bannerbanner
Наука, искусство спорт или игра? Книга первая
Наука, искусство спорт или игра? Книга первая

Полная версия

Наука, искусство спорт или игра? Книга первая

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

12.h2 – h3 не допускает ход Kf6 —g4 12….c7 – c6 на 12….d6 13.f5. 13.f4 – f5 белым удалось использовать неуклюжую позицию коня h6. 13….Фd4 – f6 единственная возможность 13….b5 интересен вариант 14.K:b5 cb 15.Cb5 Ca6 (на 15….Лb8 выигрывает 16.C:h6 gh 17.Фg3 и 18.Ф:b8). 16.f6 угрожает 17.C:h6 gh 18.Фg3+. Если 16.Фe5 то 17.C:h6 gh 18.Лf5 Фc7 19.Лc1! однако чёрные могут продолжать 16….b4 17.C:h6 C:f1 18.Л:f1 g6 и исход партии ещё не ясен. Можно коня и не жертвовать 14.Ce2 и на 14….b4 15.Ka4 Ф:e4 16.f6, белые сохраняли опасную атаку на 13….d5 также бы последовал 14.Ce2 и в случае 14…. Фf6 15.Cf4

14.e4 – e5 освобождается коню важное поле е4, взять пешку нельзя 14…. Ф:e5 15.Cf4 Фf6 16.Ke4 Ф:f5 16.Cd3 чёрным не спастись 14…. Фf6 – h4 15.Cc1 – h6 Фh4:h6 16.Kc3 – e4. Решающая централизация. При отступлении слона на е7 следует 17.f6, а иначе не защищенным становится пункт f7 16… Сс5 – d4. Если 16….Фe3, то 17.K:c5 Ф:c5 18.f6 Ф:e5 19.Лae1



17.Ke4 – d6 Фh6 – h5 18.Cc4:f7+ Лf8:f7 19.g2 – g4, белые выиграли.


1.4. Адольф Андерсен 1818 – 1879


А) Биография

Он родился в Бреславле (Вроцлав) 6 июля 1818 г. умер там же 13 марта 1879 г. С шахматами познакомился в детстве. В1851 г. победил в I международном турнире в Лондоне в, том же году в Лондоне выиграл турнир при участии 9 мастеров +7 – 0 =1. В1858 г. в Париже проиграл Морфи +2 – 7 = 2. В1861 г. победил в матче Колиша +4 – 3 = 2. В 1862 г. во II международном турнире в Лондоне одержал победу при 14 участниках, набрал 12 очков. В 1866 г. уступил В. Стейницу +6 —8 =0. В1868 г. победил в матче И. Цукерторта +8 – 3 =1

В 1870 г. победил на международном турнире Баден – Баден. Скромный преподаватель математики Адольф Андерсен, один из величайших шахматистов в истории шахмат.

Б) Цитаты Андерсена

1. Лучшая защита – атака. А. Андерсен.

2. Невозможно держать своё искусство под стеклом, как драгоценный камень и извлекать его оттуда по своему усмотрению. Напротив оно сохраняется лишь благодаря постоянному применению. А. Андерсен.

В) Взгляд со стороны

1. Секрет успеха Андерсена заключался в том, что он умел создавать позиции в духе своего плана. В. Алаторцев.

2. Профессор математики и гимназии Бреславля (ныне Вроцлов) с 1852 г. до смерти. Он был сильнейшим шахматистом в начале второй половины XIX века, фактически чемпионом мира по шахматам, по стилю игры – представитель комбинационной школы, победитель I, II международных турниров, которые были проведены в Лондоне в1851 и 1862 гг. Ф. Бондаренко.

3. Андерсен стал известен шахматному миру сначала, как шахматный композитор. Это пока видимо, единственный случай в истории шахмат, когда выдающийся практик начинал свой путь с композиции. Л. Верховский.

4. Андерсен, прирожденный шахматист, играл преимущественно в комбинационном стиле. Одна или две его партии считаются самыми красивыми шахматными произведениями всех времён. Но он явился жертвой общей концепции своей эпохи, заключавшейся в том, что играть в шахматы следовало так и только так, в результате игре и стилю Андерсена не доставало цельности и, можно сказать широты. Х. Капабланка.

5. Во времена Андерсена расцвели романтические шахматы: в жертве видели главную красоту, отказ принять жертву расценивался как трусость. А. Карпов.

