Полная версия
Введение в Ветхий и Новый Завет
9 Моисей беспокоится о благополучии собратьев-израильтян. Он убивает египтянина, который жестоко обошелся с евреем. Из-за этого Моисей вынужден бежать. Он приходит в землю Мадиам и там женится на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора. Со временем у Моисея рождается два сына, Гирсон и Елиезер. В 80 лет (к этому времени Моисей живет в пустыне уже 40 лет) он получает от Иеговы особое поручение, связанное с освящением Божьего имени. Однажды, пася стадо Иофора у Хорива, «горы истинного Бога», Моисей видит терновый куст, который горит огнем, но не сгорает. Когда он подходит, чтобы рассмотреть его, ангел Господа зовет его и сообщает ему о намерении Бога вывести свой «народ, сыновей Израиля, из Египта» (Исх. 3:1, 10). Освободить израильтян из египетского рабства Бог собирается через Моисея (Деян. 7:23—35).
10 Затем Моисей спрашивает, как ему представить сыновьям Израиля Бога, который его послал. Тогда Иегова впервые открывает истинное значение своего имени, связывая его со своим намерением, и говорит о том, что под этим именем его будут помнить вечно. «Вот что ты скажешь сыновьям Израиля: „Сущий послал меня к вам. […] Господь, Бог отцов ваших , Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам“». Имя ЙХВХ (Сущий) показывает, что Бог исполнит свои намерения в отношении народа, носящего его имя. Этому народу, потомкам Авраама, он даст землю, обещанную их предкам, «землю, где течет молоко и мед» (Исх. 3:14, 15, 17).
11 Бог говорит Моисею, что фараон не отпустит израильтян и поэтому Он поразит Египет, совершив в нем удивительные дела. Бог поручает Аарону говорить от имени своего брата, Моисея, и дает им три знамения, совершив которые, они смогут убедить израильтян в том, что их послал Иегова. На пути в Египет Сепфора обрезает одного из сыновей Моисея, чтобы предотвратить смерть в семье. Этот случай заставляет Моисея вспомнить Божьи требования (Быт. 17:14). Моисей и Аарон собирают израильских старейшин и сообщают им, что Бог намерен вывести свой народ из Египта и привести его в Обетованную землю. Они совершают знамения, и люди верят им.
12 На Египет обрушиваются бедствия (5:1—10:29). Моисей и Аарон приходят к фараону и передают ему слова Бога Израиля: «Отпусти мой народ». Гордый фараон с презрением отвечает: «Кто такой Господь, чтобы я повиновался Его голосу и отпустил Израиль? Я не знаю Господа и не отпущу Израиль» (5:1, 2). Вместо того чтобы освободить израильтян, он заставляет их работать еще больше. Однако Бог снова обещает избавить свой народ. И опять он связывает избавление израильтян с освящением своего имени: «Я Господь… …[Я] буду для вас Богом. […] Я Господь» (6:6—8).
13 Моисей совершает перед фараоном знамение: он велит Аарону бросить свой посох и посох превращается в большую змею. Египетские жрецы-маги делают то же самое. Хотя большая змея Аарона поглощает их змей, сердце фараона остается упрямым. Тогда одно за другим Бог насылает на Египет десять тяжелых бедствий. Сначала вода в Ниле, а также вся остальная вода в Египте превращается в кровь. Затем землю наполняют лягушки. Египетские жрецы повторяют эти два бедствия, но не могут повторить третьего – мошек, которые поражают людей и животных. Они вынуждены признать, что «это сделано с помощью силы Бога». Но даже тогда фараон не отпускает израильтян (8:19).
14 Первые три бедствия затрагивают как египтян, так и израильтян, однако начиная с четвертого страдают только египтяне. Бог отделяет свой народ и защищает от последующих бедствий. Четвертым бедствием становятся тучи оводов. После этого скот египтян поражает эпидемия, а затем на животных и на людях появляются гнойные нарывы, из-за которых даже жрецы, занимающиеся магией, не могут появиться перед Моисеем. Бог опять позволяет сердцу фараона стать упрямым и говорит ему через Моисея: «Я оставил тебя в живых для того, чтобы показать тебе Мою силу и чтобы Мое имя было возвещено по всей земле» (9:16). Далее Моисей объявляет фараону следующее бедствие, «сильнейший град», и здесь в Библии впервые отмечается, что некоторые слуги фараона испугались слова Иеговы и приняли меры предосторожности. Затем одно за другим Египет поражают восьмое и девятое бедствия – нашествие саранчи и густая тьма. Вне себя от ярости упрямый фараон угрожает Моисею смертью, если тот снова будет искать с ним встречи (9:18).
