bannerbanner
Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство
Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство

Полная версия

Высшие аспекты христианской психологии. Духовное домостроительство

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

В этой связи становится более понятно, почему именно чистота духовного сознания человека является отражением его божественности или степени обожения.

«Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием» (Свят. Василий Великий, Творения, Часть 1, 277).

Таким образом, духовность человека можно определить, как степень чистоты духовного осознания, которая приближается к божественной чистоте или чистоте Святого Духа, как совершенной.

Если исходить из того, что вертикальный «ум сердца», совершенно не тождественен рациональному мышлению, как горизонтальному уму, то обретение умом чистоты можно в полной мере соотнести с самоисследованием, а самоисследование предполагает соединение ума с сердцем, как местом сосредоточения энергий духа, поскольку именно сердце человека является вместилищем духа и всех духовных сил.

Таким образом, осознание Духа предполагает познание человеком не внешнего материального мира, а своего собственного сердца, как места фокуса всех телесных, душевных и духовных сил.

«Они (силы души – ум, чувство, воля) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце) справедливо почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных.» (Свят. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)

Вот почему именно эта задача соединения ума с сердцем и является в христианстве и православии основой умного делания и залогом спасения души, поскольку сердце – это то самое место, где и встречаются дух и Дух или ум человека и Ум Бога.

«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Свят. Исаак Сирин, Слова подвижнические, слово. 2)

В данном случае потщись войти во внутреннюю клеть буквально и означает – постарайся войти умом и восприятием в духовное сердце и из него ты узришь Бога, т. е. Дух.

По той причине, что сама по себе, непосредственно, сущность Бога нам абсолютно недоступна, мы можем познавать Бога в аспекте Святого Духа только через Его энергии.

Божественные энергии (нетварные энергии благодати) настолько проницаемы, что оказываются доступны и досягаемы для сердца человека, а потому Дух (Бога) люди чувствуют только сердцем, а но рассудком или разумом. Поэтому благодать Святого Духа можно почувствовать всем сердцем, но при этом её совершенно не с чем сравнить и невозможно выразить ни умом ни рассудком.

«Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов» (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1, Наставления святого Антония Великого, 58).

Таким образом, только те люди, у которых имеет место чистота сердца и утончённость чувств, могут периодически ощущать своим духовным сердцем тончайшее и сладчайшее, как говорит святой Антоний, благоухание Святого Духа.

Именно по этой причине и сам Христос, как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы и Сын Божий на этот счёт говорил «…ибо чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5; 8)

В данной связи становится более понятна психология таинства покаяния, как способа вертикализации мышления или обращения горизонтального ума внутрь сердца. При этом не меньшее значение приобретает и важность самопознания для очищения самого сердца, как области чувства, осознания и духовного восприятия.

К сожалению в современном христианстве и православии в силу схоластики и доминанты нравственного богословия, тяготеющего к морализму и обрядоверию, под очищением духовного сердца сегодня понимается не столько развитие духовной осознанности и рассудительности, как формы высшего ума и мышления, сколько развитие законопослушности, добропорядочности и покорности.

Законопослушность и добропорядочность – это, несомненно, важные для каждого христианина нравственные качества, которые важны в повседневной жизни, но они практически не имеют никакого отношения к духовной осознанности и духовному «уму сердца».

Духовный ум сердца, как ум совершенный, развивается длительное время очень специфическими методами т.н. «умного делания», которые сегодня в основной массе утрачены или являются уделом очень ограниченного числа подвижников, аскетов или исихастов.

Для актуализации духовного ума, как высшего мышления сердца, существует по сути только один инструмент, которым является умное делание и в частности внимательная, умная молитва, обращённая в сердце.

Вот почему умную и внимательную молитву святые отцы называли главным инструментом богообщения и высшего мышления.

