
Полная версия
Самосуд. Преступление как анархистский источник общественного порядка
21
Для большей точности следует добавить, что Б при случае намерен отрицать, что велосипед принадлежал А. Если А считает (а он считает), что он имеет право взять велосипед, то у него нет психологического настроя на воровство, побуждения, необходимого и для самого грабежа, и для обвинения в воровстве. (По этой же причине Б не совершил никакого преступления, не вернув велосипед, если он намеревался вернуть его тогда, когда одалживал.) Полиция, которая не понимает, кто лжёт, вероятно, не арестует никого.
22
Feeley M.F. The Process Is the Punishment: Handling Cases in a Lower Criminal Court. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1979. P. 9, 261.
23
Vera Institute of Justice. Felony Arrests: Their Prosecution and Disposition in New York City’s Courts. N.Y.: Vera Institute of Justice; N.Y. & L.: Longmans. 1981. P. 1—2.
24
Ibid. P. 19.
25
Black D. Crime as Social Control. P. 20.
26
Nader L., Todd H.F. Jr. Introduction // The Disputing Process – Law in Ten Societies / Ed. by L. Nader, H.F. Todd, Jr. N.Y.: Columbia University Press, 1978. P. 16.
27
Black D. Crime as Social Control. P. 21.
28
Coser L. The Functions of Social Conflict. P. 127.
29
Merry S.E. Going to Court: Strategies of Dispute Management in an American Urban Neighborhood // The Law & Society Reader / Ed. by R. Abel. N.Y.; L.: New York University Press, 1995. P. 43. «Впрочем, бывают конфликты, где нет никакого развития: например, в случае грабителя или хулигана и их жертвы» (Simmel G. Sociology. P. 236). Традиционный анархистский аргумент состоит в том, что преступления из-за жадности – имущественные преступления – практически исчезнут при анархии, в условиях изобилия и равенства. Я считаю это хорошим аргументом, хотя этот вопрос старательно избегается криминологами и социологами права, которые, как мужчины, так и женщины, почти все поголовно полицейские подлецы. Но анархисты не столь убедительны при обсуждении преступлений на почве ненависти, сексуальных и, вообще, эмоционально мотивированных преступлений. Конечно, хорошо говорить, что спустя одно или два поколения в просвещённом анархистском обществе преступления на почве страсти или обиды исчезнут. Но это опровергается распространенностью таких явлений в безгосударственных примитивных обществах. См., например: Nader L., Todd H.F., eds. The Disputing Process; Adamson H.E. The Law of Primitive Man: A Study in Comparative Legal Dynamics. N.Y.: Atheneum, 1968. Эти анархистские общества заслуживают нашего внимания не потому, что в них не бывает конфликтов, а потому, что многие из них разрешают конфликты лучше, чем современные государственные общества.
30
Merry S.E. Going to Court. P. 36.
31
Feeley M.F. The Process Is the Punishment. P. 46.
32
Мерри обнаружила, что «суд часто является санкцией, способом преследования врага, а не способом разрешения и урегулирования конфликтов. Суд становится альтернативой насилию для тех, кто не может или не хочет бороться» (Going to Court. P. 54). Молодые мужчины обычно разрешают конфликт дракой. Большинство женщин обращается в суд (Ibid. P. 49).
33
Black D. Behavior of Law. P. 112—113.
34
Black D. Crime as Social Control. P. 17; Baumgartner M.P. Social Control from Below // Toward a General Theory of Social Control. Vol. 1. / Ed. by D. Black. N.Y.: Academic Press, 1984. P. 303—304.
35
Black D. Crime as Social Control. P. 18. В гетто «нет доступа <к закону> и часто применяется самозащита». Nader L., Todd H.F. Introduction. P. 40. Однако это не значит, что там вообще закон не действует – как свидетельствует работа Мерри («Going to Court»), люди с низкими доходами в некоторых случаях могут подать множество жалоб – это значит, что суд редко разрешает их конфликты.
36
Black D. Social Control as an Independent Variable. P. 15; Black D. Behavior of Law. P. 92—93.
37
Black D. Behavior of Law. P. 96.
38
Black D. Crime as Social Control. P. 4—5, 10—11; Baumgartner M.P. Social Control from Below. P. 309—11.