bannerbanner
МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта
МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта

Полная версия

МИСТЕРИИ БХАГАВАТА-ПУРАНЫ. Ведическая космология, сакральная история мира, манифестации Абсолюта

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 11

11

Здесь Брахма говорит Нараде, что он не высший владыка в творении. Нарада, вечно освобожденная душа, с особым смыслом играет роль заблуждающегося существа для того, чтобы люди могли узнать досвобождающее учение. Господь создает семена творений и как бы рассеивает их посредством брахмаджйоти (сва-рочиша). Брахма не может творить семена, он может помогать семенам превратиться в дерево, так же как садовник, поливая растение, помогает ему вырасти. Все светила в небе – творения солнца, солнце – творение брахмаджйоти, а брахмаджйоти – сияние Господа. Таким образом, Господь является начальной причиной творения.

12

Из-за желания господствовать над материальной природой индивидуальные души попадают под влияние внешней энергии Господа, махамайи. Внешняя энергия покрывает сознание вечной души, и влияние это настолько сильно, что кажется, будто чистая душа вечно находится в невежестве.

13

То есть во время уничтожения существа входят в тело Нараяны.

14

Пять элементов – пространство, воздух, огонь, вода и земля – лишь различные качества тамаса ложного эго. Это означает, что ложное эго (аханкара) произведено от промежуточной энергии Господа, и вследствие влияния этого ложного эго появляется желание господствовать над материальным творением, а для удовлетворения этого желания воплощенных существ возникают составные части творения. Желание господствовать – это влияние ложного эго. Здесь говорится, что сначала создана танматра звука, а затем пространство; звук (шабда) – тонкая форма акаши. Звук – тонкая характеристика объекта. Звуковой образ Господа есть Сам Господь. Чистые преданные наслаждаются общением с Господом через чистый звуковой образ Его святого имени. Человек, способный связаться с Господом, несомненно, освободится от темноты материального творения, которое является продуктом ложного эго (тамаси ма джйотир гана). Пространство трансформировалось в воздух (вайю), воздух в огонь, огонь в воду, вода в землю. В пространстве существует только звук, в воздухе – звук и осязание, в огне – звук, прикосновение и форма, в воде еще и вкус, а в земле все четыре танматры и запах.

15

Хота – тот, кто предлагает; удгата – кто поет мантры; адхварью – кто разжигает жертвенный огонь, брахма – тот, кто наблюдает.

16

Джива Госвами отмечает, что три энергии (три-шакти-дхрик) – это внешняя, внутренняя и промежуточная. Внешняя – это материальный мир, промежуточная суть индивидуальные существа, которые никогда не равны Господу, а внутренняя – это духовная энергия, состоящая из трех качеств (самвит, сандхини и хладини).

17

Под влиянием определенных условий планеты плавают в космосе, как водородные шары в воздухе, но когда условия нарушаются, планеты могут упасть в Гарбходака-океан, который наполняет вселенную наполовину. Плавание планетарных сфер происходит вследствие особого внутреннего устройства планет, и бурение Земли (как это происходит сейчас повсеместно) для добычи металлов, нефти, газа может привести к нарушению определенных условий и падению Земли в океан. Аналогичные нарушения создал Хираньякша, добывая в огромных количествах золото из Земли, что стало причиной изменения условий и падения Земли в океан Гарбходака. (Ком. А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, далее в примечаниях).

18

Эта планета, хотя и находится в материальном мире, неуничтожима, ибо она является Вайкунтхой. Этой планете поклоняются жители семи звезд, находящихся ниже планеты Дхрувы, а также жители, живущие на планетах, которые выше. Дхрува достиг совершенства благодаря пению мантры – «Ом намо бхагавате Васудевая», в которую его посвятил Нарада. (ком. А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады).

19

Рамачандра – воплощение Васудевы, Лакшмана – воплощение Санкаршаны, Бхарата – Прадьюмны, Шатругха – Анируддхи. Сита – это внутренняя энергия Господа.