«Молитва есть беседа ума с Богом. Какого же состояния должен достичь ум, чтобы он был в силах неизменно простираться к своему Владыке и собеседовать с Ним без всякого посредника?» (Авва Евагрий Понтийский, Слово о молитве, 3)

«Нерассеянная молитва есть высшее мышление ума.» (Авва Евагрий Понтийский, Слово о молитве, 35)

Как видно из этих цитат, подлинная молитва, как инструмент соединения ума и Ума, т.е. ума малого человеческого с Умом большим Божьим, осуществляется направлением внимания ума не во вне, а во внутрь сердца.

Механизм соединения двух умов представляет собой величайшую тайну, но само соединение оказывается возможным по принципу подобия, когда подобное соединяется с подобным или как говорит святой Григорий Богослов ум человека, как высшее и богообразное начало, соединяется в молитве с Умом Божьим, как

«с ближайшим и наиболее сродным ему началом т.е. с Умом Высочайшим, нисходящим к человеку.

Так, тленный человек носит в себе и своём сердце «образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума». (Георгий Флоровский, Восточные отцы IV века, свт. Григорий Богослов)

Вопрос соотнесения сущности ума и энергии не нашёл у отцов церкви детального отражения, кроме известной цитаты «одно есть сущность, иное энергия» (Свят. Григорий Палама, Триады священнобезмолвствующим), но сам принцип передачи по одному каналу энергии и информации возможен, в современном компьютере на примере соединения «USB» (Universal Serial Busу или ниверсальная последовательная шина) мы можем обнаружить, что энергию и информацию можно передавать через один разъём.

С известной долей допущения можно предположить, что соединение через сердце ума малого человеческого с Умом Большим Божьим, осуществляется через некий «духовный разъём», подобный разъёму «USB».

Если это действительно так, то команды и энергии Духа совершенно естественным образом могут передаваться уму человека примерно так, как это происходит в компьютере при подключении «флешки».

Флешка, как упрощённый аналог принципа соединения сети сознания души с Духом (Богом)



Вообще, как это ни покажется странным, но тема духовности и Духа в свете последних открытий в нейропсихологии, имеет самое прямое отношение к теме информатики и в частности сетевых технологий.

Мало кто из верующих знает о том, что современная нейронаука уже практически вплотную приблизилась к пониманию души и духа через познание гиперсетей мозга, разума и сознания.

Тот факт, что сознание и разум не есть продукт деятельности мозга, как считалось ранее, известен уже давно со времён Декарта.

«Наш разум не есть продукт мозга, который является всего лишь инструментом, обеспечивающим воздействие сознания на тело» (Рене Декарт 1596 – 1650)

«На основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. Ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной.

Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, – это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют» (Джон Кэрью Экклс (John Carew Eccles)

Джон Кэрью Экклс (1903 – 1997) – нейрофизиолог, Лауреат Нобелевской премии 1963 г. «за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток», Президент АН Австралии выдвинул эту гипотезу ещё 60 лет назад.

Самое главное научное открытие, которое было сделано буквально в последние десятилетия в связи с открытием сетей мозга, разума и сознания, сводится к тому, что ум, мышление и мировоззрение человека – это всё гиперсетевые структуры и процессы по своей природе и развитие осознания – это процесс последовательного развития нейросети мозга, гиперсети разума и метасети сознания, как корневой структуры, ствола и ветвистой кроны «древа познания».

Что это даёт?

Это даёт то, что для всех думающих людей становится уже ясным и понятным, что под словом Дух (Бог) скрывается то, что также имеет гипер- или точнее Мета-сетевую структуру, которая представляет собой Мета-сеть Вселенского сознания, которая подобно «Небесному хостингу», пронизывает, поддерживает и питает всё живое и одушевлённое. А мы существуем и развиваемся в этой Мета-сети Вселенского океана разума, как дрейфующие «кораблики» или персональные «аккаунты» глобальной сети Духа.

На этот счёт очень хорошо высказался известный британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог, Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах» Фрэнсис Крик:

«Если бы нам удалось узнать все свойства нейронов плюс взаимодействия между ними, мы бы смогли объяснить что так дух».