6. Его стиль – безоглядная атака на короля, с головокружительными жертвами, олицетворяющими торжество духа над материей (вполне характерно для образованного немца, не чуждого идеям Гегеля и Шопенгауэра). Г. Каспаров.

7. Следует учесть, что немецкий маэстро, бесспорно, был наиболее опытным и сильным из соперников, П. Морфи. А. Константинопольский.

8. А. Андерсен – а мало кто был так одарён комбинационным видением, яркой фантазией мало кто так часто принимал весьма рискованные решения и тяготел к острой жертвенной игре – был уравновешенным, спокойным, скромным и весьма выдержанным человеком. В. Малкин.

9. Основываясь на общих принципах, «старой школы» в каждой позиции он искал комбинации, в чём не был оригинален, но находил и осуществлял её с такой неистощимой фантазией, какая была не под силу почти всем его современникам. Е. Мансуров.

10. Он, как и Стейниц, не был биографом шахмат, он сам слагал её историю. Е. Мансуров.

11. Комбинации Андерсена привлекают своей эмоциональностью, но в них немало случайного. Р. Нежметдинов.

12. Времени на обдумывание было предостаточно на 40 ходов … 4 часа. Игра продолжалась 8 часов подряд (матч Андерсен – Стейниц 1866 г.) Я. Нейштадт.

13. Для достижения выгодной комбинационной ситуации, а иной раз просто ради осложнения борьбы Андерсен готов был на любые жертвы. Большинству позиций середины игры немецкий мастер подходил как к совершенно определённому заданию: он искал решающую комбинацию. Я. Нейштадт.

14. Просматривая партии, не трудно убедиться, что Андерсен придавал огромное значение таким факторам, как овладение центром и стратегически важными полями, достижение перевеса в развитии, захват инициативы. Большинство знаменитых комбинаций осуществлены Андерсеном в позициях, где преимущество было на его стороне. Я. Нейштадт.

15. Ахиллесовой пятой Андерсена была не позиционная игра, а его шахматный характер… в борьбе за инициативу Андерсен любил применять сильно действующие средства и порой сжигал за собой мосты. Я. Нейштадт.

16. Адольф Андерсен родился в 1818 г. в Бреславле в бедной семье в 9 летнем возрасте отец познакомил его с шахматами. Я. Нейштадт.

17. В обычной жизни шахматный кудесник был человеком доброго нрава, от всей его чуть полноватой, но крепкой фигуры веяло избытком сил. Темные, гладко зачёсанные назад волосы, правда, уже начинали редеть, но глаза блестели, и с лица почти не исчезала добродушная улыбка. Я. Нейштадт.

18. Фигуры Андерсен передвигал в зависимости от создавшегося положения иногда быстрым порывистым движением, то осторожно как бы «вдавливая» фигуру, то решительно «прибивал» её к доске. Я. Нейштадт.

19. Мы горячо рекомендуем всем изучающим шахматное искусство проштудировать ряд партий Андерсена потому, что это не только доставит огромное наслаждение, но и разовьёт способность комбинациям. Р. Рети.

20. Во времена Андерсена – считали, что всегда важнее обладать фантазией, чем лишней пешкой. Р. Рети.

21. Великий немецкий шахматист оставил неизгладимый след в истории шахмат был мастером, впервые открывшим миру всю силу комбинаций – был А. Андерсен. В его творчестве она созрела, настолько, чтобы стать затем основой позиционной игры. Р. Рети.

22. Это был величайший мастер всех времён. Его блестящий стиль, красота комбинаций и глубина мысли была замечательными. В. Стейниц.

23. Престарелого маэстро я видел лишь однажды, восхищенно наблюдая за его игрой с почтительного расстояния. З. Тарраш.

24. Андерсен был воплощением атакующего стиля. Его исключительный комбинационный талант проявился в огромном числе блестяще выигранных партиях. Его атакам невозможно было сопротивляться. Он знал только одну цель прямую атаку на короля. М. Эйве.

25. Слишком легкие успехи Андерсена помешали в дальнейшем совершенствованию его игры. М. Эйве.

26. Он никогда не ставил вопроса, созрела ли его позиция для атаки. М. Эйве.

Г) Творчество. Контргамбит Фалькбеера. Розанес – Андерсен. Бреславль 1862

1.e2 – e4 e7 – e5 2.f2 – f4 d7 – d5 3.e4:d5 e5 – e4 контргамбит венского мастера Эрнста Фалькбеера, жертвуя пешку, чёрные затрудняют развитие неприятельских фигур (в первую очередь коня g1) на протяжении полутора столетия оценка. К – гамбита менялась не раз.