20

Воплощение Будды, о котором говорится здесь, это не то воплощение Будды, которое уже произошло. Согласно Дживе Госвами, воплощение Будды, указанное в этом стихе, является в различные Кали-юги. В жизни одного Ману проходит 71 Кали-юга, и в одной из них появится Будда, указанный здесь.

21

Кроме лила-аватар существуют гуна-, анша-, кала-, юга- и вибхути-аватары.

22

Бхактиведанта Свами Прабхупада дает следующий комментарий к данной шлоке: «Духовная душа отлична от материального тела, у нее появляется такое отождествление из-за влияния внешней энергии Господа, атма-майи. Господь управляет внешней энергией, а внешняя энергия управляет воплощенными существами по воле Господа. И хотя существа в чистом состоянии обладают просветленным сознанием, они подчинены воле Господа, будучи управляемыми внешней энергией. Сознание и забывчивость существ зависят от Господа. Почему же Господь так влияет на существ, что они приходят к сознанию или к забывчивости? Ответ таков: Господь хочет, чтобы каждое существо пришло к своему чистому сознанию неотделимой частицы Господа и занялось любовным служением Господу, но так как существо имеет частичную независимость, оно может не пожелать служить Господу и попытаться стать независимым, как Сам Господь. Многие существа желают стать равными по могуществу с Господом, хотя это и невозможно. И таким образом они попадают под влияние иллюзии по Его воле, ибо желают стать подобными Ему. Человек, желающий стать царем, но не имеющий подобающих качеств, может увидеть во сне, что он стал царем. Но это только сон. Так же и воплощенное существо, желающее стать Богом, видит во сне, что оно стало самим Богом. Поэтому наипервейшее греховное стремление воплощенного существа состоит в том, что оно желает стать Богом, и в результате этого по воле Бога душа забывает свою истинную природу, засыпает и видит во сне утопическое место, где она может стать подобной Господу. Ребенок требует у матери дать ему луну, и мать дает ребенку зеркало, чтобы удовлетворить непослушного ребенка отражением луны. Обусловленное существо в состоянии сна ложно считает: „это – мое“, „это – я“. Из-за иллюзии оно считает себя Господом или отождествляется с материальным телом, думая обо всем, что связано с его телом, как о своем. И это продолжается жизнь за жизнью, пока воплощенное существо не осознает, что оно – слуга Господа, его неотделимая частица. В чистом состоянии душа понимает, что она не Господь, а вечный Его слуга».

23

Существо создает себе тело своими желаниями. Если существо по-настоящему разумно, оно желает получить духовное тело. Так частичная свобода существа может быть полностью реализована. И Господь столь милостив, что дарит существу то тело, которое оно желает. Желание существа подобно сновидению о золотой горе. Человек знает, что есть гора, и что есть золото, и только по своему желанию он видит во сне золотую гору, и, когда сон заканчивается, он не видит ничего – ни золота, ни горы, – а что уж говорить о золотой горе. Понятия «я» и «мое» – результаты сильного желания наслаждаться миром. Все представления, связанные с телом и местом, где оно находится, семейные привязанности и т. д. возникают из-за того, что забыта истинная духовная природа.

24

В санскрите согласные буквы разделены на две группы – спарша-варна и талавья-варна. От «ка» до «ма» буквы называются спарша-варна. Шестнадцатая буква этой группы – «та», а двадцать первая – «па». Когда они соединены вместе, то получается «тапа» – подвижничество, аскетизм, покаяние. Подвижничество – это украшение и богатство брахманов и саньяси. Согласно философии Бхагаватам, человеческая жизнь предназначена для тапаса, подвижничества, ибо оно приводит к осознанию своего «я», души.

