Полная версия
Назидание Увещание Утешение
Что имел ввиду Христос, характеризуя внутреннее состояние фарисеев?
Поясним.
Оппоненты Христа видели себя исключительно праведными. Христос продолжил обличения фарисеев словами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27—28). Внутренняя сущность фарисеев сделала их неспособными к обладанию Божественной святости, ни в каком её проявлении, разве что в мнимой святости. А ведь кому как не религиозным лидерам быть на вершине святой жизни? Но нет. Гордость, зависть, напыщенная мнимая святость сделали свое губительное дело в душах подвизавшихся на служение Богу.
Возвращаясь к отношению Иисуса Христа к мытарям и блудницам понимаешь, что для обладания спасением нужно совсем иное, нежели то, что демонстрировали фарисеи, нужно лишь признание своего безнадежной греховной сущности, своей внутренней нечистоты души. В этом и есть суть покаяния. Душа способная к раскаянию, к признанию себя никчемной, обретает спасающую святость и соответственно само спасение, подобно спасшейся душе одного из распятых со Христом разбойников.
Так можно охарактеризовать первую ступень святости – спасающую святость. Эта первая ступень должна непременно перевести человека посредством освящения во Святом Духе к последующей ступени святости, которую мы охарактеризовали – праведной святостью.
2. ПРАВЕДНАЯ СВЯТОСТЬ
Теперь рассмотрим вторую степень святости.
Если в первой ступени святости достаточно было признать себя грешником, то во второй ступени мы будем говорить о начале процесса освящения (преображения) души человека. Мы нередко видим христиан стремящихся жить в соответствии со своей совестью. Такие христиане не желают обижать кого-либо, обманывать, подвергать угнетению. Они стремятся жить по Закону и Заповедям Божьим: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12). Но в душах данной категории христиан еще зиждется в немалой степени грех, проявляющийся в необузданных страстях. В борьбе между духовным и душевным, божественным и бесовским побеждает нередко последнее.
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:13—17).
Внутреннее состояние христиан второй ступени святости несут отпечаток духовного несовершенства. Это выражается в неверном поведении в обществе, в семье, в церкви и т.п.. Такие христиане допускают необузданный гнев, не контролируют свою раздражительность, скупы или напротив транжиры, лицеприятны и т.п.. «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:47—48). «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:32—36).
Такая святость далека от желаемой Истинной Святости.
3. ИСТИННАЯ СВЯТОСТЬ
Истинная святость есть добрый плод здравой духовной жизни. Сердца христиан несущих в себе истинную святость наполнены Божественным светом любви к ближнему и не только к ближнему, но и к врагу. Жизнь в истинной святости не ограничена рамками праведности, это нечто больше чем праведность, это сама любовь Божья. Чаще всего жизнь истинно святого человека сопровождается определенными внешними условиями, которые Божьим промыслом ниспосланы свыше христианину. Это бессеребреники, нестяжатели, несемейные, отказавшиеся от земных благ, имеющие лишь самое необходимое для жизни. Все что не связано с духовным, ими оставляется ради Христа. Духовная жизнь таких людей пребывает в постоянной борьбе с искушениями. Мысли, слова, деяния все направлено на борьбу с греховным злом. Все устремления направлены на исполнения Закона Божия, его изучение и изучение богословских трудов, дабы устоять в святости и не покориться дьяволу. А о постоянной молитве и говорить не приходится. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй меня грешного» не сходит с уст христианина обладающего истинной святостью.
