Полная версия
Италия. Враг поневоле
Немедленно на том же месте русские мастера начитают строить новый каменный Успенский собор и заканчивают его в 1474 г. А пока 12 ноября 1473 г. Ивану III пришлось венчаться с византийской принцессой Софией Палеолог во временной деревянной церкви, поставленной в алтаре строившегося собора.
Однако 21 мая 1474 г. Успенский собор рухнул. Так и простоял собор полуразрушенным почти год. А в 1475 г., сразу же по приезде в Москву, Аристотель Феораванти приступает к строительству. Итальянский мастер не пожелал использовать уцелевшие конструкции церкви и велел уничтожить все до основания. Летописец по этому поводу ехидно записал: «…еже три года делали, во едину неделю и меньше развали».
Фиораванти первым делом тщательно изучил причины разрушения Успенского собора и лишь потом велел рабочим приступить к рытью фундамента и кладке стен. Он согласился с мнением псковских мастеров о плохом качестве используемого известкового раствора и научил, как надо его готовить. И теперь «известь же густо мотыками повеле мешати, и яко наутрие же засохнет, то ножем не мочи расколупити… как тесто густое растворяше, а мазаша лопатками железными».
По свидетельству летописи, фундамент был заложен на глубине свыше двух саженей, причем укладывался он не на грунт, а на дубовые сваи, забитые в основание рва. Это все были новшества, удивлявшие москвичей, но быстро воспринятые ими.
Русские зодчие использовали кирпич и до приезда Аристотеля, но кирпич этот не отличался хорошим качеством, и его применяли в основном для забутовки белокаменных стен. Аристотель же построил новый кирпичные заводы за Андрониковым монастырем в Калитникове, на берегу Москвы-реки. Кирпичи с нового завода были более продолговатой формы по сравнению с прежними, а главное, отличались намного большей твердостью.
По завершении подготовительных работ – разрушение старой церкви, рытье рвов для фундамента и заготовка кирпича – Аристотель уже в том же году приступил к кладке стен. Фиораванти специально ездил на древние разработки белого камня в подмосковное Мячково, остался доволен качеством добываемого там камня и наладил его доставку на стройку в Москву.
В 1476 г. Фиораванти возводит стены на высоту аркатурно-колончатого пояса. Вместо традиционных дубовых связей он использует металлические, закрепляя их анкерами на наружных стенах, что значительно укрепляет всю конструкцию. Для подъема на высоту кирпича и извести Фиораванти использует специальные приспособления – подъемники. Летописец подробно описывает все эти строительные новшества.
В 1477 г. строительство собора было закончено. Еще два года ушло на внутреннюю отделку, и 12 августа 1479 г. Успенский собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.
Ко времени прибытия Фиораванти в Москву все артиллерийские орудия в Великом княжестве Московском изготавливались из кованого железа. Фиораванти же предложил и научил московских мастеров лить их из меди. В 1475 г. недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля Аристотель построил завод по отливке пушек – Пушечную избу.
В 1488 г. во время большого московского пожара Пушечная изба сгорела, но через несколько месяцев на левом берегу реки Неглинной была построена новая Пушечная изба, состоявшая уже из целого ряда деревянных построек.
Замечу, что отливкой пушек в Москве занимались и другие итальянские мастера. Среди них большую известность получил Павлин Дебосис, отливший в 1488 г. первую русскую «Царь-пушку». Вес ее медного ствола составлял 1000 пудов, то есть 16,4 тонны. Данные об ее устройстве не сохранились, но, если предположить, что это была бомбарда (иных орудий такого веса тогда в Европе не было, мортиры же пушками никогда не именовались), то ее калибр должен был составлять около 45 см.
К сожалению, в петровские времена эту пушку перелили на металл.
Аристотель Фиораванти стал начальником московской артиллерии, чем-то типа генерал-фельдцейхмейстера XVIII–XIX веков. В октябре 1477 г. Иван III двинулся в поход на Господин Великий Новгород. Вместе с «нарядом» отправился к Новгороду и Фиораванти. При осаде города ему пришлось выполнять и обязанности главного военного инженера. «Того же месяца 6 велел князь великий мост чинити на реке Волхове своему мастеру Аристотерю Фрязину под Городищем… И той мастер учинил таков мост под Городищем на судех на той реце, и донеле же князь великий одолев возвратися к Москве, а мост стоит. На предная же возвратимся».[26]
В 1482 г. Фиораванти отправляется в поход на Казань. Впервые в истории Московского государства пушки были установлены на парусных судах. Однако судовая рать дошла только до Нижнего Новгорода, поскольку конфликт был улажен дипломатическим путем.
