bannerbannerbanner
Анна Каренина (адаптированный текст)
Анна Каренина (адаптированный текст)

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

3 Свет – высшее общество.

4 Помещик – дворянин, который постоянно живёт в своей деревне.

Вопросы

1. С какой целью приехал Левин в Москву?

2. В каких отношениях были семьи Левиных и Щербацких?

3. В кого был влюблён Левин?

4. Почему Левин не решался сделать предложение молодой княжне Кити Щербацкой?

5. Что понял Левин, пробыв в деревне два месяца?

VII–IX

Прие́хав у́тренним по́ездом в Москву́, Ле́вин останови́лся у своего́ ста́ршего бра́та Серге́я Ива́новича Ко́знышева. От бра́та Ле́вин пое́хал в министе́рство к Обло́нскому и, узна́в о Щерба́цких, пое́хал туда́, где мог найти́ Ки́ти.

В четы́ре часа́, чу́вствуя своё бью́щееся се́рдце, Ле́вин вы́шел из экипа́жа у Зоологи́ческого са́да и пошёл к катку́. «На́до успоко́иться. Молчи́, глу́пое», – обраща́лся он к своему́ се́рдцу. И чем бо́льше он стара́лся себя́ успоко́ить, тем ху́же станови́лось ему́ дыша́ть. Он прошёл не́сколько шаго́в, и перед ни́м откры́лся като́к, и то́тчас же среди́ всех ката́вшихся он узна́л её.

Ме́сто, где она́ была́, показа́лось ему́ необыкнове́нным, и была́ мину́та, что он чуть не ушёл: так стра́шно ему́ ста́ло. Он сошёл вниз, избега́я подо́лгу смотре́ть на неё, как на со́лнце, но он ви́дел её как со́лнце, и не гля́дя.



Никола́й Щерба́цкий, двою́родный брат Ки́ти, сиде́л с конька́ми на нога́х на скаме́йке и, уви́дев Ле́вина, закрича́л ему́:

– А, пе́рвый ру́сский конькобе́жец! Давно́ ли? Отли́чный лёд, надева́йте коньки́.

Ле́вин чу́вствовал, что со́лнце приближа́лось к нему́. Она́ подъе́хала и, улыба́ясь, кивну́ла Ле́вину. Она́ была́ прекра́снее, чем он представля́л себе́ её.

– Давно́ ли вы здесь? – сказа́ла она́, подава́я ему́ ру́ку.

– Я? Я неда́вно, я вчера́… сего́дня то есть… прие́хал. Я хоте́л к вам е́хать, – сказа́л он и то́тчас же смути́лся и покрасне́л.

– Надева́йте же коньки́ и дава́йте ката́ться вме́сте.

Ле́вин снял пальто́ и вы́бежал на гла́дкий лёд. Он прибли́зился к ней с ро́бостью, но опя́ть её улы́бка успоко́ила его́. Она́ подала́ ему́ ру́ку, и они́ пое́хали ря́дом, и чем быстре́е, тем кре́пче она́ сжима́ла его́ ру́ку.

– С ва́ми я бы скоре́е научи́лась, я уве́рена в вас, – сказа́ла она́ ему́.

– И я уве́рен в себе́, когда́ вы де́ржитесь за меня́, – сказа́л он, но то́тчас же испуга́лся того́, что сказа́л, и покрасне́л.

– Вы надо́лго прие́хали? – спроси́ла Ки́ти.

– Я не зна́ю, – отвеча́л он. – Э́то от вас зави́сит.

Она́ поспе́шно покати́лась в сто́рону от него́. «Сла́вный, ми́лый, – поду́мала Ки́ти. – Я зна́ю, что я люблю́ не его́; но мне всё-таки ве́село с ним. Заче́м он э́то сказа́л?..»

Увида́в встреча́вшую Ки́ти княги́ню1 Щерба́цкую, Ле́вин снял коньки́ и уже́ у вы́хода из са́да догна́л мать с до́черью.

