Полная версия
Описание некоторых моих путешествий по России
Двухоленная упряжка особенно любима эвенками.
Ещё в 18-19 веках эвенки жили по собственному годовому циклу:
Рис. 4. Годовой цикл жизни эвенков 18-19 веков
Годовой цикл эвенков начинался с весны:
– В период Туран (прилёт ворон – март) по окончанию зимней пушкой охоты эвенки переходили в лощины, где начиналась лыжная охота гоном на лосей и других парнокопытных.
– Так продолжалось до периода Хонкан (время отёла парнокопытных – апрель), когда эвенки переходили к рекам и занимались рыболовством.
– В период Дукан (май) уходили на земли богатые гарями и готовились к охоте на оленей. Чумы ставили на опушках неподалеку от речек, где в свободное время могли рыбачить.
– В период Илага (цветение ягод – июнь) перекочевывали вверх по рекам, в скалистые леса.
– В Илкун (наливание ягод – июль) спускались к рекам и озёрам специально для рыболовства. На реках ставили вершки на хариусов и щук, на озёрах ловили рыбу (таймень, ленок, окунь). По ночам лучили с доски.
– С половины периода Ирэн (обдирание коры лиственницы парнокопытными) эвенки уходили в горы.
– К периоду Иркин (обдирание рогов – август, примерно к 1 сентября перекочёвывали в травянистые долины, богатые хвощём, где начиналась охота с трубой «ОРЕВУН»
– Осенью в период Ургун (с началом образования льда на реках и озёрах – сентябрь) откочёвывали в глухие места для охоты на пушного зверя (соболь, выдра росомаха, белка).
– В период Мирэ (декабрь) выходили на обменный торг на ярмарки. И затем опять возвращались в тайгу и охотились до периода Туран (март).
Рис. 5. Оленеводы эвенки
Рис. 6
Рис. 7. Жилище эвенков (тунгусов), которое называется чум
Привожу значение некоторых эвенкийских слов (хорошо, когда в разговоре с незнакомым народом ты вдруг понимаешь некоторые слова, обращённые к тебе).
– Аваньки – эвенки, тунгусы, когиры (люди тундры).
– Агды – гром.
– Агикан – таёжный житель.
– Аксири – бог неба.
– Амикан – медведь, дедушка, предок (эвенк).
– Арангаэ – лобаз, в котором хоронили эвенков.
– Аргиш – вьючный олений караван.
– Богдарин – белый, белая вода, часто водка.
– Байкит – место богатое зверьём, рыбой. Посёлок на Подкаменной Тунгуске.
– Баранчук – ручей, ребёнок.
– Бойе – человек.
– Буркан – маленький остров, кедровый бор.
– Биракан – маленькая речка.
– Голыжник – подлесок.
– Гривы – гребни сопок, покрытые сосновым лесом.
– Догомор – царь неба.
– Дялинэ – таймень.
– Заимка – зимовье, охотничьи хозяйственные постройки.
– Курумник – россыпь валунов на склонах сопок и гор.
– Кухта – сильный иней в тайге (комья снега на ветвях).
– Курья – заводь при впадении в реку ручья или реки.
– Лабаз – хозяйственная постройка для хранения продуктов, защищая их от зверей.
– Люче – русский.
– Му – вода.
– Одын – буря, шквал в образе многоголового чудовища.
– Поняга – заплечная платформа для переноски грузов (разновидность таёжного станкового рюкзак или нашей крестьянской «кобылки»). Как работал я с «кобылкой» описано в моём рассказе Бич.
– Потакуй – сумка из шкур или бересты обтянутая оленьей шкурой.
– Распадок – лощина между двух сопок.
– Стружок – долблёная из осины лодка.
– Толкунцы – стоячие конические волны, в которых «кипит» вода после порога.
– Тунгус – дальний житель, так называли
– Увал – холм.
– Улово – водоворот в ямах после порога.
– Учир – смерч.
– Учуг – верховой олень.
– Хатал – бобёр.
– Хой – болото.
– Хаекта – карликовый кустарник, которым зарастают долины эвенкийских рек и ручьёв.
– Чирки – мягкая обувь для похода.
– Чувакан – вершины гор, сопка.
– Чукатан – щука.
– Шивера – небольшой порог на реке.
– Пасть – западня ловушка. Падающая деревянная ловушка для промысла песцов, лисиц, зайцев. Ловушка с бревенчатым падом.