В начале 1483 г. Иван III учинил дикую расправу над лекарем «немчином Антоном». Есть веские основания полагать, что он был итальянцем Антонио. Великий князь приказал Антонио вылечить некоего князя Каракучу, находившегося на службе касимовского царевича Даньяра. Однако сей Каракуча отдал Богу душу, и Иван III велел жестоко пытать лекаря. Фиораванти и другие итальянцы, бывшие в Московии, собрали деньги и предложили их Даньяру и родичам покойного. Татары были рады взять деньги и уладить дело миром.
Однако великий князь «веле его [Антони] убити; они же сведше его на реку на Москву под мост, зиме, да зарезаша его ножем как овцу. Тогда же Аристотель, бояся того же, почал проситися у великого князя в свою землю; князь же велики поима его и ограбив посади на Онтонове дворе за Лазорем святым».[27]
Однако московские артиллеристы не могли обойтись без своего главного мастера и начальника. Аристотеля пришлось освободить.
И вот в 1485 г. Фиораванти отправляется с Иваном III в поход на Тверь «с пушками, и с тюфякы, и с пищальми». 12 сентября 1485 г. Тверь капитулировала, а последний великий тверской князь Михаил Борисович бежал в Литву.
Точная дата смерти и место погребения Аристотеля Фиораванти неизвестны. Большинство исследователей согласны, что он умер в Москве в 1486 г.
Вслед за Аристотелем Фиораванти в Москву стали прибывать и другие итальянские мастера, которых в это время называли «Фрязями» или «Фрязинами», то есть итальянцами: Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Бон Фрязин, Алевиз Старый, Антон Фрязин и другие.
Знаменитый Архангельский собор Кремля, как и Успенский собор, был первоначально построен русскими мастерами в 1333 г. Он служил местом захоронения московских князей и их родственников. Однако из-за ветхости в 1505 г. собор пришлось разобрать, а 25 княжеских гробниц были временно перенесены в церковь Иоанна Лествичника. В том же 1505 г. по приказу Ивана III итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство Архангельского собора. На его постройку ушло три года.
В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Бон Фрязин возводит колокольню «Иван Великий», которая до времен Сталина была самым высоким зданием Москвы. Высота этой столпообразной колокольни около 60 м. В ее основании со стенами толщиной 5 м на оставшейся площади размером всего 25 кв. м разместили старую церковь Св. Ивана Лествинчика.
В 1499–1508 гг. мастер Алевиз построил большой дворец для Ивана III. А в 1487–1491 гг. Марко Фрязин и Пьетро Солари построили Грановитую палату. Свое название это здание получило потому, что стены его облицованы белым камнем, обтесанным на четыре грани. Подобная обработка камня называется «бриллиантовый руст», что характерно для итальянской эпохи Возрождения. Грановитую палату называли также Государевой Золотой палатой, потому что в XVII веке ее своды расписали по золоту.
Стены и башни Московского Кремля также построены под руководством итальянских мастеров Антонио Фрязина (Антонио Джиларди), Марко Фрязина (Марко Руффо), Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари), Алевиза Фрязина Старого (Алоизио де Каркано).
Первый каменный кремль был построен еще при Дмитрии Донском, но его стены из белого камня пришли в негодность, и по приказу Ивана III итальянские мастера с 1485 по 1499 г. возвели новый кирпичный Кремль с двадцатью башнями.
В 1501–1503 гг. итальянские мастера строят собор в Чудовом монастыре в Московском Кремле.
Замечу, что итальянские мастера возводили храмы и фортификационные сооружения не только в столице, но и в других городах Московского государства. Другой вопрос, что имена этих мастеров нам в большинстве случае неизвестны. Из отрывков документов XVI века мы узнаем, что Петр Френчюшко в 1508 г. был послан в Нижний Новгород для строительства там кремля. Мастера Варфоломео Мастеробон (мастер Бон) в 1508–1509 гг. руководили строительством крепости в городе Дорогобуже.
