bannerbanner
Великая революция идей. Возрождение свободных рынков после Великой депрессии
Великая революция идей. Возрождение свободных рынков после Великой депрессии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Лайонел Роббинс, тоже ощутивший враждебность профессиональной среды и политической обстановки, начал пересматривать свои взгляды. Работая во время войны вместе с Кейнсом, он заметно смягчил, а ряде случаев радикально изменил бескомпромиссные формулировки, которых придерживался ранее. «В какой-то мере, – вспоминал потом Хайек, – Кейнс сделал из Роббинса полукейнсианца»[135]. Свое обращение в новую веру Роббинс публично провозгласил в Кембридже весной 1947 г. В трех лекциях он высказался за прогрессивное налогообложение богатых и перераспределение дохода в пользу бедных, за более широкое понимание общественных благ и энергичное регулирование[136]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Laissez faire – первая часть классической максимы, предписывающей государству не вмешиваться в хозяйственную деятельность частных лиц: laissez faire, laissez passer (позволяйте делать, позволяйте двигаться (фр.). Источником происхождения этого выражения считается ответ фабриканта Лежандра главе правительства Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу, спросившему, что он может сделать для промышленности: «Laissez nous faire» («Позвольте нам действовать»). Впервые записана в 1736 г. в рукописных мемуарах пересказывавшего эту историю маркиза Рене-Луи д’Аржансона (1694–1757), экс-министра Людовика XV и руководителя внешней политики Франции в 1741–1747 гг. (Подробнее см.: Онкен А. Максима Laissez faire et laissez passer, ее происхождение, ее становление: к истории теории свободы торговли. М.; Челябинск: Социум, 2017 (готовится к печати).) Каково бы ни было происхождение этой фразы, сама доктрина возникла естественным образом на рубеже XVII–XVIII вв. как протест против избыточного регулирования промышленности со стороны правительства. Содержательно первая часть этой фразы означает требование свободы предпринимательства, вторая – требование свободы торговли. Влияние доктрины laissez faire на реальную жизнь достигло апогея около 1870-х гг. (См. также комментарий о манчестерском либерализме на с. 76.) В первой трети XIX в. для обозначения экономической политики laissez faire, laissez passer появился подходящий термин – либерализм. Но уже к концу XIX в. он был присвоен противниками этой идеологии: почти все, кто называли себя «либералами» в конце XIX – начале ХХ в. выступали за ограничение частной собственности и отстаивали мероприятия частью социалистические, частью интервенционисткие. В связи с тем что эта доктрина часто упоминается на страницах книги Э. Бёргина без изложения ее содержания, мы решили опубликовать в качестве Приложения к русскому изданию параграф «О смысле laissez faire» из главного сочинения одного из героев этой книги Л. фон Мизеса. – Прим. науч. ред.

2

Подробные сведения о жизни Кейнса содержатся в его трехтомной биографии, написанной Робертом Скидельски: Robert Skidelsky: John Maynard Keynes, vol. 1, Hopes Betrayed, 1883–1920 (London: Macmillan, 1983); vol. 2, The Economist as Savior, 1920–1937 (London: Macmillan, 1992); vol. 3, Fighting for Freedom, 1937–1946 (London: Macmillan, 2000). См. также: R. F. Harrod, The Life of John Maynard Keynes (London: Macmillan, 1951); Peter Clarke, The Keynesian Revolution in the Making, 1924–1936 (Oxford: Clarendon Press, 1988). [См.: Скидельски Р. Джон Мейнард Кейнс. 1883–1946. Экономист, философ, государственный деятель: в 2 кн. М.: Московская школа политических исследований, 2005.]

3

John Maynard Keynes, The End of Laissez-Faire (London: Hogarth, 1927), p. 5. Лекция впервые прочитана в Оксфорде в 1924 г. как Мемориальная лекция в честь Сиднея Болла, а затем, в 1926 г., в Берлинском университете. [См.: Кейнс Дж. М. Конец laissez faire // Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2007. С. 367.]

