bannerbanner
Наука, искусство спорт или игра? Книга первая
Наука, искусство спорт или игра? Книга первая

Полная версия

Наука, искусство спорт или игра? Книга первая

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

15. Всякий план должен иметь обоснование это обоснование лежит не в личности играющего, а в существующем на доске положении.

16. Слабости создаются пешками, но влияние этих слабостей определяется положением фигур.

17. Самая лучшая игра состоит в основательном развитии без всякого пожертвования материала в осмотрительном внимании равновесия сил и положения во всех местах доски с накоплением малых преимуществ.

18. Пешки на первоначальных местах, что согласно моей теории, представляют большое преимущество особенно для эндшпиля, когда весьма важно иметь право двинуть пешку по своему усмотрению на один или на два шага.

В) Взгляд со стороны

1. Слабое поле Стейниц называл «дырой». Впервые этот термин был введён автором в английском шахматном журнале в 1886 г. В. Алаторцев.

2. Стейниц был, несомненно, крупной фигурой и до того, что он дал теоретической стороне в лучшую свою пору очень и очень далеко всем нашим доморощенным философам от шахмат. А. Алёхин. 3. Игра Стейница даже в самых заурядных партиях, всегда была узнаваема и поучительна. А. Альбин.

4. В. Стейниц говорил, что равные позиции содержат равные возможности и при точной игре с обеих сторон снова возникает положение равновесия. Отсюда ясно: прежде чем переходить в решительное наступление, надо добиться каких-то преимуществ, необоснованная атака прежде времена и обречена на провал. Б. Баранов.

5. Стейниц не только был в течение четверти века лучшим шахматистом мира, но и крупнейшим теоретиком основоположником современного понимания шахматной игры. В. Батуринский.

6. Главным в учении Стейница было признание необходимости игры по плану, основанному на объективной оценке позиции. В. Батуринский.

7. Вильгельм Стейниц не только распространил позиционное понимание на закрытые партии, но и объяснил, как надо действовать. После этого мастера стали играть сильнее. М. Ботвинник.

8. Как бы анатомируя шахматную партию в её течении, он изучает и разрабатывает вопросы гармонического развития партии, способы использования слабых пунктов в лагере противника. М. Греков.

9. Свою, пожалуй, самую лучшую партию Вильгельм Стейниц, сыграл в возрасте 59 лет, будучи уже и престарелым человеком и первым в истории шахмат экс-чемпионом мира (Стейниц – Барделебен. Гастингс. 17 августа 1895 г.). И. Зайцев.

10. Стейниц был маленького роста и здоровья слабого, одна нога у него была короче, а поэтому он хромал и не мог передвигаться без палки. Е. Зноско-Боровский.

11. Учение о слабых полях является одной из важнейших частей теории Стейница. Б. Злотник.

12. Стейниц представляет собой интересную фигуру, маленький коренастый с высоким лбом и сверкающими тёмными глазами: всё указывает на живой и твёрдый характер. «Лейпциг Тагеблат».

13. У Стейница, в ранний период творчества стиль был лучше, чем в поздний. Он начал свой шахматный путь как блестящий мастер игры в открытых позициях, а кончил как родоначальник стиля, характеризуемого тяготением к крайне запёртым положениям. Х. Капабланка.

14. Именно Стейниц впервые установил основные принципы общей стратегии шахмат. Он был так же пионером и одним из самых глубоких исследователей истин игры, скрытых от его современников. Х. Капабланка.

15. Стейниц обладал выдающимся комбинационным даром. Он был так же тонким мастером эндшпиля, а ведь существенным условием того, чтобы стать чемпионом мира, является игра в эндшпиле. Х. Капабланка.

16. Стейниц был ярым приверженцем научного метода, который мог, по его мнению, стать ключом к ре любых проблем, возникающих на шахматной доске Г. Каспаров.

