bannerbanner
Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только
Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только

Полная версия

Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Мы росли. Мамы уже говорили: раньше домой не загонишь, теперь не выгонишь на улицу. Уже давно уехал из нашего дома Леня, переехал и сосед Вова. У нас больше нет общих «дворовых» дел, и встречаемся редко и чаще случайно. Но их имена навсегда во мне, забыть их – значит забыть свое детство.

Будущее дает жизнь настоящему, а прошедшее – будущему. Значит, у меня есть будущее. Почему же грустно? Разве хочу я вернуться назад в свои восемь или десять лет? Нет. Почему же грустно? Почему с такой жалостью вспоминается все это. Не потому ли, что кончилась привычная жизнь, а с ней сколько – треть, четверть или половина моей жизни».

Эти заметки были напечатаны в областной молодежной газете «Комсомолец». Утром в день выхода газеты я в киоске купил несколько номеров. Один пригодился при поступлении на журфак в Свердловске. Там был творческий конкурс, нужно было предоставить публикации в газете. А этот экземпляр чудом сохранился среди прочих бумаг. И вдруг нашелся. Оказалось, что кстати, – летом.

Кладбище в центре города

Когда-то в 90-е годы у одной строительной компании был рекламный лозунг, вызывавший злые шутки: «Мы построим вам дом окнами в будущее»

Дело в том, что дома эта компания строила недалеко от градского кладбища на коне северо-запада.

В истории Челябинска есть немало «загадок», связанных с кладбищами.

Одна из них – в самом центре современного города.

Именно здесь когда-то находилось одно из старейших кладбищ – Казанско-Богородицкое. Кладбище имело внушительные размеры и находилось на месте нынешнего магазина «Ритм» и нескольких кварталов жилых домов по пр. Ленина и улицы Цвиллинга – вплоть до кинотеатра имени Пушкина.

Приходилось слышать от старожилов, выросших в нынешнем Центральном районе, что когда в 30-е годы строился кинотеатр Пушкина, то вокруг была перерытая земля, в которой находились человеческие кости.

Вообще в те годы о Челябинске одна советская писательница заметила: разбросанный, неряшливый и серый город.

СИМВОЛЫ ЭПОХИ

Как-то услышал разговор нескольких подростков: «Кто такой Ленин, ему памятник есть в любом городе, не знаешь?»

И еще: «Орленок» – это кому памятник, нигде больше такого не встречал.

А ведь память и памятники – слова однокоренные. И это не случайно.

Чуть больше ста лет назад произошло событие, изменившее ход истории России. Произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Потом взгляд на эти события изменился – Великая Октябрьская стала просто государственным переворотом.

Цель этих заметок не анализ истории тех дней и лет. Повод – поговорить о символах эпохи, следы которой были и остаются на улицах Челябинска.

Ленин, Сталин, Маркс, Распутин. Эти имена новым поколением людей, привыкших к интернету и смартфонам, уже воспринимаются совсем не так, как лет сорок-пятьдесят назад, когда страна была самой читающей, и когда каждый школьник мечтал стать пионером и комсомольцем. Или – почти каждый.

Памятник Ленину в Челябинске вписался в архитектурный ансамбль главной площади города – площади Революции. Был установлен на ней в 1959 году. У него два автора-скульптора: Лев Головницкий и Виталий Зайков. Головницкий создал такие знаменитые монументы, как «Орленок» на Алом поле, памятник «Танкистам-добровольцам» у главпочтамта на Кировке и памятник Пушкину в одноименном городском саду. Образ великого поэта он создал вместе со своей супругой Энрикой Головницкой. А «Сказ об Урале» на привокзальной площади Челябинска – это детище Виталия Зайкова.