4

Ibid., pp. 17; 20. [см.: Там же. С. 373, 372.]

5

Ibid., р. 32.

6

Ibid., p. 33. [Там же. С. 377.]

7

John Elliott Cairnes, Essays in Political Economy: Theoretical and Applied (London: Macmillan, 1873), р. 244.

8

Keynes, End of Laissez-Faire, рр. 32–33. [См.: Кейнс Дж. М. Конец laissez faire. С. 377.]

9

Ibid., pp. 34–35. [Там же. С. 378.]

10

Ibid., p. 36. [Там же. С. 378.]

11

Ibid., p. 44. [Там же. С. 381.]

12

Ibid., p. 38. [Там же. С. 379.]

13

Skidelsky, John Maynard Keynes, vol. 2, Economist as Saviour, рр. 225–229.

14

Keynes, End of Laissez-Faire, рр. 52–53. [См.: Кейнс Дж. М. Конец laissez faire. С. 384.]

15

Ibid., рр. 46–47. [Там же. С. 382.]

16

Ibid., p. 50. [См.: Там же. С. 383.]

17

«Review: The End of Laissez Faire», Journal of Political Economy 36, no. 1 (1928), рр. 179–180; Sidney Webb, «The End of Laissez-Faire», Economic Journal 36, no. 143 (1926), рр. 434–441.

18

Eric Hobsbawm, The Age of Extremes: A History of the World, 1914–1991 (London: Michael Joseph and Pelham, 1994; reprint, New York: Vintage, 1996), pp. 94–95.

19

Michael Bernstein, A Perilous Progress: Economists and Public Purpose in Twentieth-Century America (Princeton: Princeton University Press, 2001), р. 64. мы верим» (см.: Richard Cockett, Thinking the Unthinkable: Think-Tanks and the Economic Counter-revolution, 1931–1983 (London: Harper Collins, 1994), р. 174).

20

Фрэнк Найт – Чарльзу Типпетсу, 7 июля 1933 г., box 62, folder 10, Frank H. Knight Papers, Regenstein Library, University of Chicago (далее Knight Papers); Фрэнк Найт – Чарльзу Типпетсу, 9 декабря 1933 г., box 62, folder 9, Knight Papers.

21

Выступая на Конференции политических действий консерваторов в 1981 г., Рональд Рейган заявил: «В значительной мере наше мировоззрение сформировали такие интеллектуальные лидеры, как Рассел Кирк, Фридрих Хайек, Генри Хэзлит, Милтон Фридмен, Джеймс Бёрнем, Людвиг фон Мизес» (Ronald Reagan, «Remarks at the Conservative Political Action Conference», – Speaking My Mind (New York: Simon and Schuster, 1989), р. 96). Когда в 1975 г. Маргарет Тэтчер посетила исследовательский центр Консервативной партии, она прервала обсуждение достоинств «третьего пути», положила на стол книгу Хайека «Конституция свободы» и сказала: «Вот во что

22

Alan Brinkley, «The Problem of American Conservatism», American Historical Review 99, no. 2 (1994), р. 409; Michael Kazin, «The Grass-Roots Right: New Histories of U.S. Conservatism in the Twentieth Century», American Historical Review 97, no. 1 (1992), р. 136.

23

Thomas Frank, What’s the Matter with Kansas? How Conservatives Won the Heart of America (New York: Henry Holt, 2004). О популистских акцентах консервативной риторики см.: Jonathan Rieder, «The Rise of the “Silent Majority”», in The Rise and Fall of the New Deal Order, ed. Steve Fraser and Gary Gerstle (Prince ton: Prince ton University Press, 1989), 243–268; Rick Perlstein, Before the Storm: Barry Goldwater and the Unmaking of the American Consensus (New York: Hill and Wang, 2001); Dan T. Carter, The Politics of Rage: George Wallace, the Origins of the New Conservatism, and the Transformationof American Politics (New York: Simon and Schuster, 1995).