15 Пасха и поражение первенцев (11:1—13:16). Бог обещает наслать «на фараона и на Египет еще одно бедствие» – смерть первенцев (11:1). Он говорит израильтянам, что месяц авив (нисан) должен стать у них первым месяцем. В 10-й день этого месяца им нужно взять барана или козла – годовалого самца без изъяна, а в 14-й день вечером заколоть его, взять его крови и побрызгать ею на оба дверных косяка и на дверную перекладину. После этого они должны оставаться внутри дома и есть зажаренное мясо. Ни одна кость животного не должна быть сломана. В их домах не должно быть закваски, они должны есть с поспешностью, одетые и в любую минуту готовые выступить в поход. Пасха должна стать для них памятным днем – праздником, посвященным Богу, который они должны праздновать из поколения в поколение. После Пасхи они должны отмечать семидневный Праздник опресноков (пресных лепешек). В будущем израильтяне должны будут объяснять своим сыновьям значение этих праздников. (Позднее Бог дает дополнительные указания относительно этих праздников и велит, чтобы израильтяне освящали ему всех первенцев мужского пола – как из людей, так и из животных.)
16 Израильтяне делают все так, как велит Бог. И вот Египет постигает страшное бедствие. В полночь Бог убивает всех первенцев, кроме первенцев израильтян. Фараон кричит: «Уходите от моего народа». Египтяне начинают «торопить народ, чтобы поскорее отправить его из своей земли» (12:31, 33). Израильтяне уходят не с пустыми руками: они просят у египтян серебряные и золотые вещи, одежду и те отдают им. Они выходят из Египта в боевом порядке – до 600 000 мужчин вместе со своими семьями и множество людей из разных народов, а также многочисленное стадо (египетский историк Манефон приводит цифру 80 000). Так заканчивается период в 430 лет, начавшийся, когда Авраам перешел Евфрат и вошел в землю Ханаан (согласно Септуагинте и самаритянскому тексту). Эта ночь надолго останется в памяти израильтян (Исх. 12:40; Гал. 3:17).
17 Освящение имени Бога у Красного моря (13:17—15:21). Бог ведет израильтян по дороге, идущей через Сокхоф, указывая им путь днем в облачном столбе, а ночью в огненном столбе. Фараон снова проявляет упрямство. Взяв свои лучшие боевые колесницы, он пускается в погоню и настигает израильтян у Красного моря. С его точки зрения, положение израильтян безвыходно. Но Моисей укрепляет людей: «Не бойтесь. Стойте и смотрите, как Господь спасет вас сегодня» (14:13). Иегова гонит море сильным ветром, открывая спасительный проход, по которому Моисей безопасно ведет израильтян к восточному берегу. Все войско фараона устремляется за ними, но воды моря возвращаются на свое место и накрывают египтян. Таким впечатляющим образом Иегова освящает свое имя. Радости израильтян нет предела! Свой восторг они выражают в первой записанной в Библии победной песне: «Буду петь Господу, ибо Он Высоко превознесся. Коня и всадника его ввергнул в море… Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море… Господь будет царствовать вовеки и в вечность» (15:1, 4, 18).
18 Бог заключает на Синае соглашение Закона (15:22— 34:35). Делая переходы, как указывает Иегова, израильтяне идут к Синаю, горе истинного Бога. Когда, придя в Мерру, они начинают роптать, из-за того что вода там горькая, Бог делает ее пресной. Затем, когда они ропщут из-за нехватки мяса и хлеба, он дает им вечером перепелов, а утром сладкую манну, которая выпадает на землю, как роса. Манна заменяет израильтянам хлеб следующие 40 лет. Бог впервые велит израильтянам соблюдать день покоя, или субботу. В шестой день они должны собирать манны вдвое больше, поскольку в седьмой день она не появляется. (гл.16) Затем в Рефидиме он дает им воду, а также сражается за них с амаликитянами и велит Моисею записать приговор, который он вынес этому народу: амаликитяне будут полностью уничтожены. (гл.17)
19 Затем тесть Моисея, Иофор, приводит к нему его жену и двух сыновей. Наступает время организационных изменений в народе, и Иофор дает дельный совет. Он предлагает Моисею разделить груз ответственности с другими способными мужчинами, боящимися Бога, назначив их начальниками над тысячами, сотнями, полусотнями и десятками, чтобы они судили народ. Моисей следует этому совету, и теперь он решает только сложные дела (гл.18).
