Полная версия
Беларусь. Обряды на благополучие и богатство
Беларусь. Обряды на благополучие и богатство
Лариса Новицкая
© Лариса Новицкая, 2020
ISBN 978-5-4498-0907-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Содержание
От автора
Обряды на богатство и долю при рождении и крещении
Обряды на благополучные роды ● Обряд «Вхождение в род» ● Обряд на богатство при первом купании ● Привлечение Доли ● Защита новорожденного от зла ● Крестины ● Обряд «Бабина каша» ● Обряд «Возить бабу на бороне» ● Муровины
Свадебные обряды на благополучие и богатство молодых
Свадебная обрядовая атрибутика ● Сватанье ● Заручины (Обручение) ● Перепой (Запоины) ● Сборная суббота ● Обряд «Кликанье» ● Посад ● Столбовая песня ● Обсыпание ● Обряды на богатство при венчании ● Каравай ● Обряд «Выпрабаванне» (Испытание) ● Свадебное застолье ● Камора ● Обряд «Бросание каши на печь» ● Завивание ● Обряды «Перезовы» и «Пепелище»
Бытовые повседневные обряды
Обряды с предметами быта ● Обряды, связанные с огнём ● Вечерний обряд зажигания огня • Обряд одалживания огня • Обряд «Женитьба комина» • Обряд «Обращение к матери сырой земле» ● Обряд «Сон Богородицы» ● Обряды употребления пищи ● Обряды при строительстве дома ● Обряды-приношения Господарю-Хатнику ● Обряд для Дворового ● Обряды для бани (лазни) ● Обряды при торговле ● Обряды, связанные с дорогой и путешествиями
Обряды на благополучие в профессии
Обряды мельников ● Обряды пастухов ● Обряды пчеловодов ● Обряды лесников ● Обряды гончаров ● Обряды плотников ● Обряд ремесленных братств «Свеча»
Обряды почитания предков-«дедов»
«Деды» ● Обряд «Отрада для душечек» ● Обрядовая еда на «Деды» ● Радуница ● Весенние «Деды» ● Троица, или Семуха ● Русальная неделя ● Обряд «Проводы русалки» ● Обряд «Вождение куста» ● Осенние «Деды»
Колядные обряды
Откуда пошли Коляды ● Обряд приготовления кутьи ● Обряды на Постную Кутью ● Рождественский обед ● Богатая Кутья, или Щедруха ● Охота на воробьёв в Щедрый вечер ● Колядование ● Обряд «Вождение «козы» ● Крещенская и Богоявленская Кутья (Постная, или Голодная)
Обряды на Громницу и Сретенье
Обряды на Масленицу
Особенности масленичной обрядности ● Масленичные обрядовые блюда ● Обрядовые увеселения на Масленицу ● Встреча и проводы Масленицы
Обряды на встречу весны
Обряды на Благовещенье ● Обряд «Буськовы лапы» ● Обряд «Гуканье весны» ● Комоедица ● Ляльник
Великдень (Пасха)
Обряды на Вербную неделю (Неделя Ваий, Вербич, Вербница) ● Чистый четверг ● Великдень. Приготовление «свеченого» ● Обряд на обретение «волшебной» монеты ● Обряды-игры «Катание освящённых яичек» и «Битки»
Обряды на Святого Юрия
Обряд «Юрьева роса» ● Провидки поля ● Обряд «Пастушья яичница»
Обряды для посевных работ
Засевки ● Микольщина
Купальские обряды
Обряды очищения огнём и водой ● Обряды на благополучие общины ● Поиск «папараць кветки» (цветка папоротника) и «заклятых» кладов ● Обряд на женскую судьбу ● Защита от нечистой силы ● Обряды праздника Ивана Предтечи
Обряды уборки урожая
Зажинки ● Дожинки ● Обряд «Завивание бороды» ● Обряд «Богач» ● Новина
От автора
Любой обряд представляет собой драматическое действие, наделённое «магической силой» обеспечивать желаемое. С древнейших времён для обращения к природной стихии, духу или божеству, которых люди хотели пригласить и попросить о благосклонности, использовались песни, заговоры, действия с ритуальными предметами и обрядовыми атрибутами. Впрочем, обряд мог быть и самым простым действием. Например, перед крещением просто положить младенцу в пелёнки кусочек сыра и монеты, что давало ему в будущем достойную и обеспеченную жизнь.
