Полная версия
Введение в Ветхий и Новый Завет
18 Иудейский царь Иоас (11:1—12:21). Вдовствующая царица Гофолия (841-835 гг. до Р.Х.) – истинная дочь своей матери, Иезавели. Узнав о смерти своего сына Охозии, она приказывает истребить всех царских потомков и захватывает престол. В живых остается только один сын Охозии, младенец Иоас, которого успевают спрятать. В седьмом году правления этой нечестивой царицы священник Иодай помазывает Иоаса царем. Гофолию же убивают. Благодаря Иодаю народ снова служит Богу. Этот священник наставляет юного царя, объясняя ему его обязанности перед Богом, и организует ремонтные работы в храме Бога. К Иерусалиму подступает Азаил, царь Сирии. Иоас посылает ему подарки, и тот отступает. Иоас правит в Иерусалиме 40 лет (835-796 гг. до Р.Х.). Его убивают собственные слуги, и царствовать начинает его сын Амасия.
19 Израильские цари Иоахаз и Иоас (13:1—25). Сын Ииуя Иоахаз (814-798 гг. до Р.Х.) тоже поклоняется идолам, и Израиль попадает под власть Сирии – Иоахаз при этом остается царем. Через какое-то время Бог избавляет израильтян от гнета Сирии, но народ, как и раньше, поклоняется телятам, которых поставил Иеровоам. После смерти Иоахаза царем становится его сын Иоас (798-782 гг. до Р.Х.). (В Иуде в это время правит царь, которого тоже зовут Иоас.) Как и его отец, Иоас поклоняется идолам. Когда он умирает, царем становится его сын Иеровоам. Еще во время правления Иоаса заболевает и умирает Елисей. Перед смертью он предсказывает, что Иоас разобьет сирийцев три раза,– все так и происходит. Уже после смерти Елисея происходит последнее чудо, связанное с этим пророком. Тело мертвого человека бросают в место погребения Елисея, и, когда тело касается костей пророка, этот человек оживает.
20 Иудейский царь Амасия (14:1—22). Амасия делает то, что правильно в глазах Бога, но не уничтожает высоты. В войне с израильским царем Иоасом он терпит поражение. Всего Амасия правит 29 лет (796-767 гг. до Р.Х.). Его убивают в результате заговора, и после него воцаряется его сын Азария.
21 Израильский царь Иеровоам II (14:23—29). Царь Иеровоам II не отступает от ложной религии, установленной его предком. Он правит в Самарии 41 год (782-753 гг. до Р.Х.) и отвоевывает утраченные Израилем земли. После его смерти царем становится его сын Захария.
22 Иудейский царь Азария (Озия) (15:1—7). Азария, бывший соправителем Амасии, правит в общей сложности 52 года (792-740 гг. до Р.Х.). Он делает то, что правильно в глазах Бога, но не уничтожает высоты. Позднее Бог поражает его проказой, и царские обязанности переходят к его сыну Иофаму. После смерти отца Иофам становится царем.
23 Израильские цари Захария, Шаллум, Менаим, Факия и Факей (15:8—31). Как и обещал Иегова, потомки Ииуя правят Израилем до четвертого поколения (10:30). Последний царь из этого рода – Захария (753-752). Он становится царем в Самарии, но через полгода в результате заговора его убивают. Шаллум, захвативший престол, остается у власти всего один месяц (752). Идолопоклонство, убийства, интриги – вот чем отличается правление Менаима (752-742 гг. до Р.Х.), Факии (742-740) и Факея (740-732 гг. до Р.Х.) , которое приносит Израилю одни беды. Во время царствования Факея Ассирия вторгается в северное царство. Дни Израиля сочтены. Осия убивает Факея и становится последним израильским царем.
24 Иудейские цари Иоафам и Ахаз (15:32—16:20). Иоафам (740-732 гг. до Р.Х.) служит Богу, однако он не уничтожает высоты. Его сын Ахаз (732-716 гг. до Р.Х.), следуя примеру израильских царей, делает то, что Бог считает злом. Когда Израиль и Сирия нападают на Иуду, Ахаз просит помощи у Ассирии. Тогда ассирийцы захватывают Дамаск, и Ахаз идет туда, чтобы встретиться с царем Ассирии. В Дамаске он видит жертвенник и велит возвести точно такой же в храме в Иерусалиме. На этом жертвеннике, а не на медном жертвеннике Бога он начинает приносить жертвы. После Ахаза царем Иуды становится его сын Езекия.
