Полная версия
Качество жизни. Типология на каждый день
В семье появляется новый человек – чадо, дитя. И вместо того чтобы определять, кто пришёл к нам в семью, какое это «растение», и готовить для него специальные условия «выращивания», люди часто фантазируют кто их ребёнок или твёрдо постулируют своё решение. Родился помидор! И начинают его выращивать по агротехнике помидора. А это может быть тыква или сельдерей. Но его назначают помидором. Если повезло и «агротехника» близкая к требуемой, к оптимальной, то ребёнок вырастает достаточно целостным и развитым. А если не повезло, то тыква лет так до 40 может думать, что она помидор, и испытывать комплекс неполноценности оттого, что слишком большая для томатов и вместо приличного для помидорки «висения» на кусте она «развалилась» на земле и никак не может подняться.
Метафора «Породы собак»
Третья метафора касается вопросов управления. Если бы Вам обязательно нужно было в течение года держать дома десять собак? Причём отказаться Вы не можете, но можете выбрать породу собак. Какой бы вариант Вы выбрали? Все десять собак разных пород? Все собаки одной породы? Или десять дворняжек? После здравого рассуждения и пары недель опыта почти все бы приняли решение, что легче содержать десять дворняжек. Самое сложное – это десять собак разных пород. Каждой породе нужен отдельный рацион, отдельный режим дрессировок, ограждение от собак других, конфликтных им пород, разные условия жизни. Десять собак одной породы немногим лучше. А десять дворняжек – самый простой вариант. Дворняжкам не нужны особые условия, можно не дрессировать, питание обычное, да и порой они сами себе еду добывают. То же самое и с подчинёнными. Легче всего, когда это «офисный планктон» и когда сотрудники, как пчёлки, работают и не жужжат. А когда каждый – личность, то приходится договариваться с ними всеми, разводить их в разные кабинеты или даже на разные этажи. Устанавливать каждому особый режим труда и отдыха и объяснять, почему с одними один договор, а с другими – другой. Свой тип руководители признают легко, а типы у подчинённых по какой-то причине признавать отказываются. Зачем такая морока? Лучше, когда типы затёрты тогда кажется, что проблем нет.
Или, скажем, у двух овчарок родился пудель. Понимаю, что генетически такое невозможно, но на примере пород собак мы говорим про типы, а у двух людей одного типа легко может родиться ребёнок в совершенно другом типе. Так вот, родители – овчарки. Они «генетически» предрасположены к охране территории. А пудель предрасположен к играм и хождению на задних лапках. Родители его начинают адаптировать: перекрасили шерсть в чёрный, подстригли, купировали уши. Смотрят на него. Вроде бы плохонький получился, но овчар! И начинают его обучать в МГУ, МФТИ, Гарварде тому, как охранять территорию. А он всё норовит за мячиком побегать. Когда рождается овчарка, то ей нужно просто показать её территорию, которую она пометит и будет охранять. Овчарку этому учить не нужно. Она сама научится. НаучитСЯ – это научит себя. А у нас зачастую без разбора предрасположенностей типа выбирают профессию и хотят, чтобы человек по ней эффективно и с радостью трудился. А потом эти же люди размышляют над афоризмом: «Если повезёт, то человек выберет случайным образом работу по душе, и тогда ему ни дня не придётся работать!» А если сразу тип понимать и в правильную сферу направлять? Может, тогда не придётся «перекрашивать» и так долго обучать?
Глава 2. ЧЕТЫРЁХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ
Вот мы и завершили вступление и настроились на типологический подход. В этой книге мы будем рассматривать четырёхфакторную модель типа. Она позволяет типировать, то есть определять тип и описывать сложные процессы и явления нашего мира в модели, которую можно осознать и описать, используя при этом простые, но ёмкие по смыслу образы. Когда общаются два эксперта по эниостилю – это чем-то похоже на общение врачей. Используя специальные термины, врачи за короткое время передают друг другу большие объёмы информации. Но до этого они довольно долго учатся, чтобы за этими терминами у них были одинаковые или очень сходные образы. И мы приступим к описанию мира через метафору эниостиля, чтобы начать формировать наше общее понимание.