Белорусский народ с большим почтением и уважением относился к обрядам. Каждый из них представлялся установленным предками священнодействием, освящённым веками, требующим уважения и безоговорочно точного выполнения. Более того, обряд считался существом живым и одушевлённым. Вся жизнь белоруса сопровождалась обрядами. Книга «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» описывает те из них, которые создавали, приумножали и удерживали материальное благополучие, богатство, добробыт. Белорусское слово «добробыт» встречается в книге довольно часто и означает совокупность благосостояния, благополучия и благоустройства.
К неотъемлемым атрибутам белорусских обрядов относились рожь и кожух. Рожь, по-белорусски жито, почиталась как главная зерновая культура. Она олицетворяла собой богатство и рай. Ей покровительствовал бог богатства и счастья Рай, или Раёк. Народ наделил рожь умением разговаривать. Она шептала из-под земли во время роста, «гомонила» в период цветения и, налитая спелыми колосьями, криком просилась в амбары. Кожух благодаря его густой шерсти был главным символом богатства и добробыта. Родители желали своим дочерям: «Пусть твой жених будет богатый, как кожух волохатый (волосатый)». Обычно сшитый из козьей шкуры, он с древних времен ассоциировался с тотемными животными козлом и козой, опекунами поля, благосостояния, богатства, семейного лада. В обрядах кожух выворачивали для вступления в контакт с миром предков-«дедов», чтобы попросить у них благословение и родовую защиту.
Особая роль в народной обрядности отводилась деньгам: золотым, серебряным и медным монетам. Золотые монеты представляли в мировоззрении белорусов Солнце с его способностью наделять людей богатой, достойной, стабильной, «царской жизнью». Серебряные деньги служили не только символом богатства и достатка, но и мощным оберегом против любой злой силы. Медяки тоже считались оберегом и обеспечивали успех в различных торговых и общественных делах, давали жизнь зажиточную и безбедную.
Главными среди обрядовых действий у белорусов были обходы и жертвоприношения. В том числе домашним духам Хатнику и Хатнице, олицетворявшим предков-«дедов», (изображение оберега «Куклы Хатник, Хатница и железный гвоздь-цвик» помещены на обложку книги), и матери сырой земле. Мать сыру землю белорусы называли кормилицей, дающей жизнь и наделяющей смертью. К ней обращались за прощением, ею клялись. Мужчины при клятве съедали комок земли, а женщины землю целовали. Практически любой белорусский обряд завершался обильным пиршеством. Так народ хранил древнюю языческую традицию жертвоприношений и следующего за ними пира, на котором в целях общего благоденствия «долгом считалось объедаться, почитая воздержанность за стыд». (35. С. 88) В книге «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» читатель найдет описание многих обрядовых национальных белорусских блюд и способов их приготовления. Обильная и сытная еда стояла не только на праздничных столах. В мировоззрении белорусов любой приём пищи означал «накормить душу». Поскольку душе ничего жалеть нельзя, то и богатые, и бедные старались хорошо питаться и выполнять обрядовые действия, обеспечивающие постоянный достаток пищи.
Выпитая во время пиршеств водка воплощала собой дождевую воду, носительницу всеобщего благополучия и процветания. Просто пьянство белорусы называли «болезнью над всеми болезнями», ибо оно губит больше людей, чем все болезни вместе взятые. Поэтому соблюдалась культура питья, и во время обрядов участники зачастую пускали по кругу всего одну рюмку.