Главную площадь города трудно представить без этого памятника Ленину. Сменились эпохи, политические строи, поменялось отношение к вождю мирового пролетариата. Но это вовсе не значит, что памятник отжил свое и занимает сейчас чужое место. Можно не возлагать к нему цветы, если это уже не по душе и не по взглядам. Сейчас – можно. Но он напоминает о тех событиях, которые всколыхнули Российскую империи сто лет назад, изменив вектор истории, искалечив сотни тысяч человеческих судеб.


Памятник Ленину на площади Революции. Фото Сергея Белковского


Пусть теперь этот монумент напоминает об этом. И о том, что сто лет назад началась кровопролитная гражданская война, разделив российское общество на «красных» и «белых». А начиналась она, в частности, в уездном городке Челябинске, где скопились эшелоны с чешскими легионерами, позднее которых станут называть бело-чехами.

А в середине двадцатых годов на Алом поле появился первый памятник вождю мирового пролетариата – бюст Ленина в специальном каменном сооружении-трибуне. Наверное, он был одним из первых памятников Ленину в Советской России. Он есть на открытке, выпушенной в двадцатые годы – за этим памятником не видно еще МВДэвских домов, а видна вдали труба, видимо, там тогда была кочегарка.

На другой открытке того же времени – памятник Карлу Марксу. Стоял он там, где сейчас сквер танкистов у почтамта. «Не устоял» вовсе не по идейным соображениям: видимо, потому что был сделан из временного материала – из гипса.


Бюст Карлу Марксу в Челябинске. Открытка 20-х годов


А сколько было в Челябинске монументов «отцу народов»? Несколько. Был монумент Сталину на Алом поле в детском парке. Говорят, был перед кинотеатром «Родина» у реки. Моя мама вспоминала: стоял «Сталин» перед зданием «Челябинскуголь», где нынче улица Васенко. Был и исчез в один день. Точнее, в течение одной ночи. А на этом месте появилась клумба с цветами.

И еще об одном памятнике стоит сказать, он самый «молодой» из перечисленных.

Бронзовый памятник российскому реформатору Петру Столыпину установлен в сквере около зала органной и камерной музыки «Родина». Фигуру Столыпина отлили из бронзы в Смоленске, высота ее – 3,5 м.

Петр Столыпин побывал в Челябинск летом 1910 года, здесь посетил один из самых крупных в стране переселенческих пунктов. Организация переселения крестьян из центральной России на пустующие земли в Сибири была одной из важнейших составляющих программы столыпинской аграрной реформы.


Памятник Столыпину в Челябинске. Фото Сергея Белковского


Тогдашний Челябинск произвел на Столыпина не лучшее впечатление. В городе бушевала эпидемия холеры. В Челябинске Петр Столыпин провел всего один день. Но сами столыпинские реформы дали толчок развитию города.

– Первый толчок к быстрому росту Челябинск получил после строительства железной дороги. Вторым фактором, обеспечившим развитие уездного города, стал крупнейший переселенческий пункт, обеспечивавший нужды людей, переселявшихся из европейской России в Сибирь. Развитие переселенческого движения – одна из заслуг Столыпина. Так что памятник поставлен не только в память о его кратком посещении города, – считает председатель Челябинского отделения Российского военно-исторического общества Гаяз Самигулов.

Челябинский историк Владимир Боже добавляет, что заслуг перед Челябинском у троюродного брата М.Ю.Лермонтова, одного из создателей воздушного флота России и многого другого значительно больше, чем у Ленина, которому, как известно, памятников, в том числе и в Челябинске куда как больше.

Правда, у самих горожан появление «Столыпина в городе» вызвало не только одобрение. Многие просто не знают, что связывало Столыпина с Челябинском. А еще многие помнят, что в 90-е годы на этом месте – у реки – планировалось установить памятник кинорежиссеру, чье имя носит главный киновуз страны – ВГИК – Сергею Герасимову. Как известно, уроженцу южноуральской земли.

…Мгновения истории страны. На улицах Челябинска.

А о каких символах эпохи на улицах Челябинска будут вспоминать лет через тридцать? Интересно бы знать. И хорошо бы, чтобы нынешние памятники устояли до тех дней. Могут меняться взгляды на исторические события и их «героев», но нужно помнить: памятники и память – одного корня.

