bannerbanner
Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только
Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только

Полная версия

Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

А ведь Игоря Ильинского можно назвать челябинцем. В годы Великой Отечественной войны с труппой Малого театра актер был эвакуирован в Челябинск. Здесь жил и выступал в 41 и 42-м году, пока театр не вернулся в Москву. О нем мне рассказывал житель «дома на площади» Борис Гуров. Он жил с родителями в этом доме еще в годы войны, и тогда во дворе встречал знаменитого артиста из комедии «Волга-Волга». Артист прогуливал во дворе свою овчарку.


Игорь Ильинский. Кадр из фильма «Карнавальная ночь»


В дни новогодних каникул, наверняка, как было это и раньше, покажут фильмы «Обыкновенное чудо», «Чародеи», «Трембита», «Ширли-мырли», «Семь стариков и одна девушка».

Во всех них будет играть Евгений Весник. Будущий Народный артист СССР в 19 лет, когда учился в театральном училище имени Щепкина при Малом театре, куда он поступил, приехал в Челябинск. Сюда осенью 1941-го училище было эвакуировано вместе с театром.

Знаменитые актеры Малого жили в знаменитом «доме на площади» и в гостинице «Южный Урал». А студенты, в том числе и Весник, ночевали прямо в здании драмтеатра, который находился так же в центре города, здесь сейчас молодежный театр.

Будущий знаменитый комик и его товарищи принимали участие в массовых сценах и спектаклях театра, а еще вели полуголодную студенческую «балконную» жизнь.

«Балконную» потому, что несколько студентов, в том числе и Евгений Весник, спали на балконе Челябинского драматического театра имени Цвиллинга. Из Челябинска молодой студент ушел на фронт, где получил за мужество две медали «За отвагу».

«Покровские ворота». Фильм этот не про Новый год, сюжет иной, но, видимо, обаяние сценария и, конечно, игры актеров делают его всегда желанным для зрителя в эти праздничные дни.

В фильме много замечательных актеров. Свое место занимает в нем Леонид Броневой, сыгравший эстрадного куплетиста Велюрова. Звезда «ворот» когда-то работал в Магнитогорской драме, стал многим позже лауреатом челябинской премии «Светлое прошлое».

Еще один фильм без новогоднего сюжета, но который тоже прижился к показу в новогодние дни – «Здравствуйте, я ваша тетя». «Тетка» в исполнении Александра Калягина… стала героем одного из портретов экс-челябинца живописца Игоря Белковского, тоже лауреата «Светлого прошлого». Артист попросил художника внести в портрет что-то необычное, так появился стакан с водой, на котором появился воробей.

А вот у фильма «Француз» новогодний сюжет, он был показан впервые лет десять назад, и вошел в золотой фонд новогодних показов.

Фильм рассказывает о случившейся под Новый год встрече французского аристократа и переводчицы из провинциального российского городка.

Потомственный французский барон переписывается с девушкой из России, найденной через брачное агентство. Случайно встретившись с переводчицей Аней (ее играет Мария Голубкина), выясняет: письма, которые он получал, писала на самом деле Анна. Из богатого дворянина в России барон «превращается» в бомжа, находит любовь своей жизни и увозит в Париж не только любимую девушку, но и всех своих новых русских друзей.

Режиссер фильма Вера Сторожева родилась в Троицке Челябинской области. Среди других режиссерских работ Сторожевой – «Небо. Самолет. Девушка», «Сдается дом со всеми неудобствами», «Путешествие с домашними животными».

На малой родине кинорежиссер стала лауреатом премии «Светлое прошлое».

Попросил Веру Михайловну как-то рассказать о фильме «Француз».

«Фильм снимался в Москве и в Париже. Хотя основное место действия провинция – местечко под названием Глухая Потьма, но мы смогли найти район в Москве, который не похож на большой город, – написала Вера Сторожева. – Старые невысокие дома, которые строили еще пленные немцы и Дом культуры, в котором мы снимали и квартиру героини Голубкиной, и парикмахерскую, и подъездные лестницы и подвал дегустатора. Все это снималось в задекорированном Доме культуры.