25 Последний израильский царь, Осия (17:1—41). Израиль оказывается под властью Ассирии. Осия (732-722 гг. до Р.Х.) восстает против Ассирии и ищет поддержки у Египта. Но в девятом году его царствования ассирийцы завоевывают Израиль и уводят израильтян в плен. Так северное царство Израиль приходит к своему концу. Почему его постигла такая участь? «Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим… и служили идолам, о которых говорил им Господь: „Не делайте сего“. И прогневался Господь сильно на израильтян и отверг их от лица Своего» (17:7, 12, 18). Ассирийский царь приводит людей из восточных народов (т.н. Самарян) и селит их в израильской земле. Эти люди испытывают страх перед Богом, но в то же время продолжают поклоняться своим богам (17:33).
26 Иудейский царь Езекия (18:1—20:21). Езекия (716-687 гг. до Р.Х.) делает то, что правильно в глазах Бога, и во всем поступает так, как его предок Давид. Езекия искореняет идолопоклонство. Он разрушает высоты и разбивает сделанную Моисеем медную змею, так как народ стал ей поклоняться. Ассирийский царь Сеннахирим (Синаххериб, 705-681 гг. до Р.Х.) вторгается в Иуду (701 г. до Р.Х.) и захватывает множество укрепленных городов. Езекия пытается от него откупиться и выплачивает ему огромную дань. Однако Сеннахирим посылает своего вестника, Рабсака, который, подойдя к стенам Иерусалима, во всеуслышание призывает иудеев сдаться и насмехается над их Богом . Пророк Исаия укрепляет Езекию, предсказывая смерть Сеннахирима. Он передает царю слова Бога: «Так говорит Господь: „Не бойся“» (19:6). Поскольку Сеннахирим продолжает угрожать Езекии, тот умоляет Иегову: «И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что ты, Господи, Бог один» (19:19).
27 Как Бог отвечает на молитву Езекии, из которой видно, что он думал не только о себе? Через Исаию он объявляет, что «ревность Господа Саваофа» сделает так, что враг отступит (19:31). Той же ночью он посылает ангела и тот поражает в ассирийском лагере 185 000 человек. Утром люди видят – «и вот все тела мертвые» (19:35). Сеннахирим ни с чем возвращается в Ниневию. Там его бог Нисрох снова подводит его. Когда царь кланяется своему богу в его доме, его убивают собственные сыновья. Так исполняется пророчество Исаии (19:7, 37).
28 Езекия заболевает и лежит при смерти. Он молится Богу, и Бог снова внимает его мольбам и продлевает ему жизнь на 15 лет. Царь Вавилона посылает к Езекии послов с подарками, и тот показывает им всю свою сокровищницу. Тогда Исаия говорит царю: «Взято будет все, что в доме твоем… в Вавилон» (20:17). В конце концов Езекия умирает. Этот царь прославился своими могущественными делами, например тем, что построил тоннель, чтобы провести в Иерусалим воду.
29 Иудейские цари Манассия, Амон и Иосия (21:1—23:30). Манассия становится царем после своего отца, Езекии, и царствует 55 лет (687-642 гг. до Р.Х.). Он делает много зла в глазах Бога. Он восстанавливает высоты, ставит жертвенники Ваалу, делает священный столб, так же как израильский царь Ахав, и превращает дом Господень в место идолопоклонства. Бог обещает навести на Иерусалим такое же бедствие, какое он навел на Самарию. Он говорит: «Я вытру Иерусалим, как вытирают чашу, вытрут и опрокинут ее». Манассия также проливает «весьма много невинной крови» (21:13, 16). После него царем становится его сын Амон, который, как и отец, делает зло. Амон царствует два года (642-640), и его убивают.