25

У обусловленных существ остается стремление господствовать над материальной природой, и поэтому материальная природа проявляется, чтобы дать вечно обусловленным душам два вида возможностей. Дается возможность господствовать, и дается возможность вернуться к Богу. После свертывания материального мира обусловленная душа погружается в бытие Маха-Вишну, находящегося в мистическом сне. Но некоторые обусловленные души, которые следуют по пути Богооткровения, могут вернуться к Богу, достичь духовного изначального тела после оставления грубого и тонкого тел.

26

Десять чувств контролируются управляющими божествами. Глаза, например, контролируются богом солнца. Но высший правитель – это Параматма. Материальное тело называется адхибхаутик пуруша.

27

Перед проявлением или творением космоса Господь существовал как всеобщая энергия (маха-самашти), и, желая Себя распространить во множестве, Он расширил Себя во множество энергий (самашти). Из самашти Он расширил Себя в индивидуальности трех категорий: адхьятмик, адхидайвик и адхибхаутик (вьяшти). Таким образом, все творения и созидательные энергии отличны и неотличны от Господа одновременно.

28

Есть три типа творения – маха-кальпа, викальпа и кальпа. Творение, осуществляемое Господом в аспекте Каранадокашайи Вишну, есть маха-кальпа. Творение Брахмы и рассеивание элементов творения – викальпа. Творение, осуществляемое Брахмой каждый день, есть кальпа. В Сканда-пуране перечисляются названия тридцати кальп. Кальпа, в которую мы живем, называется Вараха-кальпа или Шветаварах-кальпа, или Падма-кальпа.

29

Бхактисиддханта Сарасвати отмечает, что когда игры Господа видимы для людей, они называются праката, а когда не видимы – апраката. Фактически, игры Господа никогда не прекращаются, как Солнце никогда не покидает небосвод.

30

Видура хотел, чтобы Уддхава стал его духовным учителем, но Уддхава не согласился, потому что Видура был такого же возраста, как отец Уддхавы, и поэтому он направил его к Майтрее.

31

Бхакти, или, точнее, вайдхи-бхакти (преданное служение в соответствии с предписаниями) описывается в священных книгах и утверждается великими ачариями. Практика вайдхи-бхакти помогает достигнуть стадии спонтанной любви (рага-бхакти), на которой Господь отвечает изнутри как Чайта-гуру, то есть духовный учитель или Сверхсознание.

32

В разные кальпы Господь по-разному творит, поддерживает и уничтожает вселенную, и поэтому этот процесс различными мудрецами описывается по-разному. Космическое проявление дает обусловленным душам возможность вернуться домой к Богу, и это главная цель Господа. Господь так милостив, что когда нет такого проявления, у Него появляется желание, – и творение возникает. Хотя творение внутренней энергии проявлено, другая энергия (шакти) кажется спящей, и Господь желает привести ее в действие. Весь этот процесс должен пробудить спящие обусловленные души к истинной жизни, к духовному сознанию. (ком. А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады).

33

Махат-таттва – это всеобщее сознание, часть ее представлена в каждом как разум. Махат-таттва непосредственно связана с высшим сознанием Верховного Господа. Но все же она появляется как материя. Махат-таттва – тень чистого сознания, является местом, где зарождается все творение. Махат-таттву можно назвать проводником между чистым духом и материальным существованием.

34

Махат-таттва, ложное эго, звук, осязание, форма, вкус, запах, земля, вода, огонь, воздух, пространство, глаз, ухо, нос, язык, кожа, рука, нога, анус, детородный орган, речь и ум – это двадцать три элемента материального творения.

35

Сознание – признак души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемом джнана-шакти. Всеобщее сознание – это гигантская вират-рупа, и то же сознание проявляется в индивидуумах. Действия сознания проявляются через воздух жизни, который делится на десять видов – прана, апана, удана, вьяна, самана, а также нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Сознание души загрязняется материей – и так возникают различные действия, основанные на ложном эго. Сознание разделяется в три качества самоотождествления в соответствии с чистотой: адхьятмика, или отождествление с телом и умом; адхибхаутика, отождествление с материальными вещами и адхидайвика, отождествление себя как слуги Господа. Адхидайвика – самоотождествление – начало чистого сознания.