– Кулема – ловушка на мелкого зверя из брёвен, жердей и досок; ловушка для пушных зверей; ловушка на медведя.
– Черкан – ловушка на мелких пушных зверей особой формы с тесным зажимом, сдавливающим добычу за шею или поперёк тела; «малый самострел» на колонка, горностая, белку.
– Ёхарьё – эвенкийский особый танец-хоровод.
Танец Ёхарьё. Его можно танцевать на любом торжественном мероприятии, например, на дне рождения друга: люди берутся за руки, образуя хоровод. Если вращаться в хороводе по часовой стрелке, нужно выполнять попеременно следующие движения: правая нога идет наперекрест левой, вес тела переносят на носочек правой ноги, затем вес тела переносят на носочек левой ноги, одновременно двигаясь вперед. В центре хоровода стоит «олень»: его руки подняты и скрещены над головой, пальцы на руках растопырены в стороны. «Олень» запевает строчки песни, которую я помещаю ниже, при этом он наклоняет туловище то вправо, то влево, перемещая вес тела попеременно на правую и левую ногу. Хоровод дружно двигается в ритме песни вокруг «оленя» и громко выводит куплет «Ёхарьё-ёхарьё».
Ничто не объединяет так, как веселый и задорный хоровод!
Любимые танец и песня эвенков на общественных праздниках:
На оленях к вам я ехал (олень)Ёхарьё-ёхарьё (все вместе)И, конечно, я приехал (олень)Ёхарьё-ёхарьё (все вместе и т. д.)И поем мы песню этуЁхарьё-ёхарьёВеселей которой нетуЁхарьё-ёхарьёОна звонко раздаетсяЁхарьё-ёхарьёХорошо сегодня пьетсяЁхарьё-ёхарьёНа столе сегодня густоЁхарьё-ёхарьёВ животе у нас не пустоЁхарьё-ёхарьёПеть моя уже усталаЁхарьё-ёхарьёВидно водки мало сталоЁхарьё-ёхарьёТанцевать к столу мы будемЁхарьё-ёхарьёИменинник просто чуденЁхарьё-ёхарьёПоздравляем с Днем рожденьяЁхарьё-ёхарьёМы в хорошем настроеньиЁхарьё-ёхарьёПожелаем: будь здоровымЁхарьё-ёхарьёКо всему всегда готовымЁхарьё-ёхарьёБудь веселый и счастливыйЁхарьё-ёхарьёЭнергичный будь, красивыйЁхарьё-ёхарьёВновь мы за руки возьмемсяЁхарьё-ёхарьёВ ритме танца понесемсяЁхарьё-ёхарьёХорошо, что я приехалЁхарьё-ёхарьёНа собаках долго ехалЁхарьё-ёхарьёИ поем мы песню этуВот и составлено общее представление о местах, где лежит наш маршрут.
Исходя из этого я и буду подбирать участников путешествия, снаряжение и продукты.
Второе преимущество этого маршрута – минимальные подходы к началу пути.
Первое же преимущество – мы со снаряжением едем в лодке.
Рис. 8
Итак, выбор сделан. Осталось только разработать маршрут, сделать его предварительное описание и, по возможности, как можно подробнее. Собрать снаряжение и продукты, получить отпуск и найти желающих пойти со мной. Пойти туда, не зная куда, искать то, не зная что… Но сейчас нужно решать главный вопрос: какая будет группа на этом маршруте. Нужны ещё 1-2 участника. Кого пригласить?
Открою секрет, которым я всегда пользовался, когда мне нужно было найти участников моих походов. Прежде чем выйти на любой маршрут, я всегда изучал все доступные материалы о тех местах, куда я собирался отправиться. Очень часто я с этими материалами знакомил людей во время бесед в нашем клубе туристов, сотрудников нашего предприятия. Многие с удовольствием слушали мои рассказы. Бывали случаи, когда после них мои коллеги по работе предлагали себя в качестве участников моих путешествий. В этот раз вышло так же: я получил 4 заявки на участие в путешествии. Это не много, выбрать возможно (не хватает одного-двух человек). Я договорился с потенциальными попутчиками о времени первой встречи и попросил их выяснить до этого, есть ли возможность получить отпуск на период нашего похода.
На первую встречу пришли только двое – мужчина и молодая женщина. Это была супружеская пара. Вот чего я точно не ожидал, так это того, что заявку оставит женщина. Двое других мужчин, записавшихся предварительно, отказались от участия в путешествии. Это был первый маленький сюрприз: возможностивыбора участников у меня нет, да ещё одна из тех, что есть – дама. А если какое-либо дело начинается с сюрпризов, то, по опыту знаю, жди их и дальше.
