Полная версия
Однажды в Грузии
О кафе «Мачахела» можно говорить бесконечно, в переводе его название означает старинный пистолет, почему его так назвали, я не интересовался. «Мачахела» – это одна большая сеть кафе-ресторанов. В меню здесь, конечно, грузинские блюда, среди которых и огромное разнообразие всяких хачапури. Можно довольно долго туда ходить и каждый раз заказывать разные хачапури, начиная с аджарули-хачапури (аджарское хачапури), аджарули классическое, аджарули без теста, аджарули с сыром, аджарули с мясом, аджарули овощное, заканчивая огромным хачапури-монстром под названием «Титаник»! Как мне сказали, единственный, кто способен целиком съесть его, а потом встать и спокойно уйти, – это разве только кто-нибудь из игроков сборной Грузии по регби. Остальные смертные либо не рискуют это заказывать, либо делят одну порцию на несколько человек.
Из минусов ресторана – сервис, который совсем не идеальный. Как бы владельцы ни старались, обслуживание в нем далеко от совершенства – мало персонала и нужно долго ждать свой заказ. И, разумеется, хочется убежать куда-нибудь в другое место. Этот минус позже превратился в плюс: меня в кафе стали узнавать, находить для меня место и быстро обслуживать.
А вообще, характерная черта менталитета грузин – никуда не спешить. К этому сначала сложно привыкнуть, но со временем привыкаешь и принимаешь как должное. О национальном грузинском характере можно написать целую поэму, но это уже давно сделали за меня многочисленные поэты и писатели. Грузины производят неизгладимое впечатление своей искренностью и сердечностью, постоянной готовностью помочь вам или хотя бы посочувствовать.
Грузины называют себя картвелеби, а свою родину – Сакартвело. Оба названия восходят к имени мифологического героя Картлоса, которого грузины считают своим первопредком. Главная провинция Центральной Грузии, где находится Тбилиси (Тифлис), называется Картли. Как это часто бывает с этническими наименованиями (этнонимами), представители других народов часто обозначали грузин именами, которые не имеют никакого отношения к их настоящему. Так, армяне и древние персы называли грузин восточного региона вирками или виршбунами, корень «вир» лёг в основу имени Иверия или Иберцы, которые, в свою очередь, использовали греки и римляне.
4
Насытившись вкусной едой и вальяжно развалившись в кресле, я стал вспоминать вчерашнюю веселую пирушку с Мамукой. Мамука – бывший кадровый офицер, сейчас у него свой бизнес, и к тому же он страстный коллекционер, как и я. Мне всегда было интересно беседовать с ним на разные темы, он очень разносторонний человек, но чаще всего мы говорили о грузинской политике. Я спросил его о новом грузинском олигархе и премьер-министре Иванишвили: что за человек он? Мамука рассказал, что раньше Иванишвили был известен в Грузии только как филантроп, что не могло не радовать его соотечественников. Те грузины, у которых я спрашивал, главной причиной прихода к власти команды Иванишвили назвали остающиеся социальные проблемы страны и веру людей в то, что миллиардер-меценат улучшит благосостояние народа.
– В Грузии много нуждающихся, – говорит Мамука. —
Мне кажется, ты это заметил невооруженным взглядом.
По моим наблюдениям, хотя он уже столько времени у власти, кроме того, что построил себе фешенебельный дом, ничего пока как государственный деятель реально не сделал.
– У Иванишвили есть мечты, но четкой программы нет, – сказал вмешавшийся в разговор Эрик, намекая на его партию.
Устав от разговоров о политике, поднявшись со стула, я поднял рюмку с чачей и промолвил:
– Давайте не будем сегодня о политике. Я хочу выпить за нашу дружбу, дружбу между Казахстаном и Грузией. Я вам хочу рассказать очень интересную историю о том, что объединило наши народы.