Особенность белорусских обрядов выражалась в гармоничном и естественном сочетании древнейших языческих верований и религиозно-духовного наследия христианства. Магические заговоры и заклинания аграрной, скотоводческой, охотничьей, бытовой магии, устанавливающие связь с силами природы и древними божествами, переплетались с текстами духовных стихов, молитв и апокрифов, таких как популярный «Сон Богородицы», чтение которого обеспечивало процветание и успех. Данное сочетание отразилось в текстах обрядовых песен и заговоров. Исконно белорусские заговоры начинались со слов: «Добрым разам, добрым часам» или «Першым разам, добрым часам». Это связано с верой белорусов в то, что у Бога все дни «прямые» (хорошие), а вот часы могут быть «кривыми» (плохими). Любое дело, начатое в «кривой» час, обрекалось на неудачу, в том числе и обряд. Но особая словесная формула «магически» превращала время проводимого обряда в «доброе». Белорусы в принципе, начиная любое важное дело, говорили: «Дай Боже, в добрый час начать!» Заговоры, обрядовые песни, аутентичные молитвы в книге даны по текстам опубликованных в период с середины XIX до начала XX века этнографических сборников Е. Р. Романова, П. В. Шейна, П. А. Бессонова, З. Ф. Радченко, М. А. Дмитриева, А. Е. Богдановича, И. И. Носовича в варианте, записанном в первоисточнике: либо на белорусском языке, либо русской транскрипцией белорусских слов.
Одной из разновидностей обрядов является гадание. Белорусские гадания заслуживают отдельного сборника. В книге «Беларусь. Обряды на благополучие и богатство» описаны только примеры гаданий, представляющих собой неотъемлемую часть целого обряда.
Обряды на богатство и долю при рождении и крещении
Обряды на благополучные роды
В мировоззрении белорусов новорожденный воспринимался как Божий дар, посланный с Того Света. Особые обряды «вводили» его в людское сообщество, «творили» из посланца Иного Мира настоящего человека, наделяли долей, счастливой судьбой. Главная роль в них отводилась бабке-повитухе. Она являлась одновременно акушеркой, детским врачом, исполнительницей всех положенных обрядов и ритуалов, помощницей роженицы по хозяйству в первые дни после родов. Повитухи, обычно зрелые женщины, вышедшие из детородного возраста и имеющие своих взрослых здоровых детей, обладали в деревнях, местечках и городах настолько огромным авторитетом, что вплоть до 30-х годов прошлого века им доверяли больше, чем профессиональным медикам.
Роды обычно проходили дома, в овине или бане. Старшая в семье женщина выпроваживала из дома почти всех домашних, поскольку присутствие каждого лишнего человека вдвое увеличивало время родовых мук, и отправляла гонца за бабкой. Посланец брал хлеб-соль и бежал к повитухе. В целях защиты роженицы от сглаза ему запрещалось произносить слово «роды», «рожает». Их заменяли сообщениями: «событие началось», «поехала в город за покупками», «поехала в Ригу». Придя в дом, где ожидалось прибавление семейства, бабка первым делом читала молитвы «Отче Наш», «Богородица, радуйся» и заставляла немногочисленных присутствующих открыть все двери, крышки сундуков, развязать узлы и пояса. Даже маленьким детям, еще лежавшим в колыбели. Потом поила «парадзиху» (так называли роженицу белорусы) водой, слитой с четырех углов стола или с двух боков печной заслонки. Такой воде приписывались свойства облегчать роды и вызывать частые потуги. После этого повитуха помогала рожающей подняться с ложа и три раза обводила её вокруг стола и порога, трижды творя заговор «На добрые роды»: «Першым разочкам, добрым часочкам. Госпаду Богу памалюся, Прачыстай матцы пакланюся. Iшоу Гасподзь Бог Iсус Хрыстос з нябес, за iм Прачыстая матка iшла, у правай руцэ залатыя ключы нясла. Сустракая Гасподзь Бог Iсус з нябес:
– Куды ты, маць Прачыстая, iдзеш?