2.1. Дихотомии и полярности
Слово «дихотомия» происходит от греческих слов di – «два» и tomia – «рассечение». Дословно переводится как раздвоенность, деление надвое. Это когда что-то целое делится на две противоположности, две полярности, два взаимоисключающих и одновременно взаимодополняющих друг друга варианта, связанных между собой.
Рис. 1. Примеры дихотомий
В природе, в окружающей нас реальности очень много дихотомий. Наш мир, в котором мы живём в нашем восприятии предельно полярен и дихотомичен. Мы привыкли, что есть сильное и слабое, лёгкое и тяжёлое, светлое и тёмное и т. д. Это всё полярности, которые характеризуют разное состояние чего-то одного.
Горячее и холодное – это не две разные характеристики, а одна – температура. Горячее и холодное мы воспринимаем из-за того, что наши тепловые рецепторы улавливают инфракрасное излучение от предметов, которое зависит от температуры этих предметов. Это про то, как колеблются атомы и молекулы в веществе. Медленно колеблются – мы воспринимаем как холодное. Немного быстрее – как тёплое. А если очень быстро, то как горячее. А если колебание молекул настолько быстрое, что они теряют связи друг с другом, то вещество теряет форму, плавится, кипит. Но при этом горячее / холодное – это две крайности, две полярности одной дихотомии – температуры. Ведь и там, и там речь идёт о колебании элементарных частиц, а не про разные процессы.
Светлое и тёмное – тоже одна шкала с полярностями и являет собой ещё одну дихотомию. Светло – это когда палочки и колбочки – рецепторы сетчатки глаза – улавливают фотоны в большом количестве. А темно – это когда фотонов очень мало или недостаточно, чтобы отреагировали световые рецепторы. Между «светло» и «темно» есть «затемнено», «тускло», «сумеречно» и ещё много вариантов описания количества света. Но светло – темно – это тоже одна дихотомия, одна шкала, одна полярность, а не две разных. Нет отдельных шкалы света и шкалы тьмы.
Таких полярностей и дихотомий великое множество. Есть дихотомия «день и ночь». Есть «лето и зима». Есть дихотомия «мужчина и женщина». И поскольку это полярности одной шкалы, то они плавно перетекают друг в друга. День и ночь образуют сутки. День переходит в ночь, а ночь – в день. Чем длиннее ночь, тем короче световой день. И наоборот – чем длиннее световой день, тем короче ночь. Но в сутках при этом остаются те же 24 часа. Чем длиннее лето, тем короче зима. Чем длиннее зима, тем короче лето. Чем больше в человеке мужских качеств, тем меньше женских. Чем больше женских качеств, тем меньше мужских.
Полярности в нашем мире нужны для того, чтобы создавать заряд, разность потенциалов. Всё творчество в широком смысле этого слова происходит между полярностями. Между плюсом и минусом в гальваническом элементе идёт электрический ток, и работают электрические устройства. Из-за полярности сокращения и расслабления миокарда – сердечной мышцы – создаётся разница в давлениях между предсердиями и желудочками и по телу течёт кровь. Мужчина и женщина как полярности могут создать новое творение – нового человека, новую жизнь!
2.2. Получение и обработка информации
Много типологий построено на исследованиях Карла Юнга, который выделял типы людей по тому, как они воспринимают информацию и как обрабатывают воспринятую информацию. И мы также возьмем результаты его исследований за основу и рассмотрим их в деталях для того, чтобы глубже разобраться в подходах к типированию людей.