4.Cf1 – b5+ старинное продолжение белые остаются с лишней пешкой, но попадают под атаку. 4…. c7 – c6

последовательнее и сильнее, чем 4….Cd7, на что белые с выгодой отвечали 5.Фe2. 5.d5:c6 Kb8:c6 раньше часто играли 5….bc, но ход Андерсена сильнее.

6.Kb1 —c3 Kg8 – f6 7.Фd1 – e2 Лучше 7.d3, хотя и тогда после 7…. Cb4 8.Cd2 Cg4 9.Kge2 0 – 0. У чёрных за пожертвованную пешку серьёзная инициатива 7…. Сf8 – c5. После рокировки, несмотря на жертву пешки, Андерсен вводит в бой новые силы 8.Kc3:e4 0 – 0 9.Cb5:c6 b7:c6 10.d2 – d3 Лf8 – e8 11.Cc1 – d2. Белые готовят длинную рокировку, но у чёрных открылась уже линия на ферзевом фланге. После 16 хода чёрных. 11… Kf6:e4 12.d3:e4 Cc8 – f5 13.e4 – e5 Фd8 – b6. Чёрные закончили мобилизацию сил 14.0 – 0 – 0 Сс5 – d4. Вынуждая ослабление позиции рокировки. 15.c2 – c3 Лa8 – b8 16.b2 – b3



16…. Лe8 – d8! Типично андерсеновский подготовительный ход к следующей блестящей комбинации 17.Kg1 – f3. Ясно, что после 17.cd Ф:d4 белые проигрывают. 17…. Фb6:b3! 18.a2:b3 Лb8:b3 19.Cd2 – e1 Cd4 – e3+, и мат следующим ходом.


1.5. Пол Чарлз Морфи 1837 – 1884


А) Биография

Родился 22 июня 1837 г. в Новом Орлеане США. Научился играть в шахматы в 10 лет. Талант Морфи кроме шахмат проявился и в науке, всего два года потребовалось Морфи, чтобы пройти курс университетских наук и получить диплом адвоката. В1857 г. он дебютирует на I американском шахматном конгрессе, где участвовало 16 человек. Он легко обыграл всех соперников, занял I место. Здесь же в Нью – Йорке он сыграл 100 партий на равных с сильнейшими мастерами и проиграл всего 5. Летом 1858 г. отправляется в Европу, где побеждает Т. Бернса +19 – 7 = 1, затем С. Бодена, Г. Берда, Дж. Оуэна, И. Левенталя (+9 —3 = 2), эти матчи проходили в Лондоне, затем в Париже играет с Д. Гаррвицем и побеждает, в декабре 1858 г. встречается с А. Андерсеном счёт +7 – 2 = 2. Перед отъездом домой выигрывает у Монгредиена. 29 апреля 1859 г. уезжает из Европы, больше он не играет. 10 июля 1884 г. Морфи скончался.

Б) Цитаты Морфи

1. О соперниках, с которыми я сражался на 64 полях шахматной доски, у меня останутся самые приятные воспоминания. Они были по – рыцарски храбрыми, и в то же время предупредительными, как и подобает приверженцам королевской игры. П. Морфи.

2.Шахматы – никогда не должны быть не чем иным, как средством отдыха. Они должны оставаться просто игрой, средством освежить мысль после серьёзной профессиональной работы. П. Морфи.

3. Я решительно отказываюсь, играть, не на какие бы то ни было пари. Мирное, дружеское состязание, не стесняемое публичной обстановкой, доставит мне большое удовольствие. П. Морфи.

4. Я, получил письмо от Паульсена, и чрезвычайно удивлён его просьбой, играть со мной на равных. П. Морфи 30 октября 1860 г.

В) Взгляд со стороны

1. П. Морфи постоянно стремился к быстрой мобилизации сил и их взаимодействию, но одновременно он ставил своей задачей и торможение развития сил противника, нарушение их взаимодействия. В. Алаторцев.

2. Сила непобедимая сила – вот причина успеха его и залог бессмертия. А. Алёхин.

3. Впечатление, которое произвёл на меня Морфи, я лучше всего передам, если скажу, что он относится к шахматам с серьёзностью и добросовестностью художника… для него шахматная партия – это священный долг. А. Андерсен.

4. Я не только думаю, что Морфи, обладает большим блеском ума, чем Лабурдоннэ, но полагаю, что он, превосходит его безошибочностью расчёта и солидностью. А. Андерсен.