Огромное фото появилось в Челябинске с траурного митинга по поводу смерти Сталина

Всю стену в холле Камерного театра в Челябинске занял панорамный снимок.

Его размер составил 8 метров в длину и 2,5 метров в ширину.

Исторический кадр был сделан на траурном митинге 9 марта 1953 года по поводу смерти Иосифа Виссарионовича Сталина.

Выставка в феврале 2021 года стала совместным проектом Камерного театр и Исторического музея Челябинской области.

«У нас в театре премьера пьесы „Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича“. В марте как раз будет очередная годовщина со дня смерти вождя. Так что эта выставка станет своеобразной иллюстрацией сразу к двум событиям», – отметил директор Камерного театра Илья Коломейский.

В театральную галерею поместилось два снимка, которые были сделаны много лет назад для газеты «Челябинский рабочий». Автор фотографий – фронтовик Аркадий Ходов.


В камерном театре. Челябинск. Февраль 2021 года. Фото Сергея Белковского


На главном фото запечатлена центральная площадь Челябинска, плотно заполненная людьми. Чтобы сделать такую большую панораму, пришлось соединить сразу пять фотографий.

К вернисажу актеры театра подготовили перформанс – встреча двух поколений XX и XXI веков. Артисты прочли стихи на смерть Сталина, фрагменты из дневника художника Игнатия Вандышева тех лет.

Панорамное фото было собрано и отретушировано Александром Глебовым.

Я показал на компьютере фотографию маме.

«Где-то среди этих людей должна быть и я с подругами из класса. Мы учились в 8 классе тогда. Пришли всем классом, все рыдали», – вспомнила мама.


На выставке в Камерном театре. Челябинск. Фото Аркадия Ходова

Остап Бендер в Челябинске

Что здесь делал «великий комбинатор»

Конечно же, речь не о литературном персонаже, а о том, кто послужил для него прототипом. Об Осипе Шоре.

Заслуживают внимания слова челябинского литератора Анатолия Коломейского: «Кажется, одним из первых, кто заинтересовался личностью О. Шора, как прототипа О. Бендера, был Ефим Григорьевич Ховив. Он готовил материал для выступления на фестивале ФЛЮС. Зная скрупулёзность Ефима Григорьевича, можно было сомневаться лишь в том, что Шор – прототип Бендера. А в реальности самого Шора сомнений не было. Вероятно, подтверждение нужно искать в архивах отдела кадров ЧТЗ. К сожалению, фестиваль в том году не состоялся, а потом не стало и первооткрывателя бендеровских корней в Челябинске. Но Ефим Григорьевич сохранял тайну своего исследования до конца. И на все вопросы лишь загадочно улыбался. Причем, все это происходило задолго до того, как о Шоре начали писать центральные СМИ».

Но в музее ЧТЗ про Бендера говорить не хотели: сколько было настоящих герое, связанных с челябинским тракторным заводом, сколько их было в войну.

А вот в книге «100 интересных фактов о Челябинской области» можно узнать, что прототип Остапа Бендера прожил какое-то время в Челябинске.


Осип Шор. Фото из открытых источников


Можно предположить, что раз «12 стульев» впервые были напечатаны в 28-м году, а Оип Шор в Челябинске появился в середине 30-х, значит, про Остапа Бендера он уже знал. А знал ли кто-то из его челябинских знакомых про его «связь» с сыном турецкоподданного?

Скорее всего, нет. Все же это был не тот персонаж, с которого нужно было советскому человеку делать свою жизнь.

Родился Осип Шор на Украине, детство его проходило в Одессе. Здесь после революции началась его карьера афериста: Осип представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером. Как-то в поисках уютной зимовки женился на пожилой толстушке. Знакомые факты биографии, не правда ли?