24

Lisa McGirr, Suburban Warriors: The Origins of the New American Right (Princeton: Princeton University Press, 2001), р. 163; Jerome L. Himmelstein, To the Right: The Transformation of American Conservatism (Berkeley: University of California Press, 1990), р. 45. Другие описания современного консерватизма как совокупности родственных, но не сведенных в систему взглядов см. в: Jonathan Schoenwald, A Time for Choosing: The Rise of Modern American Conservatism (Oxford: Oxford University Press, 2001), р. 8; Sara Diamond, Roads to Dominion: Right-Wing Movements and Political Power in the United States (New York: Guilford, 1995), рр. 6–7.

25

О тревоге по поводу статуса см. Richard Hofstadter, «The Pseudo-conservative Revolt», in The New American Right, ed. Daniel Bell (New York: Criterion, 1955), р. 42. Майкл Роуджин критикует мнение Хофстадтера, настаивавшего на иррациональной природе массовых политических движений: Michael Rogin, The Intellectuals and McCarthy: The Radical Specter (Cambridge, Mass.: M.I.T. Press, 1967). О расовой политике консервативного движения см.: Joseph Crespino, In Search of Another Country: Mississippi and the Conservative Counterrevolution (Prince ton: Prince ton University Press, 2007); Thomas Byrne Edsall and Mary D. Edsall, Chain Reaction: The Impact of Race, Rights, and Taxes on American Politics (New York: W. W. Norton, 1992); Thomas Byrne Edsall, «The Changing Shape of Power: A Realignment in Public Policy», in Fraser and Gerstle, Rise and Fall of the New Deal Order, 269–293; Matthew Lassiter, The Silent Majority: Suburban Politics in the Sunbelt South (Prince ton: Princeton University Press, 2006).

26

Человек экономический (лат.). – Прим. ред.

27

Steven B. Smith, Reading Leo Strauss: Politics, Philosophy, Judaism (Chicago: University of Chicago Press, 2006); Catherine Zuckert and Michael Zuckert, The Truth about Leo Strauss: Political Philosophy and American Democracy (Chicago: University of Chicago Press, 2006); Bruce Caldwell, Hayek’s Challenge: An Intellectual Biography of F. A. Hayek (Chicago: University of Chicago Press, 2004); Michael Kimmage, The Conservative Turn: Lionel Trilling, Whittaker Chambers, and the Lessons of Anti- communism (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009); Jennifer Burns, Goddess of the Market: Ayn Rand and the American Right (Oxford: Oxford University Press, 2009). Еще одна ценная работа появилась несколько раньше: Robert Devigne, Recasting Conservatism: Oakeshott, Strauss, and the Response to Postmodernism (New Haven: Yale University Press, 1994). Начали появляться и основательные работы, посвященные крупным фигурам французской и немецкой политической сцены. См.: Olivier Dard, Bertrand de Jouvenel (Paris: Perrin, 2008); Hans Jörg Hennecke, Wilhelm Röpke: Ein Leben in der Brandung (Stuttgart: Schäffer-Poeschel, 2005).

28

Kevin M. Kruse, White Flight: Atlanta and the Making of Modern Conservatism (Princeton: Prince ton University Press, 2005).

29

Darren Dochuk, From Bible Belt to Sun Belt: Plain-Folk Religion, Grassroots Politics, and the Rise of Evangelical Conservatism (New York: W. W. Norton, 2011); Bethany Moreton, To Serve God and Wal-Mart: The Making of Christian Free Enterprise (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009).