30 Народ ставит царем сына Амона Иосию. Он царствует 31 год (640-608 гг. до Р.Х.). Поскольку Иосия ходит «во всем путем Давида, отца своего», Бог не уничтожает Иуду еще какое-то время (22:2). Когда царь начинает ремонт в доме Бога, первосвященник Хелкия находит там книгу Закона (621 г. до Р.Х.). Из написанного в книге становится понятно, что народ будет уничтожен, поскольку не слушался Бога. Но так как Иосия верен Богу, Бог заверяет его, что это произойдет не в его дни. Иосия очищает дом Бога и всю землю от демонических культов. Он также ликвидирует культ богини Ашеры (в русском переводе неверно «Астарты»), которую считали супругой Эла (23:6-7). Его идолоборческая деятельность достигает даже Вефиля, где он уничтожает жертвенник Иеровоама во исполнение пророчества, записанного в 3 Царств 13:1, 2. Он возобновляет празднование Пасхи, посвященной Богу. «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею , и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (23:25). Но все же Бог по-прежнему гневается на Иуду за все оскорбления, нанесенные ему Манассией. Иосия погибает от рук египетского царя Нехо (609-594 гг. до Р.Х.) в Мегиддо.
31 Иудейские цари Иоахаз, Иоаким и Иехония (23:31— 24:17). Иоахаз, сын Иосии, правит лишь три месяца (608), после чего царь Египта уводит его в плен, а вместо него ставит царем его брата Элиакима, имя которого изменяет на Иоакима. Тот делает зло и во всем поступает так, как его предки. Навуходоносор Второй (605-562 гг. до Р.Х.), царь Вавилона, подчиняет его себе, но через три года Иоаким восстает против него. Когда Иоаким умирает (597 г. до Р.Х.), царствовать начинает его сын Иехония. Навуходоносор осаждает и захватывает Иерусалим. Он, «как изрек Господь» через Исаию, забирает все сокровища дома Господня и уносит в Вавилон (24:13; 20:17). Он также уводит в Вавилон Иехонию и тысячи его подданных.
32 Последний иудейский царь, Седекия (24:18—25:30). Вместо Иехонии Навуходоносор ставит царем его дядю Матфанию, имя которого он меняет на Седекию. Он правит в Иерусалиме 11 лет (597-586 гг. до Р.Х.) и делает зло в глазах Господа. Седекия восстает против Вавилона, и в девятый год его правления Навуходоносор со всем своим войском приходит к Иерусалиму и строит вокруг него осадную стену. Полтора года он держит Иерусалим в осаде, и в городе начинается сильный голод. И вот городскую стену проламывают. Седекия пытается спастись бегством, но его хватают и приводят к вавилонскому царю. Затем у него на глазах убивают его сыновей, а его самого ослепляют. В следующем месяце вавилоняне сжигают все важные здания, включая храм Господень и царский дом, и разрушают городские стены. Большинство оставшихся в живых уводят в плен в Вавилон. Над теми людьми из простого народа, которые остались в земле Иуды, Навуходоносор ставит Гедалию. Однако его убивают, и народ бежит в Египет. Так в седьмом месяце 597 года до Р.Х. начинается полное запустение земли. Четвертая книга царств заканчивается сообщением о том, что в 37-м году после переселения Иехонии (560 г. до Р.Х.) новый царь Вавилона Эвил-Меродах (561-559 гг. до Р.Х.) оказывает ему благосклонность (25:27-30).
ЧЕМ ПОЛЕЗНА33 В 4 Царств повествуется не только о трагическом конце царств Израиль и Иуда. В этой книге содержится немало примеров того, как Бог благословлял отдельных людей, которые проявляли любовь к нему и к его праведным принципам. Подобно вдове из Сарепты, сунамитянка была щедро благословлена за то, что оказала гостеприимство пророку Бога (4:8—17, 32—37). Бог может снабдить своих служителей всем необходимым. И это видно из того, что Елисей накормил сто человек двадцатью лепешками,– позднее подобные чудеса творил Иисус (4 Цар. 4:42—44; Матф. 14:16—21; Мар. 8:1—9). Ионадав тоже был благословлен Богом, когда Ииуй взял его к себе в колесницу и предложил поехать вместе с ним, чтобы увидеть, как он истребит поклонников Ваала. Почему Ионадав был благословлен? Потому что не бездействовал – он сам вышел навстречу ревностному Ииую (4 Цар. 10:15, 16). И наконец, в 4 Царств мы читаем о Езекии и Иосии, которые подали прекрасный пример в том, как проявлять смирение и должное уважение к имени Господню и Его Закону (19:14—19; 22:11—13). Нам нужно следовать примеру этих верных служителей.
