bannerbanner
Качество жизни. Типология на каждый день
Качество жизни. Типология на каждый день

Полная версия

Качество жизни. Типология на каждый день

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Во времена Древней Греции между Афинами и Спартой возник военный конфликт, который известен историкам как Пелопоннесская война. Афины имели очевидные преимущества перед Спартой: сильнейшая торговая экономика, превосходящий по силе флот, значительные политические возможности. Но Афины потерпели поражение по итогу войны от спартанцев – профессиональных воинов. Спарта испокон веков доводила до совершенства военные навыки и искусство боя, в отличие от Афин, культура которых была направлена на всестороннее развитие личности. Я не считаю, что это было основной причиной победы одних и поражения других. Но то, что усиление сильных качеств даёт преимущество перед разносторонним развитием, этот пример показывает наглядно. При разностороннем развитии происходит усиление слабых качеств за счёт сильных.

Я утверждаю, что разносторонне развитая личность – это миф! Разносторонне развитой может быть только команда правильно подобранных людей. Команда, в которой сочетаются логики и этики, сенсорики и интуиты. И каждый занимается своим типным вопросом, своими сильными характеристиками. Какие есть типы людей и как их определять, мы и будем рассматривать в этой книге. А для того, чтобы перейти к этим вопросам, нам нужно договориться об одном языке, об одних определениях и через призму типологии рассмотреть аспекты окружающего нас мира.

2.4. Философские категории

Я считаю, что типологию человека нужно начинать рассматривать с описания того, как устроен мир и какие модели его описания существуют. Не просто так философы многие столетия ищут ответы на вопросы: как появилась наша вселенная? как она устроена? как появился человек и какова природа сознания и разума? Ответы на эти вопросы имеют непраздное значение. От того, как мы понимаем устройство вселенной, Солнечной системы, Земли и общества, зависят наши цели, а значит, разрабатываемые пути достижения целей. А это уже отражается на каждом из нас через культуру, технику, организацию экономики, подходы к образованию, способы сохранения здоровья и лечения болезней. От того, как мы понимаем организацию психики, мышления человека, анатомию и физиологию, потребности и ценности людей, зависит то, как мы относимся прежде всего к себе. Какие цели себе ставим? Какие ценности ставим в приоритет? Какое образование получаем? Каким сферам деятельности отдаём приоритет? Как воспитываем своих детей? И здесь круг замыкается, поскольку наши дети будут делать то же самое для своих детей.

Если наше понимание устройства психологии людей точно отражает реальность, то мы «правильно» расставляем точки отсчёта и действуем в «правильной» системе координат. А если наша карта мира неточна, то мы совершаем неточные действия и приходим не к тем результатам, которых ожидали, как путник приходит не в то место, следуя ошибочной, неточной карте местности. Поэтому я считаю, что внутренняя картина мира, внутренняя карта общества и понимание устройства и работы психики отдельного человека должны как можно точнее соответствовать реальности.

Ну что же, после этого вступления продолжим рассматривать подходы разных типов людей к описанию того, как они видят мир через свою призму восприятия.

На каждого из нас постоянно льётся поток информации из окружающего и внутреннего мира. И у нас для восприятия этой информации есть своеобразные «приёмники». Для упрощения назовём их антеннами. Так вот, у каждого из нас где-то и в каком-то виде есть минимум четыре антенны, воспринимающие мир и его отдельные проявления. Каждая антенна настроена на восприятие и передачу только определённой составляющей общего информационного потока. Этими четырьмя антеннами мы воспринимаем материю и энергию, распределённые в пространстве и изменяющиеся с течением времени.

Одна из антенн настроена на восприятие материи. Нас окружает большое количество материальных объектов: мебель, здания, транспорт, люди, животные, техника, воздух, вода, горы, растения и т. д. Все они состоят из материальных веществ. Материя – это что-то, что можно потрогать, и материальные объекты можно квалифицировать и классифицировать. Квалифицировать – это определить по признакам, что это. Для того и для другого необходимо наличие структуры, классификатора, порядка. Поэтому материя связана с системами, которые показывают соотношения между объектами, сравнением объектов между собой, взаимодействием объектов путём прямых и обратных связей.