Известно, что в 1515 г. в Тихвине неизвестный итальянский мастер построил Успенский собор. Есть достаточно доказательств работ итальянских мастеров в строительстве загородной резиденции Василия II в Александровской слободе. «Архитектура построек слободы, ее собора (1513 г.) и церкви-колокольни указывает на участие не только итальянских каменщиков-резчиков, но и архитекторов. Именно в период с 1508 и до 1515 гг. в Ростове-Великом и в Хутынском монастыре возводятся соборные храмы, архитектура которых позволяет сделать достоверные заключения об их сооружении итальянскими зодчими».[28]
Чеканка первой золотой монеты в Московском государстве и второй в истории Руси (со времен князя Владимира Святого) тоже связана с итальянцами.
В конце 50-х годов XV века в Москву из Золотой Орды прибыл итальянский купец и мастер Джан Баттиста делла Вольпе. На Руси его прозвали Иван Фрязин. Именно его в 1469 г. Иван III отправил послом в Рим сватать для великого князя византийскую принцессу Софию Палеолог.
Однако в 1472 г. Вольпе попадает в опалу Ивана III. Его имущество разграблено, а сам Вольпе сослан в Коломну. Но через несколько месяцев его возвращают в Москву, где заставляют организовать чеканку золотых монет. Позже их назвали «золотыми угорскими», их вес составлял 3,5 грамма. Дело в том, что по указанию Ивана III монеты повторяли тип венгерской золотой монеты, вплоть до герба венгерских королей и изображения святого Владислава. Любопытно, что население Московии считало его портретом самого Ивана III. А может, и не было приказа великого князя копировать «угорский золотой», а это просто хорошая шутка обиженного мастера Вольпе.
В 1528 г. в Москву приехал итальянский мастер Петрок Малой. Он также был известен как Петр Фрязин, судя по всему, его настоящее имя Пьер Ганнибал. «Летописи сохранили сведения о нескольких постройках Петрока, или Петра Малого Фрязина. В 1534 г. он заложил в Москве земляной город, получивший название Китай. На следующий год он же начал строительство каменного Китай-города. В 1534–1535 гг. Петр Малой строит земляную крепость в Себеже, в 1536 г. – в Пронске. Параллельно с этим он вел строительство Воскресенской церкви в Кремле, рядом со столпом Ивана Великого, она была заложена еще в 1532 г. и завершена без лестницы в 1543 г., полностью закончена и освящена только в 1552 г. уже без участия итальянского мастера».[29]
Замечу, что Петрок Малой строит на Руси не только каменные крепости, но и земляные бастионы, что было новшеством в Московии. В частности, такого типа крепости были построены в городе.
Есть достаточно оснований полагать, что именно Петрок Малой был архитектором знаменитой церкви Вознесения в селе Коломенское под Москвой. Вся документация о строительстве церкви погибла при пожаре, поэтому идут споры о времени строительства. Высказываются и сомнения об авторстве Петрока, но иных кандидатур не находится.
Замечу, что в 1979 г. в ходе реставрации церкви Вознесения были обнаружены на белокаменном корпусе наружных лопаток крестовой части храма вырезанные арабские цифры 1533. В России в XVI веке было совсем иное летоисчисление, и это косвенно свидетельствует в пользу итальянских мастеров.
Работам итальянских мастеров в России во второй половине XV – первой половине XVI веков стоит посвятить многотомную монографию, я же здесь вынужден ограничиться краткой ретроспективой.
В середине XVI века деятельность итальянских мастеров в России прекращается и возобновляется лишь в начале XVIII века в царствование Петра I. Среди архитекторов петровского времени первым следует назвать Доменико Трезини (около 1670–1734) – одного из основоположников так называемого «петровского барокко». Оказавшись без работы при датском королевском дворе Фридриха IV, Трезини в 1703 г. охотно принял приглашение русского посла Измайлова «служить в городовом и палатном строении». В апреле того же года Трезини едет в «Санкт Питербурх». Там он занялся строительством укреплений на острове Котлин. Трезини создает первый форт крепости на искусственном острове на Южном фарватере. Форт получает название Кроншлот. Деревянные, а также каменные форты острова Котлин, возводимые Трезини, современники называли «российскими Дарданеллами». В 10–20-х гг. XVIII века Трезини строит не только укрепления, но и пороховые погреба, склады, казенные здания, прокладывает каналы.