Любопытно, что первым официальным местом работы Осипа стал уголовный розыск. Не отсюда ли его познание Уголовного кодекса и стремление его чтить.

С будущими авторами «Золотого теленка» и «12 стульев» Евгением Петровыи и Ильей Ильфом Шор познакомился в середине 20-х годов в Москве. К тому времени он влился в литературную столичную тусовку. Своими историями жизни он поделился с писателем Валентином Катаевым, который и стал потом автором идеи о похождениях «великого комбинатора».

Неизвестные тогда журналисты – Ильф и Петров – решили вместе написать книгу по подсказанному Катаевым сюжету.

В книгах, напомним, упоминаются Черноморск, Арбатов, Васюки.

А как появилась Челябинская страница в жизни прототипа «великого комбинатора»? В начале тридцатых годов он приехал в Челябинск по приглашению своего знакомого Василия Ильичева, сообщается в книге «Сто интересных фактов о Челябинской области».

Ильичев был назначен директором строительства завода и Осип Шор стал одним из помощников директора, занимался снабжением. Так, можно сказать, «великий комбинатор» участвовал в строительстве ЧТЗ.


В 1978 году выходит «Алмазный мой венец» – биографический роман Валентина Катаева. В нем автор поделился историей написания романа «12 стульев». Так впервые читатели узнали, с кого был списан Остап Бендер. Многие журналисты потом пытались встретиться с Шором. Но он не хотел публично распространяться о своей жизни.

Его жизнь не была легкой – арест, лагеря, после войны он вернулся в Москву и много лет работал проводником поезда. Умер Осип в 1978 году.

Ему установлен памятник в городе Никополь. У основания памятника золотыми буквами надпись: «Никопольчанину Осипу Шору. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».


Бронзовый Остап на улице Екатеринбурга. Фото Сергея Белковского


Возможно, живы еще в Челябинске люди, которые могли работать и встречать на улицах города «великого комбинатора», точнее его прототипа.

Возможно, что где-то в парке на ЧТЗ или на Кировке вполне могла бы появиться фигура Остапа Бендера, напоминающая о его прототипе и его «челябинском следе».

Кстати, на одной из центральных улиц Екатеринбурга можно встретить бронзового Остапа, хотя он там не бывал.

Волшебник Пинти Гру и Сантехмен

Их можно встретить на улицах Челябинска

Есть повод рассказать о персонажах, героях, созданных челябинцами.

Появление нового детского героя в Челябинске проходит не так заметно, как было бы, наверное, в столице.

Может, родился он просто не там – не в столице, на Урале. Речь о Волшебнике Пинти Гру, придуманном детским поэтом Ниной Пикулевой. Автор осмелился сделать не просто новый шаг в литературе для детей. Пикулева поставила рядом с Дядей Стёпой нового героя, человека, а не человека-паука, не Шрэка, не черепашек Ниндзя, уродующих психику ребёнка и делающих его агрессивным.

«Мой город не разбужен появлением положительного героя, доброго человека, способного повести ребёнка за собой и стать ему другом, наставником, ориентиром в таком непростом современном мире», – говорила Пикулева в год рождения нового литературного героя.

Известна истина – родиться можно где угодно, а вот знаменитым нужно и можно стать только в Москве. Примеров тому множество. Стал бы столь желанным гостем в Челябинске, например, Олег Митяев, если бы не уехал из него в свое время в Москву и не стал там популярным артистом?


Пинти Гру из книжки Нины Пикулевой. Фото Сергея Белковского


Вряд ли. Поэтому и особенно дорого детскому поэту, живущему в Челябинске, то, что появляется в народе. Как вот это эссе, которое написала воспитатель детского сада Екатерина Чупина, принявшая участие в конкурсе «Лучший воспитатель года 2015» и занявшая в нём первое место. В нем автор, в частности, говорит: «Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. И какая была радость, когда я узнала о появлении в детской литературе нового героя для дошколят.