– Iду я параднiцу адведацi i младенца з жывата выпускацi. Цiты ж младзенец, цi младзенка – пара табе з жывата выхадзiцi, параднiцы кроу разлiцi.
Прашу я цябе, Прачыстая маць, к сабе на помач з сваёй правай рукою». (29. С. 57—58)
При долгих и тяжёлых родах количество обрядовых действий значительно увеличивалось. Бабка заставляла рожающую женщину дуть в бутылку; снимала с хлебной дежи обруч и три раза одевала его роженице сверху вниз для облегчения родовых мук; отправляла к местному священнику посыльного просить открыть Царские ворота в церкви, а сама читала на воду 3-5-7-9 раз заговор: «Госпаду Богу памалюся, святой Прачыстай Божай мацi пакланюся. Я словамi— Бог з помаччу рабе божай (имя) роды адкрывацi. Залатыя ключыкi, адамкнiцеся, вы, царскiя вароты, адчынiцеся. А ты, ангёл, не ляжы, ножкамi папiхайся, даверху дабiрайся» и поила ею страдающую от боли «парадзиху». (12. С. 331) Затем на середину комнаты переносили домашний стол. Повитуха насыпала на каждый его угол маленькую кучку соли. Роженицу водили вокруг стола, и она с каждой кучки немного съедала. В самых тяжелых случаях поили рожающую водой, вылитой из мужниной обуви или пролитой через его штаны.
Муж обязательно присутствовал при родах. Он лежал на лавке и громко стонал, тем самым стараясь облегчить муки жены, а жене требовалось несколько раз обругать его самыми дурными словами. Также для благополучных родов супруг укладывался на порог дома с его внутренней стороны, а супруга девять раз через него переступала, приговаривая: «Божа мацi, прыйдзi мяне ратавацi, маё цела распрастацi, мае жылкi выпрауляцi». (12. С. 332) Подобные действия – отголосок древнейшего обряда «кувады», когда отец ребенка во время родов старался ритуальными действиями облегчить страдания жены. У белорусов в прежние времена мужья уходили в лес и там бились головой о деревья и корчились от боли. По старинным свидетельствам, подобные действия действительно помогали.
Обряд «Вхождение в род»
Повитуха принимала новорожденного, накрыв свои руки полотном или одеждой, чтобы в будущем дитя не было «голью перекатной». Затем, перевязав пуповину пучком чистого льна с красной ниткой, отсекала её на расстоянии трех пальцев от перевязки. Мальчику пуповина перевязывалась на топоре, ноже, книжке или молотке; девочке – на веретене, гребне, нитках или ножницах. При этом произносился заговор на счастье: «Баба цябе пуп вяжа, а Гасподзь нехай дасць шчасця i здароуя, i век доугi, i разум добры з атцовай малiтвы, з матерiнскай i з бабiнай». (27. С. 20) Потом бабка заворачивала мальчика в отцовскую рубаху, а девочку в материнскую и давала на руки отцу. Отец бережно брал новорожденного и укладывал его либо на положенный рядом с печкой вывернутый кожух, олицетворявший благополучие рода и связь с предками, либо на порог, также любимое место духов-предков. По окончании обряда младенец признавался членом рода и отдавался под покровительство родового духа.
После родов три дня подряд, три раза в день повитуха навещала молодую мать и приносила ей в глиняных горшках, символизировавших женское чрево, приготовленную дома обрядовую еду из трёх блюд. Пища включала кашу из проса, хлеб, блины и колотушку. Для колотушки смешивалось молоко, толченые крупы и яйца, все это варилось, а потом добавлялись жареные шкварки. Блюдо считалось очень полезным и хорошо восстанавливающим силы.