2.2.1. Шкала обработки информации
Исследователи, которые занимались изучением того, как люди думают, выяснили, что есть два принципиально разных способа мышления. Карл Юнг назвал эти два способа мышления логикой и этикой. Оказалось, что логика и этика представляют собой дуальность, то есть два полюса одной шкалы, которую назвали шкалой обработки полученной информации. Таким образом, шкала обработки информации – это дихотомия, на которой одним полюсом является логика, другим – этика.
Опишем эти два способа того, как люди обрабатывают информацию. Логика – это способ последовательной обработки. Это причинно-следственные связи, выстроенные в одну линию. Это мышление через оценку закономерно/незакономерно, повторяемо/неповторяемо. Логическое мышление – это мышление по цепочке. Это когда из утверждения А следует В, а из В следует С, значит из А следует С. Это мышление схемами и алгоритмами. Это лёгкость в операциях с цифрами, расчётами, нормативными документами, справочниками и инструкциями. Ведь инструкции – это последовательное повествование по цепочке. Логики, покупая новую бытовую технику, первым делом открывают инструкцию и читают её. Чтение инструкций доставляет им огромное удовольствие. Гораздо большее, чем ощущения от покупки новой техники. Логики очень рассудительны, почти безэмоциональны. Их решения определяются понятиями рациональности и пользы.
Не ждите от логика в подарок цветов. Для них подарить срезанные цветы, которые завянут через несколько дней, – это абсолютно нерациональная трата денег. А вот цветы в горшке – это правильно! Если за ними ухаживать по инструкции, то они будут много лет радовать владельца. Это рациональная покупка! Хотя цветы они и покупают, но по особым ритуальным датам, по которым это положено: тюльпаны на 8 Марта и розы на день рождения жены или мамы. Логики делают расписания для рационального распределения труда и отдыха. Они составляют планы действий для правильного распределения ресурсов и соблюдают их! Если день прошёл по заранее задуманному плану, логики счастливы. Если что-то поменялось и пришлось отступить от плана, то это настоящая трагедия.
Этика – это чувственно-эмоциональное мышление. Это обработка информации через оценку нравится / не нравится, приятно/неприятно. Это параллельное образное мышление, в котором могут идти одновременно несколько процессов с разной скоростью, учитываются множество факторов одновременно. Это эмпатичность – способность проникаться чувственно-эмоциональной сферой другого человека, входить в его состояние и в ситуацию. Это способность оперировать эмоциями, создавать их, сохранять их в теле, переживать их и даже откладывать переживание эмоций на какое-то время.
Этики живут эмоциями и отношениями людей. Они создают и разрешают конфликты и плетут интриги. Но они никогда не признаются, что плетут интриги, ведь интриговать – это же аморально! Но без этого не получить нужного количества эмоций для ощущения полноты жизни. Причём полярность эмоций для них не особо важна. Главное – их сила и глубина. Глубоко погоревать им так же важно, как и сильно порадоваться. Ещё для них важны дети, семья, родные. Ведь это то место, где эмоций больше всего, где всегда есть что обсудить и есть о ком заботиться.
Из этого краткого описания мы видим, что логика и этика – это два принципиально разных способа обработки информации. За ними следуют разное мышление и разное поведение. В дальнейшем повествовании мы значительно детальнее разберём мышление разных типов людей. Но на данный момент этого достаточно для первого знакомства с этой шкалой.
Логика / этика – это дихотомия, а значит, логика постепенно перетекает в этику, а этика, в свою очередь, плавно перетекает в логику. Если дихотомию представить в виде шкалы с делениями, то на одном полюсе этой шкалы будет 100% логики и 0% этики, а на другом – 100% этики и 0% логики. Где-то посередине шкалы и логики, и этики будет по 50%. Таким образом, чем больше в человеке логики, тем меньше этики. И наоборот – чем больше этики, тем меньше логики. И нельзя одновременно обрадоваться и подумать: «А отчего радуюсь?» Как только Вы перейдёте на логическое рассуждение, в этот момент никакой радости уже нет!