– О́чень ра́да вас ви́деть. По четверга́м, как всегда́, мы принима́ем. О́чень ра́ды бу́дем ви́деть вас, – сказа́ла княги́ня.

В э́то вре́мя Степа́н Арка́дьич, со шля́пой на́бок, весёлым победи́телем входи́л в сад. Но, подойдя́ к княги́не, он с гру́стным, винова́тым лицо́м отвеча́л на её вопро́сы о здоро́вье До́лли. Поговори́в ти́хо и безра́достно с княги́ней, он взял по́д руку Ле́вина.

Всю доро́гу прия́тели молча́ли. Ле́вин ду́мал о Ки́ти, а Степа́н Арка́дьич приду́мывал меню́ обе́да, кото́рый они́ сейча́с зака́жут в рестора́не.

Комментарий

1 Княгиня – жена князя, княжна – дочь князя, князь – высший дворянский титул в России.

Вопросы

1. У кого остановился Левин в Москве?

2. Куда поехал Левин от Облонского?

3. Что почувствовал Левин, увидев Кити?

4. Что подумала Кити о Левине?

5. Кого встретили Левин и Щербацкие, выходя с катка?

X–XII

Княжне́ Ки́ти Щерба́цкой бы́ло восемна́дцать лет. Успе́хи её в све́те бы́ли бо́льше, чем обе́их её ста́рших сестёр. Ма́ло того́, что молоды́е лю́ди, танцу́ющие на моско́вских бала́х, почти́ все бы́ли влюблены́ в Ки́ти, появи́лись две серьёзные па́ртии: Ле́вин и, то́тчас же по́сле его́ отъе́зда, граф Вро́нский.

Появле́ние Ле́вина в нача́ле зимы́, его́ ча́стые посеще́ния и любо́вь к Ки́ти привели́ к пе́рвым серьёзным разгово́рам ме́жду роди́телями Ки́ти о её бу́дущем. Князь был на стороне́ Ле́вина. Княги́ня же говори́ла, что Ки́ти сли́шком молода́, что Ле́вин ниче́м не пока́зывает, что име́ет серьёзные наме́рения1; но не говори́ла гла́вного, того́, что она́ ждёт лу́чшего жениха́ для до́чери, и что Ле́вин несимпати́чен ей. Когда́ Ле́вин неожи́данно уе́хал, княги́ня была́ ра́да и с торжество́м говори́ла му́жу: «Ви́дишь, я была́ права́». Когда́ же появи́лся Вро́нский, она́ ещё бо́лее была́ ра́да, реши́в, что у Ки́ти до́лжен быть не про́сто хоро́ший, но блестя́щий жени́х.



Для ма́тери не могло́ быть никако́го сравне́ния ме́жду Вро́нским и Ле́виным. Ма́тери не нра́вились в Ле́вине и его́ ро́бость в све́те, и его́, по её поня́тиям, ди́кая жизнь в дере́вне с мужика́ми2; и то, что он, влюблённый в её дочь, е́здил в дом полтора́ ме́сяца, бу́дто боя́лся сде́лать предложе́ние. И вдруг, не объясни́вшись, уе́хал.

Вро́нский удовлетворя́л всем жела́ниям ма́тери. О́чень бога́т, умён, зна́тен, на пути́ блестя́щей вое́нной карье́ры и прекра́сный челове́к. Вро́нский на бала́х откры́то уха́живал за Ки́ти, танцева́л с не́ю и е́здил в дом, поэ́тому нельзя́ бы́ло сомнева́ться в серьёзности его́ наме́рений. Но, несмотря́ на э́то, мать всю зи́му находи́лась в стра́шном беспоко́йстве.