Например, если мы видим горизонтальную поверхность, приподнятую над полом и предназначенную для того, чтобы на неё что-то ставить или на ней работать, то мы можем квалифицировать это как стол. Если горизонтальная поверхность над полом, но ниже, и нужна для того, чтобы сидеть, то это – стул. Помните, в сказке Самуила Маршака «Кошкин дом»: «Вот это стул – на нём сидят. Вот это стол – за ним едят»?

Для определения видов растений и животных существуют целые атласы-определители. У меня в детстве был атлас-определитель насекомых. Он как раз был построен по принципу алгоритма со ссылками. Например, отвечаешь на вопрос, есть ли крылья у того насекомого, которое хочешь определить: если ответ «Да», то читаешь следующую строку, а если «Нет», то смотри страницу 45. А страница 45 начинается с пункта «Крыльев нет». Классифицировать – это объединить в однородную группу по какому-либо признаку. Например, стол и стул – это мебель. Лена, Миша и Катя – люди.

Материальные объекты интересны для нас в трёх контекстах: либо мы над ними трудимся (тогда это предметы труда), либо мы с их помощью трудимся (тогда это инструменты труда), либо мы вместе трудимся (тогда речь идёт о партнёрах для совместного труда). Материя во многом связана с технологиями, методами, процедурами и трудом.

Другая антенна воспринимает и передаёт энергию. Это эмоции людей, их отношения друг с другом. Про отношения людей можно услышать, что у одних они тёплые, между другими людьми – холодок. Про эмоции можно услышать, что у кого-то накал в эмоциях, а кто-то остыл после эмоционального всплеска и теперь с ним можно спокойно поговорить. Эти слова характеризуют связь эмоций, отношений и энергии. Эмоциями заряжаются коллективы людей и целые народы. Эмоции объединяют людей. Какой накал и объединение между болельщиками, когда идёт спортивное соревнование! Эмоция – это энергия, которая даёт заряд к действию, которая, как батарея, вдыхает жизнь в механизм, и он начинает работать. Эмоции можно сохранить и передать через время и пространство. Письма, написанные много лет назад, будят в людях эмоции, как будто это было вчера. Книги, написанные мастерами слова, хочется перечитывать вновь. Мы их перечитываем не для того, чтобы узнать сюжет, мы его прекрасно знаем. Книги перечитывают, чтобы вновь погрузиться в то эмоциональное состояние и в те переживания, что были, когда её читали ранее. За этим же мы ходим на спектакли и в кино – за эмоциями и ощущениями. Музыка, написанная сотни лет назад, вызывает в тех, кто слушает её сейчас, определённые эмоции и их оттенки. Мы иногда включаем музыку для того, чтобы создать эмоциональный фон. Чтобы расслабиться – одну музыку, чтобы настроиться на активную физическую работу – другую, чтобы создать романтическую обстановку – третью. Я считаю, что самая сильная энергия во вселенной – это любовь. Она двигает всеми процессами в человеке и в обществе на самом глубинном уровне.

Энергия и материя – это две части одного целого. Энергия переходит в материю, и наоборот – материя переходит в энергию. В живых организмах идут процессы расщепления материальных веществ с получением энергии – это процессы пищеварения и биологического окисления. И наоборот, процессы синтеза больших молекул, необходимых организму, из более простых проходят с затратой энергии.