А в Париже снимали всего три дня, потом волшебная сила монтажа соединила интерьеры Дворца культуры детей железнодорожников в Москве и интерьеры замка под Парижем.

На роль главной героини я посмотрела много актрис, но Маша Голубкина в итоге победила. Немаловажно было и то, что Маша училась во французской спецшколе, знала язык и могла заучивать тексты на французском. Я считаю, что у Маши это одна из лучших ролей и я очень рада, что сделала правильный выбор», – отметила Сторожева.

«Я очень люблю фильм „Француз“ и рада, что его довольно часто показывают по телевидению и особенно в Новый год и в Рождество», – отметила наша землячка.

Фильмы «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» тоже обязательны в «киноменю» новогодних каникул.

В Челябинске известный режиссер познакомился с художником Игорем Белковским, знакомство продолжилось в Москве в мастерской портретиста. Так появился портрет народного артиста, пополнивший коллекцию портретов знаменитых людей России.

Кроме художественных фильмов, мы увидим много мультфильмов, ставших уже классикой. Будет среди них и любимый уже не одним поколением детей фильм про Чебурашку. Создал его таким, каким видим этого героя на экране уже больше полувека, Леонид Шварцман, ныне патриарх советской мультипликации. А в годы Великой Отечественной войны он трудился молодым человеком на ЧТЗ, откуда после войны уехал в Москву и поступил во ВГИК.


Леонид Шварцман с Чебурашкой. Фото из открытых источников


А « Ирония судьбы», как же без нее… Можно и у этой картины поискать челябинские корни. Не нашел. Впрочем, есть маленький «корешок», пусть и такой опосредованный. Дело в том, что в студии у Андрея Мягкова, исполнителя главной роли в этом фильме, учился когда-то Игорь Стоценко, с кем мы выросли в одном дворе. Правда, по стезе актерской потом Игорь не пошел…

Такие вот челябинские впечатления от новогодних кинолент, с которыми нас ожидает встреча в последний день года, когда часы пробьют двенадцать.

«Железные актеры»

Из какого района Челябинска «вышло» больше всего киноактеров?

Ответ на этот вопрос получится неожиданным, но он будет верным.

Речь о «железные актеры в гриме и без», которые все вышли с одного уральского завода – с ЧТЗ.

Когда в 1933-м ЧТЗ начал выпускать свою продукцию, это было замечено сразу.

Гусеничная техника тракторного завода стала менять жизнь Советской страны – и на стройках, и на полях. Создатели киноиндустрии – важнейшего из искусств – не могли обойти вниманием «стального коня».

Автор документального фильма «Железные актеры ЧТЗ» Всеволод Смирнов насчитал около сорока кинофильмов, где снимались тракторы, бульдозеры и танки, выпускавшиеся в разные годы на ЧТЗ.

Дебютом стала «Богатая невеста» Ивана Пырьева, где в кадре появляется мощный «Сталинец». В 30-е годы «актеры» с Урала, конечно же, не могли не сняться и в культовом советском фильме «Трактористы».


Кадр из фильма «Летят журавли»


В Великую Отечественную войну у Челябинска появилось еще одно название – Танкоград. А его продукция заняла после войны свое место во многих знаменитых картинах о войне.

Так, в киноэпопее «Блокада», и даже в «Летят журавли» – легендарном фильме о любви и войне – встречаем в кадре танки с ЧТЗ.

В «журавлях» есть сцена, где Вероника, героиня Татьяны Самойловой, перебегает улицу в поисках Бориса, роль которого играет Алексей Баталов.

В это время по дороге идет колонна танков – такие выпускались на ЧТЗ. В ленте «На войне как на войне» челябинский ИС-2 сыграл роль немецкой «Пантеры».

Свой след железные актеры с ЧТЗ оставили и в эпопее Юрия Озерова «Освобождение» – фильме, как говорится, на все времена.

Министерство обороны выделило тогда для съемок целые воинские подразделения и полторы сотни танков. Часть из них была «переодета» в немецкие машины.

В постсоветскую пору Карен Шахназаров снял фильм с элементами мистики «Белый тигр». Роль фашистского «Тигра» исполнил в нем «челябинец», который был загримирован под тяжелый немецкий танк.