17. Он был истинным сыном своего материалистического времени, когда господствовала наивная вера во всемогущество науки и в неизбежность скорого окончательного познания всех процессов, происходящих в природе. Г. Каспаров.

18. В матчах с Чигориным он «сталактитил» и не из-за преклонного возраста, а из-за страшного упрямства, отстаивая свои принципы в крайне сомнительных позициях. Г. Каспаров.

19. Великий мастер закончил на самом пороге XX-го столетия в нищете, в приюте для душевно больных на острове Уорд неподалёку от Нью – Йорка. Г. Каспаров.

20. Свято веря в защитные свойства стесненных, но не ослабленных позиций, Стейниц считал своим долгом опровергать гамбиты и зачастую нарочно провоцировал атаку на своего короля. Г. Каспаров.

21. Первый чемпион мира Вильгельм Стейниц выделил следующие позиционные факторы: а) перевес в развитии в дебютной стадии; б) контроль над центром; в) более эластичная подвижность фигур (занятие открытых линий тяжелыми фигурами, владение диагоналями для слонов, установка коневого форпоста);

г) лучшая пешечная структура; д) слабые поля в лагере противника; е) открытые или ослабленное положение позиции короля; ж) пешечный перевес на ферзевом фланге; з) два слона против слона и коня или двух коней. А. Кобленц.

22. Став чемпионом мира в 50 лет, он носил это звание до 58: ни один из последующих чемпионов мира не смог превзойти этот возрастной показатель. В. Костров.

23. Впервые термин «преимущества двух слонов» был введён в. Стейницом и применялся им для оценки позиции наряду с пешечным центром и открытой линией. А. Кочиев, Н. Яковлев.

24. В течение восьми с лишним лет, от 4 августа 1873 г. по 11 мая 1882 г., никто из противников «великого бородача» в 25 встречах самого высокого для тех времён турнирного уровня, не смог сделать с ним даже единой ничьей. Рекорду Стейница более 100 лет. Е. Лазарев.

25. Стейниц был мыслителем достойным университетской кафедры наоборот игроком, он не был для этого, он был слишком глубок. Он был, побеждён игроком и умер мало оценённый миром и я его победитель, считаю своей обязанностью воздать должное сделанному им. Э. Ласкер.

26. Стейниц, был великим мастером в течение 28 лет, он удерживал мировое первенство. Его имя будет навеки соединено с общей или философской теорией защиты потому, что он первым понял её значение. Э. Ласкер.

27. Немного мастеров, которые сохраняют хладнокровие и уверенность, находясь под сильной атакой Стейниц, Чигорин, Ласкер принадлежат к этим избранным. Г. Левинфиш.

28. Одной из особенностей игры Стейница были ранние прогулки короля в центр доски. Э. Меднис.

29. Он опередил своё поколение, по крайней мере, на 50 лет. А. Нимцович.

30. Он вырезал фигуры из картона и, особенно не обращая внимания на их форму, подписывал: соответственно: король, ферзь, пешка, и.т. д. Нарисовать доску тоже было нетрудно, так выглядел первый комплект шахмат будущего чемпиона мира. Я. Нейштадт.

31. Отважный шахматный борец, он и в жизни был большим задирой. Вступая в полемику, он держал

себя так, что исключалась всякая возможность компромисса. Я. Нейштадт.

32. Творческое наследие первого чемпиона мира составляет свыше тысячи партий сыгранных в больших и заурядных турнирах, матчах на мировое первенство и гастрольных выступлениях с грозными соперниками рядовыми любителями. Я. Нейштадт.

33. Стейниц сделал самый большой шаг на пути превращения шахматного творчества в искусство базирующиеся на научной основе. Я. Нейштадт.

34. Теория Стейница не даёт готовых рецептов на все случаи шахматной практики, но служит нитью Ариадны в поисках верного шахматного пути. Я. Нейштадт.