Она́ ви́дела, что в после́днее вре́мя мно́гое измени́лось в о́бществе, что подру́ги Ки́ти ходи́ли на каки́е-то ку́рсы, свобо́дно обща́лись с мужчи́нами и, гла́вное, бы́ли твёрдо уве́рены, что вы́брать себе́ му́жа есть их де́ло, а не роди́телей. Францу́зский обы́чай – роди́телям реша́ть судьбу́ дете́й – осужда́лся. Англи́йский обы́чай – соверше́нной свобо́ды де́вушки – был то́же не при́нят и невозмо́жен в ру́сском о́бществе. Ру́сский обы́чай сватовства́3 счита́лся че́м-то ужа́сным, над ним смея́лись. Но как на́до выходи́ть и выдава́ть за́муж, никто́ не знал. И потому́ княги́ня беспоко́илась с Ки́ти бо́льше, чем со ста́ршими дочерьми́.

Тепе́рь она́ боя́лась, что́бы Вро́нский не ограни́чился одни́м уха́живаньем за её до́черью. Она́ ви́дела, что дочь уже́ влюблена́ в него́.

Как ни тяжело́ бы́ло тепе́рь княги́не ви́деть несча́стие ста́ршей до́чери До́лли, собира́вшейся оста́вить му́жа, волне́ние о реша́вшейся судьбе́ мла́дшей до́чери беспоко́ило её. С появле́нием Ле́вина ей приба́вилось но́вое беспоко́йство. Она́ ста́ла боя́ться, что́бы дочь, име́вшая одно́ вре́мя чу́вство к Ле́вину, не отказа́ла бы Вро́нскому.

– Что он, давно́ ли прие́хал? – сказа́ла княги́ня про Ле́вина, когда́ они́ верну́лись домо́й.

– Сего́дня.

– Я то́лько хочу́ сказа́ть, что, пода́в наде́жду одному́…

– Ма́ма, ра́ди Бо́га, не говори́те. Так стра́шно говори́ть про э́то. Я… е́сли бы хоте́ла… не зна́ю, что сказа́ть…

Комментарии

1 Серьёзные намерения – желание жениться.

2 Мужик – крестьянин.

3 Сватовство – старый русский обычай, когда специальная женщина – сваха – выбирает жениха невесте или невесту жениху и рекомендует подходящие кандидатуры родителям.

Вопросы

1. Почему княгине Щербацкой не нравился Левин?

2. Чем нравился княгине Вронский?

3. О чём беспокоилась мать Кити?

4. Кто нравился Кити?

XIII

Ки́ти испы́тывала до нача́ла ве́чера чу́вство, подо́бное тому́, како́е испы́тывает молодо́й челове́к перед войно́й. Се́рдце её би́лось си́льно, и мы́сли не могли́ ни на чём останови́ться.

Она́ чу́вствовала, что сего́дняшний ве́чер реша́ющий в её судьбе́. И она́ постоя́нно представля́ла себе́ их, то ка́ждого отде́льно, то вме́сте обо́их. Когда́ она́ ду́мала о проше́дшем, она́ с удово́льствием, с не́жностью вспомина́ла о Ле́вине. Его́ любо́вь к ней, в кото́рой она́ была́ уве́рена, была́ прия́тна и ра́достна ей. В отноше́ниях с Вро́нским чу́вствовалась кака́я-то фальшь, – не в нём, он был о́чень прост и мил, – но в ней само́й, тогда́ как с Ле́виным она́ чу́вствовала себя́ просто́й и я́сной. Но зато́ как то́лько она́ ду́мала о бу́дущем с Вро́нским, перед не́й встава́ла перспекти́ва блестя́ще-счастли́вая; с Ле́виным же бу́дущность представля́лась тума́нной.

В полови́не восьмо́го слуга́ доложи́л: «Константи́н Дми́трич Ле́вин». Княги́ня была́ ещё в свое́й ко́мнате, и князь не выходи́л. «Так и есть», – поду́мала Ки́ти, и ужасну́лась свое́й бле́дности, посмотре́в в зе́ркало.



