bannerbanner
От лотка до молотка. Книга о торгах. История и практика проведения публичных торгов (очерки)
От лотка до молотка. Книга о торгах. История и практика проведения публичных торгов (очерки)

Полная версия

От лотка до молотка. Книга о торгах. История и практика проведения публичных торгов (очерки)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

От лотка до молотка. Книга о торгах

История и практика проведения публичных торгов (очерки)


Вальтер Ваганович Аваков

Иллюстратор И. М. Хотич

Дизайнер обложки И. М. Хотич

Корректор Ю. Сиренко

Корректор А. Тарасенков


© Вальтер Ваганович Аваков, 2020

© И. М. Хотич, иллюстрации, 2020

© И. М. Хотич, дизайн обложки, 2020


ISBN 978-5-4498-0401-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Аваков Вальтер Ваганович. Выпускник МГИМО, доктор экономических наук, член Нью-Йоркской Академии Наук (США). С 2002 г. занимается созданием электронных торговых площадок и стоял у истоков отрасли электронных торгов в России. Создал более 10 крупных торговых систем («B2В-Center», «Fabrikant.ru», «ГазНефтеторг.ру» и др.). Преподаватель МГИМО. Ведет авторский курс о торгах и управлении закупками.

Уважаемые читатели!


Рад представить Вам первую книгу серии о публичных торгах, которые проводились по совершенно разным правилам, с разными объектами (предметами) торгов, в разное время, в разные эпохи, в разных исторических условиях. Но что более ценно – это не просто исторические очерки или «зарисовки», а художественное исследование о взаимосвязи торгов и значимых исторических событий, таких как войны, взлеты и падения династий или даже целых империй и т. д.

Первое впечатление от названия – книга для относительно узкой категории профессионалов. Однако разнообразие материла, легкость изложения, любопытные факты сразу переводят книгу в ту категорию, которую можно смело рекомендовать любым читателям, от мала до велика. И в самом деле, где еще можно в одной книге узнать такие абсолютно разноплановые события и факты, как:

• различие торговли и торгов

• знаменитые лондонские чайные аукционы

• торги, проводившиеся в странах Древнего мира

• взглянуть с неожиданной стороны на действия пиратов

• продажу на торгах чиновничьих и судебных должностей

• казнокрадство на госзакупках в разные эпохи

• когда при банкротстве у кредитора возникало право на убийство должника

• как действия различных аферистов и мошенников привели к формированию профессиональной экспертизы на торгах и возникновению всемирно известных аукционных домов.


Или, например, какие откаты погубили Золотую Орду, а потом и Российскую империю? Как публичные торги помогли арабам успешно противостоять португальским колониальным завоеваниям, а отсутствие торгов, наоборот, помогло португальцам захватить всю персидско-индийскую торговлю? Как награбленная военная добыча сохранялась и продавалась, какие были особенности торгов оружием или мощами святых (и такое тоже было!).

Стилистически в книге очень органично вплетены отсылки к классической литературе, когда в давно прочитанных и вроде бы известных произведениях неожиданно тоже находится много упоминаний аукционов или иных торгов, включая «Кому на Руси жить хорошо», «Золотой теленок», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ярмарка тщеславия» и др.

А чего только стоит изложенное в книге стояние армии Тамерлана под Ельцом в 1395 г. и его отказ идти на Москву, что было связано с… Не буду раскрывать всех граней и нюансов, а просто рекомендую вам открыть эту книгу и самостоятельно погрузиться в необычный мир публичных торгов.

Желаю всем интересного чтения! А автору – продолжения этой захватывающей книжной серии!