Волшебника Пинти Гру. Встречайте, это Пинти Гру! Он входит в дом всегда к добру!

Детских авторов, пишущих для детей, в общем-то, немало. Но свой герой появляется в творчестве не каждого. И вот такой появился у детской писательницы, живущей в Челябинске и хорошо знакомой своим творчеством российской детворе и её родителям Нины Васильевны Пикулевой.

Мои занятия теперь напоминают скорее творческую встречу героя с маленькими, ясноглазыми и ожидающими от меня если не чуда, то праздника – Праздника Доброго Настроения! Путешествуя по лабиринтам игры вместе со сказочным персонажем, ребёнок не только описывает свой путь и ищет решение возникающих проблемных ситуаций, развивает мелкую моторику и зрительную память, учится играть, общаясь друг с другом, развивает творческое воображение и знакомится с геометрическими формами, составляет диковинные узоры и картины. Вместе с Пинти Гру мы проживаем таинственные и сказочные приключения, преодолевая трудности, добиваясь успеха. Нина Пикулева мечтает, что со временем Пинти Гру станет одним из символов Челябинской области.

У меня есть волшебная палочка – моя профессия воспитателя и новый друг Волшебник Пинти Гру. Она помогает мне находиться в удивительном мире детства: видеть то, что видят они, удивляться тому, чему удивляются дети, интересоваться тем, что интересно им.

Я разделяю позицию уральского писателя: каждый из нас родился, чтобы стать счастливым. Ребёнок рядом с нами должен быть счастливым и лёгким, как воздушный шарик», – читаем в эссе педагога.

Такие слова, конечно же, поддержка для детского писателя.

А потом ее герой «пошел в народ» и вышел на улицы города. В «него» стали переодеваться, он появился в виде куклы.

Еще один герой появился в последние годы в Челябинске, известность о котором уже «шагнула» далеко за границы Урала. Это – Сантехмен, пришедший на смену своему коллеге по цеху – знаменитому по фильму Афоне.

Челябинск давно и справедливо называют рабочим городом. В советское время на гигантах металлургии и машиностроения были свои герои – Герои социалистического труда, орденоносцы, депутаты Верховного Совета РСФСР.

В постсоветский период истории Урала те промышленные гиганты пережили кризис, некоторые распались на множество мелких производств.

Было не до пропаганды рабочих профессий. Но все возвращается на круги своя: без рабочего и завод перестанет быть заводом, превратится в складские помещения.

Поэтому история с появлением в Челябинске нового героя важна и показательна. Возможно, это только начало и будут другие герои в других сферах производства. А то, что началом стал Сантехмен – это связано с его прародителем Сергеем Ермаковым.

«Идею подсказала сама жизнь. Все мы знаем, насколько остро в последнее время стоит вопрос дефицита рабочих кадров. Нужно стараться привлекать молодежь к труду, рассказывать им о рабочих профессиях. По нашим данным, только треть учеников девятых классов идет получать средне-специальное образование. Например, челябинские учебные заведения не всегда могут укомплектовать группы на специальность слесарь-сантехник. У современной молодежи другие приоритеты и желания. И нужно понимать, что бесполезно пытаться старыми методами популяризировать рабочие профессии», – заметил как-то Сергей Ермаков.

Нужно пробовать действовать современными методами. Интерес к профессии сантехника у челябинца Сергея Ермакова особый – он директор крупной сантехнической компании. И он предложил подрастающему поколению нового героя.

«Наши дети выросли на западных персонажах – Человеке-пауке, Бэтмене и Супермене, – говорит Ермаков, – Это несуществующие герои неизвестного происхождения. А мы им показали нашего, челябинского и вполне реального героя – супергероя в мире сантехники. Он не из вымышленного мира, а из реального, и что очень важно – из мира труда. Возможно, именно на него будут равняться современные мальчишки, и именно ему будут подражать.