Тепе́рь она́ то́чно зна́ла, что он зате́м и прие́хал ра́ньше, что́бы заста́ть её одну́ и сде́лать предложе́ние. «Бо́же мой, – поду́мала она́. – Неуже́ли я скажу́ ему́, что я его́ не люблю́? Э́то бу́дет непра́вда. Скажу́, что люблю́ друго́го? Нет, э́то невозмо́жно». Она́ уже́ подходи́ла к дверя́м, когда́ услы́шала его́ шаги́. «Нет! Чего́ мне боя́ться? Я ничего́ плохо́го не сде́лала. Скажу́ пра́вду. С ним не мо́жет быть по-друго́му», – сказа́ла она́ себе́, увида́в его́ си́льную и ро́бкую фигу́ру. Она́ пря́мо взгляну́ла ему́ в лицо́ и подала́ ру́ку.

– Я не во́время, ка́жется, сли́шком ра́но, – сказа́л он, огляде́в пусту́ю гости́ную.

– О нет, – сказа́ла Ки́ти и се́ла к столу́.

– Но я то́лько того́ и хоте́л, что́бы заста́ть вас одну́, – на́чал он, не садя́сь и не гля́дя на неё.

Он взгляну́л на неё; она́ покрасне́ла и замолча́ла.

– Я сказа́л вам, что не зна́ю, надо́лго ли я прие́хал… что э́то от вас зави́сит…

Она́ всё ни́же и ни́же опуска́ла го́лову, не зна́я сама́, что бу́дет отвеча́ть.

– Что э́то от вас зави́сит, – повтори́л он. – Я хоте́л сказа́ть… Я за э́тим прие́хал… чтобы… быть мое́й жено́й! – проговори́л он, не зна́я сам, что говори́л.

Она́ тяжело́ дыша́ла, не гля́дя на него́. Она́ испы́тывала ра́дость. Душа́ её была́ перепо́лнена сча́стьем. Но э́то продолжа́лось то́лько одно́ мгнове́ние. Она́ вспо́мнила Вро́нского. Она́ подняла́ на Ле́вина свои́ све́тлые правди́вые глаза́ и, уви́дев его́ отча́янное лицо́, бы́стро отве́тила:

– Э́того не мо́жет быть… прости́те меня́…

– Э́то не могло́ быть по-друго́му, – сказа́л он, не гля́дя на неё. Он поклони́лся и хоте́л уйти́…

Вопросы

1. Что чувствовала Кити перед встречей с Левиным?

2. О чём попросил Левин Кити?

3. Что ответила Кити на предложение Левина?

XIV

Но в э́то са́мое вре́мя вы́шла княги́ня. На лице́ её появи́лся у́жас, когда́ она́ уви́дела их одни́х и их ли́ца. Ле́вин поклони́лся ей и ничего́ не сказа́л. Ки́ти молча́ла, не поднима́я глаз. «Сла́ва Бо́гу, отказа́ла», – ра́достно поду́мала мать. Она́ се́ла и с улы́бкой на лице́ начала́ расспра́шивать Ле́вина о его́ жи́зни в дере́вне. Он сел опя́ть, ожида́я прие́зда госте́й, что́бы уе́хать незаме́тно, и уви́дел входи́вшего вое́нного. «Э́то до́лжен быть Вро́нский», – поду́мал Ле́вин и взгляну́л на Ки́ти. И по глаза́м её Ле́вин по́нял, что она́ люби́ла э́того челове́ка. Тепе́рь Ле́вин не мог не оста́ться, ему́ ну́жно бы́ло узна́ть, что за челове́к был тот, кото́рого она́ полюби́ла.

Вро́нский был невысо́кий кре́пкий брюне́т с доброду́шно-краси́вым, о́чень споко́йным и уве́ренным лицо́м. В его́ лице́ и фигу́ре всё бы́ло про́сто и элега́нтно.

– Разреши́те вас познако́мить, – сказа́ла княги́ня. – Константи́н Дми́трич1 Ле́вин. Граф Алексе́й Кири́ллович Вро́нский.

Вро́нский встал и, дружелю́бно гля́дя в глаза́ Ле́вину, пожа́л ему́ ру́ку.

