bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

В наших книгах приводится от имени Аризаля, что Тора называет человека четырьмя различными словами – адам, иш, гевер, энош, поскольку каждый из них соответствует определенной духовной ступени. Словом адам именуется человек, духовный уровень которого близок к идеальному.

Маараль из Праги объясняет, в слове адам заложен намек на суть человека. Понятно, что именно это слово должно содержать такой намек, ведь Творец создал человека, чтобы тот стремился к максимуму. Это слово состоит из букв алеф, далет и мем. Алеф – первая буква еврейского алфавита, которая переводится как «учи». Числовое значение буквы далет – 4, а мем – 40. Эти две буквы образуют вместе слово дам (кровь). Число 4 используется в Писании для обозначения разбрасывания, раскидывания (разбросать на четыре стороны света), а 40 (4х10) – это разброс более высокого порядка.

Кровь и интеллект

Какая связь между кровью и разбрасыванием? Имеется в виду, что человека постоянно «тянет в разные стороны»: ему хочется то одного, то другого. Все телесные силы человека связаны с кровью. Наши учителя объясняют, что в душе человека выделяются три уровня: нефеш, руах и нешама. В трактате «Бава батра» (68б) наши мудрецы говорят, что в крови начало всех болезней. Кровь считается местом обитания нефеш, а нефеш – это низкий план души, называемый «животной душой» и связанный с телесными функциями, т.е. отвечающий за все вожделения, эмоции, чувства, которые, собственно, и тянут человека в разные стороны. Этому есть медицинское объяснение. Гормоны, которые выделяются под воздействием определенных внешних раздражителей и побуждают тело к соответствующим реакциям, через кровь направляются от вырабатывающих их органов к мозгу и другим органам, которые являются объектом их воздействия. Всевозможные вожделения, испытываемые человеком – это результат такого физиологического процесса.

Однако в слове адам есть не только дам (кровь), но и алеф, соответствующая высокому уровню духовного строения человека, связывающего его со Вс-вышним. Намек на это содержится даже в самом визуальном изображении буквы: ее пишут как вав – наклоненную вправо черточку посередине, и две соединенные с ней буквы йуд – крючки по бокам. Числовое значение буквы вав – 6, а буквы йуд – 10. Таким образом, элементы алеф вместе дают число 26. Ровно такое же числовое значение у 4-х буквенного имени Вс-вышнего: йуд (10), hэй (5), вав (6) и hэй (5). В книге «Отиет де-раби Акива» написано, что Вс-вышний пообещал раскрытие Своего единства через алеф, и именно поэтому 10 речений, произнесенных Им при даровании Торы на горе Синай и начертанных на скрижалях, начинаются с нее – первой буквы в слове Анохи (Я). Как известно, в этих десяти речениях заключена вся Тора. Получается, что начало раскрытия воли Вс-вышнего (т.е. Торы) заключено в букве алеф. В каббалистических книгах сообщается, что любое развитие в творении подобно дереву, оно идет от корня к ветвям. В корне содержится все нереализованное, потенциальное, и, стало быть, в букве алеф заключено в общем виде все то, что Вс-вышний хотел нам раскрыть. Само название буквы намекает на интеллект, алéф – учи. Таким образом, задача человека в этом мире заключается в том, чтобы изучать Тору и подчинить свою «кровь» разуму – алефу. Другими словами, человек тогда называется адам, когда действия его являются проявлением высшего плана его души. Итак, Рамбам пишет, говоря о пророках, что они достигли максимального совершенства. Все их действия были продиктованы интеллектом, а не влиянием эмоций. Они делали только то, что, по их мнению, являлось исполнением воли Творца в данный конкретный момент.

К сожалению, мы не пророки, и наши действия зачастую продиктованы не только интеллектом. Вот тут-то и проявляет себя йецер а-ра (дурное побуждение), которое старается заставить человека совершать поступки исключительно под влиянием чувств, эмоций и телесных желаний, и в том числе праздности и лени. И даже когда ко всем этим эмоциям, чувствам и страстям примешиваются какие-то размышления, то все равно они не отделены от желаний, а наоборот, являются их порождением. Человек ищет себе оправдание, чтобы разрешить себе то, чего ему сейчас хочется, несмотря на то, что объект желания запрещен. И если такое случается, то это означает, что человек пошел на поводу у дурного побуждения, «оторвал от буквы алеф свою кровь».

Добро и зло воюют за корень жизненности

В трактате «Мегила» (6а) написано: «Кесария Эдома и Иерусалим… Если скажет тебе кто-то, что оба города разрушены – не верь, оба процветают – не верь, разрушена Кесария и отстроен Иерусалим или разрушен Иерусалим и отстроена Кесария – поверь, как сказано: «…Наполнюсь [от] опустошенной!» (Йехезкель 26:2). А рав Нахман бар Ицхак сказал: «… А народ от народа (Эсав и Яааков) крепнуть будет» (Берешит 25:23)». В наших книгах объясняется, что это не просто красивая аллегория. Мудрецы открыли нам великую тайну: не только Яаков, но и все его потомки, а также Эсав, включая всех его потомков, имеют общий источник жизни. И если еврей поступил правильно, то соответствующую часть его жизненной силы пошла на рост его духовности. Но если, не дай Б-г, он совершил нарушение, то тогда он, аналогичным образом, часть своей святой жизненной силы отдает силам зла, и в результате зло, в том числе живущее в нем, становится сильнее. Данный принцип справедлив как в отношении каждого еврея в отдельности, так и в отношении народа в целом, поскольку духовный план народа тоже имеет форму анатомии человека. Зло имеет ту же модель. В итоге, «человеку святости» противостоит «человек зла», и об этом сказал царь Шломо, мудрейший из людей: «Город разрушенный, лишенный защитной стены, – человек, потерявший власть над собой» (Мишлей 25:28). Эти духовные субстанции, как на частном уровне, так и на общем, подобны живым организмам: они развиваются и растут, если им достается достаточно духовной пищи, и чахнут, а потом отмирают, если пищи мало.

Другими словами, зло живет за счет того, что наша «кровь» сбивает нас с правильного пути, и в результате та жизненная энергия, которая должна была бы пойти на наш духовный рост, досталась силам зла.

Теперь понятны слова мудрецов в «Зоар», что Амалек лакает кровь евреев.

Царь или собака

Но почему «как собака»? Для этого мы вновь обратимся к словам Маараля, который пишет, что среди всех смертных наиболее уважаем в этом мире царь (по крайней мере, так было еще несколько столетий тому назад). Царю наши мудрецы противопоставляют собаку, как существо, у которого совершенно отсутствует чувство собственного достоинства: за кость пес готов стоять на задних лапах и лизать ноги человеку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Имеются в виду буквы hей, просто во избежание запрета произношения имени всуе, когда пишут само имя, то hей заменяют на кей.

2

Уже философы, а потом и каббалисты приводят, что духовное строение всех живых можно разбить на три уровня: нефеш, руах и нешама. Нефеш связана с кровью, и в частности, с печенью. Руах с сердцем, а нешама – с головным мозгом.

3

«Иди, скажи им: «Возвратитесь в шатры свои». Ты же здесь стой при Мне, и Я сообщу тебе всю эту заповедь, и законы, и правопорядки, каким ты будешь учить их…» (Дварим 5: 27-28).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3