Очень смелое утверждение гениального учёного, открывшего структуру ДНК, но чересчур амбициозное, поскольку всю глубину бесконечности замысла Духа (Бога) мы бы всё равно не постигли через открытие специализаций нейронов, а только чуть больше приблизились бы к пониманию программной основы человеческого мышления. При этом пути и глубины Духа всё равно остались бы неисповедимы для нашего ума и понимания.

Тем не менее, Фрэнсис Крик, лучше других знакомый с устройством ДНК, как главной информационной системы живого организма, подошёл практически к самой границе материи и духа, нащупав тот «проводник» или систему проводников, через которую Дух и взаимодействует с душой и телом.

Если дух представляет собой высшую энергию и информацию, душа набор проводников, а тело сами функционирующие органы, то не сложно становится понять, что вся нервная система человека, связанная с образованием нейронов и нейронных связей, может быть в той или иной мере связанной с осознанием.

Проще говоря, не только нейросеть мозга является проводником Духа, но нервная система всего организма человека является осознающей и воспринимающей. Этим объясняется духовность не только сознания, но и всего тела человека, которое также может становиться духовным.


Многожильный кабель и нерв человека под микроскопом



Очевидно что нерв в разрезе в значительной мере повторяет структуру многожильного кабеля, выступая в организме в роли главной «токопроводящей» системы для разветвлённой нервной сети по которой циркулирует вся энергия и информация в организме.

Вместе с тем, будет некорректным напрямую сводить Дух (Бога) в нервную систему организма и утверждать, что посредством нервной системы Дух управляет человеком. Это в корне не так.

Нервная система человека в виде разных типов и отделов: центральной, вегетативной, перфирической, симпатической, синаптической и др. – это скорее вторичная структура, управляемая мозгом, по отношению к первичной и самой тонкой метасети духовного сознания, идущей от духовного сердца.

Первичная энергия и информация от Духа (Бога) в действительности изначально поступает в «духовное сердце», как главный энергетический центр, а затем из духовного сердца (точки сборки) эта энергия и информация питает головной мозг и нейросеть мозга.

Вот почему связь ума и духовного сердца – это магистральная и самая важная связь в системе организма человека и все религии мира и духовные учения рассматривают путь к Духу, как путь Сердца или путь ума, пролегающий через сердце.

Это объясняет тот факт, что Дух взаимодействует не напрямую с телом и организмом, а с душой, как системой проводников энергии Духа. И только душа, как тонкое энерго-информационное тела человека, взаимодействует с нервной системой и телом человека. Таким образом, тримерия Дух – душа – тело может быть доказана не только с религиозной, но и научной точки зрения.

При таком взгляде на духовность становится понятно, что духовное развитие – это вовсе не мистический и сказочный, а очень чёткий и упорядоченный энерго-информационный процесс, связанный с развитием метасети духовного сознания, как разветвлённой и плодоносящей «кроны» древа когниции или древа познания добра и зла.

Вот почему во всей духовной литературе процесс роста и развития духовного ума уподобляется процессу выращивания плодового «растения», которое в итоге приносит некий урожай «плода» духа, как энергии духовного сознания.

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.» (Мк. 4:26—29)

Что же можно считать духовным «плодом» сетевого «растения» человеческой души, которое вырастает и вызревает внутри каждого человека на «почве» нейросети мозга и разума?

О плодах и дарах духа в Евангелие сказано следующее:

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» (1Кор. 12:7—11)

Таким образом, взращенный внутри человека дух, как энергия осознания, прошедшая три стадии развития и очищения (телесную, душевную и духовную) по достижении высшего состояния духовного сознания проявляет себя следующими качествами:

– Мудрость

– Знание

– Вера

– Дар исцелений

– Дар чудотворения

– Дар пророчества

– Дар различения духов

– Дар понимания любого языка

По достижении этих качеств и даров духа человек становится подобным Богу (Духу) и возвращает утраченное при грехопадении духовное достоинство и совершенство.