В 1704 г. Петр I отправляет Трезини восстанавливать крепость Нарву, пострадавшую в ходе штурма русских войск.
В 1706 г. Трезини приступил к реконструкции Петропавловской крепости, земляные бастионы которой царь повелел одеть в камень. Завершить основные работы удалось лишь к 1718 г.
В 1712–1733 гг. Трезини в Петропавловской крепости на месте деревянной церкви строит Петропавловский собор, ставший усыпальницей русских императоров. Через год после окончания строительства собора, в 1734 г., Трезини скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге.
Не менее интересны творения Луиджи Руска. «Еще мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом – каменных дел мастером Джованни Руска, приглашенным И. И. Бецким для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам в Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807–1817), гостинные дворы в Киеве (вместе с арх. Меленским, 1809), Белой Церкви (1809–1814) и Феодосии, церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию».[30]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Китс Дж. История Италии. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 40.
2
Почему я привел именно этот пример? Ну, во-первых, дабы показать, что в Ватикане с X века мало что изменилось, а во-вторых, поскольку оная сестра хорошо описана в книгах нашего резидента. О ней мы еще поговорим.
3
Которн Н. Интимная жизнь римских пап. М.: Фирма «Издательство АСТ», 1999. С. 113–118.
4
То есть будет отлучен и погибнет в пришествие Господне.
5
То есть не приемлющим опресноков и предпочитающим квасной хлеб.
6
Тальберг Н. Д. История христианской церкви. Киев: Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2008. С. 538–539.
7
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: Наука, 1991. С. 101–102.
8
Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988. С. 184–185.
9
ПСРЛ. СПб., 1908. Т. IX. С. 39.
10
Цит. по: Татищев В. Н. История Российская. М.: АСТ, 2003. Т. I. С. 111.
11
Успенский Ф. И. Первые славянские монархии на северо-западе. СПб., 1872. С. 257.
12
Документы о взаимоотношениях папской курии с великим киевским князем Изяславом Ярославичем и польским князем Болеславом II Смелым в 1075 г. Материалы сайта: http://www.krotov.info/acts/11/3/1075bull.htm
13
Таубе М. А. Рим и Русь в домонгольский период. Материалы сайта: http://www.krotov.info/history/11/1/taube.html
14
Тальберг Н. Д. История христианской церкви. С. 543–544.
15
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. С. 388.
16
Костопулос К. Папство – это ересь. М.: Пробел-2000, 2001. С. 52–53.
17
Следует заметить, что в то время марка была не монетой, а мерой веса, и в разных регионах была различной.
18
Цит. по: Норвич Дж. История Венецианской республики. М.: АСТ, 2009. С. 179.
19
Цит. по: Норвич Дж. История Венецианской республики. М.: АСТ, 2009. С. 180.
20
Изборник (Сборник произведений литературы древней Руси). М.: Художественная литература, 1969. С. 287.
21
Цит. по: Норвич Дж. История Венецианской республики. С. 191–192.
22
В результате сложных придворных интриг в Византии императора Иоанна VI сменил император Иоанн V.
23
Стороженко А. В. Стефан Баторий и днепровские казаки. Киев, 1904.
24
В черте современного г. Азова, подробнее об этом мы поговорим ниже.
25
Мифтахов З. З. Курс лекций по истории татарского народа (1225–1552 гг.). Казань, 2002. Ч. II. С. 262.
26
Цит. по: Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. С. 203.
27
Полное собрание русских летописей. Т. CI. Софийская вторая летопись. СПб., 1853. С. 235.
28
Баталов А. Л. Судьбы ренессансной традиции в средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI века // Искусство христианского мира: Сборник статей. Выпуск. 5. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001. С. 136.
29
Подьяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки. Москва, 1983. С. 35.
30
Материалы сайта http://www.italcult.ru/famous_4_2_4.php.