно. Несомненно только, что в это время власть фараона в Египте делается абсолютной и ничем не ограниченной. Одно из прямых подтверждений тому – пирамиды, возведение которых начинается как раз в это время. Как гласит традиция, первой из них стала ступенчатая пирамида Джосера, первого фараона III династии. (О мудрости, справедливости и могуществе этого царя египтяне вспоминали и много столетий спустя). Такие же ступенчатые пирамиды имели и приемники Джосера Сехемхет и Хаба. О политической жизни этой эпохи никаких сведений не сохранилось.

Высочайшего могущества Древнее Египетское царство достигло при фараонах IV династии (2575–2465 гг. до Р.Х.). От ее родоначальника Снофру (2575–2551 гг. до Р.Х.) до нас дошли две пирамиды, высотой 100 и 99 м. Его приемники Хуфу (Хеопс древнегреческих авторов) (2551–2528 гг. до Р.Х.) и Хафра (2520–2494 гг. до Р.Х.) также оставили после себя огромные пирамиды.

3) Хуфу и его пирамида

Фараон IV династии Хуфу вошел в историю прежде всего как создатель самой значительной из великих пирамид с высотой 146 м и площадью основания 54300 кв. м. О сооружении этой пирамиды много лет спустя писал древнегреческий историк Геродот. Согласно ему, строительство продолжалось много лет и потребовало колоссальных средств. В поисках дополнительных доходов Хуфу наложил руку на богатства жрецов – велел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Все население было мобилизовано на строительные работы. Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы из каменоломни в Аравийских горах (через реку камни переправляли на кораблях), а другим было поручено тащить их дальше, до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч человек выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы. Сооружение же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.

В этом рассказе Геродота очевидно есть немало поэтических преувеличений. Так, судя по надписям времен Хуфу, религиозная жизнь в стране не замирала ни на один год. Точно также, ни к чему было так далеко везти камень для пирамиды. Его добывали тут же, неподалеку от места строительства. Из-за реки доставляли только белый облицовочный известняк. Но даже с этими поправками нельзя не признать, что сооружение такой огромной пирамиды было для египтян тяжелой и едва ли добровольной повинностью.

4) Конец Четвертой династии. Пятая и Шестая династии

Но сразу вслед затем начался спад пирамидного строительства. Так пирамида фараона Менкаура (2494–2471 гг. до Р.Х.) имела высоту всего 66 м, а его приемник Шепсескаф (2471–2465 гг. до Р.Х.) вовсе отказался от пирамиды и удовольствовался прямоугольным надгробием. Вместе с Шапсескафом сошло в могилу и все могущество его династии. Туринский царский список и Манефон называют в конце IV династии имена еще нескольких узурпаторов, однако следов их правления не найдено ни на одном современном памятнике.

Очевидно, в стране началась внутренняя борьба, о деталях и сути которой нам ничего не известно. По логике дальнейших событий можно предположить только, что жрецам солнечного бога Ра в Гелиополе удалось организовать свою политическую власть и сделаться достаточно сильной политической партией для того, чтобы свергнуть царствующий дом.

Следующая V династия (2465–2325 гг. до Р.Х., как можно судить по некоторым позднейшим преданиям, была прямым продолжением IV по материнской линии. Но отцом первого фараона этой династии Усеркафа (2465–2458 гг. до Р.Х.) официально считался бог Ра. При нем отправление культа Ра сделалось особенно торжественным и пышным, а титул «сын Ра» стал в дальнейшем неотъемлемой принадлежностью имени каждого фараона. Все потомки Усеркафа оставили после себя пирамиды, которые были, однако, не более чем жалкими копиями своих великих предшественниц. Но зато гробницы столичных вельмож этой эпохи напоминают своей роскошью и размерами настоящие подземные дворцы. Может быть, все это свидетельствует о постепенном ослаблении центральной власти и усилении владычества знати. По крайней мере, важнейшие государственные должности занимали теперь не родственники фараона (как бывало прежде), а представители аристократических родов.

На страницу:
5 из 8