Георгий Сухадольский

Эксперт по закупкам экспертного совета при Правительстве РФ

Руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки»

От автора

Посвящается моим родителям

Торги… Какие ассоциации вызывает у вас это слово, читатель? Жаркие схватки покупателей на аукционах «Сотбис» и вердикт аукциониста «Продано!»? А может, это банкротство купца и печальные лица его домочадцев, наблюдающих в бессилии, как распродается все их имущество? Или это рынок рабов, где обреченно стоят люди, смирившиеся со своей участью, а вокруг все что-то кричат и энергично жестикулируют? Может быть, вы чувствуете терпкий запах индийских специй и слышите вкрадчивый голос старика-ювелира, покупающего у Ала ад-Дина драгоценную заморскую вещицу? Или вспоминаете школьные уроки истории, на которых так много и порой так скучно говорилось про Путь из варяг в греки?

Действительно, для многих из нас торги – это кадры из фильмов, страницы из учебников, едкие строки разоблачений и новостей о государственных закупках… В общем, события хотя и масштабные, но ни ко всемирной истории, ни к нашей обыденной жизни отношения не имеющие.

…Или все-таки – имеющие?

Как театр является вершиной и собранием всех искусств (музыка, живопись, архитектура, мода, пение, танцы и лицедейство), так и публичные торги есть вершина и собрание всех элементов экономики (товар, его стоимость, страна происхождения, производитель/поставщик, гарантии качества, условия поставки, условия оплаты, страхование грузов, страхование ответственности и т.д.).

В реальности торги – дело одновременно и экономическое, и политическое, и социальное. Судите сами: на протяжении долгого времени торги были общественно значимым мероприятием, можно даже сказать – народной забавой наравне с публичными казнями и цирковыми представлениями. Нарядная публика стекалась на них как на ярмарку – обменяться сплетнями, посоревноваться в остроумии, а в случае распродажи имущества какого-нибудь обанкротившегося богача – также прикупить коллекцию изысканных вин, или фарфоровый аглицкий сервиз, или набор фамильного серебра. Уильям Теккерей, например, в своей «Ярмарке тщеславия» прекрасно описал суету, рожденную одним из таких аукционов (об этом мы расскажем далее).

Торги помогали правителям и купцам избежать распрей и споров: первым – между их приближенными, желающими сделать поставщиком двора своих протеже, вторым – между друг другом – за право на торговлю тем или иным товаром. Все это известные и, пожалуй, очевидные стороны торгов, но, к сожалению (или к счастью), самое интересное не всегда бывает очевидным. Так и торги, словно похищенное письмо, спрятанное на виду у всех в рассказе Эдгара Аллана По, являются открытым публичным мероприятием и одновременно имеют свою тайную миссию – быть движущей силой истории, причем истории не только мира в целом, но и просто отдельного человека. Не верите? Что же, давайте порассуждаем вместе.

Вспомним для примера миф о суде Париса. Яблоко, на котором было написано всего одно слово – «Прекраснейшей», заметили три богини – Гера, Афина и Афродита, и, конечно, каждая посчитала, что яблоко предназначено именно ей. Не сумев договориться между собой, они обратились с просьбой рассудить их к Зевсу, но громовержец разумно не пожелал становиться судьей в женском споре и, как сейчас принято говорить, «переадресовал» их Парису, сыну царя Трои. Представ перед Парисом, каждая из богинь стала сулить ему всякие блага, чтобы он выбрал именно ее. Гера, например, предложила могущество и власть, Афина – мудрость и воинское мастерство, Афродита – прекраснейшую из смертных женщин в жены. При этом Парис вполне мог бы и отказаться сделать свой выбор, несмотря на поступившие от соискательниц волшебного приза и столь привлекательные для него предложения. Чем закончилась эта история, всем, конечно, известно. Нас же интересуют не столько последствия выбора юного Париса, сколько сам процесс: каждая богиня сулила ему всякие блага, чтобы он выбрал именно ее, а Парис имел право и не делать свой выбор. Очень похоже на то, что в современном деловом языке называется запросом предложений, не правда ли?

Другой пример, не менее широко известный, но на этот раз взятый нами из русской литературы:

«Мой дядя самых честных правилКогда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!»