34 Бог не терпит, когда к его назначенным представителям проявляют неуважение. Когда дети стали дерзко насмехаться над Елисеем, пророком Бога, Бог сразу же их наказал (2:23, 24). Кроме того, Бог не терпит, когда проливается кровь невинных жертв. Так, Бог вынес дому Ахава суровый приговор не только за то, что этот царь поклонялся Ваалу, но и за то, что он пролил немало крови. Бог помазал Ииуя, чтобы он отомстил «за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели». Когда свершился суд над Иорамом, Ииуй вспомнил слова Бога и понял, что Иорам умер за «кровь Навуфея и кровь сыновей его» (9:7, 26). И участь Иуды в конечном счете определило то, что Манассия был повинен в пролитии крови. Погрязший в ложной религии Манассия наполнил кровью Иерусалим от края до края. И хотя позднее он раскаялся в своих злых делах, вина в пролитии крови по-прежнему оставалась (2 Пар. 33:12, 13). Эта вина, которая лежала на всем народе, не была заглажена даже делами верного Богу царя Ио-сии, который полностью очистил страну от идолопоклонства. Годы спустя Бог через правителей соседних народов начал приводить в исполнение приговор, вынесенный Иерусалиму. Он не захотел простить того, что Манассия наполнил «Иерусалим невинной кровью» (4 Цар. 21:16; 24:4). Подобным образом Иисус Христос предсказал, что Иерусалим его времени будет разрушен потому, что на священниках – «сыновьях тех, которые избили пророков» – лежала вина за «всю кровь праведную , пролитую на земле» (Матф. 23:29—36). Бог предупреждает этот мир, что он отомстит за пролитие невинной крови, особенно крови «убиенных за слово Божи» (Отк. 6:9, 10).
35 Из 4 Царств также видно, что суды, о которых Бог объявляет через своих пророков, неизменно совершаются. Особое внимание в книге уделяется трем пророкам: Илье, Елисею и Исаии. Пророчества, произнесенные каждым из них, в точности исполнились (4 Цар. 9:36, 37; 10:10, 17; 3:14, 18, 24; 13:18, 19, 25; 19:20, 32—36; 20:16, 17; 24:13). То, что Илья истинный пророк, было подтверждено в видении преображения, в котором он появился рядом с пророком Моисеем и Великим Пророком, Иисусом Христом (Матф. 17:1—5). Петр, очевидец этого величественного видения, сказал: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте,– доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19).
36 Из описанных в 4 Царств событий ясно видно, что наказание от Бога для всех, кто погряз в ложной религии и умышленно проливает кровь невинных людей,– это смерть. Однако Бог проявил благосклонность и милосердие к своему народу «ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом» (4 Цар. 13:23). Он сохранил свой народ «ради Давида, раба Своего» (8:19). Бог также проявит милосердие к тем, кто служит ему в наши дни. Размышление над Библией и записанными в ней обещаниями укрепляет нашу уверенность в том, что в Царстве «сына Давидова», Иисуса Христа, обещанного Потомка,– в Царстве, прихода которого мы с нетерпением ожидаем,– не будет зла и кровопролития (Матф. 1:1; Ис. 2:4; Пс. 145:20).
[Сноска]
Biblia Hebraica Stuttgartensia, 4.Aufl, 1990, PP.617-674 (Librum Regum, A. Jepsen (1974).
Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, издание преемников А.П.Лопухина, 2, СПб, 1905 (2 изд., Институт перевода Библии, Стокгольм 1987), 479-582.
[Вопросы для изучения]
1. О чем повествуется в 4 Царств и что подтверждают исполнившиеся пророчества?
2. Что можно сказать об авторстве и каноничности 4 Царств и какой период времени охватывает эта книга?
3. Как археология подтверждает достоверность 4 Царств?
4. Что доказывает, что 4 Царств – неотъемлемая часть вдохновленного Богом Писания?
5. Какой приговор Илья объявляет Охозии и почему?
6. При каких обстоятельствах Илья покидает Елисея и как вскоре становится очевидным, что «дух Ильи почил на Елисее»?
7. Почему Бог спасает Иосафата и Иорама?
8. Какие чудеса совершает Елисей?
9. Какие еще чудеса совершает Елисей?
10. Как Бог показывает слуге мощные ангельские силы и как Елисей поступает с сирийцами?
11. Как исполняются пророчества Елисея в отношении осажденной сирийцами Самарии и в отношении Венадада?
12. Каким царем оказывается сын Иосафата Иорам?
13. Какую военную кампанию начинает Ииуй сразу после того, как был помазан?
14. Как исполняется пророчество Ильи об Иезавели?
15. Кого встречает Ииуй по пути в Самарию?
