bannerbanner
Апология Маркса: Новое прочтение Марксизма
Апология Маркса: Новое прочтение Марксизма

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Это неизбежно переориентировало философию в направление изучения и познания активности субъекта и подтолкнуло к вынесению на первый план самосознания. Такой поворот был проведен в жизнь Кантом и Гегелем, принеся им громкую славу. К тому же Гегель создал еще и огромное, всеобъемлющее царство метафизики. «Гегель гениально соединил ее [метафизику XVII века] со всей последующей метафизикой и немецким идеализмом и основал метафизическое универсальное царство», чем вызвал «победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века». Иначе говоря, гегелевская метафизика «подвела величественный итог всей предшествующей философской мысли», слила воедино метафизику и диалектику «чистого понятия»; весь мир в метафизике Гегеля представлялся находящимся в непрерывном движении, изменении и развитии.

Однако Гегель лишь формально признал волевую активность человека, рассматривая его только как орудие для самоактуализации абсолютного разума. Поэтому человек в гегельянской доктрине был полностью лишен инициативности, творческой активности и индивидуальности. Иначе говоря, в философии Гегеля абстрактной стала не только сущность, но и человек: согласно гегельянской доктрине, природа человека заключалась не в его реальном бытии, а в некоей концепции «человек» – как внешнее проявление этой концепции. Индивидуальность и творческая активность людей, их свобода и чувство собственного достоинства растворились в спекулятивной метафизической системе, существование человека исчезло в тени абсолютной идеи. Если философия Платона – исток всей метафизики, то гегельянство – огромный ее океан. Гегельянство стало итоговым результатом и пиком развития метафизических учений. Современная философия началась как раз с критики учения Гегеля, подразумевавшей критику философии вообще.

В истории философии Маркс и Конт одновременно подняли знамя критики метафизики. Марксистская концепция борьбы с метафизикой и доктрина Конта об отвержении метафизики – детища одной эпохи. Критика метафизики, которая содержится в обеих концепциях, фактически представляет собой осуждение западной философии Нового времени и традиционной философии в целом, критику со стороны современного духа в адрес духа Нового времени и древности. Однако марксистская и контианская концепции критики метафизики в корне различны по своей направленности.

Конт критиковал метафизику с естественнонаучных позиций эмпирической подтверждаемости и точности, старался переосмыслить традиционную философию в духе позитивизма и превзойти ее, а также ограничить предмет философии сферой феноменов, познания и доказуемого. Маркс же критиковал метафизику с позиций человеческого бытия, считая, что в результате борьбы с ней философия вернется к своему основному теоретическому вопросу. Он сосредоточил внимание на мире людей, их существовании, провел жесткую критику отчуждения человека, глубоко интересовался вопросами ценности, свободы и проблемой освобождения человека. Поэтому дело марксизма «заключалось в том, чтобы революционизировать существующий мир», уничтожить состояние отчужденного существования человека.

Бытие человека как отправной пункт доктрины и как открытие пути «восприятия действительности через призму онтологии»

По содержанию метафизика тесно связана с онтологией.

Термин «онтология» как философская концепция впервые был использован Гоклениусом[29] в 1613 году. В изначальном значении онтология – учение о бытии, которое есть начало и конец всего сущего. Это бытие находится за гранью постижения через чувства, и потому в истории философии понятия онтологии и метафизики часто отождествлялись. В действительности, онтология – основа метафизики или важное ее ответвление. Хайдеггер писал: «Термин “онтология” был пущен в обиход только в XVII веке. Он указывает на развитие (Ausbildung) традиционного учения о сущем в философскую дисциплину и в раздел философской системы»[30].

По сути, марксистская критика и подведение итогов метафизики развивались с уровня онтологии. С точки зрения Маркса, первое условие существования человека в том, что человек должен иметь возможность жить: вся общественная жизнь, в сущности, – практическая деятельность, а история – не что иное, как практическая деятельность, развернутая во времени. Поэтому практика представляет собой базовое свойство человеческого бытия и реального мира. В этом смысле марксистская философия является онтологией человеческого существования или онтологией социальной практики. Искомая сущность такой онтологии – бытие человека. Сущность эта подвижна, она непрерывно рождается, растет и развивается, превращая существование в социально-историческое бытие.