Осознание своей греховности и своей недостойности перед Богом присуще христианину подобно состоянию апостола Павла: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех…. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:18—20,24). В этом состоянии пребывая христианин находит единственное средство в покаянии перед Богом за тяжкие свои грехи, за свое несовершенство духовное. Осознание бесчисленных грехов есть главный признак духовной жизни истинного святого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не знаю где и как обстоят дела со святостью, а у нас в Сибири можно нередко по деревням да по селам встретить истинного святого, в сторону которого народец тамошний посмеивается и глумится, а как припечет горем такого вот смехотворца и глумителя, так за советом поспешает к святому: «Помоги, отче, погибаю!» Причем в России православно-славянский менталитет не позволяет причислять самих себя к истинно святым, другое дело в западных странах или у российских протестантов, где многовековая протестантская закваска, основанная на всеобщей святости, без труда позволяет всему тамошнему народу зачислять себя в 100-процентные святые. Так и хочется проверить на святость мнящих себя столь высоко! Сподобьтесь этих «святых» принудить отдать рубашку ближнему своему! Дерзните покуситься «на их кровное, нажитое непосильным трудом»! Ни искушения, ни греха, ни духовного бессилия искоренить не могут, свои страсти человеческие таковые «святые» не замечают в себе. Разве что крупные духовные и морально-нравственные падения их заставляют призадуматься над своею греховной сущностью? И в большинстве своем те, кто причисляет себя с легкостью к святому стаду Божьему, ни на одну из трех ступеней выше нами обозначенных взойти не могут, как и фарисеи времен Христа. Ведь если задуматься вопросом: может ли человек десятки лет находиться в состоянии начальной стадии святости – спасающей святости? Образно выражаясь: может ли человек десятки лет быть подобно раскаявшемуся разбойнику – десятки лет висеть на кресте прибитым, не подтверждая своей веры добрыми делами и поступками, ибо как сказано в Священном Писании – «вера без дел мертва»? Скорее здесь, при такой духовной пассивности, просматривается мнимая святость, мнимое христианство.
Такова ситуация в реальном современном христианстве.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ
ДУХОВНОГО ПРОБУЖДЕНИЯ
Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. (Еф.5:14)
Важнейшая составляющая человеческого бытия – религиозность человеческой души. Что есть религия? Отчасти поможет нам получить ответ на этот вопрос Библейский Словарь.
Из Библейского Словаря Вихлянцева: «….всякая религия не есть сама Истина (иначе их не было бы много), но самоопределяющаяся и самодовлеющая духовная система, выдающая себя за истину (и претендующая на единственность!)». Истина же – одна, она – Христос: «Я – путь, и истина, и жизнь» (Ин.14:6) и Христианство (не религия, не строй канонов и обрядов, а принадлежность Христу) проявляется не в набожности, религиозности, обрядности, формализме, которые предоставляют огромное поле для лицемерия, обмана, идолопоклонства, а в простой, чистой, полной, детской вере в Господа и Спасителя души человеческой – в Иисуса Христа, Сына Божия. В русской Библии слово «религия» не встречается, хотя в других переводах Священного Писания (и греческий оригинал) оно встречается, например, в Деян.26:5 (русский перевод использует слово «вероисповедание»), Иак.1:26—27 (рус.-«благочестие»), Гал.1:13—14 (рус.-«Иудейство»).
Для более полного изучения вопроса связанного с обоснованием термина «религия» поставим вопрос следующим образом: Насколько душа человека должна быть религиозной, чтобы не потерять своей человечности и Божественного подобия? Ни для кого не секрет, что порою религиозные люди с избытком религиозных чувств более способны к разрушению, нежели к духовному созиданию. Стремление перенаполнить религией всё и вся вокруг себя, приводит адепта к совершенно противоположному результату – духовная ниша заполняется в немалой степени неким суррогатом духовности. А Божественная же Истина сама по себе достаточна. Религия максимально приближенная к Истине (ко Христу) и являющая собой Религию Жизни не топит творение Божие, а гармонично наполняет сосуды верующих животворя их и одаривая благостью всех окружающих. Человек же порою по своей греховной сущности делает религию чрезмерно перенаполненной, мня о своем к этому предназначению. Такая религия, смешенная с псевдорелигиозным суррогатом, способна уничтожить человека как личность, а народы повергнуть в религиозно-нравственный хаос. История человечества об этом свидетельствует не раз. Фанатичное использование сомнительной псевдо-теологической мишуры в форме бесконечных споров о том, чей религиозный праздник правильней, чья религия древнее, чье Божественное откровение новее и т. п. заводит в духовный тупик и отравляет религиозное мировоззрение немалого количества верующих.