Когда-то грузинская государственность вообще стала возможной благодаря помощи кочевых кипчаков из причерноморских степей. А вы знаете, что кипчаки – предки казахов. В XII веке царь Грузии Давид Строитель, который боролся за единую Грузию против местных сепаратистов, пригласил кипчаков в качестве наёмников для борьбы с ними. А так как кипчаки не были связаны с местной элитой, то они стали идеальным орудием для наведения порядка и построения в Грузии единого государства. Кипчаки стали надёжной опорой Грузинской империи и при сыне Давида, Георгии, и при его внучке, царице Тамаре. К примеру, из четырёх министерских постов грузинского правительства при Тамаре три занимали кипчаки, включая пост военного министра и министра финансов. А в 1185 году в Тбилиси вообще вспыхнул народный мятеж, который возглавил некий кипчак Арслан. С грузинскими кипчаками связана и известная поэтическая история о том, как после смерти князя Владимира Мономаха, который всё время воевал с кипчаками, в Грузию был послан гонец, который позвал их обратно в степь. Судя по всему, кипчаки хорошо жили в Грузии, так как отказались вернуться, и тогда посланец дал местному хану понюхать степную полынь. Тот заплакал и поехал домой. Конечно, это легенда, но доля правды в ней есть. Давайте выпьем за нашу дружбу, дружбу казаха, грузина и армянина.
Они тоже встали, улыбаясь, чокнувшись рюмками с чачей, дружно залпом выпили. Музыка в ресторане звучала громко, в «Таглаура» – так называлось то увеселительное заведение – вечерами всегда было оживленно. Вместе с традиционными грузинскими блюдами в нем предлагают пиво и квас собственной варки, а ещё там очень вкусный лимонад.
Как я сумел заметить, ресторан «Таглаура» находится на транзитной дороге, ведущей в Азербайджан и Армению, приграничные жители, которых всегда были его завсегдатаями. После карабахских событий обиды ещё не забылись, и сидящие в ресторане посетители, соревнуясь, заказывают то азербайджанские, то армянские песни. Кто больше песен заказал, тот и победил. В один день побеждают азербайджанцы, в другой – армяне. Этот своеобразный бой будет продолжаться, наверное, до тех пор, пока не закончится карабахский конфликт, или пока не закроют ресторан «Таглаура». Хорошую прибыль от этого получают только артисты и владельцы заведения.
Но не только армяно-азербайджанский конфликт был на Кавказе, но и недавно пережитый грузино-российский военный конфликт принес много несчастий конфликтующим сторонам, прежде всего, простым людям. Если бы путь к сердцу действительно лежал через желудок, Грузия давным-давно помирилась бы с Россией. Хинкали и хачапури, боржоми и «Киндзмараули», плюс полтора десятка задушевных тостов – и через несколько часов в российско-грузинских отношениях, может быть, началась бы хоть маленькая, но оттепель.
Но, когда действующие лица испытывают друг к другу такую личную неприязнь, что «кушать вместе не могут» (как в кинофильме «Мимино»), сажать их за стол бесполезно. Да и стол нужен другой – на нейтральной территории, с международными посредниками, без алкогольных напитков и колюще-режущих предметов.
Я отвлекся от беседы друзей, услышав задушевную грузинскую песню «Патара гогона», которая мне так нравилась. Мне объяснили, что название песни переводится как «Девочка, моя маленькая девочка», и поет ее отец, выдающий замуж свою дочь. Грузины действительно поют божественно, особенно завораживает их знаменитое многоголосие. Характер грузинской песни узнаваем независимо от региона её происхождения.
Тут, прервав мои размышления, встал Мамука и сказал, улыбаясь:
– Я хочу, генацвали, сказать один тост. Ты послушай его внимательно. Жилa в гopax кpacaвицa, милее и краше кoтopoй нe былo нa cвeтe. И влюбилиcь в нee двa дpyгa-джигитa. Пpишeл к девушке oдин из них и пpизнaлcя eй в любви, a oнa oтвeчaeт: «Bидишь вoн тy гopy? Ecли нa ee вepшинe вcю нoчь бyдeт гopeть кocтep, я cтaнy твoeй». Уcкaкaл джигит. Пpиходит дpyгoй, пpизнaeтcя в любви, a кpacaвицa eмy: «Boн нa тoй гope вcю нoчь бyдeт гopeть кocтep. Ecли ты eгo пoтyшишь, тo я cтaнy твoeй». Уcкaкaл джигит и cтaл взбиpaтьcя нa гopy. Пoд yтpo взбиpaeтcя oн нa вepшинy и видит дoгopaющий кocтep, a pядoм cпящeгo дpyгa. Toгдa oн пoдбpacывaeт в кocтep дpoв и гoвopит: «Cпи cпoкoйнo, дpyг!» Так выпьем же за настоящую мужскую дружбу!