16. Насколько ревностно Ииуй относится к поручению уничтожить дом Ахава и культ Ваала?
17. В чем неверен Ииуй и как Бог начинает наказывать Израиль?
18. Как рушатся планы Гофолии и чем примечательно правление Иоаса?
19. а) Какое поклонение процветает в Израиле во время правления Иоахаза и Иоаса? б) Как заканчивается служение Елисея, пророка Господня?
20. Опишите правление Амасии.
21. Что происходит в Израиле при Иеровоаме II?
22. Что известно о правлении Азарии?
23. Чем отличается правление последних царей Израиля?
24. Какой грех против Бога совершает иудейский царь Ахаз, преемник Иофама?
25. Как израильтяне попадают в плен и почему?
26, 27. а) Почему можно сказать, что Езекия делает то, что правильно в глазах Бога? б) Как Бог отвечает на молитву Езекии? в) Как исполняется пророчество Исаии?
28. а) Какой грех совершает Езекия? б) Чем прославился этот царь?
29. а) Как Манассия насаждает в стране идолопоклонство и какое бедствие Бог собирается навести на Иерусалим? б) В чем помимо идолопоклонства повинен Манассия?
30. Что побуждает Иосию всем сердцем вернуться к Богу и что он в связи с этим предпринимает?
31. Какие бедствия обрушиваются на Иуду после смерти Иосии?
32. В результате каких событий Иерусалим и Иуда приходят в запустение?
33. Чему мы учимся на примере людей, о которых говорится в 4 Царств?
34. а) Чему нас учит 4 Царств о том, как относиться к назначенным представителям Бога? б) Как Бог относится к пролитию крови?
35. а) Почему можно не сомневаться, что Илья, Елисей и Исаия были истинными пророками? б) Как видение преображения, в котором присутствовал Илья, повлияло на отношение Петра к пророческому слову?
36. Почему Бог проявил милосердие к своему народу и что укрепляет нашу уверенность в том, что в Царстве Христа не будет зла и кровопролития?
Книга Библии номер 13 – 1 Паралипоменон
Кто написал: не известно
Место написания: Иерусалим (?)
Написание завершено: ок. 300 г. до Р.Х.
Охваченное время: 1012-971 гг. до Р.Х.
(кроме 1 Пар. 1—9)
КОМУ-ТО 1 Летопись может показаться скучным перечнем родословных или простым повторением книг Царств. На самом же деле эта книга очень содержательная, и она является неотъемлемой частью Священного Писания. Эта книга сыграла важную роль в то время, когда она появилась – тогда в стране проводились значительные преобразования, в том числе религиозные. Не менее ценна она и сегодня, поскольку в ней показано, как должно быть организовано служение Богу. В 1 Паралипоменон записаны очень красивые слова хвалы Богу – одни из самых ярких и выразительных во всей Библии. В ней в пророческих образах представлено Царство Божие, и поэтому все, кто ожидает его справедливого правления, почерпнут из нее много полезного. Как иудеи, так и христиане всегда признавали 1 и 2 Паралипоменон частью Священного Писания. Переводчик Библии Иероним очень высоко ценил книги Паралипоменон. Он считал, что она представляет собой краткое изложение всей священной истории Ветхого Завета, и говорил, что «если кто, не зная ее, захочет присвоить себе знание писаний, тот смеется над самим собою».
2 Первоначально 1 и 2 Летописи составляли одну книгу, или свиток, который позднее для удобства был разделен на две части. С какой целью была написана эта книга? Чтобы понять это, рассмотрим, в какое время она писалась. Она, конечно, не могла быть написана Ездрой (как считали Талмуд, Феодорит и другие). Ездра – губернатор (пеха) Заречья, приводит серьезные исторические документы (указы персидских царей) в оригинале (на арамейском языке). Книги Паралипоменон представляют собой переработку книг Царств и написаны полностью на древнееврейском языке. При этом выпускается вся история Самуила и Саула, а затем история Северного царства. Первые 9 глав представляют собой родословные, взятые из Пятикнижия и других источников. Оригинален перечень потомков Зоровавеля, доходящий до восьмого колена (3:19-24). Таким образом, книга написана через 200-240 лет после Зоровавеля, т.е. около 300 г. до Р.Х. Ее автор, вероятно, священник. Его в особенности интересуют родословные священников и левитов. Кроме того, в ней (как и в книге Иова) упомянут Сатана, что свидетельствует о ее позднем происхождении.