30

О связи между финансовыми рынками и защитой laissez faire в начале ХХ в. см.: Julia C. Ott, «“The People’s Market”», chap. 9 in When Wall Street Met Main Street: The Quest for an Investors’ Democracy (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2011); Beverly Gage, The Day Wall Street Exploded: A Story of America in Its First Age of Terror (Oxford: Oxford University Press, 2008). О связи между бизнесом и защитой свободного рынка см.: Kim Phillips-Fein, Invisible Hands: The Making of the Conservative Movement from the New Deal to Reagan (New York: W. W. Norton, 2009); Phillips-Fein, «Business Conservatives and the Mont Pèlerin Society», in The Road from Mont Pèlerin: The Making of the Neoliberal Thought Collective, ed. Philip Mirowski and Dieter Plehwe (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009), 280–301; Moreton, To Serve God and Wal-Mart; Eduardo Canedo, «The Rise of the Deregulation Movement in Modern America, 1957–1980» (PhD diss., Columbia University, 2008).

31

S. M. Amadae, Rationalizing Capitalist Democracy (Chicago: University of Chicago Press, 2003).

32

Steven M. Teles, The Rise of the Conservative Legal Movement: The Battle for Control of the Law (Princeton: Princeton University Press, 2008).

33

Jeffrey Hart, The Making of the American Conservative Mind: «National Review» and Its Times (Wilmington, Del.: ISI, 2005).

34

Обзор основной части новой литературы см. в статье: Kim Phillips-Fein, «Conservatism: A State of the Field», Journal of American History 98, no. 3 (2011), рр. 723–743.

35

Keynes, End of Laissez-Faire, р. 50.

36

О критериях, которыми руководствовался Хайек при отборе членов общества, см. в: «Address by Prof. Hayek on Aims and Organisation of the Conference», 4, box 5, folder 13, Mont Pèlerin Society Records, Hoover Institution Archives, Stanford, Calif. [Хайек Ф. Вступительное слово на конференции Мон-Пелерен // Хайек Ф. Судьбы либерализма в ХХ веке. М.: ИРИСЭН, 2009. С. 283–298.]

37

Наиболее обстоятельная и объективная работа об Обществе Мон-Пелерен: Bernhard Walpen, Die offenen Feinde und ihre Gesellschaft: Eine hegemonietheoretische Studie zur Mont Pèlerin Society (Hamburg: VSA, 2004). Филипп Пликерт предлагает более благожелательную картину: Philip Plickert, Wandlungen des Neoliberalismus: Eine Studie zu Entwicklung und Ausstrahlung der «Mont Pèlerin Society» (Stuttgart: Lucius & Lucius, 2008), а работа Р. Хартвелла – R. M. Hartwell, A History of the Mont Pelerin Society (Indianapolis: Liberty Fund, 1995) – преисполненное похвалами описание многосторонней деятельности общества. Бен Джексон прослеживает возникновение общества в контексте межвоенных дискуссий о неолиберализме: Ben Jackson, «At the Origins of Neo-liberalism: The Free Economy and the Strong State, 1930–1947», Historical Journal 53, no. 1 (2010), рр. 129–151. Роль Общества Мон-Пелерен в создании институциональной поддержки для либертарианских идей рассматривается в: Cockett, Thinking the Unthinkable, рр. 100–121; John L. Kelley, «The Revitalization of Market Liberalism», in Bringing the Market Back In: The Political Revitalization of Market Liberalism (Basingstoke: Macmillan, 1997), chap. 2.

38

Friedrich Hayek, «Individualism: True and False», in Individualism and Economic Order (Chicago: University of Chicago Press, 1948), рр. 2–3 [Хайек Ф. Индивидуализм: истинный и ложный // Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Социум, 2016. С. 1—40].

39

Оттенки значения термина «неолиберализм» обсуждаются в статье: Taylor Boas and Jordan Gans-Morse, «Neoliberalism: From a New Liberal Philosophy to Anti-liberal Slogan», Studies in Comparative International Development 44, no. 2 (2009), рр. 137–161.