Сегодня не редко можно наблюдать жестокость духовных лидеров, мнящих себя Истиной, то есть религией, претендующих на исключительно верное мнение. Таковые открыто используют порочные мирские методы удержания за собой власти. В религиозной среде всё чаще и чаще появляются люди способные подчинять исключительно себе чувства и мысли доверчивых христиан. Эта возросшая в современное время тенденция порождает нездоровое христианское общество. Христиане, попавшие по своей духовной незрелости под гипноз религиозных бонз, воздвигают, и притом не без своего участия, непреодолимую стену между своей душой и Богом. Догадываются ли они об этом? Христос призывает: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:29—30). Но люди желают иного ига – человеческого, рабского. И получают его. Кумиры всегда рядом. Их программа – религия духовного тупика. Верующие тяготеющие к нездоровой духовности (духовно уснувшие) становятся жертвой религиозной системы ведущей к тоталитаризму.
Для исследования проблемы связанной с возросшим количеством последователей подобной сомнительной формы религии воспользуемся анализом жизни Библейского иудействующего Савла – в будущем апостола Павла. Проведем анализ жизни Савла не затрагивая его периода жизни после обращения в христианство и соответственно не затронем святых апостольских деяний. Но детально проследим его доапостольский период служения Богу.
Несмотря на то, что мы используем в нашем Богослужении Синодальный перевод Библии, сегодня для изучения проблемы связанной с изобличением появления в массовом масштабе нездоровой религиозности воспользуемся иными переводами Библии на Книгу Деяний Апостолов. Иные переводы Библии в ряде Библейских стихов используют термин «религия» и его производные формы. Исследуем некоторые библейские цитаты с учетом замены слов в Синодальной Библии на слова из иных переводов Библии.
Деяния 26
4 Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании (В НАШЕЙ РЕЛИГИИ) учению.
Иакова 1
26 Если кто из вас думает, что он благочестив (РЕЛИГИОЗЕН), и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое (АЯ) благочестие (РЕЛИГИОЗНОСТЬ).
27 Чистое (АЯ) и непорочное (АЯ) благочестие (РЕЛИГИОЗНОСТЬ) пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Вспоминается один эпизод из жизни одного современного религиозного деятеля. В беседе с власть предержащими он хвалебно перечислял свои заслуги и заслуги своей церкви: «Мы организовываем реабилитационные центры для наркоманов!» На что собеседники, атеисты из чиновничьего сословия, отвечали тем же: «И мы работаем по подобным программам». Пастырь продолжал: «Мы восстанавливаем разрушенные храмы!» В ответ: «И мы восстанавливаем храмы». Ситуация сложилась на тот момент анекдотичная. Давно уже пора понять всем верующим, что мы христиане отличаемся от людей из мира лишь только верой в Бога и наличием обретенного, благодаря Тому же Богу, спасения. Будем откровенны, что достичь необходимого уровня святости, истинной религиозности не всем дано. Итак, нам открыт Бог, а неверующим – закрыт. Но это не означает, что деяния неверующих лишены земного смысла, лишены гуманности. Да, добрые деяния неверующих поражены грехом, так как приписываются эти деяния не Богу, а человеку. Оттого статус доброго дела неверующих сводится к нулю пред очами Божьими. Но не тоже ли самое происходит и с верующими? Выше изложенный пример этому подтверждение. Вот в ком грех-то гнездится в полной мере! Одной надеждой остается жить верующим – праведностью Христовой, которой и оправдаемся пред престолом Божьим. Но кто об этом помнит? Сегодня пустая религиозность завладевает массами душ христиан. Но все при этом довольны. Христианскому самохвальству нет предела. Никто не видит в себе греха. Пустое благочестие есть ничто иное как лжерелигия ведущая к духовному краху. Вырвать человека из этого состояния ложной религиозности может только Бог, подобно тому как Савл был изъят Христом из состояния его пребывания в той религии, а правильнее – лжерелигии, которая направляла всю его жизнь на уничтожение душ нежели на их животворение. Христианам не должно с пренебрежением относится к неверующей категории людей всех сословий от нищего до власть предержащего. Напротив религиозность истинных исповедников Бога должна животворить души всех тех, с кем свёл нас Господь Бог на земном пути. Наша религиозность не должна стать для нас некой рекламой собственной праведности. Забыть о своем превосходстве и Богоизбранности – порою единственный способ хранить себя от собственного духовного падения.