5. С этим человеком бороться бесполезно, для меня он слишком силён. Он точен и безошибочен, как механизм, а я всего лишь простой смертный. А. Андерсен.

6. Г-н Морфи – это по истине солнце, сияющее среди шахматистов. Арну де Ривьер.

7. Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Б. Блюменфельд

8. До сих пор, Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр, насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенного нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист от начинающего до мастера – должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца. М. Ботвинник.

9. П. Морфи был пионером… позиционного, направления он действовал интуитивно и не объяснял, как он играл в шахматы. Впрочем, он, играл лишь открытые партии, как в те времена это и было принято. М. Ботвинник.

10. Некоронованный чемпион мира П. Морфи любил быструю, острую игру и выбирал соответствующие дебюты. Д. Бронштейн.

11. В 1859 г. все шахматисты мира знали, кто из них первый. Шумное неугомонное шахматное вече, привыкшее к спорам и кликам, не проголосовало «нет», но молча признало власть и право сильнейшего. А сам он, один из всех, уже знал, что никогда больше не сядет за шахматы. В. Бухтин.

12. Морфи воспринимался скорее как явление стихийное, проиграть ему было так же не стыдно, как умереть от чумы. В. Бухтин.

13. Вы знаете, в какую силу играл Морфи? В силу второй категории. Н. Греков.

14. Большой, художник не может принадлежать одному народу П. Морфи принадлежит всему человечеству. Оно вспоминает о нём с благодарной нежностью. Е. Загорянский.

15. Обозревая историю шахмат, мы обнаруживаем, что самым великим мастером стиля был Морфи. Х. Капабланка.

16. В дебюте он стремился к тому, чтобы быстро развивать свои фигуры. Развивать фигуры и быстро вводить их в действие – такова была его основная идея. Во времена Морфи вопросы позиции, кроме него самого, ни кем по – настоящему не понимались, это неизбежно давало ему огромное преимущество, и он заслуживает только похвалы. Х. Капабланка.

17. Великий американский мастер никогда ни играл даже «легкие» партии просто для развлечения. Даже в такие партии Морфи вкладывал всё, что знал и умел: иными словами, любая партия сразу же вырастала в его глазах до масштаба партии серьёзного матча. Х. Капабланка.

18. Если бы Морфи воскрес и сразу же начал играть, вооружённый лишь знаниями своей эпохи, то он был бы конечно побеждён многими мастерами наших дней, однако можно предположить, что Морфи быстро достиг бы высоты, необходимой для того, чтобы соперничать с лучшими мастерами. Х. Капабланка.

19. Похоже, каждый чемпион мира рассматривал творчество Морфи сквозь призму собственного подхода к шахматам, каждый находил истоки своей силы тем что, суммируя всё сказанное Морфи можно считать прародителем современных шахмат. Г. Каспаров.

20. Он явил миру гремучую смесь прагматизма, агрессивности и точного расчета. Г. Каспаров.

21. У него можно поучиться и блестящему чутью инициативы, за которую он с готовностью отдавал фигуры, не говоря уже о пешках. А. Карпов.

22. Творчество такого далёкого от нашего времени и наших шахмат художника, каким был Морфи поучительно уже потому, что он чувствовал гармонию фигур и объекты атак, а умение переходить от атаки к позиционной игре и по сегодняшним меркам у него превосходное. А. Карпов.

23. Творчество гениального американца мощное и гармоничное во всех своих проявлениях, и в наше время вызывает восхищение, учит бороться за шахматной доской с полным напряжением. А. Константинопольский.

24. Достижение Морфи поразительно и неповторимо: он выиграл все соревнования, в которых участвовал. Е. Лазарев.

25. Морфи был первым американцем, победившим европейцев. Б. Ларсен.

26. Морфи открыл, что блестящий ход или глубокий маневр, ведущий к победе, следствие отнюдь не личного таланта мастера, но в сущности обусловленное положением фигур в партии. Э. Ласкер.

27. Одна из характерных особенностей его творчества – своевременное продвижение пешек для подготовки фигурной атаки. Г. Мароци.

28. Одержав блестящую победу над знаменитым Андерсеном, Морфи достиг вершины шахматной славы, большего, он уже не мог достичь за отсутствием равные ему по силе противников. Г. Мароци.

29. Он не мог и не хотел стать профессиональным игроком, считая шахматы искусством, но не ремеслом. Г. Мароци.