Можно взять материальный объект и разделить его на составные части. На микроуровне материя состоит из молекул, а молекулы состоят из атомов. А атом в общепринятой планетарной модели – это ядро и вращающиеся вокруг него электроны. Ядро тоже состоит из более мелких элементарных частиц. А что такое элементарные частицы? Это сгустки энергии, которые двигаются по определённым траекториям и сдерживаются вибрациями в определённом пространстве. Если представить атом в увеличенном масштабе, то ядро будет подобно теннисному мячику, который находится в середине футбольного стадиона, а первый электрон, ближайший к нему, будет как спичечная головка на расстоянии последнего ряда зрительских трибун этого стадиона. Атом – это энергия и пустота между сгустками энергии. Материя на микроуровне – это энергия и пустота! Когда материя переходит из одного состояния в другое, она поглощает или излучает энергию. Например, когда вода замерзает или конденсируется пар, то идёт выделение энергии, а когда вода испаряется или лед тает, то идёт поглощение энергии веществом воды. В этом понимании энергию можно считать свойством материи! И энергии без материи не существует, как и материи не существует без энергии.

Пространство – это то, в чём распределены энергия и материя. И у людей есть антенна, которая мониторит пространственную составляющую информационного потока. Мы привыкли пользоваться трёхмерным пространством, в котором расположено наше тело и все окружающие нас предметы. Пространство связано с комфортом расположения своего тела, с удобством и неудобством. Что такое удобные туфли? Это обувь, пространство которой полностью соответствует ноге. А удобное кресло – то, которое при взаимоотношениях с нашим телом имеет форму тела или принимает его форму, деформируясь, изменяясь в пространстве.

Но есть и другая – силовая характеристика расположения в пространстве. В ней пространство не физическое, а иерархическое. Это пространство, в котором все расположены в какой-то из иерархий. Причём люди могут входить в несколько иерархий сразу, а в какие-то могут не входить вовсе. Идут два человека, они примерно одного роста, примерно одного возраста и в почти одинаковой одежде. И они оба стоят ногами на полу. С физической точки зрения они почти равны. Но у одного на погонах две большие звезды, а у другого – три. Тот, у кого три звезды, – это полковник, а тот, у кого две таких же звезды – подполковник. И в иерархическом пространстве полковник выше подполковника, и у него больше власти, ресурсов и прав в военной иерархии. Или один человек старше другого. Это значит, что в социальной иерархии будет выше тот, который старше. У старшего больше опыта, больший набор моделей выживания, дальше горизонт планирования.

Пространство связано с властью и силой. Все материальные тела имеют свои границы. Другими словами, материальные объекты – это вещество, ограниченное формой. Любое ограничение есть некоторое силовое воздействие, насилие. Наш дом или квартира – это пространство, ограниченное полом, стенами и крышей, то есть ограниченное пространство. А для чего служит дом? Чтобы защищать нас от непогоды и вторжения нежелательных людей и животных. Пространство тела ограничено поверхностью кожи, которая также нас защищает. И проникновение через кожу в пространство, занимаемое телом, скажем ножом или пулей, – это означает ранение или смерть. А наличие бронежилета или физические действия по самообороне – это предотвращение проникновения в пространство тела и защита. Получается, что неотъемлемой частью пространства являются границы, а существенным свойством пространства являются силовые и волевые характеристики. У каждого человека есть разное по размеру личное пространство. Некоторым людям тяжело в помещении с низкими потолками, и они говорят, что потолок на них «давит». Или «войти в доверие» – это как раз означает быть допущенным в личное пространство, получить доступ к телу. А подавить кого-то – это значит занять его пространство. И наоборот, «дать отпор» благодаря «силе духа» означает отстоять своё пространство.

И наша антенна, настроенная на пространство, считывает и физическое пространство, и иерархическое, и их силовые характеристики.

Есть и четвёртая антенна. Она воспринимает время. Мы постоянно двигаемся во времени, и считается, что мы находимся в настоящем, при этом есть прошлое – то, что уже случилось, – и есть будущее. Люди придумали и сконструировали часы – механизм, который устроен так, что ритмично отмеряет какие-то ритмы, которые мы договорились считать отрезками времени. Мы дали им названия: секунды, минуты, часы, дни, месяцы, года и т. д. И по ним мы ориентируемся в том, сколько времени прошло и какое время сейчас.