Цитаты от апостола Павла:
К Галатам 1
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе (В РЕЛИГИОЗНОСТИ), что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе (В РЕЛИГИОЗНОСТИ) более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Как часто мы сталкиваемся с современными Савлами – гонителями искренно верующих детей Божиих. И хотя методы уничтожения сегодня не такие кровавые, как в апостольские времена, но изощренностью своею современные методы достигают цели не в меньшей степени – духовно убивая и уничтожая всё то, что не подпадает под стандарты савлоподобных.
Деяния 8
1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме…
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
Современные религионеры, кичащиеся своей исключительной набожностью, способны пройтись по душам искренно верующих христиан не предполагают наличие у самих себя духовного несовершенства. Слепые вожди! Что может быть доброго и святого у таковых? Ничего.
Необходимо отметить, что для отстаивания и пропаганды религии, уверенные в своей духовной правоте, адепты нередко пользуются поддержкой своего рода, подобно Савлу: «и преуспевал в иудействе более многих сверстников В РОДЕ МОЁМ» (Гал.1:14). Но Савл подразумевал под словом «род» в большей мере единоверцев в иудаизме. Однако сегодня церковь настолько деградировала, что изощренность достижений цели достигла своего апогея. Сегодня слово «род» из вышеобозначенной цитаты трактуется буквально. Сегодня протестантские церкви передаются по монархической системе наследования – от отца к сыну, от сына к брату, от брата к племяннику. Католицизм, с его институтом папства и средневековой коррупции, просто не мечтал о таком земном «благе»! Да и централизованные организации (союзы, объединения церквей) ныне распределяются по тому же принципу. А не тоже ли самое происходило во времена атеизма и построения справедливого коммунистического общества, когда в партийной номенклатуре процветало кумовство? И нынешний век не исключение. Чем же лучше безбожного мира тогда церковь? Ничем не лучше. Все те же пороки, принципы, те же системы власти. В таких условиях церковь перерождается в синагогу сатаны. Человек становится никем, точнее рабом системы, рабом одного религиозного лидера или одного религиозного клана. Это печальный факт. Однако такова на сегодняшний день реальность. Будет ли реформа церкви, конфессии? И когда? Сложно ответить определенно. Однако можно точно констатировать факт того, что до реформации всей России весьма далеко. Без реформы в церковной среде браться за реформу Российского общества – тщетный труд.