Меня тронул этот тост, я встал и, чокнувшись со всеми, выпил до дна свою рюмку. Тут поднялся с места Эрик и, воодушевившись, начал говорить громко, с характерным кавказским акцентом:
– Я тоже хочу говорить тост. Вот слушайте. В Грузии есть поверье: время, проведённое с хорошими, уважаемыми гостями, не засчитывается в возраст. Поэтому в Грузии гость считается посланником Бога. Так выпьем за дорогих гостей, продлевающих нашу молодость!
Мы встали, чокнувшись еще раз, залпом опустошили свои бокалы до дна. Грузины умеют говорить великолепные тосты. Усыпляя тем самым бдительность гостя. Традиция говорить с чаркой в руках берет начало у них с тех времен, когда перед едой люди молились. Для грузин тост – это маленькая молитва о главном в жизни: о здравии ближних, об умерших, о матерях. В момент произнесения тоста можно сказать человеку то, что не успеваешь в суете жизни. Истинный грузинский тост отличается возвышенностью и искренностью. Грузины почти всегда любое застолье превращают в торжество, которое обычно сопровождается шутками, музыкой, соревнованиями в танцах, застольными песнями и, конечно же, знаменитыми тостами.
Сев на стул, я почувствовал, как чача благодатным теплом разливается по всему телу, почувствовал, что пьянею. Мне стало хорошо, зазвучала веселая грузинская танцевальная музыка, и мы пошли танцевать. Ох, видели бы вы, как зажигают грузинки на танцплощадке! Мне кажется, так искрометно женщины танцуют только здесь. Было так весело, что я отбросил все мысли и просто танцевал, ко мне подходили грузинки, просили выйти в круг, я не сопротивлялся и танцевал, отплясывал с удовольствием. Танцуя в кругу, я обратил внимание на безумно красивую женщину, вошедшую в ресторан в это время. Мужчины смотрели на нее, и она ловила восхищенные взгляды, которые они бросали украдкой от своих спутниц. Она была словно из другого мира, в элегантном сарафане, красивая, с озорными глазами, полная жизни. Я смотрел на нее, не отрываясь, пока музыка не закончилась, после чего мы снова сели за свой стол, к нам подсели несколько дам, и тут инициативу взял на себя Мамука.
Разлив в очередной раз всем чачу, а женщинам «Киндзмараули», он знаком предложил нам поднять бокалы и сказал:
– К нам присоединились дамы, и поэтому я хочу выпить за любовь. И рассказать одну притчу. Спросил однажды молодой джигит у старика-соседа:
– Скажи, до какого возраста любовь в сердцах пылает и не оставляет нас в покое?
Старик ответил, что не знает, хотя уже и убелен сединою. Любовь никогда не стареет, потому что дыхание ее вечно молодо, она согревает всех своим теплом, а если спросит кто, до скольких лет пылает ее животворящий свет, даже самый старый грузин ответит вам: «Не ведаю, простите, кого-нибудь постарше расспросите!» Так давайте же выпьем за любовь, что вечно свежа и молода!
Мы дружно выпили за этот чудесный тост. Выпив, я сел и подумал об Аэлин, но теперь я уже не слышал никого и ничего. Не слышал музыки и веселья. Меня поглотили мысли о ней, мысли о моей Калбатоне*.
Я действительно был влюблен в нее, влюблен без ума. Что это со мной происходит, спрашивал я себя. Неужели мой мозг так затуманен ею, что я даже думать не могу ни о чем другом.
Тут меня хлопнул по плечу Эрик и сказал:
– Дорогие гости, я бы хотел поднять тост за моего казахского друга, Мехди. Я уже говорил о том, что в горах есть прекрасный способ сохранить молодость. Те дни, которые проводятся с гостями, в счет не берутся. Предлагаю тост за тебя, мой дорогой гость, за твою душевную щедрость, ибо ты сегодня, сам того не зная, продлил нам жизнь!