35. Этот неторопливый человек в шахматной борьбе был подобен мощному локомотиву, медленно набиравшем скорость, чтобы развить её требовалось время, но затем его уже нельзя было остановить. Я. Нейштадт.

36. Вклад Стейница в теорию шахмат можно сравнить с великими открытиями в естествознании шахматную позицию, считавшуюся до того неделимой, он разложил на составные элементы. Я. Нейштадт.

37. Шахматная теория до Стейница занималась систематизацией дебютных знаний и анализов окончаний, идеалом комбинационной школы был свободный полёт фантазии, поэтому сама мысль об исследовании середины игры представлялась ей чуждой. Я. Нейштадт.

38. Типовая ныне фланговая атака при прочном центре – патент Вильгельма Стейница. Я. Нейштадт.

39. Ему были безразличны условия, в которых игралась партия, турнирное положение соперников, их шахматные вкусы словом, кто именно играл, Стейницу было всё равно. Я. Нейштадт.

40. Заповедь В. Стейница остерегайся двигать пешки там, где ты слабее. В. Разуваев.

41. Знатоки шахмат в частности мастера нового времени, именно в Стейнице видят самую крупную в смысле глубины и силы влияния, шахматную личность. Р. Рети.

42. Фланговое развитие слона особенно королевского мы встречаем у Стейница довольно часто. Р. Рети.

43. Стейниц… предпочитавший закрытые положения, старался хотя бы с потерей времени расставить фигуры на таких местах, откуда они могли бы оказывать длительное давление. Р. Рети.

44. Из партий Стейница мы усвоили, что надо избегать бесцельных разменов, когда противник в стеснённом положении. Р. Рети.

45. Чемпион мира глубоко чувствовал эстетику шахмат. Я. Рохлин.

46. Стейниц установил много правил, но считал себя выше их. Р. Фишер.

47. Стейниц ставил? к связке коня слоном, она не содержит никакой конкретной угрозе ибо слон ценится выше коня. Р. Фишер.

48. Это, несомненно, гениальный шахматист и, что я больше всего в нём уважаю высоко оценивающий шахматы именно как искусство. М. Чигорин.

49. Борьба с ним за шахматной доской заставила меня переживать и минуты высокого наслаждения и периоды упадка духа, Стейниц, несомненно, один из величайших шахматистов, до сих пор появившихся. М. Чигорин.

50. Стейницу не так важно выиграть партию, как доказать на практике правильность своих взглядов. М. Чигорин.

51. У Стейница, как игрока тоже есть свои слабости. Он довольно капризен, придирчив, но Стейниц любит шахматную игру, как игру, а не только как средство наживать хорошие деньги. М. Чигорин.

52. Истинные поклонники шахмат должны быть благодарны Вам за тот интерес, который Вы постоянно возбуждаете Вашими нововведениями и за Ваше отвращение к шаблонной игре, как Вам известно, я не вполне разделяю Вашу теорию и Ваши принципы, что, однако не мешает мне ценить их. М. Чигорин.

53. Стейниц был выдающимся мастером позиционной игры, и многие из его идей сохраняют в полной мере значение и в настоящее время. Особенно интересны методы организации Стейницем контратаки в стеснённых положениях. М. Эйве.

Г) Творчество. Итальянская партия. Стейниц – Барделебен. Гастингс 1895 г.

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Cf8 – c5 4.c2 – c3 Белые хотят использовать позицию слона чёрных на с5 и образовать посредством 5.d4 ed 6.ed пешечный центр, но так как при лучшей игре чёрных это им не удаётся то следовало 4.d3 затем Kb1 – c3 и Cc1 – e3 (Р. Рети.) 4….Kg8 – f6 5.d2 – d4 e5:d4 6.c3:d4 Cc5 —b4+7.Kb1 – c3 d7 – d5 Солиднее здесь7.Cd2 на что чёрные после 7….C:d2+8.K:d2 играли бы d5! Лучше было 7….K:e4 8.0 – 0 C:c3 9.bc d5 10.Ca3 (В. Стейниц.) Ласкер спустя год доказал, что жертва некорректна 10….dc 11.Лe1 Ce6! 12.Л:e4 Фd5 13.Фe2