Сегодня же время истинных протестантов-одиночек, борцов за истину. Это не те протестанты, которые таковые по конфессиональному именованию, а те которые по духу таковые. Ныне время тех свободных христиан, кто не жалея живота своего, потери репутации и материального достатка противостоит, подобно Стефану, глобальным религиозным системам, с прогнившим мировоззрением, плодящих рабов для сомнительных лидеров вместо свободных во Христе. Эти несчастные преданные рабы по первому зову лидера способны разобраться по-полной с любым независимым, ходящим в свободе Христовой христианином. Ничего не меняется. Так было и в прошлом:
Деяния 6
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
Итак учитесь разделять значение терминов «религия» и «лжерелигия». Оба термина имеют право на существование. Один термин со Христом, второй термин предлагает суррогат и подделку. Но насколько наша религиозность приближена к Богу? Вот вопрос! Каждая конфессия (отдельная община) должна давать отчет насколько она своей религиозностью близка к Истине, ко Христу и насколько удалена от Него, переродившись в лжерелигию. Истинные же верующие живут с пониманием того, что нынешнее время есть ничто иное как последние времена, и остается только надеяться на лучшее, на приход Христа. Остается верить, что правда восторжествует. Истина-Христос однажды откроется духовно уснувшим, заблудшим и обманутым, попавшим в сети лжерелигий. А иначе в чем смысл святой духовной борьбы? Господи Иисусе Христе! «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Аминь.
СМЕРТЬ ПОБЕЖДЕНА
Христианин – это человек, полный ожидания. В этом мире мы странники, временные гости, а истинная наша родина – в небесах, с Богом. Там мы будем проводить вечную жизнь. Господь говорит в Евангелии: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк.12:35—36).
В этом состоянии ожидания мы находимся на земле. Но состояние ожидания не пассивное ожидание, оно требует и определенных действий по духовному совершенствованию.
Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни. Нам нужно помнить, что несмотря на земные наши хлопоты, христианин должен постоянно молиться, читать Священное Писание, иметь общение с братьями и сестрами по вере, посещать церковь Божию – собрание верующих.
Если мы хотим обрести живое христианство, которое станет для нас постоянным источником радости и духовного вдохновения, нам необходимо возродить в центре нашей христианской жизни нетерпеливое желание и уверенность, которыми были воодушевлены первые поколения христиан. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22:17).
Мы искренно верим, что окончательное исполнение замысла Божия по спасению народа Божьего, совершится при Втором Пришествии Христа, и тогда домостроительство спасения получит свое последнее завершение.
Самое главное, о чём возвещает христианство, «Благая весть» о спасении – это заявление о воскресении, о вторжении новой и бессмертной жизни в наш мир. Это вторжение подлинной жизни осуществилось коренным образом при воскресении Христа, при Его пасхальном переходе от смерти к жизни. Смерть уже побеждена, жизнь уже восторжествовала. Но каждый из нас на протяжении своей жизни, и Церковь на протяжении своей истории, благодатью Божией совершает этот переход. И уже не сами мы, но Господь Святый Дух неведомою силою Своею раскрывает пред нами Царствие Свое Божие, делая нас сопричастниками Божия Царства, которое внутри нас животворит наш дух обновляя чресла умов наших. Все это обновление мы переживаем со Христом – Он оживляет наш дух и делает нас способными на новую жизнь в Духе Божьем. И в этом уже ныне истинная победа Христа над смертью.
Второе Пришествие Христа во славе Божьей в конце времен сделает явным всё то, что в скрытом виде заключено ныне в сегодняшнем нашем обновлении, что было в воскресении Христовом в день Пасхи: оно приобщит всё Тело Его, Которое есть Церковь, к Его окончательной победе над человеческим грехом, страданием и смертью. На это надеется Церковь, в этом её основная религиозная платформа.
И сегодня с уверенностью можно сказать, что даже если мы не узрим Второе Пришествие Иисуса Христа (отойдя в вечность прежде чем свершится это событие), мы ныне уже стали участниками победы над смертью Христа невидимым для нас образом, что будет явно при Втором Пришествии Спасителя. Ибо явится Христос воскресшим победителем и утвердит веру всех христиан, когда-либо живших на земле, и свершиться план спасения народа Божия и исполнится число всех предуставленных к вечной жизни. Да будет прославлено имя Божие во все века земной и вечной жизни! Аминь.
ОГРОМНАЯ СИЛА В СЛОВЕ БОГА
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (Ис. 55:8—11)