Я немного смутился, хотя мне, конечно, было приятно слышать такие слова.
– И я рад, что с тобой познакомился, генацвали. Диди мадлоба**, мой друг, – растроганно сказал я ему.
Не перестаю удивляться одному: все-таки удивительные, немного странноватые они, эти грузины. Они встречают меня, как и всех своих гостей, неизменным домашним вином, иногда более крепким напитком – чачей, а затем, сидя вокруг огромного щедрого стола, ведут пространные беседы, запевают прекрасные народные песни своими удивительными голосами. Я распиваю с ними напиток богов. И вот мне кажется, будто я с грузинами знаком тысячу лет, и возникает такое ощущение, что мы вместе держим весь мир в руках, и все нам подвластно благодаря чаше умопомрачительного, восхитительного, вкусного вина. Алкоголь расслабляет наше тело и душу. И я с ними готов идти хоть в разведку в этот момент, после распития их горячительного напитка. В моей голове до сих пор звучат слова моих грузинских друзей и их оды, воспевающие кахетинские виноградники, плодородную почву, щедрое солнце, которое предпочитает уходить на закат именно в этих краях под названием Кахетия.
Вино за столом было отменное. А чача прозрачна и чиста, как горная водичка. Посмотрев на большой графин вина, я вспомнил о том, как в первый раз в жизни попробовал его. Если мне не изменяет память, впервые я узнал вкус вина, когда мне было 20 лет. Это был субботний вечер, когда в кругу моих студенческих друзей мне налили бокал красного домашнего вина, и я попробовал его. Если бы я не испытал никакого ощущения, вряд ли бы помнил об этом. Но мне понравилось – это я четко помню. С этого времени вино вошло в мою жизнь. Ты постепенно начинаешь различать вина по аромату, по вкусу, по цвету, начинаешь понимать, с какой едой сочетается или не сочетается то или иное вино, словом, становишься почти знатоком.
Вы можете спросить, не вредит ли вино моему здоровью, и на это я могу ответить двумя цитатами. Одна принадлежит великому ученому Луи Пастеру, который в 1873 году в своем труде «Винные исследования» написал так: «Вполне можно рассматривать вино как самый здоровый и самый гигиенический из всех напитков».
И вторая цитата от Томаса Джефферсона, автора Декларации независимости и третьего президента США, который написал: «Я считаю величайшей ошибкой рассматривать высокий налог на вино как налог на роскошь. Напротив, это налог на здоровье наших граждан».
Можно привести множество таких высказываний. Для многих народов, например, грузин, французов, вино – это не просто напиток. Это предмет любви, гордости и радости. И это гарант здоровья. Так говорят они с гордостью и любовью…
* Госпожа (груз).
** Большое спасибо (груз).
5
Да, вечер был веселый, подумал я и улыбнулся, сидя в «Мачахела». Уже было пять часов, надо встать и немного пройтись по проспекту Руставели, решил я. В такую теплую осеннюю погоду хотелось просто прогуляться. Взбодриться немного, к вечеру надо быть готовым. Заплатив за еду и попрощавшись с официантом, я вышел и пошел прямиком на Руставели, через улицу Лисилидзе.
Возле синагоги стояло несколько людей, и я подумал, что сегодня у них какой-то праздник. Один знакомый мне горский еврей, выходивший с синагоги, помахал мне рукой, я махнул ему в ответ и, улыбнувшись, пошел дальше.
Я улыбался, идя по узким улицам города. Меня влекло не к закату, не к нагретым от лучей солнца подножьям гор, а к своим воспоминаниям. Я уже привык к ним, описывая свою жизнь на бумаге, и знаю теперь, что, только мысленно пережив жизнь заново, пропустив через себя горечь воспоминаний о печалях и страданиях, – только тогда ты сможешь примириться с прошлым. Потому и стремлюсь к воспоминаниям, подобно алхимикам, что порой ценою жизни платили за поиски рецепта превращения свинца в золото. Как правитель готов отдать часть своей власти ради эликсира бессмертия, так и я готов потратить годы в поисках крупицы истины.