0 – 0 – 0 14.Ke5 Лhe8 8.e4:d5 Kf6:d5 9.0 – 0 Cc8 – e6. В любом из приведенных позже вариантов белые добиваются перевеса (М. Эйве.).I. 9….C:c3 10.bc 0 – 0 11.Фc2 h6 12.Лe1 Ce6 13.Ch6! Фd7 (матч Стейниц – Шифферс 1896 г.) II. 9….K:c3 10. bc C:c3 11.Фb3 C:a1 12.C:f7+ Kpf8 13.Ca3+ Ke7 14.Л:a1 с последующим Лe1 III.9….Kb6 10.Лe1+ Ce7 11.Cb3 0 – 0 12.d5 Ka5 13.Cc2 Kac4 14.Фd3 (Стейниц – Блекберн, Нюрнберг 1896 г.) 10.Cc1 – g5 Cb4 – e7. На 10.f6 возможно 11.Лe1 (Р. Рети.) К потере темпа вело 10….Фd7, на что могло последовать 11.С:d5 C:d5 12.Лe1+ Ce7 13.K:d5 Ф:d5 (М. Эйве.). 11.Cc4:d5 Ce6:d5 12.Kc3:d5 Фd8:d5 Теперь 12….C:g5 привело бы к потере пешки 13.K:c7+ Ф:c7 14.K:g5. 13.Сg5:e7 Kc6:e7. Плохо 13…. Kp: e7 из-за 14.Лac1 Лhe8 15.Лc5 Фd6 16.Фc2 с угрозой 17.d5 и 18.Л:c7 (В. Стейниц.).14.Лf1 – e1 чёрный король представляет объект для атаки. 14….f7 – f6 Ход имеет недостаток ослабляет поле е6. 15.Фd1 – e2 Фd5 – d7 16.Лa1- c1 c7 – c6 В 1973 г. гроссмейстер И. Зайцев опубликовал «64». Анализ вплоть до 16-го хода, оба соперника если так можно выразится, выполнили свой долг с 17.d4 – d5! Началась атака на короля. Ход 16….с7 —с6 ошибка, надо было играть 16.Kp:f7! Не опасаясь 17.Ф:e7+ Ф:e7 18.Л:e7 Kp: e7 19.Л:c7+ Kpd6, что на руку чёрным. Гроссмейстер И.



17 ход белых Бондаревский предложил

17.Ke5+ и 17.Kg5+ например 17.Ke5+ fe 18.de Фe6 19.Л:c7 Лhd8 или 17.Kg5+ fg 18.Фf3+ Kf5 19.g4 Лhe8. Для равенства эти рецепты пригодны 17.d4 – d5 c6:d5 и после 17….Kpf7 18.dc K:c6 19.Лcd1 преимущество у белых (М. Эйве.). 18.Kf3 —d4 Kpe8 —f7 19.Kd4 – e6

