Полная версия
Секреты Таро Уэйта-Смит. Все, что надо знать о самой популярной колоде Таро
Отец всегда называл ее «мисс Смит», даже если обращался к ней самой.
В биографиях Памелы и ее партнера по созданию колоды, Артура Эдварда Уэйта, были некоторые сходства – от семейных несчастий до обращения в католицизм. Уэйт и Смит достаточно рано потеряли родителей. Мать Памелы умерла на Ямайке в 1896 году, когда девушке было всего 18 лет. Спустя три года, 1 декабря 1899, в Нью-Йорке внезапно скончался ее отец. Но это еще не все. И у Уэйта, и у Смит были американские корни. Уэйт родился в Америке в семье американца и англичанки, но вырос и прожил до самой смерти в Англии. Он всегда держался настоящим английским джентльменом.
Однако на этом сходства двух биографий, пожалуй, и заканчиваются. Родители Памелы вернулись в Америку и в дальнейшем чередовали американскую жизнь с длительными проживаниями в Кингстоне, что на острове Ямайка. В 1888, когда Памеле было десять лет, она с родителями отплыла из Ливерпуля в Нью-Йорк. Они прибыли 17 декабря, как раз вовремя, чтобы провести рождественские праздники со своими американскими родственниками. Путешествия и знакомства с разными культурами повлияли на Памелу. Ее богемная сущность делала ее похожей на бабочку, которую невозможно приковать к обыденному миру. Она как будто более уютно чувствовала себя в своем воображении, чем в какой-либо земной стране.
После этого жизнь Памелы в связи с работой ее отца проходила между Нью-Йорком и Кингстоном.
Существует множество спекуляций насчет весьма экзотической внешности Памелы, какой мы ее видим на фотографиях. Джон Йейтс в уже упомянутом письме заметил, что она, по его мнению, «выглядит совсем как японка». Об этом спорят по сей день, и этим невозможно пренебречь, если посмотреть на фотографии Памелы. В Интернете есть множество суждений о том, что ее мать могла быть ямайкой или же что она вообще не была родной дочерью Смитов.
Тем не менее факты есть факты, и, погружаясь в жизнь Памелы, мы должны решительно их придерживаться. Свидетельство о рождении Памелы однозначно подтверждает, что она является биологическим ребенком Смитов – и ничто, кроме теста ДНК, не может доказать обратного. Все остальное – не более чем спекуляции.
Впервые прибыв в Вест-Индию, юная Колман Смит должна была ощутить резкий контраст с той средой, к которой она привыкла в Англии. Как бы увлекательно это ни было, ей пришлось приспосабливаться, особенно к местному климату!
9. «Наши приключения». Памела Колман Смит, 1902
4 октября 1893 года Памела прибыла из Кингстона в Нью-Йорк на борту парохода «Ален». Ей тогда было пятнадцать лет, и она путешествовала в сопровождении матери, Коринн Смит, которой было сорок пять. Из первоисточников, таких как данные переписей населения и списки пассажиров, ясно, что миссис Смит часто преуменьшала свой возраст, причем не на год-два, а иногда на целых двенадцать лет. Такая же привычка была, например, у Нелли Тернан (1839–1914), любовницы Чарльза Диккенса. Когда Тернан впервые выходила замуж в возрасте 37 лет, она стерла из своей биографии четырнадцать лет. Она говорила своему мужу, что ей всего лишь двадцать три! Поэтому становится любопытно, не могла ли Коринн Смит, помимо возраста, скрывать еще что-то.
10. «Наши приключения». Памела Колман Смит, 1902
Обосновавшись в Нью-Йорке, 23 октября 1893 года Памела поступила в Институт Пратта в Бруклине, девиз которого – «Оставайся верным своей работе, и работа будет верна тебе». Здесь она обучалась техникам, заложившим фундамент ее уникального стиля, благодаря которому через 17 лет появилось Таро Уэйта – Смит. Одним из преподавателей, оказавших влияние на Памелу, был Артур Уэсли Доу. Она оставила Институт Пратта в 1897 году.
С Эллен Терри и Эди Крэг она познакомилась, вероятно, в 1900 году. У Памелы установились особые отношения с Эди: обе любили веселиться и проказничать. В этой компании Памела рисовала групповые карикатуры и портреты их с Эди в образе «бесенят» Пикси и Пака[10]. Эти карикатуры Памелы и Эди на самих себя также можно увидеть в созданной ими «Книге веселостей Эллен Пег, или Пеггиной книжке в картинках» (1900).
В 1902 году Памела жила с семьей Дэвисов в лондонском районе Кенсингтон. Дэвисы были родственниками Эллен Терри по мужу и тоже принадлежали к театральному сообществу.
28 января 1909 года Памела одна отправилась в путешествие в Нью-Йорк на борту корабля «Миннетонка», чтобы присутствовать на собственной выставке. Она вернется в Англию 24 мая 1909 года.
Эту дату можно считать началом работы над Таро (нам кажется маловероятным, что она могла приступить раньше), которая продолжалась до ноября. Если предположить, что ей понадобилось несколько дней, чтобы распаковать чемоданы, то получится, что на создание колоды ушло не больше пяти с половиной месяцев.
24 марта 1916 года она подала документы на американский паспорт. В графе «род занятий» было указано «художник и иллюстратор», а датой последнего выезда из США значился апрель 1912. Адресом постоянного проживания был указан дом Карлайл-Плейс в Лондоне. Памеле было тридцать восемь лет, ее рост, согласно прилагавшемуся описанию, составлял 5 футов 4 дюйма[11], у нее были «темно-каштановые волосы, карие глаза, широкий нос, округлое лицо, среднего размера лоб и среднее телосложение». Ее гражданство подтверждалось письмами от троих человек, одной из которых была Эллен Терри, проживавшая в то время по адресу № 2, Кингс-роуд, Лондон. Последний факт интересен, поскольку он свидетельствует о том, что Памела, изменившая свой круг друзей к 1913 году из-за обращения в католицизм, спустя три года все еще поддерживала отношения с Терри, причем отношения достаточно близкие, чтобы попросить о подобной услуге.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Нумерация страниц в нем сохранена в более доступном «мягком черном» издании «U. S. Games Systems». – Здесь и далее в сносках – примечания редактора, если не указано иначе.
2
См. http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details/collection_image_gallery.aspx?assetId=1089907001&objectId=725678&partId=1#more-views.
3
Англ. Trumps Major. Уэйт любил так называть мажорные (старшие, большие) арканы Таро, и это «масло масляное» – одна из характерных особенностей его причудливого литературного стиля.
4
См. http://sacred-texts.com/tarot/gbt/.
5
Сефирот (Сфирот) – др. – евр. форма множ. числа от Сефира (Сфира) – «сфера», «область».
6
Inception – научно-фантастический триллер Кристофера Нолана (2010), основанный на идее осознанных сновидений.
7
Например, часто трефы и пики («черные масти») игральных карт соотносят с жезлами и мечами («длинными мастями») Таро, а черви и бубны («красные масти») – с чашами и пентаклями, или монетами («круглыми мастями») соответственно, но есть и другие системы.
8
Лат. ad rosam per crucem, ad crucem per rosam – девиз розенкрейцеров.
9
Посмотреть на него можно здесь: http://www.nationaltrustcollections.org.uk/object/1119077. Обратите внимание, как похож венок на шкатулке на цветочные гирлянды над Магом в колоде Уэйта – Смит.
10
Пикси и Пак – шаловливые существа в кельтской мифологии и английском фольклоре.
11
Примерно 162,5 см. – Прим. перев. (здесь и далее – Роман Черевко).