36

Движения тела возникают сначала из сердца, и все действия чувств возможны благодаря чувствам, наделенным силой с помощью десяти видов воздуха внутри тела. Десять видов воздуха описываются следующим образом: основной воздух, проходящий через нос при дыхании, называется прана; воздух, проходящий через прямую кишку, как телесный воздух, называется апана. Воздух, который регулирует процесс пищеварения в желудке и который иногда звучит как отрыжка, называется самана. Воздух, который проходит через горло, и остановка которого приводит к удушению, называется удана. А весь воздух, который циркулирует через все тело, называется вьяна. Кроме этих пяти, существуют более тонкие виды воздуха – воздух, который способствует открыванию глаз, рта и т. д. и называется нага. Воздух, который увеличивает аппетит, называется крикара. Воздух, который помогает открытию рта при зевании, называется девадатта. Тот, который помогает сокращению мышц, называется курма, и воздух, который помогает пищеварению, называется дхананджая.

37

Сознание – признак души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемом джнана-шакти. Всеобщее сознание – это гигантская вират-рупа, и то же сознание проявляется в индивидуумах. Действия сознания проявляются через воздух жизни, который делится на десять видов – прана, апана, удана, вьяна, самана, а также нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Сознание души загрязняется материей – и так возникают различные действия, основанные на ложном эго. Сознание разделяется в три качества самоотождествления в соответствии с чистотой: адхьятмика, или отождествление с телом и умом; адхибхаутика, отождествление с материальными вещами и адхидайвика, отождествление себя как слуги Господа. Адхидайвика – самоотождествление – начало чистого сознания.

38

Движения тела возникают сначала из сердца, и все действия чувств возможны благодаря чувствам, наделенным силой с помощью десяти видов воздуха внутри тела. Десять видов воздуха описываются следующим образом: основной воздух, проходящий через нос при дыхании, называется прана; воздух, проходящий через прямую кишку, как телесный воздух, называется апана. Воздух, который регулирует процесс пищеварения в желудке и который иногда звучит как отрыжка, называется самана. Воздух, который проходит через горло, и остановка которого приводит к удушению, называется удана. А весь воздух, который циркулирует через все тело, называется вьяна. Кроме этих пяти, существуют более тонкие виды воздуха – воздух, который способствует открыванию глаз, рта и т. д. и называется нага. Воздух, который увеличивает аппетит, называется крикара. Воздух, который помогает открытию рта при зевании, называется девадатта. Тот, который помогает сокращению мышц, называется курма, и воздух, который помогает пищеварению, называется дхананджая.

39

Семя всех планет вселенной было вложено в лотос, на котором сидел Брахма. Все планеты и существа были уже произведены Господом и находились в состоянии семени. Брахма лишь распространил и взрастил те семена. Истинное сотворение называется сарга, а творение Брахмы называется висарга.

40

Три вида уничтожения: 1) Кала или нитья – из-за назначенного срока уничтожения вселенной. 2) Дравья – из-за огня, который исходит изо рта Ананты. 3) Пракритика – из-за качества действий и взаимодействий. Эти виды пралайи описываются в Двенадцатой Песне.

41

Категории пространства и времени связаны друг с другом. Время измеряется по движению Солнца. Время, за которое Солнце проходит расстояние в атом, называется атомным временем. Все планеты плавают в пространстве, а пространство измеряется атомами. Каждая планета имеет свою орбиту, также и Солнце имеет орбиту. Время творения, поддержания и уничтожения, исчисляемое в соответствии с вращением всех планетарных систем до конца творения, называется высшим кала. Атом невидим, но когда соединены шесть атомов, их можно увидеть в солнечных лучах. Единицы времени и пространства – одно и то же.