Пройдя дальше, я обратил внимание на толпы верующих, входящих в церковь. Грузины очень набожный народ, и часто, путешествуя по Грузии, я замечал на самых высоких холмах кресты.
Прочитав книги об истории Грузии и влиянии на грузин католикосов, я много думал о Илие II – Католикосе-Патриархе всея Грузии. О величии этого человека и высокой степени доверия к нему грузин. Только вера и доверие к Илие II держит народ Грузии в спокойствии. Он пастырь людям своим, но, если не идут они по слову его искать спасения, не идёт и он, но остаётся с ними, чтобы разделить судьбу их, как это было 9 апреля 1989 года во время тбилисских событий.
– Уйдите с улиц, – сказал он тогда, выйдя к ним, – уйдите, ибо сейчас пойдут те, кто намерен доказать свою волю над вами, и станут они губить вас, я знаю; укройтесь в храме Божьем Кашвети и за оградой его, спасите ваши жизни, они нужны будут в долгой дороге нашей.
Но тысячи их стали на колени, зажгли свечи и сказали: «Мы знаем тебя, мы верим тебе и поэтому останемся здесь, чтобы не предать тебя, и себя, и землю нашу, ибо это и есть наша долгая дорога», и стали творить молитву вместе с ним.
И тогда Илия II Католикос-Патриарх всея Грузии сказал им: «Вы взрослые, чада мои (хотя там были и малые дети), и я чту решение ваше; не все сохранят тело своё, но светлый дух свой; и я остаюсь с вами разделить нашу общую участь».
И он не ушёл, когда бездумное войско вторглось в предел людей и стало карать невинных и мирных; и потерпели иные, а иные пали от жестокой, лишённой разума и сердца силы, но души свои сохранили, и Илия был среди них и первым, и равным, ибо имел выбор, но отверг его. И продолжали приходить к нему люди, чтобы напитаться светом его, и умом его, и верой его, и чистотой его, и добротой, и приводили к нему малых детей своих и говорили: «Стань крёстным отцом младенцу моему», и отказа не знали. И за время патриаршества его стало много больше храмов, полных людьми, кто в Бога верит, а Илие доверяет, потому что многим он стал крёстным отцом, а всей Грузии – духовным.
По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принёс один из 12 апостолов – Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришёл не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовётся равноапостольной – святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем.
Известно о четырёх уделах Божьей Матери – это четыре земных края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под её особым покровительством. Но лишь один из этих уделов – целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простёрт над всей Грузией – древней Иверией, которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.
В удел Деве Марии Иверия досталась, когда она вместе с апостолами метала жребий, определяя, кто куда пойдёт проповедовать воскресшего Христа. Богородица обрадовалась выпавшей ей доле и собралась было в путь, но ей явился её Сын и попросил остаться в Иерусалиме, а вместо себя послать одного из апостолов.
Христос позаботился о своей матери, которая к тому времени была уже не столь молода, чтобы идти в такую даль. Но Дева Мария всё-таки пожелала, чтобы Иверия узнала её в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила её к лицу. На доске в точности отпечатался образ Марии, и с этим образом Андрей отправился в путь.
В первом же городе Иверии, куда он пришёл, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала своё благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращённым жителям.
Андрей проповедовал и крестил по всей Иверии, а в конце концов дошёл до города Ацхура, недалеко от Боржомского ущелья. Там он оставил образ Божьей Матери. Самому ему надо было идти дальше, за Иверию, далеко на север. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским.
Дивный образ – не единственное сокровище христианства, которое бережёт Грузия. Именно на её земле хранится одна из величайших святынь – риза Христа. Легенды гласят, что она была привезена в Иверию по просьбе девушки, которая потом стала первой грузинской святой. Жившая в Мцхете блаженная Сидония услышала о Христе, еще, когда Он был жив и проповедовал. И попросила своего брата-раввина, который ехал в паломничество в Иерусалим, привезти ей хоть какую-нибудь Его вещь.
Так сложилось, что поговорить с самим Христом брату не довелось: он приехал в Иерусалим в ту самую Пасху, когда Спасителя распяли. Но, повинуясь просьбе сестры, раввин Элиоз выкупил у одного из римских солдат хитон распятого Христа, который соткала сама Дева Мария.
