Полная версия
Алжир у трёх дорог
Выйдя на свободу, Фархат Аббас основал в марте 1946 г. Демократический союз алжирского манифеста (ДСАМ)[118] и вновь стал лидером борьбы за автономию Алжира. 2 июня того года ДСАМ завоевал 11 из 13 отведенных Алжиру мест в Учредительном собрании Франции. По окончании его работы (ноябрь 1946 г.) Фархат Аббас стал членом Собрания Французского союза (непрочный аналог Британского содружества наций). Однако отказ Учредительного собрания Франции принять законопроект об автономии Алжира вызвал разочарование алжирцев в ДСАМ, и хотя Аббас решил преобразовать его в партию, ДСАМ редел, потеряв 4 тыс. из первоначальных 7 тыс. своих активистов.
Политическое лидерство переходило к Движению за торжество демократических свобод (ДТДС)[119], основанное в ноябре 1946 г. Мессали Xаджем на базе довоенной Партии алжирского народа. Однако и он, возвратившись на родину в октябре 1946 г.[120], нашел в ПАН подросших «молодых львов» и не смог удержать ДТДС от развала. Летом 1954 г. Движение за торжество демократических свобод раскололось на две фракции: «мессалистов» и «централистов», т. е. сторонников Мессали Хаджа и сторонников ЦК ДТДС, соответственно. Кипевшая и раньше между ними жестокая борьба «фактически парализовала главную силу алжирского национально-освободительного движения»[121].
Наиболее действенной оказалась подпольная Специальная организация (OS/ОС), «второе дно» Партии алжирского народа и, соответственно, ДСАМ, занимавшаяся террористической деятельностью; из нее-то и вырастет авангард восстания.
4.6. «Органический статут» Алжира
Национальное собрание Франции долго обсуждало этот «статут» и, наконец, 20 сентября 1947 г. приняло один из четырех предложенных вариантов. Согласно ему, признавалась автономия Алжира в рамках Французского союза на правах ассоциированного члена, причем законодательная власть в этой стране делегировалась парламенту, избираемому всеобщим голосованием[122]. Оно прошло в апреле 1948 г. двумя турами, а результаты его были грубо сфальсифицированы. В итоге избранными оказались всего 18 алжирцев: 9 представителей ДТДС, 8 – ДСАМ и один – АКП[123].
Глава 5
Революция 1 ноября. Разгул ненависти и террора
О девица! Подай нам выпить,Бочку целую открой, здесь парашютисты. Ведь дорога дальняя, а ночь темным-темна. И завтра нам в большой прыжок.Ох! О! Хо! Ох! О! Хо!Мы не терпим ни унылых, ни шутов, Воевать в двадцать лет – так хорошо!Куплеты французских парашютистов[124]5.1. Прелюдия и первая фаза войны
Поражение французской армии в Индокитае (битва при Дьенбьенфу, 7 мая 1954 г.) подхлестнула энтузиазм алжирских мятежников. Там многонациональный французский экспедиционный корпус, в котором звучала многоязыкая речь и мелькали белые, черные, смуглые, желтые лица, был разбит в его же укрепрайоне силами Вьетминя. Летом того же года были заключены Женевские соглашения[125], согласно которым Франция ушла из Индокитая, и теперь, по мнению алжирских революционеров, должна была наступить очередь Магриба. Даже Фархат Аббас счел, что необходимо вооруженное восстание.
Его готовили заговорщики во главе с Ахмедом Бен Беллой (1919–2012) – одним из основателей ФНО, созданного 26 октября 1954 г. Он родился в городке Марния близ границы с Марокко, в семье крестьянина-середняка. У его отца было 30 га земли, но плохой, неорошаемой; семью выручала мелкая торговля в городе[126]. Посещал школу-лицей в Тлемсене; во время Второй мировой войны служил во французской армии помощником ротного старшины и удостоился боевых наград. После демобилизации в 1945 г. был избран муниципальным советником Марнии, но вступил в стычку при защите своей фермы от агента французских властей, ранил его и ушел в подполье. Вступил в Партию алжирского народа и в ОС. В марте 1950 г. был арестован, через два года бежал из тюрьмы в г. Блида и в 1953 г. после «крюка» во Францию объявился в Каире. Призыв Бен Беллы к алжирцам начать восстание против колонизаторов как раз и передало 1 ноября 1954 г. каирское радио.