Таким образом, духовное развитие можно смело считать высшей целью и предназначением человека, ведь по достижении духовного состояния, человек настолько укрепляет и совершенствует свой дух, что делает его готовым к переходу в духовный мир, а точнее в глобальную сеть духовного сознания Вселенной для продолжения жизни в других мирах, как обителях Духа.

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.» (Ин 14: 2)

В данной связи познание Духа (Бога) можно без преувеличений отнести к сложнейшей из задач, когда-либо стоявших перед человеком и всем человечеством.

Связано это с тем, что понимание Духа как с большой буквы в лице Творца и управляющего начала всего мироздания, так и с малой буквы (энергии жизни) и управляющего начала отдельного живого организма и человека, неизбежно приводит нас к высшему познанию, прежде всего, самих себя, созданных по Образу и Подобию Духа.

Это высшее познание нас самих, как «богов», забывших о своём высоком духовном предназначении и достоинстве, помещённых на земле в психофизиологический скафандр тела, управляемый животными инстинктами и 5-ю органами чувств, заставляет нас не просто пересмотреть взгляды на себя и на мир, но заставляет нас стремиться к духовному познанию и усиленно трудиться над собой каждый день для того, чтобы чем быстрее освободиться от своего животного наследия и ветхого и тленного скафандра человеческой психофизиологии, которому изначально суждено обветшать, состариться и умереть.

Это высшее познание нас самих, как «богов», не принявших нашим ограниченным рациональным умом, всей простоты и гениальности спасительного дара Иисуса Христа, как посланника Божьего, который показал всем людям подлинную духовную природу человека, которая находится глубоко внутри сердца каждого под многочисленными слоями скафандра телесности, вынуждает нас стремиться как можно скорее совчечь с себя этот скафандр животности и инстинктивности, чтобы раскрыть потенциал безграничных возможностей внутреннего бестелесного душевно-духовного и духовно-нравственного человека, каким его и создал Бог (Дух).

И это высшее познание нас самих, как «богов», забывших о своём бессмертии и высшем духовном предназначении, перед которыми Духом была открыта не только вся Земля, но весь космос и все миры Вселенной, побуждает нас с грустью и скорбью принять и нести всю полноту ответственности за всё то, что мы делаем на Земле и с землёй и с самими собой.

Ведь мы не оправдали той свободы, тех возможностей, тех ожиданий, надежд и ответственности, которые были на нас возложены Духом.

Мы не познали себя, как «богов» и духовно-нравственных созданий, на которых лежала задача расширения Вселенной Духа, а застряли в своей ограниченной плоти и тленной психофизиологии, создав культ временного тела, вместо того, чтобы возвысить бессмертный Дух.

Мы не воздали хвалу духовному разуму и духовному сознанию, как высшим достижениям человека, делающим его подобным Духу (Богу), а вознесли до небес наш низменный и хищный рациональный разум и интеллект, ведомый эгоизмом, алчностью и эгоистическим самоутверждением, как порождение не божественного, а демонического сознания и презрели жертвенность, простоту и бескорыстие, как «лузерство».

Мы не открыли высший духовно-нравственный закон и божественный космос внутри нас, как гиперсети духовного сознания, которым во все времена восхищались философы, поэты и художники и к которому стремились все аскеты, монахи, святые и духовные подвижники, а пошли по пути создания внешней сети информационно-цифрового рабства, которая связала нас по головам, рукам и ногам и высасывает из нас последние силы и ресурсы.

И мы презрели самый чистый и совершенный ум и первоисточник жизни во Вселенной – Дух, как источник нашего человеческого ума, к которому мы должны должны были стремиться и возрастать, создав себе симулятор Духа (Бога) – искусственный интеллект и гипер интеллект, как чудовищное и уродливое подражение Духу, которое Ему полностью противоположно по ценностям, целям и задачам и которое имеет природу Анти Христа.

Кто же мы после всего этого и достойны ли мы всего того. что с нами сегодня происходит?

Да, мы всего этого достойны.

Но пока жив человек, у него остаётся надежда на покаяние и глубокое изменение мышления и отношения к жизни, ведь первым в Рай вошёл не праведник, а разбойник, нашедший силы для покаяние перед несравненным величием и всесовершенством Бога.