20 В третьем месяце после выхода из Египта израильтяне располагаются лагерем в Синайской пустыне. Там Бог обещает: «Если вы будете во всем повиноваться Моему голосу и соблюдать мое соглашение, то станете Моей особой собственностью среди всех других народов, потому что Мне принадлежит вся земля. Вы станете для Меня царством священников и святым народом». Народ клянется: «Мы сделаем все, что сказал Господь» (19:5, 6, 8). На следующий день после двухдневного освящения Израиля Иегова спускается на гору, из-за чего она дымится и содрогается.
21 Затем Бог дает Декалог (Десять слов или Десять заповедей). В них подчеркивается важность исключительной преданности Богу. У израильтян не должно быть других богов, они не должны поклоняться изображениям и использовать имя Бога неподобающим образом. Шесть дней они должны работать, а в седьмой соблюдать субботу, посвященную Богу. Также они должны чтить отца и мать. Завершаются Десять заповедей законами, запрещающими убивать, прелюбодействовать, красть, лжесвидетельствовать и желать чужое (гл.20). Затем Бог объявляет судебные решения, или законы, которые должен соблюдать этот новообразованный народ. Эти законы затрагивают различные сферы жизни, например: обращение с рабами, убийства, нанесение увечий, возмещение ущерба (включая ущерб от пожара), кражи, идолопоклонство, совращение, плохое обращение с вдовами и сиротами, а также с должниками. Даются заповеди о субботе и устанавливаются три ежегодных праздника, посвященных Богу (гл.21-23). Моисей записывает слова Бога. Затем приносят жертвы, половиной крови которых окропляют жертвенник. Моисей читает израильтянам книгу соглашения и, когда они в очередной раз говорят, что будут послушны, окропляет оставшейся кровью саму книгу и весь народ. Так через посредничество Моисея Бог заключает с Израилем соглашение Закона (Исх. 24,8; Евр. 9:19, 20).
22 Моисей поднимается к Богу на гору, чтобы получить Закон, и остается там 40 дней и ночей (24,18). Он получает множество указаний относительно материалов для священного шатра, детальное описание самого шатра и его принадлежностей, а также одежды священников, вплоть до пластины из чистого золота на тюрбане Аарона с надписью: «Святыня Господня» (гл.25-28). Бог подробно описывает обряд посвящения в священники и само их служение. Кроме того, Моисею дается напоминание о том, что суббота установлена как знамение между Богом и сыновьями Израиля «на века» (гл.29-31). И наконец, Моисей получает две скрижали Свидетельства, на которых написано «рукой Бога» (Исх. 28:36; 31:17, 18).
24 Между тем народ устает ждать и просит Аарона сделать бога, чтобы тот шел перед ними. Аарон изготавливает из золота теленка, и народ кланяется этому идолу во время праздника, который Аарон провозглашает «праздником, посвященным Господу» (32:5). Бог намерен истребить израильтян. Моисей вступается за них, но позднее сам приходит в негодование и разбивает скрижали. Сыновья Левия встают на защиту чистого поклонения и убивают 3 000 идолопоклонников. Бог тоже поражает израильтян (гл.32). Моисей умоляет Бога и дальше вести свой народ. Бог обещает показать ему частичку своей славы (гл.33). Затем Бог велит ему вытесать еще две скрижали, на которых Он снова напишет Десять заповедей. Когда Моисей второй раз поднимается на гору, Иегова проходит перед ним, провозглашая свое имя и говоря: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный , долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи» (34:6, 7). Затем он объявляет условия своего соглашения, и Моисей записывает их в том виде, в каком мы находим их сегодня в книге Исход. Моисей спускается с горы Синай, и, поскольку там он видел славу Бога, от его лица исходят лучи. Поэтому ему приходится закрывать лицо покрывалом (34,33; 2 Кор. 3:7—11).