Женевская конференция 1954 года. Слева в первом ряду министр иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов. Источник: официальные фотографии, розданные участникам конференции
Видимо, начало алжирского восстания было не случайно приурочено ко Дню всех святых, который по церковному календарю католиков приходится на первый день ноября и является во Франции – для верующих и неверующих – традиционным днем посещения кладбищ. Воззвание повстанцев словно говорило алжиро-европейцам: «чемодан, вокзал, пароход – или гроб» (надпись, часто мелькавшая в Алжире на заборах европейских особняков или на стенах их домов).
Вместе с тем пробил колокол по многим простым алжирцам. Обочины дорог Ореса, первого очага восстания, были утыканы кольями с отрезанными головами «коллаборационистов» или тех, кто водил дружбу с французами, например с сельским фельдшером или учителем. Впрочем, так было и в других местах, например возле Филиппвиля.
Нельзя не заметить, что и для Франции, и для Алжира, которые де-юре считались единой территорией, это была гражданская война со всеми присущими таковой жестокостями, вероломством, военными преступлениями и политическими разногласиями. Так, еще до того, как она началась, во Франции «твердолобые» напали на премьер-министра Пьера Мендес-Франса не только за то, что он пообещал внутреннюю автономию Тунису, но и за то, что он якобы слишком либерально мыслил в отношении Алжира, решив вернуться к его Органическому статусу, обновив сей документ[127]. 4 февраля 1954 г. Мендес-Франс был свергнут решением парламента.
Лучшие писатели Франции взялись в ту пору за журналистику. Среди них и христианский моралист Франсуа Мориак, и философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр, и Альбер Камю – уроженец Алжира[128], бывший участник Сопротивления в группе «Combat» («Борьба») и редактор подпольной газеты «Combat».
Его рассказ «Гостеприимство» пронизан болью за тех рядовых французов, которые пали в Алжире жертвами повстанцев. Герой этого рассказа, учитель Дарю, мерзнущий в школе, где на грифельной доске нарисованы мелом четыре главные реки Франции, а детей нет из-за выпавшего в горах снега, неожиданно получает приказ довести по этапу в тюрьму араба, который зарезал родственника, «как барана», вроде бы в ходе семейной ссоры. Жандарм Бальдуччи мотивирует нелепый приказ тем, что в районе неспокойно, кажется, взбунтовались туземцы, и ему надо срочно возвращаться. Учителю жаль обоих: и усатого корсиканца, вздыхающего: «Ну и работенка! Скорей бы на пенсию», и толстогубого араба, хотя он ему противен. Учитель обогревает и кормит преступника, благо в школе хранится запас муки для голодающих, а из Франции идут новые суда с зерном, и утром отпускает, указав две дороги: на юг к кочевникам, которые его приютят, и на восток в местечко, где его ждет тюрьма. Араб почему-то идет на восток, а учитель, вернувшись в школу, видит на доске начертанную неумелой рукой среди изображения меандров французских рек: «Ты выдал нашего брата, ты за это заплатишь». Из окна пустой школы, залитой слепящим солнечным светом, Дарю глядел на небо, на горное плато и дальше, на невидимые ему земли, простирающиеся до самого моря. «В этом обширном краю, который он прежде так любил, он остался один»[129].