– Я э́той зимо́й до́лжен был, ка́жется, обе́дать с ва́ми, – сказа́л он, улыба́ясь свое́ю просто́й и откры́той улы́бкой, – но вы неожи́данно уе́хали в дере́вню. Вы всегда́ в дере́вне? Я ду́маю, зимо́й ску́чно?

– Не ску́чно, е́сли есть заня́тия, – отве́тил Ле́вин.

– Я люблю́ дере́вню, – сказа́л Вро́нский, замеча́я и де́лая вид, что не замеча́ет то́на Ле́вина.

– Но наде́юсь, граф, что вы бы не согласи́лись жить всегда́ в дере́вне, – сказа́ла одна́ из госте́й.

– Не зна́ю, я не про́бовал подо́лгу. Я испы́тывал стра́нное чу́вство. Я нигде́ так не скуча́л по дере́вне, ру́сской дере́вне, как прожи́в с ма́тушкой зи́му в Ни́цце. Ни́цца сама́ по себе́ скучна́, вы зна́ете. Да и Неа́поль, Сорре́нто хороши́ то́лько на коро́ткое вре́мя. И и́менно там осо́бенно жи́во вспомина́ется Росси́я, и и́менно дере́вня.

Он говори́л, обраща́ясь и к Ки́ти и к Ле́вину и переводя́ с одного́ на друго́го свой споко́йный и дружелю́бный взгляд, – говори́л, очеви́дно, пе́рвое, что приходи́ло в го́лову.

Разгово́р не умолка́л ни на мину́ту, так что ста́рой княги́не, всегда́ име́вшей про запа́с две те́мы: класси́ческое и реа́льное образова́ние2 и всео́бщую во́инскую обя́занность, – не пришло́сь вспомина́ть их. Ле́вин хоте́л и не мог вступи́ть в о́бщий разгово́р; ежемину́тно говоря́ себе́: «тепе́рь уйти́», он не уходи́л, чего́-то дожида́ясь.

Ки́ти встре́тилась глаза́ми с Ле́виным. Ей всей душо́й бы́ло жа́лко его́, тем бо́лее что она́ жале́ла его́ в несча́стии, кото́рого сама́ была́ причи́ной. «Е́сли мо́жно меня́ прости́ть, то прости́те, – сказа́л её взгляд, – я так сча́стлива».

«Всех ненави́жу, и вас, и себя́», – отвеча́л его́ взгляд, и он взя́лся за шля́пу. Но вошёл ста́рый князь и, поздоро́вавшись с да́мами, обрати́лся к Ле́вину.

– А! – на́чал он ра́достно. – Давно́ ли? О́чень рад.

Ста́рый князь о́бнял Ле́вина и, говоря́ с ним, не замеча́л Вро́нского. Ки́ти чу́вствовала, как по́сле того́, что произошло́, любе́зность отца́ была́ тяжела́ Ле́вину. Она́ ви́дела та́кже, как хо́лодно оте́ц её, наконе́ц, отве́тил на покло́н Вро́нского, и покрасне́ла.

Вро́нский посмотре́л с удивле́нием на кня́зя и, чуть улыбну́вшись, заговори́л о большо́м ба́ле, кото́рый бу́дет на сле́дующей неде́ле.

– Я наде́юсь, что вы бу́дете? – обрати́лся он к Ки́ти.

Как то́лько ста́рый князь отверну́лся от него́, Ле́вин незаме́тно вы́шел, и после́днее впечатле́ние, вы́несенное им с э́того ве́чера, бы́ло улыба́ющееся, счастли́вое лицо́ Ки́ти, отвеча́вшей Вро́нскому на его́ вопро́с о ба́ле.

Комментарий

1 Дмитрич – краткая форма от Дмитриевич. Княгиня использует домашнюю форму отчества Левина и полную форму отчества Вронского – как более чужого.

2 Классическое и реальное образование: классическое образование включало обязательное глубокое изучение древних языков, реальное – точных и естественных наук; классическое образование получали обычно дворяне, реальное – недворяне.