К тому же, все мы знаем, какой стереотип сформировался вокруг образа сантехника. Культовый советский фильм «Афоня» сыграл здесь недобрую шутку. А тем временем выросло новое поколение сантехников. Это молодые, образованные, пунктуальные, опрятные, вежливые люди, которые хорошо знают свое дело. Они используют современные материалы и инструменты, занимаются самообразованием и стремятся к успешной жизни. Именно таким героем и является наш Сантехмен».

Урал, видимо, будет продолжать рождать своих героев и пусть у всех у них будет добрая судьба. Их мы в будни и праздники сможем встретить на улицах и в парках Челябинска. Как происходит это уже с волшебником Пинти Гру и Сантехменом.


Сергей Ермаков и Сантехмен. Фото Сергея Белковского

Бренды под ногами

На фоне необычной крышки люка фотографируются челябинцы

Как-то в Калиниградской области в городе Гусеве встретил парк, где в земле были установлены увеличенные копии монет разных эпох.

В Челябинске «под ногами» встретил не монету, а крышку люка. Она напоминала о проведении в городе чемпионата сантехников.

Такой чемпионат придумал и проводит челябинский предприниматель Сергей Ермаков. Благодаря ему в городе появился новый персонаж – Сантехмен.

Об этом была написана даже специальная история в популярной книге «Разные судьбы».

Такой чемпионат, участниками которого становятся представители рабочей профессии из разных уголков России, стал одним из современных брендов Челябинска. Наряду, например, с народной премией «Светлое прошлое» и конкурсом красоты для женщин в колясках «Рожденная побеждать».

Многие прохожие не смотрят себе под ноги. Но те, кто замечает этот необычный люк, останавливаются и фотографируются на его «фоне».

Он «лежит» в десятке шагов от подземного перехода у «дома на площади».


В центре Челябинска. Фото Сергея Белковского

В АВТОМАТАХ С ГАЗВОДОЙ СТАКАНЫ НЕ ВОРОВАЛИ

Снимок этот, сделанный когда-то в Челябинске фоторепортером «Челябинского рабочего» Михаилом Петровым, «отправляет» в детство

Там, в детские годы, на улицах города были такие автоматы с газированной водой. Особых лакомых напитков в те годы не было, поэтому выпить стакан газводы было маленьким приятным событием.

Для этого нужны были три копейки, одной монетой. А лучше – два или три «троечка», тогда можно было сделать супервкусный напиток. После того, как опускаешь в дырочку монету, течет в стакан сначала сироп, потом уже он заливается газированной водой. Но можно было сделать так – после наполнения сиропом, стакан убирался, вода текла мимо. Потом снова дополнял стакан с помощью второй монетки. И уже потом разводилась двойная порция газированной водой.

Когда не было в кармане «троечка», сгодиться могла копеечная монетка. На нее можно было получить из автомата стакан простой газированной воды, после которой «кололо» в носу.


Автоматы с газводой на площади Революции в Челябинске, 1968 год. Фото Михаила Петрова


Стеклянные стаканы стояли в автомате, там их перед употреблением. Нужно было самому хорошо помыть с помощью специального приспособления, или опции, как сказали бы сейчас.

Стаканы не воровались, хотя, наверное, могло быть и всякое.

И еще одна деталь: почему-то не боялись тогда заразиться какой-нибудь «нехорошей» болезнью с помощью стакана «общественного пользования».

Такие воспоминания навеяла эта фотография.

«ЮНОСТЬ» У РЕКИ

Снимок, что называется, любо-дорого смотреть

Дворец спорта «Юность» и его отражение в реке Миасс. Вокруг много «воздуха». Сегодня такой кадр уже не получится.

Кроме того, в последние несколько лет у дворца спорта «Юность» много людей с авоськами и сумками. Здесь – автовокзал.

А ведь «Юность» уже несколько десятилетий – одна из визиток Челябинска, наряду с его соседями вдоль реки – торговым центром, цирком и в последние годы – краеведческим музеем.

На страницу:
3 из 4