Портрет Альбера Камю (1957 год) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/0/08/Albert_Camus%2C_gagnant_de_prix_Nobel%2C_portrait_en_buste%2C_pos%C3%A9_au_bureau%2C_faisant_face_%C3%A0_gauche%2C_cigarette_de_tabagisme.jpg https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Camus,_gagnant_de_prix_Nobel,_portrait_ en_buste,_pos%C3%A9_au_bureau,_faisant_face_%C3%A0_gauche,_cigarette_de_tabagisme.jpg
Узнав о неудачной поездке в Алжир премьер-министра Ги Молле 6 февраля 1956 г., в ходе которой тот «сдал» генерала Жоржа Катру, отозвав его с поста генерал-губернатора Алжира (к этой работе он и не успел приступить)[130], ведущие сотрудники журнала «l’Express» собрались в редакции. В том числе Жан Даниель[131], Франсуа Мориак и Альбер Камю. Последний был особенно мрачен, он и прервал тягостное молчание: «Я знаю своих, алжирских французов. Теперь власть будет находиться не в Париже, а в Алжире. Там нет больше либералов. Они все сгруппируются вокруг ультра. Будут крысиная грызня, антитерроризм и, наконец, сецессия. Больше ничего уже нельзя сделать, все пропало»[132]. Участник той же дискуссии Жан Даниель сказал: «В истории Северной Африки роль Социалистической партии столь же преступна, как роль правых», имея в виду ее лидера Ги Молле, уступившего буйству толпы «ультра», которая забросала его тухлыми яйцами, камнями и гнилыми помидорами, и не сумевшего навязать ей свою волю. Позже Ги Молле поддержал выдвижение на премьерский пост волевого человека – генерала де Голля, которого многие во Франции напрасно считали уже «музейной фигурой».
Между тем французская армия, пользовавшаяся поддержкой гражданских «ультра», продолжала в Алжире зверствовать. В марте 1957 г. стало известно, что алжирский адвокат Буменджель, не выдержав пыток, покончил самоубийством – выбросился из окна шестого этажа здания, которое парашютисты генерала Массю[133]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Грацианский А.Н. Природа Средиземноморья. М.: Мысль. 1971, с. 389.
2
Здесь имеется в виду город, основанный финикийцами, приплывшими из Тира. В дальнейшем он перешел к римлянам, потом к вандалам и, наконец, к византийцам. При средневековых арабах он захирел и представлял собой группу разрозненных поселений. Ныне это – престижный северный пригород тунисской столицы – место резиденции президента страны, Карфагенского дворца.
3
Саллюстий Крисп. Война с Югуртой / Историки Рима. М.: Художественная литература. 1969, с. 82.
4
Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV–V веках. М.: Издательство Академии наук СССР. 1961, с. 163–164.
5
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М.: Концерн «Возрождение». 1992, с. 763.
6
Там же, с. 764–675.
7
Течение в христианстве, отрицавшее единую сущность Троицы. Основано александрийским священником Арием. Признано ересью в 325 г. на Никейском соборе.
8
Первой столицей королевства служил Гиппон-Регий – путевая резиденция Гейзериха, который отвоевал город у римского военачальника в 431 г., после 14 месяцев осады. Около 432 г. на территорию, за которую шла борьба, вступила восточно-римская армия. Обе воюющие стороны опустошали земли, на которых оказались, но, по-видимому, избегали крупного сражения.
9
Последним их королем был Гелимер – правнук Гейзериха
10
Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV–V веках. М.: Издательство Академии наук СССР. 1961, с. 280.
11
Отождествляя понятия «город» и «цивилизация», он писал: «захватили город арабы-хилялийцы и разрушили его». (ИбнХалдун алъ-Магриби, Абд ар-Рахман. Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва-ль-хабар фи айам аль-араб ва-ль-фарс ва-ль-барбар ва мин асирихим мин зави ас-султан аль-акбар (Книга поучительных примеров из того, что рассказывают о днях арабов, персов, берберов и их современников, обладавших великой властью)). Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-ильмийа. 1983. Т. 2, с. 659.
12
Средневековое название Туниса.
13
Первоначально (с 972 г.) эти вожди из берберского этноса санхаджа правили как наместники Фатимидов. При них культура Ифрикии, в том числе поэзия, достигла высокого уровня.