Есть разное понимание времени. Есть время объективное, которое одинаково течёт у всех, а есть время субъективное. Какие-то события проходят быстро, а какие-то тянутся очень долго. В детстве и юности кажется, что время течёт медленнее, а в зрелости и старости – быстрее. Дорога из дома и дорога домой равны по расстоянию, но воспринимаются во времени по-разному. Дорога домой некоторым кажется быстрее, а кому-то медленнее. Есть и другое понимание времени, в котором непрерывного потока времени нет, а есть обратимые и необратимые процессы. Какие-то процессы цикличные, а какие-то имеют начало, продолжение и завершение.

Время – это ещё и возможности, и тенденции. Возможности – это максимально реализованный потенциал в перспективе. Потенциал человека, потенциал события, идеи при реализации в будущем. А тенденции – это линия из прошлого, через настоящее в будущее. Это то, как что-либо сложится скорее всего, наиболее вероятным образом. Но уже не в максимальной реализации, а в тренде цепочки событий, выстроенных во временной линии в оформленный вектор.

Пространство и время тоже представляют собой одно целое. В физике это называется пространственно-временным континуумом, где время – такой же вектор в системе координат, как длина, ширина и высота. Если двигаться в пространстве со скоростью света, то в этот момент времени как бы не существует. Мы увидим, как летящие фотоны показывают наблюдателю, двигающемуся с их скоростью, одну и ту же «застывшую» картину. Но это фантастический пример, а более реальный пример показывает связь времени и пространства более приземленно. Когда мы смотрим фильм на старинном видеопроекторе, в который заряжаются бобины с видеоплёнкой, то на экране перед нами появляются меняющиеся и двигающиеся картинки, а из динамиков доносится звук. Но если остановить проектор и вынуть из него видеоплёнку, то окажется, что эти картинки распределены в пространстве в виде длинной последовательности статичных кадров. И только частота смены этих кадров в пространстве между лампой и линзой проектора превращает их в нашем восприятии в живые картины, которые мы воспринимаем как длящиеся во времени. Более того, если скорость смены кадров увеличить, то мы увидим ускоренный во времени фильм, а плёнка с ним закончится быстрее. И мы можем запустить эту плёнку в обратном направлении, и время в этом фильме пойдёт назад. Хотя всё это мы делали с изменением пространственного расположения кадров на длинной, растянутой в пространстве ленте киноплёнки.

Хорошей метафорой, объединяющей все эти философские категории: время, пространство, материю и энергию, – является метафора костра. Мы кидаем поленья в костёр и материя дерева превращается в тепловую энергию. Объёмные дрова постепенно становятся сначала углями, затем – золой. А энергия, которую излучает костёр, рассеивается в пространстве с течением времени.

Что касается самого человека, то его тело состоит из материальных веществ. Вся таблица Менделеева входит в состав наших тел. Человек излучает и отражает сумму известных и неизвестных энергий. И всё это находится в том или ином пространстве и изменяется со временем.

Этими метафорами я хочу показать, что наш мир целостный, ёмкий, что в мире существуют все четыре аспекта одновременно и они связаны между собой! Но мы, люди, устроены так, что видим его только на какую-то часть объективно, а остальное допридумываем и дорисовываем в своём сознании, пока не получится внутренняя непротиворечивая картина мира. Несложно догадаться, что существуют минимум четыре таких внутренних непротиворечивых картины мира. И настало время поговорить о них подробнее. В среде людей, владеющих эниостилем, их называют глобальными метафорами.

2.5. Четыре взгляда на мир

Существует четыре всеобщих глобальных метафоры, из которых или через которые люди воспринимают окружающую реальность. При этом мир гораздо полнее и объёмнее, чем это видно через одну любую панметафору, поскольку включает в себя все четыре метафоры одновременно и неразрывно. Глобальные метафоры – как призмы или очки, через которые люди смотрят на мир, и их называют ещё панметафорами. Приставка «пан» от латинского pan означает «всеобщий». По аналогии со словом «эпидемия». Эпидемия – это широкое распространение заболевания, а пандемия – это глобальная эпидемия, затрагивающая большое количество стран. По аналогии с этим глобальные метафоры называют панметафорами.