Охочие до денег, а то и титула, потенциальные наследники, всеми возможными способами выказывающие уважение больному богатому родственнику, – явление весьма распространенное и в наши дни. А главное – поразительно напоминающее все ту же схему запроса предложений.

Можно приводить в этом ряду и другие примеры – выбор князем Владимиром религии для Киевской Руси, назначение Джулио Мазарини первым министром при королеве-регентше Анне Австрийской, всевозможные рыцарские турниры, – но суть останется неизменной: все эти, казалось бы, никак не связанные друг с другом события в действительности имеют одну общую черту: они идеально укладываются в схему проведения той или иной торговой процедуры. А это означает, что мы можем взглянуть на мировую историю и культуру не только с привычных позиций, известных нам еще со школы (реформы правителей, войны и мирные договоры, трансформации территорий, общеэкономическое развитие, история права, культурные и религиозные традиции и т.д.), но и под новым углом – с точки зрения развития торгов.

Такой взгляд позволит нам увидеть многие факты и причины этих фактов в совершенно ином свете, приподнять завесу тайны над мотивами и побуждениями, которые обычно скрыты от глаз историков и исследователей, и тем самым понять подоплеку тех процессов, которые происходили в прошлом и происходят в настоящем, уловить нюансы политики, дипломатии, экономики. И кто знает: возможно, при этом нам удастся разгадать какую-нибудь давнюю историческую загадку?

Книга, которую вы держите в руках, открывает целую серию книг, посвященных истории торгов и рассказывающих о том, где, кем, когда и как проводились публичные, т.е. общедоступные, торги, какие их формы существуют и почему существуют именно они. В этом цикле, не претендуя на академичность, мы постараемся рассказать о практике проведения торгов в разное время, в разных странах и при разных правителях, попутно отмечая, каким именно образом эта практика влияла на происходящие события, почему она становилась законодателем мод, или casus belli (удобным поводом для войны), или, наоборот, основой соглашений о мире.

В нашей первой книге, которую можно назвать своего рода вступлением ко всей серии, мы поговорим прежде всего о том, что такое торги, как они вообще появились, для чего (а главное – для кого) они проводились, какие черты объединяют их многочисленные разновидности, и посмотрим через призму торгов на традиции, быт и нравы, царившие в повседневной жизни государств в целом и разных их сословий в частности.

Сразу скажем, что это не учебник по проведению торгов и не хрестоматия по видам торговых процедур, коих насчитывается в современной экономической практике невероятное множество. Это всего лишь очерки по истории и практике проведения торгов в разных странах, в разные эпохи и при разных правителях. Информацию для нашей книжной серии мы собирали по крупицам из различных источников на протяжении нескольких лет. Поначалу это были диссертации и публикации представителей различных исторических школ и направлений, но затем мы открыли для себя совсем другие источники, имевшие неизмеримо большую ценность для создания нашей книжной серии. А именно:

• путевые записки купцов и воспоминания путешественников всех национальностей и вероисповеданий (арабы, персы, евреи, армяне, русские, итальянцы, немцы, португальцы, испанцы, французы, англичане, голландцы, китайцы, индусы);

• дневники странствующих монахов, пилигримов и отчеты о посещении заморских земель;

• переписка высокопоставленных государственных деятелей, вельмож, дипломатов и доклады посольств;

• донесения резидентов разведок различных государств и коммерческих агентов иностранных компаний;

• указы, эдикты, акты, законы и прочие юридические документы разных стран, эпох и правителей;

• таможенные инструкции, городские уложения, регламенты купеческих гильдий и ремесленных цехов;

• ярмарочные и биржевые уставы;

• торговые и писцовые книги, журналы откупщиков о налоговых недоимках и многие другие интересные документы.