40

Прогрессизм – идеология, направленная на пропаганду и осуществление социальных и реформ правительством. В США расцвет прогрессизма пришелся на конец XIX – начало ХХ в., а период политики реформизма 1900–1917 гг., которую проводили президенты Т. Рузвельт и В. Вильсон, в политической истории США получило название Прогрессивной эры. В начале 1930-х годов Франклин Рузвельт искал название для своей в сущности прогрессистской программы государственного регулирования экономики и выбрал не использовавшееся в США, но престижное и имеющее только благоприятные ассоциации слово «либеральный». Так получилось, что одновременно права на этот бренд предъявил Герберт Гувер и исход спора решился в ходе избирательных кампаний 1932–1940 гг. История борьбы за либеральный бренд рассказывается в книге: Ротунда Р. Либерализм как слово и символ: борьба за либеральный бренд в США. М.; Челябинск, 2016. В результате сегодня в США слова «либерализм», «либерал», «либеральный» означают комплекс идей и политических принципов, во всех отношениях противоположных классическому либерализму XVIII–XIX вв. Современный американский либерал стремится к всемогуществу правительства, является твердым противником свободного предпринимательства и отстаивает всестороннее регулирование, осуществляемое властями. Читателю следует учитывать эту особенность политической жизни, когда на страницах этой книги речь будет идти об «американском либерализме», противопоставляемом консерватизму (например, на с. 232). – Прим. ред.

41

Описание этой среды см. в: George H. Nash, The Conservative Intellectual Movement in America: Since 1945 (New York: Basic Books, 1976).

42

Roger E. Backhouse, «The Rise of Free Market Economics: Economists and the Role of the State since 1970», in «Economists and the Role of Government», ed. Peter Boettke and Steven Medema, History of Political Economy 37 (2005), рр. 355–392.

43

A. W. Coats, «The Distinctive LSE Ethos in the Inter-war Years», Atlantic Economic Journal 10, no. 1 (1982), р. 19; Lionel Robbins, Autobiography of an Economist (London: Macmillan, 1971), р. 72.

44

Aubrey Jones, in My LSE, ed. Joan Abse (London: Robson, 1977), р. 36.

45

Friedrich Hayek, «The Trend of Economic Thinking», Economica 40 (1933), р. 121. Название лекции Хайека, возможно, намекало на сборник, изданный незадолго до того Рексфордом Тагвеллом – The Trend of Economics (New York: F. S. Crofts and Co., 1930).

46

Lionel Robbins, «The Present Position of Economic Science», Economica 28 (1930), р. 23.

47

Фрэнк Найт – Adelphi Company, 9 мая 1934 г., box 58, folder 2, Frank H. Knight Papers, Regenstein Library, University of Chicago (далее Knight Papers).

48

Wilhelm Röpke, «Fascist Economics», Economica, n.s., 2, no. 5 (1935), р. 85.

49

Robert Collins, The Business Response to Keynes, 1929–1964 (New York: Columbia University Press, 1981), pp. 30–31.

50

Yuval P. Yonay, The Struggle over the Soul of Economics: Institutionalist and Neoclassical Economists in America between the Wars (Prince ton: Princeton University Press, 1998); Malcolm Rutherford, The Institutionalist Movement in American Economics, 1918–1947 (Cambridge: Cambridge University Press, 2011); Wayne Parsons, The Power of the Financial Press: Journalism and Economic Opinion in Britain and America (Aldershot, U.K.: Edward Elgar, 1989).

51

Collins, Business Response to Keynes, р. 50.

52

Hayek, «Trend of Economic Thinking», р. 121.

53

George Bernard Shaw, «Sixty Years of Fabianism: A Postscript», in Fabian Essays, 6th ed., ed. George Bernard Shaw (London: George Allen and Unwin, 1962), р. 314.

54

Sidney Webb, «Introduction to the 1920 Reprint», in Shaw, Fabian Essays, р. 280.

55

Asa Briggs, «Introduction» (из неопубликованного выступления на конференции Лейбористской партии в 1923 г.), in Shaw, Fabian Essays, р. 15.

56

Shaw, «Preface to the 1931 Reprint», in Shaw, Fabian Essays, рр. 257–258.

57

Coats, «Distinctive LSE Ethos in the Inter-war Years», рр. 19–20.