«В 2001 году на опытном заводе ЧТЗ восстановили Т-34 и артиллерийскую самоходку ИСУ-152. Машины должны были сниматься в фильме Валерия Огородникова „Красное небо, черный снег“, но сценарий поменяли, – вспоминает Всеволод Смирнов. – В картину в итоге они не вошли. Зато это единственные на Южном Урале экземпляры бронетехники времен войны, которые на ходу. Обе машины стали участниками Парадов Победы».

Это все танки, а трактора? В культовой советской сказке «Кубанские казаки» трактора С-80 пашут и убирают урожай.

В киноэпопее Андрея Кончаловского «Сибириада» за спиной героя Никиты Михалкова, сыгравшего нефтяника, появляется самоходная буровая установка на базе челябинского трактора.

И даже в комедии отметились выходцы с ЧТЗ. В фильме Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» в первой новелле («Напарник») есть эпизод: Федя (персонаж Алексея Смирнова) преследует по стройке Шурика (Александр Демьяненко) на тракторе Т-100.

Все эти крупицы киноистории собрали несколько лет назад авторы документального фильма «Железные актеры ЧТЗ».

У нас любят повторять: патриотизм – это когда есть чем гордиться. «Наши» снялись в стольких фильмах – чем это не повод для такой гордости.

«Мне близка идея кинематографического краеведения, – заметил как-то известный киновед Вячеслав Шмыров, кстати, уроженец Челябинска. – Кино в нашей стране ассоциируется, как правило, с большими городами – Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, где в советское время была знаменитая Свердловская киностудия. Но люди, приезжающие учиться во ВГИК и потом достигающие высот в профессии, в большинстве своем из регионов. Жаль, если об этом забывают. К собственной биографии надо относиться более внимательно и уважительно».

Впрочем, это уже другая история.

«Пошли в кино»

Кинотеатры, которые «ушли», но остались в памяти

Кино раньше смотрели в кинотеатрах. Хотелось в детстве, конечно, попасть на сеанс «до 16 лет», но это удавалось далеко не всегда и не всем.

Поход в кино был событием. Особенно, когда шел туда без родителей, а с друзьями.

Не все кинотеатры дожили до наших дней.

Не стало на Кировке кинотеатра «Октябрь». На его месте выросло здание, получившее за свой цвет название «скоч». А должен был появиться музей кинорежиссеру, чье имя носит ВГИК. уроженцу Южного Урала Сергею Герасимову.

Кинотеатр на улице Кирова, как называлась улица в те годы, остался на снимке из архива семьи Лаптевских.


Кинотеатр «Урал» в Челябинске. Открытка


Когда-то «КиноМакс» был кинотеатром «Урал» – единственным широкоформатным кинотеатром в городе. Здесь прошло немало встреч с актерами советского кино – Иннокентием Смоктуновским, Евгением Моргуновым, Элиной Быстрицкой и еще целым рядом тех, кого сегодня вспоминают, как гордость отечественного кино.

В фойе кинотеатра прошел цикл фотовыставок Челябинского фотоклуба, которые посмотрели десятки тысяч челябинцев.

Другая судьба была когда-то у кинотеатра имени Пушкина и у «Дзержинца».

В конце августа с советских времен отмечается День кино.

Газеты, было это еще до интернета, публиковали в этот день интервью с известными актерами и режиссерами.

Потому что 27 августа в нашей стране отмечается День российского (советского) кино – и это был не только праздник профессиональных кинематографистов, но и всех любителей и почитателей самого массового и самого доступного вида искусства.

«Детство. Мы, дети советского времени, сэкономив на школьных обедах, втайне от родительского и самое главное учительского надзора, убегали с уроков, чтобы в очередной раз посмотреть в близлежащем кинотеатре «Неуловимых мстителей», «Корону Российской империи», «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку» и первый советский боевик, с демонстрацией диковинных приёмов каратэ и с доморощенными суперменами, не хуже Бельмондо или Алена Делона – «Пираты ХХ века».