Лh8 – c8. Защищаясь от угрозы 20.Лc7 и готовясь уйти королём на g8, не запирая при этом ладьи, нельзя 19…. Лac8 ввиду 19.Фg4 g6 20.Kg5+ Kpe8 21.Л:c8+ с выигрышем 20.Фe2 – g4 g7 – g6 21.Ke6 —g5+ Kpf7 – e8 22.Лe1:e7+!. Брать ладью нельзя 22….Ф:f7 23.Л:c8+,а на 22….Kp:e7 23.Лe1+ Kpd6 24.Фb4+ Kpc7 25.Ke6+ Kpb8 26.Фf4+ Лc7 27.K:c7 Ф:c7 28.Лe8X 22….Kpe8 – f8! 23.Лe7 —f7+! Kpf8 – g8. Король не может возвратиться на е8 из-за 24.Ф:d7X, ферзь не может брать ладью ввиду Л:c8+ (Р. Рети.) 24.Лf7 – g7+! Kpg8 – h8 на 24….Kpf8 решало 25.K:h7+ (Б. Ивков.) 25.Лg7:h7+! К. Барделебен покинул зал. Судьи засчитали ему поражение, Стейниц показал присутствующим финал великолепной партии. 25….Kpg8 26.Лg7+ Kph8 27.Фh4+ Kpg7 28.Фh7+ Kpf8 29.Фh8+ Kpe7 30.Фg7+ Kpe8 31.Фg8+ Kpe7 32.Фf7+ Kpd8 33.Фf8+ Фe8 34.Kf7+ Kpd7 35.Фd6X.


2.2.Эммануил Ласкер 1868 – 1941


А) Биография

Один из самых выдающихся мастеров шахматной игры. II чемпион мира с 1894 г. по 1921 г. выиграл матч у В. Стейница 12:7, (1894 г.), победил его в матч – реванше 1896 – 1897 гг. (12,5:4,5). Отстоял звание чемпиона мира в матчах: с Ф. Маршаллом (США) в 1907 г. (11,5:3,5), З. Таррашем (Германия) 1908 г. (10,5:5,5) с Д. Яновским (Франция) в 1909 г. (8:2), К. Шлехтером (Австрия) в 1910 г. (5:5), с Д. Яновским в 1910 г. (5,5: 1,5), в 1921 г. проиграл матч Х. Капабланке (5:9). Победитель крупных турниров, Лондон 1982 г., Нью – Йорк 1893 г., Петербург 1895 – 1896 гг., Нюрнберг 1896 г., Лондон 1899 г., Париж 1900 г., Петербург 1909 г. и1914 г., Берлин 1918 г., Моравска – Острава 1923, Нью – Йорк 1924 г. После прихода в Германии к власти фашистов жил в СССР, а затем переехал в США. Умер в 1941 г. в США.

Б) Цитаты Ласкера

1. Мастера шахмат тоже деятели искусств своеобразного, специфического, но всё таки имеющего право называться искусством.

2. Хорошая партия может пленить тысячи людей, как пленяет их красивая картина, интересный спектакль.

3. Когда вы видите хороший ход, подождите и не делайте его – вы можете найти ход лучше.

4. Оперируя цугцвангом, комбинирующий опутывает противника тонкой паутиной мыслей, в то время как в подлинной комбинации он то, вяжет его крепкими верёвками, то приканчивает дубиной.

5. Самый сильный ход и есть самый красивый.

6. Подготовку к турниру считаю очень полезной, и сам всегда готовлюсь. Готовится же к отдельным партиям, считаю не целесообразным.

7. В матчах я всегда стремлюсь не повторять один и тот же вариант, ибо считаю, что психологически импульс – важное условие успешной атаки.

8. На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда справедлива.

9. Жизнь неопределённа – шахматы, к счастью, тоже, ибо игра, в которой всё ясно как дважды два четыре, с такой же несомненностью теряет интерес к себе.

10. Варианты мимолётны в шахматах главное метод, он применим всегда.

11. Каждое поражение – ценный урок для проигравшего. Кто не проигрывает, тот не двигается вперёд, это железный закон справедливый для всего живого.

12. Жизненный путь шахматного мастера – это путь борца, жизнь с взлётами и падениями. В хорошие или плохие дни он одинаково должен уметь сохранять хорошее расположение духа и чувство юмора. Если ему удаётся выйти из трудного положения путём напряжения всех сил, он может гордиться, но если он выиграл без усилия, он ничего особенного не достиг, ему помогли обстоятельства или случай.

13. В равных позициях зачастую возникает необходимость пойти на те или иные ослабления.