Кто такие бесы и сущности

Понятие бесов или падших духов, демонов, сущностей и т. д. является одним из базовых в христианстве и прочих религиях мира, поскольку отражает не метафорических, а совершенно реальных сущностей или существ духовного мира, которые существуют так же реально, как и все другие живые существа, только без тела, а как структурированная энергия осознания.

В христианской культуре и традиции, согласно православной энциклопедии azbyka.ru бесы (демоны, черти, нечистые, лукавые, падшие духи, злые духи и т.д.) – это бесплотные существа, бывшие некогда светлыми Ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие против Бога, за что были низвержены с Неба на землю.

Иными словами, согласно православного вероучения бес – это злой дух, который вышел из системы духовной иерархии и не подчиняется Божественному закону, а существует по закону духовного произвола.

Согласно святоотеческого учения о душе, суть грехопадения состояла в несоблюдении Адамом чистоты духовного сердца, в результате чего злой дух посредством искушения «плодом» познания (добра и зла) вошёл в сердце Адама и прочно там укоренился, повредив ум (дух), душу и тело человека.

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15; 19)

С тех пор человек является носителем в себе не только доброго, но и злого духа, который остаётся невидим для ума и сердца человека, поскольку действует на человека очень скрытно и глубоко изнутри духовного сердца, вынуждая человека совершать ошибки и чуждые мысли, исходящие из сердца, принимать за свои.

«Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем, объятом тьмою страстей, и услаждается страданием человека, обычно действуя так, чтобы смущать его и не быть узнанным, не обнаружить своего местопребывания. Сатана, будучи убийцей искони, нашептывает из сердца всякую злобу и сразу скрывается, а человек принимает это за свои собственные мысли» (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати)

Особенностью бесов (демонов, дьяволов и т.д.), действующих на ум человека изнутри духовного сердца с особым коварством и изощрённостью является то, что их осознанность гораздо превосходит осознанность обычного человека. Говоря другими словами, коварный ум демонов, действующий через самую тонкую метасеть духовного сознания сердца, является более утончённым, чем человеческий разум, действующий на уровне нейросети мозга и гиперсети разума, как более грубых сетей сознания. Именно поэтому осознать искусительные и провокационные мысли дьявола, исходящие из духовного сердца простой человек не может, если не обладает опытом, соответствующей духовной осознанностью, рассудительностью и чистотой духовного сердца.

«Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей» (Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати)

Таким образом, бес – это совершенно реальная сущность и особая форма бытия (жизни), которая, в отличие от людей и других одушевлённых существ, не имеет физического тела и представляет собой структурированную особым образом энергию осознания, преследующую свои цели, связанные как правило с завладением чужой энергии через введение души в заблуждение с последующим страданием.

«Ибо дьявол, рыча как жестокий лев, с полчищами своими, с бесами лукавыми, окружает нас и, словно город, осаждает постоянно, днем и ночью, стремясь разграбить дом души и желая расхитить богатства духовные, и душу поглотить, словно птенца. И наблюдают враги лукавые, не обнаружат ли в нас какие-либо скверные привычки и малодушие, слабость и неустойчивость. И всегда желают нас ими одолеть, словно оружием своим. И все доброе в нас непрестанно покрывают мраком. А свое, злое, непрестанно вкладывают в ум и незримо подбивают на все злое» (Цветник священноинока Дорофея)

Иными словами, бесы – это совершенно разумные и очень осознанные бестелесные существа, имеющие собственную волю, собственную стратегию поведения, мотивы и единый, общий замысел (действие), который всегда коварен и сопряжён с манипулированием сознанием человека через совершенно определённые качества духа, души и тела, именуемые страстями.

Под страстями понимаются энергетические свойства и особенности или точнее наклонности чувственно-эмоциональной и когнитивной сферы человека обуславливаться теми или иными чувствами и состояниями, которых человек не осознаёт и потому может ими управлять – алчность, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня, самомнение и т. д.

На страницу:
2 из 4