Этот список может навести на мысль, что наша «Повесть торговых лет» будет изобиловать одними лишь видами торговых процедур, цифрами и сложными для понимания параграфами и статьями законов, а потому спешим успокоить вас, читатель: мы ни в коем случае не ставим перед собой цели завалить вас столь специфической информацией, тем более что при желании вы всегда сможете найти ее в учебниках и хрестоматиях, читальных залах библиотек и в Интернете. Конечно, мы не сможем вовсе обойтись без упоминания каких-то, быть может, прописных истин: в конце концов, история – это тот самый фундамент, без которого дом не построить, или, если угодно, алфавит, из которого мы составим наш рассказ. Но основное наше повествование будет посвящено социальной, даже, можно сказать, чувственной стороне торгов, поскольку нас интересует не то, чтó, почем и в каком количестве продавалось, а те причины и мотивы, по которым один товар раскупался, не успев появиться в продаже, а другой едва ли интересовал покупателей; почему перец продавался только с торгов и зачем выдавались лицензии на варение шоколада. Мы хотим разобраться, почему в России пили чай из самовара, а в Англии заваривали его с молоком, почему объявления о торгах стали печататься в газетах (и причем «пачками ежедневно», как писал все тот же У. Теккерей) и откуда у Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» появилась фраза «с переторжкою Назначены торги»?

Мы скромно надеемся, что знакомство с первой книгой принесет читателю немало приятных минут и неожиданных открытий, которые нам и самим пришлось пережить в процессе знакомства с историческим материалом, чтобы сделать нашу книжную серию интересной и по-настоящему увлекательной. Предлагаем вам совершить вместе с нами кругосветное путешествие в истории и во времени – от аукционов невест в Месопотамии и продажи легионерами военной добычи в древнем Риме через торги пиратов Карибского моря и цветочные аукционы в Нидерландах к современным биржевым торгам на Уолл-стрит. Наши сундуки и трюмы доверху полны редкими и дорогими товарами – историями, которые только и ждут вашего внимания, и мы во всеоружии готовы отправиться в дальний путь.

Вы с нами? Или правильней было бы спросить: «Сторгуемся?»

Благодарности и «Мы»

Так получилось, что чем бы я по жизни ни занимался – экспортно-импортными операциями, банковским бизнесом или созданием систем электронных торгов, – я всегда придерживался золотого правила, которое сформулировал еще Бенджамин Франклин: «Лучше красиво делать, чем красиво говорить». Я – практик, а не ученый-исследователь, и делаю всегда лучше, чем говорю, так что я никогда не считал себя вправе выступать с лекциями или тем более писать книги. Поэтому мне сразу хочется предупредить всех читателей, что я – не профессиональный историк и не профессиональный писатель. Когда я все же задумался о написании книги о торгах, то очень быстро обнаружил, что у меня мало исторического материала. Для начала я обратился ко всем своим друзьям и знакомым с просьбой о помощи в поиске нужной мне информации. На мою просьбу откликнулось очень много людей, что стало для меня приятной неожиданностью, а их интерес к теме моей книги вселил в меня уверенность, что я на правильном пути. Особенно старались мои бакинские одноклассники, которых жизнь раскидала по многим странам и континентам, от Канады до Австралии и от Вьетнама до Аргентины. Когда же ко мне на помощь пришли мои однокурсники, которые работают в половине стран земного шара, то я со всей очевидностью осознал: книге быть! Причем не одной, а целой серии книг. Я просто не могу подвести всех тех людей, кто проявил живой интерес к моим исследованиям и кто старался, искал для меня материалы или знакомил меня с интересными людьми – обладателями редкой и такой нужной для меня информации.

Я искренне благодарен всем моим неформальным помощникам – настолько, что не считаю возможным беседовать с читателями только от первого лица и только от своего имени. Поэтому, уважаемый читатель, если в тексте вы встретите местоимения «мы», «нам», «нас» и т. д. – помните, что автор не страдает манией величия типа: «Божьей милостью, Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский…» Множественное число я использовал исключительно потому, что считаю всех, кто мне помогал, моими соавторами и обращаюсь к читателям от имени огромного коллектива неравнодушных людей.