А вечером нас ждал ещё семейный просмотр у экрана чёрно-белого телевизора захватывающего, ежегодно опустошающего городские и сельские улицы, сериала «Семнадцать мгновений весны», с Вячеславом Тихоновым в роли Штирлица. А какие тогда на кино и телеэкранах блистали актеры – Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Папанов, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова, Алиса Фрейндлих, Армен Джигарханян!», – напомнил на своей странице в соцсети челябинец Игорь Лашманов, руководитель регионального общественного движения «Развитие региона».

Вспомнил и я свое детство – фильм «Неуловимые мстители» смотрел 17 раз. Наверное, даже «Ирония судьбы» потом не «перегонит» этот рекорд.

«Юность. Для нас, подростков, стали более интересными фильмы с любовными сюжетами. Героини этих картин в исполнении Елены Прокловой, Натальи Андрейченко, Елены Цыплаковой создавали в юношеском представлении идеал любимой девушки.

А фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра», с Боярским, Смеховым, Старыгиным и Смирницким в мушкетёрских плащах и со шпагами показывали образец настоящей дружбы и отваги.

Молодость. Появление видеосалонов и просмотр того, что ранее было не доступно, отодвинуло наших актёров на второй план. Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли, Арнольд Шварценеггер затмили артистов, родившихся в нашей стране и получивших актерское образование в отечественных киношных и театральных ВУЗах – ВГИКе, ГИТИСе или Щукинском театральном училище. Но всё же и тогда наше кино как-то выживало.

А дальше был полный провал. Казалось, что наш кинематограф умер навсегда, хотя иногда были некоторые проблески и наши ведущие киноартисты и сохранившиеся в небольшом количестве маститые режиссеры пытались вытащить кинематограф из затягивающей и поглощающей трясины», – делится своими «кинонаблюдениями» Игорь Лашманов.


Элина Быстрицкая в кинотеатре «Урал». Фото Владимира Белковского


А завершает свои заметки он так: «Нынешние времена показывают, что российское кино рано хоронить. Всё больше появляется хороших фильмов. А Владимир Машков, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Юлия Пересильд или Светлана Ходченкова ни в чём не уступают зарубежным «звёздам».

Говоря о развития отечественного кинематографа, нельзя не упомянуть о наших выдающихся режиссёрах, создававших свои шедевры в разные периоды времени. Это – Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Владимир Меньшов, Никита Михалков. И сегодня режиссёрская школа в России одна из лучших в мире».

Стоит напомнить, что и уральская земля дала стране и миру кино немало славных имен. Это – «патриарх российского кино» Леонид Оболенский. Это – кинорежиссер Сергей Герасимов, чье имя носит ВГИК.

Это – мастер документального кино Сергей Мирошниченко. Это – патриарх советской мультипликации, создатель кинообраза Чебурашки Леонид Шварцман. Кстати сказать, в конце августа 2020 года кинообщественность отметила столетие мастера.


Иннокентий Смоктуновский в кинотеатре «Урал». Фото Владимира Белковского

Картинки нашего двора

Дворы остались в прошлом?

По крайней мере, в том смысле, чем были они и что значили для нас, чье детство совпало со временем появления героев «Денискиных рассказов».

Сейчас, сегодняшние их сверстники удивляются: как это Дениска, Мишка и Аленка гуляли во дворе одни, без родителей? Им это не понятно, потому что сами они ходят «за ручку» в школу и из школы, да и во двор одни не выходят.

Такое время. У нас оно было другим.

Детство наше с братом прошло в доме по улице Васенко, 100. Этот челябинский двор сейчас кажется маленьким и не очень уютным. Для нас тогда таким он не был.

Мы проводили во дворе все свободное время после уроков. Что делали? Играли – летом занятий было, конечно, больше.

Там, где сейчас построен дом, известный, как магазин «Школьник», в нашем детстве были частные дома. Мы бегали среди них, а когда их стали сносить, забирались в оставшиеся погреба. А в котловане будущего «Школьника» когда-то ездили на мопеде, который был в нашем дворе у Лени Рублева.