Итак, нас трое. Как говорится – ни два ни полтора. Идти на байдарках – значит, у нас будут две двухместные байдарки. То есть все ещё не хватает одного человека. А на байдарках от Ванавары до устья Подкаменной Тунгуски (1146 километров) мы будем идти 35-40 дней. Это нам не подходит. Отпуск на всё, с подходами на маршрут и выхода из него – 30 дней. Предлагаю идти на моторной лодке. Я знал, что у этой пары есть катер «Прогресс» и они время от времени совершают на нём небольшие путешествия по Енисею. В том, чтобы идти на лодке, есть свои плюсы – например, не надо тащить по тайге рюкзаки. Владимир (так звали мужчину) хорошо знал лодочные моторы, на его на катере стоял мотор «Вихрь-М». Да и снаряжение можно взять по полной схеме, не отказывая себе ни в чём. Мотор возьмём с собой, лодку купим в Ванаваре, примерно такую, как на рисунке 9 этого дневника.
Главное, чтобы наша лодка не текла и, конечно, была устойчива к волне. Она должна иметь небольшой киль и уступообразную обшивку. У меня на родине такие лодки хорошо держат волну и не «рыскают» при движении, слушаются вёсел.
Решили: вылетаем из Красноярска в Ванавару. Протяжённость маршрута от Ванавары до устья Подкаменной Тунгуски 1146 км. Затем – посёлки Чамбэ 1120 км, Оскоба 1008 км, Мирюга 896 км, Ошарово 818 км, Усть-Комо 726 км, Славянка (Посёлок Нефтяников) 693 км, Кугома 673 км, Турума 614 км, Байкит 546 км, Полигус 420 км, река Вельмо 282 км, Кузьмовка 203 км, Суломай 74 км, Посёлок Бор на Енисее 1714 метров через реку от устья Подкаменной Тунгуски – окончание маршрута, вылет в Красноярск. У меня тоже был катер «Прогресс», с подвесным мотором «Вихрь-М» мощностью 25 л.с., производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара), но поновее, чем у Владимира. Решаем брать мотор мой, а запчасти соберём от двух моторов.
На это путешествие, если мы будем проходить в день не менее 50-55 километров, нам потребуется 22-24 дня. Очень хорошо, обычная продолжительность моего путешествия.
На первой встрече на этом и договорились. Мне почему-то показалось, что после моего рассказа о лодке, о Ванаваре, о километрах, что ждут нас и длительности путешествия, женщина стала сомневаться в том, стоит ли ей идти с нами. Эту женщину звали Елена, просто – Лена.
Мы договорились встретиться через две недели, 10 мая 1968 года, пока предварительно – пусть каждый подумает, чем бы он хотел заниматься в путешествии. Нам придётся разделить обязанности на маршруте. Когда Владимир и Лена уходили, мне показалось, что на следующую встречу они не придут.
Но я ошибся, они пришли. Я поначалу даже обрадовался, но, как оказалось потом – зря. И вообще, после этого путешествия я дал себе слово никогда не брать с собой женщин в подобные пути. Это как старинная присказка: женщина на корабле – быть несчастью. Но обо всём по порядку.
Рис. 9. Ванавара. «Центр тунгусской цивилизации
На новой встрече мы обсуждаем все вопросы по снаряжению, сроках выхода на маршрут, состав продуктов, делим обязанности, да и просто говорим о том, что нас может ждать на реке. Особое напряжение вызвало обсуждение разделения обязанностей на маршруте, это было заметно по Лене. Я всё понимал и чтобы это напряжение снять, а её успокоить, предложил обсудить мои обязанности.
«Я буду поваром», – сказал я и посмотрел на Лену. Она оказалась умной женщиной, улыбнулась и сказала: «Спасибо». Все сразу развеселились – она очень боялась, что мужики назначат её поваром на все 20-25 дней. Это значило готовить на костре, мыть в холодной воде посуду, вставать иногда раньше других, стирать посудные полотенца, придумывать меню – и всё это надо делать в любую погоду. «Я буду поваром, – продолжил я, – проводником, отвечать буду за основное снаряжение и оружие, за оформление документов. Главное, решающее слово, особенно в сложных ситуациях, будет за мной. Мы здесь должны договориться и безусловно это выполнять».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.