25 Сооружение священного шатра (35:1—40:38). Моисей созывает израильтян и передает им слова Бога. Он говорит, что все, кого влечет сердце, могут делать пожертвования для священного шатра (скинии), а все мудрые сердцем – участвовать в его изготовлении. Вскоре Моисею сообщают: «Народ приносит гораздо больше, чем нужно для выполнения работы, которую повелел сделать Иегова» (36:5). Под руководством Моисея мастера, исполненные духом Господа, начинают делать шатер и его принадлежности, а также одежду для священников (гл.36-39). Через год после выхода из Египта работа над священным шатром завершается, и его ставят в долине у горы Синай. Бог показывает свое одобрение, покрывая шатер собрания облаком и наполняя этот священный шатер своей славой, из-за чего Моисей не может туда войти. В дальнейшем посредством этого облака днем и огня ночью Бог ведет израильтян во время всех их переходов. Итак, идет 1529 год до Р.Х. Благодаря грандиозным делам, которые Бог совершил ради Израиля, Его имя освящено. На этом повествование Исхода завершается.
ЧЕМ ПОЛЕЗНА26 Главная ценность книги Исход в том, что в ней Господь Бог предстает перед нами как великий Избавитель и Организатор, а также как Исполнитель своих грандиозных замыслов. Знание этого укрепляет нашу веру в него. Наша вера становится еще крепче, когда мы исследуем многочисленные ссылки на Исход в Христианских Греческих Писаниях. Эти ссылки указывают на исполнение многих граней соглашения Закона. Они убеждают нас в том, что будет воскресение; описывают заботу Бога о благополучии своего народа; показывают, какие события служат прецедентом для оказания взаимопомощи среди христиан; содержат увещание чтить родителей и требования для тех, кто хочет обрести жизнь; объясняют, как нужно относиться к правосудию возмездия. Впоследствии Закон был сведен к двум заповедям, предписывающим любить Бога и ближнего (Матф. 22:32 – Исх. 4:5; Иоан. 6:31—35 и 2 Кор. 8:15 – Исх. 16:4, 18; Матф. 15:4 и Эф. 6:2, 3 – Исх. 20:12; Матф. 5:26, 38, 39 – Исх. 21:24; Матф. 22:37—40).
27 В Евреям 11:23—29 мы читаем о вере Моисея и его родителей. Верой он оставил Египет, верой совершил Пасху и верой перевел израильтян через Красное море. Израильтяне крестились в Моисея и ели духовную пищу и пили духовное питье. Они ожидали духовной скалы, то есть Христа, но все же не получили одобрения Бога, поскольку занимались идолопоклонством и блудом и роптали, испытывая этим Бога. Как видно из слов Павла, в этом есть урок для нас: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:11—12).
28 Большое внимание глубокому духовному значению книги Исход и исполнению записанных в ней пророческих образов уделяется в посланиях Павла, особенно в 9 и 10-й главах послания к Евреям. «Закон, имея тень грядущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1). Поэтому нам интересно исследовать эту «тень» и таким образом понять саму реальность. Христос «навсегда принес одну жертву за грехи». Он назван «Агнцем Бога». Как и в прообразе, ни одна кость у этого «Агнца» не была переломлена. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему стаем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7, 8 – Исх. 23:15).
29 Моисей был посредником соглашения Закона, а Иисус стал Посредником нового соглашения. Разницу между этими двумя соглашениями ясно показал апостол Павел. Он писал, что Иисус своей смертью на кресте устранил с пути рукопись, состоявшую из постановлений. Как Первосвященник, воскресший Иисус является «священнодействователем святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Следуя образцу, полученному от Моисея, израильские священники совершали священнослужения», которые служат образу и тени небесного». «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях». Прежнее соглашение отжило свое и было упразднено. О тех евреях, которые этого не поняли, сказано, что «умы их ослеплены». О верующих же людях, духовных израильтянах, которые осознали, что в силу вступило новое соглашение, сказано, что они «открытым лицом, как в зеркале, взирают на славу Господню», будучи пригодными служителями этого соглашения. Имея чистую совесть, они приносят Богу «жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Кол. 2:14; Евр. 8:2;5-6; 2 Кор. 3:14,18; Евр. 13:15; Исх. 34:27—35).
