bannerbanner
Развитие диалектического мышления. Задачник
Развитие диалектического мышления. Задачник

Полная версия

Развитие диалектического мышления. Задачник

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

A. Еретики. «Еретики утверждали, что церковь испорчена, а папа – наместник дьявола».

Католическая церковь. «Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству писания, не будет заблуждаться». «Никто ему (Папе) не судья».


B. Еретики. «Они отвергали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные облачения, пышные обряды богослужения. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение „апостольской бедности“ и требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Они сами показывали пример праведной жизни: помогали бедным, питались подаянием».

Католическая церковь. «Образцом считался святой человек, который отрёкся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, стал бедным, даже нищим, отказавшись от имущества – ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных». «Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счёт милостыни. Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым».


C. Еретики. «Единственным источником веры для многих еретиков было Евангелие».

Католическая церковь. «Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии, в том числе: относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианство ввело понятие греха и покаяния: считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить их. Церковь учила никогда не терять надежды». «Проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому».


D. Еретики. «Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности, или мечтали о равенстве в имуществе, или предсказывали, что в близком будущем наступит «Царство Божие на земле».

Католическая церковь. «Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество – на помин или спасение души».


Составление такой таблицы является трудной работой, так как положения еретиков собраны в одном пункте параграфа, а соответствующие им по тематике положения Католической церкви разбросаны по всему тексту параграфа (в том числе и в дополнительных материалах).

После заполнения таблицы ставится следующий вопрос, который подводит учеников непосредственно к выделению диалектической проблемы:


3. Являются ли взгляды еретиков противоположными взглядам Католической церкви?


Наглядность таблицы позволяет сразу обратить внимание на идентичность второго пункта в учении еретиков и канонизированного церковью святого (то есть образца для подражания). Вспоминая о том, чему учит Евангелие, обнаруживается, что и по третьему пункту разногласий нет; при этом находит оправдание и наличие церковной собственности в четвёртом пункте (тем более что он не является принципиальным, так как это лишь спор с позицией «некоторых еретиков»). В отношении первого пункта ключевым оказывается вопрос о том, являются ли синонимами понятия «испорчена» и «заблуждается» или они относятся к разным сферам: поведению и мышлению.

И тогда уже возникает главный вопрос:


4. Почему же при равенстве основных позиций еретики боролись с церковью?


Вопрос, сформулированный в результате работы, представляет собой применение диалектического мыслительного действия отождествления, когда противоположные объекты оказываются идентичными. И тогда мы начинаем отходить от примитивной схемы подачи исторического материала (при этом ещё и с провоцирующим оценивающим выводом о предполагаемой «позитивности» тех, кто борется с «негативным») и погружаемся в сложную «плоть истории» с её неодномерностью и при этом закономерностью.


На материале этого же параграфа по истории можно сконструировать и другую диалектическую задачу. Правда, в этом случае оппозиции не заданы явно, но их можно обнаружить в тексте учебника.


Задача №2.

Тот же предмет, тот же учебник, тот же параграф.

Обратите внимание на отрывок из параграфа: «В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции». Что в этих предложениях противоречит основному тексту параграфа?

В данном отрывке даны два утверждения:

1) поход организовывался против еретиков, так как они выступали против Церкви;

2) поход организовывался против еретиков, потому что они были богаты.

И если первое утверждение логично вытекает из рассказа о взаимоотношениях Папской власти и еретиков (как они поданы в учебнике), то другое обнаруживает скрытое, не сразу улавливаемое содержание (еретики призывали к бедности, но жили богато), при раскрытии которого появляется возможность задуматься о соотношении реальных дел и идеологических положений еретиков (о несоответствии идей Церкви и их реального воплощения материал параграфа рассказывает открыто).


В дальнейшем мы брали учебники своих детей по разным предметам, открывали на любой странице, читали открывшийся параграф и пробовали составить на его материале диалектическую учебную задачу. Разумеется, при этом мы привлекали и свои несистемные знания, имеющие отношение к изучаемому предмету. Но учитель в этом отношении имеет перед нами преимущество, так как его знания в изучаемой области и систематичнее, и обширнее.


Задача №3.

Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2-й. Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России).

Тема: Родословная (с. 46—47).

Посмотрите на рисунок Серёжи и Нади, на котором они изобразили свою родословную. Может ли дядя (2-е поколение) быть старше дедушки (1-е поколение)?