Особо хотелось бы поблагодарить моих знакомых и друзей, которые больше всех принимали участие в поисках материалов и творчески подходили к моим просьбам: Андрей Абрамов (США), Ирина Новикова-Юргеляйт (Германия), Инга Колесникова (Кипр). Мой главный добытчик фактов – замечательный историк-архивист и прекрасный знаток своего дела Александр Андреев, который, как факир, добывает для меня неимоверные факты и драгоценные детали, за что ему отдельное спасибо и моя глубокая признательность!

Я хочу также поблагодарить мою супругу и моих детей, которым в последние годы живется непросто и которые вот уже несколько лет не могут со мной нормально общаться, потому что я все время что-то читаю или печатаю.

Хочу поблагодарить моего издателя Ольгу Грейг за ее терпение, поскольку она почти два года ждала мою первую книгу, и моего редактора Юлию Сиренко, которая терпеливо исправлял все мои «непечатные» речевые обороты и предлагала более корректные выражения (каюсь, в оригинале текста я в выражениях не стеснялся).

Все вместе мы проделали огромную работу, которую будем делать и дальше. Скромно надеемся, что наши труды окупятся сторицей – вашим благодарным вниманием!

Спасибо всем за оказанную помощь, проявленный интерес и непосредственное участие.

Вальтер Аваков

Новый ракурс взгляда на историю человечества

Читая о какой-либо стране или эпохе, мы непременно сталкиваемся с таким понятием, как «высокоразвитое общество» или «развитая цивилизация». Но что входит в его содержание? Какое общество следует оценить как высокоразвитое? Что вообще может свидетельствовать об уровне развития цивилизации? В разное время в это понятие входил определенный набор оценочных параметров и процессов. Так, при первобытнообщинном строе более развитым считалось племя, обладающее бронзовыми кинжалами и наконечниками для стрел, существовал родоплеменной уклад жизни, при котором стариков уже не выгоняли из пещеры, а, наоборот, заботились о них. Потом развитым считалось государство, где умели обрабатывать железо, строить дороги и была централизованная власть, под руководством которой более развитое государство завоевывало более слабых соседей. Еще позднее таковым стало государство, в котором были города – центры торговли, высокоорганизованное и хорошо вооруженное войско, работающие суды и сложившаяся денежная система, где строились красивые храмы, дворцы, а культура была представлена многочисленными художниками, скульпторами, поэтами, музыкантами, певцами, философами.

По мере развития общества росло и количество оценочных параметров, характеризующих его развитость и становившихся все сложнее и многограннее. Возьмем для примера цивилизации Древнего мира: первой неоспоримо высокоразвитой цивилизацией в нем стал Древний Египет с его пирамидами, храмами и оросительными ирригационными системами, позволявшими управлять разливами Нила и собирать по 2—3 урожая в год. Затем новое слово сказали царства Междуречья: Месопотамия, Ассирия и Вавилон со своими технологиями растениеводства (в первую очередь огородничества), коневодства, государственным устройством и законодательством. Потом яркой звездой просияла Троя с ее технологиями получения и обработки железа. За ней поднялась великая персидская держава, создав денежное обращение в виде металлических монет и запустив сложную систему функционирования государственной машины на огромных территориях, объединившую 28 царств и более 100 народностей, что сделало Персию ведущей цивилизацией в Передней Азии. Но города-полисы Древней Греции задали новый стандарт высокоразвитого государства для всего Древнего мира, известного под общим греческим названием «ойкумена». И завершает эту линию восхождения к высокоразвитому обществу, несомненно, Древний Рим, который стал не только вершиной и апогеем развития Древнего мира, но и на последующие 2000 лет стал основой всей современной европейской цивилизации. Так называемой Цивилизации Белого Человека.