14
Религиозно-политическая секта, относившаяся к движению исмаилитов. Возникла в конце IX века на Бахрейне. Ее основатель по прозвищу Кармат бесследно исчез.
15
Он более известен как Лев Африканский, ибо был захвачен в плен сицилийскими пиратами, после чего крещен под именем Лев в честь тогдашнего папы римского. Свой знаменитый труд «Описание Африки» написал по-итальянски. В русском переводе назван «Африка – третья часть света».
16
Лев Африканский. Африка – третья часть света. Л.: Наука. 1983, с. 23.
17
В свою очередь, низкие разливы реки вызывались колебаниями солнечной активности (Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII – середина XIII в. М.: Наука. 1984, с. 139). Но есть и такое мнение, что «великие бедствия» Египту принесло ослабление центральной власти и, следовательно, нарушение исправной работы «государственной» оросительно-осушительной сети.
18
Эта династия называлась не по имени ее основателя, а по названию религиозной общины аль-мурабитун, т. е. «люди из крепости (рибата)». Позднее, с XIII века, получил развитие так называемый народный ислам, в котором, наряду с почитанием Корана и Сунны, был очень силен восходивший к доисламским временам культ местных святых и сил природы. Возникшие в Магрибе, как и во всем мире ислама, религиозные братства управлялись марабутами, которые могли иметь или не иметь свою крепость-обитель. Марабуты, в том числе странствующие дервиши, считались носителями ниспосланной на них божественной благодати (барака).
19
Эта династия также получила название от религиозной общины оседлых горцев Марокко аль-муваххидун (единобожники), ибо видела своих главных врагов в сторонниках антропоморфизма, склонных придавать разным эпитетам Аллаха (Милостивый, Милосердный и т. п.) значение как бы разных божеств. Альмохады – испанское искажение оригинального названия общины, вошедшее во все европейские языки.
20
Это его исходное название, к которому вернулись. От другого названия, «европейского», происходит французское слово bougie (свеча), так как город экспортировал воск.
21
Существовал в 1014–1052 гг., его правители придерживались суннизма.
22
Цит. по: Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. Тунис-Алжир-Марокко. Т. 2. М.: Издательство иностранной литературы, 1961, с. 383.
23
Он был известен как испанский король Карлос, с 1519 г. стал главой империи Габсбургов под именем Карла V.
24
Lacoste Y., Nouschi A., Prenant A. L’Algérie. Passé et present. Paris: Éditions Sociales. 1960, р. 219.
25
Хайраддин-паша (1475–1546) по прозвищу Барбаросса, т. е. Рыжебородый, – пират, отуреченный грек, каковым, видимо, был и его отец (мать – православная гречанка, вдова священника). Он родился на острове Лесбос, в своих вольных плаваниях вместе со старшим братом Аруджем Барбароссой сначала обосновался на тунисском (ныне) острове Джерба, который в те времена представлял собой «неподвижный пиратский корабль» и переходил из рук в руки. С этого острова отправился к городу Алжир, которому угрожала испанская эскадра. Захватив его, он по собственной инициативе признал себя вассалом османского султана Сулеймана Великолепного, который вскоре назначил его капудан-пашой (адмиралом) всего османского флота. Умер в своем дворце над Босфором в Стамбуле.
26
Пресидио – пограничная крепость, застава. Испанский король Филипп II пытался развить наступление в Алжире, но в 1581 г. был вынужден заключить перемирие с Портой, согласно которому испанцы сохраняли за собой лишь два пресидио: Оран и Мерс-эль-Кебир.
27
Он родился в семье рыбака, в маленькой деревушке Калабрии, мальчиком был пастухом; в 1520 г. его пленили корсары Хайраддин-паши, и следующие 14 лет он провел гребцом на галере. Однако судьба теперь ему благоволила: из гребца он поднялся в солдаты, потом в помощники капитана, затем в командиры бригантины и т.д. Управляя Алжиром (1568–1571), совершал опустошительные рейды на Сицилию, в Калабрию и Кампанию. Участвовал в битве при Лепанто (1571 г.), в завоевательной экспедиции в Тунис (1574 г.). Был осыпан милостями султана, получил звание капудан-паши; умер в своем дворце на Черном море близ Стамбула.