30 Книга Исход возвеличивает имя Бога и Божье владычество, а также пророчески указывает на избавление духовного Израиля. Этому народу, состоящему из помазанных христиан, было сказано: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий». Для прославления Своего имени Господь собрал духовный Израиль и вывел его из этого мира. Сделав это, он проявил не меньшую силу, чем тогда, когда вступился за свой народ в Египте. Бог оставил фараона в живых, чтобы показать ему Свою силу и чтобы Его имя было возвещено. Так Он указал на то, что в будущем через его христианских свидетелей будет дано еще более грандиозное свидетельство (1 Пет. 2:9, 10; Рим. 9:17; Отк. 12:17).
31 Итак, как видно из Библии, народ, образованный при Моисее, служил прообразом нового народа во главе с Христом, а также Царства, которое никогда не поколеблется. Осознание этого побуждает нас «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом». Облако, покрывавшее шатер в пустыне, указывало на присутствие Иеговы. Сегодня Бог обещает всю вечность быть с теми, у кого есть богоугодный страх: «Се, скиния Бога – с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет с Богом их. […] Напиши, ибо слова сии истинны и верны». Поистине, книга Исход – это важная и ценная часть Библии (Исх. 19:16—19 – Евр. 12:28; Исх. 40:34 – Отк. 21:3, 5).
[Сноски]
Biblia Hebraica Stuttgartensia, 4.Aufl, 1990, PP.87-157 (Libros Exodi et Levitici, G.Quell 1973).
Free J. P. Archaeology and Bible History. 1964. P. 98.
J. K. Hoffmeier, Israel in Egypt. The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, Oxford 1997.
В. В. Ребрик, «Стела бури» Яхмоса и ее значение для датировки Исхода, в: Iudaica Studia, 1, 2011, 77-84.
Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, под ред. А. П. Лопухина, 1, СПб, 1904 (2 изд., Институт перевода Библии, Стокгольм 1987), 272-407.
См. урок 3, абз. 9.
[Вопросы для изучения]
1. а) О каких важных событиях повествуется в Исходе? б) Как эта книга называлась на древних языках и продолжением чего она является?
2. Что открывает Исход об имени ЙХВХ?
3. Когда была написана книга и какой период она охватывает?
4, 5. Какие археологические свидетельства подтверждают достоверность Исхода?
6. С какими местами обычно отождествляют первые стоянки израильтян?
7. Чем еще подтверждается достоверность библейской книги Исход?
8. Что свидетельствует о том, что Исход тесно связан с другими книгами вдохновленного Богом Писания?
9. В какое время рождается Моисей и в каких условиях он растет?
10. Что происходит с Моисеем, прежде чем он получает от Бога особое поручение?
11. Как Бог раскрывает значение своего имени?
12. Что Бог говорит Моисею о выходе израильтян из Египта и как люди воспринимают знамения?
13. К чему приводит первая встреча Моисея с фараоном?
14. Что заставляет египтян признать, что бедствия на них наслал Бог?
15. Какие бедствия поражают только египтян и для чего Бог оставляет фараона в живых?
16. Какие повеления дает Бог относительно Пасхи и Праздника опресноков?
17. Почему ночь 14 авива (нисана) надолго останется в памяти израильтян?
18. Каким впечатляющим образом Бог освящает свое имя у Красного моря?
19. Какие события происходят на пути к Синаю?
20. Какие организационные изменения происходят в народе Израиль?
21. Что обещает Бог и при каком условии?
22. а) Какие заповеди составляют Десять слов? б) Какие судебные решения объявляются Израилю и как народ вступает в соглашение Закона?
23. Какие указания Бог дает Моисею на горе?
24. а) Какой грех совершает народ и к чему это приводит? б) Как Бог еще раз провозглашает свое имя и показывает Моисею свою славу?
25. Что в Исходе сообщается о священном шатре (скинии) и еще одном явлении славы Бога?