58

Bernard Crick, in Abse, My LSE, р. 146.

59

Ralf Dahrendorf, LSE: A History of the London School of Economics and Political Science, 1895–1995 (Oxford: Oxford University Press, 1995), p. 11.

60

Beatrice Webb diaries, 17 December 1931 (vol. 45), 28 February 1932 (vol. 46), 12 March 1934 (vol. 48), 19 January 1935 (vol. 49), and 1 May 1937 (vol. 51), in Passfield Papers, LSE Archives (курсив в оригинале).

61

Edwin Cannan, The Economic Outlook (London: P. S. King and Son, 1922), р. 11.

62

Edwin Cannan, An Economist’s Protest (London: P. S. King and Son, 1927), pp. VI–VII.

63

Donald Winch, Economics and Policy: A Historical Study (London: Hodder and Stoughton, 1969), 148; Joseph Dorfman, The Economic Mind in American Civilization, vol. 4 (New York: Viking, 1959), р. 171.

64

Edwin Cannan, «The Need for Simpler Economics», Economic Journal 43, no. 171 (1933), р. 370.

65

C. R. Fay, «Edwin Cannan: The Tribute of a Friend», Economic Record 13 (1937), р. 16.

66

Robbins, Autobiography of an Economist, p. 85; Фридрих Хайек, интервью с Надимом Шехади, 1983, Nadim Shehadi Papers, LSE Archives (далее – Shehadi Papers).

67

Susan Howson, Lionel Robbins (New York: Cambridge University Press, 2011), р. 82.

68

Robbins, Autobiography of an Economist, р. 83.

69

T. E. Gregory, «Edwin Cannan: A Personal Impression», Economica 2, no. 8 (1935), р. 365.

70

Robbins, Autobiography of an Economist, р. 83.

71

Friedrich Hayek, «The London School of Economics, 1895–1945», Economica 13, no. 49 (1946), р. 23.

72

John Hicks, «Introductory: LSE and the Robbins Circle», in Money, Interest and Wages (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982), 4; Фридрих Хайек, интервью с Надимом Шехади, 1983, Shehadi Papers.

73

См., например, интервью Фридриха Хайека Джеймсу Бьюкенену, 28 октября 1978, Center for Oral History Research, UCLA Library.

74

Coats, «Distinctive LSE Ethos in the Inter-war Years», р. 25.

75

Вместе с Леоном Вальрасом и Уильямом Стенли Джевонсом. – Прим. ред.

76

Erik Grimmer-Solem, The Rise of Historical Economics and Social Reform in Germany, 1864–1894 (Oxford: Clarendon Press, 2003), р. 254.

77

См.: Хюльсманн Й. Г. Последний рыцарь либерализма: жизнь и идеи Людвига фон Мизеса. М.; Челябинск: Социум, 2013. – Прим. ред.

78

Ludwig von Mises, «Economic Calculation in the Socialist Commonwealth», trans. S. Adler, in Friedrich Hayek, ed., Collectivist Economic Planning: Critical Studies on the Possibilities of Socialism (London: George Routledge and Sons, 1935; reprint, London: George Routledge and Sons, 1938), р. 110. [См.: Мизес Л. фон. Экономический расчет в социалистическом сообществе // Мизес Л. фон. Сравнительный анализ экономически систем: капитализм, социализм, интервенционизм. М.; Челябинск: Социум (готовится к изданию).]

79

Die Gemeinwirtschaft. Untersuchungen über den Sozialismus. Jena, 1922. Рус. пер.: Мизес Л. фон. Социализм: экономический и социологический анализ. М.; Челябинск: Социум, 2016. – Прим. перев.

80

Ludwig von Mises, Socialism: An Economic and Sociological Analysis, trans. J. Kahane (Indianapolis: Liberty Fund, 1981) [Мизес Л. фон. Социализм: экономический и социологический анализ. М.; Челябинск: Социум, 2016].

На страницу:
4 из 5