Обряд на богатство при первом купании
Во время первого купания бабка опускала родившегося младенца в корыто или лохань, а родители совершали обряды, обеспечивающие ребёнку жизнь в богатстве. В северных поветах Беларуси отец бросал в воду для купания несколько серебряных монет, предназначенных повитухе. Выкупав новорожденного, она забирала их особым образом. Просто взять деньги запрещалось, иначе «дитя чужое дабро будзе хапаць». Бабка осторожно выливала из лохани «грязную» воду в яму, куда ранее положила «детское место», и медленно выгребала деньги со дна себе в карман, чтобы ребёнок всю жизнь «загребал усякае дабро». В восточных районах при первом купании родители младенца клали в корыто золотое кольцо, серёжки и медный рубль. Рубль хранился у человека всю жизнь и служил «денежным магнитом». Повитуха добавляла в воду кусочек сала, янтарь и вливала немного водки для будущей веселой и радостной жизни. После купания дитяти мать сразу одаривала повитуху монетами, чтобы к ребёнку пожизненно притягивались деньги.
При первом купании часто проводился обряд наречения именем «Окрестить дитя с воды». Правильно выбранное имя белорусы испокон веков соотносили со счастьем, здоровьем, жизненной силой, красотой, материальным благополучием человека. Во многих семьях мужские имена передавались из поколения в поколение. В то же время родители отказывались называть младенцев именами людей, имевших в ближайшей местности или в окружении скверную репутацию или страдающих от болезней. Бабка, купая ребенка, давала ему определенное имя и пела обрядовую песню на привлечение богатства и счастья:
А у каго вiнаград на дварэ?А у (имя отца новорожденного) вiнаград на дварэ.Пасадзiу бабулечку на куце.А сам стау ды шапачку зняу.Стау жа ён да пана Бога прасiць.Каб маё ды дзiцятка расло,Каб яно шчаслiва было. (27. С. 208)Во время церковного крещения кумовья сообщали священнику данное при «водном крещении» имя, и он обычно крестил им ребенка. Даже если священнослужитель крестил по церковным святцам, человека всё равно называли именем, «наречённым на воде». Особой популярностью пользовались имена Вера, Марья, Домна, Грипина, Варвара, Федора, Ефросинья, Галина, Пелагея, Марта, Ева, Павлина, Тэкля, Ульяна, Ганна, Иван, Михал, Фёдор, Прокоп, Миколай, Карней, Степан, Данила, Петр, Павел, Илья, Макар, Денис, Евсей.
Привлечение Доли
По вере белорусов каждый человек при рождении получал свою Долю. Постепенно вместо одной Доли их стало несколько. Наиболее важными считались «доля хлебная», «доля денежная» и «доля венчальная», означавшие изобилие пищи, денежно-материальное благополучие и семейный лад. Их просила у Бога бабка повитуха после первого купания, впервые запеленав дитя. Она держала его на руках и пела:
Ай у нядзелькуПоранюсенькуНа небе зазвинела.Господзь Бог идзець,Три доли нясецьГэтаму дзицяци.А и пытаецца у Богородицы:«Котору долю даць?Ци грошовую, ци збожовую,Ци тую винчальную?»Бабулька стоиць,Дзицятко дзяржиць,А у Бога доли просиць:«Ай, БожухноЗбавицелю!Дай уси три доли:И грошовую, И збожовую,И тую венчальную». (40. С. 7)Хотя доли и давались Богом, но во многом они зависели от рода, от наследственности, от родовых божеств и предков-«дедов», нашедших позже воплощение в белорусском домовом-Хатнике. Ему, как и родовым богам, приносили жертвоприношение-угощение при появлении на свет нового члена семьи. Народ верил, что во время родов рядом с роженицей всегда находятся первопредок-«дед», мать-Роженица и девы-Роженицы. Дев-Рожениц было 3 или 7 и их представляли в образе прях. Рожениц почитали и призывали помочь «парадзихе» родить здорового, крепкого ребёнка, одарить новорожденного счастьем и долей. В благодарность всегда угощали кашей, хлебом, мёдом и сыром.