Вопросы

1. Почему Левин решил остаться у Щербацких, когда приехал Вронский?

2. Как выглядел Вронский?

3. Как вёл себя Вронский в разговоре с Левиным?

4. Какие темы разговора были всегда в запасе у старой княгини? Почему ей нужно было иметь темы про запас?

5. Как относился к Вронскому старый князь?

6. Что увидел Левин в отношениях Кити и Вронского?

7. Почему Левин рано уехал от Щербацких?

XV–XVI

Вро́нский никогда́ не знал семе́йной жи́зни. Мать его́ была́ блестя́щая све́тская же́нщина, име́вшая во вре́мя заму́жества, и в осо́бенности по́сле, мно́го рома́нов, изве́стных всему́ све́ту. Отца́ своего́ он почти́ не по́мнил и был воспи́тан в офице́рской шко́ле. Вы́йдя блестя́щим офице́ром из шко́лы, он сра́зу попа́л в число́ бога́тых петербу́ргских вое́нных. Хотя́ он и е́здил и́зредка в петербу́ргский свет, все любо́вные интере́сы его́ бы́ли вне све́та.

В Москве́ в пе́рвый раз по́сле блестя́щей петербу́ргской жи́зни он испыта́л удово́льствие от знако́мства со све́тской ми́лой и неви́нной де́вушкой, кото́рая полюби́ла его́. Ему́ и в го́лову не приходи́ло, что́бы могло́ быть что-нибу́дь плохо́е в его́ отноше́ниях к Ки́ти. На бала́х он танцева́л то́лько с не́й; он е́здил к ним в дом. Он говори́л с ней то, что обыкнове́нно говоря́т в све́те. Он не зна́л, что его́ поведе́ние с Ки́ти име́ет определённое назва́ние, что э́то есть обма́н де́вушек без наме́рения жени́ться и что э́тот обма́н есть оди́н из плохи́х посту́пков между блестя́щими молоды́ми людьми́, каки́м был он. Ему́ каза́лось, что он пе́рвый откры́л э́то удово́льствие, и он получа́л удово́льствие от своего́ откры́тия. Е́сли б он мог узна́ть, что Ки́ти бу́дет несча́стна, е́сли он не же́нится на ней, он бы о́чень удиви́лся и не пове́рил бы э́тому. Ещё ме́ньше он мог бы пове́рить тому́, что он до́лжен жени́ться. Он не то́лько не люби́л семе́йной жи́зни, но в семье́ он представля́л себе́ что́-то чужо́е, вражде́бное, смешно́е.

«То и прекра́сно, – ду́мал он, возвраща́ясь от Щерба́цких, – что ничего́ не ска́зано ни мной, ни е́й, но сего́дня ясне́е, чем когда́-нибудь, она́ сказа́ла мне, что лю́бит. Ну так что ж? Ну и ничего́. Мне хорошо́, и ей хорошо́».

Он прошёл в свой но́мер в дорого́й гости́нице и, разде́вшись, то́лько успе́л положи́ть го́лову на поду́шку, как засну́л кре́пким и споко́йным сном.

Вопросы

1. Кто были родители Вронского?

2. Как Вронский относился к семейной жизни?

3. Что думал Вронский о своих отношениях с Кити?

ХVII

На друго́й день, в 11 часо́в утра́, Вро́нский вы́ехал на ста́нцию Петербу́ргской желе́зной доро́ги встреча́ть мать, и пе́рвое лицо́, кото́рое он уви́дел на платфо́рме, был Обло́нский, ожида́вший э́тим же по́ездом сестру́.

– Граф! – кри́кнул Обло́нский. – Ты за кем?

– Я за ма́тушкой, – улыба́ясь, как и все, кто встреча́лся с Обло́нским, отве́тил Вро́нский. – Она́ должна́ сего́дня быть из Петербу́рга. А ты кого́ встреча́ешь?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2