Узнав об обстоятельствах, при которых достался хитон её брату, девушка плакала так, что не выдержала и умерла, прижимая к себе драгоценный подарок. Брат похоронил её вместе с хитоном. И долгое время никто не знал, где находится могила Сидонии, пока в Иверию не пришла та, которую в Грузии почитают больше всех из святых, – равноапостольная Нина.
Будущая просветительница Грузии была близкой родственницей святого Георгия Победоносца, изображение которого красуется на гербе Тбилиси. С раннего детства её воспитывала христианка, которая и рассказала ей о судьбе хитона Христа. Нина возмечтала увидеть Его земную ризу, сотканную руками Богоматери, поклониться ей и посвятить всю свою жизнь проповеди христианства в Иверии. Она так горячо молилась об этом «хозяйке» Иверии Деве Марии, что та явилась девушке. В знак избранности она подала ей крест, увитый виноградной лозой, и благословила на проповедь.
Приняв подарок Богородицы, Нина обвила крест своими волосами, отрекаясь от мирской жизни, и отправилась в Иверию. Там по её молитве открылась тайна захоронения Сидонии и стало известно, где покоится риза Христа. Позже над этим местом появился самый первый грузинский храм. Впоследствии на месте деревянного храма был построен собор, ставший сердцем всей Грузинской православной церкви – Светицховели.
Иверия, которую увидела Нина, была лишь немного освящена проповедью апостола Андрея. По большей же части это была совершенно языческая страна, где и властители, и народ поклонялись идолам. Около месяца Нина жила в городе Урбниси, приглядываясь к стране, людям и их обычаям, а потом пошла в Мцхету вместе с многочисленными паломниками, жаждавшими поклониться золотому идолу Армазу.
Толпы, рвущиеся к статуе, так впечатлили и огорчили девушку, что она взмолилась Христу – и началась такая буря, что идол упал с пьедестала, а испуганный народ бросился врассыпную.
Через несколько дней Нина поселилась в домике одного из царских стражников, прямо в царском саду, невзирая на то, что венценосная чета была противницей христианства. Но Нине удалось обратить сначала царицу Нану, исцелив её, а затем и царя Мириана. Когда царица приняла христианство, Мириан был на охоте. Поначалу он страшно разозлился на царицу и даже обещал убить и её, и всех уверовавших во Христа, как только вернётся в Мцхету.
Не успел он договорить свою клятву, как тут же ослеп. Царь пытался добиться милости у своих богов, но, в конце концов, от полного отчаяния обратился к Христу: «Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твоё, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины». Зрение к царю тут же вернулось. Мириан оказался человеком слова. Вернувшись во дворец, он первым делом исповедовал и Христа, и Нину как Его апостола.
Царь был чрезвычайно деятельный человек, и в его лице Нина обрела мощного союзника. Мириан тут же послал к императору Константину гонца с просьбой прислать ему епископа и священников. Константин охотно отозвался на просьбу царя и кроме просимого прислал часть Креста Господня и один из гвоздей, которыми был прибит к дереву Христос. Царь, царица и их дети крестились вместе с остальным народом в реке Арагви.
Царь Мириан вместе с Ниной окрестили практически всю Иверию. Царь рвался и дальше нести веру Христову, но Нине категорически не понравился предложенный им метод: Мириан собирался развязать войну и силой принудить язычников принять Христа.
«Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный», – остудила его пыл Нина.
Так рука об руку они и продолжали проповеди христианства. После них Грузия уже не обращалась в язычество, хотя, конечно, были и отступники, время от времени пытавшиеся гнать веру Христову. Но грузинский народ был уже христианским и от этого не отступал.
Поэтому Грузия по праву считается страной, одной из первых полностью принявшей Христа. Хотя ей и пришлось отстаивать свою веру в боях – против неё выступала огнепоклонническая Персия.
Когда Нина умерла, царь похоронил её в городе Бодбе – современном Кахети – и построил над её могилой храм в честь святого Георгия Победоносца, уже прославленного церковью родственника равноапостольной Нины.