Белорусская легенда рассказывает о существовании обряда, помогавшего беременной оказаться в Ином мире, узнать пол ожидаемого младенца и привлечь к нему наиболее счастливую долю. «Сделала женщина всё так, как ей сказали, легла спать, стала легкая, как мотылек и полетела… Летела она быстро. Смотрит, а на заливном лугу прыгают и играют три красивые девочки. Вот они выкупались в реке, вышли голышом из неё и качаются в траве. Потом принялись плести венки. Одна сплела венок из осота и чертополоха и говорит:
– Вот такая жизнь будет у человека, которому я буду доля.
Вторая сплела венок из калины и веток и сказала:
– А я доля рыбака и охотника.
Третья, самая красивая, сплела венок из колосьев ржи и пшеницы, вплела в него цветы и произнесла:
– Я – доля хозяина.
«Вот бы эту долю моему ребёнку», – подумала женщина. А девочки остановились совсем близко от неё и говорят: «Здесь женщина, которая скоро родит мальчика. Та из нас, которая пойдет к нему, станет его долей». Начали они спорить, кто к новорожденному пойдет, и никак не могли договориться. Наконец, решили сделать так, как бог велит. Самая красивая предложила: «Я подброшу высоко цветок, и та из нас, кто его быстрее поймает, пойдет к тому мальчику». Вырвала она из своего венка цветок и подбросила так высоко, что он сначала спрятался в небе и только через некоторое время полетел вниз. Протянули доли к нему руки, но поднялся вихрь, закрутил цветок и косы девочек, а их самих поднял вверх. Ловили, ловили девочки-доли цветок. Наконец самая красивая схватила его и воткнула в волосы. Потом все помутилось, доли неизвестно куда исчезли, и женщина полетела назад в свое тело. Как только она вернулась, то закричала от боли и родила красивого мальчика. Говорят, что он был такой счастливый, что второго такого счастливого в мире нет. Вот так, какая у кого доля». (3. С. 201—203)
Мне, к сожалению, не удалось найти описания самого обряда. Но и без него каждая мать старалась обеспечить своему ребенку счастливую судьбу, давая сразу после рождения материнское благословение. Благословляя дитя, она, боясь его «сглазить», предусмотрительно не просила всего много и сразу:
Благослови, Боже, это дитяти до хроста (крещения),А с хроста благослови, Боже, до роста,От роста благослови, Боже, до венца,А от венца благослови, Боже, до жицця! (27. С. 22)Интересная информация о наделении новорожденного судьбой дана в книге мифолога и этнографа Д. О. Шеппинга «Мифы славянского язычества»: «Когда ребёнок родится, его будущая судьба записывается в книгу рода… В Белоруссии верят, что каждый человек получает при рождении сестрицу или сорку; каждая девушка братца или братека, которые охраняют их от несчастий и искушений». (42. С. 69—70) Возможно, так информаторы автора называли невидимых духов «деток заплечных». По вере белорусов «детки заплечные» сопровождали человека с рождения и притягивали к нему либо благополучие и счастье, либо беды и жизненные трудности.