При этом история человечества описана множество раз и с разных сторон: одни исследователи выстроили свои изыскания на временных периодах (Древний мир, Средние века, Новое время), другие – на завоевательных походах или деятельности выдающихся правителей, военачальников, дипломатов, путешественников. Третьи описывали цивилизацию в исторической ретроспективе и перспективе, создавая эпические полотна, четвертые глядели на нее через призму всевозможных фаворитов, любовниц, любовных треугольников или даже многоугольников. А ведь были и пятые, и шестые, и -надцатые, и -десятые… Есть замечательные труды о развитии военного и инженерного дела, мореходства и строительства, науки, искусства и ремесел. Существуют книги об экономической стороне цивилизации, описывающие развитие сельского хозяйства, городов, торговли, купеческого дела и промышленного производства. Многочисленные фундаментальные труды описывают быт и нравы людей определенной эпохи. И все это складывается в разноцветную и, пожалуй, многомерную мозаичную картину человеческой цивилизации.

Однако при всем разнообразии ракурсов, с которых исследователи смотрят на нашу цивилизацию, остается еще много слабо изученных, а то и вовсе не изученных областей!

Мы предлагаем вам, уважаемый читатель, взглянуть на современную цивилизацию как раз с такого неведомого ранее ракурса – через публичные, т.е. общественные торги. С этого ракурса еще никто не исследовал человеческую цивилизацию. Почему мы выбрали именно его? Потому, что торги, будучи одновременно экономическим инструментом и общественным процессом, присущи как раз высокоразвитому обществу, пронизывая его сверху донизу и затрагивая все его слои и группы. А значит, торги – это важный оценочный параметр и показатель зрелости экономических и многих общественных процессов, протекающих в любом государстве. История и практика проведения публичных торгов раскрывает совсем иные механизмы взаимодействия различных государственных институтов и социальных групп. Можно смело утверждать: насколько развитыми были механизмы и практика проведения торгов, настолько развитым было и само общество. Торги как экономический инструмент и общественный процесс являлись важной составной частью развитой цивилизации.

Скажем больше: куда просто ступала нога цивилизованного человека, туда еще не приходила цивилизация. Бусы, зеркала, ткани и «огненная вода», которые привозили с собой завоеватели и покорители заморских земель, – это были только крупицы высокоразвитого общества. Мебель, одежда, большие парусные корабли и даже огнестрельное оружие оставались не более чем багажом путешественников и завоевателей, с которым они прибывали в новые земли. Но вот когда на новые земли приходили торги (вместе с другими важными процессами) – тогда на эти земли приходила цивилизация!

Торги как важный элемент высокоразвитого общества заинтересовали нас еще и потому, что многие ошибочно полагают их новым для современной России явлением, появившимся только в 1990-х гг. На самом же деле торги – это не новинка ХХ в., привнесенная в Россию в постсоветский период реформ из западноевропейских стран. Отнюдь: Россия на протяжении всей своей истории, за исключением советского периода, находилась в парадигме публичных, т.е. общественных торгов, которые были обычной нормой делового оборота еще со времен Киевской Руси.

Человек в Древнем мире и Средневековье сам по себе ничего не значил без окружавшего его общества (род, племя, община, город, цех, гильдия и т.д.). И все всегда происходило «на людях» – награждение победителей, воззвание к чести и осуждение, наказание и похороны, праздники и свадьбы, ярмарки и торги и проч. Жизнь, как это ни удивительно, была в те времена во многом более публичной, чем сейчас, в эпоху урбанистического уклада и приоритета личности над обществом с соблюдением, уважением и защитой личного пространства отдельно взятого человека или его семьи. Поэтому публичные торги не были диковинкой или отличительной особенностью какого-то одного народа или страны. Это было нормой у всех народов во всех странах при всех правителях и во все времена.

На страницу:
1 из 7