28
Оджак – корпорация, община, евшая из общего котла. Отсюда и русское слово «очаг».
29
Раис в современном арабском языке обычно означает «президент» или «председатель», например парламента или партии. В данном случае смысл этого слова: «владелец и/или капитан» пиратского судна, а таифа – «организация», «корпорация», «сообщество».
30
Янычары также набирались на Балканах, в Восточной Анатолии, на островах Эгейского моря и в др. местах, далеко не всегда – из самых низов, но обычно их социальное происхождение было неизвестно, даже – для прямых потомков, которые знали в ХХ веке только, откуда явился их пращур. И это в лучшем случае.
31
Emerit M. Les tribus privilégiées en Algérie dans la première moitié du XIX sciècle // «Annales» (1966. № 1), р. 45.
32
Emerit M. Op. cit, р. 46–47, 52.
33
Цит. по: Baude J.J. (le baron). L’Algérie. Bruxelles: Athenaeum.1841, р. 96.
34
Цит. по: Baude J.J. (le baron). L’Algérie… р. 98.
35
Например, в центре Москвы: Кузнецкий мост, Поварская улица, Столешников переулок.
36
Цит. по: Baude J.J. (le baron). L’Algérie. Р. 107.
37
Дань Порте носила скорее символический характер и высылалась от случая к случаю. Она называлась хадийа (араб. «дар, подношение»). Например, в 1808 г. из Алжира в Стамбул было отправлено: около 500 нарядных покрывал, 100 коралловых четок, 200 кисетов, 75 шелковых поясов, 15 золотых колец, львиных шкур, 10 попугаев, 3 лошади с шитыми золотом седлами, несколько негров и одно парадное одеяние. (Подробнее об отношениях Алжира и Туниса с Портой см.: Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. Генезис и типология. М.: Наука. 1987, с. 195–216).
38
Расположен примерно в 80 км на юго-запад от города Алжир, на высоте 880 м над уровнем моря.
39
Он был родом из Смирны, служил офицером в войсках султана и бросил службу, чтобы искать счастья в Алжире, занял «трон» дея в 1818 г., потрудившись до этого писарем отряда кавалерии (Валь М. / История XIX века. Перевод с французского. Том 4. М.: ОГИЗ. 1938, с. 291).
40
Это – запутанное дело, в котором были замешаны ливорнские евреи Яков Бакри и Бузнаш (оба – владельцы семейных кредитых домов), а также французский министр иностранных дел (в июле – сентябре 1815 г. премьер-министр) Талейран, который прикрывал аферистов, принявших на себя крупный задаток и подряд на поставку хлеба из Алжира во Францию, взятый его правительством во времена Директории. Царствующий дей Хусейн требовал уплаты ему 7 млн франков, о чем писал настоятельные письма правительству Полиньяка (Валь М. / История XIX века. с. 291–292; Julien Ch.-A. Histoire de l'Algérie contemporaine. Paris: PUF. 1964, р. 21–26).
41
Это «турецкая милиция» (7 тыс. воинов), а также ополчения, присланные беями Орана и Константины или шейхами кабильских племен (Julien Ch.-A. Histoire… р. 52).
42
Валь М. / История XIX века. с. 292–294.
43
Расположена в 27 км на запад от г. Алжир.
44
Одно из них – соглашение у реки Тафна (20 мая 1837 г.), по которому признавалась власть Абд аль-Кадира над центральной и западной территориями Алжира, кроме нескольких приморских городов.
45
Эта штаб-квартира кочевала вместе с войском, насчитывавшим около 30 тыс. человек (Julien Ch.-A. Histoire de l’Algérie contemporaine. Paris: PUF. 1964, р. 194).