Защита новорожденного от зла
В период между рождением и крещением ребёнка бабка-повитуха проводила защитный обряд от всякого зла и сглаза. Взяв нож и поглаживая им тело младенца, чтобы к нему не пристало ничего злого, она читала защитный заговор: «Першым разом, лепшым часом, поможы мне, Господзи, подзиуки зговорици з (имя ребенка), з гэтого стану, з черных очей; з шыроких плечей, з синих жыл, з жоутой косьци, з румяного лица, з чорнага волоса. Мо вы подуманыя, мо вы погаданные, мо вы женоцкие, мо вы дзевоцкие, мо вы паробацкие, мо вы светальные, мо вы змеркальные, мо вы пауночные, мо вы утринные, – по косьцях же вы не ходзице, касьцей не ломице, личка не хмурице. Досюль же гэтага вы кололи и пороли, век мой дух не чули, – цеперь же полюбице мой дух: мой дух лёгеньки и цёпленьки. Я ж вас прошу, молю, ссылаю и зговораю, на сухие леса, на ницые лозы, гдзе вецер не вее, гдзе сонце не грее, гдзе людзи не ходзюць, гдзе пташки не летаюць». (41. 534—535)
Прочитав заговор, повитуха втыкала нож в изголовье колыбели ребенка и там его оставляла.
Крестины
Срок между появлением младенца на свет и крещением обычно составлял от трех дней до двух-трёх недель. Часто перед крещением проводился старинный языческий обряд принятия новорожденного в семью и общину, одновременно наделяющий его изобильной и благополучной жизнью. Бабка-повитуха купала ребенка и после купания укладывала на постланный возле печки вывернутый кожух, говоря младенцу слова-пожелания счастья, здоровья, богатства. Потом брала его на руки, вместе с кумовьями трижды обходила стол, на котором лежал хлеб, и трижды хлеб целовала. И уже после обряда кум и кума с дитём отправлялись в церковь или в дом священника. В кумовья родители приглашали как «из своих», так и из «чужих», чтобы «больше родни было». Выбирали людей аккуратных, добрых, обеспеченных, как семейных (обязательно имеющих своих детей), так и ещё не вступивших в брак. Отказываться от кумовства запрещалось.
Независимо от расстояния между домом ребёнка и церковью кумовьям требовалось везти крестника на лошади или в повозке, чтобы не догнали «нечистики». По дороге они долго плутали, делали многочисленные объезды, скрывая путь и растрясая имеющиеся у младенца грехи. В церкви сразу после крещения крестные родители клали ребёнка на новый рушник, родовой символ опеки и защиты. С этого момента рушник становился оберегом человека и сопровождал его в самые важные моменты жизни. Обратный путь домой из храма проделывали как можно быстрее. На пороге дома прибывших встречала одетая в вывернутый кожух повитуха. Так она привлекала к ребенку богатство и одновременно защищала его от злых сил. Войдя в дом, кум с кумой трижды обносили крестника по ходу солнца вокруг печного столба, желая ему любить свою семью и свой дом.
Приходить в гости на крестины дозволялось только женатым мужчинам и замужним женщинам, поскольку праздник предполагал «самые неприличные шутки не только словом, но и делом». (40. С 10—11) Исключение делалось только для кума и кумы, если те ещё не состояли в браках. Женщины приносили разные продукты, а мужчины деньги. Столы с угощением ставили в одну линию, что обеспечивало младенцу долгую жизнь. На них подавали еду, приготовленную хозяйкой и принесенную гостями. Количеству блюд полагалось быть нечетным: 5, 7, 9… Обычно для крестин на первое готовили поливку из бурачного рассола, на второе макароны или бабку, а к ним холодец и жаркое. Кум с кумой садились рядом во главе стола. Рядом с ними – бабка-повитуха. Крестные много разговаривали и шутили, «помогая» таким образом крестнику вырасти говорливым и жить со всеми в ладу. Во время угощения, как и во время родов, исполнялся обряд, связанный с «кувадами». Отцу требовалось с радостной улыбкой съесть «крестильный сбитень» из смеси редьки, хрена, соли, мёда и на чистую тарелку положить деньги. На севере Беларуси и на Полесье для обеспечения сыну или дочке денежного достатка проводили «перепивание кумов». Отец выпивал рюмку водки, клал в неё деньги, снова наливал водку и передавал куму. Тот делал то же самое и передавал рюмку водки с деньгами отцу.