Вообще, мы общались и играли вместе с соседскими мальчишками и девчонками. Имена их помню всю жизнь – Леня Рублев, Вова Кокшаров, Саша Смирнов, Леша Гнедюк, Рита Родина, Вика Синегубко, Ира Пантюхина, Лена Шахина, Андрей Кувайцев, Игорь Ладушин. Забыть их, значит забыть свое детство.

Летом мы играли в штандер, в футбол. У нас была даже своя дворовая команда, тренировал нас Коля, фамилию его не запомнил. Он был старше нас на несколько лет. Как-то этот Коля спасет Леньку. Он чуть не упал с крыши нашей пятиэтажки. Мы лазели по ней, родители, конечно об этом ничего не знали. У нас было свое «царство» на чердаке, куда мы тоже приходили, как к себе домой.


Реалист и абстракционист. Фото Владимира Белковского. Конец 60-х


И в гости ходили часто друг к другу. Обменивались книгами. Книги тогда были редкостью и читались с удовольствием. Быстрее всех читал Вова Кокшаров. Иногда он это делал вслух, а мы слушали. Так узнали про приключения Шерлока Холмса. А Андрей Кувайцев сочинял свои фантастические истории. Мы собирались для этого на скамейке у какого-нибудь подъезда, и Андрей начинал сочинять. Как это у него получалось, не понятно мне до сих пор. Андрей пошел, что называется, по технической стезе. Да и тогда, он ходил в кружок, где строили модели самолетов и ракет.

Такой был наш дом. Впрочем, жильцы его не были обычными – родители почти всех ребят работали на радиозаводе и в НИИ измерительной техники, где работал и наш отец. Из нашей пятиэтажки Игорь Ладушин поступил и окончил режиссерский факультет ВГИКа, правда, не пошел по киностезе. Игорь Стоценко учился актерству у Андрея Мягкова, тоже, правда, сменил потом профессию.

Игорь Белковский, мой младший брат закончил знаменитую «суриковку» в Москве. На стене дома детства на одном из кирпичей до сих пор сохранился его рисунок, сделанный в 13 лет. Ветра и дожди попортили изображение сильно, но все же найти эту «метку» из детства можно и сейчас.

А еще в 13 лет братом была написана с балкона дома детства первая картина маслом. Вдали, сквозь листву деревьев, можно распознать силуэт кинотеатра «Урал», куда мы любили ходить.


Детская картина Игоря Белковского. Двор детства


Такие вот воспоминания напомнила эта картина. Кстати, есть она и на сайте художника среди знаменитых его портретов и картин. Потому что она больше, чем просто первая «проба пера», точнее кисти и красок.

Когда собрались все за столом

Зашел во двор своего детства. Улица Васенко, дом 100

Вот наш подъезд. Вот окна нашей квартиры. Уже давно квартира не наша, в ней живут другие незнакомые нам люди.

Зашел во двор не случайно. В семейном альбоме встретил эту фотографию.

Мама держит меня на руках. За столом сидит дядя Сережа. А снимает нас отец – он рядом, но за кадром.

Мама, увидев этот снимок, легко поместившийся на ладони, сказала: «Это когда мы только въехали в квартиру на Васенко. Тебе еще нет годика».

Мама еще совсем молодая. Через полтора года появится у меня братик Игорь.

Дядя Сережа – «дядя», а ему самому еще на снимке нет 15 лет.


Фото из семейного альбома автора книги


Шкаф. Как хочется подойти к нему, раскрыть и перебрать книги, которые стоят на полках. Шкаф этот помню. Возможно, что сохранились и некоторые книги, что стояли тогда на полках.

А гипсовая фигурка Максима Горького точно «жива» – стоит уже на другой книжной полке, в другой квартире, но сохранилась. Могу взять ее в руки. И так, словно с помощью волшебной палочки, «перенесусь» в сюжет старой фотографии.

А еще «жив» стол, вокруг которого строится сюжет. Этот круглый деревянный стол подарила молодой семье моя бабушка, Августа Михайловна. Стол стоит и сейчас на нашей кухне, и за ним собираемся каждый день.

Куда девалась репродукция «Незнакомки» на стене?