42

Одна секунда, разделенная на 1687,5 частей, есть трути, время, необходимое на соединение восемнадцати атомных частиц. Такое сочетание атомов в различных телах создает исчисление времени. Солнце занимает важное место в вычислении времени. Иногда говорят, что атомное время равно времени прохождения Солнцем расстояния в один атом.

43

Но это не значит, что Солнце и Луна аннигилируются; они переходят в оставшуюся часть вселенной, которая находится вне сферы трех миров.

44

2010 год по западному летоисчеслению соответствует 5112 году 28 кали-юги седьмой манвантары Вараха-кальпы, то есть первой кальпы второй половины жизни Брахмы (Брахме 51 год).

45

Из межбровья Брахмы появился Рудра.

46

Кашьяпа знал, что дети, зачатые в неподходящее время, не будут добродетельными. Но, повинуясь судьбе и вынуждаемый женой, он пошел на это.

47

Описание Вайкунтх отражает духовную абсолютную природу Вайкунтх. Там нет разницы между птицами и людьми, там нет ничего неодухотворенного, несознательного, и там ничего не делается для собственного наслаждения.

48

Васудева-саттва именуется чистой благостью, или шуддха-саттва. Васудева-состояние объясняется в Бхагавад-гите как кшетра-джна, что означает «знающий поле деятельности», а также означает «Высший Знающий» (Параматма). Когда Кришна, или Вишну, один, без сопровождения Своей внутренней энергии, Он – Васудева. Когда Его сопровождает внутренняя энергия, Он именуется Дваракадхиша. Чтобы достичь чистого сознания, или Богосознания, надо поклоняться Васудеве. В Гите говорится, что после многих, многих рождений человек предается Васудеве. Такой человек встречается очень редко. Чтобы освободиться от ложного эго, надо поклоняться Санкаршане. Санкаршане поклоняются также через Господа Шиву; змеи на теле Шивы являются манифестациями Санкаршаны. Шива всегда погружен в медитацию на Санкаршану. Кто поклоняется Шиве как преданному Санкаршаны, тот может освободиться от ложного эго. Если человек желает избавиться от умственных беспокойств, он должен поклоняться Анируддхе. Для этой цели в ведической литературе также рекомендуется поклонение Луне. Человек, желающий чтобы его разум был тверд и непоколебим, должен поклоняться Прадьюмне, что достигается через поклонение Брахме. Первоначально у существ – чистое сознание, но из-за неправильного употребления некоторой независимости (свободной воли) они могут забыть Бога. Путь духовного развития похож на лезвие бритвы. Из-за любой неосторожности можно пасть. Ложное эго возникло из чистого состояния (шуддха-саттва) из-за неправильного использования независимости. (Ш. П.)

49

Здесь будет объяснена система йоги, называемая аштанга-йога, которая включает восемь различных видов практики – яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

50

Далее говорится о различных градациях существ. Это делается для того, чтобы мы знали, когда мы должны относиться дружественно, а когда давать дары. Например, тигр – также частица Господа, и Господь пребывает в сердце тигра как Высшая Душа. Но означает ли это, что мы должны обращаться к тигру в дружеской манере? Разумеется, нет. Мы должны обращаться с низшими существами сострадательно, но это не означает, что следует к ним относиться как к людям.

51

Атри = а (нет) + три (три). Не три, но три в одном. Анасуя = на (нет) + асуя (злоба, зависть).

52

Как пишет Шрила Прабхупада в комментариях: «Шива очень милостив; он дает защиту даже безумным, пьяницам, наркоманам, проституткам, нечистым существам, пребывающим в темноте гуны невежества, и постепенно возвышает их к духовному сознанию. Хотя очень трудно пробудить таких существ к духовному пониманию, Господь Шива делает это, и поэтому в Ведах о нем говорится как о дающем благо».

53

В Брахма-самхите говорится, что Господь Шива не отличен от Господа Вишну, и в то же время отличен. Молоко в йогурте не отлично от натурального молока. Но йогурт нельзя применять как молоко.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
11 из 11