На рисунке 2 представлена шкала, на которой человек на 80% логик и на 20% – этик. На этой дихотомии 80% логики – это одновременно 20% этики. Это значит, что этот человек очень сильный логик и довольно посредственный этик.
Рис. 2. Шкала логика / этика
Ни один из этих способов обработки информации не плохой и не хороший. Ни один из них не лучше и не хуже. Они очень разные и успешны в совершенно разных ситуациях в жизни. Логик – в финансах и технологиях, а этик – в переговорах и отношениях.
Мы описали, как люди обрабатывают полученную информацию, теперь рассмотрим, как они эту информацию получают.
2.2.2. Шкала получения информации
Исследования Карла Юнга показали, что и способа получения информации существует два. И эти способы тоже оказались дихотомией, как показано на рисунке 3.
Рис. 3. Шкала сенсорика / интуиция
Самый древний способ получения информации Юнг назвал сенсорным или сенсорикой. Мы воспринимаем информацию окружающей среды органами чувств. И этих чувств у нас довольно много: зрение (глаза), слух (уши), осязание (кожа), обоняние (слизистая носа), вкус (язык), температурная чувствительность (кожа), положение тела в пространстве и ускорение (вестибулярный аппарат), положение частей тела в пространстве (проприоцептивные рецепторы суставов) и т. д. И рецепторы улавливают внешние и внутренние стимулы. Палочки и колбочки сетчатки глаза улавливают волны определённой длины и трансформируют их в электрические импульсы для мозга, в котором формируется зрительный образ. Звуковые волны раздражают волоски улитки внутреннего уха и так же трансформируют их в электрические импульсы. И так далее. Эти рецепторы по-другому называются сенсорами. Поэтому способ получения информации через органы чувств был назван сенсорикой. Древним этот способ получения информации считается потому, что даже у одноклеточных организмов в поверхностных мембранах есть рецепторы, которые воспринимают химические вещества окружающей среды. Вследствие такого способа приёма информации люди с преобладанием этого способа постоянно сконцентрированы на окружающем пространстве. Сенсорики живут «здесь и сейчас», в настоящем. Ведь окружающая среда постоянно меняется, и на новую информацию нужно оперативно реагировать. Причём реагировать не взирая на эмоции, поскольку реакция на изменения внешнего мира – это часто вопрос выживания. Поэтому сенсорикам и свойственны такие характеристики, как воля, способность заставить себя действовать, собранность.
Противоположный способ получения информации – это получение информации минуя органы чувств! Как именно – никто до сих пор не описал в деталях, но не через органы чувств, а, что называется, напрямую в сознание. Такой способ К. Юнг назвал интуицией. У В. И. Вернадского есть теория о ноосфере – информационной оболочке Земли. Есть литосфера – минеральная оболочка Земли, есть гидросфера – водная оболочка, есть атмосфера – газовая оболочка, есть биосфера – живая оболочка Земли, представленная всеми живыми существами. А есть ноосфера – информационное поле Земли. Так вот интуиты могут каким-то образом, какими-то «антеннами» подключаться к ноосфере и получать информацию прямо оттуда.
Сенсорики могут представить себе только то, что видели, а интуиты – то, чего не видели никогда или чего ещё в природе не было вовсе. Так, есть легенда о том, что интуит Д. И. Менделеев во сне увидел, как химические элементы упорядочиваются в одну схему в виде таблицы. До него подобной таблицы вообще не существовало. И многие великие открытия, которые изменили мир, тоже были сделаны интуитивно, или, как чаще говорят, «случайно», причём на удивление, теми самыми интуитами. Интуит К. Э. Циолковский разработал целую теорию космических полётов и космической цивилизации, когда технической возможности создать ракетоноситель не было. А сенсорик С. П. Королёв своими активными действиями по идее Циолковского сделал ракетоноситель и запустил его в космос. Кстати, и Вернадский, как уже можно догадаться, тоже был интуитом.