Решение задачи позволит понять, насколько правильно дети уяснили, что структура семьи отражает характер родственных связей, а не возрастных.

Дополнительный вопрос: а может ли внук (3-е поколение) быть старше дедушки (1-е поколение)?

При решении задачи используется диалектическое мыслительное действие превращение (при ответе на первый вопрос: дядя – тот, кто старше; дядя – тот, кто младше), замыкание (при ответе на второй, провокационный вопрос: задана логика, что представитель «старшего» поколения не обязательно старше; происходит возвращение к исходному представлению, но уже на новом уровне понимания) и смена альтернативы (родословная – это отношения «старшие-младшие»; родословная – это отношения «родители-дети»).


Задача №4.

Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2-й. Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России).

Тема: Как читать карту (с. 94—95).

В параграфе под номером 1 идёт задание: «Научимся определять на карте стороны горизонта». После этого даётся разъяснение: «Север на карте вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа».

После работы с географической картой России, представленной в учебнике, и с картой мира на стене или экране (обращая внимание, что Россия находится на севере, а на юге – Антарктида), педагог показывает рядом (так, чтобы обе были хорошо видны) карту мира, которая применяется в Австралии (на которой юг находится в верхней части карты, а север – в нижней; карту можно найти в интернете), и просит показать на ней одну из сторон: север, юг, восток, запад (лучше юг, потому что на австралийской карте снизу находится Россия). После того, как дети ответили, педагог просит сказать, где на этой карте расположены Россия и Антарктида (на севере или на юге), и спрашивает: «Так на самом деле, где же они расположены?».

Результатом будет продвижение в понимании карты, как системы знаков, как условности, как средства, созданного людьми и функционирующего по договорённости. После этого можно просить детей предположить, какой может быть карта мира в Соединённых Штатах Америки, Южно-Африканской республике, Чили, и нарисовать схематично иную карту мира. В ходе работы неизбежно всплывает астрономическая тематика; вечный детский вопрос об антиподах, которые живут «внизу» и ходят кверху головой; проблема «верха» и «низа» Земли.

В ходе работы активируется у школьников диалектическое мыслительное действие превращение.


Задача №5.

Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2-й. Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России).

Тема: Как читать карту (с. 94—95).

На материале этого же параграфа можно сформулировать следующую задачу: «В каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть: а) из Каира в Берлин (города показывает учитель); б) из Москвы в Нью-Йорк; в) из Токио в Вашингтон; г) из Мельбурна на Северный полюс». Для обсуждения желательно иметь глобус, но демонстрировать его не сразу.

В процессе обсуждения обнаруживается, что для попадания в город, расположенный на карте на западе, можно двигаться на восток; для того, чтобы попасть в город, расположенный на западе, можно двигаться на север; для того, чтобы попасть в любую точку, можно двигаться в любом направлении.

Диалектические мыслительные действия: превращение (двигаться на восток, чтобы попасть в западную страну); смена альтернативы (противоположности: восток – запад; противоположности: начало пути – конец пути); отождествление (путь на восток и запад приводит в одну точку).


Задача №6.

Учебный предмет: обществознание. Класс: 6-й. Учебник: Обществознание, 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с.: ил. – (Академический школьный учебник).

Тема: Человек в группе (с. 58—66).

На с. 62 дети читают следующий отрывок: «С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестное прозвище, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует благодарности, премии, медали, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др. Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом санкции. Санкции являются охранниками групповых норм».

На с 63 напечатан вопрос: «Выскажи своё мнение, всегда ли это хорошо. Поясни свой ответ».

Школьникам предлагается ответить на вопросы, поставленные несколько иначе:

а) назови группу (или опиши её), от которой тебе не хотелось бы получать в качестве поддержки благодарности, премии, медали, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.;

б) назови группу людей (или опиши её), усмешки, злые шутки которых были бы для тебя поощрением, а отказ подавать тебе руку – наградой.

В качестве примеров учитель использует не только ситуации из окружающей жизни, но и материалы из истории или литературы, в которых представлены группы людей, исповедующих ценности, с которыми можно или нужно не соглашаться (например, известные книга В. Железникова и фильм Р. Быкова «Чучело» да и любые хорошие книги для детей; или факты биографии известных людей).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2