30. Величайший маэстро, которого когда – либо видел мир – Пол Морфи. Его успехи феноменальны, хотя мы современные игроки, я полагаю, знаем о шахматах больше, чем было известно в дни Морфи. Ф. Маршалл

31. Кроме своего родного французского языка молодой человек свободно владел: английским, испанским и немецким. Я. Нейштадт.

32. Когда местная газета однажды похвалилась перед читателями, что их земляк – прославленный шахматист, то Морфи возмутился и настрочил в редакцию огромное письмо, в котором доказывал, что он вовсе не шахматный игрок, а живёт на оставленное отцом наследство стоимостью в 146162 доллара 54 цента. В. Панов.

33. Американская пресса установила ему огромную рекламу …, Морфи преподнесли драгоценные подарки; серебряную корону, шахматную доску розового дерева с золотыми и серебряными фигурами, усыпанные бриллиантами золотые часы. В. Панов.

34. Именно у Морфи на, его партиях, научился шахматный мир современному пониманию открытой игры. Р. Рети.

35. После того, как Морфи пришел к выводу, что в открытых положениях самое главное – быстрое развитие, он затем сделал дальнейший шаг, восполнив зтот принцип следующим – что, обладая преимуществом в развитии, крайне важно добиться, возможно, более свободной для себя игры, разменивая для этого пешки, взрывая пешечные цепи противника, при случае даже жертвуя пешки, лишь бы приобрести открытые линии для своих фигур. Р. Рети.

36. Морфи продемонстрировал непревзойдённые образцы шахматного искусства, чем оказал сильнейшее влияние на понимание эстетики и красоты в шахматах. Я. Рохлин.

37. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно вводя комбинационные мотивы в простые на первый взгляд окончания. В. Смыслов.

38. Партии Морфи – это классика шахматного творчества их полезно и приятно изучать шахматистам любой квалификации от новичка до мастера. В. Смыслов.

39. Более века не меркнет слава П. Морфи в своё время он вызывал восхищение не только блистательными победами, но и неукротимой фантазией, стремительностью атак огнём комбинаций. В. Смыслов.

40. Постоянное стремление Морфи к инициативе неустанный поиск наилучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. В. Смыслов.

41. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В. Смыслов.

42. Несомненно, что шахматы были для Морфи искусством, а Морфи для шахмат – великим художником. В. Смыслов.

43. Гармоническое понимание позиции и глубина интуиции Морфи, сделали бы его опаснейшим партнёром и для шахматистов наших дней. В. Смыслов.

44. Преимущество во времени является одним из видов позиционного преимущества, выигрыш во времени позволяет опередить противника в развитии. Первым, кто по – настоящему понял значение времени в дебюте, был П. Морфи. А. Сокольский.

45. На практике он наглядно, продемонстрировал, как правильно играть открытые дебюты, переходя от быстрого и согласованного развития боевых сил к последующей обоснованной атаке на короля противника. А. Суэтин.

46. Сочная богатая великолепными комбинационными замыслами дебютная стратегия Морфи, где смелые тактические операции всякий раз были позиционно обоснованы, быстро завоевали всеобщее признание. А. Суэтин.

47. Если бы Морфи играл сегодня, ему хватило бы 6 месяцев изучить теорию, а потом стать чемпионом мира. Р. Фишер.

48. Известно, что П. Морфи никогда не играл в шахматы на деньги. С. Флор.

49. За десять месяцев европейских гастролей американец П. Морфи разгромил, чуть ли не всех мастеров старого света. Б. Шашин.

50. Морфи играл не лучше и не хуже, чем какой – нибудь значительный мастер нашего времени, но его противники стояли несравненно ниже нынешнего среднего уровня. Р. Шпильман.

51. Такой колоссальный перевес, какой имел Морфи над своими современниками, теперь совершенно невозможен, так как шахматная игра исследована уже настолько, что остаётся куда меньше места для индивидуальных возможностей, чем в его времена. Р. Шпильман.

52. П. Морфи и сегодня остаётся кумиром всех романтиков жаждущих кровопролития на шахматной доске. Л. Эванс.

53. Беспримерная шахматная карьера Морфи всего полтора года выступал этот гениальный шахматист в ответственных соревнованиях, непрерывно добиваясь блестящих побед. М. Юдович.

54. Шахматная деятельность Морфи закончилась матчем, проведенным в Париже в марте 1859 г. Морфи встретился с мастером Монгредиеном и выиграл со счётом +7 – 0 = 1. М. Юдович.

Г) Творчество. Защита Филидора. Морфи – Герцог Карл, Брауншвейгский

Граф Изуар. 1859 г.