14. Значение имеет не только выигрыш материала, будь то фигура или пешка, но и захват пространства на которое не мог бы без материальных потерь проникнуть противник. Чем больше пространства захвачено одной стороной, тем меньше подвижность противника и тем органичнее число ходов, которыми он может угрожать или защищаться.

15. Испытанную на бесчисленном множестве партий теорию шахматной игры целесообразно начинать изучать с концов игр.

16. Я хотел бы воспитать учеников, которые умеют самостоятельно мыслить и подвергать материал критике.

17. Путь обучения требует хороших учителей мастеров шахматной игры, которые одновременно обладают и педагогическим дарованием.

18. Кто усвоил правило шахматной игры, тот получает ключ к науке, насчитывающей за собой много веков. Эта наука проста, но вместе с тем, в ней ярко вскрывается деятельность человеческого разума, направленного на достижение поставленной себе цели и в этом ценность шахматного знания.

19. Человек может создать бесчисленное количество планов можно сказать словами Гамлета, что они дешёвы, как ежевика, но найти правильный план так же трудно, как отыскать верное обоснование его.

20. Позиционная игра подготовляет игру комбинационную.

21. Мысль лежащая в основе комбинаций называется идеей. Мысль, руководящая позиционной игрой называется планом. План обладает импонирующими нам широтой и глубиной замысла, постепенное осуществление которого даёт позиции определенную структуру.

22. Относитесь – заставьте себя относиться – ко всему окружающему вас с юмором.

23. Лексикон шахматной фигуры не так беден, как это думают: честолюбие – при выполнении работы, ярость, если этому мешают, ликование по поводу счастливого случая, насмешка – над противником, которому она загородила путь, смех, когда удаётся избежать ловушки.

24. Самые опасные позиции – выигрышные при них и бывает такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подъём чреват падениями.

25. У всякого есть какая – нибудь слабость, порождённая большей частью или недостатком смелости или наоборот её излишком.

26. Идея старой шахматной игры, идея, которая дала ей силу просуществовать тысячелетия эта идея борьбы.

27. Шахматист может нести ответственность за свой труд, но не всегда за его результат.

28. В течение многих столетий игру начинали на авось, после нескольких ходов осложнения создавались сами собой, и в этих осложнениях проявлялась сила шахматиста.

29. Кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать, что в них мертво, надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры и на, огромное количество измышлений… привычки играть с более слабым противником, привычки избегать опасность, привычки без причины перенимать и, не продумывая повторять варианты и правила, применённые другими, самодовольного тщеславия не желания сознаваться в своих ошибках, короче говоря, всего, что ведет к рутине или анархии.

30. В шахматах существует тонкое понятие как артистизм это та сила, которая помогает шахматному маэстро, одарённому богатым воображением избегать соблазна, делать очевидное исполненное грубой силой ходы и даёт толчок для создания тонких комбинаций.

31. Ценность нескольких фигур не является суммой ценностей отдельных фигур, так как при этом должен быть учтён момент координированной игры данных фигур. Тем самым нельзя считать, что какая – нибудь фигура уравновешивает равноценную неприятельскую, не учитывая контур игры противника.

32. Чёрные должны защищаться иначе шахматы превратятся в фарс.

33. Комбинация рождается в голове шахматиста, многие мысли стремятся к воплощению – правильные и ошибочные, сильные и слабые, практичные и не практичные они зарождаются и борются между собой, пока одна из них не одержит верх над своими соперницами и не воплотится на шахматной доске в форме хода.

34. Шахматы – это борьба между людьми, а не между фигурами.

35. Можно заблуждаться, но не следует обманывать самого себя. Кто отважно проводит в жизни свои взгляды, может, конечно, и проиграть, но поскольку он стремиться понять причины своего поражения, оно послужит ему на пользу, но у кого уже не хватает храбрости для осуществления своих воззрений, тот теряет свойства борца и приближается к закату.