26. а) Каким образом Исход укрепляет нашу веру в Бога? б) Как ссылки на Исход в Христианских Греческих Писаниях помогают расти в вере?
27. Чем историческое сообщение Исхода полезно для христиан?
28. Тенью чего были Закон и пасхальный агнец?
29. а) Сравните соглашение (завет) Закона и новое соглашение (Новый завет). б) Какие жертвы приносят Богу духовные израильтяне?
30. Прообразом чего служило избавление израильтян и освящение имени Бога в Египте?
31. Какие прообразы Царства и присутствия Бога содержатся в Исходе?
Книга Библии номер 3 – Левит
Кто написал: Ездра (Эзра)
Место написания: Иерусалим
Написание завершено: 445 г. до Р.Х.
Охваченное время: 1 месяц (1529 до Р.Х.)
САМОЕ известное название третьей книги Библии – Левит. Оно восходит к греческой Септуагинте, где книга называлась Леуити́кон. В латинской Вульгате она названа Ле́витикус. Хотя левиты упоминаются в книге лишь вскользь (25:32, 33), название «Левит» весьма подходящее, поскольку книга состоит в основном из предписаний для священников-левитов, которые были из племени Левия, а также из законов, которым священники должны были учить народ: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его» (Мал. 2:7). На древнееврейском языке книга называлась по ее первому слову Вайиќра, что буквально означает «и Он воззвал» (Лев. 1:1). В ее основе лежит «Закон (кодекс) священников» (537-445 гг. до Р.Х.). Поэтому иудеи называют ее еще Torat-kohanim (Закон священников) или Torat-qorbanot (Закон жертв).
2 Иисус Христос и другие служители Бога, движимые Святым Духом, часто цитировали законы и принципы из Левита, а также ссылались на них (Лев. 23:34, 40—43 – Неем. 8:14, 15; Лев. 14:1—32 – Матф. 8:2—4; Лев. 12:2 – Луки 2:22; Лев. 12:3 – Иоан. 7:22; Лев. 18:5 – Рим. 10:5).
3 Какой период времени охватывает книга Левит? Исход заканчивается тем, что израильтяне устанавливают священный шатер «в первый месяц второго года, в первый день месяца» (40,17). А книга Числа, которая следует сразу за Левитом, начинается с того, что Иегова говорит с Моисеем «в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской» (1,1). Следовательно, те немногие события, которые записаны в книге Левит, состоящей в основном из законов и постановлений, произошли в течение одного лунного месяца (Исх. 40:17; Чис. 1:1; Лев. 8:1—10:7; 24:10—23).
4 Для какой цели была написана книга Левит? Бог издавна замыслил образовать святой, освященный народ, который был бы отделен для служения ему. Со времен Авеля верные Богу люди приносили Богу жертвы, но лишь с образованием народа Израиль Бог дал четкие указания относительно приношений за грех и других жертв. Эти жертвы, подробно описанные в Левите, указывали израильтянам на серьезность греха и помогали понять, насколько сильно они огорчали Бога, совершая грех. Будучи частью Закона, эти постановления служили воспитателем, ведущим евреев к Христу, поскольку давали им понять, что они нуждаются в Спасителе, и помогали оставаться отделенными от других народов. Последней цели служили главным образом Божьи законы о ритуальной чистоте (Лев. 11:44; Гал. 3:19—25).
5 Израиль, новообразованный народ, идущий в новую землю, нуждался в надлежащем руководстве. После выхода из Египта прошло меньше года, поэтому израильтяне еще хорошо помнили образ жизни египтян, а также их религиозные обычаи. В Египте нередко заключались браки между братьями и сестрами. В этой стране процветало многобожие, причем некоторые из богов изображались в виде животных. Кроме того, многочисленный народ, вышедший из Египта, направлялся в Ханаан, где образ жизни и религиозные обычаи были еще более мерзкими. Кто входил в этот народ? Вместе с израильтянами из Египта вышло немало тех, у кого один или оба родителя были египтянами. Этим людям с детства прививались традиции египтян, их религиозные взгляды и дух патриотизма. Еще недавно у себя на родине многие из них, безусловно, делали то, что отвратительно в глазах Бога. Эти люди, несомненно, нуждались в четком руководстве от Бога.