1.e2 – e4 e7 – e5 2 Kg1 – f3 d7 – d6 3.d2 – d4 Cc8 – g4 4.d4:e5 Cg4:f3 5.Фd1:f3 d6:e5 6.Сf1 —c4 Kg8 – f6 7.Фf3 – b3 Фd8 – e7 8.Kb1 – c3 Морфи совершенно прав, не допуская размена ферзей и не беря пешку b7 8….с7 – с6 9.Cc1 – g5 b7 – b5

после 9 хода чёрных10.Kc3:b5 c6:b5 11.Cc4:b5+ Kb8 – d7

12.0 – 0 – 0 Лa8 – d8

13.Лd1:d7 Морфи в своей стихии. Блестящая комбинация с жертвами делает эту партию одним из красивейших достижений во всей истории шахматной игры. 13….Лd8:d7 14.Лh1 – d1 Фe7- e6? 15.Cb5:d7+ Kf6:d7 16.Фb3 – b8+! Kd7:b8 17.Лd1 – d8X. Эта вечно прекрасная партия сыграна в октябре 1859 г. в ложе оперного театра во время представления «Севильского цирюльника».

2.Чемпионы мира


2.1. Вильгельм Стейниц 1836 – 1900


А) Биография

Родился 14 мая 1836 г. в Праге, был 13 по счёту ребёнком. В 1859 г. завоёвывает III приз Венского шахматного общества. В 1860 г. в таком же турнире – второй, в 1861 г. первый с результатом 30 побед и только одно поражение. Лондон 1862 г. – VI приз. В 1866 г. в Лондоне побеждает в матче Андерсена 8:6. В 1886 г. в матче за звание чемпиона мира выигрывает у Цукерторта +10 – 5 = 5 и становится I чемпионом мира. В 1889 – 1892 гг., играет два матча с Чигориным, оба выиграл. В 1890/91 гг. играет матч с Гунсбергом счёт +6 – 4 = 9, в 1894 г. Стейниц проигрывает матч за звание чемпиона мира Э. Ласкеру +5 – 10 = 4. Наиболее значительные успехи: Баден – Баден (1870 г.) – II приз; Вена (1873 г.) – I приз; Вена (1882 г.) – I—II призы; Лондон (1882 г.) – II приз; Нью – Йорк (1894 г, 1897 г.) – победитель турниров. Основоположник новой школы в шахматах. Умер в 1900 г.

Б) Цитаты Стейница

1. Шахматы не для людей слабых духом.

2. Наступать надо там, где вы сильнее, а противник слабее.

3. Шахматист не имеет права быть больным, как полководец на поле битвы.

4. Имеющий преимущество обязан атаковать, иначе промедление может привести к тому, что он растеряет все выгоды своего положения.

5. Шахматы трудны, они требуют работы серьёзного размышления, и меня может удовлетворить лишь ревностное исследование. К цели ведёт только честная нелицеприятная критика, к сожалению, многие считают критикующего врагом вместо того, чтобы видеть в нём путеводителя к истине.

6. Я не историк шахмат, я сам кусок шахматной истории, мимо которого никто не пройдет, я о себе не напишу, но уверен, что кто-нибудь напишет.

7. Никакие турнирные успехи не определяют силу шахматиста, единственная истинная проверка – матч.

8. Шахматный стратег не должен гоняться за, возможностью блестящих комбинаций, а напротив должен бороться с ними и предупреждать их простыми и не блестящими средствами.

9.Я пришёл к заключению – что комбинационная игра, хотя и даёт иногда красивые результаты, не в состоянии обеспечить прочный успех.

10. В высшей степени примечательно, что наиболее блестящий стиль приобретают мастера, сочетающие практическую игру за доской с занятием задачной композиции.

11. В наши дни игра эта сильно распространяется. Её признают почти во всём мире за полезное умственное упражнение, которое по своему влиянию на интеллектуальные качества человека может сравниться с физической гимнастикой для сохранения и развития телесной силы.

12. Я убедился, в том, что надёжная защита требует гораздо меньшей затраты сил, чем атака, вообще атака имеет шансы на успех, когда позиция противника уже ослаблена.

13. Вообще говоря, я не могу считаться опасным противником в начале игры… мне нельзя класть пальца в рот, несмотря на мои старые годы, я могу укусить.

14. Нельзя искать выигрыш, если нет уверенности в том, что позиция содержит в себе какое-либо преимущество.

На страницу:
2 из 4