36. Я не легко верю в превосходную степень, я не соглашусь, что в жизненной борьбе всегда имеется лишь одна возможность, которая является лучшей, разумнейшей, наиболее выгодной или самой целесообразной среди всех прочих: по крайней мере, я думаю, что не в человеческих силах всегда осуществлять превосходную степень.

37. Моё дарование лежит в области комбинаций среди большого разнообразия возможностей найти наиболее интересные и существенные – вот что привлекает меня.

38. Разумный план делает нас героями, а отсутствие плана превращает в малодушных глупцов.

39. К защите применены евангельские слова: ищите и обрящете. Доверять принципам, не позволяя себя ослеплять действительными и мнимыми угрозами добросовестно изыскивать и усердно пробовать все средства для отыскания грозящей опасности.

40. Мастеров предшествовавшего мне поколения – как Стейница, Блэкберна, Чигорина, Гунсберга и других – я переигрывал просто технически: мастеров же современного мне поколения как доктора Тарраша, Мароци, Шлехтера, Яновского, да и гениального, столь преждевременно сошедшего в могилу Пильсбери – мне удалось переиграть, психологически меняя для каждого из них свой стиль, чтобы достигнуть, таким образом, неожиданных и противоречащих темпераменту каждого из этих противников эффектов.

41. В шахматах есть элементы науки и искусства, но те и другие подчинены основному – борьбе.

42. Шахматам я отвожу лишь третье место в своей жизни моё основное занятие – математика и философия, которым я уделяю большую часть своего времени. Кроме этого – я литератор.

43. Появившись однажды на этот свет, мы уже не принадлежим себе. Мы становимся органической составной человеческого общества и живём и действуем по велению и законам этого общества.

44. Идея гамбита, если она имеет какое – нибудь оправдание, может заключаться единственно в том, чтобы завлечь чёрных к слишком стремительному и поспешному ведению атаки. Поэтому если мы можем рациональной и логичной игрой добиться преимущества в положении, то здравый смысл должен восторжествовать над фокусничеством и это совершенно справедливо.

45. Мой творческий идеал – цельная партия, в которой оригинальная идея последовательно проведена от начала и до конца, в которой самобытный замысел торжествует, несмотря, на яростное сопротивление противника в процессе игры я стремлюсь после упрощения создать позицию, в которой заключается предпосылки выигрыша – его зародыш.

46. Я не стану утверждать, что в шахматах есть правда и неправда с этической точки зрения, но какое право, имеют белые в абсолютно равном положении, как после первого хода, когда обе стороны двинули лишь по одной королевской пешке жертвовать пешку в отыгрыше, который они совершенно не уверены, очевидно, никакого…

Б) Взгляд со стороны

1. Эммануил Ласкер был моим учителем, без него я не был бы тем, кем стал нельзя себе представить шахматное искусство без Эммануила Ласкера. А. Алёхин.

2. Велико моё восхищение Ласкером как личностью, художником и шахматным писателем. Он должен служить примером для всех шахматистов как нынешнего, так и будущих поколений. А. Алёхин.

3. Игра Ласкера – это точный математический расчёт. А. Альбин.

4. Себя Ласкер не изучал, ему было всё равно, что играть Ласкер создавал на доске такие позиции, которые были трудны мало приемлемыми для его противников. М. Ботвинник.

5. Ласкер довёл искусство игры в простых позициях до большого совершенства. М. Ботвинник.

6. В шахматной деятельности Ласкера неразрывно соединялись и спортивное (результат партии) и творческое (содержание партии) начала. М. Ботвинник.

7. Ласкер однажды выбросил часы, которые спешили, сказав при этом, терпеть, не могу, когда врут, часы должны показывать точное время. М. Ботвинник.

8. Он расценивал шахматы как полноправную область творческой деятельности человека. Отсюда он пришёл к выводу о необходимости введения авторского права мастеров на текст сыгранных ими партий. М. Ботвинник.

На страницу:
3 из 4