А второй снимок сделан этой зимой. В соседнем с домом детства дворе – в двух десятках шагов. Сделан тем самым «мальчуганом», что на фотографии на руках своей мамы.

Дяде Сереже летом исполнится 75 лет. Хочется, чтобы его семья, собравшись за столом, открыла эту книгу и увидела эту фотографию.

Кто-то верно заметил: люди забывают свою жизнь, будут снимки, будут и воспоминания. И воспоминания будут такими, какими их сохранит фотография.

Берите в руки семейный альбом. Зайдите во двор своего детства, если есть такая возможность.


Зимний двор. Фото Сергея Белковского

Монолог выпускника на пороге подъезда своего детства

Лето, как заметил поэт, – это маленькая жизнь

А еще лето – это начало новой жизни для выпускников школ и абитуриентов вузов.

Эти заметки на «пороге детства» были написаны давно, когда еще выпускники не знали ничего ни о интернете, ни о сотовом телефоне – в другую эпоху. Тем не менее, спустя годы, многие мысли будут, надеюсь, созвучны и выпускникам этого лета.

«Вот уже несколько дней после той ночи, которая, не спросясь, обрывает наше детство. Мы еще пока продолжаем по инерции жить в «каникулах»: загораем, купаемся, радуемся, смеемся. Но под всем этим, внешним, прячется особая грусть, которую не понять пятикласснику, даже десятикласснику, еще не сдавшему экзамены.

Через месяц она, может быть, пройдет, как прошла радость от окончания школы.

Вчера собирались классом и гуляли. В двенадцать ночи пришел в пустой двор: свет в окнах потушен. Начал подниматься к себе на третий этаж и вдруг спустился и сел на скамейку.

Подъезд моего детства. Я скоро уеду учиться. В другой город, в дом к другим незнакомым еще людям.

Я оглядываюсь, хотя мне все здесь до боли знакомо. Белый пятиэтажный дом по улице Васенко, рядом с кинотеатром «Урал», маленькая рощица тополей, четыре подъезда. Весной двор бел от яблонь, а зимой от снега. Летними вечерами дядя Коля со второго этажа из шланга поливает цветы под окном, а также оказавшихся рядом маленьких мальчишек и девчонок.

Странно, ребятам моего возраста казалось, что последними малышами в этом дворе будем мы.

Во мне заработала память двора: подъезд, этажи, стены, чердаки – все они могли рассказать о нашей жизни. Моей, Лени Рублева, Вовы Кокшарова, Саши Смирнова, Риты Родиной и Вики Синегубко.


Цирк во дворе. 60-е годы. Фото Владимира Белковского


Начнем рассказ свысока, с чердака.

«Помню, года четыре назад вы часто дышали моей пылью. С крыши смотрели за жизнью двора, что-то кричали кому-то внизу. Помнишь, как занимались „наукой“, проковыряли для телескопа в крыше дырку. Вечерами собирались здесь и „рылись“ в небе, да и в окна напротив тоже смотрели. Впрочем, нового Марса так и не открыли».

Балконы. Один из них мой.

«А помнишь, как плеснул водой – не в того человека?».

Помню, конечно. Было это лет семь назад. Под балконом тогда стояла скамейка. Вова и Саша от нечего делать начали меня дразнить. «Хорошо же», – решил я и пошел за стаканом с водой. Спрятался на балконе с кружкой, хотел выплеснуть воду так, чтобы ребята не успели отскочить.

Неожиданно и получилось – незнакомый дядя оказался мокрым. Пересилив себя, я «вылез» из укрытия и стал извиняться.

Уже скоро час ночи. Медленно начинаю подниматься, родители, наверное, не спят и ждут меня. Сколько лет, не по разу на день выбегал и забегал в этот подъезд. И он меня не волновал. А теперь, что я – старик, чтобы вспоминать свою жизнь? Видно, пришло время.

И вспоминались дни, прикованные памятью к полянкам двора, где мерялись силой и устраивали «конные» бои. Вспоминалось, как приняли милиционера за шпиона, и час следили за ним. Для других все это, может, и мелочи. Для меня – детство.

На страницу:
2 из 4