Вспомните книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». В ней всем входящим в Изумрудный город выдавались очки с зелёными стёклами. Очки замыкались на замочек, и снять их можно было только после выхода из города. И всё в городе казалось изумрудно-зелёным и все дивились обилию изумрудов. Хотя настоящих изумрудов было немного, а большинство камней были простым стеклом, но через зелёные очки эти стеклянные камушки казались драгоценными изумрудами. Так вот, существуют четыре принципиально разные глобальные метафоры, которые подобны очкам с четырьмя разными типами стекол. Человек смотрит на мир только через одни очки. И он доверяет своим глазам. Если смотреть на ограненное стекло через зелёные очки, то можно сказать, что мы видим изумруд. Если смотреть через красные очки, то можно увидеть рубин. А если через голубые стёкла, то можно увидеть сапфир. Но перед нами во всех случаях будет прозрачное стекло.

Ещё вспоминается притча о трёх слепцах, которые описывали слона. Один трогал ногу и говорил, что слон похож на дерево с толстым стволом, второй трогал хобот и заключил, что слон гибок и похож на змею, а третий трогал ухо и сказал, что слон – как большая летучая мышь с кожистыми крыльями. Так же и с людьми, только про более обыденные вещи.

Мир во всей своей полноте люди воспринимают только на одну четвёртую часть! Остальные три четверти – в разной степени ограниченном и усечённом виде. Поскольку энергоинформационный обмен каждого человека настроен на определённую панметафору. Давайте назовём эти глобальные метафоры и рассмотрим их подробнее.

2.5.1. Панметафора Науки

Глобальная метафора Науки описывает материальный мир через систему научных знаний, через логически обоснованные повторяемые и подтверждаемые экспериментом процессы и явления. Наука всё систематизирует, упорядочивает и всему даёт определения. Наука построена на эксперименте. Если в лаборатории создать определённые условия в определённой последовательности, то получается какой-то результат. Если этот алгоритм повторить в другой лаборатории и получится тот же результат, то это признается закономерным, то есть научным, поскольку подтверждается экспериментальным путём. А если что-то не вписывается в эксперимент, то это приверженцами научного взгляда на мир объявляется ненаучным, лженаучным или сомнительным.

Наука пытается описать и нематериальные процессы и явления, например чувства и любовь. Получается что-то типа «любовь – это систематизированный бред эмоций и отношений». Из этого сложно, даже невозможно понять, что-такое любовь. Любовь и отношения можно только почувствовать. А чувства – это, мягко говоря, не самая сильная черта логиков. Если описать логическим языком ритм музыки, тональность, количество нот разной длины и список инструментов, её исполняющих, мы всё равно не получим представления о музыке. Только послушав её мы испытаем ту или иную эмоцию. Даже если взять анализ крови у слушающего музыку человека и определить, как музыка или эмоции изменяют концентрацию тех или иных гормонов или какие ритмы мозга при этом показывает энцефалограмма, то это не приблизит нас к пониманию того, что и как мы чувствуем.

Ещё важно отметить, что приверженцы Науки, учёные, описывая только четверть объективной реальности, претендуют на то, что их метафора самая верная, ставя под сомнения выводы представителей других метафор. Но при этом ей самой не мешает признавать тот факт, что она описывает только 10% материального мира, говоря, что 90% материи вселенной – это «тёмная материя», которая названа так, потому что совсем не исследована и вообще нет научных возможностей её исследовать.

Особенность логики как основы для Науки в том, что если факт не вписывается в единую последовательность, то он откидывается как случайный. Неправильные факты просто не существуют!