Интуиты всегда немного расфокусированы. Они живут в позавчера или в послезавтра, но только не в сегодня. Они находятся в собственных мыслях, в собственном мире, думают о событиях прошлого или будущего. Могут пройти мимо и не поздороваться, но не потому, что они невоспитаны, а потому, что были увлечены мыслью и никого не видели вокруг. Разговаривая с собеседником, они часто замирают, их взгляд становится таким, как будто они смотрят через собеседника или в себя. В это время они зацепились за какую-то мысль разговора и уже думают над другой мыслью, которая ассоциировалась с предыдущей. Интуиты размышляют, дорисовывая в голове, как это может быть в перспективе или как это могло бы быть, если события прошлого развивались бы иначе. Вообще их любимое занятие – лёжа на диване, размышлять на тему того, на что бы они потратили один миллион долларов, который выиграли бы в лотерею, и как бы изменилась их жизнь. Причём покупать лотерейный билет они вообще не собираются! Для того чтобы иметь возможность погружаться в свои мысли, нужно быть расфокусированным, жить в послезавтра или в позавчера. Но никак не в сегодня.
Сенсорика и интуиция – это тоже дихотомия. А значит, чем более сенсорен человек, тем он менее интуитивен, и наоборот. Нельзя быть одновременно и волевым, и креативным, сконцентрированным на настоящем моменте и обдумывать стратегические планы. Это исключающие друг друга состояния. В один момент времени человек либо сенсорен, либо интуитивен. И у каждого человека его соотношение сенсорики и интуиции находится в какой-то части этой шкалы между абсолютной, стопроцентной сенсорикой и абсолютной интуицией.
2.2.3. «Психологический компас» Карла Юнга
Соединив шкалы обработки информации и получения информации под прямым углом в одну систему, как показано на рисунке 4, мы получаем схему, в которой уже можно описать четыре типа людей по их способам восприятия и обработки информации. Эта схема представляет собой прямоугольную систему координат и напоминает компас, поэтому для упрощения мы назовём её психологическим компасом.
Рис. 4. Психологический компас
Особенности восприятия и обработки информации каждого отдельного человека можно отобразить одной точкой. Спроецировав эту точку на систему координат, можно описать, как конкретный человек получает и как он обрабатывает полученную информацию. Верхний левый квадрант – это люди, которые получают информацию сенсорно, через органы чувств, а обрабатывают её логически. Нижний левый квадрант – это получение информации сенсорно, но обработка её этически, чувственно-эмоциональным способом. Верхний правый квадрант – это интуитивное получение информации и логическая обработка, а нижний правый – это получение информации интуитивным путём и чувственно-эмоциональная обработка информации.
В рамках одного квадранта люди тоже отличаются. Есть люди более и менее логичные, более и менее чувственно-эмоциональные, более и менее сенсорные и волевые и более и менее интуитивные. Из этой простой схемы уже понятно, как по-разному люди думают и воспринимают мир. Кто-то видит мир схоже, из одного «угла». Такие люди больше понимают друг друга. А кто-то видит мир совсем иначе.
Два человека, сидящих за одним столом друг напротив друга, смотрят на цифру, нарисованную на листе бумаги. Один говорит, что это цифра 6. А другой говорит, что первый не прав и на листе цифра 9! Первый вновь утверждает, что перед ними 6, а не 9. А второй отчётливо видит цифру 9 и настаивает на своём. Оба верят своим собственным глазам. Но они смотрят на мир с разных сторон и видят разное. На примере с цифрой им, конечно же, удастся договориться. Кто-то из них догадается обойти стол или повернуть листок. А когда речь касается понятий «хорошая работа», «нормальная семья», кто такой друг, как относиться к деньгам и прочим значимым вопросам жизни – договариваться и определять правоту станет гораздо сложнее. Но, зная тип и понимая тип, можно предположить, как на эти вопросы смотрит другой человек. Что такое для него «хорошо» и что такое «плохо».