По теории Маркса, человек – не просто природное существо, а «человеческое природное существо» – существо общественное. Иначе говоря, человек – единство природного и социального, он формируется как раз в ходе практической деятельности. В связи с чем Маркс говорил, что «сущность человека есть ансамбль общественных отношений», а практика – это способ существования человека. В процессе практической деятельности человек, созидая предметы (опредмечивая), сообщается с природой и тем самым реализует себя в ней, превращая природу в очеловеченную. В то же время люди всегда образуют определенную общественную форму и посредством этой формы постоянно присваивают природу, «человеческая сущность природы существует только для общественного человека», «только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Маркс К. Передовица в № 179 «Kelnishe Zeitung». Сочинения. 2-е изд. Т. 1.

2

Буквально: «Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи» (Ф. Энгельс, «Положение Англии. Восемнадцатый век»). Здесь и далее цитаты Маркса и Энгельса, кроме указанных отдельно, приведены по изданию: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. M.: Государственное издательство политической литературы, 1955–1981.

3

Смит, Адам (1723–1790) – шотландский философ и экономист, считается основателем современной экономической теории и политической экономии.

4

Реставрация Бурбонов – период в истории Франции 1814–1830 годов, когда к власти в стране возвратились монархи династии Бурбонов.

5

Тьерри, Жак Николя Огюстен (1795–1856) – французский историк романтического направления, считается одним из основателей французской историографии. Один из первых представителей «новой научной школы» во Франции.

6

Оуэн, Роберт (1771–1858) – английский философ, социалист-утопист; труды ученого послужили источником идей коммунизма.

7

Граф Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа (1760–1825) – французский философ, социолог, известный социальный реформатор, один из родоначальников утопического социализма. Участвовал в Войне за независимость США.

8

Гентильный (от лат. gentilis) – родовой, наследственный, естественный.

9

В китайской традиции выделяют период философии Нового времени (цзиньдай чжэ-сюэ) с XVII в. по первую половину XIX в.; к наиболее характерным представителям периода относят Локка, Вольтера, Дидро, Руссо, Канта и др. Завершается период творчеством и изысканиями Гегеля.

10

Бэкон, Роджер (1214–1292) – английский философ, монах-францисканец (с 1257), известный своим учением об эксперементальном методе в науке.

11

Декарт, Рене (1596–1650) – французский и шведский (в последний год жизни) философ, математик, механик, физик и физиолог. Создал аналитическую геометрию и современную алгебраическую символику. Также автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

12

Конт, Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье (1798–1857) – французский социальный философ, считается создателем философии позитивизма. Позиционировал социологию как самостоятельную науку.

13

То есть природа, включающая в себя все то живое и неживое, что не относится к области культуры.

14

Фихте, Иоганн Готлиб (1762–1814) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Считается основателем группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм.

15

Шиба шицзи мо – шицзю шицзи чу дэго чжэсюэ (Немецкая философия конца XVIII— начала XIX века) / Бэйцзин дасюэ чжэсюэ си бяньцзи (Сборник переводов философского факультета Пекинского унивеситета). Пекин: Шанъу иныпугуань, 1975. С. 187.

16

Фейербах, Людвиг Андреас фон (1804–1872) – выдающийся немецкий философ-материалист, коммунист; лекции Фейербаха слушал, будучи студентом, Карл Маркс. В конце жизни Фейербах стал марксистом.

17

Фейербах Л. Сочинения в двух томах. Москва: Издательство «Наука», 1995.

18

«Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» (“Herrn Eugen Diihrings Umwalzung der Wissenschaft”) – книга Ф. Энгельса, впервые полностью опубликованная в 1878 г.

19

Ясперс, Карл Теодор (1883–1969) – немецкий философ, психолог и психиатр, представитель экзистенциализма.

20

Гоббс, Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, сторонник теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

21

Маркс К. Капитал. M.: Директ-Медиа, 2014. С. 199.

22

Там же. С. 200.

23

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. M.: 1966. С. 8.

24

Гельвеций, Клод Адриан (1715–1771) – французский литератор и философ-просветитель, один из идеологов Французской революции.

25

Хайдеггер, Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из крупнейших философов XX в. Создал учение о Бытии как об основополагающей составляющей мироздания.

26

Хайдэгээр сюаньцзи (Избранные сочинения Хайдеггера). Шанхай: Саньлянь шудянь, 1996. Т. 2. С. 840.

27

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. M.: Издательство политической литературы, 1961. Т. 20.

28

Кондильяк, Этьен Бонно (1715–1780) – французский философ, аббат.

29

Гоклениус, Рудольф (1547–1628) – немецкий врач и ученый, представитель поздней протестантской неосхоластики. В своем «Философском словаре» (“Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter”. Fransofurti, 1613) Гоклениус впервые дал определение понятиям «онтология» и «антиномия».

30

Хайдеггер М. Введение в метафизику / Пер. H. О. Гучинской – СПб.: НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998. С. 122.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3