46
Луцкий В.Б. / Новая история колониальных и зависимых стран. М.: ОГИЗ. 1940, с. 212.
47
Название книги Фархата Аббаса, выпущенной в 1962 г. в Париже.
48
Этот князь начал с того, что создал в 1839 г. в Марселе «Христианскую компанию по цивилизации Африки», привлекая к ней крупных капиталистов города. (Julien Ch.-A. Histoire de l’Algérie contemporaine. Paris: PUF. 1964, р. 120, 161).
49
Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830–1918). М.: Наука. 1976, с. 190.
50
Жюль Камбон (1845–1935) – юрист по образованию, участник франко-прусской войны, в 1878–1882 гг. – префект Константины, в 1891–1897 гг. – генерал-губернатор Алжира, затем посол в США, Мадриде и Берлине, генеральный секретарь французского МИД, участник Парижской мирной конференции.
51
Башага – лидеры больших или малых племен, подчиненные французской администрации и получавшие от нее жалование. В данном случае это – правитель целой области.
52
Он сказал, в частности, одному французскому командиру буквально следующее: «Ваших генералов, которых мы привыкли слушаться и почитать как слуги, оскорбляют, их заменяют лавочниками и евреями и думают, что мы снесем это молча». (Рамбо А / История XIX века. Перевод с французского. Том 8. М.: ОГИЗ. 1939, с. 221). Семья аль-Мукрани принадлежала к верхушке алжирского общества, ее члены считали себя потомками Пророка и некоего французского аристократа, выброшенного кораблекрушением на берег Алжира и принявшего ислам. (Там же, с. 221).
53
Канаки восстали в 1878 г., а Бу-Мерзаг Мукрани был доставлен в Алжир 13 июля 1905 г., где теперь не имел ни кола ни двора и ровно через год умер (Julien Ch.-A. Histoire de l’Algérie contemporaine. Paris: PUF. 1964, р. 498).
54
Рамбо А. / История XIX века…с. 221–224.
55
Во французской литературе часто упоминается как Джиджелли.
56
Ganiage J. Histoire contemporaine du Maghreb de 1830 à nos jours. Avec la collaboration de J. Martin. Paris: Fayard. 1994, р. 242.
57
Введен в 1881 г., поэтапно отменен к 1927 г.
58
«Невоенных» французов в Алжире насчитывалось в 1866 г. всего 112,1 тыс. К концу века их число достигло 270 тыс. Прочих европейцев насчитывалось 216 тыс. (Рамбо А. / История XIX века. Перевод с французского. Том 8. М.: ОГИЗ. 1939, с. 228).
59
Франция – первая европейская страна, где в ХХ веке (примерно с 1912 г.) наблюдался спад рождаемости. В Первой мировой войне она понесла огромные людские потери: почти 1 млн человек среди 19 млн мужского населения.
60
Представители старшего поколения кабильской эмиграции нередко получали во Франции образование и достигали немалых успехов в университетских и научных кругах. Здесь можно вспомнить имя родившегося в Большой Кабилии видного философа и историка ислама Мухаммеда Аркуна (1928–2010) – профессора Сорбонны, знатока арабской общественной мысли. (См.: Долгов Б.В. Арабо-мусульманское сообщество во Франции: Исламская идентификация и светская демократия (1980–2016 годы). М.: Ленанд. 2017, С. 30).
61
Bourdieu Р. Sociologie de 1’Algérie. Paris: PUF. 1963, р. 141.
62
Жансон К. и Ф. Алжир вне закона. Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. литры. 1957, с. 78.
63
Ganiage J. Histoire eontemporaine du Maghreb. Р. 247.
64
Чихачев П.А. Испания, Алжир, Тунис. М.: Мысль. 1975, с.133.
65
Berque J. Le Maghreb entre deux guerres. Paris: Seuil. 1962, р. 103.
66
Он был официально открыт в 1908 г., ранее существовали отдельные факультеты высшего образования.