Это только начало нашего погружения в типологию людей и межтипные отношения, поэтому дальше мы подробно разберём, как смотрят на мир люди в разных типах.
2.3. Разносторонне развитая личность
У некоторых читателей, как и у многих моих учеников, после рассмотрения шкал восприятия и обработки информации возникает вопрос: «А что же с возможностями человека, когда у него логики и этики поровну – по 50%?» Это очень хороший вопрос, ответ на который проливает свет на многие проблемы психологии, педагогики и управления.
Все мы учились в школах и знаем, что есть школьные предметы логического и чувственно-эмоционального плана. К преимущественно логическим предметам относятся математика, алгебра, геометрия, русский язык, физика и химия. К преимущественно чувственно-эмоциональным относятся литература, история, правоведение, естествознание, музыка, рисование. Русский язык и литература – это очень интересное сочетание. Их, как правило, ведёт один учитель. Но весь фокус в том, что учитель сам в каком-то типе. Либо больше логик, либо больше этик. Русский язык – это чистая логика, поскольку это система правил и исключений. А литература – это отношения между людьми, эмоции, жизненные ситуации – и в самих произведениях, и в критических отзывах на эти произведения. Вот и получается, что логик великолепно ведёт уроки по русскому языку, но литература проверяется по тестам, где есть правильные и неправильные ответы по поводу деталей сюжета произведения. А этик хорошо вникает в суть взаимоотношений и эмоций персонажей, но при этом предлагает «почувствовать» ошибки в словах и правильность их написания.
У школьника, как правило, есть предрасположенность к логическим предметам, если сам ученик логик, и к чувственно-эмоциональным, если он этик. Но стандартные педагогические подходы зачастую таковы, что требуется успеваемость по всем предметам. Если всё хорошо по истории и музыке, то требуется подтянуть математику. А если удаются алгебра и геометрия, то нужно подтянуться по географии и истории. Добавьте к этому, что сами учителя в каком-то типе, поэтому ведут уроки в том или ином стиле, в соответствии со своим типом. Поэтому школьникам приходится подстраиваться не только под предмет, но и под конкретного учителя.
Вот и получается, что школа требует от человека стать разносторонне развитой личностью. А это было бы возможно, если бы логика и этика были двумя параллельными шкалами. А шкала-то одна! И при нарабатывании несвойственного типу ученика образа мышления уменьшается сила его природного базового качества.
Есть хорошисты, есть отличники, а есть круглые медалисты. Разница между тройкой и четвёркой не такая большая. А вот разница между четвёркой и пятёркой – это уже огромные трудозатраты и энергозатраты.
По другой шкале то же самое. Если человек конкретный и волевой, то от него в школе требуется развивать креативность. А если человек идейный, спонтанный, свободолюбивый, то требуется быть волевым «достигатором» и доводить все дела до конца, чего бы это ни стоило.
Встав на путь круглого медалиста, ученик имеет риск «затереть» свой тип. А это значит, что он снижает типность, теряет необходимую полярность для творчества. Вот и получается, что круглые отличники научаются хорошо учиться и подстраиваться под всех учителей. Но другому они не учатся. А троечники и хорошисты учатся «выкручиваться». Использовать свою этику, договариваясь с одноклассниками о помощи и с учителями о поблажках, или использовать свою логику и придумывать схемы и технологии сдачи «нетипных» для них предметов. Но при этом они сохраняют тип и типное творчество. Это одна из причин того, что троечники и хорошисты более успешны не в школе, но в жизни. Это позволяет им оставаться творческими личностями и творить по своим сильным аспектам: создавать логические схемы, творчески управлять отношениями людей, дожимать волевые решения или интуитивно находить перспективные идеи. И после школы типные выпускники с удовольствием нанимают отличников на работу в свои организации и в свои бизнесы. Ведь отличники хорошо умеют подстраиваться и выполнять поставленные перед ними чужие задачи. А творческие личности ставят свои цели по сильным для них аспектам.