Стоит отметить, что в понятие «учёный» мы включаем не только тех, кто занимается наукой на кафедре в университете или в научно-исследовательском институте, а любых людей, которые видят мир из этой метафоры. Они могут трудиться в любой сфере, но при этом искать закономерности, повторяющиеся последовательности и строить на этом свою деятельность и жизнь. Для них и семья, и общество – это система людей, функционирующая как механизм.

Наука как метафора описывает лишь четверть мира, компетентно ориентируясь только в материальных вещах, а остальные проявления мира видит как тени или как проекции, по косвенным признакам. Поэтому и при изучении эниостиля мы будем обращаться не только к научным исследованиям психологов, психотерапевтов и психиатров, но и к инструментам и явлениям представителей других метафор.

2.5.2. Панметафора Искусства

Глобальная метафора Искусства описывает энергию чувств и эмоции людей через ощущения и взаимоотношения людей между собой и обществом. Представители этой метафоры – актёры. Причём не только те, кто играет роли на сценах театров или в кино. Это люди, которые устраивают театр в семье, на работе и в обществе. Они ощущают эмоции и отношения и играют разные роли в обществе, разыгрывая сцены трагедий или комедий в обычной жизни. Язык описания представителей этой метафоры – это чувства и эмоции.

Энергия эмоций может передаваться не только напрямую от человека к человеку, но и через произведения искусства: музыку, живопись, театр, скульптуру, прозу и поэзию. Произведения искусства несут в себе энергию автора, понимание того, как, где и для какой цели оно было создано. Стоя перед картиной или скульптурой мастера или слушая музыку, можно почувствовать то, что вложил художник, создавший шедевр. Эту энергию они «консервируют» в формах и оттенках и передают её через годы и через века. И мы, слушая ту или иную музыку, погружаемся в свои переживания и чувства и настраиваемся на определённый тонус или эмоциональный фон.

Искусство – это тоже универсальный мировой язык, как и Наука. Повести, притчи и пьесы передают отношения между людьми вне зависимости от языка и времени. Но через искусство затруднительно передать закон, правило или финансовую модель. Оно также описывает в полной мере только четверть мира, но свою четверть.

2.5.3. Панметафора Мистики

Глобальная метафора Мистики, или ещё её называют метафорой Магии, описывает мир через тонкие материи и многовариантность и иллюзорность реальности и идеи. Мистики, или маги, – представители этой метафоры – видят мир через идеи и «скольжение» по наиболее вероятным путям временной линии вперёд или назад. Умственное «скольжение» по линии времени вперёд – это предвидение будущего, видение перспектив, исходов и итогов дел и процессов. «Скольжение» назад – это видение скрытых причин и предпосылок событий. Наблюдение тенденций и трендов развития событий и дел. В этой метафоре интуиция – это не неосознанное действие, а именно предвидение событий, «понимание» того, как события развивались в прошлом.

Мистика – это метафора описания ещё одной четверти мира, которая описывает вопросы духовности, тонкого мира. Мистика ставит вопросы по нематериальным явлениям, таким как наличие души и духовной связи людей, вопросы интуиции, жизненного опыта, жизненной силы и эволюционного потенциала. Вопросы реинкарнаций, событий прошлого и вариантов будущего. Есть ли судьба или человек творит её сам? Насколько мы свободны в своём выборе? Как мы связаны со своим родовым древом и как оно влияет на нас? Существуют ли карма и кармические отношения? Есть ли тонкие незримые тела у людей, животных и предметов и какие они? Люди, видящие мир через эту метафору, «знают» ответы на эти вопросы. Это видение и понимание знаков Вселенной. Это вопросы ясновидения, яснослышания и яснознания, никаким образом не связанные с органами чувств. Это то, что нельзя потрогать и ощутить. Например, психология как наука разводит руками в объяснении феномена семейных, системных или родовых расстановок по Идрису Лаору или Берту Хеллингеру. Но они работают! Так же работает то, что сейчас называют полевой психологией и квантовой психологией.

На страницу:
3 из 5