3 Иудеи считали книги частью вдохновленного Богом Писания и называли их Див́рей хайа́мим (озн. «слова дней»). Они включили ее в третью часть канона – Писания (кетубим), поместив ее в самый конец еврейской Библии. Переводчики греческой Септуагинты включили книги в состав Библии, признав их каноничность. Они разделили книгу на две части и, посчитав ее добавлением к книгам Царств, а также ко всем написанным к тому времени библейским книгам, назвали ее Паралипо́менон, что означает «пропущенное» или «неупомянутое». Хотя переводчики Септуагинты и дали книге не совсем точное название, они никогда не сомневались в ее боговдохновенности. Иероним, работавший над латинской Вульгатой, считал, что написанную Ездрой книгу было бы правильнее назвать «хроникой всей священной истории» и назвал эти книги книгами Хроник. Хроника (летопись) – это запись событий в хронологической последовательности. Приведя вначале родословные, составитель 1 Царств сосредоточивается главным образом на правлении Давида, описывая события с 1012 года до Р.Х. вплоть до смерти этого царя.
СОДЕРЖАНИЕ4 По содержанию 1 Паралипоменон можно разделить на две части. Первые 9 глав в основном состоят из родословных. В последующих 20 главах описываются события, происходившие в течение 40 лет после смерти Саула вплоть до конца правления Давида.
5 Родословные (1:1—9:44). В этих главах приводится родословная от Адама до Зоровавеля, включая его потомков (1:1; 3:19—24). Перечисляются восемь поколений потомков Зоровавеля. Известно, что Зоровавель вернулся в Иерусалим в 537 году до Р.Х., тогда книга была завершена к 300 году до Р.Х.
6 Вначале перечисляются десять поколений от Адама до Ноя и потом еще десять – до Авраама. Называются потомки Авраама, а также потомки Исава и Сеира, жившие в гористой местности Сеир, и первые цари Эдома. Со второй главы начинается родословная потомков Израиля, или Иакова. Сначала приводится родословная Иуды и перечисляются десять поколений вплоть до Давида (2:1— 14). Приводятся родословные списки и других племен. Особое внимание уделяется племени Левия и священникам. Заканчиваются эти списки родословной племени Вениамина, после которой начинается исторический рассказ о царе Сауле, потомке Вениамина. Может показаться, что между родословными, приведенными здесь, и тем, что говорится в других книгах Библии, есть противоречия. Однако нужно учитывать, что некоторым людям давали несколько имен и что написание некоторых имен могло измениться, поскольку язык постоянно меняется. При внимательном исследовании многим противоречиям можно найти объяснение.
7 Родословные периодически прерываются историческими и географическими сведениями, которые добавлены, чтобы разъяснить что-то или напомнить о чем-то важном. Например, перечисляя потомков Рувима, автор книги делает важное добавление. Мы читаем: «Сыновья Рувима, первенца Израиля. (Он первенец, но когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однакож, чтобы не писаться им первородными; потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа.)» (5:1, 2). Эта небольшая вставка многое объясняет. Вот другой пример. Только из 1 Паралипоменон мы узнаем, что Иоав, Амессай и Авесса были племянниками Давида, а это помогает лучше понять связанные с ними события (2:16, 17).
8 Неверность Саула и его смерть (10:1—14). Историческое повествование начинается с рассказа о жестоком сражении израильтян с филистимлянами на горе Гелвуй. Три сына Саула, включая Ионафана, погибают, а самого Саула ранят. Не желая попасть в руки врага, он говорит своему оруженосцу: «Обнажи меч твой и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные придут и не наругались надо мною». Но оруженосец отказывается, и тогда Саул убивает себя сам. Так Саул погибает «за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа» (10:4, 13, 14). Бог отдает царскую власть Давиду.
9 Царская власть утверждается в руках Давида (11:1— 12:40). Спустя какое-то время все 12 племен собираются к Давиду в Хеврон и помазывают его царем над Израилем. Он захватывает Сион и возвышается «все более и более», потому что с ним Господь воинств (11:9). Во главе войска Давид ставит сильных мужчин. Через них Господь совершает «спасение великое » (11:14). Воины с неразделенным сердцем приходят в Хеврон, чтобы сделать Давида царем, и весь народ единодушно поддерживает его. Израильтяне пируют и радуются.